Эпитет в художественном произведении - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине системная организациялексики... 1 153.78kb.
Олимпиада по литературе, 11 класс 1 133.45kb.
Сюжет о защемленной лапе в фольклоре и литературе башкир и татар 1 19.24kb.
Актуальность нашего исследования обусловлена значимостью проблемы... 1 332.02kb.
Р. Якобсон. О художественном реализме 1 121.98kb.
Русский характер в произведении А. А. Бестужева-Марлинского «Мореход... 1 26.48kb.
Эпитет как средство самовыражения подростка в романе дж. Сэлинджера... 1 85.04kb.
Отзыв оппонента о магистерской диссертации Лауфер Бэллы Марковны... 1 41.47kb.
«Пословица в художественном тексте: проблемы интерпретации и перевода» 1 44.33kb.
Мифологема воды / океана / реки в художественном мире в. П. 1 23.17kb.
Приложение №1 к Положению о международном художественном конкурсе... 1 28.9kb.
Класс: 7 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. 1 65.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Эпитет в художественном произведении - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

города Реутова Московской области

Методическая разработка урока на тему



«Эпитет в художественном произведении»

(по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

Автор Захарова Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории



Анализ урока



Класс: 6 общеобразовательный.

Количество учебных часов: 1

Тип урока: анализ текста.

Тема литературоведческая: анализ художественных средств.

Тема коммуникативная: дидактический материал из повести «Дубровский» и стихотворений А.С. Пушкина.

Тема по развитию речи: сочинение-миниатюра по картине В.В. Пукирева «Неравный брак»

Технология урока: комплексная, поэлементная

Средства обучения: компьютерная презентация; портрет А.С. Пушкина; повесть А.С. Пушкина «Дубровский»в учебнике.

Цели:

1.Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о художественных средствах,

б) проанализировать текст А.С. Пушкина с точки зрения роли художественных средств (использования эпитета).

Методы познавательные: эвристическая беседа, способ познания: индуктивно-дедуктивный.

2. Практические:

а) закрепить умение анализировать художественное произведение;

б) сформировать умение определять функцию эпитета в художественном произведении.

в) выявить взаимосвязь эпитета с контекстом произведения как помощь в восприятии художественного текста.

3. Общепредметные:

а) воспитывать

- интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления над содержанием дидактического материала;

- языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (литературоведческой при обращении к терминам; языковой при практическом владении языком, соблюдении норм; речевой при написании творческих работ, составлении предложений; культуроведческой при обращении к исторической эпохе, именам писателей и поэтов);

- нравственные качества школьников (понимание писательского мастерства как общечеловеческой ценности, патриотическое отношение к национальному поэту); способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое эмоциональное отношение к ним; эстетическое восприятие текста;

б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация); речь, способности, волю, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, умение самому оценивать свою деятельность (рефлексия)



ХОД УРОКА



I. Организационный момент.
Слайд 1.

Учитель: Здравствуйте, с содержанием повести А.С. Пушкина «Дубровский» вы уже знакомы. Поэтому наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы попробуем взглянуть на повесть глазами автора, попытаемся понять его чувства, мысли, переживания.
Слайд 2.

II. Беседа о изобразительно-выразительных средствах языка.

Учитель: Наша первая остановка – кистенёвская роща. Прочитайте предложение, которое вы видите на доске.
Будущее для него являлось покрытым тучами.
- Какой эпизод произведения напомнило вам это предложение? (Владимир после смерти своего отца в кистенёвской роще)

- А теперь вспомните, в каком душевном состоянии находился Владимир в это время (полон мрачных предчувствий и неизвестности)

- Давайте найдём это предложение в тексте и прочитаем. Это отрывок из V главы. (Будущее для него являлось покрытым грозными тучами.)

- Чем отличается это предложение от того, которое вы видите на доске? (предложение на доске не содержит в себе прилагательного)

- Какое предложение передаёт более точно состояние героя? (то, которое мы нашли у Пушкина)

- Помогает ли картина природы передать состояние героя? А эпитет важен в этом предложении?

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока? (поговорить об эпитетах в повести А.С. Пушкина).
Слайд 3.

Тетрадь. Эпитет в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Учитель. Говоря об эпитетах в повести А.С. Пушкина, мы рассмотрим его роль в художественном произведении. Это и будет целью урока. Для этого совершим прогулку по всему произведению, заглянем в самые дальние уголки не только барских поместий, но и в душу героев.
Учитель. Наша вторая остановка – зал судебных заседаний, где и совершилась трагедия, которая привела Владимира в дом отца.
Слайд 4.

Тетрадь. Зал судебных заседаний.
IV. Работа с текстом произведения.
Глава 2. Беседа по вопросам.
- Откройте 2 главу. Какое отношение проявляют в суде к Троекурову? (глубокое подобострастие).

Слайд 4.

- Что означает слово подобострастие? (угодливость, раболепие, подхалимство, заискивание).

- Как эпитет помогает усилить это отношение? (глубокое, значит, очень сильное).

- Но этот эпитет встречается нам ещё раз в этом же отрывке (глубокая тишина).

- К какому герою он относится? (тоже к Троекурову).
Тетрадь. глубокое подобострастие – глубокая тишина (к Троекурову).
- Глубокое подобострастие – очень сильное, а почему тишина тоже «глубокая»? (мёртвая, гробовая)

Слайд 4.

- Передаёт ли глубокое тишина отношение к Троекурову? (она усиливает степень подобострастия)



Слайд 4.

- А если бы решение читали Дубровскому, была бы такая же тишина? (Нет, ему даже не подали стула)



Слайд 4.

- То есть эпитет глубокая напоминает нам об отношении в суде не только к Троекурову, но и к Дубровскому.
Тетрадь. Вывод: 1. Обращает внимание читателя на отношение окружающих к герою.

2.Усиливает степень подобострастия к Троекурову.

3. Напоминает об отношении к Дубровскому.
- Вы убедились в роли эпитета в этом отрывке?

Работа с иллюстрациями.
Учитель. Писателю при помощи эпитета удалось передать нам свои чувства. А вы, рисуя эпизод из повести, выступили в роли художников и тоже постарались передать своё отношение к героям.

- Кто автор этой работы? Выходи к доске и рассказывай об эпизоде, который ты изобразил?

- Какие средства помогли тебе в передаче своих чувств?
Глава 3.

Учитель: Заглянем в дом к Дубровскому и посмотрим, какие чувства испытывает он.
Слайд 5.

Тетрадь. В доме Дубровского.
- Какой эпитет использован Пушкиным в начале главы? (Бедного Дубровского)

- Почему автор использует эпитет «бедного»? (потому что он бедный, а Троекуров богатый).



- В каком значении вы употребили слово «бедный», если о человеке говорится, что у него нет денег? (в прямом)

- А мы говорим с вами об эпитетах. Что такое эпитет? (образное определение)

- Илья, прочитай нам переносное значение слова «бедный» по словарю.



Слайд 5.

- В каком же значении у Пушкина это слово? Это всё-таки эпитет.

- Подберите синоним к слову «бедный». (несчастный)

- Почему же Дубровский несчастен? (его обидели, сделали нищим, поэтому он и заболел).

Слайд 5.

- Какова роль эпитета в данном предложении? (передать чувства автора к своему герою)
Тетрадь. Эпитет передаёт чувства автора к герою.
- Какие ещё сочетания с эпитетом «бедный» встречаются в главе? (Бедная молодость, бедный больной, бедный дом).
Слайд 6.

Тетрадь. Бедная молодость, бедный больной, бедный дом.

Слайд 6.

Вывод: Эпитет повторяется каждый раз, когда речь идёт о Дубровском и его сыне.
- Чувствуется ли отношение автора к своим героям? Какое это отношение?

Слайд 6.

- А вы употребляете этот эпитет в своей речи? С какой целью?


Слайд 7.

Работа с 8 главой.

- Какой эпизод она изображает иллюстрация?

- Какими качествами обладал Дубровский? В какой главе мы читаем о Дефорже в медвежьей комнате?

- Как можно озаглавить эту главу? (Увеселения Троекурова).



Тетрадь. Увеселения Троекурова.


- А кто из вас тоже изобразил этот эпизод повести? Почему ты выбрал именно его?

- А какой рисунок также напомнит нам о забавах Троекурова?

- Прочитайте отрывок из повести, который можно поместить под твоей иллюстрацией.

- Над одним словом из этого отрывка мы работали сегодня на уроке. Что это за слово?

- Является ли оно эпитетом?

- А в каком эпизоде вам опять встречается этот же эпитет? Запишите словосочетания в тетрадь.



Слайд 7.

Тетрадь. бедный гость, бедный зверь
- О каком отношении автора говорят эти эпитеты?

Учитель: Но нельзя утверждать, что в повести Пушкина совсем нет места прилагательным в их прямом значении. Эти карточки помогут нам. Кто же будет с ними работать? На карточках написаны существительные. Распредели эти слова в 2 колонки, чтобы для одних слово «бедный» было эпитетом, а для других – прилагательным в прямом значении.
Слайд 8.
Доска. БЕДНЫЙ



Набор карточек: участь (Э), красавица (Э), дом (П), больной (Э), животное (Э), достояние (П).
Учитель: А мы пока запишем, что автор сочувствует гостю и медведю, над которыми издевается Троекуров.
Проверка задания на доске.
Слайд 9.

Учитель: У вас на парте лежат карточки, с которыми вы будете работать в парах. Задание опять связано с эпитетом.

- Что такое эпитет?

В этих карточках в левом столбике даны словосочетания из повести Пушкина, Наша задача – подобрать к эпитету синоним в прямом значении. Первое словосочетание мы составим вместе. А потом, кто быстрее.
Карточки.

Ласковый приём

Грозными тучами

Пустынная жизнь

Бедное животное

Смертная бледность


Хороший приём (слайд 9).

тучами

_________________жизнь

_________________ животное

_________________бледность





Учитель: Давайте прочитаем, что у вас получилось. Сравните записи в столбиках. В одном – эпитеты, в другом – нейтральные синонимы. Какие словосочетания наиболее значимы в художественном произведении? (Те, которые выражают авторское отношение к героям произведения, то есть эпитеты).
Работа с письмом в конверте.
Учитель: Нам пришло письмо. Я его прочитаю.
Слайд 10.

Письмо.

Дорогой Владимир Андреевич. Не называю своего бедного имени, оно вам хорошо известно, лишь прошу быть благосклонным и прочитать до конца это печальное письмо об участи бедной девушки, жены недостойного мужа. Мрачные мысли терзают мою душу с момента нашей последней безрадостной встречи. Молю бога, чтобы бедная моя участь тронула хоть одно чуткое сердце. Этот скверный мальчик, ваш слуга, так и не передал вам моё последнее послание и моё существование полно глубокой печали. Хотя муж мой, князь, весьма счастлив, а батюшка всё так же веселит гостей своими благородными увеселениями. Немного облегчила душу этим грустным письмом. Прощайте. Всегда любившая вас,…
Учитель:

- Кто автор этого письма?

- Такого письма не существует на самом деле. Его нет в тексте Пушкина. Но могло ли оно существовать?

- С какой целью написано это письмо?

- Какой уже знакомый вам эпитет здесь встречается? Почему?

- Являются ли остальные выделенные слова эпитетами?


V. Выводы о роли эпитета в повести «Дубровский»

Слайд 11.

Тетрадь. Эти слова эпитеты, потому что


- Передают состояние девушки.

- Вызывают эмоции у читателя.

- Передают авторское отношение.

Учитель:

- Над чем мы работали сегодня на уроке?



- Какова роль эпитета в повести А.С. Пушкина «Дубровский»?
Выставление отметок.
Домашнее задание. Напишите 5 предложений, используя в них эпитеты, которые передавали бы ваше отношение к герою произведения. Посмотрите эпизод из художественного фильма, который вам может помочь в этом.
Учитель: - Помните: чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться запомнить. Читайте! Читайте вдумчиво, проникая в тайны писательского труда, приобщаясь к великой культуре художественного слова.




Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол Павел — Послание к р
ещё >>