Ермушин Э. Н. о. 182 Причины объединения в группы. Питирим Сорокин о коллективном единстве - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Питирим Сорокин 1 295.43kb.
Питирим Александрович Сорокин 1 62.89kb.
Питирим Сорокин 21 1 33.13kb.
Сфера правового регулирования Ермушин Э. Н. 182 Сферу 1 54.86kb.
Гаков В. Питирим Сорокин // Знание-сила. 2004. N с. 110-114 1 32.28kb.
Исследовательская работа ученого в Гарвардском Центре по созидательному... 1 291.25kb.
Питирим Сорокин как великий ученый и организатор науки. Теория социальной... 1 179.36kb.
Эволюция планеты Земля ермушин эдуард о. 182 Немецкий философ Эммануил... 1 64.43kb.
Питирим Александрович Сорокин Современное состояние России 9 1794.71kb.
Сорокин питирим Александрович 1 305.2kb.
Истоки научной теории о биосфере. Ермушин Э. Н. 182 Биосфера это... 1 22.26kb.
Понятие политической социологии Объект и предмет политической социологии 1 109.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ермушин Э. Н. о. 182 Причины объединения в группы. Питирим Сорокин о коллективном - страница №1/1

Ермушин Э.Н. о.182

Причины объединения в группы. Питирим Сорокин о коллективном единстве.

Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и Увереннее в решении различных проблем. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профес-ной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди родственников и знакомых. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего нередко трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например объединяясь в профессиональные ассоциации, союзы и др общественные организации, люди одновременно стремятся удовлетворить свои потребности в защите прав и социальных гарантий, общении, самоуважении, усилении своей власти для достижения конкретных целей.

 Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо,составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород,взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.” “Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом”.

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические

2. биологические

3. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. “Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась!”

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены

которого одинаково связаны друг с другом”. “Из множества групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы.

Сложные группы бывают:

Ø а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

Ø б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. “Судьба

любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов”. Для объяснения исторических процессов приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп”.

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. “Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1. разряду космических (физико-химических) сил

2. разряду сил биологических

3. разряду сил социально-психических

К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование

дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:

1. потребность питания

2. потребность половая

3. потребность индивидуальной самозащиты

4. потребность групповой самозащиты

5. бессознательное подражание

6. потребность движения

7.другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К

простым он относит:

1. идеи. чувства-эмоц, волнения людей

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека

2. духовная атмосфера социальной среды

3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и

деньги, разделение труда и т.д.


В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. “Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что “абсолютной свободы воли” нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы...Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей

воспринимается нами как отсутствие зависимости, как “свобода воли” и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов “на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему “я”. Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий “свободной воли”. Единственный смысл, который может иметь “свободная воля”, означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально- психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как стеснения... С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша “свобода”. Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие “свободы воли”. “Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность”.




Официант как эхо: отзывается, но не приходит. «Пшекруй»
ещё >>