Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнц - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов 19 5135.19kb.
Научный редактор Редактор Художественный редактор Корректоры Верстка С. 31 8901.82kb.
Еврейский синдром-2 10 2401.95kb.
Методические указания к лабораторной работе по физике для студентов... 1 159.96kb.
«Дизайн» по профилю подготовки «Графический дизайн» 1 32.16kb.
Верстка и дизайн: Минин Максим Журнал «Спорт-прогноз» 4 652.59kb.
Компьютерная верстка и дизайн: ЛетоваТ. Н. вед методист омо 0МБ 1 310.11kb.
Программа дисциплин "Академический рисунок" и "Академическая живопись"... 1 156.27kb.
Дизайнер-верстальщик, ведущий дизайнер, фотограф, фотодизайнер 1 51.91kb.
Программа дисциплины "История дизайна" 1 325.49kb.
Агафонова антонина Николаевна (Старостина) 1 150.98kb.
Технологическая карта дисциплины 1 105.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников - страница №1/9

Проблемы с. – 65,75,78,106



СОДЕРЖАНИЕ 2

Глава 1 Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования 13

ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ 26

ОБЪЕКТИВНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36

ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 56

Глава 2 Теории развития человека: введение 62

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 78

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 90

Глава 3 Наследственность и среда 118

Grace J.Craig

University of Massachusetts HUMAN DEVELOPMENT SEVENTH EDITION

prentice hall Upper Saddle River, New Jersey 07458
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 7-е международное издание

^ПИТЕР^

Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000


Крайг Грэйс

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

7-е международное издание Серия «Мастера психологии»



Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной под общей научной редакцией проф. А. А. Алексеева

Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор А.Рапопорт Литературные редакторы А. Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт

ББК 88.837я7+88.3я7 УДК 159.9=053

Крайг Г.

К78 Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00128-4

Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучших и извест­нейших учебников по психологии развития. Издание ее на русском языке призвано восполнить те про­белы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике. Книга разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология ребенка до и пос­ле рождения, в первые два года жизни, когда ему от 2 до 6 лет; психологические закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и старости; рассматривают­ся вопросы психологии смерти и умирания. Тщательная продуманность композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала, богатство и выразительность иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно полезным и удобным инструментом освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и разнообразии теоретических подходов. Книга рассчитана на психологов, педагогов, социологов, социальных работников.

© 1996, 1992, 1989, 1983, 1980, 1976 by Prentice-Hall, Inc. © Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2000

Права на издание получены по соглашению с Prentice-Hall, Inc Все права защищены. Никакая часть данной кни­ги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письмен­ного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 0-13-206525-8 (англ). ISBN 5-314-00128-4

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Подписано в печать 21.09.00. Формат 70Х100'/^. Усл. п. л. 62. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 1810. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие научного редактора к русскому изданию 10

1. КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА ....... 13

Глава 1. Развитие человека: перспекти­вы, процессы и методы исследования .. 14

Процессы развития 15 Области развития 17 Биологические процессы развития 18 Влияние среды на развитие человека 18 Взаимодействие процессов развития 20 Экологическая модель 23 Историческая и культурная перспективы 26 Жизненный путь человека возрастные изменения в сравнении с историческими переменами 27 Отношение к детям в исторической перспективе 31 Развитие в контексте меняющейся семьи 34 Объективное систематическое исследование человеческого развития 35 Принцип объективности 36 Искусство задавать вопросы 37 Использование научного метода 38 Выбор условий проведения исследования 40 Выбор экспериментального плана для изучения изменений происходящих с течением времени 42 Методы сбора данных 47 Интерпретация данных 50 Определение границ выводов 51 Этика научного исследования 53 Этические нормы проведения психологических исследований 54 Краткое содержание и выводы 56



Глава 2. Теории развития человека: введение.................................................. 60

Значение теорий 61 Три спорных вопроса 62 Природа или воспитание 62 Непрерывность или скачкообразность 63 Организм или механизм 63 Теории научения 63 Бихевиоризм 64 Теория социального научения 71 Оценка теорий научения 72 Когнитивные теории 74 Пиаже 74 Информационный подход к развитию 79 Когнитивное развитие в социальном контексте 81 Оценка когнитивных теорий 82 Психоаналитическая традиция 83 Фрейд 84 Эриксон 87 Оценка психоаналитической традиции 91 Теории «Я» 92 Гуманистическая психология 92 Другие теории «Я» 95 Этология 96 Краткое содержание и выводы 101



2. НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ................................................. 109

Глава 3. Наследственность и среда ....... 110

Как работают гены 111 Источники человеческого разнообразия 112

Гены и хромосомы 112 Клеточное деление и репродукция 114

Комбинации генов 116 Хромосомные и генные аномалии 117

Аномалии сцепленные с полом 118 Аномалии не сцепленные с полом 121

Генетическое консультирование 125 Успехи генетических исследований 128

Генетика поведения 130 Исследования приемных детей 131 Исследования личности близнецов 133 Уровни окружающей среды семья и социализация 135 Отношения в семье 135 Семья как проводник в культуру 136 Развитие Я концепции 138 Взаимодействие наследствености и среды 141 Развитие полоролевой идентичности 142 Различия между мужчинами и женщинами 143

Пол и социализация 145 Андрогинная личность 147 Краткое содержание и выводы 148



Глава 4. Пренатальное развитие и роды..................................................... 152

Пренатальное развитие 153 Оплодотворение 153 Периоды пренатального развития 154 Тенденции развития 165 Влияние среды на Пренатальное развитие 167 Анализ степени риска 167 Тератогены 170 Защитные факторы 177

Роды 182 Процесс родов 182 Новорожденный 184 Опыт деторождения 187

Развивающаяся семья 192 Супруги становятся родителями 192 Бондинг 195

Краткое содержание и выводы 198

3. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ ........... 205

Глава 5. Физическое развитие в младенчестве ..................................... 206

Новорожденный 207 Возможности новорожденного 207 Научение и привыкание 213 Физическое и моторное развитие 216 Созревание или динамическая система 216 Обзор первых двух лет жизни ребенка 217 Полноценное и неполноценное питание 226 Неполноценное питание детей

как глобальная проблема 226 Естественное или искуственное

вскармливание pro et contra 228 Отнятие от груди и приучение к твердой пище 228

Сенсорное и перцептивное развитие 230 Стратегии исследования 232 Зрение 233 Слух 238 Вкус, обоняние и осязание 239 Процессы интеграции 240 Развитие мозга и опыт 242 Дети, требующие специального ухода 243 Незрелость новорожденных 243 Дети, относящиеся к группе риска 247 Краткое содержание и выводы 248

Глава 6. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве ..................... Zod

Когнитивное развитие 254 Сенсомоторный период 255

Игра с предметами 257 Постоянство объектов 258

Память 261 Символическая репрезентация 261

Критика теории Пиаже 263 Перцептивная организация и перцептивные категории 263 Языковое развитие 267 Аспекты языка 268 Процесс овладения языком 269 начало языкового развития 274 Дословесный период 275 Первые слова 279 Двухсловные предложения 282 Условия раннего когнитвного

и языкового развития 285 Среда благоприятная

для интеллектуального роста 285 Роль родителей и воспитателей 286 Депривация и неблагополучные семьи 287 Раннее вмешательство 290 Краткое содержание и выводы 292

Глава 7. Психосоциальное развитие в младенчестве ..................................... 299

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве 300 Психосоциальное развитие в рамках

первых отношений с окружающими 301 Развитие привязанности 302 Четыре типичные реакции 306 Паттерны ранних отношений 312 Качество отношений 312 Нарушения эмоциональных связей 319 Младенцы, требующие особого ухода 320 Отцы, братья и сестры и семейная система 323 Отцы 323 Братья и сестры 326 Бабушки и дедушки 327 Развитие личности на втором году жизни 327 Доверие и чувство безопасности 328 Социальные эталоны и культурные значения 329 Автономия,дисциплина и просоциальное

поведение 331 Развитие Я 333 Гарвардская исследовательская программа эффективная модель семейного воспитания дошкольников 335

Занятость родителей 336 Социальная экология воспитания 336 Дневной уход за младенцами 337

Краткое содержание и выводы 341



4. ОТ ДВУХ ДО ШЕСТИ: РАННЕЕ ДЕТСТВО................................. 349

Глава 8. Физическое и когнитивное развитие в раннем детстве .................. d6U

Физическое и моторное развитие 352 Размеры и пропорции тела 352 Развитие головного мозга 354 Развитие двигательных навыков 357 Среда как источник опасности 362 Когнитивное развитие 363 Пиаже и дооперациональное мышление 364 После Пиаже развитие

в социальной перспективе 373 Информационная модель когнитивного развития 374 Языковое развитие 379 Расширяющаяся грамматика 379 Новые слова и понятия 382 Влияние речи родителей 382 Детские разговоры 383

Диалекты 388 Билингвизм 388

Игра и научение 390 Виды игр 391 Игра и когнитивное развитие 394 Адаптивная роль когнитивной незрелости 399

Краткое содержание и выводы 401



Глава 9. Психосоциальное развитие в ранием детстве................................... 407

И вновь три теории развития 408 Психосоциальное поведение с позиций психодинамического подхода разрешение конфликтов развитая и совпадающее поведение 409 Как дети управляют чувствами 410 Конфликты развития 417 Психосоциальное развитие в зеркале теорий социального научения расшире ние репертуара социальных навыков 420 Научение агрессии

ипросоциальному поведению 421 Сверстники игра и развитие социальных

навыков 425 Когнитивный подход к психосоциальному развитию понимание себя и других 430 Я концепция 431 Социальные понятия и нормы 432 Гендерные схемы 433 Семейная среда 436 Стили родительского поведения 436 Братья и сестры 441 Приучение к дисциплине и саморегуляция 445 Краткое содержание и выводы 448



5. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО......................... 457

Глава 10. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве................. 458

Физическое и моторное развитие 459 Физический рост

и морфо функциональные изменения 460 Внутренние изменения 461 Развитие двигательных навыков 462 Здоровье болезни и несчастные случаи 464 Создание условий для физического развития 467 Мышление на уровне конкретных операций 467 Когнитивные способности первоклассников 468 Теория Пиаже и педагогика 470 Информационный подход к когнитивному развитию 472 Память 472 Метапознание 474 Языковое развитие 475 Язык и грамотность 475 Научение и мышление в процессе школьного обучения 479 Новые требования и ожидания 479 Формирование умения учиться и критически мыслить 480 Успехи в школе 481 Половые различия и успехи в учении 484 Влияние родителей на успехи детей в школе 485 Оценивание индивидуальных различий 488 Тестирование интеллекта 490

Природа интеллекта 491 Ограниченные возможности тестирования 493 Неспособность к учению 495 Дислексия 496

Синдром дефицита внимания и гиперактивности 497 Краткое содержание и выводы 498

Глава 11. Психосоциальное развитие в среднем детстве .........„„....................505

Развитие личности в расширяющемся социальном мире 506 Теоретические подходы

к развитию в среднем детстве 506 Я концепция 508

Сохраняющееся влияние семьи 509 Взаимоотношения родителей и детей 510 Изменения в характере семьи 511 Дети развода 518 Жестокое обращение с детьми 521

Социальное знание 527 Развитие социального познания 528 Представления детей о дружбе 530 Моральные суждения и их аргументация 532 Отношения со сверстниками и социальная компетентность 537 Функции дружбы 537 Группа сверстников 539 «Свои» «чужие» и предубеждения 544 Краткое содержание и выводы 547

6. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ.................. 557

Глава 12. Физическое и когнитивное развитие в подростковом и юношеском возрасте ......................... 558

Отрочество и юность в культурном и историческом контексте 559 Юность на пороге XXI века 561 Физическое развитие 563 Физический рост и морфо функциональные

изменения 563 Изменение внешности и адаптация к нему

подростков 569 Реакции родителей на изменения

в облике и поведении подростков 573 Половая идентичность и сексуальное поведение 573 Развитие сексуальных установок 574 Развитие сексуального поведения и

сексуальных отношений 576 Сексуальное насилие и сексуальное

поведение подростков 579 Юношеский гомосексуализм 580 Юные родители 583 Причины беременности в подростковом и юношеском возрасте 583

Последствия раннего материнства и отцовства 584 Когнитивные изменения в отрочестве и юности 586 Абстрактное мышление 586 Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом и юношеском возрасте 587 Изменения в диапазоне и содержании

мышления 589 Краткое содержание и выводы 594

Глава 13. Психосоциальное развитие в подростковом и юношеском возрасте .......................................... 599

Задачи развития в отрочестве и юности 600 Независимость и взаимозависимость 601 Формирование идентичности 604 Подростки в семье 608 Межпоколенная коммуникация 609 Меняющаяся американская семья 612 Оставление родительского дома 613 Сверстники, друзья и социальная среда 614 Социальное сравнение 615 Тесная дружба и близкие отношения 615 Клики,компании и уединение 618 Преодоление границ сверстники и родители 619 Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни 621 Принятие решений в социальном контексте 621 Переоценка ценностей в отрочестве и юности 622 Риск в подростковом и юношеском возрасте 623 Употребление наркотиков 624 Стресс, депрессия и совладающее поведение 631 Депрессия 631 Депрессия и другие расстройства 633 Факторы, влияющие на развитие депрессии и совладающее поведение 633 Интеграция личности 637 Краткое содержание и выводы 638



7. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ ..................... 647

Глава 14. Физическое и когнитивное развитие в ранней взрослости ........ 648

Развитие в период взрослости 650 Возрастные часы в контексте социальных норм 650 Умение справляться с критическими жизненными ситуациями 652

Физическое развитие в ранней взрослости 653 Физическая сила и выносливость 653 Физическая форма и здоровье 655 Способность к воспроизведению потомства 660 Сексуальность в ранней взрослости 660 Преемственность и изменения в познании 666 Когнитивный рост или спад5 667

•Стадии» студенческого мышления 668 За пределами формальных операций 669 Гибкое использование взрослого интеллекта 670 Иследование периодов и задач взрослого развития 672 Задачи развития в ранней взрослости

673 «Grant study» лонгитюдное исследование развития взрослых 674 Периодизация жизни мужчины по Левинсону 676 Периодизация жизни женщины 679 Связывания когнитивного развития с развивающимся Я 682 Краткое содержание и выводы 688

Глава 15. Психосоциальное развитие в ранней взрослости............................. 692

Личность, семья и работа контекст развития взрослого человека 693 Личное Я идентичность, близость и генеративность 693 Человек как член семьи 695

Человек как работник 696 Установление близких отношений 698 Трехкомпонентная теория любви Стернберга 699 Образование пары и развитие отношений 700 Одинокие люди мифы и реальность 704 Родительство и развитие взрослых 705 Семейный цикл 705 Переход к родительству 706 Воспитание ребенка и изменение родительских ролей 708

Профессиональный цикл 713

Этапы профессионального пути 714

Выбор профессии и профессиональная подготовка 716 Поступление на работу и профессиональная адаптация 721

Упрочение, сохранение и изменение карьеры 723

Работа и пол 724

Женский труд в зеркале статистики 725

Различия в труде мужчин и женщин 725

Мотивы и значение труда в жизни женщин 726 Мифы и стереотипы, влияющие на отношение к работающим женщинам 727 Семьи, в которых работают оба супруга 728

Семья, работа и образ жизни 733

Меняющееся отношение к семейной жизни 733

Меняющееся отношение к работе 734

Совмещение работы и семейной жизни 735

Краткое содержание и выводы 735



8. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ................... 743

Глава 16. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости........... 744

Развитие в среднем возрасте 745 «Время расцвета» или«начало конца»5 746

Миф о кризисе середины жизни 747

Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте 749 Психофизиологические и морфо функциональные изменения 749

Менопауза и климактерий 752

Сексуальность в среднем возрасте 756

Здоровье и болезни 758

Главные болезни среднего возраста 758

Кумулятивные эффекты жизненных привычек 760

Раса, бедность и здоровье 763 Стресс и болезни 764

Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте 770 Текучий и кристаллизованный интеллект 770 Опыт и мастерство 774 Когнитивные навыки и среда 775 Изменение функций интеллекта 778

Краткое содержание и выводы 779



Глава 17. Психосоциальное развитие в средней взрослости ........................... 783

Преемственность и изменения в развитии личности 784 Задачи среднего возраста 784 Мужчины в середине жизни 789 Женщины в середине жизни 790

Семья и друзья межличностный контекст 792 Между двумя поколениями 793 Отношения со взрослыми детьми 793 Отношения со стареющими родителями 795 Воспитание внуков 800 Дружеские отношения в перспективе жизненного пути 801Меняющаяся семья 803 Развод и повторный брак 803 Семьи с детьми от предыдущего брака 808

Постоянство и перемены в профессиональной жизни 811 Переоценка профессиональной карьеры в

середине жизни 811 Перемена работы и трудовой стресс 812

Краткое содержание и выводы 816



9. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ .................. 825

Глава 18. Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости .......... 826

Старение сегодня 827 Эйджизм и стереотипы 827 Четыре десятилетия поздней взрослости 830 Физические аспекты старения 834 Морфо функциональные изменения в старости 835

Здоровье болезни и питание 840 Причины старения 844 Наследственность и факторы окружающей среды 845 Теории старения 846 Когнитивные изменения в процессе старения 848 Познавательная способность в поздней взрослости 849

Угасание интеллекта в

старческом возрасте 855

Стареющий ум и благополучная старость 860 Краткое содержание и выводы 860



Глава 19. Психосоциальное развитие в поздней взрослости ........................... 864

Личность и старение 865 Благополучная старость 866 Стабильность и перемены в поздней взрослости 867 Задачи развития в поздней взрослости 873 Выход на пенсию смена статуса 875 Физические экономические и социальные условия 876 Решение о выходе на пенсию 878 Семейные и личные отношения 880 Период прекращения воспитательной

деятельности 881 Уход за больным супругом 882 Вдовы и вдовцы 883 Братья, сестры и друзья 885 Социальная политика и пожилые люди 886 Демография старения в Америке 886 Немощные старики в Америке 890 Образ жизни пожилых американцев возможности выбора 891 Краткое содержание и выводы 895

Глава 20. Смерть и умирание................ 898

Мысли о смерти истрах смерти 899 Отрицание смерти 899

Озабоченность смертью и значение смерти 900 Перед лицом собственной смерти 902 Стадии приспособления к умиранию 902 Смерть как финальная стадия человеческого развития 904 Альтернативные пути умирания 905

В поисках гуманной смерти 906 Хосписы 907 Право на смерть 909 Горе и приспособление к тяжелой утрате 912 Процессгоревания 912 Утрата близкого человека в кросс культурной перспективе 914 Ритуалы и обычаи 916

Когда умирает ребенок 917 Завершение полного жизненного цикла 918

Краткое содержание и выводы 918



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................... 924

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ............... 974

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В оригинале этот известный, выдержавший семь изданий учебник называется «Разви­тие человека». Его автор — Грэйс Крайг — вот уже тридцать лет преподает синтетическую дисциплину с тем же названием широкому кругу американских студентов, выбравших для себя одну из многочисленных профессий типа «человек — человек». Используя богатую па­литру научных «красок» — данные истории, антропологии, социологии, демографии, биоло­гии, медицины и, разумеется, возрастной психологии, она рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Поэтому каждый, кто возьмет на себя труд познакомиться с содержанием этого энциклопедического издания, наверняка обнаружит в нем что-то интересное, важное и полезное для себя, неза­висимо от своей специальности или возраста.

Де-юре, как следует из названия, учебник посвящен не психическому или какому-то иному аспекту развития человека, а именно развитию человека. Иначе говоря, вниманию читателей предлагается фундаментальный труд, посвященный систематическому изложе­нию междисциплинарной, интегрированной науки о человеческом развитии, своего рода ге­нетического человекознания. Однако, де-факто, психология в учебнике Грэйс Крайг зани­мает центральное место, несмотря на изрядный совокупный объем данных других наук о человеке, и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции, без которой все ос­тальное содержание попросту рассыпалось бы. Поэтому мне кажется, что редакция изда­тельства «Питер» не слишком погрешила против истины, предложив назвать русское изда­ние этого учебника «Психология развития». Сравнение же учебника Грэйс Крайг с другими известными мне американскими учебниками (в частности, с учебником Арлин Сколник 1, довольно близким по концептуальному подходу, организации материала и содержанию) только укрепило меня в этом мнении. И все-таки, поскольку социологи, к примеру, вряд ли решились бы переименовать эту книгу в «Социологию развития», несмотря на значитель­ный объем используемых в ней данных своей науки, следует сказать несколько слов в защи­ту позиции редакции. Тем более, что сам факт изменения названия отражает не какую-то особую экспансию психологов, стремящихся захватить побольше чужих научных террито­рий, а всего лишь объективное положение вещей в сфере междисциплинарных связей наук о человеке.

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути, заставляя психологов обращаться к данным естественных и социальных наук, а представителей этих наук — к данным психологии. Однако междис-циплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как



1 Skolnick, А. (1986) The Psychology of Human Development. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

10

Предисловие научного редактора к русскому изданию

это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факто­ров развития человека. Ее сущность — в синтезе данных наук о человеке с целью построе­ния единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которо­го были намечены в России академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же, в силу природы челове­ка, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития — Человек разумный — наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто жи­вет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, кон­струирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события — вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекто­рий жизненного пути. На данный момент ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология. Поэтому, по крайней мере в наше время, она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке. И все же, как мне представляет­ся, не следует спешить придумывать новое название для психологии развития на том лишь основании, что она активно впитывает в себя идеи и факты других наук, позволяя создавать более или менее масштабные полотна человеческого развития. Ибо сколько ни добавляй в психологию фактов и понятий других наук, она все равно останется психологией. Возмож­но, в следующем веке нас ожидают новые открытия в биологии человека, которые помогут нам лучше понять природу субъективности. И тогда биология станет еще одним — компле­ментарным — концентром синтетического человекознания, новой и более объективной на­уки о человеке и его развитии. А пока, во имя принципа объективности, лучше оставаться в привычном «правовом поле» психологии развития, тем более что подход Грэйс Крайг созву­чен идеям ленинградской школы психологии человека, созданной Б. Г. Ананьевым. Вот по­чему в русском издании редакция посчитала возможным назвать этот учебник «Психология развития».

В кратком предисловии трудно раскрыть все достоинства предлагаемого учебника. Пе­речислю хотя бы основные, делающие его ценным пособием по курсам «Психология разви­тия», «Возрастная психология» и, в соответствующих разделах, «Детская психология».

Во-первых, до настоящего времени на русском языке не издавалось ни одного учебника, в котором бы столь полно, широко и систематично рассматривалось развитие человека на протяжении всей жизни, причем с единой концептуальной позиции. Перевод учебника Грэйс Крайг заполняет этот досадный пробел в нашей учебной литературе.

Во-вторых, данный учебник отличает от многих других ясная и, следует подчеркнуть, современная концептуальная позиция автора. Развитие человека рассматривается в перс­пективе жизненного пути и понимается как динамическая система, образованная взаимо­действием (в строгом смысле этого слова, какой вкладывается в него, например, в теории планирования эксперимента) созревания и научения, переплетением процессов физическо­го, психического и социального развития. Это позволяет автору вписать развитие человека в исторический, культурный и социальный контексты, показать важность фактора времени (наступления нормативных и ненормативных событий) в развитии, охарактеризовать конф­ликты и задачи развития на каждой стадии, рассматриваемой одновременно и как самостоя­тельный период жизни, и как фаза перехода в непрерывном движении человека по жизнен­ному пути. Многие традиционно описываемые проблемы и явления (например, детский эго­центризм, кризис середины жизни, структура семейного и профессионального циклов) получают при таком подходе новое освещение. И это делает данный учебник интересным и полезным не только для студентов, но и для аспирантов и преподавателей.

В-третьих, к бесспорным достоинствам учебника Грэйс Крайг можно отнести чрезвы­чайно строгий отбор материала, прежде всего по критерию научной достоверности. Здесь



11

Предисловие научного редактора к русскому изданию

нет сенсаций — только проверенные факты и их обоснованная интерпретация. Более того, когда факты допускают неоднозначное толкование (либо в силу методологических слабос­тей, либо в силу теоретических расхождений), автор не забывает указать на это и даже при­вести альтернативные варианты интерпретации.

В-четвертых, как и большинство американских учебников, учебник Грэйс Крайг имеет выраженную прагматическую ориентацию. То, что при этом речь идет о практической сторо­не жизни людей на другом полушарии, не должно смущать читателей. Мой жизненный опыт привел меня к убеждению, что различия между людьми сильно преувеличиваются, особен­но в отношении тенденций развития. К тому же знание действительно существующих разли­чий между нами и понимание их причин помогают нам лучше разобраться в собственных проблемах и найти способы их разрешения.

Наконец, в-пятых, несмотря на внушительный объем (обусловленный сложностью предмета), учебник Грэйс Крайг отличает строгая структура, хорошая организация текста и иллюстраций, удобный справочный аппарат, простота и ясность стиля изложения. Все это делает его доступным не только студентам вузов, но и учащимся средних специальных учеб­ных заведений, как, впрочем, и всем тем, кто по роду своей работы или в силу жизненных обстоятельств хочет существенно пополнить свои знания в области развития человека.

Мне не хотелось бы уподобляться некоторым критикам переводных учебников, указы­вающих обычно на упрощенность или даже поверхностность изложения отдельных тем. Я считаю такую критику необъективной хотя бы потому, что в этих случаях критикуется перевод, а не оригинал. Каждый такой учебник — и учебник Грэйс Крайг не исключение — в оригинале сопровождается весьма объемным методическим комплексом, позволяющим раскрыть любую из заявленных в нем тем на самом глубоком уровне. При переводе учебни­ков этот комплекс, по понятным причинам, отбрасывается и должен разрабатываться препо­давателями заново, с учетом целей, задач и возможностей каждого учебного заведения. Что­бы хоть как-то восполнить эту потерю, я взял на себя смелость дополнить русское издание «Human Development» аннотированным списком литературы (преимущественно, психологи­ческой) на русском языке. Список этот отражает опыт работы и субъективные пристрастия его составителя и никоим образом не претендует на полноту или исключительность. Однако он может оказаться полезным студентам (особенно специализирующимся в области психо­логии) для углубленного изучения всех тем этого учебника и знакомства со вкладом отече­ственных ученых в их разработку.

Чтобы эта книга пришла к читателям, потребовался год совместной напряженной работы довольно большого числа людей. Я хочу выразить всем, с кем меня свела судьба в процессе под­готовки книги к изданию, искреннюю благодарность за самоотверженный труд, терпение и дружеское расположение.



А. А. Алексеев, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Санкт-Петербург, август 1999.
КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

Глава 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процессы развития

Историческая и культурная перспективы

Объективное систематическое исследование человеческого развития

Этика научного исследования

Глава 2. ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ВВЕДЕНИЕ

Значение теорий Три спорных вопроса Теории научения Когнитивные теории Психоаналитическая традиция Теории «Я» Этология



следующая страница >>



Дети своего времени со временем сиротеют. Доминик Опольский
ещё >>