Формирование дизайна как область производственного искусства в Советской России приходится на 1920-е годы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История России. 11 класс. Ссср в 1920—1930-е годы Ссср в 1920-е годы. 1 82.87kb.
«Стримлайн» в сша, транспортный дизайн в СССР перед второй мировой... 1 82.84kb.
Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской... 1 124.26kb.
Факультут дизайна 1 99.16kb.
Пути развития станкового искусства в 1920-е годы. Идейная платформа... 1 171.04kb.
Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России... 5 681.16kb.
Литература первой половины ХХ века 1920 1950-е годы 8 1139.17kb.
Внешняя политика Советской России в 1920 – 1930 гг 1 22.53kb.
Советское государство и общество в 1920-1930-е годы 3 423.31kb.
Программа дисциплины «История искусства и дизайна» 8 1429.09kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру 1 162.06kb.
Котел водогрейный пульсирующего горения 1 94.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Формирование дизайна как область производственного искусства в Советской России приходится - страница №1/1

"Баухауз" (Bauhaus), Высшая школа строительства и художеств, конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии. Основана в 1919 архитектором В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено фашистами. Руководители "Б.", опираясь на эстетику функционализма, ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. В "Б." главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики. Преподавательскую и творчески-экспериментальную работу в "Б." вели крупные архитекторы-функционалисты, пионеры современного дизайна, а также некоторые художники-авангардисты. Теоретическая и практическая деятельность "Б." сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировой архитектуре 20 в. и становления современного художественного конструирования. В области изобразительного искусства "Б." был, в сущности, центром мирового формализма. Его теоретики и главные вдохновители выражали ошибочные взгляды на природу и задачи искусства, отрицали идейность искусства, отрицали реализм.

Формирование дизайна как область производственного искусства в Советской России приходится на 1920-е годы. Наиболее авторитетные творческие концепции дизайна проявились по ВХУТЕМАСе, глее под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий был подготовлен первый отряд советских дипломированных дизайнеров.

ВХУТЕМАС сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории ХХ века, по достоинству оцененный всей мировой общественностью.

Традиции промышленного искусства в России существуют с XIX века. В 1825 году по инициативе графа Строганова в Москве открылась "Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам". К концу века аналогичные школы и училища, готовившие "ученых-рисовальщиков" среднего и высшего уровня для художественной промышленности, существовали в Санкт-Петербурге, а также на Урале.

После Октябрьской революции 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Ренессанса. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя [1, с.40-44]. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ.

Однако, уже первый год обучения по новой методике выявил целый ряд существенных недостатков. Главный из них заключался в "субъективности" обучения: студенты, осваивая профессиональные приемы того или иного мастера, не получали широкого художественного образования. Такая ситуация не устраивала не только самих радикально настроенных студентов, которые требовали замены "субъективных" методов обучения "объективными", но и многих преподавателей, у которых преобладало стремление выработать некие "объективные" приемы формообразования, научно обосновать свои творческие эксперименты, свои критерии оценки произведений искусства.

Становилось все более ясным, что отвергнутую академическую систему преподавания необходимо заменить новой, тщательно разработанной педагогической системой, а не кустарными приемами цехового обучения. Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советской России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они преследовали как минимум три цели. Во-первых, это "объективизация" процесса обучения художественным дисциплинам. Во-вторых, сближение различных видов искусства и выработка общей методики их преподавания. В-третьих, сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством.

ВХУТЕМАС отразил в себе всю сложность и противоречивость протекавших в Советской России творческих процессов. В его недрах возникли или тесно связаны с ним многочисленные творческие объединения и группы - Обмоху, АСНОВА, ОСТ, ОСА, АРУ, "Рост" и мн. др. В эти объединения и группы входили преподаватели, выпускники и студенты ВХУТЕМАСа, превращая его в бурлящий котел, где шла борьба различных творческих концепций, бушевали страсти, низвергались одни идолы, появлялись новые кумиры.

Спецификой ВХУТЕМАСа, отличавшая его от других вузов, была чрезвычайная активность студентов в определении творческой направленности вуза. Студенты ощущали себя во ВХУТЕМАСе раскованно и принимали участие в его общественной жизни на равных с преподавателями. Такая необычная самостоятельность студентов многократно усиливала творческий потенциал ВХУТЕМАСа как генератора новых формообразующих и стилеобразующих идей, превращала его в катализатора этих идей.

В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).

В конце 20-х годов страна переживала подъем в связи с ускоренной индустриализацией. Обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образованием, а также недостаточная их связь с реальными практическими задачами. Состоявшийся в 1929 году Пленум ЦК ВКП (б) дал установку: "Расширить сеть втузов нового типа с резко выраженной специализацией по определенным отраслям промышленности с сокращением сроков обучения (3 года), установив предельным сроком для всех остальных втузов 4 года обучения...". Проводившаяся в 1929-1930 гг. реформа высшего образования преследовала цель приблизить профиль выпускаемых специалистов к запросам конкретных отраслей народного хозяйства. В связи с этим был расформирован ряд комплексных высший учебных заведений, готовящих специалистов для различных областей народного хозяйства. Одним из таких комплексных вузов и был ВХУТЕИН, который в 1930 году был расформирован с распределением факультетов по соответствующим ведомствам. На его основе были созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.

Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования".

ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного. Положение всех факультетов было равным.

Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских стали своеобразной лабораторией, где формировался новый вид проектно-художественной деятельности, получивший позже название "дизайн". Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированный дизайнеров ("инженеров-художников") шел сложный процесс поиска и уточнения сферы и профиля новой деятельности, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования.



Обучение во ВХУТЕМАСе строилось "от общего художественно-пластического образования, через специальное художественное к профессиональному образованию". Соответственно была построена и структура института: он включал, помимо специальных факультетов, обязательное для всех вводное Основное отделение. Вводное обучение осуществлялось по четырем так называемым "концентрам" (направлениям): графическому, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному. Дисциплины: "Графика", "Цвет", "Объем" и "Пространство" преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался единый фундамент художественных средств формообразования для "инженеров-художников" всех отраслей промышленности. При этом на пропедевтических курсах предусматривалась определенная профессиональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным материалом архитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художественной выразительности обращались прежде всего к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую субстанцию - глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т.д., но и элементы построения формы - объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта.




Можно было подумать, что в его голове несколько мозжечков. Станислав Ежи Лец
ещё >>