Экономический Факультет - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Академический календарь университета "Туран". Экономический факультет. 1 142.68kb.
Название работы: и никогда не оборвется веков связующая нить 1 169.53kb.
Экономический факультет 1 22.89kb.
Экономический факультет 1 87.69kb.
Экономический факультет 4 511.38kb.
Экономический факультет 5 616.15kb.
Справочник Экономический факультет 1 28.16kb.
Экономический факультет 1 20.65kb.
Экономический факультет 19 3639.74kb.
Экономический факультет 1 179.03kb.
Условия участия 1 82.95kb.
Резолюция 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН 1 189.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Экономический Факультет - страница №1/4

Экономический Факультет

Кафедра «Туризм»

Перечень лучших научных статей



Ф.И.О. автора

Название статей

Где, когда опубликована

Отрасль знаний

1

Сураганова С.К.


Эффективное функционирование продовольственного рынка на основе кластерно-инновационных подходов.

Научный журнал «Вестник».Серия экономическое №2. Астана,2011,ЕНУ-С.53-63

Экономика и управление народным хозяйством

Кадровое обеспечение в рыночных условиях

Научный журнал «Вестник».Серия экономическое Выпуск 2, №2. (58)Астана,2008,ЕНУ-С.199-205

Экономика и управление народным хозяйством

Мировой опыт развития туристского кластера

Проблемы становления инновационной системы и развития предпринима-тельства в РК. Материалы международной научно-практической конференции.Караганда,2009. – с 155-157

Экономика и управление народным хозяйством

Прогноз туристских потоков на 2020 год

«Проблемы развития мировой казахстанской экономики в посткризисный период» Материалы международной научно-практической конференции.Том 2 Кокшетау,2010. – с 110-113

Международная экономика

Особенности развития рынка аграрного труда РК

Материалы 1 международной научно-практической конференции,Часть 1, Омск,2007.С101-104

Экономика АПК

Развитие туристской индустрии в современных условиях


Материалы научно-практической конференции,посвященной 10-летию Туран. Астана 2008

Экономика и управление народным хозяйством



Эффективное функционирование продовольственного рынка на основе кластерно-инновационных подходов.
Сураганова С.К. – д.э.н., профессор
Обеспечение продовольственной безопасности страны и эффективное функционирование продовольственного рынка на основе кластерно-инновационных подходов неразрывно связано с эффективной государственной аграрной политикой. Во многих развитых зарубежных странах государственная аграрная политика осуществляется посредством создания специализированных институтов, деятельность которых направлена на государственное регулирование и поддержку развития продовольственного рынка на основе активного использования результатов НТП, обеспечивающая сбалансированное и эффективное использование производственных и финансовых ресурсов.

Так, например, основными направлениями государственной аграрной политики США с целью создания благоприятной конкурентной среды для фермеров являются:

- поддержание фермерских доходов через гарантирование цен;

- строительство сельскохозяйственной производственной инфраструктуры;

- организация кредитного обслуживания фермеров;

- финансирование и организация сельскохозяйственной науки, внедрение ее результатов в практику;

- охрана земельных и водных ресурсов, контроль за экологической безопасностью;

- регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.

Основной метод поддержания фермерских хозяйств в США – это система компенсационных платежей, с помощью которых обеспечивается защита фермеров от колебания цен. Поддержка также осуществляется путем строительства сельской производственной инфраструктуры – государство финансирует и осуществляет строительство дорог, крупных мелиоративных объектов, средств электрификации и телефонизации, финансирует расходы по строительству основной части оптовых складов и хранилищ для сельхозпродукции (60% этих емкостей принадлежат государству).

Эффективное функционирование продовольственного рынка США, прежде всего, является следствием оптимального сочетания рыночных финансово-кредитных механизмов и мер государственной поддержки и регулирования производства продовольственной продукции. Все это способствует достижению следующих результатов:

- оптимальной обеспеченности производства продовольственной продукции денежными ресурсами для ведения расширенного воспроизводства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса;

- обеспечению доступности кредитных ресурсов для мелких предпринимателей, молодых и начинающих фермеров;

- научно обоснованной концентрации и консолидации земельных угодий в руках эффективно функционирующих сельхозтоваропроизводителей, в т.ч. фермерских кооперативов;

- развитию экспорта сельхозпродукции.

Именно эти факторы обеспечивают эффективное ведение воспроизводственного процесса на продовольственном рынке, что и является главным условием достижения экономической и продовольственной безопасности страны.

Во всех европейских странах продовольственный рынок является объектом активного экономического вмешательства государства. Методы и формы государственного регулирования в отдельных странах различны, но общим для них является экономический характер регулирующих мер с помощью рыночных рычагов – цен, кредита, налогов. Наиболее важные формы из них следующие:

- налоговое регулирование - путем дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот и т.д.;

- бюджетное регулирование - путем субсидирования процентных ставок кредитных банков для агропромышленных предприятий, а также путем бюджетного ассигнования для приоритетных на данный момент отраслей;

- ценовое регулирование - путем установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, а также в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Развитие продовольственного рынка находится в прямой зависимости от степени прибыльности сельскохозяйственного производства. Прибыльность сельскохозяйственного производства в зарубежных странах обеспечивается:

- поддержанием на внутреннем рынке такого уровня цен на сельхозпродукцию, который бы давал производителям возможность не только окупать затраты на производство, но и получать доход;

- искусственным понижением себестоимости производства сельхозпродукции посредством прямых государственных субсидий за счет бюджетных средств.

Система управления обеспечением продовольственной безопасности и развитием продовольственного рынка во многих зарубежных странах состоит не только их государственного регулирования, но и хозяйственного самоуправления. Так, в Великобритании, Франции, США и других странах параллельно с государственной системой регулирования функционирует и хозяйственная вертикаль в виде отраслевых союзов, объединений, кооперативов. То есть, хозяйственное управление построено на основе кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов, занимающихся не только производством и выращиванием, но также переработкой сельхозпродукции, сбытом, поставкой средств производства, агросервисом.

В развитии инфраструктуры продовольственного рынка в зарубежных станах большую роль играют фермерские кооперативы, союзы фермеров и семейные фермерские ассоциации. Фермерские союзы и ассоциации на национальном и местном уровнях работают в тесном контакте и обеспечивают обслуживание фермеров. В рамках фермерских объединений создаются консультационные центры, основными задачами которых являются:

- оказание помощи сельхозтоваропроизводителям в совершенствовании методов ведения производства;

- улучшении племенного дела;

- содействие фермерам в проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями сельхозкультур;

- организация курсов для обучения фермеров;

- обеспечение фермеров научной информацией и информацией по составлению необходимой документации для финансовых и налоговых структур.

Одним из эффективных инструментов эффективного функционирования продовольственного рынка в развитых странах является уделение большого внимания развитию аграрной науки. В американском законодательстве большое внимание уделяется формированию рыночного предложения и спроса путем финансирования сельскохозяйственной науки, разрабатывающей прогрессивные технологии. Формируются службы распространения знаний, необходимых фермерам для освоения новейших достижений научно-технического прогресса. Правительство США, в связи с этим, решает задачу, как «развивать науку, производственную инфраструктуру за счет государственных инвестиций, льготных кредитов на строительство и модернизацию сельскохозяйственных кооперативов, информационных центров, коммуникационных служб и др.» [1].

Американская система распространения знаний построена на принципах распространения знаний и обучения фермеров [2]. Первоначально функции этой службы были возложены на сельскохозяйственные колледжи штатов. В 1914 г. была организована федеральная служба, функционирующая в составе МСХ США в виде управления («Extension servise»). Эта служба обеспечивает координацию всей системы – научных исследований и разработки стратегических планов, финансирует отдельные программы штатов, создает базы информационных ресурсов, служит центром законодательной, бюджетной и нормативной информации. Главное направление деятельности Службы – распространение научных знаний, одновременно – обеспечение обратной связи фермеров с научными учреждениями (информирует научные учреждения об эффективности научных рекомендаций и выявляет возникшие проблемы).

Служба «Extension servise» США является государственной, но не располагает административной властью, т.е. результативность ее деятельности зависит от способности убедить фермера самостоятельно принимать решения.

В странах Западной Европы в системе консультационной службы наряду с обучением и внедренческими функциями выделяется практическая помощь. Например, Датская сельскохозяйственная консультационная служба (имеет национальный уровень) свою деятельность организует на оказании непосредственной помощи сельхозтоваропроизводителям по следующим направлениям:

- обеспечение фермеров определенными знаниями в доступной форме, подготовка и издание информационных материалов;

- подготовка методических рекомендаций для консультантов;

- создание связи между хозяйствами и научными учреждениями;

- регистрация и обработка технических и экономических данных.

Непосредственное консультирование фермеров проводят консультанты местных центров, где работают специалисты по важнейшим производственным направлениям - растениеводству, животноводству, бухучету, механизации и т.д. Консультационная служба выступает связующим звеном между фермерами и научно-исследовательскими учреждениями. Это обеспечивает более быстрое и эффективное прохождение инноваций в производство.

Проведение системного мониторинга, анализа и оценки отраслей экономики, а также сравнительного анализа конкурентных отраслей других стран и транснациональных корпораций позволяет сделать ряд предварительных выводов о стабильном функционировании кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка Казахстана, что является одной из составляющих экономического роста и обеспечения продовольственной безопасности страны. Вместе с тем, усиливается конкуренция, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Основными конкурентами на продовольственных рынках являются страны с развитым аграрным сектором экономики, которые, как известно, направляют огромные средства на субсидирование сельского хозяйства. Так, в странах Евросоюза объемы субсидий составляют в среднем около 50% от валового производства сельского хозяйства, а по странам ВТО – в среднем 14%. В Казахстане этот показатель находится на уровне 2%, хотя по рекомендациям ВТО допускается до 5%.

Анализ имеющихся маркетинговых и технологических наработок, проведенных международными организациями, институтами развития, а также в рамках государственного заказа, показывает на необходимость качественного улучшения маркетинговых исследований сельхозпродукции и продуктовпереработки, создания условий по эффективному обеспечению перерабатывающих предприятий информацией о потенциальных партнёрах, оказанию помощи в налаживании партнёрских отношений на международном рынке, что позволит максимально увеличить потенциал эффективного формирования и развития кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка Казахстана. Объем целевых текущих трансфертов на развитие сельского хозяйства за 2007-2009 гг. возросло в 1,8раза.

Для достижения поставленной цели в условиях развития экономической системы Казахстана необходимо:



  • максимально приблизить уровень господдержки до параметров, рекомендованных ВТО, с тем, чтобы иметь примерно равные условия для конкуренции;

  • ускорить индустриализацию отраслей, продукция которых является составной частью продуктов продовольственного рынка, продолжая процесс ее технического и технологического перевооружения на основе активного использования инновационных подходов. С этой целью необходимо и дальше развивать лизинговую программу, вовлекая в нее государственный и частный капитал. Особое внимание необходимо уделять внедрению в производство современных наукоемких технологий. Для этого следует продолжить техническое и технологическое перевооружение сельскохозяйственных предприятий, перевод их на международные стандарты, развивать кластерные инициативы;

  • усилить работу по предоставлению информационно-консультационных услуг для субъектов продовольственного рынка;

  • провести комплекс мер по развитию современной инфраструктуры продовольственного рынка, в т.ч. необходимо создание сети специализированных карантинных лабораторий, развитие инфраструктуры ветеринарных контрольных постов на границе и транспорте, создание и развитие оптовых рынков, создание условий по эффективному продвижению продукции путем организации транспортно-логистической системы, стимулирования развития кластеров и т.д.;

  • продолжить реализацию действующих и обеспечить разработку новых мер государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса, продукция которой полностью является основным элементом продовольственного рынка.

Одним из путей стимулирования развития кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка является постоянный мониторинг государственными органами степени развития производства и использования ресурсов необходимых для производства продовольственных товаров. К примеру, МСХ РК проведен анализ и разработаны предложения по повышению уровня производительности сельского хозяйства, предотвращению деградации земель, повышению эффективности использования водных и других природных ресурсов страны. В целях предотвращения деградации земель, повышения эффективности использования водных и других природных ресурсов страны предлагает ряд мероприятий по предотвращению деградации земель в целях диверсификации сельскохозяйственного производства. В республике процессам опустынивания и деградации земель подвержено в разной степени около 70% территории Казахстана. В связи с этим требуется: оценка подверженности территории Казахстана процессам опустынивания с составлением карт опустынивания (с совершенствованием методики определения) и деградации земель (эрозия, засоление и др.) изучение и оценка биологического разнообразия на деградированных землях . Выполнение указанных мероприятий требует проведения многолетних полевых обследований на основе материалов крупномасштабных почвенных, геоботанических, почвенно-мелиоративных и других обследований и изысканий.

В республике по состоянию на 1 ноября 2009 г. числится 188,8 млн. га пастбищ, из них 77,6 млн. га не обводнены. Для улучшения пастбищных угодий и предотвращения деградации земель предлагается:



  • разработка мероприятий по организации территорий и внедрению пастбищеоборотов, коренному и поверхностному улучшению низкопродуктивных пастбищных угодий, а также реконструкция обводнительных сооружений и обводнению пастбищ, закрепленных за хозяйствующими субъектами и на землях запаса;

  • разработка мероприятий по борьбе с ветровой и водной эрозией, мелиорации засоленных почв с соответствующим финансированием из бюджетных средств;

  • освоение почвозащитных севооборотов и пастбищеоборотов, обеспечивающих восстановление плодородия почв при оптимальном использовании химических и биологических методов;

  • принятие мер по улучшению качественного состояния земель на основе новых обследований, устранению негативных воздействий на основе землеустроительных проектов.

Для изучения качественного состояния земельных ресурсов (особенно пахотных земель) необходимо увеличить объемы почвенных и геоботанических обследований. Основная площадь почвенных изысканий (178,1 млн. га) выполнено до 1990 годов, поэтому требует обновления.

Более половины земель республики не обеспечены доброкачественными планово-картографическими, почвенными и другими обследовательскими материалами, данными мониторинга земель. В связи с этим, требуется широкое применение современных дистанционных методов и технологии в изучении и картографировании земель, с использованием материалов космических съемок.

Более 60 % геоботанических изысканий выполнены до 1986 г. Выполняемые в последние годы объемы изыскательских работ явно недостаточны, для поддержания необходимой информационной базы с целью ведения полноценного кадастра по качественному состоянию почв и кормовых угодий. Кроме этого, существующая система мониторинга земель не полностью охватывает все почвенные разновидности, а на кормовых угодьях мало пунктов наблюдений из-за ограниченного финансирования. Поэтому необходимо предусмотреть дальнейшее совершенствование и расширение системы ведения мониторинга земель с техническим оснащением современными технологиями, передвижными экспресс-лабораториями, с использованием аэрокосмической информации и дистанционных методов зондирования.

Следует отметить, что в настоящее время, акценты землеустройства сместились в сторону обеспечения государственного земельного кадастра, оценки земель для целей функционирования рынка земель, разработки схем зонирования земель, региональных программ по рациональному использованию и охране земель, а также проектов земельно-хозяйственного устройства сельских населенных пунктов. Дальнейшее развитие земельной реформы в стране связано с необходимостью реализации эффективного механизма использования потенциала земельных ресурсов и их охраны. В связи с этим, требуется внедрение в практику экологических нормативов оптимального землепользования и организации экологически ориентированного адаптивного землепользования с разработкой проектов землеустройства.

По повышению эффективности использования водных ресурсов страны. В целях гарантированного водообеспечения и повышения эффективности использования водных ресурсов, необходимо принять и реализовать целый комплекс мер по водосбережению, восстановлению средств учета воды и максимальному уменьшению непроизводительных потерь воды во всех отраслях экономики, внедрению оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях, совершенствованию технологий и техники, доведению коэффициента использования воды на единицу продукции до уровня развитых стран.

Для сравнения, коэффициент полезного действия оросительных систем в Республике Казахстан не превышает 50%, тогда как, в развитых странах он находится в пределах 75-80%. Оросительные нормы сельскохозяйственных культур в среднем, в южных областях 10-12 тыс. куб. м. на га, а риса 25-30 тыс. куб. м. на га. В развитых государствах на полив указанных культур затрачивается не более 5 тыс. куб. м. на га. Это свидетельствует о больших резервах и неиспользованных возможностях в вопросах водообеспечения сельского хозяйства республики, что оказывает сильное влияние на степень развития продовольственного рынка, особенно в области выращивания и поставки на рынок влагонуждающихся продуктов.

В настоящее время Министерство сельского хозяйства принимает меры по повышению эффективности использования водных ресурсов. Например, реализация первого этапа проекта «Регулирования русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря – Фаза 1 (РРССАМ-1). Общая стоимость проекта РРССАМ – фаза 1 составляет 85,79 млн. долл. США. В настоящее время до 95 % объемов работ по проекту завершены, в том числе введены в постоянную эксплуатацию объекты: плотина САМ, гидроузлы Айтек, Казалинское, Кызылординское и защитные дамбы населенных пунктов. Близки к завершению строительные работы на гидроузле Аклак и Шардаринской плотине. Уже на стадии реализации проекта достигнут значительный экологический и социально-экономический эффект

Так, завершениемплотины в северном Аральском море в апреле 2006 г. достигнуто повышение уровня воды до отметки 42,0 м, покрыто водой дополнительно 870 кв.км осушенного морского дна, увеличение объема воды в Малом Арале на 11,5 км3 и накопления проектного (27,1 км3) объема воды. Кроме того, ожидаемый эффект от промышленного лова рыбы увеличится с 0,4 до 11,7 тыс.т, при этом в 2006 г. вылов рыбы приблизился к 2,0 тыс.т. Также увеличатся запасы местных видов рыб, и будут созданы благоприятные условия для разведения осетровых пород [3.4].

Благодаря реконструкции гидроузла Аклакпропускная способность сооружения будет увеличена с 60 до 400 м3/с; возрастет водоприток в северное Аральское море; площадь обводненных озерных систем достигнет 6260 га, сенокосов – 7000 га; будет приостановлена эрозия русла реки Сырдарьи; восстановятся водно-болотные угодья и биоразнообразие Приаралья.

Выполнение предусмотренных работ на гидроузле Айтекпозволило увеличитьпропускную способность русла реки Сырдарьи в зимний период с 300 до 800 м3/с, повысить водообеспеченность 15,3 тыс. га орошаемых земель, водопритоков Аральского моря, стабилизировать русло реки Сырдарьи и снизить риск затопления территорий г. Кызылорды и сельских населенных пунктов.

Таким образом, применение и адаптация опыта зарубежных стран по регулированию и формированию конкурентной среды в области формирования и эффективного функционирования кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка значительно способствует не только стимулированию всей системы продовольственного рынка, но и всего АПК Казахстана и подтверждает, что в обеспечении эффективной адаптации зарубежного опыта и воспроизводственного процесса производства продовольственных продуктов большая роль принадлежит государству.

Литература:

1.Назаренко В.И. Формы и направления государственной поддержки сельского хозяйства на Западе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. №3,4,5, 2007 г.

2. Черняков Аграрный сектор в США. С-Пб.: «Юни», 1996, 221 с.

3.Мониторинг развития аула (села). Ежеквартальный статистический бюллетень за январь-декабрь 2007 г. Часть 1, 2 / Под ред. Ю.Шокаманова /Агентство Республики Казахстан по статистике, Астана, 2008г.

4.. Статистический ежегодник Казахстана- 2007 г. Статистический сборник / Под ред. А.Е. Мешимбаевой /Агентство Республики Казахстан по статистике – Астана, 2007.

Резюме:

Применение и адаптация опыта зарубежных стран по регулированию и формированию конкурентной среды в области формирования и эффективного функционирования кластерно-инновационной инфраструктуры продовольственного рынка значительно способствует не только стимулированию всей системы продовольственного рынка, но и всего АПК Казахстана и подтверждает, что в обеспечении эффективной адаптации зарубежного опыта и воспроизводственного процесса производства продовольственных продуктов большая роль принадлежит государству.



СУРАГАНОВА САЙРАН КАБДРАХМАНОВНА

кадровоЕ обеспечениЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ


следующая страница >>



Логика есть анатомия мышления. Джон Локк
ещё >>