Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 10 1029.19kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 3 556.84kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 2 541.94kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-... 1 332.04kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 172.29kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 235.41kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Программа «Экспериментальная радиология» 1 25.17kb.
Учебная программа по дисциплине «детская литература» 4 660.4kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 4 713.59kb.
Производственное обучение 1 112.58kb.
Увлекательное путешествие по малым городам Франции 1 50.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего - страница №1/1



Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования Республики Беларусь

12.06.2012

Регистрационный № ТД-СГ.02/эксп.


Э К О Н О М И К А

Экспериментальная учебная программа

интегрированного модуля для учреждений высшего образования



на 2012 — 2013 учебный год


СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию

_______________ В.Л. Клюня


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

________________ C.И. Романюк





СОГЛАСОВАНО

Проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_____________ И.В. Титович





Эксперт-нормоконтролер

____________________________

__________________


Минск 2012


СОСТАВИТЕЛИ:

В.А. Воробьев заведующий кафедрой экономической теории учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор;

А.В. Бондарь заведующий кафедрой экономической политики учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор;

Е.Э. Васильева заместитель декана экономического факультета Белорусского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент;

Л.Н. Давыденко — заведующий кафедрой экономической теории и экономического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка», доктор экономических наук, профессор;

В.Л. Клюня проректор по учебной работе, заведующий кафедрой экономической теории Белорусского государственного университета, доктор экономических наук, профессор;

С.А. Константинов — заведующий кафедрой экономической теории учреждения образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», доктор экономических наук, доцент;

И.М. Лемешевский профессор кафедры экономики и финансов учреждения образования «Институт бизнеса и менеджмента технологий» Белорусского государственного университета, доктор экономических наук, профессор;

Н.В. Черченко заведующий кафедрой экономики и управления высшей школы государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», кандидат экономических наук, доцент;

А.Н. Даниловзаведующий кафедрой социологии Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси;

Е.М. Бабосов заведующий отделом политической социологии и информационных технологий государственного научного учреждения «Институт социологии НАН Беларуси», доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси;

Д.К. Безнюкпрофессор кафедры социологии Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор;

М.Г. Волнистая заведующий кафедрой философии и методологии университетского образования государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», кандидат социологических наук, доцент;

Ж.М. Грищенко доцент кафедры социологии Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент;

А.Н. Елсуковпрофессор кафедры социологии Белорусского государственного университета, доктор философских наук, профессор;

Е.А. Кечинапрофессор кафедры социологии Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор;

Е.E. Кучкопрофессор кафедры социологии Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор;

Д.Г. Ротмандиректор Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор;

Л.Г. Титаренко профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
С.Ю. Солодовников — заведующий кафедрой экономики и права Белорусского национального технического университета, доктор экономических наук, доцент;

О.Я. Потехина — заведующая кафедрой экономической теории учреждения образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого», кандидат экономических наук, доцент;

А.В. Рубанов декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор;

С.А. Шавель заведующий отделом социологии инноваций государственного научного учреждения «Институт социологии НАН Беларуси», доктор социологических наук, профессор.

Ответственные за редакцию: В.А. Воробьев, М.Г. Волнистая

Ответственные за выпуск: В.А. Воробьев, М.Г. Волнистая


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экспериментальная учебная программа по интегрированному модулю «Экономика», включающему обязательные дисциплины «Экономическая теория» и «Социология», предназначена для подготовки студентов на первой ступени высшего образования по непрофильным специальностям. В рамках сотрудничества преподавателя и студента программа выступает своеобразным «навигатором» поиска знаний, информации и приобретения практико-ориентированных умений.

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение интегрированного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов — выпускников высшей школы.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, и применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.

Междисциплинарные связи в интегрированном модуле дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» детерминированы государственной задачей реализации социально-экономической стратегии устойчивого инновационного развития Республики Беларусь. Подготовка кадров высшей школы для решения залач инновационного развития и формирования экономики знаний предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода на основе целостного системного мировоззрения для профессионального анализа процессов и явлений в экономике и социуме. При преподавании дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» в рамках интегрированного модуля «Экономика» преподавателю высшей школы необходимо обратить внимание на выявление фундаментальных взаимосвязанностей между экономическим и социальным развитием общества и рассмотрение экономической обусловленности социологического познания современного социального мира.

Экспериментальная учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

– Макет типовой учебной программы дисциплины социально-гума­нитарного цикла высшего образования первой ступени (методические рекомендации для разработчиков типовых учебных программ, 2007 г.) (утвержден Министерством образования Республики Беларусь в 2007 г.);

– Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утверждена приказом Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 № 194).
Общие требования к формированию

социально-личностных компетенций выпускника
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования, как определено в образовательном стандарте «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:



  • гуманизации как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

  • фундаментализации как способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

  • компетентностного подхода как определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на повышение роли самостоятельной работы студентов, моделирующей социально-профессиональные проблемы и пути их решения, обеспечивающей формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах;

  • социально-личностной подготовки как обеспечивающим формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

  • междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

СЛК-5. Уметь работать в команде.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования должен развить следующие академические компетенции:

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.


Цели и задачи интегрированного модуля «Экономика»
Основные цели изучения интегрированного модуля «Экономика»:

  • формирование фундамента экономических и социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной экономической и социологической мысли;

  • формирование у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь и зарубежных стран, выявлять специфику социально-экономических отношений и процессов и их социокультурных особенностей в Республике Беларусь;

  • формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социально-экономической активности.

Задачи изучения интегрированного модуля «Экономика»:

  • усвоение основных экономических и социологических понятий;

  • изучение важнейших принципов функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

  • выяснение границ эффективности рыночной системы, роли государственного регулирования экономики;

  • изучение белорусской социально-экономической модели;

  • формирование знаний теоретических основ социологической науки, ее специфики, раскрытие принципов соотношения методологии и методов социологического познания;

  • создание у студентов теоретико-методологического фундамента для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социально-экономических процессах в контексте основных научных социологических и экономических направлений, школ и концепций;

  • формирование у студентов практических навыков применять полученные знания к анализу современных экономических и социокультурных процессов (включая процессы социального неравенства), конфликтов, социальной стратификации общества.

В результате изучения интегрированного модуля студент должен:

знать:

  • основные экономические и социологические понятия и категории;

  • особенности социально-экономических процессов в Республике Беларусь, основные социальные и экономические цели белорусского общества;

  • основы поведения экономических субъектов в рыночной экономике;

  • механизмы экономической политики;

  • тенденции развития современных социальных процессов, специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;

  • социально-стратификационную модель белорусского социума, характеристики социальных общностей в Беларуси;

  • особенности социальных и социокультурных процессов и социальную политику в Республике Беларусь.

уметь:

  • анализировать экономические и социальные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

  • использовать экономические и социологические знания для принятия рациональных социально-экономических решений в процессе выполнения будущих социальных и профессиональных ролей;

  • осуществлять поиск и анализ необходимой экономической и социологической информации из различных источников;

  • различать объективный и субъективный анализ социальной и экономической информации,

  • аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения эко­номических и социальных проблем;

  • решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.


Структура содержания интегрированного модуля «Экономика»
Программа включает пояснительную записку, примерные тематические планы, содержание и список рекомендуемой учебной литературы по обязательным учебным дисциплинам «Экономическая теория» и «Социология».

На изучение интегрированного модуля «Экономика» выделяется 144 часа, из них 60 аудиторных часов (лекций — 34, семинарских занятий — 26) и 84 часа самостоятельной работы студента, включая время на подготовку к экзамену. Если в качестве формы контроля предполагается зачет, то, соответственно, 60 аудиторных часов и 56 часов самостоятельной работы студентов.



Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Экономическая теория» и «Социология» следующим образом:

  • на изучение дисциплины «Экономическая теория» выделяется 82 часа, из них 42 аудиторных часа (лекций — 22, семинарских занятий — 20) и 40 часов самостоятельной работы студентов;

  • на изучение дисциплины «Социология» выделяется 34 часа, из них 18 аудиторных часов (лекций — 12, семинарских занятий — 6) и 16 часов самостоятельной работы студентов;

  • на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.

Рекомендуемая форма контроля знаний — экзамен.
Примерный тематический план дисциплины

«Экономическая теория»



Название тем, разделов, модулей


Количество аудиторных часов

Всего

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод

1

1

-

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

1

1

-

Тема 3. Экономические системы

4

2

2

Тема 4. Рыночная экономика и ее модели










Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4

2

2

Тема 6. Основы поведения субъектов рыночной экономики

4

2

2

Тема 7. Рынки факторов производства

4

2

2

Тема 8. Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность

4

2

2

Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке

4

2

2

Тема 10. Равновесие денежного рынка. Финансовая система

4

2

2

Тема 11. Макроэкономическая политика

4

2

2

Тема 12. Экономический рост

2

-

2

Тема 13 Социальная политика

4

2

2

Тема 14. Современное мировое хозяйство

2

2

-

Всего:

42

22

20


Примерный тематический план дисциплины
«Социология»




Название тем, разделов, модулей


Количество аудиторных часов

Всего

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Раздел I. Теория и история социологической науки










Тема 1. Введение в дисциплину «Социология». История становления и развития социологии

2

2




Тема 2. Общество как социальная и социокультурная система

2

2




Тема 3. Культура как система ценностей и норм

2

2




Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности

2

2




Раздел II. Социальные общности, институты и процессы










Тема 5. Социальная структура и стратификация

2




2

Тема 6. Социальные институты и социальное управление

2

2




Тема 7. Социальные конфликты

2




2

Раздел III. Прикладная социология










Тема 8. Виды и типы социологического исследования

4

2

2

Всего:


18

12

6



Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов организуется деканатами, кафедрами, преподавателями в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым учреждением высшего образования.

Цель самостоятельной работы студентов — повышение конкурентоспособности выпускников учреждений высшего образования посредством формирования у них компетенций самообразования.



Содержание и формы самостоятельной работы студентов, включая управляемую самостоятельную работу (УСР) и контролируемую самостоятельную работу (КСР), а также модель рейтинговой системы оценки знаний (модульно-рейтинговой системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) кафедрами учреждений высшего образования в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.

Наиболее эффективными формами и методами организации самостоятельной работы студентов являются: выполнение промежуточных тестов; решение философских и психолого-педагогических задач или ситуаций с презентацией результатов; выполнение самостоятельно разработанных творческих заданий, проектов (индивидуальных или коллективных); подготовка и участие в активных формах учебно-исследовательской деятельности; изучение статей по философской и психолого-педагогической проблематике и составление на них аннотаций, рецензий, рефератов. В целях стимулирования учебно-исследовательской активности обучающихся рекомендуется использовать электронные учебно-методические комплексы, компьютерные и мультимедийные средства.


Методы (технологии) обучения
Основными методами и технологиями обучения, отвечающими задачам изучения данного интегрированного модуля, являются:

1) методы проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

2) личностно ориентированные (развивающие) технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) формах и методах обучения («мозговой штурм», деловая, ролевая и имитационная игры, дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты, круглый стол, кейс-технология, проект и др.);

3) информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие проблемно-исследовательский характер процесса обучения и активизацию самостоятельной работы студентов (структурированные электронные презентации для лекционных занятий, использование аудио-, видеоподдержки учебных занятий (анализ аудио-, видеоситуаций и др.), разработка и применение на основе компьютерных и мультимедийных средств философских и психолого-педагогических задач и творческих заданий, дополнение традиционных учебных занятий средствами взаимодействия на основе сетевых коммуникационных возможностей (интернет-форум, интернет-семинар и др.).

По каждому разделу и модулю данной учебной программы в соответствии с их целями и задачами преподавателем (кафедрой) проектируются и реализуются определенные педагогические технологии. В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных средств и технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, следует выделить: учебно-методические комплексы (в том числе электронные); вариативные модели самостоятельной работы студентов, блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы, информационные технологии, метод кейсов, методики активного обучения.
Диагностика сформированности компетенций студента
1. Требования к осуществлению диагностики.

Образовательным стандартом первой ступени высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин определяется следующая процедура диагностики сформированности компетенций студента:



  • определение объекта диагностики;

  • выявление факта учебных достижений студента с помощью критериально-ориентированных тестов и других средств диагностики;

  • измерение степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта;

  • оценивание результатов выявления и измерения соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта (с помощью шкалы оценок).

2. Шкалы оценок:

  • оценка учебных достижений студентов на экзаменах по дисциплинам социально-гуманитарного цикла производится по десятибалльной шкале;

  • оценка учебных достижений студентов, выполняемая поэтапно по конкретным модулям (разделам) учебной дисциплины, осуществляется кафедрой в соответствии с избранной учреждением высшего образования шкалой оценок.

3. Критерии оценок. Оценка учебных достижений студентов осуществляется в соответствии с утвержденными критериями.

4. Диагностический инструментарий. Для диагностики сформированности компетенций студентов «на выходе» из модуля и при итоговом оценивании рекомендуется использовать педагогические тесты и тестовые задания; разноуровневые контрольные работы и задания; экзамен (зачет).

СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ЭКОНОМИКА»



УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

Общая и частные экономические науки. Предмет, функции и разделы экономической теории.

Методы экономической науки. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ.
Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей.

Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов.

Экономические блага: виды, основные характеристики. Редкость экономических благ.

Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон возрастающих альтернативных издержек. Проблема эффективности.


Тема 3. Экономические системы
Экономическая система общества. Критерии выделения экономических систем.

Институты: формальные и неформальные. Экономические институты. Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация. Реформи­рование собственности в Республике Беларусь.

Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда. Классификация экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика. Трансформационная экономика.
Тема 4. Рыночная экономика и ее модели
Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция.

Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного регулирования экономики.

Модели рыночной экономики. Особенности белорусской социально-экономической модели.
Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Эластичность спроса и предложения
Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Неценовые факторы спроса.

Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Неценовые факторы предложения.

Отраслевое рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения.

Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов.
Тема 6. Основы поведения субъектов рыночной экономики
Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие рационального потребителя. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности.

Организация (фирма) как хозяйствующий субъект.

Производство и технология. Производственная функция.

Производственный выбор фирмы в краткосрочном периоде. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности.

Производственный выбор фирмы в долгосрочном периоде. Изокванты.

Понятие и классификация издержек.

Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика и взаимосвязь.

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.

Изокосты. Равновесие товаропроизводителя. Правило минимизации издержек.

Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли.


Тема 7. Рынки факторов производства
Особенности функционирования рынков факторов производства. Спрос на факторы производства. Эластичность спроса на факторы производства. Оптимальное соотношение ресурсов.

Рынок труда, его сущность и особенности. Спрос и предложение труда. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.

Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка ссудного процента. Инвестиции. Принятие инвестиционных решений в долгосрочном периоде. Чистая приведенная стоимость.

Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.

Предпринимательская способность и прибыль.
Тема 8. Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность
Национальная экономика и ее общая характеристика. Структура национальной экономики. Открытая и закрытая экономика.

Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП). Расчет ВВП по расходам и доходам. Другие показатели системы национальных счетов.

Цикличность экономического развития и кризисы.

Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Инфляция, ее формы. Социально-экономические последствия инфляции.

Измерение безработицы, ее типы. Экономические издержки безработицы.

Динамика основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь.


Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
Компоненты совокупного спроса.

Функции потребления и сбережений.

Инвестиции. Структура инвестиционного спроса. Функция инвестиций. Инвестиции и доход. Мультипликатор инвестиций.

Равновесный объем национального выпуска в краткосрочном периоде.


Тема 10. Равновесие денежного рынка. Финансовая система
Сущность денег и их функции. Денежно-кредитная система страны.

Спрос на деньги. Предложение денег. Роль банковской системы в создании денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке.

Финансовая система страны. Государственный бюджет. Государственные расходы, их виды. Доходы государства. Налоги, их виды. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

Особенности финансовой системы Республики Беларусь.


Тема 11. Макроэкономическая политика
Фискальная политика: цели, виды, инструменты, эффективность.

Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг.

Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты, эффективность.

Особенности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.


Тема 12. Экономический рост
Содержание и показатели экономического роста. Устойчивый экономический рост.

Типы, источники и факторы экономического роста. Инновационное развитие.

Проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси.
Тема 13. Социальная политика
Социальная политика: понятие, цели, функции.

Уровень и качество жизни. Основные показатели социального развития.

Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца.

Механизм и основные направления социальной защиты населения. Цели и задачи социальной политики белорусского государства.

Социальная политика в Республике Беларусь: основные направления и приоритеты.
Тема 14. Современное мировое хозяйство
Понятие мирового хозяйства.

Международное разделение труда: факторы и формы развития. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.

Международная торговля товарами и услугами. Международные валютно-кредитные отношения. Международная миграция рабочей силы.

Платежный баланс страны.

Перспективы участия Республики Беларусь в международных экономических отношениях.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ»
Раздел I. Теория и история социологической науки
Тема 1. Введение в дисциплину «Социология».

История становления и развития социологии
Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами (математикой, информатикой). Социология и статистика. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.).

Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Необходимость знаний отраслевой социологии для профессиональной социализации специалиста, реализации научного регулирования социальными процессами и в повседневной жизни. Социология как наука об обществе. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в ХIХ в. и основные вехи ее развития.

Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы. Формирование основных парадигм (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Теория и метод социологии. Позитивистская и психологическая ориентации.

Западная социология в ХХ в. Периодизация социологии ХХ в. Эмпиризация социологии в 20-е гг. ХХ в. Структурный функционализм и его критика социологами субъективистской ориентации в неклассической социологии. Постнеклассический этап: от модерна к концепциям постмодерна. Размывание предметного поля социологии и ее теоретико-методологический кризис. Попытки создания интеграционных теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас).

Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в конце XIX — начале XX в. Советская социология, ее основные достижения. Развитие социологии в Беларуси, России и других постсоветских республиках.
Тема 2. Общество как социальная и социокультурная система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение.Общая теория социальных систем. Основные признаки обществ как социальной системы. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. Модель устойчивого развития белорусского социума.

Культура как сложное социальное явление. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.


Тема 3. Культура как система ценностей и норм
Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурные парадигмы и их содержание. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.

Специфика отдельных культур. Белорусская культура и ее компоненты. Функции культуры. Типы культур. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.

Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе.
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).

Процесс формирования личности. Структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности.

Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Социализация белорусской молодежи. Социокультурные ориентации современной молодежи.

Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.



Раздел II. Социальные общности, институты и процессы
Тема 5. Социальная структура и стратификация
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.), их основные различия.

Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой группы в развитии белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

Процедура формирования многомерных слоев. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита.


Тема 6. Социальные институты и социальное управление
Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О. Конт, Ф. Теннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов.

Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и др. Сферы влияния каждого института. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов.

Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.

Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь. Понятие социальной политики, социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной политики и социальной работы в обществе. Структура и содержание социальной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика в профилактике социальных патологий общества: безработицы, миграции; помощь и социальное обеспечение лиц пожилого и престарелого возрастов, молодежи, семье и детям. Социальная политика в профилактике социальных патологий и девиаций (бездомности и нищенства, алкоголизма и проституции, наркомании, суицида и т.п.).

Модель устойчивого развития белорусского общества. Социологическая экспертиза как метод выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития объекта от нормативных показателей, заложенных в стратегические программы развития белорусского государства.

Тема 7. Социальные конфликты
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические проблемы социальных конфликтов у К.Маркса. Основные конфликтные теории в ХХ в. Функции социального конфликта, их применение в анализе современных политических и экономических конфликтов. Управление конфликтом как новая парадигма мышления и действия, ее использование в белорусской практике.

Этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. Национальные противоречия. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.


Раздел III. Прикладная социология
Тема 8. Виды и типы социологического исследования
Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа.

Программа социологического исследования — основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов.

Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»




  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. — Мн., 1997.

  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-3 // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. — 1999. — № 7—9. — Ст. 101.


Основная:

  1. Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебн. пособ. / Л.Н. Давыденко. — 2-е изд., перераб. — Минск : ИВЦ Минфина, 2011. — 469 с.

  2. Давыденко, Л.Н. Экономическая теория. Практикум: учебное пособие для студентов вузов по неэкон. спец. / Л. Н. Давыденко, Е. Л. Давыденко, И. А. Соболенко. — Минск: Вышэйшая школа, 2008. — 255 с.

  3. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экон. спец. / И. М. Лемешевский. — 5-е изд. — Минск: ФУАинформ, 2012. — 493 с.

  4. Эканамічная тэорыя: вучэбна-метадычны дапаможнык / [Л. М. Давыдзенка і інш.; пад рэдакцыяй Л. М. Давыдзенкі, Г. І. Базылевай] ; Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Установа адукацыі «Беларускі дзяржаўны педагагічны універсітэт імя М. Танка». — Мінск : БДПУ, 2007. — 339 с.

  5. Экономика: практикум для студентов неэкон. спец. / [В.Л. Клюня и др.] ; под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. — Минск: БГУ, 2008. — 108 с.

  6. Экономическая теория. Общие основы: учебное пособие / [М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: Современная школа, 2011. — 390 с.


Дополнительная:

  1. Зубко, Н. М. Основы экономической теории : учебное пособие / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. — 3-е изд., испр. и доп.. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 428 с.

  1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов по дисц. «Экономика» / [А.В. Сидорович и др.] ; рук. авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2007. — 1035 с.

  2. Экономика. Университетский курс: учебное пособие / [П.С. Лемещенко и др.] ; под ред. П.С. Лемещенко и С.В. Лукина. — Минск: Книжный Дом, 2007. — 703 с.

  3. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / [В.Д. Камаев и др.]; под ред. В.Д. Камаева. — 13-е изд., перераб. и доп. — М. : Владос, 2010. — 590 с.

  4. Экономическая теория : учебное пособие для студентов высших учеб. заведений по экон. спец. / [А.В. Бондарь и др. ; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А.Воробьева]. — Минск: БГЭУ, 2011. — 478 с.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ»
Основная:

  1. Бабосов, Е. М. Социология: учебник/Е. М. Бабосов. -Минск, 2011.

  2. Бабосов, Е. М. Социология конфликтов: учеб.-метод, пособие / Е. М. Бабосов. - Минск, 2011. - (Классическое университетское издание).

  3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2005.

  4. Данилов, А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформа­ции / А. Н. Данилов. - Минск, 1997.

  5. Данилов, А. Н. Социология власти: теория и практика глобализма/А. Н.Данилов. - Минск, 2001.

  6. Данилов, А.Н. Социология: Учеб. пособие / А.Н. Данилов. - Минск: РИВШ, 2012.

  7. Добреньков, В. И. Социология: учебник: в 3 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М., 2000.

  8. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология: в 15 т. /В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М., 2000-2007.

  9. Здравомыслов, А. Г, Социология конфликта: учеб. пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов. - М., 1996.

  10. Елсуков, А. Н. История социологии: учеб. пособие для вузов / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов. - Минск, 2011.

  11. Елсуков, А. Н., Данилов А.Н. История социологии / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов. - Минск, 2012.

  12. Левада, Ю. А. Лекции по социологии / Ю. А. Левада. - М., 2008. - (Вехи отечественной социологии).

  13. Оперативные социологические исследования: методика и опыт органи­зации / под ред. Д. Г. Ротмана, А. Н. Данилова, Л. Г. Новиковой. - Минск, 2001.

  14. Рубанов, А. В. Социология массового поведения: учеб.-метод. пособие / А. В. Рубанов. - Минск, 2011.

  15. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1994.

  16. Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. -3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.

  17. Украинец, П. П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс / П. П. Ук­раинец. - Минск, 2008.

  18. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объ­яснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М., 2003.


Дополнительная:

  1. Безнюк, Д. К. Социология религии: пособие для студентов / Д. К. Безнюк. - Минск, 2009.

  2. Бурдье, П. Социология политики/П. Бурдье. - М., 1993.

  3. Соколова, Г. Н. Экономическая социология: учеб. для вузов / Г. Н. Со­колова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Минск, 2000.

  4. Соколова, Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г.Н. Соколова. — Минск: Беларус. навука, 2010.

  5. Титаренко, Л. Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л. Г. Титаренко. - Минск, 2011.

  6. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. - М., 2005.

  7. Ядов, В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций / В. А. Ядов. - СПб., 2006.

  8. Актуальные проблемы современного белорусского общества (2005-2010 гг.) / Д. Г. Ротман [и др.]; под ред. Д. Г. Ротмана [и др.]. - Минск, 2011.

  9. Бабосов, Е. М. Социологические очерки устойчивого развития современной Беларуси / Е. М. Бабосов. - Минск, 2011.

  10. Безнюк, Д. К. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь (социологический анализ) / Д. К. Безнюк. - Минск, 2006.

  11. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века / И. Валлерстайн. - М., 2004.

  12. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М., 1994.

  13. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. - М., 2004.

  14. Данилов, А. Н. Власть и общество: поиск новой гармонии / А. Н. Данилов. - Минск, 1998.

  15. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. - М, 2002.

  16. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1990.

  17. Левада, Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993— 2000 / Ю. А. Левада. - М., 2000.

  18. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М., 1999.

  19. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. -СПб., 2002.

  20. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. - М., 1992.

  21. Сурмач, М. Ю. Поведение молодежи: от демографических угроз к на­циональной безопасности / М. Ю. Сурмач. - Минск, 2009.

  22. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 2002.

  23. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. - М., 2004.

  24. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. Г. Ротман и [и др.]; под ред. Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана. - Минск, 2009.







Кот не перестает ловить мышей даже после изобретения мышеловки. Кароль Ижиковский
ещё >>