Федоровой Алены Вениаминовны рабочая программа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Экологический аудит и сертификация» 1 191.1kb.
Проверено 9 3008.84kb.
Российская федерация министерство сельского хозяйства 1 371.79kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 502.24kb.
Рабочая программа учебного курса «Технология.» 1 68.51kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 3 356.8kb.
Рабочая программа Наименование дисциплины Основы взаимозаменяемости 1 195.79kb.
Рабочая программа учителя высшей категории 1 272.08kb.
Рабочая программа по предмету 5 474.85kb.
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы 3 455.86kb.
Рабочая программа наименование дисциплины Основы цифровой печати 1 286.68kb.
Перечень художественной литературы, имеющейся в фонде школы на 2013 год 1 418.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Федоровой Алены Вениаминовны рабочая программа - страница №1/2



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мусирминская средняя общеобразовательная школа»

Урмарского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании

ШМО гуманитарного цикла

Руководитель : Степанова Т. А.

Протокол № от

« » 2013г.


Согласована

Зам. директора по УВР



Николаева С. А.

« » 2013г.



Утверждена:

Директором школы



Николаев В. Д.

« » 2013г.






Рабочая программа по литературе

для 5 класса на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка и литературы

Федоровой Алены Вениаминовны

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русской литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования /Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С Русина. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2012; на основе Программы образования общеобразовательного учреждения.

Структура рабочей программы.



  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Содержание курса

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

  5. Тематическое планирование

  6. Критерии и нормы оценок

  7. Минимальный перечень учебных пособий

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русской литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования /Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С Русина. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2012; на основе Программы образования общеобразовательного учреждения. Рабочая программа составлена к учебнику ««Русская литература» для 5 класса национальных общеобразовательных учреждений в 2 частях / М. В. Черкезова, Е. А. Самойлова, Ж. Н. Критарова, Н. Н. Вербовая; под ред. проф. М. В. Черкезовой – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

Данная программа по литературе для учащихся V—IX классов образовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.

Предлагаемый в Государственном стандарте перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования.

Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы.

В данной программе представлены имена писателей, произведения которых значатся в Государственном стандарте как обязательные для изучения в V—IX классах основной школы.

Изучение литературы в V—IX классах направлено на реализацию ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах общеобразовательных учреждений России;

— воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;

— развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;

— формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства;

— освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения;

— развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста.

Школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения при реализации общих целей литературного образования должны учитывать и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:

— формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;

— обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;

— формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями; /

— развитие, совершенствование и закрепление навыков русской устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми на изучении предмета «Литература» являются:

- совершенствование основных видов речевой деятельности на русском языке, овладение стилистически окрашенной русской речью, использование в собственной речи изобразительно-выразительных средств русского языка, соблюдение норм русского речевого этикета;

- приобретение знаний о русской литературе (культуре), понимание и уважительное отношение к культурам и литературам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных);

- умение составлять планы, тезисы, конспекты, устные и письменные развернутые высказывания на русском языке.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

- умении подбирать аргументы для подтверждения собственного высказывания, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать вывод;

- использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;

- овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, контролировать и оценивать ее;

- определении сферы своих интересов и возможностей.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;

- устные пересказы прозаических произведений или их отрывков с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; ответы на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создание на русском языке устных монологических речевых высказываний разного типа; умение вести диалог на русском языке, соблюдая нормы русского речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, принадлежащего к иной культуре;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

2) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора ряда других народов России, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., вершинных произведений зарубежной литературы, произведений литературы народов России, способность грамотно формулировать эти проблемы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

3) в ценностно-ориентационной сфере:

- формулирование собственного отношения к изученному литературному произведению, его оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученного литературного произведения;

- понимание авторской позиции и отношение к ней;

4) в эстетической сфере:

- осознание литературного произведения как явления словесного искусства;

- понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

- выявление при сопоставлении однотемных произведений русской и родной литературы их сходства и национального своеобразия, обусловленных своеобразием образно-эстетических систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языка.

Основными критериями отбора художественных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы являются следующие:

— высокая художественная ценность;

— гуманистическая направленность;

— позитивная сила воздействия на личность ученика-читателя;

— соответствие целям и задачам развития школьника на том или ином этапе;

— художественное мастерство писателя в изображении культурно-исторических традиций, философских, мировоззренческих и религиозных взглядов героев произведений.

Материал, предназначенный для обязательного изучения, разбит на разделы согласно этапам развития литературы («Устное народное творчество», «Литература XVIII века», «Литература ХГХ века», «Литература XX века»). На завершающем этапе основной школы (IX класс) ведущим становится исторический принцип изучения художественной литературы, при этом учитывается тот факт, что русская литература изучается параллельно с родной. Бикультурная основа литературного образования проявляется в том, что часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, зачастую опережающем курс русской литературы.

Недостаточное владение русским языком учащимися национальных школ определяет вынужденное сокращение в программе числа тех литературных произведений, которые насыщены сложной, нередко устаревшей лексикой.

В программу специально введены те художественные произведения, в которых особенно колоритно, многогранно отражен русский быт, русские национальные традиции, обычаи, особенности русского национального характера («Левша» Н. С. Лескова, «Олеся» А. И; Куприна, «Зарубки на сердце» К. Г. Паустовского, «Обида» В. М. Шукшина и др.).

В то же время в программу вошли те произведения литературы народов России, в которых особенно ярко представлены национальные особенности характера, обычаи и нравы других народов России (Р. Гамзатова, К. Кулиева, К. Хетагурова, Д. Кугультинова, Г. Тукая, М. Карима, Г. Айги, Ю. Рытхэу и др.).

Особое место в программе занимают произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие народов России, их быт, культура, контакты с русским населением («Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, «Утро на Кавказе», «Черкешенка» М. Ю. Лермонтова, «Платок» Е. А. Евтушенко).

Особенностью программы по литературе для V—IX классов является последовательная реализация принципа концентрического изучения произведений одного и того же писателя. Так, например, с V по IX класс последовательно изучаются произведения писателей ХIХ века (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, и др.) и XX века (С. В. Есенина, В. В. Маяковского, М. Горького и др.) с учетом возрастных особенностей учащихся.

Элементарные сведения по теории литературы даются на основе практических наблюдений над особенностями художественного мастерства писателя, проявляющимися в языке; над сюжетом и композицией произведения, а также над жанровым своеобразием того или иного художественного произведения.

При сообщении теоретических сведений учитель должен опираться на знания, полученные учащимися на уроках родной литературы.

В программу введены примерные виды устных и письменных работ по литературе; требования к знаниям и умениям учащихся и список текстов для заучивания наизусть. Теоретико-литературные понятия даются в программе после аннотации к произведению того или иного писателя.

Зарубежная литература изучается последовательно с V по IX класс. После окончания основной школы учащиеся будут иметь представление о Гомере, О. Хайяме, Данте Алигьери, М. Сервантесе, У. Шекспире, Ж.-Б. Мольере, И.-В. Гёте, Ф. Шиллере, Дж. Байроне, хотя, по вполне понятным причинам (недостаток часов), шедевры зарубежной литературы изучаются в отрывках и фрагментах. При этом в программе к произведениям зарубежной литературы также даются подробные аннотации с позиции этнокультурной направленности литературного образования. Например, в аннотации к балладе «Перчатка» Ф. Шиллера (VII класс) заостряется внимание на следующем: «Мастерство перевода с немецкого языка баллады „Перчатка" русским поэтом В. А. Жуковским».

Краткий курс зарубежной литературы в V— IX классах поможет ученикам основной школы понять взаимосвязь трех литератур — русской, родной и зарубежной.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в V— IX классах:

— художественная литература как искусство слова;

— художественный образ;

— фольклор, жанры фольклора;

— литературные роды и жанры;

— основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм;

—форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция;

—стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление; конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой;

—язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория;

— проза и поэзия; основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа;

— общее и национально-специфическое в литературе.

Содержание курса.

Введение

Литература как искусство слова.

Происхождение загадок, пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки как обобщение нравственных ценностей народа, их нравоучительный смысл. Прямое и переносное значение пословиц и поговорок, их краткость и точность. Отражение особенностей быта и истории русского народа и других народов России в пословицах, поговорках, загадках. Сопоставление загадок, пословиц и поговорок разных народов.

Устное народное творчество (фольклор). Народные сказки.

«Лиса и дрозд» как образец сказки о животных. Устойчивые характеристики животных – героев русских сказок, сравнение с характеристиками, которые приписываются этим героям в национальной фольклорной традиции.

Сказки «Перышко Финиста – Ясна сокола», «Лиса и дрозд», «Ванюшка и царевна».

Сказка и рассказ. Фантастическое как основа сказки. Три типа сказок.

«Перышко Финиста – Ясна сокола» как образец волшебной сказки. Волшебство, волшебные ситуации, герои и предметы – характерные черты сказок этого типа. Традиционные элементы сказок – зачин, концовка, троекратные повторы. Нравственный смысл сказки – борьба добра и зла, жестокости и справедливости, победа добрых, светлых начал.

Сказка «Ванюшка и царевна» - бытовая сказка. Особенности фантастического, комические ситуации и характеры, высмеивание человеческих недостатков в сказках этого типа.

Отражение в сказках народных идеалов, вкусов и пристрастий.

Для самостоятельного чтения

Чувашские народные сказки.



Сказки народов России

«Не рой другому яму» (адыгейская), «Кого выбрать?» (чеченская сказка), «Голубая бусина» (эскимосская)



Литературные сказки

Литературная (авторская) сказка и её особенности. Близость литературной сказки к устному народному творчеству. Особенности авторский сказки: конкретность времени и места действия, близость действия к современным событиям, указание на первоначальный источник повествования, ярко выписанный характер героя.

Александр Сергеевич Пушкин

«У лукоморья дуб зелёный...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»).

"У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Поэтический мир русской сказки, воспроизведенный Пушкиным. Яркость и выразительность языка.

Сергей Тимофеевич Аксаков

«Аленький цветочек»*. Сказка о верности и долге, красоте души человека, о всепобеждающей силе любви. Основной мотив сказки — добро побеждает зло. Значение подзаголовка «Сказка ключницы Пелагеи». Автобиографический мотив этого подзаголовка.

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Ашик-Кериб» (турецкая сказка)*. Прославление любви, верности и доброты, осуждение коварства, и зла. Волшебные события и сказке. Её сходство со сказками родного народа и других народов мира.

Сказки зарубежных писателей

Ханс Кристиан Андерсен

«Снежная королева» (в сокращении). Самоотверженность, преданность в любви и дружбе в сказке датского писателя. Осуждение эгоистических начал и человеке, недостойных поступков. Авторское отношение к героям сказки. Построение сказки, ее сходство с русскими народными сказками.

Антуан де Сент – Экзюпери

«Маленький принц» (Отдельные главы. В сокращении). Факты из реальной биографии писателя. Планета Маленького принца. Главные ценности в жизни писателя человеческие чувства. Построение сказки.

Русская литература XIX в. Иван Андреевич Крылов

«Квартет», «Ворона и Лисица», «Свинья по Дубом».

Особенности басни как литературного жанра. Основной художественный приём басни — иносказание.

Мораль как главная мысль басни, высказанная в форме нравоучительных выводов.

Обличение л высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков. отражение в них народной мудрости. Близость языка басен к разговорной речи. Значение басен Крылова для нашего времени.

Александр Сергеевич Пушкин

«Унылая пора! очей очарованье!..» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Зимняя дорога", «Зимний вечер».

Осень — любимое время года Пушкина. Яркость, точность, образность поэтического изображения осенней природы.

«Зимняя дорога». Картина зимней ночи в стихотворении.

«Зимний вечер». Биографические мотивы стихотворения. Образ няни. Сказочные образы. Особенности построения стихотворения, звуковые повторы, передающие завывание вьюги. Чувства и настроения поэта, отражённые в произведении.

Для самостоятельного чтения

А. В. Кольцов «Песня пахаря», И. С. Никитин «Утро».

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» (фрагменты).

Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести Тургенева. Образ Герасима: контраст между внутренним миром и внешним обликом героя. Противопоставление Герасима барыне, нравственное превосходство Герасима и смысл его бунта.

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» (быль).

Интерес писателя к жизни горских народов, их быту, окружающей природе. Нравственная основа произведения – противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина пассивность и трусость Костылина.

Александр Сергеевич Пушкин «Туча».

Биографическая основа стихотворения. Изображение картин природы.

Фёдор Иванович Тютчев

«Есть в осени первоначальной..,», «Весенняя гроза».

Любовь поэта к родной природе. Точность изобразительных средств, передающих очарование природы, её изменения в разное время года.

Афанасий Афанасьевич Фет

«Я пришла к тебе с приветом...», «Весенний дождь», «Вечер».

Человек и природа — главная тема лирики Фета.

Высокие художественные достоинства, глубокий психологизм в изображении мира человека и природы, зависимость настроения людей от перемен в природе.

Художественное мастерство поэта и описании времён года.

Николай Алексеевич Некрасов

«Крестьянские дети». Жизнь крестьян в изображении Некрасова. Восхищение трудолюбием крестьянских детей, их близостью к природе. Передача этого отношения через диалог и авторское повествование.

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера» (отдельные главы; в сокращении). Мир детства в изображении американского писателя XIX — начала XX в. М. Твена, гуманиста и демократа; драматизм социального неравенства.

Тема дружбы детей — Тома, Гека и Бекки Тэтчер. Мечты Тома Сойера и его затеи. Смелость и предприимчивость подростков, прямота человеческих чувств. .

О. Генри «Вождь краснокожих»

О. Генри – замечательный мастер юмора в американской литературе. смешное и грустное в новеллах О. Генри.

Русская литература XX в.

Антон Павлович Чехов

«Лошадиная фамилия». Высмеивание невежества и глупости в рассказах Чехова. Мягкий юмор писателя в изображении детей. Мастерство в создании комических ситуаций.

Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор». Идеи гуманизма в рассказах русских писателей. Картины нищеты в рассказе Куприна. Образ известного хирурга Пирогова: доброта и благородство души, милосердие и помощь людям как главные цели врача.

Иван Алексеевич Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

Михаил Михайлович Пришвин

«Старый гриб» (в сокращении). Тема бережного отношения к природе, поэтичность описания ее картин как средство выражения патриотического чувства автора.

Константин Георгиевич Паустовский

Сюжетная основа рассказа «Заячьи лапы», его тематическое сходство с прозаическими миниатюрами о природе.

Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро». Современная «робинзонада» мальчика из семьи рыбаков. Волевой характер Васютки, его сопротивление обстоятельствам, преодоление страха.

Образы стойких и мужественных рыбаков из бригады Шадрина.

Эрнест Сетон-Томпсон

Рассказ «Арно» — произведение шотландского писателя, учёного-натуралиста Э. Сетон-Томпсона. Голубь Арно —один из любимейших героев писателя. Мужественность, свободолюбие и целеустремлённость — основные качества героя рассказа — почтового голубя.

Юрий Павлович Казаков

«Арктур — гончий пес». Рассказ о слепой охотничьей собаке, обладающей незаурядными природными способностями.

Тема гуманного отношения человека к «братьям нашим меньшим». Восприятие жизни живым существом — гончим псом Арктуром.

Юрий Маркович Нагибин

«Зимний дуб». Любовное отношение писателя к миру детства. Глубокая человечность и изображении жизни детей.

Образ учительницы Анны Васильевны, умеющей уважать детей. Близость мира взрослых и детей через отношение к природе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

- авторов и названия изученных произведений;

- сюжет и героев изученных произведений;

Основные признаки понятий: устное народное творчество (фольклор), художественный образ, идея и тема, басня, эпитет, метафора, сравнение.

Учащиеся должны уметь:

- воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем;

- различать эпические и лирические произведения (басня, рассказ, лирическое стихотворение);

- давать развернутые оценки событий, героев;

- характеризовать героя изученного произведения;

- сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- правильно и выразительно читать художественный текст;

- пересказывать устно и письменно (изложение) эпические произведения (фрагменты);

- составлять план прочитанного произведения;

- воспринимать произведения литературы в тесной связи с другими видами искусства (живописи, музыки).

Тематическое планирование по литературе в 5 классе.



№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Форма урока

Вид и форма контроля

Наглядность и оборудование

I четверть – 27 часов

Введение.



Введение. Литература как искусство слова

1

Цели и задачи предмета «Литература»

Теория.

Беседа




Учебник русской лит-ры для 5 класса.

Устное народное творчество



Фольклор - устное народное творчество.

1

Понятие о фольклоре

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Загадки


1

Один из малых жанров фольклора, происхождение загадки, особенности построения

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Пословицы и поговорки..

1

Отличие пословиц от поговорок

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Сказки. Волшебный мир народных сказок.

1

Происхождение сказки, виды сказок: волшебные, героические, бытовые, сказки о животных

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Художественное своеобразие сказки «Лиса и дрозд».

1

Художественное своеобразие сказок

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class





Волшебная сказка «Пёрышко Финиста – Ясна сокола».

Фольклор в сказке «Пёрышко Финиста – Ясна сокола».



2

Художественные особенности сказок

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

УМК «Вокруг тебя – мир»



Смешное и забавное в сказке «Ванюшка и царевна»

1

Художественные особенности сказок

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса,



Вн. чт. Сказка о животных «Зимовье зверей»

1

Понятие о сказке

Теория, практика

Урок внеклассного чтения

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class





Р. р. Подготовка к самостоятельному сочинению сказки.

Сочиняем сказку сами



2




Практика

Урок развития речи

Сочинение

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Вн. чт. Чувашские народные сказки (по выбору обучающихся)

1

Чувашские народные сказки

Теория.

Урок внеклассного чтения

Устный опрос




Сказки народов России.



Адыгейская сказка «Не рой другому яму»

1

Понятие о справедливости в сказке

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Чеченская сказка «Кого выбрать»

1

Проблема выбора и нравственные идеалы народа

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Эскимосская сказка «Голубая бусина»

1

Отражение быта народов Севера

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Контрольное тестирование по теме «Устное народное творчество»

1

Понятие о УНТ

Теория, практика

Урок контроля

Тестирование

Фомин П. К. Тесты по русск. лит.

5-11 кл.




Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Сказка «Общее счастье»



1

Что такое счастье?

Практика

Урок внеклассного чтения

Чтение и обсуждение

УМК «Вокруг тебя – мир»

Литературные сказки. Сказки русских писателей.



О литературных сказках

1

Близость сказки к народному творчеству

Теория.

Урок-лекция

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



А. С. Пушкин – величайший русский поэт.

1

Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив

Теория, практика

Урок-беседа

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Герои разных народных сказок во вступлении к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»

1

Герои разных народных сказок

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Сказка С.Т. Аксакова о верности и долге «Аленький цветочек». 1 часть.

1

Основной мотив сказки – добро побеждает зло

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. 2 часть.

1

Нравственная проблематика сказки

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. 3 часть.

1

Образ повествователя в сказе

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Просмотр сказки с последующим обсуждением. Обобщение.

1




Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Рр. Сочинение по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1




Урок развития речи

Урок развития речи

Сочинение






Контрольное тестирование по теме «Литературные сказки»




Литературные сказки

Урок контроля

Урок контроля

Тестирование

Фомин П. К. Тесты по русск. лит.

5-11кл.


II четверть – 21 час





Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Т. Александрова «Светофорчик».

Создание комиксов по сказке «Светофорчик»


2

Жизнь и творчество

Т. Александровой.



Теория, практика

Урок внеклассного чтения




УМК «Вокруг тебя – мир»



Турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»

1

Волшебные события в сказке

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class

Сказки зарубежных писателей



Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Сказка первая, вторая. Свойства зеркала.

1

Тема верности и преданности в сказке

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Сказка третья, четвертая. Колдовство старушки. Принц и принцесса.

1

Сила духа героини, ее готовность к самопожертвованию

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Сказка пятая. «Маленькая разбойница». Сказка шестая. «Лапландка и финка».

1

Образ повествователя в сказке

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Сказка седьмая. «Что было в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»

1

Добро побеждает зло

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Просмотр сказки с последующим обсуждением. Обобщение.







Теория, практика

Комбинированный




Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Р. р. Сочинение «Любимый герой из сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева».

1




Теория, практика

Урок развития речи

Сочинение








Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Анри Дюнан – основатель Красного Креста. «Воспоминания о битве при Сольферино».

Пересказ «Воспоминаний о битве при Сольферино»


2

Анри Дюнан – основатель Красного Креста.

Теория, практика

Урок внеклассного чтения




УМК «Вокруг тебя – мир»



Антуан де Сент – Экзюпери. Факты из реальной биографии писателя в сказке «Маленький принц»

1

Биография писателя

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Главное и второстепенное в сказке «Маленький принц»

1

Главное и второстепенное в сказке

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Главный герой сказки «Маленький принц». Рассказ о планете Маленького принца.

1

Образ главного героя

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Е. Носов «Трудный хлеб».



1

Биография писателя.

Образ главного героя



Теория, практика

Урок внеклассного чтения




УМК «Вокруг тебя – мир»



Р. р. Написание письма – отклика на газетную статью.

1




Практика.

Урок развития речи







Литература 19 века

Русская классическая литература 19 века



И. А. Крылов. Басня «Квартет», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

1

Жанр басни в русской литературе

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Картина природы в стихотворении «Унылая пора! Очей очарованье».

1

Олицетворение. Эпитеты.

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Ощущения тревоги, бодрости и надежды в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»

1

Описание природы в стихотворении. Метафора.

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Картина зимней ночи в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

1

Картина зимней ночи в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Художественное своеобразие стихотворений М. Ю. Лермонтова «Парус», «Утес», «Кавказ»

1

Художественное своеобразие стихотворений

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР

III четверть – 30 часов





Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

А. Платонов «Неизвестный цветок».

Анализ произведения

А. Платонова «Неизвестный цветок».



2

Биография писателя.

Образ главного героя.



Теория, практика

Урок внеклассного чтения




УМК «Вокруг тебя – мир»



Р. р. Написание сочинения по теме «Мое маленькое открытие»


1




Практика

Урок развития речи







Русская классическая литература ХIХ века.



И. С. Тургенев. «Муму». ЧастьI. Образ Герасима.

1

История создания повести

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



И. С. Тургенев. «Муму». Часть II. Герасим и Татьяна.

1

Портрет и его роль в создании образа героя

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



И. С. Тургенев. «Муму». Часть III. Герасим и Муму.

1

Образ главного героя

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Героический подвиг в рассказе «Муму»

1

Героический подвиг

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Р. р. Сочинение по рассказу «Муму».

1

Рассказ «Муму»

Практика

Урок развития речи

Изложение






Вн. чт. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Малиновая вода»

1

Творчество

И. С. Тургенева



Теория, практика

Урок внеклассного чтения




Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Л. Н. Толстой. История создания рассказа «Кавказский пленник».

1

История создания рассказа «Кавказский пленник».

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Главные герои рассказа «Кавказский пленник».

1

Главные герои рассказа «Кавказский пленник».

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Эпизод побега в рассказе «Кавказский пленник».

1

Эпизод побега в рассказе «Кавказский пленник».

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Р. р. Мини – сочинение по рисунку М. Ю. Лермонтова «Воспоминания о Кавказе»

1




Практика

Урок развития речи









Контрольное тестирование по теме «Русская классическая литература 19 века»

1

Русская классическая литература 19 века

Практика

Урок контроля

Тестирование

Фомин П. К. Тесты по русск. лит.

5-11 кл.






Вн. чт. Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

О. Уайльд «Мальчик - звезда».

Анализ сказки «Мальчик - звезда».


2

Биография писателя.

Образ главного героя



Теория, практика

Урок внеклассного чтения

Работа с текстом

УМК «Вокруг тебя – мир»

Стихи русских потов о природе



А. С. Пушкин. Художественное своеобразие стихотворения «Туча».

1

Пейзажная лирика. Роль пейзажа

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»

1

Особенности пейзажа в стихотворении

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР





Тревожные ощущения, навеянные весной в стихотворении А. А. Фета «Я пришла к тебе с приветом» и «Весенний дождь».

Картина вечера в стихотворении «Вечер».



2

Художественное своеобразие стих-ия

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Картина родной природы в стихотворении

И. С. Никитина «Утро».



1

Образ родной природы в стих-ии

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Вн. чт. В. Крапивин «Бегство рогатых викингов»

1

Биография писателя.

Образ главного героя



Практика

Урок внеклассного чтения

Сочинение

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class

Мир детства в русской классике.



Творчество Н. А. Некрасова. Радостное и тяжелое в жизни детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

1

Приемы создания образов

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР





Вн. чт. Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Л. Н. Толстой «Война и мир».

Роль художественной детали в характеристике героев.


2

Героизм в сказках

Теория, практика

Урок внеклассного чтения

Фронтальный опрос

УМК «Вокруг тебя – мир»



Р. р. Написание сочинения «Письмо о войне»

1




Теория, практика

Урок развития речи







Мир детства в зарубежной литературе



Марк Твен. Главы романа «Приключения Тома Сойера».

1

Тема ответственности человека за свои поступки

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Тяжелые дни Тома и Бекки в романе «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.

1

Характер главного героя

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Р. р. Сочинение «Достойное поведение Тома» по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1




Теория, практика

Урок развития речи

Сочинение






О. Генри - замечательный мастер юмора в американской литературе. «Вождь краснокожих».


1

Биография писателя.

Образ главного героя



Теория, практика

Комбинированный




Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class

IV четверть – 24 часа



Смешное и грустное в новеллах О. Генри

1

Смешное и грустное в новеллах О. Генри


Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР





Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Д. Давыдов «1812 год».

Права человека в плену.


2

Права человека в плену.

Теория, практика

Урок внеклассного чтения




УМК «Вокруг тебя – мир»



Р. р. Развернутый письменный ответ на вопрос «Значение Отечественной войны 1812 года».

1




Теория, практика

Урок развития речи







Литература 20 века.

Русская проза на рубеже веков.





А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».

1

Юмористические произведения Чехова

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР





А. И. Куприн. Утверждение доброты и милосердия в рассказе «Чудесный доктор».

Печальное и радостное в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»



2

Рассказ о великом русском враче Н. И. Пирогове

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Контрольное тестирование по теме «Русская проза на рубеже веков»


1

Русская проза на рубеже веков

Практика

Урок контроля

Тестирование

Фомин П. К. Тесты по русск. лит.

5-11 кл.


Светлый лик родной природы.



Основной сюжет стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

1

Выражение любви поэта к родному краю

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР





М.М. Пришвин. Тема бережного отношения к природе в рассказе «Старый гриб». Поэтичность описания картин природы

2

Образ автора-рассказчика

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class





К. Г. Паустовский. Главная мысль рассказа «Заячьи лапы».

Выражение отношения автора к родной природе в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».



2

Любовь автора к родной природе

Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



«Васюткино озеро» - первый рассказ В.П. Астафьева для детей

1

Волевой характер Васютки.

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Образы стойких и мужественных рыбаков в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

1




Теория, практика

Комбинированный

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Вн. чт. Эрнест Сетон – Томпсон. Рассказ «Арно»

1

Образ почтового голубя

Теория, практика

Урок внеклассного чтения

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Ю. П. Казаков. Арктур-гончий пёс. Рассказ-история

1

Тема и идея рассказа

Теория, практика

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР



Приемы описания в рассказе Ю. П. Казакова «Арктур-гончий пёс».

1

Тема гуманного отношения к животным.

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, ФЦИОР





Мир детства в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб»

1

Любовное отношение писателя к миру детства

Теория, практика

Комбинированный

Работа с текстом

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Р. р. Сочинение «Какими должны быть учителя?»

1




Теория, практика

Урок развития речи

Сочинение






Контрольное тестирование по теме «Светлый лик родной природы»

1

Светлый лик родной природы

Теория, практика

Урок контроля

Тестирование

Фомин П. К. Тесты по русск. лит.

5-11 кл.




Вн.чт. К. Г. Паустовский «Мещорская сторона» (Отрывки «Обыкновенная земля», «Бескорыстие»)

1

Отношение автора к родной природе

Теория, практика

Урок внеклассного чтения

Устный опрос

Учебник русск. лит-ры для 5 класса, Open Class



Подведение итогов.

1







Беседа

Устный опрос



Критерии и оценка знаний обучающихся. Оценка устных ответов учащихся

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.




следующая страница >>



Чтобы быть любимой, лучше всего быть красивой. Но чтобы быть красивой, нужно быть любимой. Франсуаза Саган
ещё >>