Эколого эстетическое воспитание - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Эстетическое воспитание средствами искусства детей дошкольного возраста» 1 37.52kb.
Эколого-геодинамические карты наряду с эколого-геохимическими, эколого-ресурсными... 1 45.25kb.
Я гражданин россии 1 91.09kb.
Я гражданин россии 1 95.36kb.
Группу №1 посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, возраст 5-7... 1 107.34kb.
«Курские писатели – о детях» (из опыта работы) 1 110.5kb.
Урок мастерская учитель русского языка и литературы Волкова Ирина... 1 164.98kb.
"педагогика" 1 16.06kb.
Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством... 6 1401.23kb.
Проект «Весна -красна» 1 98.33kb.
Образовательная программа «акварелька» 1 132.63kb.
Дополнительное образование к начальному общему образованию: Обучение... 3 395.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Эколого эстетическое воспитание - страница №1/12

ЭКОЛОГО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

Содержание


Введение 2

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников. 10

1.1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников. 10

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. 16

1.3. Деятельн6ость школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана. 20

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников. 30

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе. 35

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно–воспитательном процессе. 39

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа. 39

3.2. Природа на уроках чтения 45

3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе. 49

Заключение 54

Список литературы: 57

приложение 1 61

Созерцание чуда” 61



Сценарий литературно – музыкального вечера 61

Я пойду свежим утром ды­шать, 67

И в душистую тень, 67

Где теснится сирень, 67

Я пойду свое счастье искать. 67

В жизни счастье одно 67

Мне найти суждено, 67

И то счастье в сирени живет, 67

На зеленых ветвях, 67

На душистых кистях 67

Мое бедное счастье живет. 67

М. Бекетова. 67

Качнулась к парню легче лег­кой песни 68



Веселых ландышей жемчужи­ны 70

Васильки, васильки средь ря­дов пожелтевшего хлеба. 71

Васильки, васильки, как в безоблачный, полдень ясны, 71

Видно, это на землю упали осколочки неба, 71

заставляя нас вспомнить забытые песни весны. 71

(Исп. песня "Васильки". Сл. Я. Холецкого, Муз. П. Аедоницко­го.) 71

приложение 2 77

Природа и поэзия 77



Введение


“Через красивое – к человечному

  • такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский.
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21).

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека. Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно -–содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя” (48, 43). При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами.

Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно -–содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.

Известный ученый – психолог С. Л. Рубенштейн касается взаимообусловленности прекрасного и его отражения человеком: “… прекрасна природа, а не только переживания, восприятие человека. Это не ее собственное объективное свойство, но это качество, которое характеризует природу в определенной системе связей и отношений, той, в которую включен человек” (39, 352). При этом особенности взаимосвязи между отношением эстетическим и этическим предстают в следующем виде: эстетическое как утверждение существования объекта есть предпосылка этического как утверждения его значения для человека. И все же исходное – это “способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему” (39, 379).

Без развитой способности эстетически нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка не только с позиций избирательно – вкусового отношений, но так же и решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.

Проводившееся изучение эмоционально окрашенного отношения к природе у школьников младших и средних классов дало возможность выявить основу для активизации этого отношения, а так же условия препятствующие угасанию чувственно – эстетического интереса и эстетического видения природных объектов и явлений. Само содержание эстетического видения помимо отражения основных чувственных характеристик явления предполагает любование его материальными свойствами, эмоционально – эстетическое переживание выразительности и целостного явления, и конкретных деталей. В эстетическом видении в непосредственной форме выступают важнейшие особенности человеческой деятельности – предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая, эмоционально – оценочное отношение к явлению как выражение человеческого способа мировосприятия. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности. Формирование эстетического отношения базируется на способности эстетически оценивать многообразные формы материальных явлений, их чувственно воспринимаемые свойства.

А. И. Буров обращал внимание на то, что в отношениях человека к миру “субъективная сторона имеет не меньшее значение, чем объективная – наличие элементов красоты в самой действительности. Человек получил возможность освоить красоту действительности только тогда, когда он стал общественным существом” (5, 66 - 67). Эта субъективная сторона оказывается чрезвычайно важной в воспитании в школьном возрасте эстетического отношения к действительности, к природе. Она формируется во взаимоотношениях с другими людьми, в общении с искусством, в осмыслении жизненного опыта, в эмоциональных переживаниях.

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания человека, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно – логическое познание, обращенное в конечном счете снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования школьников. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития, на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на системе ценностных ориентаций.

Замечено, что при дефиците чувственно – природных впечатлений у городского школьника и при их избытке у сельского школьника формируется сходным образом неполноценное отношение к природе. В обоих случаях оно лишено эмоционально – личностной окраски и не несет отражения восприятия природы как значимой ценности, хотя причины его возникновения противоположны. Из этого следует вывод о необходимости специально организованного воспитательного воздействия в условиях ведущего вида деятельности школьников – учебного познания и в других видах и формах их деятельности.

Необходимо, чтобы собственным трудом, физическим или интеллектуально – духовным, были созданы человеческий вкус к природе, человеческое чувство природы, а значит и естественное чувство человека.

Рассматривая возможность воздействия на отношение детей к природе, следует особо заметить, что автоматически желаемое отношение обычно не формируется, так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды. Ведь эстетические оценки, эстетическое восприятие должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям, формам отдыха, путешествий, и даже учебному познанию природных явлений.

Педагоги, методисты, направляющие познавательную и воспитательную деятельность школьников, должны обращаться к комплексным взаимосвязям, взаимодействиям человеческих проявлений отношения к природе, ее красоте и ценности, к отражению различных граней природы, формировать ее целостное постижение как сложного, многоэлементного объекта, в котором все закономерно сочетается и вовлечено в процессы жизни (это относится как к живой, так и к не живой природе), возможно только при постоянном акцентировании взаимосвязей различных форм отражения и оценки природы человека.

Обогащая запас сенсорно – гармонических впечатлений ребенка мы развиваем его оценочные способности и готовим к будущим контактам и будущему поведению в природе. Тем самым дается основа для становления ценностных ориентаций личности, ее нравственно – эстетической позиции.

В результате воздействия на формирование эстетических эмоций, суждений, на активизацию творческой деятельности эстетического характера у школьников по отношению к природе возникает перенос их эмоционально – положительного настроя и на другие виды деятельности, включающей природные объекты, - учебно – познавательную, трудовую. В этом процессе происходит и становление компонентов, существенных для экологической культуры, что подчеркивает значение эстетических мотивов в экологической деятельности личности.

Изучение опыта показывает, что, развивая эстетические отношения школьников можно формировать и их экологическую культуру.

Тема моей работы “эколого – эстетическое воспитание школьников”.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Цель работы – раскрыть сущность экологического воспитания школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в процессе обучения на уроках естественного и художественного циклов; в) с опорой на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной деятельности школьников, имеющей эстетическую и природоохранительную направленность.

Цель определяет постановку задач:


  1. показать взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников.

  2. Раскрыть эстетические свойства природы и учебно – воспитательный процесс в школе.

  3. Рассказать об использовании разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе в школе.

Данная работа имеет следующую структуру:

Введение, основная часть, заключение, список литературы и приложения (1 и 2). Основная часть состоит из трех глав, которые в свою очередь подразделяются.

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников. Здесь рассказывается о теоретических аспектах экологического и эстетического воспитания школьников; о многообразии взаимосвязей экологического воспитания; о деятельности школьников как факторе развития эстетического отношения к природе и ее охране.

Глава II. Эстетические свойства природы и учебно – воспитательный процесс в школе. Здесь идет раскрытие эстетических свойств в учебно – воспитательном процессе; говорится о восприятии эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьника; и о важнейшем средстве воспитания эстетического отношения к природе – искусстве.

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе. Здесь рассказывается о развитии восприятия художественного пейзажа у подростков; о природе на уроках литературы; о роли искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.

В заключении дается обобщение всех глав.

Список литературы включает в себя 51 источник.

В конце дается приложение 1 и приложение 2.

В своей работе я говорю о необходимости чувства прекрасного, о формировании здоровых художественных вкусов, об умении правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно эстетики, изобразительного искусства, литературы, хореографии, музыки и пения. Я исхожу из необходимости рассматривать природу как объект высоко социальной, нравственно – эстетической, духовной и материальной ценности.

Все обозначенные аспекты данной работы нацелены на выполнение положений о формировании творческой, всесторонне развитой личности, задач воспитания бережного отношения к природе, к произведениям искусства, воспитания нового человека, достойного строителя и патриота своей земли.




следующая страница >>



Чем больше случаев нравиться вы доставляете людям, тем скорее и вы им понравитесь. Пьер Буаст
ещё >>