Европейское средневековье (V xvii века) Общие положения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. Блок и европейское средневековье 1 308.17kb.
Билет 17 Средневековая схоластика. Учение о двойственной истине,... 1 37.53kb.
Правила благоустройства города куйбышева глава Общие положения Статья... 4 1030.99kb.
Билеты по обществознанию. 7 класс. (летняя сессия). Билет – 1 1 24.66kb.
Становление средневековой Европы (VI-XI века) 1 46.06kb.
Учебно-методическое пособие по истории России посвящено изучению... 1 375.52kb.
Западноевропейская культура нового времени (XVII – XIX века. 3 367.66kb.
Первые шаги российской модернизации: реформы середины XVII века 2 446.5kb.
Вариант в XVII веке в состав российского государства вошли земли 1 24.94kb.
История южных и западных славян с древнейших времен до середины XVII... 1 44.36kb.
Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года Одобрен Советом... 1 136.16kb.
Правила игры 1 117.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Европейское средневековье (V xvii века) Общие положения - страница №1/1

Европейское СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V – XVII века)
Общие положения

  • В 476 г. пала Римская (Западная) империя. И началась эпоха Средневековья (до XVII в.).

  • В эту эпоху действовали важные факторы, укреплявшие западноевропейскую цивилизацию и определявшие специфику философско-педагогических воззрений.

  • Ведущей была христианская (католическая) философско-педагогическая традиция, которая противостояла античности и варварству, при этом черпая в них важные идеи.


СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: философско-педагогическая мысль
Носители христианской педагогики – прежде всего, служители католической церкви (авторитаризм, наказания; идеал – усредненная верующая личность)
Другие направления:

  • Группа христианских богословов и педагогов (Алкуин, Боэций, Кассиодор)

  • Схоласты – XI-XVI вв. – (Абеляр, Ф.Аквинский,)

  • Гуманисты – XIV-XV вв. – (Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень)

  • Утописты – XV-XVI вв. – (Т.Мор, Т.Кампанелла)

  • Реформаторы (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер и др.)


Христианские богословы и педагоги
(Алкуин, Боэций, Кассиодор)

  • Стремились спасти остатки греко-римской образованности, сохранить античные традиции

  • Создавали учебники (популярные до XIV в.) по программе семи свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, география, астрономия, музыка, арифметика

  • Рекомендовалось строить воспитание на заповедях, сформулированных стоиками – благоразумии, мудрости, осторожности, осмотрительности, справедливости и воздержанности



СХОЛАСТИКА (XI – XVI в.)
(Абеляр, Ф.Аквинский, др.)

  • Определила развитие педагогики раннего средневековья

  • В ней выработались культурные ценности, опиравшиеся на христианское богословие и идеи Аристотеля (чтобы рационально, логически объяснять христианские догматы)

  • Как педагогика – представляла в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное, систематизированное знание (разработка точности терминов, приемов спора, доказательности мышления)

  • До XII-XIII вв. схоластика играла положительную роль; в её недрах развивалась педагогическая мысль


Гуманисты (эпоха Возрождения)
(Ф.Рабле, М.Монтень, Эразм Роттердамский и др.)

  • Заново открыли идеи античной традиции (Др. Греция и Рим), в том числе – воспитания всесторонне развитого человека-гражданина, полезного обществу

  • Провозглашали человека главной ценностью на земле

  • Искали новые пути воспитания, чтобы раскрыть в человеке все лучшее

  • В обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности

  • Критиковали схоластику: за отрыв мысли от реальности, формализм, авторитаризм, догматизм и др.)

  • Вернули в философско-педагогическую мысль скепсис, поиск истины




  • Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) складывалось из 3-х основных слагаемых: идей античности (ос. Платона), идей средневековья, доказавших свою жизненность (рыцарское воспитание) и идей – предвестников нового общества.

  • Идеи Квинтилиана – как образец педагогических идей

  • Предложили радикальные перемены в методиках обучения, с учетом специфики детства и ребенка

  • Против жестокости и грубости средневекового воспитания



Гуманисты-утописты
Т.Кампанелла («Город Солнца»):

  • Против слепого подражания и книжности образования; за – возврат к природе, энциклопедизм образования, отказ от узкой специализации

  • Забота об улучшении породы людей

  • Поощрение занятий наукой, изучение истории, обычаев, искусствами

  • Совместное обучение девочек и мальчиков:

    • До 7 лет – изучение родного языка и физ.упражнения;

    • 7-10 лет – к этому дополняются естественные науки;

    • С 10 лет – математика, медицина и др. науки

  • Наглядность в обучении, соревновательность,

  • Участие детей в общественно полезном труде


Т.Мор:

  • Равенство образования независимо от пола;

  • Равное начальное обучение;

  • Преподавание на родном языке: чтение, письмо, математика, музыка, естествознание, агрономия и др.

  • Необходимость освоения какого-то ремесла;

  • Обязательность самообразования;

  • Протест против педагогического религиозного аскетизма; но нравственное воспитание – на началах религии (священники – наставники в нравах)

  • Образование – в государственных школах,

  • Опора образования на опытные знания


Реформаторы

  • Общественное движение Реформации – религиозная форма борьбы против римско-католической церкви (протестантство) – с целью обновления всех основ общества

  • Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения, но смыкалось с ним в стремлении переместить центр воспитания на человеческую личность, приобщение к национальным культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность

  • Принцип индивидуальности, «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом

  • Породили новые педагогические проблемы – свободы вероисповедания и религиозного образования

(М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер)
М.Лютер:

  • Признавал важность и необходимость гуманистического образования в духе Возрождения.

  • Инициатор учреждения светскими властями протестантских школ:

    • элементарное образование + знание Катехизиса (на нем. языке); Для каждого важно самостоятельно прочитать и осмыслить Библию (чтобы спасти душу)

    • Полноценное образование – для будущих священников, учителей, судей и др. власть предержащих.

  • У властей есть право принуждать родителей отправлять детей учиться на 1-2 часа в неделю





Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Перефразированный Эрнест Хем
ещё >>