Философия единства воспитания и образования основа эволюции общества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конференция «Патриотизм основа единства российского общества» 1 88.83kb.
Роль ноосферного образования в эволюции общества 1 122.7kb.
«Нормативно-правовые и теоретические основы воспитания и дополнительного... 1 346.35kb.
Моя педагогическая философия 1 61.27kb.
Закон эволюции фундаментальных знаний канарёв Ф. М. Двенадцатая лекция... 1 86.98kb.
Департамент образования города Москвы Центр организационно-методического... 1 80.66kb.
Реферат графика как основа изобразительного искусства Заманова Анастасия... 1 186.53kb.
1. Понятие о содержании образования. Концепции содержания образования 1 29.99kb.
Семинарских занятий Тема Философия, ее роль в жизни общества и человека 3 476.63kb.
Информация о внедрении элементов антикоррупционного воспитания и... 1 188.33kb.
Философия науки и образования 10 1787.35kb.
Нажмите клавишу Ctrl и щелкните по нужному пункту оглавления Предисловие... 18 4880.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Философия единства воспитания и образования основа эволюции общества - страница №1/1



Антонович Е.Н.

ФИЛОСОФИЯ ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ – ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА


С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно – так

так же влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки (афоризмы Вед)

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но

он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек

без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким,

низменным в своих … инстинктах (Аристотель)

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость ста-

новится в нем педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотесаннос-

тью, добродушие – льстивостью (Локк)

Воспитание должно опираться на две основы – нравственность и благоразумие;

первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если

опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или

мучеников; если только благоразумие – одних расчетливых эгоистов (Шамфор)

Подобно тому, как общество производит человека, как человека, так и оно и

производится им (Маркс)

Предлагается решение проблем эволюции общества и философии образования методом генодрева философии триединого синтеза (ФТС), синтезирующем в системное целое духовно-нравственные, социально-экономические знания и сферы общества.

Ключевые слова: система, единство, противоположности, синтез, анализ, дух, материя, генодрево, сферы общества, система воспитания и образования, мораль.
Глобальный духовно-нравственный кризис человеческого общества сегодня уже ставит его перед проблемой выживания, которая не может быть решена без системного синтеза всех предшествующих и современных знаний (философий). Только на основе этого синтеза знаний системой воспитания и образования, во взаимодействии с остальными сферами общества, может быть воспитан нравственный и социально активный, творческий человек, способный решить проблемы своего выживания на планете.

Многие философы в наше время стали понимать, что кризис системы образования, ведущий к кризису человека и общества, обусловлен, прежде всего, кризисом самой философии. Эти проблемы в своей статье заостряет преподаватель философии Н. Шлемова, отослав ее так же и российским власть имущим (А. Фурсенко и Д. Медведеву). Считая, что современная система отечественного образования насквозь авторитарна, рассчитана на пассивное восприятие учащимися информации, Шлемова видит выход в возврате философии к древним канонам единства духовного и материального, которое сохранила эзотерическая философия: «Философия и нравственность неразделимы. Философия и воспитание эволюционных качеств личности неразделимы … подлинная философия – … явление … глубоко эзотерическое, в смысле сокровенное, внутреннее … К подлинной же Философии я отношу, в первую очередь, Индийскую и Древнегреческую философии, синтезировавших в себе универсальное и особенное … духовное знание и логос … сегодня эмпирическая наука подошла к тому, что было давно известно в эзотерической философии Востока … Эзотерическая доктрина опередила современную науку более, чем на тысячи лет, ибо оперировала еще и духовными, синтетическими методами познания, которых не знает точная наука … аппарат последней однобок, посему вся история науки (и философии в особенности,- Е.А.) состоит из борьбы и смены одних гипотез другими … эволюция человеческой ментальности неизбежно приведет к рождению Новой науки универсализма и синтеза, одухотворенной науке» [1].

Сегодня для непредвзято думающих философов стало совершенно очевидным, что за более чем 2000 лет правящие человечеством философии, религии и идеологии идеализма и материализма, искажающие своими крайностями древние принцип единства духовного и материального, так и не сумели избавить человечество от войн и кризисов развития. Все древние (эзотерические) философии и учения (Вед, Тота, Дао и др.) утверждали, что эволюция человечества возможна только при приоритете духовного (нравственного) над материальным (социальным). Из него логично вытекал приоритет духовно-нравственной власти над религиозно-светской, также утверждаемый всеми древними эзотерическими знаниями, из которых позже вышли все религии и светские идеологии. Но этот приоритет был неприемлем для всех власть имущих, т.к. подрывал законность и легитимность их власти. Видимо, поэтому это знание и его носители уничтожались ими же, как опасные для их власти, и в древности, и в наше время (религиозными, идеологическими фанатиками, террористами, фашистами). Как это происходило в начале веков описал В.Шмаков: «Среди диких воплей черни и исступленных выкрикиваний фанатиков, выдававших себя за лучших служителей Бога-Света, пал древний Серапис, оплот египетской мудрости. Теон и Ипатия запечатлели кровью своей беззаветную преданность знанию на ступенях александрийского храма Мудрости, ставшего последовательно добычей фанатических орд Омара и епископа Феофана (Александрийская библиотека, частью сожженная Цезарем в 48 г. до Р.Х., была почти совершенно уничтожена христианами в 390 г. от Р.Х. и окончательно докончена Омаром в 640 г. от Р.Х.)»[2].

Далее Шлемова, развивая свои мысли о кризисе современной философии, дает предложения по увеличению числа часов на философию: «на историю, философию, культурологию и социологию (10 аудиторных часов) часы с каждым годом имеют тенденцию резко сокращаться, почему? – очевидно, потому, что нашим властям население с мировоззрением не нужно ! (А может быть, точнее, «плану А. Даллеса это не нужно?) … кому сегодня выгодно подменять развитие высшего абстрактного мышления у нации консервацией его церковными догматами и суевериями или штампами-суррогатами массовой поп-культуры?!... последние 20 лет мы имеем суррогат или профанацию философии в российских ВУЗах … в У11 книге «Государства» Платон рассуждает об истинном образе жизни, посвященном истинной философии, и замечает, что именно он позволяет возвести душу к истинному бытию … Воспитание отдельной души построение истинного государственного устройства у Платона совпадают по существу… подлинный правитель – философ – строит всю свою деятельность на основе …бытия и умения согласовывать ее с общим божественным замыслом мироздания … Касаемо современной философии, то уровня философствования Платона она не достигла» [1].

Узурпация всех видов власти бюрократической системой управления и беспомощность современной философии, находящейся в глубоком кризисе, в решении научных и общественных проблем вполне закономерно приводят ее к исключению из образования. Большинство профессиональных философов выражают сомнения по поводу будущего философии в образовании: «Мы неизбежно вынуждены принимать навязываемые институтами управления и администрирования правила игры … проблема состоит … в атаке на университет как таковой, на знание как таковое в пользу его подчиненных несобственных идеологических форм … Паткуль А.Б. … можно констатировать стремление нефилософских факультетов отказаться от преподавания философии … при этом в качестве идеала философии и отношения таковой с позитивными науками выставляется эклектичное и философски необоснованное понятие междисциплинарности, когда философия ставится на службу не одной только позитивной науке, а всем им сразу … именно это и приводит к … презрительному отношению представителей позитивных наук к философии как всецело дилетантской деятельности … Громов Р.А. Депрофессионализация философского образования в России … причины этого процесса докладчик видит в современном кризисе отечественной философии как образовательного института … речь идет … об отсутствии современной идеологии профессионального философского образования» [1].

М. Гореликова профессионально и более глубоко ставит диагноз современной философии: «Каждая наука имеет базис в виде системы аксиоматических положений. Лишь философия, унижая себя в существе своем, не имеет устойчивой системы знаний. Все великие концепции, учения содержат, имплицитно или эксплицитно, Высшие знания о Законах и Принципах Бытия. Имеется необходимость в книгах, содержащих данные сопоставления различных систем с точки зрения Единства Основ, как-то: Единосущность Бытия, беспредельность бытия и сознания; Закон эволюции сознания, Закон трансформации, поясняемый системой диалектических закономерностей»[3].

Слабость и беспомощность философии оказалась закономерным результатом идеологической политики власть имущих, приведшей к кризису и философию и общество. Из истории СССР-России можно привести ряд фактов такой политики, как высылка инакомыслящей интеллигенции за границу на философских параходах, запрещение политических фракций, преследование инакомыслящих, формализм, бюрократизм, догматизм в обществе, науке, философии, образовании, мышлении, не изжитые до сих пор. Совершенно очевидно, что такая идеология, политика, основанная на неприятии альтернативного мнения, знания, в логике философского мышления – антитезиса, не могла не привести к кризису саму философию, идеологию и общество. Очевидно, поэтому, как это отметили Гореликова и др., философия до сих пор, не имея своей системы аксиом, принципов мышления, находится в кризисе.

Такой метод познания – универсальный метод генодрева ФТС, синтезирующий в единое целое логически взаимосвязанные системы аксиом, принципов, категорий философии нами создан, но до сих пор не востребован и не используется в философии [4,5,6,7,8].

Чтобы читателю была понятна сущность излагаемого далее материала, мы вынуждены дать краткое содержание метода генодрева ФТС.

Мы в ФТС предлагаем универсальную структурно-логическую модель исследования (метод познания) – генодрево единства, взаимодействия и взаимопроникновения логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, в основу всех уровней структуры которого положены: древняя идея единства духа и материи (по Платону и др.) и триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (логика «или-или»). На генодреве ФТС, построенном как симметричный граф (или как древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН: монограммы – диаграммы – триграммы -… ) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, деление идет на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное.

ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает материализм и идеализм, а на основе метода системного синтеза, развивает их в более совершенное единство – триединый системный синтез (синтез единства, синтез антитезиса и тезиса).

Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движения системы противоположностей от множества к единству (при сохранении целостности системы в процессах познания) теории (духовного) и практики (материального), - путь к познанию истины.

Наши выводы о взаимосвязи добра и зла (в [4] см. Рис 101) подтвержденные принципами диалектического развития ФТС, позволяют сделать заключение, что усложнение процессов общественного развития одновременно создает условия, как для созидания (прогресса), так и для разрушения (регресса). Т.о., неизбежно вместе с новым добром (технологиями, потребностями и т.д.) возникает и новое зло (нравственные, социальные и др. проблемы). Поэтому для эволюции общества необходимы приоритеты нравственности не только в мировоззрении, идеологиях, но и во всех сферах общества.

В общем виде нами этот процесс показан на генодреве взаимосвязи сфер общества в процессе воспроизводства и развития (Рис 1/47). Целостность общества - единство духовной и светской власти на первом уровне противоположностей генодрева ведет к его второму уровню: единству философско-идеологической власти и культуры, государственной власти и власти бытия (экономики и политики). Общество не способно гармонично развиваться (управляться) без единства и взаимосвязи всех его сфер. Второй уровень противоположностей показывает уровни и взаимосвязи 4-х видов власти (по Ведам и Платону): 1) философов (жреческой касты); 2) культуры (демократии народного собрания, вече); 3) государства (кшатриев- в Индии; князей, бояр- на Руси); 4) бытия (ремесленников, торговцев). Сила государства древних славян была в единстве 2-х высших властей: жрецов (философов того времени) и народной демократии (общины).



На третьем уровне генодрево дает 8-м ступеней иерархически взаимосвязанных между собой сфер современного общества, более сложный процесс гармоничного развития которых должен идти циклично и последовательно (иначе неизбежны кризисы). При общей эволюции процесс революционного развития начавшийся в: - 1. Экономике должен закончиться в сфере - 5. Политики (целью которой должно быть управление общественным мнением и разносторонними потребностями человека через политические партии и общественные организации), далее происходят инволюционные процессы снятия (старого безморального образа жизни), которые заключается в том, что повышение уровня материального потребления должны вызвать изменения в - 2. Образе жизни (человека, семьи, нации), который в свою очередь должен быть целенаправлен на моральную эволюцию общественной- 6. Культуры, Науки, Искусства (или культурную революцию), результаты которой должны отразиться во втором снятии (всевластия БСУ) - 3. Улучшение устойчивости управления требует роста качества (демократичности, культуры, нравственности и компетентности) управления БСУ, для недопущения неконтролируемого развития которой необходимо усиление противоположной ей системы управления - 7. Широкой ССУ, отражающей интересы большинства, выполняющей функции контроля БСУ и принятия решений, последнее, третье снятие заключается в том, что расширение демократии, свобод и прав большинства при целях социальной справедливости должно привести к росту нравственности и творчества масс, - первому отрицанию функций государства и - 4. Снятию узости идеологий (религий), когда слепая вера масс будет замещаться осознанной верой в высшие социально-нравственные идеалы, что в свою очередь даст толчок развитию - 8. Единого мировоззрения, опирающегося на более высокий уровень единства морали и бытия человека, что даст идеи для социально-нравственной революции – полному отрицанию функций государства. При инволюции (внедрении какой-либо идеи сверху в сознание масс, общество) процесс протекает в обратном порядке (8-4,7-3,6-2,5-1). В наше время высшими уровнями власти в обществе должны быть: 1) высшая духовно-философская власть (выбираемая сообществом ученых); 2) сфера самоуправления – выборная демократическо-законодательная власть народа; 3) сфера культуры, единства системы воспитания и образования. Исполнительная власть (6-й уровень - БСУ) должна обладать только техническими функциями. Преодоление кризисов в развитии таких сложных систем как общество возможно только при их осознанном, целенаправленном развитии, предусматривающем приоритеты духовно-нравственного начала. Иными словами, на основе анализа второго уровня противоположностей генодрева, можно сказать, что эволюционное развитие общества – сложный процесс (прямого и обратного) взаимодействия и единства материальных и духовных сфер, спираль развития которого идет от экономики к госвласти (единству систем самоуправления и бюрократии) от нее к культуре (единству системы воспитания, образования и образа жизни), от культуры к философско-идеологической власти (единству философии и идеологии).

Системный анализ генодрева взаимосвязи сфер общества (см. 2-й уровень Рис 1/47) показывает, что сфера культуры (основу которой составляет на 3-м уровне сфера единства системы воспитания, образования), находящаяся в центре генодрева, испытывает воздействие двух, управляющих эволюцией и инволюцией общества, сил: сверху – философско-идеологическая власть, основу которой на 3-м уровне составляет сфера единой философии - высшая духовно-философская власть; а снизу – госвласть, основу которой на 3-м уровне составляет бюрократическая система управления (БСУ). От того, какие приоритеты выберет система управления (единая система законодательно-исполнительной власти, в свою очередь подчиненная авторитету знания высшей духовно-философской власти, которая должна избираться научной общественностью) будет зависеть и общее приоритетное направление развития общества: путь духовно-нравственной эволюции, или безнравственной инволюции, основанной на приоритетах развития материально-экономических, социально-управленческих сфер общества. (*

О важности системы единства воспитания и образования (в [4] на 3-м уровне Рис 24 - категория Ли), без которой в государстве возникает смута, писал Лаоцзы: «После потери Дао следует Дэ, после потери Дэ следует Жэнь, после потери Жэнь следует И, после потери И следует Ли. Вот от того-то Ли – ничтожность преданности Синь и голова смуты…перед нами неполная запись плоскостной развертки спирали Дао…: Дэ – добродетели, Жэнь- человеко-любия, И- справедливости, Ли- ритуала, Синь- доверия»[9].

Исходя из генодрева логики ФТС (в [4] Рис 33) категория Ли (небесный огонь) основана на овладении высшим нравственным сознанием и логическим мышлением, которые должны преодолеть недостатки чувственного (предметно-образного) мышления (эмоций) и низшего физиологического сознания. Т.о., можно сказать, воспитание – процесс осознанного нравственно-логического управления эмоциями и инстинктами человека. (**

Управление развитием общества – сложный процесс преобразования его материальных и социальных ресурсов в духовно-нравственные (человеческие) качества, поэтому его можно доверить только нравственным и компетентным личностям, воспитание которых – цель единой сферы воспитания и образования. В современной педагогике, несмотря на призывы о единстве философии и воспитания утвердился узкий термин философия образования, в которой при нехватке часов, нравственность остается в забвении: «Философия должна инициировать философию образования, а последняя – адаптировать универсалии Философии к образовательной практике и методологии»[1].

Философия образования, как и социальная философия, построенные по Платону, должны отражать единство не только духовного и материального, но и нравственного и социального. Поэтому для выхода из кризиса такая философия должна быть руководством, не только для педагогов, правителей, но и всех сфер и членов общества.

Странное дело, но критикуя недостатки современной философии, профессиональные философы, как правило, забывают сказать, что ее основной целью должен быть поиск истины (в ФТС истина – единство не только теории и практики, но и духовного и материального, нравственного и социального). Ни Шлемова, ни Гореликова, в критическом анализе философии, о создании философии, имеющей целью поиск истины, не говорят. Шлемова: «Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели» [1]. Гореликова: «Цели предмета должны быть обусловлены …сущностью философии как уникальной формы разумно-духовной деятельности, так и сущностью будущей педагогической деятельности» [3].

А.Шопенгауэр, описывая кризис философии середины Х1Х века, как две капли воды похожий на современный, видел его причины в процветании «ложного» мышления, целей «видимости дела, движения», а не стремлении к идеалам истины: «скрытая пружина такого движения, несмотря на все торжественные физиономии и уверения, лежит исключительно в реальных, а не идеальных целях; что здесь имеются в виду личные, служебные, церковные, государственные интересы; что, следовательно, только партийные замыслы приводят в столь сильное движение многочисленные перья мнимых мудрецов и что путеводной звездою для этих шумливых господ служат умыслы, а не мысли,- и уж наверное меньше всего при этом думают они об истине … ни одна эпоха не может быть более неблагоприятна для философии, чем та, когда ею позорно злоупотребляют, делая из нее, с одной стороны, орудие государства, а с другой – средство наживы»[10].

Значимость духовной, философской власти, в отличие от современности, понимали в прошлом даже религии, когда Магомет сказал, что чернила философов более драгоценны, чем кровь мучеников. Но современные религии, материалистические философии, идеологии не оправдали надежд человечества. Истинная философия – единство идеального (духовного и нравственного) и материального (социального). Философская власть – единство духовной и светской власти, основанное на едином знании, из которого рождаются правильные: мышление, метод познания (единство воспитания и образования), социальные представления (идеологии) и действия светской власти (сферы управления).

Пора бы бюрократии от философии, идеологии, религии и власти понять, что отсутствие единства воспитания и образования может привести не только к постепенному превращению человека в безнравственное животное, но и гибели человеческого общества.



c:\documents and settings\inwin\рабочий стол\по одному рис 34-66 и статья от ж\47.jpg

Литература:

1. Шлемова Н. Кризис системы образования – кризис человека. Сайт РФО: http//www.globalistika.ru/biblio/slemova/htm.

2. Шмаков В. Священная книга Тота. Абсолютные Начала Синтетической Философии Эзотеризма. М. Десот. 1994, с 13.

3. Гореликова М.В. Философия как фундамент педагогического образования. К вопросу о единстве образования и воспитания студентов педвузов. Научно-просветительский журнал «Педагогика Культуры»; Pedagogika-kultura.narod.ru.

4. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. СПб. Деан. 2007, 543 с.

5. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общесто-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

6. Антонович Е.Н. О единстве ценностей в ФТС. Экономическая и философ. газета. № 46-2011.

7. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

8. Антонович Е.Н.Диалектика ценностей в ФТС. Дни философии в СПб, клуб УС. СПБ. Лема.2011.

9. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М. Инсан. 1992, с 126.

10. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. …Минск. Литература. 1998, с 61.



*) Наши выводы основаны на равнозначности процессов эволюции и инволюции: если сферы воспитания-образования и управления не создали условий для эволюции общества, то происходит его инволюция. Единство систем воспитания, образования и управления обществом, основанное на приоритете духовного над материальным, - основа осознанной эволюции общества. П. Успенский («Новая модель Вселенной».СПб.Черн.1993,с 41) утверждавший, что догматическая наука не видит в доисторической эпохе периодов инволюции (варварства), делает аналогичные выводы: «каменный век с большей вероятностью можно считать не эпохой начала ранних цивилизаций, а временем их падения и вырождения… Интереснейший факт! И обычно его обходят полным молчанием».

**) К необходимости единства нравственности и логики можно придти после системного анализа генодрева нравственной (моральной) и материальной (формальной) логик. Целостная логика – единство формальной, материальной (антитезис) и нравственной, моральной логик (тезис). В моральной логике часть больше целого. В формальной логике часть меньше целого. Логика целого (в ФТС и др.)- когда часть равна целому. Примером формальной логики нравственности могут служить аргументы, использованные Каиафой, для убеждения синедриона в необходимости казни Христа: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин 11-50). Этот аргумент, основанный на логике принципа часть меньше целого – элемент формальной (материальной, количественной) логики, использованный религией иудаизма против Христа (формальная логика - оружие не только отдельных религий, но и материалистических идеологий, власть имущих разрывающих целое на отдельные части). В целостной логике должен действовать принцип – часть равна целому (например, нельзя лишить человека одной его части – сердца, т.к. – смерть организма). В нравственной логике, основанной на приоритете качества (духовности) над количеством (материей), часть больше целого. Логика морали состоит в том, что один Праведник стоит больше чем весь народ.




Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром. Нильс Бор
ещё >>