Еще раз к вопросу о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав или «услышит ли Москва регионы?» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон №12 об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних... 1 209.76kb.
Методические рекомендации для ответственных секретарей комиссий по... 1 341.46kb.
План проведения заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и... 1 111.28kb.
Создание Комиссии по делам несовершеннолетних уходит корнями в первые... 1 155.11kb.
Информация о проводимой работе по профилактике безнадзорности и правонарушений... 1 83.41kb.
Органы, учреждения, организации, осуществляющие защиту прав и интересов... 1 30.2kb.
Анализ деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите... 1 262.92kb.
Организации,учреждения,органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних 1 32.94kb.
Состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района... 1 58.56kb.
О работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по... 1 43.6kb.
История создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их... 1 41.91kb.
Профессору с. Б. Суровову 1 33.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Еще раз к вопросу о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - страница №1/2

Ильгова Екатерина Владимировна, декан факультета магистратуры ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» кандидат юридических наук, доцент
Еще раз к вопросу о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав или «услышит ли Москва регионы?»
Нами уже поднимался вопрос о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссии) и их месте и роли в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1, к сожалению, до сих пор проблемы нормативно-правового регулирования организации и деятельности Комиссий решены небыли, а, следовательно, являются не менее актуальными.

С момента проведения парламентских слушаний посвященных 90-летию деятельности Комиссий прошло более трех лет2, но все предложения, которые были на них высказаны так и остались предложениями, не воплотившись в нормы действующего законодательства.

Говоря о том, кто должен инициировать процессы совершенствования законодательства в области организации и деятельности Комиссий нельзя не сказать о роли, созданной еще в мае 2006 года Правительственной Комиссии. Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2006 № 2723, Правительственная Комиссия образована в целях обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Достижение данной цели должно реализовываться как путем принятия участия в разработке и проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и федеральных целевых программ, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции Комиссии, так и путем привлечения специалистов для оказания практической помощи органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также для выработки предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию деятельности указанных органов и организаций, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав.

Раннее мы уже писали, что отсутствие единого государственного подхода к четкому определению правового статуса Комиссий снижает качество и эффективность работы не только самих комиссий, но и всей системы профилактики, что подчас приводит к невозможности обеспечения интересов ребенка, а также к прямому нарушению его прав и законных интересов. Следовательно, можно наблюдать прямую взаимозависимость между обеспечением единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и обеспечением единого государственного подхода к определению правового статуса Комиссий. Отсутствие второго не позволяет эффективно реализовывать первый.

Несмотря на то, что у Правительственной Комиссии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. № 137-р4 появилось «новое лицо», участие ее в разработке проектов нормативно правовых актов в рассматриваемой области нельзя назвать целенаправленным, системным и эффективным. Об этом свидетельствует, например, наблюдающаяся в 2011 году тенденция решения проблем правового регулирования организации и деятельности Комиссий посредствам внесения изменений в Федеральный закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Так, Минобрнауки России был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части внесения изменений в ст.4 и ст. 11 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в главу 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На наш взгляд, указанный проект не решает проблем в области правового регулирования организации и деятельности Комиссий.

При рассмотрении, в рамках поручения Правительства Российской Федерации, данного проекта в Генеральной Прокуратуре Российской Федерации, было отмечено, что необходима более детальная нормативная регламентация вопросов организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне. Думается, что данная задача может быть решена путем принятия на федеральном уровне нормативного акта определяющего основы организации и деятельности Комиссий в Российской Федерации. Данным нормативным актом должен быть Федеральный закон, акт аналогичный по юридической силе «морально устаревшему» Положению о комиссиях по делам несовершеннолетних утвержденному Указом Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967.

В пользу принятия на федеральном уровне закона «Об обновах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» можно высказать множество аргументов, но мы приведем лишь некоторые из них.

Во-первых, принятие Федерального закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» обеспечит единообразие в вопросах понимания места и роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и в вопросах обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Во-вторых, принятие Федерального закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» будет способствовать более эффективной реализации мер направленных на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

В-третьих, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума ВС РСФСР 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» устанавливающие порядок рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов и дел противоречат положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, а в части рассмотрения материалов и дел не связанных с административными правонарушениями не соответствуют реалиям существующей действительности, а также целям и задачам, закрепленным в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятие Федерального закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» позволит устранить указанные противоречия.

В-четвертых, в случае отмены Указа Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», остро встанет необходимость правового регулирования рассмотрения Комиссиями материалов (дел) не связанных с делами об административных правонарушениях. В свою очередь, включение норм закрепляющих порядок рассмотрения Комиссиями материалов (дел) не связанных с делами об административных правонарушениях в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сделает данный нормативный акт громоздким, увеличив его в среднем на 10 статей. Включить же нормы регулирующие рассмотрение Комиссиями материалов (дел) не связанных с делами об административных правонарушениях, предусматривающие возможность применения к несовершеннолетним каких-либо мер воздействия, в положения нормативно-правовых актов субъектов будет противоречить ст. 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет применять к несовершеннолетним только те меры воздействия (помимо административных наказаний), которые предусмотрены в федеральном законодательстве. Следовательно, определение видов и порядка применения иных меры воздействия, в том числе воспитательного, несмотря на то, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, является вопросом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ), является прерогативой Российской Федерации.

В 2008 году, в целях консолидации усилий в работе, в том числе, и в области совершенствования правовой основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, 24 субъекта РФ5 объединились, подписали и реализуют «Соглашение о совместной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов РФ».

В качестве реальных результатов деятельности участников соглашения сегодня можно выделить два значимых.

Во-первых, создание и функционирование профессионализированного информационного ресурса - общероссийского портала КДН и ЗП (komissy.ru), который является открытой площадкой, как для дискуссий, так и для обмена опытом между специалистами Комиссий и специалистами иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ученых занимающихся исследованиями в данной области.

Во-вторых, участниками соглашения был обсужден и детально проработан проект Федерального закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (одним из авторов которого является автор данной статьи). Указанный проект также обсуждался на конференции в г. Ростов на Дону в октябре 2010 года. С учетом замечаний и предложений участников конференции проект был доработан и в мае 2011 года прошел обсуждение в Саратовской областной Думе и в порядке законодательной инициативы был передан во фракцию «ЕР» Государственной Думы Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на то, представители 24 регионов сошлись во мнении о необходимости принятия Федерального закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», работа над проектом указанного закона продолжалась почти два года и имеет реальный результат, результат работы профессионального сообщества.

Авторы проекта не претендуют на универсальность его содержания, да, возможно некоторые его положения дискуссионны и требуют доработки, думается профессиональное сообщество готово к диалогу с законодателем и к конструктивной совместной работе.

Переход от точечной бессистемной правки законодательства, в области организации и деятельности, как в целом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в частности, к целостной, системной, эффективной работе по формированию принципиально нового законодательства в данной области сегодня, на наш взгляд, зависит от ответа на один лишь вопрос: «Услышит ли Москва регионы?!»

Для того, чтобы заявления о проекте Федерального закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» небыли декларативными хотелось бы представить на открытое обсуждение и оценку читателей его содержание.
ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Настоящий федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с организацией деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации (далее – комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающими в пределах своей компетенции единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.



Статья 2. Правовая основа деятельности комиссий

Правовую основу деятельности комиссий составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.



Статья 3. Принципы организации деятельности комиссий

Организация деятельности комиссий основывается на принципах:

законности;

демократизма;

коллегиальности;

гласности;

приоритета права ребенка и семьи на помощь и защиту государства;

единства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

индивидуального подхода к решению задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

гуманного и уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям;

индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации о них, а также его родителях или об иных законных представителях;

взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, а также с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам защиты его прав и законных интересов;

обеспечения ответственности родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

самостоятельности аппарата комиссии, обеспечивающего ее деятельность.



Глава 2. Система комиссий, порядок их образования и состав

Статья 4. Система комиссий

1. На территории Российской Федерации может быть создана комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия).

2. На территории субъектов Российской Федерации создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при высших исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – региональные комиссии).

3. На территории муниципальных районов, городских округов соответствующего субъекта Российской Федерации создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющиеся территориальными органами региональных комиссий (далее – районные (городские) комиссии).

В городских округах, имеющих территориальное деление, могут создаваться комиссии в территориальных единицах городского округа (далее – комиссии районные в городах).

В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию комиссий и организации их деятельности, районные (городские) комиссии образуются при местных администрациях муниципальных районов (городских округов). Комиссии районные в городах образуются при территориальных органах местных администраций в соответствующей территориальной единице городского округа.

4. На территории субъектов Российской Федерации могут формироваться общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – общественные комиссии).
Статья 5. Порядок образования и состав Правительственной комиссии

1. Порядок образования, Положение о Правительственной комиссии, ее состав утверждаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

2. В состав Правительственной комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены комиссии.

3. В состав Правительственной комиссии входят руководители (заместители руководителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители общественных, научных организаций, социально ориентированного бизнеса, других органов и организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав и законных интересов детей.

4. Организация и обеспечение текущей работы Правительственной комиссии, контроль за выполнением ее постановлений осуществляется структурным подразделением аппарата Правительства Российской Федерации (далее – аппарат Правительственной комиссии).

Статья 6. Порядок образования и состав региональных комиссий

1. Порядок образования, Положение о региональной комиссии, ее состав утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. В состав региональной комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и 6-12 членов комиссии.

В состав региональной комиссии входят руководители (заместители руководителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты законодательного (представительного) органа, представители общественных, научных организаций, социально ориентированного бизнеса, других органов и организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав и законных интересов детей.

3. Организация и обеспечение текущей работы региональной комиссии, контроль за выполнением ее постановлений возлагается на структурное подразделение аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – аппарат региональной комиссии).

Норматив обеспечения штатными сотрудниками аппарата региональной комиссии устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом рекомендуемой нормы – 1 специалист на 5 районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах.



Статья 7. Порядок образования и состав районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах

1. Порядок образования, Положение о районной (городской) комиссии, комиссии районной в городе, ее состав утверждаются постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию комиссий и организации их деятельности состав районной (городской) комиссии, комиссии районной в городе утверждается постановлением главы администрации муниципального района (городского округа).

2. В состав районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и 6-12 членов комиссии.

В состав районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах входят руководители (заместители руководителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты представительного органа, представители общественных, научных организаций, социально ориентированного бизнеса, других органов и организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав и законных интересов детей.

3. Организация текущей работы районной (городской) комиссии, комиссии районной в городе, контроль за выполнением ее постановлений осуществляется аппаратом комиссии, обеспечивающим ее деятельность (далее – аппарат районной (городской), районной в городе комиссии).

Норматив штатных сотрудников аппарата районной (городской), районной в городе комиссии устанавливается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию комиссий и организации их деятельности норматив штатных сотрудников аппарата районной (городской), районной в городе комиссии устанавливается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Норматив штатных сотрудников аппарата районной (городской), районной в городе комиссии устанавливается с учетом рекомендуемой нормы – 1 штатный специалист на 2 тысячи детского населения, но не менее двух.

Статья 8. Порядок образования и состав общественных комиссий

1. Порядок образования, Примерное положение об общественных комиссиях утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Общественные комиссии образуются по инициативе общественности городских и сельских поселений.

Глава 3. Акты, принимаемые комиссией

Статья 9. Постановления комиссии

1. Комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают постановления, которые обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организациями, должностными лицами и гражданами.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации, должностные лица и граждане обязаны в течение десяти дней со дня его получения сообщить в письменной форме в аппарат комиссии о мерах, принятых во исполнение постановления комиссии.

3. Ответственность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организаций, должностных лиц и граждан за неисполнение постановления комиссии наступает в установленном законом порядке.

4. Постановления комиссии могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Представления комиссии

1. Председатель комиссии или его заместитель, в случае выявления нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, а также иных нарушений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, от лица комиссии вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по их устранению.

2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении допущенных нарушений, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах в аппарат комиссии в письменной форме.

3. Ответственность органов, организаций и должностных лиц за неисполнение требований, изложенных в представлении комиссии, наступает в установленном законом порядке.

4. Представления комиссии могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Компетенция комиссий

Статья 11. Основные направления деятельности комиссий

1. Основными направлениями деятельности Правительственной комиссии являются:

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;

выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав;

выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере;

организация проведения на федеральном уровне межведомственных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с защитой их прав;

информирование Правительства Российской Федерации о деятельности комиссии, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав, об адекватности и эффективности мер, принимаемых руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере деятельности.

2. Основными направлениями деятельности региональной комиссии являются:

координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;

выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав;

выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в указанной сфере;

организация проведения на уровне субъекта Российской Федерации межведомственных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с защитой их прав;

информирование Правительственной комиссии, высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав.

3. Основными направлениями деятельности районной (городской), районной в городе комиссии являются:

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Основными направлениями деятельности общественной комиссии являются:

организация мероприятий по работе с детьми и молодежью;

информирование районных (городских), районных в городах комиссий о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

участие в информационном обмене с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживают дети, и организации индивидуальной профилактической работы с ними.

Статья 12. Полномочия комиссий

1. Полномочия Правительственной комиссии.

Правительственная комиссия имеет право:

запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций информацию по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

образовывать рабочие и экспертные группы по вопросам, входящим в ее компетенцию;

заслушивать представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, и принимать соответствующие решения;

привлекать при необходимости к работе комиссии специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно-исследовательских и образовательных учреждений, общественных объединений и иных организаций;

участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

участвовать в разработке федеральных целевых программ в области защиты прав несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

разрабатывать методические документы по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии.

Правительственная комиссия обязана:

осуществлять координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Российской Федерации;

регулярно информировать Председателя Правительства РФ о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Российской Федерации;

заслушивать ежегодные отчеты региональной комиссии, общественной комиссии о результатах деятельности;

рассматривать в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством, обращения граждан, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений.

Полномочия председателя и иных членов комиссии устанавливаются Положением о Правительственной комиссии.

2. Полномочия региональной комиссии.

Региональная комиссия имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для осуществления своих функций информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

приглашать на свои заседания для получения информации и пояснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;

привлекать представителей государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных организаций, а также ученых, специалистов для оказания помощи в решении возложенных на региональную комиссию функций;

производить прием несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, рассматривать жалобы, заявления, принимать по ним решения;

вносить в государственные органы, органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ими постановлений областной комиссии по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;

обращаться с заявлениями в суд по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

проводить конференции, совещания, семинары по вопросам, отнесенным к компетенции региональной комиссии;

участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

участвовать в разработке областных целевых программ в области защиты прав несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции контролировать их реализацию;

посещать органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних, изучения вопросов, находящихся в компетенции комиссии;

осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Региональная комиссия обязана:

координировать деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

выявлять и анализировать причины и условия безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, определять меры по их устранению;

регулярно информировать Правительственную комиссию, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

представлять Правительственной комиссии ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

осуществлять руководство деятельностью районных (городских), районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

формировать единый банк данных семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих несовершеннолетних детей, подростков, которые не учатся и не работают, детей склонных к бродяжничеству и попрошайничеству, а также объявленных в розыск;

обобщать и распространять положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации и оказывать им организационно-методическую помощь;

вести учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях районных (городских), районных в городе комиссий, ежеквартально обобщать полученные данные и результаты анализа;

содействовать правовому просвещению несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в области их законных прав и обязанностей;

проводить заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца;

рассматривать в сроки, предусмотренные действующим законодательством, поступившие обращения граждан, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений;

организовывать повышение квалификации работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых в области и муниципальных образованиях области;

осуществлять иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством.

Полномочия председателя и иных членов региональной комиссии устанавливаются Положением о региональной комиссии.

3. Полномочия районной (городской), районной в городе комиссии.

Районная (городская), районная в городе комиссия имеет право:

принимать участие в разработке и создании областных и муниципальных программ в области защиты прав несовершеннолетних в области улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции контролировать их реализацию;

принимать участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

запрашивать и получать в органах местного самоуправления, учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения (данные), необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию муниципальной комиссии, а также привлекать их к работе, направленной на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

посещать органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях изучения вопросов, относящихся к компетенции комиссии;

разрабатывать и вносить в соответствующие органы и учреждения предложения и представления по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних;

проводить проверку учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, деятельности должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по вопросу соблюдения порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а также в целях выявления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, незаконных действий по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью; по результатам проверки, в случае необходимости, составлять протокол об административном правонарушении по соответствующим статьям КоАП РФ;

пользоваться имеющимися в органах местного самоуправления информационными ресурсами, содержащими сведения о несовершеннолетних, их законных представителях;

требовать от администрации по месту учебы или работы несовершеннолетних устранения недостатков воспитательной работы, создания наиболее благоприятных условий для их учебы или работы;

применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

ставить перед компетентными органами вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер по исполнению представлений муниципальной комиссии;

принимать по вопросам, отнесенным к компетенции районной (городской), районной в городе комиссии, постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предприятиями и учреждениями различных форм собственности и их должностными лицами;

вносить представления в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав детей;

обращаться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних в порядке, установленном федеральным законом;

принимать решение в установленном законом порядке:

о направлении несовершеннолетних с проблемами в обучении и поведении с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном действующим законодательством;

о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические, психотропные либо другие одурманивающие вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, и другими категориями несовершеннолетних, а также неблагополучными семьями;

о направлении материалов на родителей (законных представителей) несовершеннолетних в суд в случае неисполнения ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

вносить предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

осуществлять иные действия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Районные (городские), районные в городе комиссии обязаны:

координировать деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории;

регулярно информировать в установленной форме региональную комиссию, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления о состоянии работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории;

вести прием несовершеннолетних, их законных представителей, иных лиц;

рассматривать жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

рассматривать протесты, представления и постановления прокуроров и принимать по ним решения;

организовывать контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

рассматривать материалы образовательного учреждения:

об оставлении несовершеннолетним общеобразовательного учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования по заявлению родителей (законных представителей) при достижении возраста пятнадцати лет до получения общего образования;

об исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения;

рассматривать представления работодателей на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником и принимать меры к его трудоустройству;

рассматривать материалы (дела) и применять меры воздействия в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации:

в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность;

в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за совершение которого установлена административная ответственность;

в отношении родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего;

в отношении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

в отношении несовершеннолетнего, совершившего антиобщественные действия;

в отношении несовершеннолетнего, уклоняющегося от обучения до получения общего образования.

Полномочия председателя и иных членов районной (городской), районной в городе комиссии устанавливаются Положением о районной (городской), районной в городе комиссии.

4. Полномочия общественных комиссий.

Общественные комиссии имеют право:

вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

в рамках своей компетенции принимать участие в организации мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлению и учету детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

участвовать в разработке областных целевых программ в области защиты прав несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции контролировать их реализацию;

участвовать в осуществлении целевых программ, реализация которых направлена на совершенствование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшение условий жизни, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, охрану их здоровья, профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

Общественные комиссии обязаны:

информировать компетентные органы о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

участвовать в информационном обмене с органами местного самоуправления и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;

представлять региональной комиссии ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Статья 13. Финансовое и материально-техническое обеспечение комиссий

1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

2. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности региональных комиссий осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности районных (городских), районных в городе комиссий осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.




следующая страница >>



Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести. Анри Амьель
ещё >>