Экономика Казахстана: современное состояние и перспективы развития - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Свердловская оунб 1 18.95kb.
Схема проезда и контактная информация 1 28.65kb.
I. экономика 5 617.17kb.
Программа 70- й научной конференции студентов и аспирантов белгосуниверситета... 1 435.94kb.
Современное состояние и перспективы развития 1 237.85kb.
Приоритетное научное направление кафедры гражданско-правовых дисциплин 1 25.48kb.
В. Е. Раинин, инж., И. С. Ходячих, инж Мытищинский электротехнический... 1 95.36kb.
Данной курсовой работы «Экономика Приднепровского региона, состояние... 1 299.67kb.
Аквакультура, ее современное состояние и перспективы развития. 1 45.51kb.
Вопросы к экзамену по курсу "мэо" для студентов 2 курса факультета... 1 22.45kb.
Ну как вам это нравится? 1 39.07kb.
Сборник аналитических записок Четыре ступени информационной безопасности 1 15.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экономика Казахстана: современное состояние и перспективы развития - страница №4/5

Инвестиционная деятельность


По результатам работы в 1 квар­тале т.г. видно, что привлекательность и конкурентоспособность инвестици­онного рынка РК существенных изме­нений не претерпели. Сокращение об­щего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников фи­нансирования составило 17,7% к уров­ню 1 квартала 1998 г.

Снижение объемов капитальных вложений в производственную сферу (88,4% к уровню 1 квартала 1998 г.) обусловлено, в основном, сокращени­ем (из-за недостатка денежных средств) объемов собственных средств предприятий и финансированием ин­вестиционных программ из республи­канского бюджета по остаточному принципу (из предусмотренных рес­публиканским бюджетом ресурсов на год 3400 млн. тенге за 1 квартал выде­лено 300 млн. тенге, которые направ­лены на погашение задолженности республики по иностранным креди­там).

На строительство объектов, фи­нансируемых из республиканского бюджета на безвозвратной основе, выделено 101 млн. тенге при годовом объеме 2500 млн. тенге.

В 1 квартале 1999 г. на развитие экономики и социальной сферы рес­публики направлено 12,6 млрд. тенге инвестиций в основной капитал, в том числе на строительно-монтажные ра­боты - 5,1 млрд. тенге, что ниже уров­ня 1 квартала 1998 г. соответственно на 17,7% и 33,5%.

Доля капитальных вложений в строительство объектов непроизвод­ственной сферы в общем объеме ин­вестиций в основной капитал в 1 квар­тале т.г. составила 19% и снизилась по сравнению с соответствующим пе­риодом прошлого года на 6 процент­ных пунктов.

На долю предприятий и органи­заций негосударственного сектора приходится 83% общего объема капи­тальных вложений против 47% в 1 квар­тале 1998 г. Из общего объема инвес­тиций в основной капитал 95,7% фи­нансировано за счет собственных средств предприятий и организаций, из них 25,3% - за счет иностранных инвестиций.



Рынок труда и занятость

Ситуация на рынке труда в рес­публике оставалась сложной. В поис­ках работы в службы занятости за ян­варь-март т.г. обратилось свыше 150 тыс. человек, из которых около 30% составили жители села.

Наиболее остро проблема трудоус­тройства стоит в Атырауской, Западно-Казахстанской, Кзыл-Ординской, Жезказганской областях, где смогли найти работу не более 2-7% обратившихся.

В целом по республике каждый месяц "скрытыми" безработными являлись 340-350 тыс. человек, Уровень "скрытой" безработицы по республи­ке на 1 апреля т.г. составил около 5%.

Количество безработных ,зареги­стрированных службами занятости за три месяца, составило 97 тыс. чело­век, что на 10% меньше соответству­ющего периода прошлого года.

Уровень зарегистрированной без­работицы на 1 апреля т.г. составил 4,2% от экономически активного насе­ления.

Из числа безработных, состоящих на учете в службах занятости на конец марта, 61% получают пособие, 2-3% охвачены другими формами социаль­ной защиты. Средний размер пособия по без­работице за январь-март составил 2270 тенге.

Заработная плата


Средняя заработная плата за март 1997 г. ожидается в пределах 7808 тен­ге, при этом в отраслях материально­го производства она выше, чем в не­производственной сфере, на 29%, а в социально значимых отраслях (здра­воохранении, образовании, культуре и искусстве) в 2,2 раза ниже, чем в про­мышленности.

В целом по республике заработ­ная плата увеличилась на 26% по срав­нению с мартом 1996 г., однако про­тив декабря минувшего года она со­кратилась на 12%, а реальная заработ­ная плата - на 16%.

В целях дальнейшего реформиро­вания политики в области оплаты тру­да принято постановление Правитель­ства РК от 06.02.97 г, № 170 "О совер­шенствовании организации оплаты труда в Республике Казахстан", кото­рое утвердило Единую тарифную сет­ку для оплаты труда работников бюд­жетной сферы и основные условия ее применения.

Уровень жизни

Постановлением Правительства РК от 21.03.97 г. № 382 утверждено По­ложение об оказании социальной по­мощи семьям, имеющим детей, в ко­тором определены виды, порядок на­значения и выплаты пособий.

С 1996 г. для оказания адресной социальной помощи малообеспечен­ным семьям введены жилищные посо­бия.

На 1 января 1997 г. из 4574 тыс. семей в республике обратилось за жилищными пособиями 257,8 тыс, се­мей, из которых 152 тыс. семей, или 3,3% от общего их числа, назначено пособие.


Пенсионное обеспечение

По состоянию на 1 января 1999 г. численность пенсионеров по респуб­лике составила 2771 тыс. человек, средний размер пенсий - 3283 тенге.

В 1 квартале т.г. многими облас­тями не выполняется план поступления от плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд, предусмотренный бюджетом. Задолженность плательщи­ков страховых взносов в Пенсионный фонд на 1 апреля т.г. составила 57,5 млрд. тенге, задолженность по выпла­те пенсий - 33,2 млрд. тенге.



Ход выполнения региональных программ

В соответствии с определенным Правительством курсом на перенос центра тяжести рыночных реформ на региональный уровень в областях рес­публики развернуты работы по реали­зации разработанных региональных программ и планов действий по углуб­лению реформ.

Так, благодаря разработанным мерам в отдельных отраслях промыш­ленности Мангистауской области на­чалась стабилизация и рост объемов производства продукции.

Акимом Жамбылской области оп­ределяется перечень малых предпри­ятий, имеющих перспективу дальней­шего развития и нуждающихся в госу­дарственной поддержке. В области создана и действует тендерная комис­сия для принятия решений по объек­там приватизации, не реализованным в установленные сроки на денежных аукционах.

В Восточно-Казахстанской обла­сти для обеспечения своевременнос­ти расчетов предприятий и организа­ций с бюджетом, Пенсионным и дру­гими фондами по распоряжению акима области налоговое управление со­вместно с налоговой полицией прово­дит документальные проверки юриди­ческих лиц.

Социальное положение регионов

По-прежнему остается напряжен­ным положение на рынке труда. Наи­большее количество безработных за­регистрировано в Южно-Казахстанс­кой (48,7 тыс,человек), Семипалатин­ской (29,7 тыс. человек)и Павлодарс­кой (22,5 тыс. человек) областях.



Основные мероприятия во II квартале 1999 г.

Важнейшими задачами во 2 квар­тале и до конца года остаются, реализация мер, направленных на стимулирование инвестиционной дея­тельности, ликвидация задолженности государства по выплате пенсий и за­работной платы работникам бюджет­ных организаций, реформирование системы пенсионного обеспечения, активизация процессов реформирова­ния предприятий, развитие финансо­вого рынка, усиление борьбы с эконо­мическими преступлениями и корруп­цией, реформа органов управления; в сельском хозяйстве, кроме того, ус­пешное проведение весенне-полевых работ. Именно от решения этих задач в большей мере зависят дальнейшая стабилизация производства и углубле­ние реформ в республике (табл.2).

Прогноз важнейших показателей функцио­нирования экономики в 1 полугодии 1997 г. (в % к соответствующему периоду прошло­го года)



1 полугодие

1997

1996

Валовый внутренний продукт

101,5

100,1

Продукция промышленности

102,0

100,2

Валовая продукция сельского хозяйства

97,0

85,5

Инвестиции в экономику

101,0

80,6

Темпы инфляции (к декабрю предыдущего года)

9,0

16,8

Для повышения эффективности производства следовало бы решить следующие вопросы:

- предприятиям, постоянно испы­тывающим недостаток собственных оборотных средств, необходим меха­низм льготного кредитования товаро­производителей, хотя бы по ставкам рефинансирования Национального банка;

- необходимо введение государ­ственных векселей как расчетного до­кумента в республике с целью устра­нения дефицита неплатежей.



1.2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Национальная экономика в условиях рыночных от­ношений видит во внешней факторе возможность занять не только достойное место в мировой эконо­мике, но и оказать воздействие на развитие отечес­твенной промышленности. Для многих стран переход­ной экономики внешняя сфера стала практически единственным фактором, способствующим выходу национальной экономики из кризиса. Не случайно проблема развития внешнеэкономических связей в центре торговой политики этих стран.

Особое значение в, этих условиях придается современному пониманию и адекватной трактовке содержания внешнеторговой политики. Именно от ее ак­центов зависит та или иная тенденция во внешнеторго­вой политике, ее эффективность. В этой связи обращают на себя внимание новые нотки в реализации внешнеторговой политики, когда среди ее функций на первое место ставится функция оперативного регулирования междуна­родного обмена. Эта .тенденция наблюдается и среди сторонников резкого ограничения роли рыночных механиз­мов и государства, и среди их радикальных оппонентов. Именно последние отводят внешнеторговой политике фун­кцию оперативного реагирования на сбои макроэкономи­ческих мероприятий.

Несоответствие между выбранной внешнеэкономической стратегией на открытую экономику и действующей внешнеторговой политикой в Казахстане, на наш взгляд, привело к тому, что международный обмен стал играть роль только источника "твердой" валюты, насыщения внутреннего рынка товарами, выхода экономики из кри­зиса и поддержания жизненного уровня населения.

Официально проводимая в Республике Казахстан монетаристская политика, направленная на подавление ин­фляции, установление реального валютного курса тенге, привела к тому, что темпы инфляции снижены до 6-8 % в месяц. Одновременно проведена существенная либера­лизация в области ценообразования и внешнеэкономи­ческой деятельности. В итоге достигнута определенная макроэкономическая стабилизация народного хозяйства в целом. В этих условиях должна происходить и адекват­ная корректировка текущей внешнеторговой политики. Однако в действительности этого не происходит. Об этом свидетельствует ряд обстоятельств, а именно:

1. Товарная структура экспорта продолжает носить ярко выраженную сырьевую направленность. Не требует особых доказательств, что за годы суверенного, развития сложилась устойчивая тенденция к повышению удельного веса сырья и полуфабрикатов .

В экспорте с 1993 года доля сырья, полуфабрикатов и продовольствия выросла с 62,7% до 80,0% в 1996 году. За 11 месяцев 1998 года она уже составила 83%;

2. Расширение внешнеторгового оборота происходит за счет традиционных экспортоориентированных отрас­лей (нефтегазодобывающая отрасль, металлургия, сель­ское хозяйство). Удельный вес этих секторов превысил уже 90% от общего объема вывоза. В результате этого отечественное машиностроение, химическая и нефтехи­мическая промышленность практически лишены доступа к сырью, необходимому для их развития. Становится очевидным, что потребности внутреннего рынка удовлетворяются не полностью. Отечественная промышленность сидит на "голодном пайке», и это в кон­це концов не может не привести к потере отечественного, машиностроения, химической и нефтехимической про­мышленности, являющихся основными потребителями вышеназванной продукции. Положение усугубляется и тем что в отечественной перерабатывающей промышленности продолжается спад производства.

Отсутствие оборотных средств, неплатежи и т.п. лишь подхлестывают вал кризисных явлений в этих секторах на­циональной экономики. В создавшихся условиях отечественная обрабатывающая промышленность оказалась обречен­ной на жалкое существование, не претендующей на какую-либо заметную роль в развитии национальной экономики.

И если учесть, что конец 1998 и начало 1997 характеризуются падением мировых цен на цветные и черные металлы, нефть, то республика несет огромные потери во всех отношениях.

Сравнительные преимущества республики в области природных ресурсов носят в основном статистический ха­рактер. Считается, что Казахстан обладает такими относи­тельными преимуществами, как дешевая рабочая сила и природные ресурсы. Это позволяет республике иметь оп­ределенные конкурентные преимущества в области цен на основные экспортные товары.

Однако эти преимущества не переносятся на другие секторы национальной экономики, в первую очередь связанные с экспортоориентированными отраслями. Республика завозит практически около 70 % необходимых материальных компонентов для организации производства в нефтедобыче, горном деле из-за рубежа. Заработанные валютные средства идут на приобретение этих компонентов и не могут быть использованы на развитие связанных и других отраслей.

Если к этому прибавить особенности ценообразования на сырые полуфабрикаты, за­ключающиеся в маленькой величине добавочной стоимос­ти, по сравнению с ценами на продукцию высокой степени готовности обрабатывающей промышленности становится ясным, что основные экспортные отрасли работают на себя без какой-либо особой пользы для других секторов национальной экономики Казахстана. Надежды на то, что казахстанские нефтедоллары в скором времени окажут ощутимое воз­действие на структурные преобразования в экономике страны, отодвигаются на более длительные периоды.

4. Внешняя торговля республики остается торгово-посреднической, в результате чего воздействие внешнеэконо­мических связей на национальную экономику скорее отри­цательное, чем положительное. За рубеж уплывает не толь­ко богатство страны: энергоносители, сырье и интеллекту­альные ресурсы, но и значительная часть экономической выгоды, созданная казахстанскими производителями.

В то же время, как показывает мировой опыт, внешнеторговая политика не только способствует устранению негативных последствий, но и позволяет в ус­ловиях формирующейся воспроизводственной модели внеш­неэкономических связей оказать существенное воздействие на направления включения национальной экономики или от­дельных ее субъектов в интернационализированные воспро­изводственные, цепи с наибольшей экономической выгодой.

Сложившуюся внешнеторговую политику Казахстана нельзя считать достаточно эффективной, адекватной стратегичес­ким целям. По крайней мере между тем, что провозглашено, и тем, что реализуется, заметен существенный разрыв, имеются противоречия между сегодняшней экономической политикой и экономической стратегией. В условиях, когда внешнеэкономические связи выходят на первый план, отсутствие научно обоснованной торговой политики негативно сказывается на эффективности прово­димых в республике экономических реформ.

Для выработки внешнеторговой политики, учитывающей объективные реалии современного экономического разви­тия Казахстана, необходимо проанализировать наиболее важные аспекты внешнеторговой политики государств ми­рового сообщества; и в особенности развитых и новых индустриальных стран.

Их опыт имеет и исторический аспект, поскольку цели и задачи, инструментарий и институциональ­ные со временем менялись, однако принципиаль­ные задачи и подходы к внешнеторговой политике во многом постоянны и универсальны. В этом и заключается значение опыта для стран переходной экономики. Внешняя торговля как система институтов, способствующих товаропродвижению отечественных товаров на внешние рынки, представляет собой подвижную струк­туру, включающую определенные подгруппы в соотношении и взаимодействии. Понятие «внешняя торговля» в совре­менных странах трактуется широко, где помимо обмена то­варами в него включается и обмен, услугами. Через между­народный обмен товарами осуществляется "питание" обо­ротным капиталом значительной части сферы производст­ва. Внешняя торговля есть не только механизм движения товаров и оборотного капитала, но и механизм передачи информации, механизм согласования с иностранным пот­ребителем; она обеспечивает обратную связь между потре­бителем и производителем.

Внешнеторговая политика на уровне национальной эко­номики включает систему мер государства таможенной, инвестиционной (инвестиции, непосредственно влияющие на торговлю), институциональной и правовой сферах, ока­зывающей влияние на развитие и регулирование междуна­родного обмена товарами, услугами, информацией с уче­том интересов других государств. В международном обмене принимают участие хозяйствующие единицы (предприятия, организации, объединения, физические лица), регионы, которые решают свои специ­фические задачи, отличные от решаемых государством, та­ких как увеличение, сокращение внешнеторгового оборота, стимулирование экспорта или импорта и др. Поэтому есть необходимость трактовки внешнеторговой политики на уровне предприятий и регионов, под которой понимается совокупность мер государства по созданию благоприятных условий для их выхода на внешние товарные рынки с целью получения наибольшей экономической выгоды от внешней торговли. Реализация внешнеторговой политики, как на националь­ном уровне, так и на уровне предприятий и регионов стал­кивается с некоторыми трудностями.

Во-первых, госу­дарству трудно разработать и применить универсальные методы, пригодные как на уровне национальной экономики.

Во-вторых, сложно найти золотую, середину, выбрать меры, направленные на поддержку отечественных производителей без ущерба для иностранных участников, т.е., с одной стороны не допустить застоя первых, а с дру­гой - засилья вторых.

Учитывая эти и другие моменты, при разработке внеш­неторговой политики важное место отводится определению ее составных элементов. Развитие и успехи международно­го обмена, особенно развитых стран, позволяют выявить следующие составные элементы внешнеторговой политики;

- достижимые цели, отвечающие национальным эко­номическим интересам, устанавливаемые на основе научной оценки реальных условий и возможностей для раз­вития хозяйства страны, анализа развития международ­ного обмена и вариантов участия страны в международном разделении труда;


  • система приоритетов в развитии экспортоориентированных и импортозамещающих производств, распре­деление инвестиций соответственно поставленным целям во внешней торговле, промежуточные рубежи и задачи

  • механизм реализации внешнеторговой политики, включающий в себя экономические, административные, правовые нормы и институциональные органы, регулиру­ющие международный обмен.

- эти элементы в совокупности состав­ляют содержание концепции внешнеторговой по­литики и способствуют повышению ее эффективности, за­ключающейся в, увеличении экономической выгоды и оп­тимизации участия страны в международном разделении труда. "Недоучет" или "передозирование" одного из них сразу же отражают слабость или несостоятельность внешнеторговой политики. Попытки обойти данную проблему за счет приоритета экономических методов и создания правовых норм, отвечающих международным стандартам, как правило, не дают положительного эффекта для наци­ональной экономики. Хотя и не отрицается возможность кратковременного позитивного воздействия указанных факторов, однако в долгосрочном плане подобный курс приведет к кризису экономики на следующем этапе и сни­жению или потере, в конечном счете, и экономической выгоды. И если страна полагается на использование срав­нительных преимуществ (дешевое сырье и рабочая сила) для увеличения своей внешней торговли и а связи с этим заинтересована в формировании и реализации соответ­ствующей внешнеторговой политики, способствующей созданию благоприятных условий для отечественных то­варопроизводителей, занимающихся такого рода произ­водствами, то это будет способствовать увеличению объ­емов экспорта, но скажется на отраслевой структуре, ко­торая будет иметь тенденцию к гипертрофии. Обычно страна идет на это с целью использования имеющихся сравнительных преимуществ как своеобразного допинга для национальной обрабатывающей промышленности с последующим ее восстановлением за счет доходов от сырьевого экспорта. Очевидно, и это провозглашалось не единожды, что нами берется тайм-аут в структурных преобразованиях. .

Но должна быть очевидная реальная экономическая политика по преодолению структурно-технологического кризиса. Данный эффект может быть достигнут при усло­вии быстрого использования полученной экономической выгоды для развития вышеназванной сферы. На самом .же деле это означает, что после длительного использо­вания такой внешнеторговой политики (примерно 5-7 лет) срок, когда НТР дает совершенно новые технологии) го­сударство вынуждено будет восстанавливать обрабаты­вающую промышленность с "нулевого цикла". Для этого потребуются значительные затраты, так как доходы, по­лучаемые от внешней торговли, не компенсируют паде­ние производства, затраты, связанные с заменой изно­шенного или морально устаревшего оборудования и т.д. Кроме этого, надо учитывать, что параллельно идет про­цесс омертвления значительной части производительных ресурсов, игнорируется кумулятивный характер НТР в промышленности и деградация трудового потенциала. Од­ним из проявлений последнего является происходящая "утечка" умов и высококвалифицированной рабочей силы. В результате происходит утрата производственного опы­та и навыков, что приводит к постепенной утрате нацио­нальной экономикой восприимчивости к технологическим нововведениям.

В этих условиях стране нужна специальная промышленно-технологическая политика, где особое место до­лжна занять не стихийно развивающаяся внешнеторго­вая политика, а как важная составляющая первой, строго и своевременно реагирующая на позитивные изменения.

Особого внимания при разработке внешнеторговой по­литики заслуживает определение путей и средств, способ­ных обеспечить ее практическое осуществление. Главную роль среди них, на наш взгляд, должен играть комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности казах­станских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

На сегодня остро актуальной задачей стало сохране­ние позиций отечественных товаропроизводителей хотя бы на внутреннем рынке и их восстановление на рынках не только СНГ, но даже у ближайших соседей. Здесь не­обходим; серьезный анализ динамики происходящего. Массированное, тотальное наступление зарубежных ком­паний вследствие максимальной открытости экономики и все еще недостаточно укрепленных таможенных границ привело к доминирующей роли импортных товаров на казахстанском рынке. Кризисное положение, технико-тех­нологическая отсталость отечественного производства привели к краху прежней экономики, остатки которой не выдерживают никакой конкуренции.

С другой стороны, может быть, и нужно было применять практически хирургические методы решения проблем, что­бы не консервировать отсталость, не затягивать муки бан­кротства нежизнеспособных предприятий. В этих целях ин­вестиционную деятельность иностранных компаний необхо­димо направить на добывающие отрасли, к сфере которых они и так тяготеют, а государственную инвестиционную политику направить на решение задач быстрой адаптации и интеграции в современные мирохозяйственные связи оте­чественной перерабатывающей промышленности.

Приоритетной здесь должна быть целенаправленная го­сударственная финансово-экономическая, и прежде всего структурно-инвестиционная политика. Важным звеном та­кой политики должна стать программа интенсивного импортозамещения и активного развития экспортного потенциала страны, охватывающая использование всех имеющихся воз­можностей, в том числе ВПК, отечественного машинострое­ния и нефтехимической промышленности для наращивания производства продукции высокой степени обработки, по­тенциально конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Несомненно, каждая из перечисленных проблем заслуживает основательной проработки во внешне­торговой политике. Но первоочередным шагом, который мог бы облегчить подход к их решению, является, но наш взгляд, скорейшее согласование принципиальных положений, каса­ющихся роли государства во внешней торговле, и установ­ление круга проблем, которые находятся в исключительной его компетенции. Проблема, как нам представляется, име­ет не только теоретическое, но и практическое значение.

Как известно, последователи монетаристского течения в экономической науке ограничивают роль государства лишь созданием ста­бильных условий для развития наци­ональной экономи­ки посредством де­нежной политики, минимизируют го­сударственное вме­шательство в раз­витие националь­ной экономики. Представители кейнсианской школы исходят из активно­го воздействия государства на развитие народного хозяйства, сторонники третьей группы абсолютизируют роль государства в разви­тии национальной экономики. Такая точка зрения была ха­рактерна теории социализма, которая исходила из приори­тетной роли государства во всех сферах жизни общества. Практика показала несостоятельность чрезмерного вмеша­тельства государства в развитие национальной экономики. Свидетельством этого является отказ большинства бывших социалистических стран от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и сокращение масшта­бов вмешательства в экономику. Современные теории государства сводятся в основном к масштабам вмешательства государства в развитие нацио­нальной экономики. Одни стоят на позициях минимизации государственного вмешательства в развитие национальной экономики, в том числе и во внешнюю торговлю. Другие, наоборот, предусматривают возрастание вмешательства го­сударства. Каждая точка зрения находит свое подтвержде­ние в практике развития стран мирового сообщества. США, страны Западной Европы, Гонг-Конг, Чили развивались на ос­нове невмешательства или минимального влияния государ­ства на развитие национальной экономики. В то же время Япония, КНР, Южная Корея, Тайвань и другие страны до­стигли высоких темпов роста и экономического процвета­ния благодаря широкомасштабному вмешательству государ­ства во все сферы жизни общества и особенно во внешне­экономическую деятельность, выражающемуся в государ­ственной поддержке и стимулировании экспортных произ­водств.

Для Казахстана, отметил президент Н. Назарбаев, "пока сама экономика находится в транзитной стадии неустойчи­вого развития, регулирующая роль государства и его вме­шательство должно быть адекватным" . Для республики необходимо определить свою приемлемую формулу учас­тия государства в экономике, максимально учитывающую ее специфические, исторические, национальные, социаль­ные, экономические. производственно-технические особен­ности. Однако, на наш взгляд, вакуум недопустим. Государ­ство может уменьшать свое участие по мере того, как на­чнут набирать силу отечественные товаропроизводители.

Мировой опыт выявил, что объединяющим элементом монетаристского и кейнсианского направлений является то, что вмешательство государства должно происходить на ос­нове приоритета использования рыночных (экономических) методов. На наш взгляд, исключительное использование рыночных методов во внешней торговле возможно: только в том случае, если все участники международного обмена едины и будут применять одинаковые средства регулирования. Если же одни страны отдают предпочтение экономи­ческим рычагам воздействия на международный обмен, а другие - неэкономическим, то между ними возникнут про­тиворечия. Не случайно многочисленные усилия по повы­шению действенности Таможенного союза стран СНГ стран "четверки", центральноазиатских государств все еще не дают должного эффекта. Разрешение этих противоречий возможно только на основе унификации и однообразного толкования и использования основных средств регулирования внешней торговли, но при обязательном приоритете экономических методов регулирования. При таком подходе торговые парт­неры страны могут приспособиться к средствам, применяе­мым ею. Например, в случае применения страной таможен­ных тарифов как основного средства внешнеторговой поли­тики торговые партнеры могут преодолеть их за счет повы­шения производительности труда, масштабов производства, лучшей организации маркетинга и управления внешней торговлей. Для решения про­блем, связанных с применением неэкономических методов, государства прибегают к компромиссам. Суть их в том, что государство вмешивается достаточным образом, чтобы ми­нимизировать негативные последствия от применения про­текционистских неэкономических мер, торговыми партнера­ми. Для этого во внешнеторговом режиме предусматрива­ется возможность применения соответствующих ответных мер (ведение переговоров по урегулированию возникших проблем, применение мер против импорта из этой страны и др.).

Профилактическим средством является предусмотрение в законодательной базе страны возможности приме­нения защитных мер и механизма их использования. Так законодательство Республики Казахстан предусматривает возможность применений антидемпинговых, специ­альных и других мер. В то же время отсутствие дей­ственного механизма применения: этих мер приводит к тому, что до сего дня они не используются для защиты внутрен­него рынка. В результате значительная часть импортных , товаров, особенно массового потребления, реализуется на рынке Казахстана по ценам, ниже отечественных, несмотря на относительно высокие таможенные пошлины. Например, импортный таможенный тариф на сахар (белый) составляет 25 % за 1 кг, а цена реализации колеблется от 40 до 60 тенге, в то время как аналогичный товар отечественного производства продается практически по той же цене. Угрожающих масштабов, как отмеча­ется специалистами, достиг в Казахстане рынок контрабанд­ных товаров. Активизация таможенных органов республики по защите экономического пространства начинает впрочем, приносить ощутимые результаты.

Несмотря на практическую непреодолимость нетарифных барьеров, мировое сообщество допускает их применение той или иной страной, в том числе и в условиях кризиса. Так, Южная Корея, Таиланд и Япония после окончания второй мировой войны широко применяли государственное вмеша­тельство для развития базовых производств, благодаря чему они смогли достичь заметного положения в мировой экономике. Современное положение развитых государств пока­зывает, что они стали широко прибегать к государственному вмешательству, в том числе и при помощи нетарифных методов регулирования внешней торговли. Страны ЕС при­меняют для защиты своего внутреннего рынка так называе­мые "меры серой зоны", т. е, количественные ограничения путем установления квот на импорт определенного товара из конкретной страны. Таковым мерам подвергается ввоз текстиля и одежды. Широкое распространение получило "до­бровольное" ограничение экспорта. Из наших соседей сле­дует отметить особую специфическую внешнеторговую политику Узбекистана, где роль государства в ее регулирова­нии весьма велика. Не случайно в результате резко отлича­ющихся проводимых внешнеторговых политик двух стран возникло явное противоречие между практической реали­зацией договора о вечной дружбе и пробуксовкой Тамо­женного союэа.

Как показывает мировой опыт, эффективность внешнеторговой политики, зависит от состояния макроэ­кономической стабилизации и институционально-правовой базы. Отсутствие вышеназванных предпосылок, а также про­грамм, направленных на повышение мобильности факторов производства, делает, перераспределение ресурсов, связанное с реализацией внешнеторговой политики, менее интенсивным. К числу благоприятных для реализации внешне­торговой политики фактов относятся; развитие частного предпринимательства, введение соответствующей административной системы, а так же государственных и частных служб по сбору и распространению информации о рынках, характер установленных международных связей.

Достигнутая в Казахстане макроэкономическая стабильность, наличие хорошей правовой базы, развитие частного предпринимательства оказывают свое воздействие на внешнеторговую поли­тику. Другие же предпосылки находятся в республике в стадии становления или развития, и это обстоятельство не могло не отразиться качестве научно разработанной внешнеторговой политики.

При определении масштабов вмешательства государства во внешнюю торговлю на наш взгляд, следует исходить из того что; государство оставляет эа собой право; разработки и реализации внешнеторговой политики; установления внешнеторгового режима, регла­ментации экспорта стратегически важных товаров, золота, драгоценных металлов и материалов, оружия, това­ров двойного назначения, контроля за вывозом капитала, контроля за качеством и безопасностью казахстанского импор­та; формирования законодательной и нормативной баз; значительного расширения функции центра по оказанию помощи хозяйствующим субъектам, изучении и освоении зарубежных рынков.


Все остальные вопросы, касающиеся международно­го обмена должны быть отнесены к компетенции хозяйствующих единиц, их внешнеторговых объединений, общественных внешнеторговых организаций и местных ад­министраций. Сюда можно было бы отнести вопросы обос­нования экспортной специализации, участия в разработ­ке внешнеторговой политики путем увязки производствен­ных программ развития региона или предприятия с на­правлениями развития, внешнеэкономических связей стра­ны, предоставления местных льгот зарубежным партнерам. Таким образом, современное государство через внеш­неторговую политику воздействует на международный обмен на разных уровнях: национальном (международном) и на уровне предприятий, регионов. При этом оно опирается на национальную экономику с учетом её состояния и внеш­неторговую политику других стран. Отсюда - меньшая свобода маневра у правительств в регулировании внешней торговли, что проявилось при формировании и эволюции тор­гового режима.

Одной из важных особенностей внешнеторговой политики является необходимость ее реализации в жизнь с четко сформулированными целями в виде конкрет­ных программ. При этом «цель» не должна представлять собой аналогию "плана". Выбранные цели должны способство­вать самостоятельному выбору хозяйствующих единиц че­рез рыночные механизмы. Этот момент объясняет тот; факт, что, несмотря на либерализацию внешнеторгового режима республики, ориентированного на рынки западных стран, значительная часть казахстанских предприятий работает с хозяйствующими единицами стран СНГ. И поэтому для оп­ределения "целей" необходимо провести тщательный ана­лиз реальной действительности, возможно и отказавшись от мнимых целей. И в этом, видимо, нет большой беды, если не сказать обратного. На основе такого изучения до­лжны ставиться конкретные задачи по модернизаций того или иного предприятия перерабатывающей промышленнос­ти, которые должны стать объектом государственной под­держки по линии кредитов или налоговых и таможенных льгот. Например, для Казахстана таковой может стать Программа по рационализации оборудования и технологий в машиностроительной отрасли, связанных с экспортными от­раслями республики.

Поскольку невозможно перейти сразу от прежней системы разделения труда и внешнеэкономических связей к системе международного разделения труда, в настоящий момент в краткосрочной задачи внешнеторговой политики стоит вопрос о том, чтобы найти способ каким-то образом поддержать конкурентоспособность перерабатыва­ющих отраслей республики. Необходимо, на наш взгляд, отказаться от политики, безоглядной открытости экономики и внести необходимые коррективы во внешнюю торговлю, безусловно, такая коррекция должна быть тщательно взвешенной, продуманной, научно обоснованной и динамичной системой. Очевидно, должно сохраниться разумное сочетание конкуренции отечественных и импортных товаров. Покупатель, платежеспособный спрос уже сформировался, сориентированный на качественные товары вне зависимости от страны происхождения.. Необходимо отрегулировать ситуацию таким образом, чтобы она стала более "организо­ванной", в которой находят свое место необходимые, тарифы и квоты, определяемые с учётом состояния платежного баланса страны, а также учитывающие масштабы возмож­ного ущерба отечественной перерабатывающей промышленности от внешней торговли. Одновременно в целях стимулирования повышения эффективности отечественного производства применяемые ограничения на импорт не должны вводиться на неопределенный срок.

Обязательно должен быть установлен срок, а также графики как либерализации, так и ограничения импорта по каждой отрасли, т.е. сроки и размеры постепенного снижения импортных тарифов на комплектующие, используемые в производстве продукции высокой степени готовности, предназначенные на экспорт. Ус­тановление срока будет подхлестывать промышленные пред­приятия к проведению быстрой модернизации и рационализации производства.

Так как республика не обладает достаточно емким внутренним рынком, низкой конкурентоспособностью продукции перерабатывающих отраслей,

регулирование (либерализация, ограничения) во внешней торговли должно проходить поэтапно, в рамках макроэкономической стабилизации. Практика первых лет показала, что "сплошная " либерализация усугубила структурный ''кризис национальной экономики. Сейчас, когда наметился серьезный поворот к ней, нужно перейти к поэтапной либерализации. Объектом ее должна стать в первую очередь внешняя торговля товарами машиностроения. Назрел вопрос отмены импортных таможенных пошлин на комплектующие для производства конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. В остальных сферах нужна последовательная ревизия результатов последствий либерализации; Наверняка для каждой позиции, группы товаров она должна быть дифференцированной. Такая политика не может быть задачей только таможенных органов. Не обойтись без постоянного внимания парламента Правительства к важной, народнохозяйственной проблеме. По ряду позиций, возможно необходимо вернуться к системе жесткого контроля за ВЭД со стороны государства, который должен осуществляться на весь период реструктуризации национальной экономики, как это было в Японии и других новых индустриальных странах.


1.3. Место Китая в экономике Казахстана.

Основными статьями казахстанского экспорта, сюда стали прокат черных и цвет­ных металлов, минудобрения, кож­сырье, хлопок-сырец, шерсть ове­чья. В пишем жи китайским импор­те преобладают некоторые продук­ты питания, изделия из пластмасс и продукция химической промыш­ленности.

В Казахстане аккредито­ваны представительства 18 китай­ских компаний, действуют около 70 совместных предприятий. Китай­ская нефтегазовая компания выиграла тендер по продаже 60 процен­тов акций АО «Актобемунайгаз» и является победителем подобного конкурса по Узеньскому месторож­дению нефти. Стороны прорабаты­вают документы по строительству трубопроводов из, Западного Казах­стана до границы КНР и в сторону Ирана. Синьцзянский проектный институт выиграл тендер на лучший проект по строительству нового газоперерабатывающего завода мощ­ностью до трех миллионов тонн в год и реконструкции Жанажольского завода. Начато движение по второму воздушному коридору - от казахстанского Аягуза до китай­ского Фукана.

Все в более полной мере работает также Соглашение о культурных взаимоотношениях, на базе которо­го строятся контакты между мини­стерствами и ведомствами гумани­тарной сферы. Устойчивый и посту­пательный характер, как выражают­ся дипломаты, приобретает также со­трудничество в области туризма и спорта.

Достаточно сказать, что уже около 200 наших турагентств нала­дили партнерские связи с аналогич­ной Всекитайской корпорацией, а сборная команда заняла четвертое место в Азиатских играх, которые прошли в 1996 году в Харбине.

Что же касает­ся помощи Казахстану с китайской стороны, то ее планируется ока­зать в размере 10 млн. юаней не в виде этой или, эквивалентной ей ва­люты, а различного рода оборудо­ванием для школ и медучреждений. Еще 300 миллионов будут предос­тавлены нашей стране в форме кре­дита, который выльется в совмест­ный выпуск мини-техники для села.



ГЛАВА 2. Китай. Экономика. Экономическая политика. Внешне-экономическая деятельность.

1.1. Экономика Китая: современное положение.

После провозглашения 1 октября 1949 г. Ки­тайской Народной Республики произошло множе­ство памятных событий. Незабываемым в истори­ческом плане остается 1987 г., так как в этом году состоялся 3-й пленум ЦК КПК 11-го созы­ва, в результате в Китае произошел исторический перелом и началось движение за раскрепощение мышления. История не забудет также год 1997-й, когда вскоре после восстановления суверенитета Китая над Сянганом был успешно проведен XV Всекитайский съезд КПК, имеющий межвековое значение.

Если 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва вывел Китай на столбовую дорогу реформ и открыто­сти, то XV съезд КПК наметил грандиозную стра­тегическую программу развития страны до середи­ны XXI века.

За прошедшие 20 лет — с 3-го пленума ЦК КПК 13-го созыва до XV съезда КПК — Китай добился небывалых успехов в экономическом строительстве и социальном развитии: сделаны ре­шающие шаги в реформировании экономической системы; повышена степень открытости страны внешнему миру; общественные производительные силы продолжали развиваться, жизнь населения улучшилась. Все эти успехи были достигнуты бла­годаря совместной упорной борьбе народов всей страны, вооружившихся теорией Дэн Сяопина, под руководством ЦК КПК, ядром которого яв­ляется Цзян Цзэминь.

Те, кто побывал в Китае 20 лет назад, приез­жая сюда вновь сегодня, не могут поверить своим глазам. В стране действительно произошли колос­сальные перемены. Многие иностранцы, посетив­шие Пекин и Шанхай, не устают повторять, что эти города нисколько не уступают мегаполисам развитых стран. Проживающие в них китайцы тоже восхищаются происходящими здесь значительны­ми изменениями.

За прошедшие 20 лет Коммунистическая пар­тия Китая, взяв на вооружение политику реформ и расширения внешних связей в качестве гене­рального курса и сделав ее составной частью своей политической линии, развернула широкие преобразования в областях экономики, политики, науки, техники, образования и в других сферах. Волны реформ и открытости катятся по селам и городам Китая, охватив всю территорию страны площадью 9,6 млн. кв. км, принося глубокие исторические перемены.

Реформа, открытость и социальное развитие взаимно содействуют друг другу. 20 лет поли­тики реформ и расширения внешних связей стали периодом наиболее бурного развития экономики и ускоренного роста совокупного потенциала Китая. Это нашло отражение в быстром разви­тии производительных сил и всестороннем про­грессе общественной жизни. За период 1979 — 1997 гг. среднегодовой прирост валового внутрен­него продукта составил 9,8 процента, темпы ин­фляции снизились с 21,7 процента в 1994 г. до 0,8 процента в 1997 г. Возникла благоприятная ситуа­ция быстрого экономического роста при низком уровне инфляции. Несколько улучшилась структу­ра экономики. Выросла ее эффективность. Ситуа­ция с финансами оставалась стабильной, хорошо обстояло дело с международными платежами, не­прерывно повышался уровень жизни населения.

Досрочно была достигнута цель увеличения в четыре раза валового национального продукта Китая. Согласно принятой в 1987 г. на XIII съезде КПК стратегической программе развития народного хозяйства страны, валовой националь­ный продукт к 2000 г. должен увеличиться в че­тыре раза по сравнению с 1980 г. Но уже в 1995 г. эта задача была выполнена. В настоящее время по совокупному экономическому потенциалу Ки­тай продвинулся в мире с 10-го места в 1991 г. на 7-е место, уступая лишь США, Японии, Герма­нии, Франции, Италии и Англии.

Стабильным был рост основных видов про­дукции промышленности и сельского хозяйства. В 1997 г. ВВП составил 7,477 трлн. юаней. В сопоставимых ценах он увеличился в 5,6 раза по срав­нению с 1978 г. Валовой сбор зерна достиг 492,5 млн. т, что на 61,6 процента больше, чем 20 лет тому назад; собрано 4,3 млн. т хлопка, прирост — 98,4 процента по сравнению с 1978 г.; сбор маслич­ных культур достиг 21.5 млн. т, увеличившись в 4.1 раза по сравнению с 1978 г.; производство свинины и мяса крупного и мелкого рогатого ско­та составило 41,21 млн. т, увеличившись по срав­нению с 1978 г. в 4,8 раза; продукция водных про­мыслов — 35,61 млн. т, прирост — 7,6 раза по сравнению с 1978 г.; добыча угля — 1,39 млрд. т, прирост — 2.3 раза по сравнению с 1978 г.: выра­ботка электроэнергии — 1132 млрд. кВч, прирост

— 4.4 раза по сравнению с 1978 г.; сплавка стали - 107,57 млн. т, прирост — 4,4 раза по срав­нению с 1978 г.: выпуск автомобилей — 1,59 млн. штук. прирост - 3,3 раза по сравнению с 1978 г.: цветных телевизоров 36.43 млн. штук, прирост— 70,4 раза по сравнению с 1978 г. Внешняя торговля продолжала стабильно расти. За 1997 г. были фактически использованы зарубежные ин­вестиции на сумму 64 млрд. долларов США, ва­лютный резерв Китая достиг 140 млрд. долларов. По этому показателю Китай вышел на второе ме­сто в мире. В настоящее время по производству основных видов продукции промышленности и сельского хозяйства, таких, как зерно, хлопок, масличные культуры, мясо, яйца, хлопчатобумаж­ная ткань, уголь, сталь, цемент, одежда, телеви­зоры и т. д., Китай вышел на первое место в мире. По мере укрепления базисной роли сельского хозяйства и повышения промышленной про­изводительности было в корне покончено с товар­ным дефицитом, мучившим страну долгое время. В соотношении между спросом и предложением была отмечена тенденция превращения рынка про­давца в рынок покупателя.

Быстрое развитие получили также образова­ние, наука, техника, культура, физкультура, спорт и здравоохранение, что заложило прочную основу для роста совокупной экономической мощи Китая. Успешное проведение экономической ре­формы на селе, главным содержанием которой стало введение системы семейного подряда, способ­ствовало развитию сельского хозяйства и нацио­нальной экономики в целом, дало импульс ре­форме в других областях. В городах стабильно осуществляется реформа финансовой, налоговой, валютной систем, систем внутренней и внешней торговли, планирования, сырьевых ресурсов, це­нообразования и оплаты труда, которая нацеле­на на введение режима современных предприятий и оживление их деятельности. Сформировалась первоначальная схема гармоничного развития различных секторов экономики, ведущим из кото­рых является общественный. Продолжают расши­ряться внешние связи, сложилась архитектоника полноформатной, многоярусной открытости, ох­ватывающая особые экономические зоны, примор­ские открытые города и районы, открытые города вдоль реки Янцзы, приграничные и внутриконтинентальные открытые города. Одновременно с этим шаг за шагом развертывается перестройка политической системы, происходит дальнейшее со­вершенствование социалистической демократии и правопорядка в целях управления государством на правовой основе и строительства социалисти­ческой законодательной базы.

За истекшие 20 лет по мере углубления реформ в Китае в основном завершился этап экономи­ческого развития, характеризовавшийся товарным дефицитом и количественным ростом. Китайская экономика вступила в новый этап, который отли­чается оптимизацией хозяйственных структур и по­вышением качественных показателей народного хозяйства в целом.

С наступлением нового этапа, отличительны­ми чертами которого служат реформирование гос­предприятий — в первую очередь текстильной промышленности, ускорение темпов финансового макрорегулирования, приоритетное развитие элек­троники, информатики, сферы недвижимости и других отраслей, являющихся новыми источника­ми экономического роста, китайская экономика, несомненно, получит новый импульс развития и поднимется на новый уровень. Китай относит­ся к числу развивающихся стран. Цель, которую он преследует, заключается в том, чтобы в пос­ледние три года нынешнего века добиться эко­номического роста в среднем на 8 процентов в год, а в первом десятилетии следующего века — на 7 процентов. На этой основе прилагаются усилия к тому, чтобы к середине XXI века в основном осуществить модернизацию народного хозяйства и превратить Китай в могучую, демократическую, цивилизованную державу с уров­нем жизни среднеразвитой страны. Облик Китая претерпит тогда еще большие изменения. И наша страна, бывшая творцом многих исторических чу­дес, внесет новый вклад в развитие человечества.

За минувшие 20 лет проведения политики ре­форм и открытости по мере развития внешней торговли в КНР постоянно совершенствовалась структура экспортных товаров. В середине 80-х гг. от экспорта преимущественно продукции пер­вичной переработки Китай перешел в основном к экспорту готовых промышленных изделий.

Внешнеторговые успехи Китая в 1997 г. при­влекли внимание всего мира. Общая сумма им­порта и экспорта страны за год составила 325,1 млрд. долларов США, по этому показателю Ки­тай впервые вышел на 10-е место в списке круп­нейших торговых держав и районов, составляе­мом Всемирной торговой организацией. До этого он пять лет подряд занимал 11-е место в мире.

Внешнеторговый оборот Китая в 1997 г. уве­личился в 15,7 раза по сравнению с 1978 г. На­чиная с 1983 г. на протяжении 15 лет неизменно регистрируется в этой области рост. При этом экспорт составил 182,7 млрд. долларов, или в 18,7 раза больше, чем 20 лет назад; а им­порт — 142,4 млрд. долларов, или вырос в 13,1 раза. Активное сальдо внешней торговли достиг­

ло 40,3 млрд. долларов. Для внешней торговли Китая характерны следующие особенности:

— Экспорт растет быстро и стал важным сти­мулятором роста китайской экономики. В 1997 г. темпы роста внешней торговли Китая на 7 про­центов опережали прирост мировой торговли. Годовой рост экспорта составил 20,9 процента. Начиная с 1980 г. 1997 стал четвертым по счету го­дом с более чем 20-процентным приростом внеш­ней торговли наряду с 1987, 1994 и 1995 гг.

— Импорт растет ровно и невысокими тем­пами. В 1997 г. темпы роста импорта в Китае оказались самыми низкими за период с начала 90-х гг. Это означает незначительный рост капи­таловложений, невысокий потребительский спрос, усиленное замещение импортных товаров отече­ственными, т. е. увеличение на рынке доли това­ров отечественного производства.

— Гармонично развиваются обычная торгов­ля и торговля, основанная на обработке привоз­ного сырья. При этом удельный вес последней не­сколько повысился. В 1997 г. общая сумма им­порта и экспорта в обычной торговле Китая соста­вила 117 млрд. долларов, или 36 процентов объ­ема внешней торговли. Благодаря относительной стабильности торговой политики и благопри­ятным условиям торговля, основанная на обра­ботке привозного сырья, получила неуклонное и стабильное развитие. Объем ее импорта и экс­порта в 1997 г. составил 169,81 млрд. долла­ров, или 52,2 процента общего объема внешней торговли. Одновременно развиваются госпредприя­тия и предприятия с участием иностранного капи­тала. Госпредприятия продолжают сохранять до­минирующее положение в экономике. В 1997 г., сообразуясь с изменением государственной поли­тики и внешнеторговых условий, госпредприятия продолжали углублять реформу и довели общую сумму импорта и экспорта за год до 163,66 млрд. долларов, или 50,4 процента общей стоимости импортно-экспортных товаров страны. В 1997 г. на фоне некоторого сокращения договорных сумм иноинвестиций фактически использованные объ­емы значительно возросли. Одновременно быстро растут импорт и экспорт на предприятиях с уча­стием зарубежного капитала. Их годовой внешне­торговый оборот достиг 152,62 млрд. долларов. Их доля в общей стоимости импортно-экспортных товаров поднялась с 4,04 процента в 1986 г. до 46,9 процента.

— Быстрыми темпами вырос импорт продук­ции первичной обработки. Произошло дальнейшее упорядочение структуры экспортных товаров. В 1997 г. импорт продукции первичной обработки составил 28,62 млрд. долларов США, а экспорт — 23,93 млрд. долларов США. Их доля во внешнетор­говом обороте снизилась с 53,5 процента в 1978 г. до 13,1 процента. Экспорт готовых промышлен­ных изделий достиг 158,77 млрд. долларов США, их доля в объеме внешней торговли выросла с 46,5 процента в 1978 г. до 86,9 процента.

— Стратегия диверсификации внешнего рын­ка дала результаты. Сянган играет все большую роль во внешней торговле КНР. В настоящее время в число десяти крупных торговых пар­тнеров Китая входят Япония, Сянган, США, Европейский Союз, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Россия, Австралия и Индонезия. Об­щий объем торговли с ними составил 272,16 млрд. долларов США или 83,7 процента валового внеш­неторгового оборота страны. Экспорт, нацелен­ный на вышеназванные традиционные рынки. продолжает значительно возрастать. В то же время экспорт китайских товаров в Латинскую Америку, Африку и Океанию увеличивается еще быстрее, т. е. соответственно на 47,7, 24,9 и 22,1 процента.

— Бурное развитие получил экспорт в различ­ных провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения страны. Большие сдви­ги произошли в Этой области и во внутренних рай­онах, расположенных вдали от морского побе­режья. В 1997 г. темпы его роста в 16 провинциях. автономных районах и городах центрального под­чинения превысили 20 процентов, включая 6 при­морских провинций и автономных районов — Гуан-дун, Хайнань, Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянсу и Гуанси, 10 внутренних — Шаньси, Внутреннюю Монголию, Хэйлунцзян, Цзянси. Хубзй, Гуйчжоу. Тибет, Ганьсу, Нинся и Синьцзян. По годовому объему экспорта первые десять мест заняли Гуан-дун, Шанхай, Цзянсу, Шаньдун, Фуцэянь, Чжэцзян, Пекин, Ляонин, Тяньцзинь и Хэбэй, которые вы­везли товары на общую сумму 162,19 млрд. долла­ров США, что составило 88,8 процента общего объема внешней торговли страны. Кроме того, пять особых экономических районов в Шэньчжэне, Чжухае, Сямэне, Шаньтоу и Хайнане за 1997 г. по­ставили на внешний рынок товары на общую сум­му 23,18 млрд. долларов США, что на 31 процент больше показателя предыдущего года.

Таблица 1

РОСТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

(млрд. долларов США)

Год

Общий объем импорта и экспорта

Экспорт

ИИмпорт

1978

20.64

9,75

10,89

1985

69,6

27.35

42,25

1990

115.44

62,09

53,35

1995

280,85

148,77

132.08

1997

325.06

182,7

142,36

Китай и в дальнейшем будет делать упор на повышение эффективности и прилагать усилия для расширения внешней торговли, продолжать совершенствование структуры импорта и экспорта, по-прежнему придерживаться стратегии повышения качества товаров и рыночной диверсификации, активно осваивать международные рынки; осуще­ствлять дальнейшее снижение общего уровня таможенных пошлин, добиваясь того, чтобы к 2005 г. на промышленные изделия они были снижены в среднем до 10 процентов. Начиная с 1998 г. Китай вновь прововодит льготную нало­говую политику в отношении оборудования, импор­тируемого для инвестиционных проектов, кото­рые поощряет и поддерживает государство. Он бу­дет, например, освобождать такое оборудование от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, поощрять заимствование передовых технологий и основного оборудования. Китай намерен также углублять реформу внешней тор­говли и внешнеэкономических связей, совершен­ствовать систему посреднических услуг, предо­ставлять предприятиям еще большие права на ведение внешнеторговой деятельности, содейство­вать политическими средствами формированию обстановки равноправной конкуренции, активно участвовать в региональном экономическом сотрудничестве и глобальной многосторонней торговле.

В 1979 г. городок Шэньчжэнь, расположен­ный на границе с Сянганом, стал первым в Ки­тае особым экономическим районом. В тот же пе­риод Китай открыл миру свои двери. В 1980 г., спустя всего год после исторического 3-го пле­нума ЦК КПК 11-го созыва, было провозглашено создание первого в истории КНР совместного предприятия — Сянган-пекинской компании по

занято 17,5 млн. человек или 11 процентов общей численности трудоспособного населения помимо того, которое задействовано в аграрном секторе страны. Вот почему эти предприятия играют та­кую важную роль в решении вопроса трудоустрой­ства в густонаселенном Китае.

— За период 1993 — 1997 гг. налоговые поступ­ления от деятельности совместных предприятий в Китае (исключая таможенные и земельные налоги)­

составили 210 млрд. юаней. К 1996 г. на их долю приходилось 12 процентов общего объема налоговых поступлений от промышленно-торгового сектора КНР.

— Инвестиции иностранных бизнесменов в та­кие предприятия составили 13 процентов общего объема капиталовложений в основные фонды стра­ны.

— На долю указанных предприятий приходит­ся 14 процентов промышленной продукции Ки­тая.

Ныне зарубежные инвестиции поступают в большинство отраслей китайской национальной экономики. Ежегодно растут объемы фактически использованных зарубежных средств. После бур­ного роста иноинвестиций, который был зареги­стрирован в последние годы, Китай начал упоря­дочение в этой области. Поставлены задачи на основе активного и рационального использования инокапитала поощрять зарубежные инвестиции в комплексное развитие сельского хозяйства, в ин­фраструктуру, комплексное освоение природных ресурсов, высоких и новых технологий, в цен­тральные и западные регионы страны. Используя меры, соответствующие международным нормам, принято решение упорядочить конкуренцию в стране, усилить деятельность по обслуживанию, контролю и управлению предприятиями с уча­стием иностранного капитала. В основе этой работы — совершенствование системы налогообло­жения, контроль над выполнением контрактов и защита интересов тружеников этих предприятий.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Еще никому не удавалось побить ложь оружием правды. Побороть ложь можно только еще большей ложью. Станислав Ежи Лец
ещё >>