Физическая культура и спорт» Москва «Физкультура и спорт» 2001 ббк 75. 717. 5 П37 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Физическая культура и спорт» Москва «Физкультура и спорт» 2001 ббк 75. 23 5419.48kb.
Библиотекарь: Кошкина Н. В 1 113.83kb.
М. С. Фарафонов москва «физкультура и спорт» 1980 ббк 75. 717. 5 769.05kb.
Литература Аветисов Э. С. «Близорукость» 1 54.97kb.
В. Симфония жизни (популярная физиология человека) москва «физкультура... 13 3666.92kb.
«физическая культура, спорт, здоровье в жизни молодежи» 5 1307.43kb.
Отчет о работе в фсимо в 2011 году 1 78.67kb.
Богатырев Е. Г. Б73 Сергей Бубка.— М.: Физкультура и спорт 10 2250.85kb.
Положение о Спартакиаде фгбоу впо «мгупп» по кафедре «Физическая... 1 215.23kb.
Викторина «Спорт, спорт, спорт» 1 19.33kb.
Викторина "Спорт, спорт, спорт" 1 20.38kb.
«История Олимпийских игр» 1 65.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Физическая культура и спорт» Москва «Физкультура и спорт» 2001 ббк 75. 717. 5 П37 - страница №1/23

ПЛАВАНИЕ.

УЧЕБНИК

«Физкультура и Спорт»


ПЛАВАНИЕ

Под общей редакцией профессора Н.Ж. Булгаковой

Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 -«Физическая культура и спорт»

Москва

«Физкультура и спорт» 2001



ББК 75.717.5

П37 УДК 797.2

Авторский коллектив:

профессор В.З. Афанасьев; профессор, член-корреспондент РАО Н.Ж. Булгакова;

профессор Л. П. Макаренко; доцент С.Н. Морозов; профессор О.И. Попов;

доцент И.В. Чеботарева

Рецензенты: Т.М. Абсалямов, зам. начальника Управления науки, инвестиционной политики



и государственного регулирования Государственного комитета

Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, профессор;

B.C. Васильев, зав. кафедрой спорта Московского педагогического

университета, профессор;

С.А. Гониянц, зав. кафедрой теории и методики комплексных форм физической культуры РГАФКа, профессор

Издание охраняется в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование, как полностью, так и частично, без согласия правообладателей влечет за собой предусмотренную законом

ответственность. ■. J ■ ■

П 37 Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгако.-вой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил.

ISBN 5-278-00707-9

В учебнике, подготовленном авторским коллективом кафедры «Теория и методика спортивного и синхронного плавания, аквааэро-бики, прыжков в воду и водного поло» Российской Государственной академии физической культуры, использован богатый научный и ме­тодический опыт работы кафедр плавания институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических ву­зов, отраженный в учебниках, учебных пособиях и статьях, опублико­ванных в последние годы, а также практический опыт передовых тре­неров-преподавателей по плаванию.



ББК 75.717.5 ISBN 5-278-00707-9

© Издательство «Физкультура и спорт» — официальный издатель Олимпийского комитета России, 2001



ВВЕДЕНИЕ

Учебник написан в соответствии с Государственным стандар­том высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура и спорт» по профессионально-про­фильному предмету «Плавание и методика преподавания», входя­щему в дисциплину «Теория и методика базовых видов физкуль-турно-спортивной деятельности».

В нем раскрываются специфическая особенность плавания как вида спорта и физических упражнений, связанных с двигательной активностью в водной среде; его гигиеническая, лечебно-оздоро­вительная, прикладная и спортивная ценность.

Плавание характеризуется как единственно возможный вид физических упражнений, который рекомендуется людям, имею­щим существенные ограничения для занятий физической культу­рой на суше (варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), а также при реабилита­ции ампутантов, слепых, больных церебральным параличом и др.

В учебнике представлен материал, отражающий современные направления работы по плаванию: обучение плаванию как жиз­ненно необходимому навыку; начальная тренировка в плавании и видах спорта, базирующихся на навыках плавания и ныряния; профессионально-прикладная подготовка в плавании; лечебно-оздоровительное (реабилитационное) плавание; фитнес (оздоро­вительное плавание) и кондиционная тренировка в плавании; проведение зрелищно-театрализованных мероприятий и праздни­ков на воде. В соответствии с этим выпускник вуза получает зна­ния, умения и навыки по:


  1. организации массовых гигиенически-оздоровительных заня­
    тий и закаливающих процедур с людьми всех возрастов — от груд­
    ного до пожилого;

  2. проведению массового обучения плаванию детей и подрост­
    ков;

  3. организации безопасности в местах купания и массового
    обучения плаванию;

  4. обучению людей разного возраста навыкам кондиционной
    тренировки и самоконтроля;

  5. внедрению норм грамотного поведения на воде при купании
    в естественных водоемах; . . ... ,, , ■■ •■^.. t

  1. проведению занятий по прикладному плаванию (в особенно­
    сти по спасению тонущих и оказанию им первой помощи);

  2. проведению занятий по оздоровительно-лечебному плава­
    нию;

  3. проведению начальной тренировки спортсменов, специали­
    зирующихся в плавании, плавательных многоборьях, водном поло,
    подводном спорте, прыжках в воду, синхронном плавании и др.;

  4. решению задач профессионально-прикладной подготовки (в
    первую очередь — службы в Вооруженных Силах);

10) пропаганде плавания как жизненно необходимого навыка и
оздоровительно-прикладного вида физических упражнений и
спорта, внедрению его в быт каждой семьи;

1 ]) сооружению простейших плавательных бассейнов и изгото­влению необходимого инвентаря;

12) проведению массовых соревнований, игр, развлечений и праздников на воде.

Согласно определившейся логике курса, в учебнике выделены следующие главы: «Плавание как вид физических упражнений и спорта», «Основы техники спортивного плавания», «Техника спортивных способов плавания», «Основы обучения и трениров­ки», «Средства и методы обучения и тренировки», «Методика обу­чения технике спортивных способов плавания и совершенствова­ния в ней», «Начальная тренировка в плавании», «Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию», «Основы при­кладного плавания», «Техника и методика обучения прикладному плаванию», «Плавание в системе физического воспитания».

В главе «Плавание как вид физических упражнений и спорта» раскрывается историческая обусловленность развития плавания как жизненно необходимого навыка, уникального вида физиче­ских упражнений, имеющего оздоровительное и прикладное зна­чение. В ней обозначены основные направления работы в плава­нии, требующие подготовки специалистов разного профиля.

В главах «Основы техники спортивного плавания», «Техника спортивных способов плавания», в разделе «Техника прикладного плавания» приводятся сведения о биомеханических закономер­ностях техники спортивных и прикладных способов плавания и ныряния, требования к рациональным ее вариантам. Содержание этих глав способствует сознательному освоению учебного матери­ала и позволяет будущим преподавателям анализировать технику плавания, доходчиво объяснять занимающимся сущность выпол­няемых упражнений, тем самым сокращая сроки и повышая каче­ство обучения.

Содержание глав «Основы обучения и тренировки», «Средства и методы обучения и тренировки», «Методика обучения технике спортивных способов плавания и совершенствования в ней», раздела «Методика обучения прикладному плаванию» имеет прак­тическое значение. В них раскрываются вопросы организации массового обучения плаванию и обосновываются методические требования к выбору средств и методов обучения спортивным и прикладным способам. Здесь же представлены разнообразные иг­ры и развлечения на воде, направленные на решение учебных за­дач на различных этапах обучения и совершенствования техники плавания — с учетом возраста и плавательной подготовленности занимающихся. Изучение этих глав необходимо для подготовки студентов институтов физической культуры к практической рабо­те по массовому обучению плаванию.

В главе «Начальная тренировка в плавании» раскрываются пе­дагогические основы начальной спортивной подготовки, приво­дятся требования по планированию и самоконтролю в тренировке оздоровительной направленности, а также типовые программы кондиционной тренировки для людей разного возраста с различ­ным уровнем подготовленности.

В связи со спецификой плавания как вида спорта с особой ост­ротой встают вопросы обеспечения безопасности при проведении занятий на воде, рассмотрению которых посвящена глава «Осно­вы прикладного плавания». Вот почему первоочередными задача­ми обучения студентов являются приобретение необходимых зна­ний, умений и навыков по предупреждению травм и несчастных случаев, спасению тонущих и оказанию доврачебной помощи по­страдавшим на воде, использованию навыков плавания и ныряния в прикладных целях. Все эти направления в учебной работе по плаванию отражают методику профессиональной подготовки сту­дентов в современных условиях.

Развитие плавания требует изучения не только вопросов мето­дики обучения и тренировки, но и условий для осуществления учебно-тренировочного процесса. В главе «Организация и прове­дение занятий и соревнований по плаванию» освещен практиче­ский опыт по использованию естественных водоемов и искусст­венных бассейнов для обучения плаванию, проведения трениро­вок, а также соревнований и праздников на воде.

В главе «Плавание в системе физического воспитания» рассма­триваются вопросы проведения занятий по плаванию в государст­венных, общественных и коммерческих организациях с различ­ным возрастным контингентом. Здесь впервые приводятся мето-

дические материалы для занятий оздоровительно-лечебным пла­ванием с детьми грудного возраста и правила проведения купаний в домашних условиях.

Практическую ценность представляет также информация о структуре и содержании работы Всероссийского общества спаса­ния на водах, подготовке инструкторов по плаванию, а также о юридических нормативах индивидуальной трудовой деятельности в плавании.

К каждой главе прилагаются перечень контрольных вопросов и заданий для самопроверки и список рекомендуемой литературы, что повышает дидактическую ценность книги.



Глава 1.

ПЛАВАНИЕ КАК ВИД ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА

1.1. Краткая история развития плавания

Специалисту по физической культуре и спорту, изучающему предмет «Плавание и методика обучения», необходимо ознако­миться с его историей, ибо, как писал Н.Г. Чернышевский, «без истории предмета нет теории предмета. Без теории нет и мысли о предмете».





Многие исторические фак­ты и основные этапы развития плавания, приведенные в этом разделе, могут быть использо­ваны будущим педагогом в вос­питательной работе со своими учениками, а также при веде­нии агитационно-пропаган­дистской работы по физиче­ской культуре и спорту.

Со времени своего появле­


ния на Земле человек всегда
был связан с водой. Именно в
долинах больших рек — Нила,
Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янц­
зы, Инда и Ганга — зародилась
человеческая цивилизация. Во­
да имела огромное значение в
жизни первобытных людей, что
послужило причиной обожест­
вления этой стихии, внушав­
шей слабому еще в борьбе с
природой человеку чувство
Рис. ?. Посейдон. Римская мраморная преклонения и страха,
копия с греческого оригинала 2-й Культ ВОДЫ существовал

половины IV века до н.э. практически у всех народов с




Рис. 2. Переправа египетских воинов. Рельеф в усыпальнице Рамзеса II (1250 г. до н.э.)

самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон (рис. 1); много позднее (III в. до н.э.) у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном.

Огромное значение воды в жизни людей требовало приспособ­ления к этой необычной среде. Ведь, впервые попав в воду, чело­век тонет. Поэтому плавание — жизненно важный навык, связан­ный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней.

Умение плавать порой становилось решающим во время войн — особенно во время морских сражений. Представление о примене­нии в древние времена плавания в военных целях дает барельеф в усыпальнице Рамзеса II (рис. 2). На нем изображена переправа египетских воинов через реку Оронт. Один из воинов плывет спо­собом, похожим на кроль, а другой — выполняя одновременный гребок двумя руками; многие воины помогают своим, видимо ра­неным, товарищам переплыть реку или вылезти на берег, где по­страдавших переворачивают вниз головой для удаления воды, по­павшей внутрь.

Широко применяли египтяне плавание и в повседневной жиз­ни. Об этом можно судить по художественно выполненным туа­летным коробочкам и ложечкам (рис. 3).

Специальное обучение плаванию в Ниле было привилегией зна­ти, обязательной для детей фараонов. На гробнице правителя Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э., сохранилась надпись: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми».

8




Рис. 3. Туалетная коробочка для мази в виде плывущей девушки (1380 г. до н.э.]

В Древней Греции также ценилось умение плавать. Правда, плавание не было включено в программу древних Олимпийских игр. Однако с 1300 г. до н.э., во время проведения Истмийских игр и ежегодных празднеств в Гермионе в честь морского повелителя Посейдона, состязались в плавании и музицировании.

Павсаний и Геродот описывают подвиг ныряльщика Сциллиса, потопившего в 470 г. до н.э. персидский военный флот. В бурю он подплывал к вражеским кораблям и перерезал якорные канаты, вследствие чего суда разбивались о прибрежные скалы. Возвраща­ясь назад, Сциллис проплыл около 5 км, часто ныряя, чтобы не попасть на глаза врагам. За это греки поставили ему статую в Дель-фах. Предание гласит, что он при этом действовал вместе со своей дочерью Хиндой, которая так свободно чувствовала себя в воде, что получила прозвище Возлюбленной бога морей.

О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: «Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, пла­вать и читать не умеют, вверить службу?» В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным.

Умению плавать отдавали должное и древние римляне. Леген­дарные полководцы Гай Юлий Цезарь, Гней Помпеи, Марк Анто­ний, Октавиан Август не только сами были отменными пловцами, но и умело обучали плаванию своих легионеров. А Гай Юлий Це­зарь с поистине императорским размахом устраивал в Риме гранди­озные «морские сражения», в которых участвовали тысячи воинов, демонстрировавших абордажные схватки, умение плавать и ны­рять, вести единоборство в воде, атаковать корабли, переправлять­ся в полном вооружении (рис. 4). Римские войска имели на кораб­лях специально обученные отряды пловцов, которым вменялись в обязанность ремонт подводной части судов и морская разведка.

Рис. 4. Морской бой на арене цирка, заполненной водой

Плавание с хороводами на воде под музыку входило в програм­му грандиозных водных феерий, ежегодно проходивших в Древ­нем Риме. При древнеримских общественных банях — термах строились открытые и закрытые купальни. Развалины терм, яв­лявшихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями, сохранились до наших дней (рис. 5). Некоторые термы имели несколько плавательных бассейнов размером 100 х 150 м. Просвещенные римляне обучали плаванию и детей.

Еще на заре цивилизации люди знали о целебных свойствах во­ды. Все религии предписывали необходимость «очищения тела» и совершения омовений. Слово «гигиена» греческого происхожде­ния и означает — «здоровый». В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ Гигиеи — богини здоровья. «Римляне от всех бо­лезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей», — так утверждал писатель того времени Плиний. Ку­паться ежедневно по несколько раз было обычаем.

Закаливающее действие воды использовалось многими народа­ми также с давних времен. Широко известен русский обычай ку­пания в проруби. Иностранцев всегда поражала русская закалка. Так, камер-юнкер Берхольц, находившийся при дворе Петра 1, пи­сал: «Русские бросаются совершенно нагие из самых жарких бань

10




в самую холодную воду и чувст­вуют себя очень хорошо, пото­му что с детства привыкли к этому».

Рис. 5. Термы императора Каракаллы

Наши предки хорошо плава­ли. По свидетельству совре­менников, древние славяне бы­ли «особенно способны пере­правляться через реки потому, что больше и лучше, чем ос­тальные люди, умели держать­ся на воде». В старинной Ипатьевской летописи запе­чатлен замечательный патрио­тический подвиг русского от­рока, который, несмотря на преследование, переплыл из внезапно осажденного печене­гами Киева на другой берег Днепра, добрался до военного стана князя Святослава и сооб­щил ему о нашествии врага. Таким образом, отважный пловец спас столицу от разграбления и разрушения, а население — от истребле­ния и плена.

Византийский историк Маврикий, который путешествовал по Древней Руси, свидетельствует, что славяне были даже более ис­кусными пловцами, чем представители иных племен и народов. Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, ды­ша через трубку, изготовленную из камыша.

Многие первые соревнования по плаванию носили ярко выра­женный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновре­менно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в награду шелко­вую рыбацкую сеть.

После падения Рима в 476 г. европейская культура на несколь­ко веков пришла в упадок. В средние века плавание считалось гре­ховным занятием. Человечество дорого заплатило за длительное отлучение от воды. Эпидемии тифа, холеры, чумы беспощадно уничтожали целые города. Однако, здравый смысл постепенно



11

брал верх, и в романских и германских странах плавание стало входить в систему физического воспитания детей дворян — буду­щих воинов.

Средневековые воины-феодалы отлично понимали значение плавания. В «Зеркале рыцаря», где перечислялись главные качест­ва, необходимые рыцарю, указывалось, что он «должен уметь пла­вать в броне на животе и на спине». Правда, многие рыцари пла­вать не умели. Конечно, отдельные хорошие пловцы были и в средние века. Так, иезуит Афанасий Кирхнер сообщает об извест­ном пловце и ныряльщике XIV в. некоем Николае из Сицилии, проводившем бо'льшую часть своей жизни в воде и прозванном за свое редкое по тем временам умение Николай-рыба. Его гибель отражена в балладе «Кубок», переведенной В. Жуковским.

Эпоха Возрождения полностью вернула интерес к плаванию. Итальянский педагог Витторио де Фольте организовал в 1424 г. школу под названием «Дом радости», где проводилось организо­ванное купание. Там же, в Италии, в 1515 г. были проведены пер­вые из достоверно известных соревнования по плаванию. В 1538 г. вышла в свет первая книга, посвященная плаванию, автором кото­рой был датчанин Н. Винман.

Не оставили своим вниманием плавание и великие гуманисты-просветители эпохи Возрождения — чех Ян Амос Коменский и ан­гличанин Джон Локк. Последний считал, что джентльмен в рав­ной мере мужественно должен преодолевать трудности не только в личной и общественной жизни, но также в бою и на море. Плава­нию была посвящена книга немецкого педагога физической куль­туры и спорта XVHI-XIX вв. Гутс-Мутса.

В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное наставление «Научение, как солдатам оружием владети» подчеркивает необходимость для каждого воина уметь плавать и на­ставляет предпринимать необходимые меры по организации обуче­ния плаванию. При Петре I плавание было введено в число учебных дисциплин в Морской Академии и Императорском сухопутном ка­детском корпусе. Приказ Петра I гласил: «...Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты». Боль­шое значение умению плавать придавал Александр Васильевич Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь. В «Правилах медицинским чинам» он требовал предупреждать заболевания «чистотой, необходимой во всем, свежею пищей и питьем и ежедневным купанием».

Мысль о необходимости массового обучения плаванию утвер­ждалась многими славными сынами России. В 1829 г. в соответст-



12

вии с «Инструкцией, предписанной от Его Императорского Высо­чества Великого князя Константина Павловича», с целью форми­рования отрядов из лучших пловцов для выполнения специальных заданий в воде, во второй саперной бригаде русской армии были проведены первые в России соревнования на реке Березине. Их программа включала два упражнения: «ходьбу» в вертикальном положении, не касаясь ногами дна, на дистанцию 25 саженей и плавание на спине на дистанцию 100 саженей. Соревнования ста­ли традиционными, и в 1832 г. их программа была дополнена еще одним упражнением — стрельбой из ружья в цель на берегу из по­ложения «плавая стоя», которое в последующие годы нашло ши­рокое применение в боевой подготовке русских войск.

Стимулом для дальнейшего развития плавания в европейских странах послужило то обстоятельство, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших. Опыт Отечественной войны 1812 г. (а впоследствии — Великой Отечест­венной войны 1941 — 1945 гг.) показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубежах. Массовое форсирова­ние войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Буг, Не­ман, Дунай, Висла, Одер, стало образцом военного искусства. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружи­ем способствовало успешному проведению боевых операций и спасению жизни воинов.

Уже в начале XIX в. плавание изучалось в военных учебных за­ведениях многих европейских стран. Кроме того, стали появлять­ся различные общества и кружки любителей плавания. Первая школа любителей плавания была основана в 1785 г. в Париже. В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве. Жур­нал «Северная пчела» сообщал об этой школе следующее: «В Пе­тербурге занимается фехтмейстер Гризье. Мы видели его учеников, мальчиков, которые плавают и ныряют, как рыбы в просторных ваннах, в самой Неве в бурную погоду. Желательно, чтобы и другие молодые люди воспользовались его наставлениями». А в 1834 г. в Петербурге, близ Летнего сада, была открыта общедоступная шко­ла плавания, которой руководил прибывший из Швеции препода­ватель гимнастики Густаф Паули. Там обучали плавать «по-лягу­шачьи на брюхе», «на спине», «на боку», «по-собачьи», «саженка­ми», с оружием, а также спасению тонущих. Среди ее завсегдатаев были Пушкин, Вяземский, Плещеев.

Первые в России современные спортивные соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком любителей плавания в Павловске, на реке Славянке. Были построены крытые бассейны

13

в московских Центральных банях, еще через три года — в знамени­тых Сандунах, а в 1902 г. - при Киевском кадетском корпусе.

Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове, недалеко от Петербурга, в 1908 г. Школа была организо­вана на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. В течение летнего сезона здесь занималось до 400 че­ловек. Занимавшиеся сдавали экзамен и могли получить звание ма­гистра плавания. Магистр плавания должен был выполнить норма­тивы по 12 дисциплинам, в том числе: проплыть 3000 м брассом, 1500 м на спине, 1350 м в одежде, 30 м с камнем (весом не менее 2 кг), прыгнуть в воду с 7-метровой вышки, продемонстрировать приемы спасения тонущих. По выходным дням в школе проводи­лись праздники с участием лучших учеников и учителей, с выполне­нием различных фигур на воде, демонстрацией различных способов плавания и ныряния, прыжками в воду с трамплина и вышки, состя­заниями в скорости плавания и сноровке при спасении «тонущих», «сражениями» на лодках со сбиванием противника шестом в воду.

Магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Сток­гольме.

В 1889 г. в Будапеште состоялись первые международные сорев­нования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Гер­мании и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие.

Популярность плавания в мире, включение его в программу Олимпийских игр и стремление к интеграции национальных сою­зов пловцов привело к созданию в 1908 г. Международной люби­тельской федерации плавания (ФИНА), что послужило дальней­шему развитию этого вида спорта, расширению его представи­тельства в олимпийской программе. Сейчас ФИНА объединяет более 120 национальных федераций. Возникновение Междуна­родной любительской федерации плавания позволило создать си­стему соревнований, именуемую календарем, упорядочить прави­ла проведения соревнований, что обусловило выделение различ­ных спортивных способов плавания. В настоящее время в спор­тивном плавании применяются четыре основных способа: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин) и брасс.

Техника спортивных способов плавания сформировалась в ре­зультате совершенствования самобытных способов — «саженки», «по-собачьи», «бочком», «на спинке» и т.п. Описание этих спосо­бов можно встретить в романе французского писателя-гуманиста

14

XVI в. Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Вот что он пи­шет о воспитании великана Гаргантюа: «...Он упражнялся в плава­нии в реке, плавал на груди, на спине, на боку, всем корпусом, од­ними ногами, выставляя из воды одну руку, в которой держал кни­гу; так он переплывал всю Сену, не замочив книгу и держа в зубах плащ на манер Юлия Цезаря; потом при помощи одной только ру­ки со страшной силой вскакивал в лодку, выбрасывался из нее снова в воду вниз головой, исследовал дно, шарил в подводных камнях, нырял в омуты и водовороты».

Особенно подробно рассматривались возможные способы пла­вания в первых методических руководствах. Об их разнообразии можно судить, например, из оглавления книги Г. Тевенота (изда­ние 1867 г.): «Способ плавать вокруг, представляя колесо или ком­пас; способ оборачиваться в воде совершенно прямо; способ пла­вать, сложивши руки; способ плавать на животе без помощи рук; способ плавать, держа одну ногу рукою; способ плавать по-песье­му, или наподобие собак; способ бить воду ногами; способ играть ногою своею, плавая; способ показывать обе ноги, плавая; способ плавать, поднявши ногу; способ плавать, поднявши руки; способ плавать, поднявши вверх подбородок; способ ползать в воде; спо­соб садиться в воде; способ показывать четыре части своего тела вне воды; способ плавать на боку; способ плавать, обративши гла­за к нёбу; способ плыть вперед, лежа на спине; различные спосо­бы оборачиваться во время плавания». Автор не только дает опи­сание этих способов, но и рекомендует, как использовать каждый из них в определенных случаях: при судороге, при запутывании в водорослях, для совершенствования в искусстве плавания.

История развития техники спортивного плавания показывает, что в рамках существующих правил соревнований постоянно воз­никали новые, более скоростные способы. В 1788 г. на первых официальных соревнованиях по плаванию в Англии пловцы при­меняли только способы брасс и на боку — без выноса рук из воды. Брасс — самый «старый» способ плавания: первые рекордные до­стижения как на коротких, так и на длинных дистанциях были по­казаны именно этим способом.

Конкуренцию брассу составил способ на боку после того, как англичане заимствовали у жителей Индии техническую деталь при плавании этим способом — пронос одной руки над водой. Его на­звали «оверарм» («удар через руку» или «удар одной рукой свер­ху»), поскольку в то время, когда одна рука выполняла гребок, дру­гая двигалась над водой, а ноги при этом совершали движение «ножницами».

15

В 1873 г. появился новый способ плавания, завезенный в Анг­лию из Южной Америки Д.А. Тредженом и названный его именем. В способе «треджен» (у нас этот способ называют «саженки») пло­вец лежит на груди, держа голову над водой; руки попеременно выполняют гребки и выносятся вперед над поверхностью воды. В 1905—1908 гг. при плавании способом «треджен» стали применять более эффективное скрестное движение ногами — «ножницы». Наибольших успехов в этом способе достиг X. Тейлор — победи­тель Олимпийских игр 1908 г. и чемпион мира 1906—1908 гг.

Начало XX в. совпало с появлением нового, самого скоростно­го способа плавания — кроля. Первым, кто продемонстрировал этот способ на соревнованиях, был А. Викхем, родившийся на Со­ломоновых островах и научившийся этому способу у местных жи­телей. Уже в 1898 г. Викхем плавал почти современным шестиудар-ным кролем, но так как к концу дистанции он выдыхался, то его техника не пользовалась популярностью.

Дальнейшее совершенствование техники плавания во многом продолжил победитель Олимпиад 1912 и 1920 гг. на дистанции 100 м вольным стилем, уроженец Гавайских островов Дуг Каханамоку, многократно улучшавший мировой рекорд и впервые вплотную приблизившийся к заветному минутному рубежу (1.00,4). Неоспо­римые преимущества шестиударного кроля были подтверждены в 1922—1940 гг. рекордными достижениями американского пловца, пятикратного олимпийского чемпиона Джонни Вейсмюллера, широко известного как исполнителя главной роли в популярней­ших фильмах о приключениях Тарзана. Вейсмюллер более 50 раз улучшал мировые рекорды, первым преодолел минутный рубеж на стометровке и довел технику плавания кролем до совершенства. Уже тогда, более 60 лет назад, его техника практически не отлича­лась от стиля современных олимпийцев.

Американцам принадлежит приоритет и в освоении техники плавания кролем на спине. На Играх 1912 г. Гарри Хебнер впер­вые применил «перевернутый кроль» с поочередными движения­ми руками и «порхающими» ударами ногами и значительно опе­редил соперников, которые плыли брассом на спине. В 30-е годы современную технику кролем на спине продемонстрировал дру­гой американец - олимпийский чемпион 1936 г. Адольф Кифер. Этот пловец первым выполнил поворот сальто, что обеспечило ему на Играх в Берлине явное преимущество перед соперниками. Рекорд Кифера в плавании на спине на дистанции 100 м, устано­вленный в 1936 г., продержался в таблице мировых достижений 12 лет.

16

Плавание брассом известно с древнейших времен: его техника впервые была описана еще в 1538 г. в упомянутой ранее книге дат­чанина Н. Винмана. Возможно, человек заимствовал этот способ у лягушки, поскольку техника брасса очень напоминает ее движе­ния. Долгие годы он и был известен как «плавание по-лягушачьи», и лишь в XX в. французское слово «brasse» (производное от глаго­ла «разводить руками») дало новое название старому способу.

За время существования брасса в его технике произошли суще­ственные изменения, которые отражают непрерывный поиск но­вых ее вариантов, позволяющих увеличить скорость плавания. Эти изменения в технике плавания брассом объяснялись недостаточно четким описанием в правилах соревнований допустимых движе­ний при плавании этим способом.

На Олимпиаде 1928 г И. Индельфонсо показал высокий резуль­тате плавании брассом, применив гребок руками до бедер, а в 1954 г. М. Петрусевич установил рекорд мира, проплыв часть дистанции под водой. Так возник «ныряющий брасс», при плавании которым в дальнейшем стали применять гребок руками до бедер. Этот спо­соб можно считать более скоростным вариантом техники плавания брассом, хотя в связи с изменением правил соревнований в 1957 г. его применение в спортивном плавании было запрещено.

В середине 30-х годов прошлого столетия некоторые спортсме­ны, стремясь увеличить скорость, стали проносить руки над водой. Так родился баттерфляй (от англ. «butterfly» — бабочка) — способ, названный так из-за сходства движений человека и крыльев ба­бочки. 22 февраля 1935 г. американец Джимми Хиггинс впервые преодолел на официальных соревнованиях дистанцию 100 м этим стилем, установив при этом мировой рекорд (1.10,8) в плавании... брассом. Осенью того же года черноморский матрос С. Бойченко проплыл стометровку за 1.08,0.

Дальнейшее совершенствование техники плавания этим спосо­бом связано с именами выдающихся советских пловцов — Семена Бойченко и Леонида Мешкова. Лишь через пять лет после того, как на Играх 1948 г. спортсмен, применивший в финальном за­плыве на 200 м брассом его классический вариант, финишировал последним, ФИНА официально разделила брасс и баттерфляй, предоставив каждому способу самостоятельное место в олимпий­ской программе. Именно с брассом связаны первые олимпийские успехи советских пловцов - олимпийских чемпионок Галины Прозуменщиковой и Марины Кошевой.

В эти же годы появилась новая скоростная разновидность техни­ки плавания баттерфляем — дельфин: вместо движений ногами

17

брассом выполнялись волнообразные движения всем телом и нога­ми. Впервые этот способ (и рекордную для баттерфляя скорость) продемонстрировал в 1935 г. американец Д. Зиг В 1953 г. венгерский пловец Д. Тумпек установил мировой рекорд, впервые применив технику плавания дельфином. С тех пор спортсмены, стартующие в плавании баттерфляем, применяют его скоростную разновидность.

Современное спортивное плавание — второй (после легкой ат­летики) вид спорта по представительству в программе Олимпий­ских игр, где пловцы разыгрывают 32 комплекта медалей. Героями Олимпийских игр в разные годы были:

представители США - девятикратный олимпийский чемпион Марк Спитц (1968 и 1972 гг.); десятикратный чемпион мира Мэт-тью Бионди (1986—1991 гг.); четырехкратный олимпийский чем­пион Дон Шолландер (1964 и 1968 гг.); Джим Монтгомери (1976 г.), первым преодолевший дистанцию 100 м вольным стилем быстрее 50 с; Мэри Мигер (1984 г.), высшее достижение которой на дистан­ции 100 м баттерфляем держится уже 15 лет, что может стать рекор­дом XXI столетия;

пловцы из бывшей ГДР — шестикратная олимпийская чемпи­онка Кристин Отто (1988 г.) и четырехкратные олимпийские чем­пионы Роланд Маттес (1968 и 1972 гг.) и Корнелия Эндер (1976 г.);

австралийские звезды плавания — четырехкратная олимпий­ская чемпионка Дон Фрезер (1956—1964 гг.) и олимпийская чемпи­онка Шейн Гоулд (1972 г.), многократно обновлявшая высшие ми­ровые достижения на всех дистанциях вольным стилем и в комп­лексном плавании;

представители СССР и России - победитель трех Олимпиад Владимир Сальников (1980—1988 гг.) и рекордсмен мира в сприн­терском плавании, четырехкратный олимпийский чемпион Алек­сандр Попов (1992-1996 гг.).

Т.2. Основные направления в развитии плавания

В настоящее время в плавании сформировались следующие ос­новные направления:


  • массовое обучение плаванию как жизненно необходимому
    навыку;

  • спортивное плавание и водные виды спорта;

  • профессионально-прикладное плавание;

  • оздоровительно-реабилитационное плавание;

18

- фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная трени­


ровка;

— зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде.

Знание особенностей основных направлений развития плава­ния позволяет правильно понять специфику данного вида физиче­ских упражнений, оценить современное состояние плавания и эф­фективнее использовать опыт прошлых лет.

1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык

Это направление является основным и характеризуется приоб­ретением жизненно необходимого навыка — умения плавать и свя­занных с ним теоретических знаний. Полученные знания и уме­ния являются базой для специализации в спортивной и професси­онально-прикладной деятельности. Умение плавать необходимо как для занятий многими видами спорта (см. раздел 1.2.2), так и для овладения профессиями, связанными с водной средой (см. раздел 1.2.3).

В советское время массовому обучению плаванию придавалось государственное значение, о чем свидетельствуют постановления ЦК КПСС, Советского правительства и общественных организаций.

Развитию массового плавания способствовало создание в 1931 г. «Общества содействия развитию водного транспорта страны и ох­раны жизни людей на водных путях СССР» (Союз ОСВОД), в обя­занности которого входили массовое обучение населения плава­нию и его популяризация. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового пла­вания.

После Великой Отечественной войны дальнейшее развитие фи­зической культуры и спорта в стране стимулировало Постановле­ние ЦК ВКП(б) 1948 г. «О развитии массового физкультурного дви­жения в стране и повышении мастерства советских спортсменов». Благодаря активной работе физкультурных организаций число за­нимающихся плаванием в стране достигло довоенного уровня.

Постановление Президиума Центрального Совета Союза спор­тивных обществ и организаций СССР 1963 г. «О массовом обуче­нии плаванию» способствовало улучшению материально-техниче­ской базы: активизировалось строительство открытых и закрытых плавательных бассейнов.

Первый зимний плавательный бассейн был построен в 1927 г. В 1948 г. их было 20, в 1970-м - 905, в 1975-м - 1259; к настоящему времени бассейнов насчитывается более 4600.

19

В 1969 г. был создан Всесоюзный клуб «Нептун», проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярные занятия плава­нием. В ряде городов, регионов и республик нашей страны было введено обязательное обучение плаванию учащихся 1—4-х классов.

В 1972 г. в нашей стране был введен новый физкультурный ком­плекс ГТО, возрастные границы которого охватывали население от 10 до 60 лет. Плавание являлось обязательным нормативом всех его ступеней. Положение о комплексе ГТО запрещало отмену или замену норматива по плаванию. Новый комплекс ГТО стал стерж­нем всей работы по плаванию в стране.

После выхода Постановления секретариата ЦК ВЛКСМ, колле­гии Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР от 31.08.1979 г. «О мерах по дальнейшему улучшению в стране массо­вого обучения плаванию» возрос охват детей и подростков заняти­ями плаванием в общеобразовательных школах, пионерских лаге­рях, ДЮСШ, а также увеличилось строительство новых бассейнов.

В наши дни массовое обучение плаванию также имеет государ­ственное значение, поскольку количество утонувших за сезон, по данным Госкомстата России, достигает 30 тысяч человек (2-е мес­то после жертв автокатастроф).

История плавания показывает, что развитие плавания подчине­но общим закономерностям общественного развития и зависит от конкретных исторических условий. Прогресс плавания очевиден: увеличивается массовость, растут спортивные результаты, расши­ряются возможности использования плавания в различных при­кладных целях, появляются новые виды плавания и постоянно со­вершенствуются известные.

Плавание широко представлено во всех звеньях системы физи­ческого воспитания, охватывая все возрастные категории населе­ния (см. главу 11).

Работа по массовому обучению плаванию проводится в детских садах и яслях, школах, гимназиях, колледжах, вузах, летних оздо­ровительных лагерях, бассейнах, ДЮСШ (группы начального обу­чения), а также в форме самостоятельных занятий в бассейнах и открытых водоемах.



1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта

л

Спортивное плавание — один из самых массовых и популярных видов спорта, по количеству разыгрываемых олимпийских меда­лей уступающий лишь легкой атлетике. Медали разыгрываются среди мужчин и женщин по следующей программе: 50, 100, 200,



20

400, 800, 1500 м вольным стилем (можно проплыть дистанции лю­бым способом, но квалифицированные спортсмены применяют самый быстрый способ — кроль на груди); 100 и 200 м брассом; 100 и 200 м баттерфляем (как отмечалось выше, спортсмены применя­ют скоростную разновидность баттерфляя — дельфин); 100 и 200 м на спине (можно плыть любым способом на спине, но спортсме­ны применяют наиболее быстрый - кроль на спине), 200 и 400 м комплексное плавание (спортсмен последовательно проплывает 50 и 100 м баттерфляем, на спине, брассом, вольным стилем); эс­тафеты 4x100 м комбинированная (четыре спортсмена плывут, сменяя друг друга, на спине, брассом, баттерфляем и вольным сти­лем); 4x100 м вольным стилем и 4x200 м вольным стилем.



Рис. 6. Виды спорта, базирующиеся на навыках плавания и ныряния


Спортивное значение плавания определяется не только коли­чеством разыгрываемых олимпийских медалей, но также тем об­стоятельством, что плавание является основой многих олимпий­ских видов спорта (рис. 6). Это прежде всего водные виды спорта, которые выделились из спортивного плавания в процессе его раз­вития (прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание, подвод­ный спорт, марафонское плавание) и базируются на навыках пла-



21

вания и ныряния. Плавание является неотъемлемой частью подго­товки спортсменов в этих видах спорта, а умение плавать — одно из требований техники безопасности.



Прыжки в воду. Это самостоятельный вид спорта, имеющий большое спортивное и прикладное значение. В 1904 г. включены в программу Олимпийских игр, в 1968 г. — в Международную феде­рацию плавания. Прыжки в воду выполняются с трамплина (1 и 3 м) или вышки (5 и 10 м). В последнее время получили развитие син­хронные прыжки. На Олимпийских играх разыгрываются 8 комп­лектов медалей: сольные и синхронные прыжки с 3 и 10 м у муж­чин и женщин.

Водное поло. Одна из интересных и увлекательных спортивных игр, требующая от спортсмена хорошей плавательной подготовки и умения владеть мячом. Включено в программу Олимпийских игр в 1908 г., а в 1968 г. — в Международную федерацию плавания. Вна­чале олимпийские награды разыгрывались только среди мужских команд, с 2000 е — и среди женских.

Синхронное плавание. Этот вид спорта, так же, как и прыжки в воду, требует от спортсмена умения нырять и хорошо плавать. Включен в Международную федерацию плавания в 1956 г., а с 1984 г. — в программу Олимпийских игр. В синхронном плавании медали разыгрываются в сольных, парных и групповых выступле­ниях. В настоящее время начинают проводить соревнования по относительно новому виду физических упражнений в воде — ак-вааэробике, которая со временем, как и синхронное плавание, мо­жет выделиться в самостоятельный вид спорта.

Подводный спорт. Является самостоятельным водным видом спорта. В 1959 г. была создана Международная федерация подвод­ного спорта, членом которой является и наша страна. С 1968 г. проводятся соревнования по следующим видам подводного спор­та: скоростные виды, подводное ориентирование, спортивная подводная стрельба.

Скоростные виды подводного спорта:



  • подводное плавание на 100, 400 и 800 м;
    -плавание в ластах на 100, 200, 400,800, 1500 и 1850 м;

  • эстафеты 4x100 м и 4x200 м;

  • ныряние в ластах на 50 м.

Подводное ориентирование. Включает плавание с аквалангом по приборам и подводный поиск, где итоговый результат оценивает­ся по скорости и точности выхода к финишу.

Спортивная подводная стрельба. Включает стрельбу по мише­ням, в том числе и подводную охоту на рыб.

22

Марафонское плавание. Скоростные заплывы в открытых водо­емах приобретают все более широкое распространение в мире. Для этого вида спорта характерно большое количество участников и зрителей. Длина марафонских дистанций составляет 5 и 25 км. Большинство участников применяют на дистанции способ кроль на груди. Крупнейшие соревнования по марафонскому плаванию проводятся как большие водные праздники и имеют большое аги­тационно-пропагандистское значение.

Спортивное плавание как отдельный вид соревнований входит в состав ряда спортивных многоборий. Это прежде всего олимпий­ский вид спорта — современное пятиборье (дистанция 200 м); по­лучивший широкое распространение триатлон (1 500 м по откры­той воде); военно-прикладное (100 м вольным стилем) и спаса­тельное многоборье (200 м с препятствиями).

Умение плавать в таких олимпийских видах спорта, как парус­ный и гребной спорт, а также водно-моторный спорт, виндсерфинг, водные лыжи и других, является необходимым условием, обеспе­чивающим безопасность при проведении занятий и соревнований.

Спортивная работало плаванию направлена на достижение воз­можно более высокого результата, определяемого соответствую­щим уровнем развития физических качеств и способностей спорт­сменов. Такая работа является самым эффективным средством для развития и совершенствования необходимых умений и навыков.

Для спорта высших достижений наиболее оптимальным воз­растом начала тренировок является 8—9 лет, что отражено в про­граммах ДЮСШ и СДЮСШОР по плаванию. Однако занятия спортивным плаванием возможны и в более позднем возрасте — на базе клубов и секций образовательных учреждений, Вооруженных Сил. При этом время для проведения занятий плаванием (в отли­чие от спорта высших достижений) в значительной степени огра­ничивается учебной или профессиональной деятельностью.

Работа по данному направлению ведется такими организация­ми, как спорткомитеты, федерации плавания, ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивные клубы и секции образовательных учреждений, Воору­женных Сил.



Т.2.3. Профессионально-прикладное плавание

Профессионально-прикладная деятельность направлена на формирование знаний, умений, навыков и определенного уровня подготовленности, необходимого для профессий, которые связа­ны с плаванием прямо (инструкторы, тренеры, преподаватели по



23

плаванию, спасатели на воде) или косвенно (педагоги, специали­сты реабилитационной и адаптивной физической культуры, борт­проводники, военные, летчики, космонавты и др.); на подготовку специалистов для всех разделов работы по плаванию и специали­стов по спасению на воде.

Важное значение в развитии и популяризации спасения на во­де имеют специальные упражнения по спасению тонущих, входя­щие в спасательное многоборье. Соревнования по этому виду мно­гоборья у нас в стране проводятся Обществом спасания на водах (ОСВОД)с 1968 г.

В 1918 г. была создана организация Всеобщего военного обуче­ния трудящихся, составной частью которого была физическая подготовка. В 1918—1919 гг. Всевобуч организовал массовое обуче­ние населения плаванию и переправам вплавь в ряде крупных го­родов Страны Советов.

В период Великой Отечественной войны только в 1943 г. плава­нию и переправам вплавь было обучено около 500 тысяч человек. В боевых операциях на море, при высадке десантов и переправах умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружи­ем во многом способствовали победе наших воинов и спасению их жизней.

Работа по данному направлению в настоящее время проводит­ся в физкультурных колледжах, техникумах, вузах, ДЮСШ, СДЮСШОР, ОСВОД, военных университетах и академиях, под­разделениях Вооруженных Сил.



1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание

В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды.

Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц.

Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания.

На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидроста­тическое давление. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов те-



24

ла, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систе­му, что дает ощущение бодрости и повышает работоспособность.

Одно из следствий гидростатического давления — большая на­грузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Это стимулирует развитие дыха­тельных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее раз­меров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), вырабатывает пра­вильный ритм дыхания.

У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличи­вается частота сердечных сокращений, изменяется тонус перифе­рических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоот­дачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от тем­пературы воды и скорости плавания), чем в других циклических видах спорта (рис. 7). В целом это можно использовать для дости­жения оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной) и пассивной (жировой) тканей. Температу­ра воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше те­пла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз. и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Как уже говорилось,






Рис. 7.

Зависимость энерготрат от скорости передвижения в циклических видах спорта:

  1. - плавание
    брассом;


  2. - плавание
    кролем на спине;

  3. - плавание
    кролем на груди;

  4. - ходьба;

  5. - бег;

  6. - езда на
    велосипеде;


  7. - бег на коньках

25

вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 минут пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккап тепла. Купание и плавание повышают сопротивля­емость организма воздействию температурных колебаний, явля­ются профилактикой простудных заболеваний. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и другие природные факторы — солнце и воздух.

На тело пловца действует сила тяжести и выталкивающая сила, равная весу вытесненной им воды. Во время плавания человек на­ходится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружа­ет опорно-двигательный аппарат, снижая давление на него веса те­ла; создает условия для корригирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций после перенесенных травм и предупреждения их негативных последствий.

Отсутствие твердой опоры увеличивает двигательные возмож­ности пловца и содействует их развитию. Например, у квалифици­рованных пловцов отмечается высокий уровень подвижности ос­новных сочленений туловища и конечностей. Показатель суммар­ной подвижности в суставах у пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Работа мышц при отсутствии твердой опоры (когда преобладает динамический режим сокраще­ния) способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей, а следовательно — продолжению ро­ста тела пловца.

Одной из особенностей, определяющей влияние плавания на организм, является горизонтальное положение тела при выполне­нии движений руками и ногами. При плавании задействованы практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры пловцов и подвижности в основных суста­вах. Такое положение тела, циклические движения, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глу­бокое диафрагмальное дыхание и состояние гидростатической не­весомости способствуют притоку крови к сердцу и существенно облегчают его работу. В связи с этим плавательные упражнения (при соответствующей дозировке) рекомендуются людям с ослаб­ленным сердцем как одно из средств укрепления и развития сер­дечно-сосудистой системы. У квалифицированных пловцов под влиянием тренировки происходят положительные сдвиги в строе­нии и функционировании сердечно-сосудистой системы: увели­чиваются сила и объем сердечной мышцы; в покое отмечается бра-дикардия (45—50 сокращений сердца в 1 мин); возрастает систоли­ческий объем сердца.

26

Велико гигиеническое значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания, активизиру­ет деятельность различных внутренних органов.



Эти и некоторые другие специфические особенности водной среды используются в лечебно-оздоровительных целях; для реаби­литации после перенесенных заболеваний и травм.

Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двига­тельный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреж­дая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздра­жительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Регулярные занятия плаванием повышают жизненный тонус у взрослых людей. Это подтверждают наблюдения за физическим со­стоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений используются плавание и аквааэробика.

Известно немало случаев, когда при отклонениях в состоянии здоровья, требующих ограничения физических нагрузок, упраж­нения в воде оказывали подлинно целебное воздействие. Плава­ние, в отличие от других средств лечебной физической культуры, является более эффективным для реабилитации после многих за­болеваний, так как занятия в воде происходят в условиях относи­тельной невесомости.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскосто­пие, гармонично развивают почти все группы мышц.

Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет нервную систему, улучшает сон и аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ (особен­но для пожилых людей, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу), сердечной и легочной недостаточности, кон­трактурах суставно-мышечного аппарата и других заболеваниях.

Работа по оздоровительно-реабилитационному плаванию ве­дется в детских поликлиниках и консультациях, специальных ме­дицинских группах средних и высших учебных заведений, реаби­литационных и оздоровительных центрах и клубах, секциях оздо­ровительного плавания и водной аэробики, а также в форме само­стоятельных занятий.

27

1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка

Данное направление характеризуется использованием средств плавания для нормализации функционального состояния орга­низма. Это один из компонентов здорового образа жизни.

Кондиционная тренировка в плавании (в сочетании с другими компонентами рационального образа жизни) содействует укреп­лению здоровья и развитию двигательных способностей. Объем и направленность применяемых физических упражнений прежде всего связаны с методическими принципами регулирования на­грузок для получения желаемого оздоровительного эффекта.

Основная направленность такой тренировки — воспитание вы­носливости на стайерских дистанциях. Количество тренировоч­ных занятий в неделю в зависимости от условий может составлять от 2 до 6 в неделю. Продолжительность занятия обычно соответст­вует стандартному сеансу в бассейне — 45 мин. В зависимости от уровня плавательной подготовленности в качестве физических уп­ражнений в воде можно выбрать: для слабо плавающих — аквааэро-бику в мелком бассейне; для умеющих плавать — аквааэробику в глубоком бассейне; для хорошо плавающих — плавание избран­ным способом. Занятия аквааэробикой так же, как и занятия пла­ванием, планируются с преимущественной направленностью на выносливость, характерную для стайерских дистанций.

Величину нагрузки определяют объем и интенсивность уп­ражнений. Нагрузки при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120 уд/мин не вызывают изменений уровня физической работо­способности. Для сохранения целевой направленности трениро­вочных нагрузок максимальный уровень интенсивности для фи­зически малоподготовленных людей достигается при ЧСС 150 уд/мин.

Для кондиционных тренировочных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но даже чрезмерное утомление после однократной тренировки. Нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и скорости плавания соответствовали повышению уровня подготовленности.

В процессе тренировки необходимо осуществлять самоконт­роль за состоянием здоровья и уровнем подготовленности, при необходимости дополняя его врачебным контролем.

Работа по данному направлению ведется в секциях оздорови­тельного плавания и водной аэробики бассейнов, оздоровитель­ных центрах и клубах, летних оздоровительных лагерях, аквапар-



28

ках, а также в форме самостоятельных занятий (для данного разде­ла их доля особенно велика).



1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде

Пропаганде плавания, его массовому развитию способствует проведение массовых водных праздников, открытых стартов для всех желающих («Мама, папа и я — спортивная семья»), показа­тельных выступлений лучших пловцов, массовых заплывов. Боль­шой популярностью пользуются водно-спортивные праздники в летних оздоровительных лагерях, организуемые клубом «Нептун». К подготовке таких праздников, имеющих в основном сюжетный характер, привлекается большое количество детей.

Действенным средством пропаганды плавания являются вод­ные праздники, организуемые в молодежных лагерях, на город­ских и сельских пляжах, в домах отдыха и в бассейнах. Водные праздники являются своеобразным итогом спортивной работы се­зона или лагерной смены, а также проводятся по случаю юбилей­ной даты или другого знаменательного события (день Нептуна; от­крытие бассейна; юбилей спортшколы; рождественская елка; но­вогодние представления).

Праздники на воде могут быть разнообразными по форме, но они должны быть зрелищными, пропагандировать физическую культуру и спорт. В программе праздника обычно выделяют спор­тивную, показательную и развлекательную части.



Спортивная часть включает наиболее зрелищные виды сорев­нований: плавание на короткие дистанции, эстафеты, прыжки в воду, финальную игру в водное поло, ныряние в ластах в длину, массовые старты и выполнение нормативов по плаванию; команд­ное выполнение различных плавательных упражнений (для слабо плавающих участников).

Для показательных выступлений приглашают известных спорт­сменов. Показательная часть обычно включает проплывание спортсменами отдельных коротких дистанций; демонстрацию тех­ники различных способов плавания; выполнение упражнений подводного спорта; выступления представительниц синхронного плавания; демонстрацию приемов спасения тонущих; проведение тренером показательного урока по обучению плаванию.

В развлекательную часть праздника обычно включают шуточ­ные эстафеты, аттракционы, комические и синхронные прыжки, театрализованные представления. Темы инсценировок берутся из

29

жизни участников праздника, с использованием элементов про­фессионально-прикладного плавания.

Немаловажное значение для более полного освещения празд­ника и руководства ходом выступлений участников имеют ком­ментарии ведущего и музыкальное сопровождение.

Открытие и закрытие праздников на воде проводится в торже­ственной обстановке, приближенной к ритуалу крупных соревно­ваний. В число почетных гостей входят руководители и спонсоры данного праздника, знаменитые спортсмены.

На водном празднике обязательно должны дежурить спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов, или сотрудники ближайшей спасательной службы и ВОСВОДа. Оборудование и инвентарь (в том числе и спасательный), используемые на празд­нике, должны быть заранее опробованы.

Для того чтобы данные мероприятия оказывали агитационное и воспитательное воздействие на детей и подростков, от организа­торов праздников на воде требуются компетентность в вопросах физической культуры и спорта, хороший художественный вкус и высокое педагогическое мастерство.



Контрольные вопросы и задания

/. Расскажите о возникновении плавания и его отражении в изо­бразительном искусстве народов мира.



  1. Расскажите о становлении плавания в России.

  2. Массовое обучение плаванию как основное направление разви­
    тия плавания.


  3. Чем определяется спортивное значение плавания ?

  4. Дайте характеристику профессионально-прикладному плава­
    нию.


  5. Дайте характеристику основных специфических особенностей
    оздоровительно-реабилитационного плавания.


  6. Основные характеристики и формы кондиционной тренировки в
    плавании.


  7. Проведение зрелищно-театрализованных мероприятий и празд­
    ников на воде.


30

Рекомендуемая литература

Булгакова Н.Ж. Шавание. — М.: ФиС, 1999. — (Азбука спорта).

Максимова М. Н., Максимов В.Н. Развитие синхронного плавания как вида спорта: Лекция для студентов РГАФК. М.: РИО РГАФК, 1998.

Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. — М.: Высшая школа, 1990.

Распопова Е.А. История прыжков в воду: Учебное пособие. — М.: РИО РГАФК, 1999.


следующая страница >>



Время и до нас, и после нас не наше. Ты заброшен в одну точку; растягивай ее — но до каких пор? Сенека
ещё >>