Экзаменационные вопросы по курсу "Социология" Приложение № Темы рефератов по курсу "Социология" Методические указания по написанию р - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по написанию рефератов, темы рефератов... 4 708.56kb.
Методические рекомендации по написанию реферата для сдачи кандидатского... 1 239.42kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология массовой коммуникации»... 3 629.18kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Сравнительная социология» 1 26.98kb.
Методические указания по выполнению практических занятий по курсу... 1 84.24kb.
1. Социология как область обществоведения Место и значение социологических... 1 85.2kb.
Овчаренко Роман Константинович учебно-методический комплекс по курсу... 1 130.55kb.
Методические рекомендации по написанию рефератов, тематика рефератов... 20 4393.1kb.
Рекомендации по написанию контрольной работы по курсу «социология»... 1 42.76kb.
Вопросы к зачету по курсу «Социология» 1 15.48kb.
Методические указания по курсу Специальность: 050502 технология и... 1 199.63kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Данный... 6 1098.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экзаменационные вопросы по курсу "Социология" Приложение № Темы рефератов по курсу - страница №1/4



Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Тюменская государственная сельскохозяйственная академия

Институт экономики и финансов

Кафедра социально-экономических наук


СОЦИОЛОГИЯ


Методическое пособие для студентов

дистанционной формы обучения

экономических специальностей

Тюмень 2009


Методические рекомендации разработаны:

старшим преподавателем кафедры “Соцально-экономических наук”

Гончаренко Ольгой Николаевной

Утверждено на заседании кафедры “Социально- экономических наук”

Протокол № ____ от _________________2009 г.

Утверждено УМК ТГСХА

Протокол № _______от _____________________

ОГЛАВЛЕНИЕ










Стр.




Введение

Тема 1. Краткая история социологии

Семинарское занятие № 1.Знакомство с общесоциологическими теориями.

Тема 2. Предмет и методы социологического исследования.

Тема 3. Социология личности.

Семинарское занятие № 2. Человеческая личность.

Тема 4. Социология культуры.

Тема 5. Социология семьи.

Тема 6. Социальные группы.

Тема 7.Общество и социальный прогресс.

Семинарское занятие № 3. Общество и общности.

Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Тема 9. Социальная организация и управление.

Экзаменационные вопросы по курсу “Социология”

Приложение № 1. Темы рефератов по курсу “Социология”

Методические указания по написанию реферата.

Приложение № 2. Словарь специальных терминов и понятий.


4

6
8


9

10

14



15

17

18



20

22
23

25

26

28


33

Введение

Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин, изучаемых в средней и высшей школе. Важное место среди последних занимает социология, как наука об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, правовых или нравственных нормах, так не может он рассчитывать и на успешность своих действий без определенных знаний о социальный среде, в которой он живет, без знания тех скрытых сил, которые определяют поступки и действия людей в различных общественных ситуациях. Социология - это своеобразная анатомия и физиология общества в различных его срезах и проявлениях, позволяющая выявить его нормальные и патологические состояния и предлагающая определенные средства преодоления последних. Неудивительно, что в прошлом социология зачастую понималась как социальная гигиена.

Изучение социологии связано прежде всего с составлением общего представления о ней, как об особой науке, с выделением ее предмета и метода; с ее соотношением с другими науками и прежде всего с философией ; с выявлением основных элементов, из которых складывается система социологического знания; установлением основных этапов ее развития ; знакомством с основными социологическими теориями и с эмпирическими основами прикладной социологии и их обработкой.

Существенной и необходимой формой изучения курса является самостоятельная работа студентов дистанционной формы обучения. Она включает в себя:

1. работу с обязательной учебной, справочной и дополнительной литературой;

2. подготовку и выполнение контрольной работы по курсу (в виде реферата).
Цель данного методического пособия - помочь изучающим курс социологии выбрать нужное направление в самостоятельной работе:

во-первых, сориентировать в массе учебной, научной и научно-популярной литературы, т.к. особенность социологического материала, подверженного быстрым изменениям, не позволяет останавливаться на хрестоматийной форме и заставляет искать истину в становящемся виде.

во-вторых, научить студентов правильно составлять и оформлять реферативный материал.

Название тем рефератов и методическое руководство для написания реферата дано в приложении № 1 к данному учебному пособию.

Приложение № 2 - это словарь важнейших социологических понятий и терминов, так как без знания специальной социологической терминологии не только не возможно познавать основы науки, но и вести грамотную беседу на семинарских занятиях.
Автор желает счастливого пути на стезе поиска, усвоения и анализа научной социологической информации и изучения курса “Социологии”.


Основные разделы лекционного курса и семинарских занятий

Лекции

Семинары

1.Краткая история социологии

1

2

2.Предмет социологии и методы исследования

1

-

Социологическое исследование

-

-

3.Социология личности

2

-

4.Социология культуры

1

-

5.Социология семьи

1




6.Социальные группы

2

-

7.Общество и социальный прогресс

1

2

8.Стратификация и социальная мобильность

2

2

9.Социальная организация и управление

1

-

Итого

12

6

Тема 1. Краткая история социологии


План:

1. Введение в социологию

2. Зарождение социологических представлений в эпоху Античности.

3. Социологические мысли в Средние века и Новое время.

4. Появление социологии, ее развитие в 19 веке.

5. Направления, концепции и школы социологии 20 века.


Методические рекомендации.
1. Введение в социологию.

Социология (лат. societas- общество logos- учение) - самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Причины появления социологии, как самостоятельной науки. Переход от традиционного общества к индустриальному, Французская буржуазная революция. Экономические кризисы. Социальные потрясения. Политические перевороты.

Социальная компетентность, как необходимый элемент современной гуманитарной культуры, приоритет ценностного мира.

Социология, как наука, искусство, технология. Макроисоциология-теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества; взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы. Микросоциология - теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений. Конфликтологи и эволюционисты, как методологические противники, видящие в разных плоскостях развитие общества.

2. Зарождение социологических представлений в эпоху Античности. Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) первый ученый выдвинувший тезис, что правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинается с критического анализа социальных проблем, а заканчивается политическими рекомендациями усовершенствования общества в своей работе “Государство”. Аристотель ( 384-322 гг. до н.э.) и его мысли о плутократии, среднем классе и пролетариате; о частной собственности, создающей здоровое общество; о коллективной собственности, как об элементе бедности и озлобленности. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов.

3.Социологические мысли в Средние века и в Новое время. Взгляды Блаженного Августина (354-430) и Фомы Аквинского (1225/1226-1274). Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) “Государь”, как произведение о поведении политического лидера. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и его теория общественного договора и гражданского общества.

4 Современный этап. Огюст Конт (1798-1857 гг.) “Курс позитивной философии”, “Система позитивной политики”. Позитивизм, как направление в социологии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющейся определенным законам - биологическим, астрономическим и социальным. Социальная статика, как структура общества. Социальная динамика, как механизм функционирования и развития общества. Закон интеллектуальной эволюции человечества и три ее стадии: теологическая, метафизическая и позитивная. Гармонизация общества.

Г.Спенсер ( 1820-1903 г.) “Система синтетической философии”, “Основные начала”, “Научные, политические и философские опыты”. Органическая теория общества Общество, как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Эволюция и ее основные элементы: интеграция (переход от простого к сложному), дифференциация (от неопределенного к определенному) и возрастание порядка (от неопределенного к определенному). Социальное равновесие.

Э,Дюркгейм (1858-1917 гг) “Метод социологии”. Теория социального реализма о том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами. Реалистический метод социологии, как строго логическое объяснение явлений общественной жизни. Социальное здоровье. Проблема коллективности.

М.Вебер ( 1864-1920 гг.) “ Хозяйство и общество”, “Объективность социально-научного и социально-политического познания”, ”Критические исследования в области логики наук о культуре”, “О некоторых категориях понимающей социологии”, “Основные социологические понятия”. Понимающая социология, т.е. действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то и задача социолога разобраться не только в содержании этих действий и их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности. Проблема ценностей. Теория социального действия.

Семинарское занятие № 1.

“ Краткая история социологии и знакомство с общесоциологическими теориями”:


1. Социологические мысли в эпоху Античности

а) Платон “Государство”

б) Аристотель

2. Появление социологии и ее развитие в 19 веке:

основоположник социологии О.Конт

органическая теория общества Г.Спенсера

социология Э.Дюркгейма

понимающая социология М.Вебера

социологическая теория марксизма

3. Социологическая мысль в России в 19- начале 20 вв.

анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина

легальный марксизм

социология М.Ковалевского

социологический неопозитивизм П.Сорокина

4. Современная западная социология

неопозитивизм

структурно-функциональный анализ Т.Парсонса

социология конфликта

феноменологическая социология

символический интеракционизм


Литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.: Прогресс-Политика,1992

2.Волков Ю.Г., Мостовая.И.В. Социология.- М.: Гардарики.1999 .

3. История социологии в западной Европе и США. - М. Наука, 1993.

4.Кравченко А.И.Социология.-М.: Логос.2000 .

5. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: ЮНИТИ,2001 .

6. Спиркин А.Г. Философия.- М.: Гардарики,2000 .

Тема 2. Предмет социологии и методы исследования.

План:

1. Предмет социологии



2. Методы социологического исследования.
1. Предмет социологии. Понятия фундаментальные и теоретические. Социальная реальность. Предмет науки, как логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую направлены методы исследования данной науки. Статус и роль, как первокирпичики социологии. Социальная структура общества. Социологические категории и их систематизация. Функции социологии: гносеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая.

2.Методы исследования. Респонденты. Научная гипотеза, как стержень научной теории. Операционализация. Сбор первичных данных и его виды: опрос (анкетирование или интервьюирование), анализ документов (качественный или количественный), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Выборочная совокупность. Генеральная совокупность. Статистическая обработка и анализ.

ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА.
Морено Якоб (Джекоб) Леви (1892-1974) - американский социальный психолог, психиатр, основатель социаметрии. С 1940 г. - руководитель основанного им же института социометрии и психодрамы. Морено исходил из того, что кроме макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует внутренняя неформальная макроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. Опираясь на психоанализ и гештальт-психологию, Морено считал, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений, симпатий и антипатий. Процедуры социометрии (социометрический тест и др.) позволяют вывить невидимые эмоциональные связи между людьми, измерить их и фиксировать результаты в специальных матрицах, индексах, графиках .
Морено Я.Л. Социометрия,- М., 1994.

Тема 3.Социология личности.


План:

I. Личность.

1.1.Человек и человеческое.

1.2.Биологическое и социальное.

1.3. Структура личности.

Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция и ее значение для человека. Культурная эволюция и ее значение в формировании личности. Представления о человеке как личности:

- доличностный этап (представления древних в Китае, Индии, Греции, антропоцентризм, Средневековье.)

-личностный этап (появление понятия личность в эпоху Просвещения, современные представления о личности, как вечном и временном состоянии человека). Личность, как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Уровни проявления личности: природный, биологический, социальный, наследственный и социальный. Психика. Структура личности: Оно (ПОДСОЗНАНИЕ), Я (СОЗНАНИЕ). Сверх-Я (СВЕРХСОЗНАНИЕ).


II. Социальное действие и поведение.

2.1. Активность и деятельность.

2.2 Потребности, мотивы и ожидания.

2.3.Ценности и ценностное ядро личности.

2.4.Защитные механизмы.

Активность, действие, социальная деятельность: рассудочная и внешняя, т.е. поведение. Свобода действий. Основные элементы социального поведения: 1. потребности и их роль в формировании личности, А.Маслоу и его теория иерархии потребностей, динамика потребностей; 2. мотив и мотивация; 3.ожидания. Социальные ценности и ценностное ядро личности. Самооценка, Самоуважение, Рассогласование сознания и действий. Защитные механизмы: репрессия. регрессия, формирование противоположенной реакции, проекция, Вымещение и рационализм.


ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА


Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социологи, философ и историк. Разрабатывал концепцию идеальных типов - определения образов-схем, рассматриваемых как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала, Концепция идеальных типов противостоит идее универсальной закономерности исторического развития и служит методологическим обоснованием плюрализма. Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Центральная проблемы Вебера - связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, М.Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. По Веберу, религиозные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. Так, в работе ”Протестантская этика и дух капитализма” Вебер описал, как вера побуждала кальвинистов к жизни, исполненной труда и бережливости; оба эти качества способствовали развитию современного капитализма (капитализм по Веберу - наиболее рациональный тип хозяйствования). В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту интересов различных группировок правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу - в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.

Вебер М. Избранные произведения.-М.,1990.

Работы Вебера по социологии религии и культуры. -М.,1991.
III. Социальное взаимодействие и социальная структура.

Макс Вебер о социальном действии и взаимодействии. Типы социального действия: целерациональное (осознанная мотивация и ориентация на других), ценностнорациональное действие, традиционное действие, иррациональное действие и аффективное действие. Интеракция. Социальная структура: а) горизонтальная - статусы и роли,; б) вертикальная - общности и взаимоотношения между ними. Социальные статусы исоциальные отношения. Социальные роли. Идентификация с ролью и статусом. Формы взаимодействия, теория Джоржа Хоманса о взаимодействии как обмене. Структура обмена: агенты обмена, правила обмена, предмет обмена и место обмена.


ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА

Парето Вильфредо (1848-1923). - итальянский социолог и экономист. Главным элементом социологической теории Парето является теория нелогического действия. В своей теории Парето сделал упор на иррациональном и алогичном характере человеческого поведения. Согласно Парето, большинство человеческих действий, их которых слагается история, принадлежит у числу нелогических действий. Индивид поступает определенным образом, так как обладает психическими предиспозициями и испытывает чувства, толкающие его к поведению определенного рода. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех общественных теорий. Парето доказывал, что общественные функции идеологии основаны на создании образцов логического (псевдологического) обоснования нелогических действий, в которых средства не соответствуют целям (таковы политические доктрины, религиозные концепции и т.д.).

Парето создал биологически обоснованную теорию элит

О применении социологических теорий// Социологические исследования.1995. № 10; 1996 . № 1,2,7,10.
IV. Социализация.

Социализация: универсальное ( обучение - как простейший базовый элемент социализации),специфическое -усвоение индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Становление социального “Я”. Начальная и продолженная социализация. Осознание и осмысление своего “Я”. Социализация, как процесс усвоения социальных ролей и усвоения культурных норм, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Десоциализация и ресоциализация.


ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА.

Кули Чарльз Хортон (1864-1929) - американский социолог, социальный психолог, автор теории “ зеркального Я”, одни из основоположников теории малых групп. Кули ввел различение первичных групп (ему принадлежит сам термин) и вторичных общественных институтов. Первичные групп (семья, соседство, детские и иные группы, местные общины) являются, по Кули, основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные ценности и нормы, способы деятельности. Кули характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей (теория “зеркального Я”). Правильно отмечая некоторые существенные черты социализации личности, Кули вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные общественные институты (партии, классы, нации), согласно Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения.

Социология Ч.Кули повлияла на развитие интеракционистских концепций, социально-психологических теорий, а также теорий, соединяющих элементы организма и интеракционизма (Чикагская школа социальной экологии).

Социальная самость // Американская социологическая мысль. - М., 1994.

Первичные групп // Американская социологическая мысль.-М., 1994.


V, Социальный контроль.

5.1. Социальный контроль и его элементы.

5.2. Девиантное поведение.

Социальный контроль - контроль осуществляемый группой или всем обществом и выступающий средством социальной регуляции поведения людей.

Виды социального контроля: Элементарный, общественное мнение, самоконтроль.

Социальные нормы, как предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Типы социальных норм - нормы больших групп и нормы малых групп. Функции социальных норм: регулирующая, интегрирующая, контролирующая и служащая образцом, эталоном. Стандарты поведения (обязанности, правила), Ожидания поведения (реакция других людей). Социальные санкции, как система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за несогласие с ними. Конформизм. Типы санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Самоконтроль, сознание. Диктатура. Инфантилизм. Агенты и методы контроля. общественное мнение. Девиантное поведение , его виды: алкоголизм, наркомания, суицид, делинквентность (преступность). Культурный релятивизм. Причины девиантности: психологическая Чезаре Ломбродо и У.Х Шелдона, теория аномии Э.Дюркгейма, культурологическая, теория сигматизации, конфликтологический подход к девиации.
ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА

Дюркгейм Эмиль (1858-1917)- французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Первый профессор социологии Франции (1887). Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).

Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования самоубийства. Он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, пол, возраст и даже время года. Он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции, т.е. самоубийство характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, по Дюркгейму, ”социальным фактом”. ”Чтобы объяснить социальный факт, - писал Дюркгейм, - мы должны выяснить его функцию в создании социального порядка”. Дюркгейм обосновал принципы объективизма эмпиризма в исследовании социальных фактов. Главное правило: “Социальные факты нужно рассматривать как вещи”., т.е. признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, как исследуют свой предмет естественные (“позитивные”) науки.

Социология. Ее предмет, метод, назначение.- М., 1995.

О разделении общественного труда. Метод социологии.

- М., 1996.

Самоубийство.-М.,1994 г.

Семинарское занятие № 2.

“Человеческая личность”.


1.Человек: социальное и биологическое.

Обсуждение реферата на тему: “Человек генов или хозяин своей судьбы?” по монографии А.А.Белика “Человек раб генов или хозяин своей судьбы?”:

1.1 Доклад по реферативному материалу.

1.2. Сообщение на тему “ Социальная жизнь “идиотов”.

1.3.Сообщение на тему “Социальная жизнь “вундеркиндов”.

1.4. Сообщение на тему “ Физически неполноценные люди и их место в социальном мире”.


2. Обсуждение реферата на тему: “Сон, как проявление подсознания личности” по произведениям З.Фрейда “Толкование сновидений”, “Я и оно”
2.1. Доклад по реферативному материалу.

2.2.Сообщение о Г.Х.Миллере и его толкование сновидений.

2.3.Современные представления о сне, как свойстве психики и проявлении подсознания.
Литература:

1.Акчурин И.А.Типология и идентификация личности//Вопросы фиософии.1994

№ 5.

2.Белик А.А. Человек : Раб генов или хозяин своей судьбы? - М.:Наука,1990 г.



3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах.-М.,1999.

4.Волошинов В.Н.Фрейдизм.-М.,1993 г.

5, Гуревич П.С.Человек: венец или ошибка природы?// наука и России.1993 № 2.

6.Кравченко А.И. Социология.- М., 2000.

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.,1986 .

8.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.1982 г.

9.Социология / под ред. проф. Елсукова А.Н. - Минск,2000

10. Фрейд З. Я и ОНО.- М.,1999.

11.Фрейд З. Толкование сновидений- М., 2000.

Тема4. Социология культуры.

План:

1.Многообразие значений культуры.



2. Аккультурация религии.

3.Универсалии культуры.

5.Что такое язык?
Культура, как чисто человеческий образ жизни, как совокупность форм приобретенного поведения или совокупность материальных и духовных памятников, символов, обычаев. Социальная культура, как регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействие между людьми, как система духовных кодов, некая информационная программа, заставляющая воспринимать происходящее в определенном свете. Социологи-функционалисты о социальной культуре (Парсонс Т. и его взгляд на производство и социальные отношения, как мужскую функцию общества., а на культуру, как женскую функцию).

Э.Дюркгейм и М.Вебер о социологии религии и аккультурации религии. Церковь. Протестантизм. Деноминация. Эклектизм.

Артефакты. Культурный комплекс. Культура - материальная и духовная (основная и дополнительная). Культурные нормы. Традиции как механизмы воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Универсалии культуры - традиции существующие у большинства народов:

- язык, как символика и смысл действия;

-ценностная система;

-символы;

- типичные связи и взаимодействия (родственные, ритуальные и т.д.);

-образцы и эталоны поведения.

Элементы культуры по З.Фрейду: правила брачных отношений и правила спортивных соревнований.

Формы культуры: элитарная, народная, массовая, субкультура, контркультура и суперкультура.

Язык, как набор передаваемых через культуру моделей поведения общих для самой большей группы индивидов, т.е. общества. Культурно-речевой статус. Основные формы языка: литературный, народно-разговорный, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (профессиональные, корпоративные жаргоны, условные языки, жаргоны деклассированных). Социальная стратификация языка.

Литература:

1. Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. - М.,1994.

2.Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. - М.,1987.

3. Вебер М. - Протестантская этика и дух капитализма.// Избранные произведения. - М.,1990.

4. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество. - М.,1992.

5. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. - М.,1999 .

6. Социология / под ред. проф. Елсукова А.Н. - Минск,2000.

7. Социология / под ред. проф. Лавриненко В.Н. - М.,2001.

ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА.



следующая страница >>



Реформы начинаются там, где кончаются деньги. Борис Немцов
ещё >>