Эпиграф: «Что лучше: истина или сострадание?» М. Горький - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема №3 Жестокость Эпиграф: «Тот, кто не имеет сострадания, жесток» 1 44.63kb.
Максим Горький. (1868-1936) Работа ученицы 7а класса 1 34.82kb.
Информация об участнике 1 49.46kb.
Нас уверяют, что старой нашей вере приходит конец, что ее сменит... 1 124.95kb.
Эпиграф: «В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но ещё... 1 36.91kb.
Такая злость не охватывала его со времени восстания ублюдков стервы-Геи... 1 67.2kb.
Книга 7 Цикл статей, стихи. Паламед, преданный коварным и ничтожным... 9 2313.06kb.
Максим Горький (1868- 1936) 1 41.78kb.
Чудинов Э. В. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы... 1 341.78kb.
Урок 12. Милосердие и сострадание Ключевые понятия: милосердие, сострадание 1 64.14kb.
Славянская мужская рубаха 1 13.83kb.
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной... 1 28.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Эпиграф: «Что лучше: истина или сострадание?» М. Горький - страница №1/1

Тема: «Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора»

Цели урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Эпиграф: «Что лучше: истина или сострадание?» М.Горький

Слово учителя. 1902 год. Время и обстоятельства жизни породили социальное дно. В Казани, в Нижнем Новгороде, в Москве и Петербурге писатель видел обездоленных, изгоев общества, босяков, сброшенных в подвалы и ночлежки, и у него явилась жгучая потребность рассказать о них и даже представить на театральных подмостках. Горький создаёт пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя – драму «На дне».



Наваждение или событие?

  • Успех пьесы - исключительный, я ничего подобного не ожидал… /М. Горький/

  • « --Поразительная разница впечатлений. Я вспоминаю тот московский вечер, когда впервые я увидел «Дно». Тот вечер и сегодняшний. Тогда было впечатление, которое можно назвать потрясающим…Теперь я ясно отдаю себе отчёт, что пьеса - средняя, кое-где фальшивая.

В конце урока нам предстоит ответить и на этот вопрос: наваждение или событие? А пока давайте посмотрим, какие герои населяют дно и как они живут, как сюда попали.

Беседа по вопросам.

1.Как изображается место действия?

2.Какие люди являются обитателями ночлежки?

3.Кто виноват, что они оказались на дне жизни? Что привело в ночлежку её обитателей – Сатина, Барона, Настю, Клеща, Бубнова, Актёра, Пепла?

4.В чём особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

5.Каковы взаимоотношения среди ночлежников?

Вывод. Ночлежка Костылёва – приют для людей, чьё существование ничтожно и чудовищно. Герои обречены здесь жить допотопной, доисторической жизнью. Судьбы их различны, а общее у них то, что обществу они не нужны, уних нет права на труд, на счастье, на свободу, ведь не случайно же они ночлежку воспринимают как тюрьму.

В этом социальный конфликт драмы.

Однако основной вопрос пьесы другой: что важнее для этих людей – истина или сострадание. (Обращаем внимание на эпиграф) Социальный конфликт – это фон для решения сложнейшей философской проблемы. Сегодня на уроке нам предстоит выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает её по-своему, у каждого своя правда. А как понимают правду ночлежники и как к ней относятся?



Квашня:А-а! Не терпишь правды!

Клещ. Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда!

Бубнов. Люди все живут… как щепки по реке плывут… Все люди на земле лишние.

У Бубнова и Барона правда реальности.



Лука. Во что веришь – то и есть
человек - всё может, лишь бы захотел...

И … чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

У Бубнова, Клеща, Барона, например, правда реальности. Найдите в тексте фразы, подтверждающие мысль.

«Люди все живут… как щепки по реке, плывут»

«….как себя ни раскрашивай, всё сотрётся, один голый человек останется»

« А-а! Не терпишь правды!

Клещ. Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда!

Вывод. Эти персонажи ни во что не верят, ни о чём не мечтают. Они считают, что в жизни человек ничего изменить не может. Бубнов исповедует философию голого факта. Правда его – это очень жестокая, бескрылая правда. Это «частная» правда, которую отстаивают герои для себя.

А какая правда у Актёра и Насти? Они мечтают, фантазируют. Мечта Актёра – вернуться на сцену, фантазии Насти помогают ей выжить в этом страшном мире.

Второй уровень правды, мировоззренческий – в репликах Луки.

Лука. Во что веришь – то и есть
человек - всё может, лишь бы захотел...

И … чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

--А нужна ли правда вообще?

Компромиссной позиция Луки, как видим, противостоит позиция Бубнова.

--Виноват ли Лука в том, что Актёр повесился?

--В том, что Пепла арестовали?

--В убийстве Костылёва?

--В увечье Наташи?

--Как подействовало на Анну его утешение?

Ответы учащихся.

--Какова роль Сатина в пьесе? Кто он? Можно ли назвать его положительным героем?

Нет, конечно. Сатин – карточный шулер. Циничная правда Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки, Но эта проповедь дала импульс ещё одной жизненной позиции. Её выразителем стал Сатин.

--Кто он? Почему именно в его уста вложил Горький высокие слова о человеке?

Ответы учащихся.

Сравним позицию Луки с позицией Сатина. В чём их позиции сходны?

Оба утверждают, что человека нужно уважать. Только Лука считает, что уважать – значит утешать, сочувствовать им. Найдите в тексте высказывания Луки о человеке.

Лука много видел, многое испытал, вот почему он так тепло и доброжелательно относится даже к людям «дна».

«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают.»

На вопрос, для чего люди живут, Лука отвечает: «Для лучшего…»



Вывод. Лука – идеолог пассивного сознания. Его позиция неприемлема для Горького. По мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя сего нынешним положением и не подвигнет к попытке это положение изменить. Ночлежка – дно жизни, обитатели ночлежки никому не нужны, у них нет будущего, сострадательная ложь только примирит с действительностью, но не изменит её.

А теперь давайте найдём в пьесе высказывания Сатина о человеке.



Сатин. Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!



Человек – вот правда!

Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную жизненную позицию. Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, это мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находится в центре модели мира.

Сатин предлагает любовь не к конкретному человеку, а к дальнему (ницшеанские взгляды): «Что такое человек? Это не ты, не я, не они…нет! Это ты, я, старик, Наполеон, Магомет в одном!»

-А нужна ли вообще правда?

-А ночлежникам?

Высказывания учащихся.

-Можно ли так ставить вопрос – что важнее?

-Есть ли у них будущее? Почему?

-Что надо изменить, чтобы для тех, кто стремится к лучшему, появился шанс?

На мой взгляд, в условиях бесчеловечно устроенного общества, это невозможно. А Горький писал свою пьесу именно в таких условиях.

Можно сколько угодно спорить о вопросе, что лучше: истина или сострадание. Что важнее, зависит от обстоятельств. Я считаю, что никогда не надо опускать руки, следует хотя бы пытаться хоть что-то изменить в жизни.

Так событие или наваждение,



-Конечно, событие.

Слово учителя. Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность самого автора. Поэтому некоторые позиции в пьесе являются спорными. Но в ней поднимаются очень важные проблемы, актуальные во все времена, поэтому не затухает интерес к драме Горького




Кто на горячую бабу дует — на холодной ошпарится. Магдалена Самозванец
ещё >>