Элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «Путешествие в миры созвездий» 1 112.14kb.
Элективный курс по иностранным языкам для учащихся 10 11 классов... 1 231.16kb.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном... 1 68.97kb.
Элективный курс «Основы семейной экономики» 1 167.88kb.
Элективный курс. «Дизайн технология» 1 88.21kb.
Элективный курс по физике для 9 класса «Зрительное восприятие и элементы... 1 147.71kb.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном... 3 475.24kb.
Элективный курс «Основы выбора профессии» 1 61.37kb.
Разработка урока по теме «технология трудоустройства» Элективный... 1 99.43kb.
Элективный курс «глобальные проблемы человечества» 1 122.12kb.
в статье представлен методический инструментарий определения мотивационного... 1 88.87kb.
Диля еникеева эти чертовы мужья! Эти чертовы жены! 28 2962.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» - страница №1/3

СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ УМК «МОЙ ВЫБОР»)

С.Н. Чистякова,

д-р пед.наук, проф., чл.-корр. РАО

Н.Ф. Родичев,

канд.пед.наук

Е.О. Черкашин

Состав и структура курса

Элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» — это курс профильной ориентации для учащихся 9 классов общеобразовательных школ (24 ч в рамках предпрофильной подготовки). Он является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей учебно-методического комплекта «Мой выбор». Данный курс дает школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (иформационных, психологических, практических). Знание их обеспечивает учащимся принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования, а также позволит им сделать выбор соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.), представленного в комплекте «Мой выбор». Курс сопровождается программой, учебным и методическим пособиями, хрестоматией. Учебное пособие содержит практико-ориентированные творческие задания, упражнения, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения, становлению ответственного, субъектного отношения к собственному содержанию образования. Перед учащимся на фоне широкого спектра проблем социального выбора актуализируются вопросы его самореализации через выбор направления продолжения образования. Учебное пособие содержит также словарь основных терминов, употребляемых как в специальной, так и в публицистической литературе, посвященной профессиональному становлению человека.

Методическое пособие для учителя включает поурочное планирование согласно программе курса, выделение смысловых акцентов по каждой теме курса, пояснение по использованию методического обеспечения. Хрестоматийный материал предусматривает использование дополнительных источников в ходе изучения курса (биографии интересных людей; информация о рынке труда и профессиях; пути продолжения образования; эвристические задания; диагностические процедуры и др.).

В содержательном плане курс построен по принципу «от общего к частному», что находит подтверждение в тематическом плане.

Первые четыре раздела курса («Твои возможности без границ»; «Изменившееся общество, в котором ты живешь»; «Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг»; «Где и как можно продол­жить образование и приобрести профессию?») раскрывают особенности со­временного общества, его экономическую и социокультурную составляющие, особенности современного рынка труда и образовательных услуг, различные пути приобретения профессии, уровни и виды образования.

Следующие три раздела («Притязания человека и твоя профессиональная карьера»; «Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения»; «Эвристические упражнения и задания: проба выбора профи­ля обучения») посвящены анализу проблемы притязаний человека и про­фессиональной карьеры; их основная задача — раскрыть идею соотнесе­ния своих реальных и потенциальных возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым профилем обучения, путями дальнейшего образования и будущей сферой труда. Содержание этих разделов предус­матривает обеспечение школьников психологическими средствами, при­емами принятия решения о выборе профиля обучения и предоставление им возможности на практике убедиться в правильности такого выбора с помощью выполнения эвристических заданий и упражнений, условно на­званных «проба выбора профиля обучения».

Программой курса также предусмотрены индивидуальные консульта­ции для разрешения возникших у учащегося вопросов и уточнения пра­вильности сделанного выбора. Консультации могут проводиться препода­вателем, читающим курс, или психологом. При проведении консультации необходимо руководствоваться тем, что окончательное решение остается за самим школьником и его родителями.

Пояснительная записка

Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования. Задачи:


  • сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреж­дений начального, среднего и высшего профессионального образо­вания, будущим профессионалам;

  • способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  • обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионально­го маршрута;

  • способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению (проба выбора профиля обучения), информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на производимый выбор.

Также целесообразно сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать педагогически-провокационную ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения при помощи заполнения простейшей таблицы — матрицы принятия решения. Работа с матрицей альтернативного выбора позволит формулировать, ранжировать и наглядно «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения.

Элективный курс завершается индивидуальными консультациями и процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.

Занятия желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой и видеоаппаратурой для дополнительного привлечения и эффективного использования информационных ресурсов. Однако если сельская или городская школа не имеет таких технических возможностей, допустимо проводить занятия в обычном классе, максимально привлекая ресурсы школьной библиотеки.

Количество часов, отводимых на реализацию данного курса в соот-ветствии с программой, — 24 (из них 6 — теория и 18 — практические занятия). Однако могут быть предусмотрены и другие варианты (16 ч, 20 ч). Соответственно при этом уменьшается количество часов на теоретические и практические занятия.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:



знания и представления:

  • о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

  • о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;

умения:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Примерный тематический план



Тема

Занятия, ч

Теорети­ческие

Практи­ческие

1

2

3

Введение. Твои возможности без границ

1




Работа над эвристическими вопросами и анали­зом афоризмов




1

1. Изменившееся общество, в котором ты живешь

1




Работа над эвристическими вопросами и анали­зом афоризмов




1

2. Общество, где есть рынок профессио­нального труда и образовательных услуг

1




Работа над эвристическими вопросами и анали­зом афоризмов




1

Самостоятельная работа с литературой, газета­ми, журналами, справочниками, ресурсами средств массовой коммуникации




1

3. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?

1




Работа над эвристическими вопросами и анали­зом афоризмов




1

Самостоятельная работа с литературой, газета­ми, журналами, справочниками, ресурсами средств массовой коммуникации




1

4. Притязания человека и его профессио­нальная карьера

1




Практическая работа с методикой ВОЛ




1

5. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. Работа с алгоритмом повы­шения готовности к принятию решения




2

6. Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения




8

7. Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)




1

8. Информирование о возможностях получе­ния индивидуальной консультации у специ­алистов

1




Всего

6

18

24

Программа

Введение. Твои возможности без границ

Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твое право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противо­речий и своего незнания мира профессионального образования и професси­онального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?



1. Изменившееся общество, в котором ты живешь

Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального обще­ства к информационному. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живем — «новом» или «ста­ром»? Как изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою самобытность в меня­ющемся мире? За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в старшей школе и в учреждении профессионального образования?



2. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг

Что происходит с отечественным рынком труда? Мозаичная профес­сиональная культура. Синие, белые и золотые воротнички. Универсаль­ный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу? Мое образование и моя профессия. Работа с литературой, матери­алами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.



3. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?
Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное,

среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведе­ний профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Востребованность различных видов профессионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литера­турой, газетами и журналами. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.



4. Притязания человека и профессиональная карьера Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Имидж успешного профессионала и его карьера. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достиже­ния. Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?

5. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения

Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека. Что такое варианты выбора. Основания для формулирования факторов выбора. Сколько весит фактор выбора? Какие факторы влияют на мой выбор? Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.



6. Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения

Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы. Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы.



7. Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)
Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты,

конференция, «ток-шоу», пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора».



8. Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов

Дополнительная информационная поддержка выбора профиля обучения (информирование о путях получения психологической, психофизиоло­гической, медицинской консультации, о других ресурсах индивидуальной помощи).

Формы и методы организации занятий

Методы организации занятий должны быть представлены преимущественно практико-ориентированными, проблемно-поисковыми. Поскольку проблематика вопросов, затрагивающих основания для принятия решений о жизненном, социальном, гражданском, образовательном и профессиональ­ном выборе, очень сильно отличается от привычной учащемуся пробле­матики учебных предметов, работа с ней создает благоприятное поле для реализации эвристического, вероятностного характера учебного процесса.

В ходе реализации курса целесообразно создавать эвристические ситуации — по определению Хуторского А.В., «особое образовательное напряжение, возникающее спонтанно или организуемое учителем», чтобы у учеников сформировался личный образовательный результат (идея, проблема, гипотеза, версия, схема, опыт, текст). В ходе создания эвристичес­кой ситуации определяется ее объект (понятие, традиция, явление, про­цесс) и связанная с объектом и интересная для учащихся проблема. При этом для того, чтобы сделать проблему личностно значимой для них, необходимо связать ее с имеющимся у подростков жизненным опытом. Также следует обозначить, в чем именно может заключаться ожидаемый образовательный продукт. В ходе занятия учащимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы, при этом необходимо обеспечить демонстрацию образовательной продукции уче­ников в форме устных сообщений, обсуждения в группах и т.д. При нали­чии соответствующих ресурсных возможностей такая образовательная ситуация может завершаться подготовкой более материализованного об­разовательного продукта в виде мини- или микропроектной работы, пред­ставленной как обзор литературных источников, веб-страниц и веб-сай­тов, теле- и радиопередач, самостоятельной подготовки веб-страниц (или сценариев их создания), письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т.д. Также эвристическая ситуация может заключаться в необычном для учащихся задании, предлагающем дополнить или опровергнуть высказывания известных, авторитетных людей, причем иногда основную ценность представляет не столько содержа­ние высказывания, сколько осознание того, какому именно автору при­надлежит данное суждение. Для этих целей в конце введения и первых четырех разделов приведены афоризмы.

Изучение других разделов курса предполагает использование игровых упражнений и диагностических процедур, а при изучении раздела, посвященного принятию решения, — выполнение специального алгоритма повышения готовности к выбору профиля обучения и направления образования. Первый шаг предполагает определение того, какой именно выбор, из каких вариантов собирается сделать учащийся. Второй и третий шаги — выявление тех областей знания, с которыми учащийся собирается связать дальнейшую об­разовательную деятельность, и тех, в освоении которых он проявляет наи­большую успешность. Четвертый шаг предполагает выявление тех факторов, которые в наибольшей степени определяют ситуативный выбор учащегося. Наконец, пятым шагом является заполнение «матрицы выбора», в которой производится определение набора наиболее значимых факторов выбора, их «взвешивание» и сопоставление на этой основе «веса» различных вариантов.

Изучение курса может проводиться в различных формах — как групповых (в ходе выполнения практических работ), так и индивидуальных. Эффек­тивность курса повышается, если он реализуется в виде погружения, или ин­тенсива. При этом курс может реализовываться либо полностью в начале учебного года, либо частично — в начале и частично — в его середине или конце, дифференцируя массив учащихся в зависимости от уровня готовности к совершению выбора (в начале учебного года) или от фактически заявлен­ного направления продолжения образования (в конце учебного года).

Фрагменты учебного пособия

Из раздела «Твои возможности без границ», или Вместо введения (Завершающая часть раздела)

…Ощущение незнания, понимание своего незнания, отсутствие страха перед противоречиями в своих представлениях о чем-либо твой главный мотив к исследованию, к познанию внешнего мира и са­мого себя. Вот и предмет нашего разговора весь соткан из таких про­тиворечий и из нашего совместного с тобой незнания. «Если вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах на жизнь», — говорил Вуди Аллен, американский сценарист и актер. У нас речь идет о твоем будущем, а мы почти ничего не знаем о тебе. Речь идет о твоем образовании и о профессиональном становлении. А мы можем только предполагать, каким будет рынок образовательных услуг, рынок труда, да и само общество через несколько лет. Мы можем только руковод­ствоваться самыми общими прогнозами и сегодняшними наблюдения­ми, которыми и хотим с тобой поделиться.

Для нас важно (а для тебя еще важнее), чтобы ты был способен добывать новую, актуальную для тебя информацию самостоятельно, анализировать ее, вырабатывать свое отношение к ней и на этой осно­ве создавать свое собственное «Я-знание», его еще иногда называют личностным знанием…

А поскольку оно касается твоей будущей образовательной и трудо­вой деятельности, то еще важнее, чтобы ты приобрел способность к самостоятельному, независимому построению своей собственной биографии. И еще в разговоре нам очень не хотелось бы напугать тебя, а если все-таки напугаем, то мы обязательно хотели бы тебя при этом и обна­дежить. Ведь преодоление трудностей рождает настоящих оптимистов, а трамплином к успеху часто служат непреодолимые на первый взгляд кризисы.



Упражнение

Ниже приведены высказывания различных известных людей о пра­ве выбора, об ответственности за выбор, о рисках принятия решения, о ценности самостоятельного осмысленного труда, об оптимизме и пессимизме в ситуации жизненного выбора.

Проанализируй с товарищами и учителем каждое из этих высказы­ваний, постарайся выработать свою точку зрения (согласен с автором, не согласен с автором, автор просто пошутил и т.д.). Аргументируй ее.

Федор Достоевский русский писатель о жизни

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется




Кеттеринг Чарлз

о будущем

американский изобретатель

Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь

английский писатель



о будущем
Джон Голсуорси

Если вы не думаете о будущем, то у вас его и не будет




следующая страница >>



Чудо — свобода Бога. Гилберт Честертон
ещё >>