Экономика Казахстана: современное состояние и перспективы развития - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Свердловская оунб 1 18.95kb.
Схема проезда и контактная информация 1 28.65kb.
I. экономика 5 617.17kb.
Программа 70- й научной конференции студентов и аспирантов белгосуниверситета... 1 435.94kb.
Современное состояние и перспективы развития 1 237.85kb.
Приоритетное научное направление кафедры гражданско-правовых дисциплин 1 25.48kb.
В. Е. Раинин, инж., И. С. Ходячих, инж Мытищинский электротехнический... 1 95.36kb.
Данной курсовой работы «Экономика Приднепровского региона, состояние... 1 299.67kb.
Аквакультура, ее современное состояние и перспективы развития. 1 45.51kb.
Вопросы к экзамену по курсу "мэо" для студентов 2 курса факультета... 1 22.45kb.
Ну как вам это нравится? 1 39.07kb.
Сборник аналитических записок Четыре ступени информационной безопасности 1 15.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экономика Казахстана: современное состояние и перспективы развития - страница №5/5

НА ПУТИ К ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Это могло быть просто случайным совпаде­нием, но 18 декабря 1978 г., в день открытия в Доме Собраний народных представителей 3-го пленума Центрального Комитета КПК 11-го созы­ва, 21 земледелец уезда Фэнъян провинции Аньхой подписал контракт о распределении полей среди крестьянских дворов. Теперь этот контракт хра­нится в Историческом музее Китая. Как манифест китайских крестьян об освобождении от бедности, он символизирует, что именно отсюда началась в Китае реформа на селе.

На 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва был определен курс на реформу, которая началась с села. Широкие массы крестьян создали разные системы хозяйственной ответственности, в том числе систему подрядной ответственности кресть­янских дворов за сельскохозяйственное произ­водство, закрепляющая за крестьянскими дворами производственные задания. В 1980 г. началось распространение семейно-подрядной системы при одновременном упразднении народных коммун, сочетавших в себе административные и хозяй­ственные функции, было осуществлено выделение органов власти из структуры народных коммун. Одновременно были значительно повышены заку­почные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов. Благодаря внедрению семейно-подрядной системы ответственности на селе крестьяне перестали питаться из «общего котла», их производственная инициатива возросла. К 1984 г. в 5,69 млн. сельских производственных бригад действовали различные системы производственной ответственности. 183,979 млн. крестьянских дво­ров или 96,6 процента их общего количества были охвачены подрядной системой ответственно­сти. В 1982 — 1986 гг. ЦК КПК пять лет подряд издавал документы № 1, в которых провозглаша­лось, что семейно-подрядная система хозяйствен­ной ответственности крестьянских дворов будет сохранена на протяжении длительного времени. В 1984 г. валовой сбор зерновых в Китае достиг 407,3 млн. тонн или 400 кг на душу населения, что стало рекордным за всю историю развития сель­ского хозяйства страны и впервые выдвинуло Китай на уровень мировых производителей зерна. Среднедушевой сбор хлопка в Китае также пре­высил средний мировой уровень. Всего за 6 лет был сделан первый шаг в реформе на селе, про­гресс китайского крестьянства привлек внимание всего мира.

С наступлением 1985 г. начался второй этап сельской реформы в Китае. ЦК КПК, своевремен­но выдвинув стратегический лозунг «без сельского хозяйства нет стабильности, без промышленности нет богатства, а без торговли нет оживления», начал проводить на селе политику, нацеленную на сворачивание централизованных закупок про­дукции сельского хозяйства и подсобных хозяйств, внедрение системы контрактных заказов и упоря­дочение производственной структуры в целях уско­рения процессов коммерциализации, специализации и модернизации сельской экономики. Волна товар­ного хозяйства впервые размыла на селе непри­ступную крепость замкнутости. Китайское сельское хозяйство стало переходить от мелкотоварного производства к крупномасштабному, от традицион­ного сельского хозяйства к современному.

По мере развития товарного хозяйства на селе и возникновения в значительных количествах избыточной рабочей силы диверсификация стала развиваться ускоренными темпами в китайской де­ревне. Китайские крестьяне наконец освободились от оков, привязывавших их к земле. Это крупный шаг китайского села по пути индустриализации сельского хозяйства в результате изменения ха­рактера товарно-производственных и земельных отношений в деревне.

В процессе совместного развития сельского хозяйства, промышленности и индустрии услуг, а также перехода от натурального хозяйства к товар­ному, поселково -волостные предприятия (ПВП) удостоились того, чтобы играть ведущую роль. В 1987 г. валовая продукция ПВП, принадлежащих крестьянам, впервые превысила валовую про­дукцию сельского хозяйства. В 1988 г. валовая продукция ПВП достигла 649,5 млрд. юаней и сра­внялась с объемом валовой национальной про­дукции страны в 1978 г. В 1990 г. валютные посту­пления от экспорта ПВП составили 13 млрд. дол­ларов США или 23,8 процента от общих валют­ных поступлений всей страны. ПВП в китайских деревнях бурно развиваются, появилось много моделей организации ПВП, например, ПВП в юж­ной части г. Сучжоу, в г. Вэньчжоу и в дельте реки Чжуцзян. Такое развитие ПВП сродни бога­тому урожаю зерновых в 1984 г. Миллионы китай­ских крестьян без всяких колебаний принимают активное участие в индустриализации и впервые стали инициаторами товарного хозяйства.

Суть реформы в китайском селе заключается в переходе от натурального хозяйства к товарно­му. Это не только экономический и социальный процесс, но одновременно и процесс раскрепоще­ния сознания крестьян. Распространение семейно-подрядной системы ответственности убедительно свидетельствует о том, что она является эффек­тивной формой развития сельской экономики на нынешнем этапе и открывает широкие перспек­тивы для подъема и развития народного хозяй­ства страны. Как сказал Дэн Сянпин: «Реформа на селе, проводимая в течение нескольких послед­них лет, имеет революционное значение».

В процессе перехода сельского хозяйства на рельсы специализации и коммерциализации кре­стьяне все яснее осознают важность науки и техни­ки, испытывают стремление к ним. В марте 1985 г. в Китае началась реформа системы науки и тех­ники, был определен курс их развития, суть кото­рого выражалась в формуле: «Экономическому строительству необходимо опираться на науку и технику, научно-техническим работникам необ­ходимо работать на благо экономического строи­тельства». Этот курс предоставил научно-исследо­вательским организациям и научно-техническим специалистам благоприятные возможности для внедрения на селе научно-технических достижений и оказания крестьянам помощи в развитии сель­ской экономики. Для удовлетворения потребно­стей сельских производителей и в соответствии с задачами реформы экономической системы стра­ны в мае 1985 г. Государственный комитет по де­лам науки и техники КНР представил Госсовету КНР доклад «О сооружении ряда научно-техниче­ских объектов для содействия подъему местной экономики». В нем говорилось об освоении на селе ряда технических объектов, которые соответ­ствуют техническому уровню средних и малых предприятий и могли бы за короткое время обес­печить повышение экономической эффективности. Этот доклад был назван планом «Искра».

В середине и в конце 90-х гг. исходя из реальной ситуации развития сельского хозяй­ства в Китае, 10 министерств и госкомитетов КНР, в том числе Госкомитет по делам науки и техники, министерства сельского, лесного и вод­ного хозяйства Китая, разработали «Аграрную научно-техническую политику», которая была официально обнародована в начале 1998 г. В этом документе были намечены следующие цели разви­тия аграрной науки и техники на предстоящие 5 — 15 лет: быстрое повышение уровня развития сель­ского хозяйства в целях достижения передового международного уровня в области аграрной науки и техники; значительное расширение сферы рас­пространения агротехнологий для обеспечения ро­ста сельскохозяйственного производства на 50 про­центов и выше с помощью науки и техники; повышение уровня агротехнических специалистов, зна­чительное повышение научно-технического уровня крестьян; реформирование системы капиталовло­жений, увеличение их объемов; создание благо­приятных условий для развития агротехнологий.

Для реализации данных целей определены глав­ные направления дальнейшего развития агротех­нологий в Китае. Они связаны с достижением важ­ных прорывов в области биотехнических исследо­ваний, освоения информационной техники и дру­гих новых и высоких технологий, активным рас­пространением и комплексным использованием передовой прикладной техники, обеспечением при­менения научно-технических достижений для даль­нейшей индустриализации сельского хозяйства. развитием сельского хозяйства за счет совре­менной промышленности, обеспечением его про­должительного роста.

2.2. Экономическая политика и внешне-экономическая деятельность.

Китай прошел незаурядный 20-летний путь ре­форм и открытости и готовится ныне вступить в XXI век, который несет с собой много надежд. На рубеже веков китайский народ не только соби­рает плоды, но также высевает семена мечты и надежд.

Дэн Сяопин сказал: «Реформы и открытость являются преобразованием по всем направле­ниям, включая реформирование экономической и политической системы и реформы в других об­ластях. Открытость представляет собой расшире­ние связей со всеми странами мира». Его выска­зывания олицетворяют достижения китайского народа в продолжительном углублении реформ и открытости. Они являются также руководящей идеей в процессе строительства социализма с ки­тайской спецификой. На основе этой идеи:

— Система социалистической рыночной эконо­мики заменит систему плановой экономики, рыноч­ный механизм постепенно займет господствующее место в экономической жизни. В докладе на XV съезде КПК Цзян Цзэминь отметил: «Эконо­мика, базирующаяся на общественной собственно­сти, включает не только государственный и кол­лективный секторы, но и государственные и кол­лективные компоненты в экономике смешанных форм собственности». Эта теория будет способ­ствовать дальнейшему совершенствованию эко­номической системы Китая, мобилизации ини­циативы во всех направлениях, развитию различ­ных секторов экономики.

— Реформа на государственных предприятиях получит дальнейший стимул. Исходя из принципа «браться за крупные предприятия и давать простор мелким», некоторые рентабельные веду­щие предприятия будут преобразованы в круп­ные корпорации и объединения с высокой конку­рентоспособностью на международном рынке. Бла­годаря структурному упорядочению у слитых и обанкротившихся предприятий появится новый производственный потенциал.

— На основе высоких урожаев на протяжении ряда последних лет и значительных достижений в развитии сельского хозяйства в стране будет по­степенно фокусироваться на увеличении доходов крестьян и упорядочении структур сельскохо­зяйственного производства. На основе земледелия и при одновременном расширении диверсификации подъем сельского хозяйства будет осуществляться за счет внедрения достижений агронауки, развитие крупномасштабного производства сельхозпродук­ции и повышение ее коммерческой значимости.

— По мере осуществления реформы экономи­ческой системы будет ускорено проведение по­литической реформы, предполагающей принятие ряда мер, нацеленных на развитие демократии, укрепление правопорядка, разделение производ­ственных и административных функций, сокраще­ние административного аппарата, совершенство­вание системы демократического контроля, со­хранение стабильности и сплоченности. Постепен­но будет реализована концепция «управление го­сударством на законодательной основе».

— Борьба с разложением, поощрение честно­сти и неподкупности поставлены на правовой осно­ве. Необходимо не просто строго карать за нару­шения законов и дисциплины, коррупцию и разло­жение, но и принимать комплексные меры с целью упорядочения экономического развития, совершен­ствования правопорядка, усиления контроля за це­нами и общественным распределением, сочетать принцип неподкупности с преобразованием полити­ческой и экономической системы, утверждать в обществе благоприятный социальный климат.

— В области внешней торговли и внешнеэко­номического сотрудничества будет продолжаться претворение в жизнь курса «прочно закрепляться на каждом рубеже», расширение экспорта при со­хранении высокой экономической эффективности. Что касается влияния последствий финансового кризиса в ряде стран Азии, то Китай готов при­нять различные меры, включая укрепление управ­ления предприятиями, действующими в области экспорта, оптимизировать структуру экспортной продукции, совершенствовать систему возврата налогов на экспортные товары, всемерно расши­рять экспорт, надлежащим образом увеличивать импорт. Одновременно следует активно использо­вать иностранные капиталы, расширять сотрудниче­ство в области предоставления трудовых услуг. увеличивать инвестиции за рубежом.

По поручению Госсовета КНР председатель государственного планового комитета КНР Чэнь Цэиньхуа определил главные цели макрорегулирования и основные задачи экономического и социального развития Китая в 1998г.

Основные цели макро регулирования в 1998 году таковы:


  • экономический рост -8 про­центов;

  • рост капиталовложений в основные фонды более 10 процентов;

- удержание роста розничных цен на товары в пределах 3 про­центов, а цен на предметы наро­дного потребления - примерно на 5 процентов; . .

  • сокращение бюджетного де­фицита на 10 млрд. юаней по сравнению с 1997 годом;

  • удержание объема денежной эмиссии в пределах 150 млрд. юаней;

- общий объем импорта и эк­спорта в размере 345 млрд. дол­ларов США;

- удерживание естественного прироста населения в пределах ) 0,6 на тысячу человек; - уровень - зарегистрированной безработицы а городах - пример­но 3,5 процента. После рассмотрения и утверждения сессией ВСНП вышеуказанных целей в соответствии с курсом «стремиться вперед при соблюдении стабильности» Китай будет претворять их в жизнь.

Основные задачи экономичес­кого и социального развития Ки­тая на 1998 год:


  • стабилизировать и упрочить базовое положение сельского хо­зяйства

  • всесторонне развивать сельскую экономику;

- повышать качество функци­онирования промышленности, активно культивировать новые сфе­ры экономического роста;

- сохранить соразмерный рост капиталовложений в основные фонды, упорядочить и оптимизи­ровать их структуру;

- далее развивать экономику открытого типа, повышать уровень внешней открытости;

- усиливать управление бюд­жетными доходами и расходами, предотвращать и разряжать финансовые риски:



  • осуществлять стратегию образования и стратегию возмож­ного продолжительного развития;

  • усилить динамику возобновления трудоустройства, продолжить улучшение жизни народа.

Надлежит приложить силы, чтобы в нынешнем году числен­ность бедных на селе сократилась до 40 млн. человек (в настоящее время - 50 млн. человек). Объем производства стали достигнет 107 млн. тонн. электроэнергии -1200 млрд. кВт-ч, В 1998 году об­щий объем инвестиций в основ­ные фонды составит 2765 млрд. юаней, из которых на капиталь­ное строительство предназначе­но 1050 млрд. юаней. Реальный рост доходов, находящихся в не­посредственном распоряжении горожан, и рост чистого дохода сельских жителей составят при­мерно 4 процента.

Чэнь Цэиньхуа отметил, что план 1997 года успешно выпол­нен. В минувшем году в Китае продолжался быстрый рост наро­дного хозяйства. Валовой внут­ренний продукт страны 477.2 млрд. юаней, что на 8,8 процента больше, чем в предыдущем году, стабильными. Цены на рынке были в основном стабильными. Общий уровень розничных цен в стране повысился по сравнению с предыдущим годом на 0,8 процента

Произошли новые сдвиги в регу­лировании структуры, заметно ослабло торможение развития народного хозяйства со стороны его "узких мест". Сравнительно быстро росли бюджетные поступ­ления. В финансовой ситуации со­хранялась стабильность, возросла динамика реформы с упором на госпредприятия, по ряду важных аспектов достигнуты сдвиги. Сравнительно, быстро росла внеш­няя торговля, повысилось качест­во использования зарубежных ин­вестиций.

В экономической и социальной жизни Китая все еще существует ряд очевидных противоречий и проблем. Главные из них таковы: недостаточно высоки совокупные качество и эффективность наро­дного хозяйства. Остаются срав­нительно острыми противоречия, проистекающие из нерациональ­ной структуры народного хозяйст­ва. Экономический рост еще не­свободен от влияния экстенсивного хозяйствования. Уровень экономической эффективности предприятий по-прежнему довольно низок. К концу 1997г. потери убыточных предприятий функционирующих как хозрасчетные единицы, выросли по срав­нению с предшествующим годом на 11 процентов. В том числе убытки госпредприятий увеличи­лись на 8,2 процента. Хозяйствен­ная деятельность многих из них претерпевает трудности. Помимо тех. кто возобновил занятость, в конце 1997 года насчитывалось 4,8 млн. желающих вновь получить работу. В финансовых учреждени­ях относительно велик удельный вес не погашаемых кредитов. Не упорядочены отношения в рас­пределении доходов, несовер­шенны средства их регулирова­ния.

Чэнь Цзиньхуа отметил, что эти проблемы либо накапливались годами, либо возникли в ходе реформ. Надо содействовать тран­сформации экономической систе­мы и форм экономического роста. И прилагать максимум усилий для решения проблем.

Успехи, достигнутые в торговой политике КНР, были обусловлены ходом реформ, начатых с конца 1978 года, в которых можно выделить два крупнейших этапа: первый (1978 - 1991гг.) был этапом "соединения плана с рынком", второй (с 1992г.) - функционирования официально провозглашенного курса создания рыночной экономики.

На первом этапе в экономике республики были сделаны первые шаги по осуществлению политики внешнеэкономической открытости. Направлениями ее реализации послужило расширение прав ведения внешнеэкономической деятельности провинциям, предприятиям, привлечение иностранных кредитов и прямых иностранных инвестиций, а также создание полигонов для адаптации рыночных механизмов на специально созданных экономических зонах. Этот период дал практике формирования внешнеэкономической политики в мире такое понятие, как "двухкоридорная", или "двухколейная" система, которая демонстрирует высокую степень вмешательства государства в тактические шаги проведения реформы. Высокая степень политического вмешательства в реформируемый процесс обеспечила мирную эволюцию перевоплощения состояния экономики в новое качество.

Второй этап реформирования, начавшийся в 1992 году, обогатил мировую практику хозяйствования таким понятием, как "китайский путь" вхождения в рынок. Провозглашенная на XIV съезде КПК политика необходимости ускорения процесса реформ базировалась на расширении внешних связей и модернизации. В развитии системы рынка особо выдвигалась необходимость формирования "единого открытого конкурентного и упорядоченного большого рынка". Особой мобильности наряду с товарами и услугами подвергалось развитие рынков капитала, недвижимости, рабочей силы, информационного потока. За это время директивным планированием до 14 видов была сокращена номенклатура товарных ценностей, куда входят продукты продовольственного комплекса, ряд нефтепродуктов, химические удобрения. Существенное сокращение получила доля материальных ресурсов (до10%), распределяемых непосредственно государством. Наряду с широко-масштабностью реформы, включающей валютную, финансовую, социальную и другую политику, радикальных сдвигов достиг внешнеэкономический комплекс, в котором совокупный объем внешней торговли $1 трлн. долл., что превышало уровень 1990 года более чем в 2 раза. Это обеспечило Китаю в мировом экспорте долю около 3% и позволило войти в десятку крупнейших экспортеров мира.

Тем не менее, национальные особенности страны не позволяют выбранной модели обеспечить высокий уровень экономического развития, в том числе полной реализации экспортной способности. Импортная политика Китая исходит из принципов необходимости защиты экономической независимости, в том числе национальной промышленности и ее экспортной составляющей. Последствия экспортной политики обусловливают наполнение импортной "корзины" страны.

В структуре импорта предпочтение отдается передовой технике, ключевому оборудованию, дефицитным материалам для строительства. Выбранная торговая политика страны в иерархии потребностей в импорте на самую низшую ступень ставит предметы первой необходимости. Однако проведенный анализ импортной политики Китая показывает, что благодаря стратегии и тактике урегулирования меняется структура импортных товаров. Так, например, если в 60-е годы доля товаров, обеспечивающих существование населения, составляла свыше 28% в импорте, то в 70-е годы их доля уже не достигала 20%, а доля средств производства в них превысила 80%. До 1960 года львиная доля комплектного оборудования поставлялась из СССР и стран Восточной Европы, а с 60-х годов - из западных стран. Так, была ввезена техника и технология для текстильной, нефтяной, химической, металлургической, горношахтной и электронной промышленности. Только на рубеже 1972-1979гг. на территории Китая начали функционировать импортируемые 367 объектов.

При сохранении более 80% средств производства в объеме импорта, качественные изменения произошли по статьям ввозимых наименований. От политики импорта всего технологического оборудования для функционирования объектов Китаем был сделан шаг на совместное предпринимательство и реконструкцию отечественных предприятии. Тем самым Китай все более наступательно продвигался к формам международного разделения труда. К настоящему периоду в импорте нефтяной продукции преобладает доля готовой промышленной продукции. Кроме того, зерно, растительное масло, сырая нефть поставлялись близлежащими партнерами по ценам, ниже мировых.

Последствиями отмеченного выше явилась активизация развития науки и техники. Стабильность импорта необходимых материальных ресурсов, транспорта и техники способствовала Расширению масштабов воспроизводства. Несомненно, строго регулируемый импорт потребительских товаров обеспечил потребность внутреннего рынка, тем самым повысив уровень благосостояния. С точки зрения модернизации Китая, политика импорта 8-ой пятилетки обусловила:



  • стимулирование развития промышленности сельского хозяйства;

  • ускорение процесса технической реконструкции, что создало новую структуру отраслей промышленности;

  • насыщение рынка потребительских товаров, а также его рациональное обновление.

Тем не менее, ограничителями для политики импорта служат введение единых валютных курсов женьминьби, их девальвирование и высокий уровень таможенной пошлины. К тому же недостаточное исследование возможностей интеграции внутренней и внешней торговли не позволяет занять китайским товаропроизводителям выгодные позиции. За это время Китай принял положение о таможенной пошлине, функционирующее на территории большинства государств мира; по 225 видам товаров сокращена импортная пошлина; на 7,8% снижен уровень таможенной пошлины; аннулированы импортные квоты и лицензии на фотоаппараты, телефонные аппараты и т.д. При этом были уменьшены таможенные тарифы на импорт легковых машин, а также изменены 2993 наименования сборов; урегулирована беспошлинная политика в отношении многих видов товаров, с целью приближения таможенной пошлины к мировому стандарту. Совершенствование применяемых в торговой политике нетаможенных мероприятий, наряду с вышеотмеченными дало новый импульс реформе системы импортной торговли. Сопоставление архитектоники рынка китайского импорта показывает, что интенсивно отвоевывается место Азии, доля которой составляет более 60% от совокупного импорта. Несмотря на абсолютный рост объемов импорта из Европы и США, их доля в общем объеме неуклонно снижается.

Объем внешней торговли в 1995 году достиг уровня $280 млрд., в том числе экспорт $149 млрд., а импорт $132 млрд., положительное сальдо торгового баланса -$16,7 млрд. Сравнивая эти показатели с прошлым периодом, можно заметить, что в китайском экспорте неуклонно растет доля промышленных товаров.

Особо высоко оценивая место региональных торговых связей, лидеры

Азиатско-тихоокеанского пространства преследуют цель закрепиться на мировых товарных рынках в качестве весомого участника. Первопричина этому -стесненность китайских капиталов и товаров в рамках внутренней экономики. Придавая особую значимость институциональным факторам в развитии внешней торговли, на рубеже 90-х годов Малайзия выдвинула инициативу сформировать в Юго-Восточной Азии международную торговую организацию ВАЭГ (Восточно-Азиатская экономическая группировка). Проект создания новой региональной группы активно спонсировался промышленной буржуазией, банками и промышленными кругами Малайзии. В последующие годы данная группировка была преобразована в Восточно-Азиатское экономическое сообщество (ВАЭС). Целесообразность такого формирования в немаловажной степени была обусловлена экспансионистской внешнеторговой политикой Японии, которая, создавая однобокую привязку к экспортируемой продукции и технологии, тем самым упрощала себе доступ к природным и трудовым ресурсам стран ЮВА. Однако последствия японской войны, в которой Япония считала своим историческим предназначением осуществлять руководящую политическую роль в регионе, являлись ограничительным фактором для усиления влияния ее в настоящее время. Пресса многих стран ЮВА неустанно подчеркивает, что Япония, поменяв формы установления ею контроля, не изменила своих истинных планов по отношению к окружающим странам. Между тем, понимая, что китайский капитал контролирует как экономику и торговлю, так и финансы и банки Малайзии, инициатива о создании ВАЭС не встретила единодушной поддержки в странах АСЕАН. Под давлением ряда государств сама Малайзия выступила за включение в данную группировку Японии. Отсюда можно сделать вывод, что не только вышеотмеченные факторы, но и крупномасштабная дипломатия способна сформировать общий курс международной торговой политики, изменить платформы отдельных государств.




ГЛАВА 3.

3.1. Сотрудничество по нефтяной отрасли.

Расширение нефтяных интере­сов Китая ближе к Каспию выте­кает из общей тенденции смены центров сил в мире, толчком к которой явилось расширение НАТО на Восток.

Политическое пространство земного шара за последние деся­тилетия резко сжалось. Исследо­ватель Г.Х. Шахназаров в книге "Грядущий миропорядок" писал:

"Никогда в прошлом положение в мире в целом не зависело в та­кой степени от положения в от­дельных странах и никогда поло­жение в отдельных странах не за­висело в такой степени от поло­жения в мире" (1). Иными слова­ми, продвижение Китая на Запад стало возможным благодаря про­движению России на Восток. Не исключено, что Москва дала со­гласие на присутствие Китая в Каспийском регионе, и. вероят­но, российско-китайское сближе­ние должно стать противовесом доминированию Запада, как в ре­гионе, так и во всем мире. В ходе активного продвижения на Запад Китай, прежде всего, пытается удовлетворить резкий рост внут­ренней потребности в нефти.

Согласно распространенному бюллетеню "Об итогах развития народного хозяйства Китая в восьмой пятилетке (1991-1995)", КНР по добыче нефти занимает пятое место в мире), общая добы­ча нефти составляет 158 млн. тонн) после Саудовской Аравии, России, США и Ирана. Однако экономика развивается намного быстрее, о чем свидетельствует ежегодный 10-процентный годо­вой прирост валового националь­ного продукта, поэтому уже сей­час ощущается нарастающий де­фицит энергоносителей. По неко­торым прогнозам, в начале XXI в. ожидается уменьшение спроса на нефть на Средиземноморском рынке, а в Восточной Азии по­требность в ней, наоборот, долж­на увеличиться. Этим и объясня­ется стремление китайской сторо­ны форсировать реализацию про­екта по транспортировке центрально-азиатской нефти на восточ­ное побережье Китая.

Китайский бросок к Каспийс­кому шельфу в какой-то мере при­ведет к укреплению региональных позиций Китая и поможет уста­новить баланс сил и интересов в Центральной Азии. Хотя нельзя исключить вероятность того, что завтра, при обострении борьбы за каспийскую нефть, Китай реши­тельно вступит в игру, обосновы­вая это защитой вложенных в ре­гион китайских инвестиций, а согласно достигнутым в сентябре 1997 г. в Алматы двусторонним договоренностям, суммарные ин­вестиции Китая в нефтегазовый сектор Казахстана должны соста­вить 9,5 млрд. долларов. Вмеша­тельство третьей стороны, есте­ственно, усложнит достижение компромисса в случае возникно­вения конфликта.



Неожиданное появление Ки­тая на нефтяной сцене Казахстана наблюдатели объясняют по-разно­му. Многие считают, что мировые державы, избегая серьезных трений просто вежливо поделили между собой "каспийский пирог". Хотя более всего вероятно, что Астана сделала уступку на после­дние миролюбивые жесты Пеки­на. А именно на то, что Китай быстро и без всяких капризов под­писал Соглашение о государствен­ной границе (чего, кстати, в свое время не смогла добиться советс­кая дипломатия), и на то, что со­гласился оттянуть свои войска на 100 км вглубь. Поэтому, возмож­но, Астана была вынуждена отве­тить взаимностью, и преподнесла роскошный подарок. Однако пре­доставление западноказахстанских месторождений КННК можно рас­сматривать как успех Казахстана, поскольку казахстанская нефтяная индустрия нашла в лице Китая по­тенциальный и солидный рынок сбыта своей нефти. Строительство же нефтепровода в Китай имеет стратегическое значение для нефтегазовой промышленности республики.
<< предыдущая страница  



Каждый успешный переворот называют революцией, а каждый неудачный — мятежом. Джозеф Пристли в 1791 г.
ещё >>