Единицы измерения метрическая система сокращения и условные обозначения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сокращения и условные обозначения 1 22.12kb.
России и ближнего зарубежья от декабристов до наших дней. Условные... 3 434.06kb.
Единицы измерений, переводные таблицы и формулы Units, Conversion... 1 64.07kb.
Февраль 2013 года 9 519.27kb.
Пояснения к составления заказа на датчики давления Корунд: Наименование... 1 33.27kb.
Межгосударственный стандарт система проектной документации для строительства... 3 333kb.
Межгосударственный стандарт 4 327.6kb.
Проектной документации для строительства. Условные графические обозначения... 1 176.09kb.
Единая система конструкторской документации 4 683.24kb.
Условные сокращения 1 43.79kb.
Условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделий 1 42.35kb.
Стелла Камерон Беги – они уже близко Harlequin Romance – Стелла Камерон 12 3010.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Единицы измерения метрическая система сокращения и условные обозначения - страница №1/13





ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА И ОБМЕННЫЙ КУРС

(от 1 ноября 2005 г.)



Денежная единица

=

кырг. сом

US$1

=

43.85 сом

1 кырг. сом

=

US$0.02



ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
АБР Азиатский банк развития

АМР США Агентство международного развития США (USAID)

АМСЯ Агентство международного сотрудничества Японии

БМЖ Безводный молочный жир

БСС Бывший Советский Союз

ВБ Всемирный банк

ВТО Всемирная торговая организация

ГВС Государственная ветеринарная служба

ГМ Глобальный механизм

ГОТС Германское общество технического сотрудничества

ГУДК Германское учреждение долгосрочного кредитования

ГЭФ Глобальный экологический фонд

ДМР Департамент по международному развитию

ДСША Доллар США

ИО Искусственное осеменение

ИЦПТ Индекс цен на потребительские товары

КАО Кыргызская ассоциация овцеводов

КМАР Канадское международное агентство развития

КНИИПК Кыргызский научно-исследовательский институт пастбищ и

кормов


КООНБОЗ Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и засухой

КССРИ Кыргызская служба сельскохозяйственной рыночной


информации

КСФК Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация

МПСКИ Межправительственный совет по климатическим изменениям

МСВХПП Министерство сельского, водного хозяйства и

перерабатывающей промышленности

МСП Малые и средние предприятия

МФСР Международный фонд сельскохозяйственного развития

НДС Налог на добавленную стоимость

НЗАМПР Новозеландское агентство международной помощи и развития

НСК Национальный статистический комитет

ООП Общеотраслевой подход

ОСВТ Обработка при сверхвысокой температуре

ПИИ Прямые иностранные инвестиции

ПК Правительство Кыргызстана

ПРО Проект развития овцеводства

ПРООН Программа развития ООН

ПРСР Проект развития сельскохозяйственных регионов

ПТБЦА Проект трансграничного биоразнообразия в Центральной

Азии

СКС Сельские консультационные службы



СП Суточный привес

ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация

ООН

ЦАСС Центрально-азиатская селекционно-племенная станция



ШАРК Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству


Вице президент

:

Шигео Кацу

Директор Странового Департамента

:

Аннет Диксон

Заведующий сектором

:

Юрген Фегеле

Руководитель задания

:

Бекзод Шамсиев



Содержание
Выражение признательности vii

Резюме для руководства viii


Глава 1: Введение 1


I. Отрасль животноводства – неотъемлемая часть национальной экономики 1

II. Наследие советской эпохи и текущие тенденции 2

III. Элементы Программы эффективного развития сектора животноводства 6
Глава 2: Спрос на животноводческую продукцию 8

I. Введение 8

II. Характеристики и тенденции в расходах домашних хозяйств 8

III. Потребление продуктов животноводства и расходы 11

А. Сырое молоко 13

В. Говядина 14

С. Баранина 15

D. Домашняя птица 16

E. Яйца 16



IV. Текущий и будущий спрос на продукты животноводства 17

A. Анализ текущего спроса 17



V. Моделирование будущего спроса 18
Глава 3: Маркетинг и переработка 21

I. Введение 21

II. Характеристики производства товарной продукции животноводства 22

III. Последние ценовые тенденции 23

IV. Цепочки поставок и добавленной стоимости 25

А. Молочное производство 25

В. Реализация мяса и скота в живой массе 29

С. Шерсть и шкуры 31



V. Прибыльность различных торговых агентов 33

VI. Вопросы и проблемы цепи снабжения 36

VII. Ключевые рекомендации 40
Глава 4: Здоровье животных и населения 42

I. Введение 42

II. Проблемы переходного периода 42

III. Современное состояние ветеринарных служб 43


IV. Основные заболевания животных 49

V. Элементы новой стратегии 55
Глава 5: Управление пастбищными ресурсами и пастбищепользование 64

I. Значение пастбищных ресурсов 64

А. Задача эффективного управления пастбищными ресурсами 65

В. Пастбищные ресурсы в Кыргызстане 65

II. Прежняя и текущая практика пастбищного хозяйствования 67

А. Досоветское управление пастбищным хозяйством – устойчивость при низкой продуктивности 67

В. Советский период пастбищного хозяйства – высокая продуктивность при отсутствии устойчивости 68

С. Современная практика – низкая продуктивность и неустойчивость пастбищного хозяйства 69



III. Потребность в реформах 70

А. Непоследовательность и практическая нецелесообразность нынешней системы 72

В. Недостаток стимулов для устойчивого пастбищепользования 73

С. Отсутствие прозрачности 74



IV. План действий 76

V. Достижение перемен посредством пилотных проектов 78
Глава 6: Увеличение продуктивности животноводства 80

I. Введение 80

II. Неадекватная практика кормления с.х. животных 80

III. Текущая и потенциальная продуктивность секторов скотоводства и овцеводства 85

А. Молочные коровы 85

В. Овцеводство 88

С. Мясное животноводство 90



IV. Выводы и план действий 93
Глава 7: Роль государственного сектора 95

I. Введение 95

II. Обзор прошлых и текущих государственных программ 96

III. Результаты консультаций с заинтересованными лицами 97

IV. Анализ государственных расходов в секторе животноводства 100

V. Приоритетная политика и программы развития животноводства 103
Глава 8: План действий на данный момент и на будущее 105

I. Здоровье животных 106

II. Управление пастбищами и кормами 107

III. Маркетинг и переработка сельскохозяйственной продукции 109


Библиография 118

Таблицы:
Таблица 1: Мнения заинтересованных лиц относительно

приоритетных проблем животноводства x

Таблица 2: Объем и рост сельскохозяйственного производства в 1992-2004 гг. 1

Таблица 3: Тенденции в потреблении продукции животноводства: 1990-2003 5

Таблица 4: Отдельные показатели доходов, бедности и распределения доходов 9

Таблица 5: Уровень и потребительская корзина продуктов животноводства: 2000 и 2003 гг. 11

Таблица 6: Расходы на сырое молоко и потребление: 2000 и 2003 гг. 13

Таблица 7: Расходы на говядину и потребление: 2000 – 2003 14

Таблица 8: Расходы на баранину и потребление: 2000 -2003 15

Таблица 9: Кыргызстан: расчетная эластичность по отдельным продуктам

животноводства, 2003 г. 18

Таблица 10: Воздействие на спрос смоделированных изменений в доходах и цене 19

Таблица 11: Численность фермеров- животноводов и среднее поголовье стада в 2003 г. 21

Таблица 12: Использование продуктов животноводства частными фермерами в 2003 г. 22

Таблица 13: Каналы маркетинга (сбыта) продукции частных фермеров в 2003 г. 22

Таблица 14: Количество контрактов/договоров на продажу в 2003 г. 38

Таблица 15: Скотомогильники и ямы Беккари – по областям 48

Таблица 16: Среднее производство пастбищных кормов в сухом весе с 1948 г. (в кг/га) 64

Таблица 17: Сельскохозяйственные угодья в Кыргызской Республике (в Га) 66

Таблица 18: Сезонные пастбищные ресурсы в Кыргызстане 66

Таблица 19: Зарегистрированное пастбищепользование в Кыргызстане в 2003-2004 гг. 75

Таблица 20: В эквиваленте овец в Кыргызстане в 2003 г. 81

Таблица 21: Мнения участников консультаций о приоритетных направлениях

в отрасли животноводства 97

Таблица 22: Расходный бюджет МСВХПП в 2001-2005 гг. 100

Таблица 23: Бюджетные расходы МСВХПП на животноводство в 2001-2005 гг. 101

Таблица 24: Основные результаты обзора и предлагаемый план действий 111
Рисунки:

Рисунок 1: Тенденции в животноводстве – изменение поголовья в 1990-2004 гг. 3

Рисунок 2: Изменения в структуре собственности в животноводстве 4

Рисунок 3: Индексы номинального ВВП на душу населения, заработной платы и инфляции 9

Рисунок 4: Средний уровень расходов домашних хозяйств по категориям расходов

(в реальных ценах 2000 года) 10

Рисунок 5: Индекс цен на продукты животноводства для товаропроизводителей 24

Рисунок 6: Индекс цен товаропроизводителя на побочные продукты животноводства 25

Рисунок 7: Цепочки формирования стоимости отдельных переработанных молочных продуктов для мелких производителей молока (в сомах) 27

Рисунок 8: Стоимостные цепочки для отдельных переработанных молочных продуктов

(крупные производители молока, в сомах) 28

Рисунок 9: Цепочки формирования стоимости для отдельных животных в живой массе

и мясных продуктов (в сомах) 31

Рисунок 10: Цепочки формирования стоимости для отдельных побочных продуктов (%) 33

Рисунок 11: Соотношение доходов и расходов товаропроизводителя 34

Рисунок 12. Доходы и расходы торговых посредников 35

Рисунок 13: Расходы и доходы переработчика 36

Рисунок 14: Структура кыргызского ветеринарного сектора 44

Рисунок 15: Наблюдения респондентов относительно основных заболеваний животных 49

Рисунок 16: Пастбищные кормовые ресурсы и потребности животных в кормах 82

Рисунок 17. Производство фуража, зерновых и побочных продуктов в 2003 г. 83

Рисунок 18: Количество кормов для зимнего кормления в 1990, 1999 и 2003 г. (в тоннах) 84

Рисунок 19: Сухое вещество для зимнего кормления в эквиваленте на одну голову овцы

в 1990, 1999 и 2003 г. (в кг) 84

Рисунок 20: Средние надои молока в отдельных странах в 2003 г. (в тыс. кг с коровы) 85

Рисунок 21: Процент дойных коров в приусадебных хозяйствах в 2002 г. 85

Рисунок 22: Потенциал производства коровьего молока в Кыргызской Республики

(в литрах в год) 86

Рисунок 23: Потенциальный (в результате улучшения зимнего кормления) и

фактический живой вес скота в кг 91

Рисунок 24: Эффект увеличения численности КРС и мяса мясной туши на выход животноводческой продукции по республике по сравнению с текущим 92

Рисунок 25: Ответственность за решение проблем 98

Рисунок 26: Представление о распределении обязанностей между государством и частным сектором 99

Вставки:

Вставка 1: Стратегия и практика вакцинации 46

Вставка 2: Роли и обязанности различных государственных структур в отношении

различных типов пастбищ 71

Вставка 3: Порядок аренды пастбищ 73

Вставка 4: Государственные программы в области развития животноводства 96

Вставка 5: «Каким я вижу будущее ветеринарных услуг?» 106

Вставка 6: Основные проблемы и сбыт продукции кыргызстанских животноводов 109


ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Настоящий отчет подготовлен под руководством Бекзода Шамсиева группой сотрудников Всемирного банка и консультантов: Антон Ван Энгелен, Асыл Унделанд, Крис Мэтиас, Франсис О’Мара, Гэрри Кристенсен, Гетц Шрайбер, Лире Эрасадо, Марк Садлер, Роман Могилевский, Шамсия Ибрагимова, Талайбек Кошматов, Тирумангалам Сампат и Томас Нолан. Важные замечания и предложения представили: Арндт фон Штайн-Лауснитц, Элебес Раяпов, Ирина Карпивина, Людмила Пенкина, Паул Хайдлофф, Тобиас Шут, Тони Райэн, Умит Укаева, Олег Телпуховский и Урмат Мамбеталиев. Авторы выражают признательность ФАО в лице Франсуа Дофина и его группы. Юрген Фогеле был заведующим отделом, ответственным за подготовку отчета, а Кристофер Лавлейс директором постоянного представительства Всемирного банка в Кыргызстане. Внутреннюю рецензию отчета провели Франке Юнгблут и Мальколм Чилдресс.
Группа Банковских сотрудников признательна многим должностным лицам и государственным ведомствам, предоставившим материалы, информацию и бесценную помощь в процессе подготовки отчета, в частности, представителям Академии Наук, Группе реализации проекта трансграничного биоразнообразия в Центральной Азии, Госрегистру, Гипрозему, Кыргызскому НИИ пастбищ и кормов, Министерству сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности, СКС и Проекту сельских инвестиций. Данные обследования домохозяйств, в частности, Обзора бюджета домохозяйств 2000 г. и Сводного обзора домохозяйства 2003 г., использованные в отчете, предоставлены Нацкомстатом. Авторы высоко ценят заинтересованность и поддержку Нацкомстата. Обзор мнений заинтересованных лиц проведен при эффективном содействии Калии Турдаевой, Тынчтыкбека Джапаралиева, Мурата Айтматова, Петры Гераедтс, Акылбека Джумалиева.
Группа подготовки отчета также извлекла существенную пользу из обсуждений с представителями различных международных организаций, в том числе, АБР, ФАО, АМР США, СЕКО, ЕС. Данияр Айтимбетов, Ирина Сарченко, Юлия Балыбина и Замира Молдобекова из Постоянного Представительства Всемирного банка в Кыргызстане обеспечили безопасное и приятное пребывание и перемещение сотрудников в республике. Профессиональный перевод исходных материалов и черновых вариантов отчета обеспечили Ирина Яковленко, Ирина Заря и Зинаида Алиева. Благодарим водителя Алексея Ткачева за безопасные и приятные поездки; его надежность, пунктуальность и доброе отношение превосходят все ожидания.
Группа подготовки отчета хотела бы поблагодарить государственных и частных ветеринаров, перерабатывающие предприятия, торговые и посреднические организации и фермеров, участвовавших в консультациях, за время и внимание, уделенное ими различным аспектам животноводства в Кыргызстане. Гостеприимство, уважение, приветственное отношение, любовь и преданность своей стране характеризовали встречи со всеми заинтересованными лицами, с которыми проводились консультации.
Подготовке обследования в значительной степени содействовало софинансирование, предоставленное правительствами Ирландии и Италии.
РЕЗЮМЕ ДЛЯ РУКОВОДСТВА
I. Сложность задач в области развития животноводства
Продолжая давние традиции, сектор животноводства является одним из наиболее сильных компонентов сельской экономики Кыргызстана. Отрасль вносит существенный вклад в национальную экономику, будучи источником высокоценных продуктов питания, дохода, занятости населения и валютных поступлений. Существуют также значительные опосредованные выгоды, в частности, снижение риска для здоровья человека, более устойчивое использование сельскохозяйственных угодий и пастбищ, доступ к доходным рынкам сбыта и возможность добавления стоимости продуктов животноводства за счет их переработки. Переработка и сбыт животноводческих продуктов также являются привлекательными видами занятий для женского населения.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что недавний рост стоимости отраслевого объема производства в основном вызван сильным повышением цен и лишь незначительным увеличением продуктивности, несмотря на существенные возможности для ее роста. Продуктивность находится на низком уровне: выход телят/ягнят на 100 коров/овец, надои молока, настриг шерсти и темпы роста/привеса животных значительно ниже генетического потенциала существующего поголовья и международных показателей. Причинами такой ситуации являются плохое питание, высокая заболеваемость, распространенность паразитов, плохое содержание с.х. животных и слабая практика хозяйствования. В результате корректировки таких факторов, как питание, болезни и практика хозяйствования, можно значительно увеличить выход продуктов животноводства, в частности:


  • Производство молока на 70%;

  • Производство баранины на 50%;

  • Производство говядины более чем на 50%.

Для получения максимальных результатов требуются параллельные меры по улучшению всех аспектов животноводческого производства. В Кыргызстане повышение продуктивности животноводства должно быть результатом комплексных мер по улучшению здоровья, питания, общего ухода и содержания животных, а также рыночной инфраструктуры. Улучшение питания и содержания животных сокращает их подверженность заболеваниям. Животные в оптимальном состоянии здоровья имеют высокую продуктивность, в результате чего животноводы увеличивают свои доходы, что позволяет им улучшать кормление и уход/содержание животных. Более эффективные рынки обеспечат возможность фермерским хозяйствам увеличить свои доходы в результате повышения продуктивности.


Тем не менее, условия для повышения продуктивности в секторе животноводства достаточно сложны – огромное число клиентов (мелких фермеров) нуждаются в государственных услугах. Учитывая эту отраслевую особенность и ограниченные бюджетные ресурсы, государственному сектору необходимо провести существенные изменения и отказаться от практики прошлых лет чтобы обеспечить эффективные и доступные услуги. Вследствие этого, необходимо сделать трудный выбор, отобрав те услуги, которые будут обеспечиваться государственным сектором, и те организации, которые будут заниматься их предоставлением. Кроме того, необходимо серьезным образом продумать разработку и применение новых подходов к обеспечению государственных услуг в соответствии с принципами рыночной экономики.
В настоящем отчете рассмотрены ключевые проблемы, которые необходимо решить для выполнения поставленной задачи, а также программы и стратегии, необходимые для ее практической реализации. Основными проблемами, к решению которых необходимо обратиться для увеличения продуктивности с.х. животных являются: профилактика и контроль болезней, питание животных (пастбищепользование и зимние корма), распространение знаний и технологий среди фермеров, маркетинг и агропереработка. Именно решение этих вопросов, а не увеличение численности с.х. животных или улучшение породного состава животных, является ключевым фактором для увеличения отдачи в секторе животноводства. Эти программы и стратегии, при условии их успешной реализации, будут способствовать устойчивому росту отрасли животноводства и ее дальнейшему вкладу в рост экономики и сокращение бедности.

Значительный масштаб проблем
Возьмем пример стада КРС численностью 100 голов.1 При неизменном поголовье стада (т.е., при отсутствии падежа) количество проданных животных будет равно числу новорожденных телят, и выход животноводческой продукции будет зависеть от количества рожденных телят. Уровень выхода ниже показателя отела указывает на то, что фермеры увеличивают численность своего стада.



Основное стадо

Отел в %

Общее число животных

Число проданных животных

Выход

животн.

продукции

100

100

200

100

50%

100

80

180

80

44%

100

50

150

50

33%

100

30

130

30

23%

100

20

120

20

17%

Какие показатели отраслевого выхода животноводческой продукции считаются нормальными? В странах с хорошо развитыми системами фермерского производства, годовой рост составляет 45- 50%. В Кыргызстане, согласно результатам последней переписи с.х. животных показатель отела составляет несколько более 50%.2 Ввиду весьма умеренного роста поголовья национального стада, можно предположить, что показатель годового роста выхода животноводческой продукции составляет около 33%. Тем не менее, согласно результатам обследования фермерских хозяйств, годовой рост составляет 14%, т.е., менее половины указанной цифры.3 В результате, представляется, что в Кыргызстане масштаб проблем традиционных для животноводческого сектора, в частности, смертность, наличие кормов и слабая практика ведения животноводства и управления фермерским хозяйством, весьма значителен. Таким образом, увеличение как отраслевого выхода продуктов, так и численности стада будут идти медленными темпами до тех пор, пока не снизятся показатели смертности и не будет улучшена общая практика ухода за животными.


Анализ мнения заинтересованных лиц выявил неотложные проблемы
Почти все заинтересованные лица, с которыми были проведены консультации в ходе подготовки настоящего отчета, считают плохое состояние здоровья животных и дефицит эффективных ветеринарных услуг наиболее важными проблемами, сдерживающими дальнейшее развитие сектора животноводства (см. Таблицу 1).4

Таблица 1: Мнения заинтересованных лиц относительно
приоритетных проблем в животноводстве





Приоритетная проблема

Оценка*

Здоровье животных

4.4

Разведение скота

3.7

Консультации и технологии

3.7

Маркетинг

3.6

Пастбищное хозяйство

3.6

* Ранжирование от 5 – “серьезная проблема” до 1 – “не проблема”.

Источник: Опрос мнения заинтересованных лиц.



В ходе обследований выявлены другие ключевые проблемы, перечисленные в порядке их значения, в частности, более эффективные селекционно-племенные программы, улучшение консультационных/образовательных услуг, совершенствование систем сбыта скота и животноводческих продуктов, улучшение управления пастбищными угодьями. В каждом случае более 84 % респондентов считают эти проблемы важными сдерживающими факторами, которые необходимо ликвидировать, чтобы обеспечить развитие животноводства.



II. Состояние здоровья животных не контролируется
Основными проблемами, существенным и пагубным образом воздействующими на продуктивность с.х. животных и здоровье человека, являются болезни и паразиты. Существующая система ветеринарных услуг с устаревшими административными процедурами, иерархической структурой и искаженными стимулами явно не в состоянии гарантировать необходимый контроль болезней животных и эпизоотической ситуации в республике. Быстрое распространение бруцеллеза среди животных и населения в Кыргызстане является симптомом всех проблем и недостатков в существующей ветеринарной системе. По оценке расходы на лечение бруцеллеза среди населения ежегодно составляют 15-20 млн. сомов, а вызванный этим заболеванием ущерб для национальной экономики составляет 20-30 млн. сомов (потеря трудоспособности, государственных доходов, социальных платежей и т.п.). Для овцеводства потери, связанные с бруцеллезом, составляют порядка 168 млн. сомов ежегодно (переработка туш вместо их продажи, аборты). Приведенные цифры основаны лишь на сообщенных случаях, а реальные затраты значительно выше.
В республике имеется достаточное число квалифицированных ветеринаров, которые способны удовлетворять текущие и будущие нужды, и обеспечивать охрану здоровья животных и населения. Но для реализации этого потенциала необходимо принять новый подход к обеспечению ветеринарных услуг. Государственному сектору необходимо сфокусировать свою деятельность на регулировании, мониторинге, пограничном контроле и контроле качества, и на обеспечении соблюдения Кыргызстаном международных стандартов и норм. Частному сектору необходимо предоставить возможность и поддержку для обеспечения качественных услуг для владельцев с.х. животных, что в обязательном порядке включает политику по обеспечению необходимых высококачественных ветеринарных лекарств и вакцин, и прекращение существующей ограничительной практики закупки лекарств и вакцин. В результате оперативного обзора и интервью с частными ветеринарами выяснилось, что в противовес пониманию многих должностных лиц многие фермеры в конечном итоге готовы и способны платить за услуги.
Проект по профилактике птичьего гриппа предлагает возможности для решения ряда проблем
Решение всех неотложных проблем в области здоровья животных требует разработки надлежащей государственной политики и стратегий, развития эффективных взаимоотношений между государственными и частными ветеринарными службами, повышения информированности всех звеньев производственно-сбытовой цепочки и всех заинтересованных лиц о безопасности и качестве пищевых продуктов. Недавно разработанный проект по борьбе с птичьим гриппом, готовности и мерам реагирования на пандемию среди населения нацелен на решение ряда таких вопросов. Нижеописанные компоненты этого проекта эффективно иллюстрируют важность этих проблем.
Основную роль в борьбе с заболеваниями, связанными с с.х. животными, играет повышение информированности населения и простые меры, которые должны осуществляться сами фермеры, в частности, чрезвычайная осторожность в период высокого риска передачи заболеваний и избежание контакта с инфицированными животными. Управление ветеринарии традиционно не имеет средств связи для оповещения и повышения информированности населения. Проект будет финансировать создание систем раннего оповещения в случае чрезвычайной ситуации и систем обратной связи при проявлении болезней, подлежащих обязательной заявке, что является частью разработки коллективных методов выявления заболеваний. Основная цель будет заключаться в том, чтобы укрепить обязательства всех участников эпидемиологических систем наблюдения.
Для оценки статуса различных болезней с.х. животных отсутствуют надежные диагностические данные. Основными причинами сокращения работы по наблюдению за заболеваниями являются дефицит фондов для командировок, транспорта и реагентов, плохое состояние и низкий моральный дух работников лабораторий. Ни одна из ветеринарных лабораторий в настоящее время не отвечает международным стандартам. Проект предусматривает поддержку укрепления организационно-кадровых возможностей Республиканской центральной ветеринарной лаборатории и некоторых областных и районных лабораторий по таким вопросам, как сбор и предоставление информации, диагностика и последующее наблюдение заявленных случаев птичьего гриппа (HPAI). Проект также предусматривает поддержку для разработки процедур вирусологических и серологических тестов.
Особо важным вопросом является сотрудничество и координация работы государственных организаций в области контроля эпизоотии. Широкие расхождения между статистикой Минздрава и Департамента государственной ветеринарии (ДГВ) по бруцеллезу и другим основным болезням свидетельствуют о слабой координации усилий. Проект предусматривает поддержку деятельности, направленной на совершенствование политической и нормативно-правовой базы, которой руководствуются национальные организации при проведении мер по выявлению, контролю, профилактике, ограничению и искоренению заболеваний единообразным и эффективным образом, и в соответствии с международными стандартами и руководствами. Сотрудники Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности (МСВХиПП), ДГВ, Минздрава и Минюста и других заинтересованных ведомств будут заниматься разработкой необходимых поправок к законодательству (включая закон “О ветеринарии”), правил и инструктивных руководств.
Необходимость расширения стратегии
Реформа ветеринарной службы. Основные задачи государственной ветеринарной службы включают формулирование политики, мониторинг болезней, надзор за службами, международную отчетность и связи. Чтобы ДГВ мог выполнять эти задачи необходимо:


  • Подготовить детальный план реорганизации и переориентации деятельности ДГВ и других государственных ветеринарных служб, в частности, Ветеринарной милиции, а также определить необходимую помощь для разработки и выполнения такого плана;




  • Разработать практически выполнимую программу сотрудничества между государственным и частным сектором по обеспечению ветеринарных услуг и мониторингу здоровья населения, включая эффективные механизмы контрактирования, мониторинга, отчетности и надзора;




  • Разработать и выполнить план поэтапного сокращения избыточных штатов в государственных службах при одновременной приватизации ветеринарных должностей и ветеринарной практики.



Поддержка частной ветеринарной практики. Чтобы частная ветеринарная практика стала фундаментом системы ветеринарных услуг, потребуются инвестиции в инфраструктуру и оборудование, совершенствование механизмов поставки медикаментов и вакцин, повышение знаний и навыков ветеринаров, эффективная профессиональная организации частных ветеринаров. При удовлетворении требований по сертификации частные ветеринары должны получать контракты от ДГВ на выполнение ясно оговоренных ветеринарных заданий в селах. Частным ветеринарам необходима более эффективная и поистине независимая профессиональная организация, которая имеет значимые цели и эффективно обеспечивает ряд услуг для своих членов. Например, ассоциация должна оказывать помощь своим членам по повышению знаний и навыков. Она также должна играть роль в обеспечении качества работы ветеринаров посредством механизмов профессионального внутреннего надзора. Помимо перечисленных рекомендаций, в отчете предлагается перечень других дополнительных мер.
Национальная программа по борьбе с бруцеллезом. Сдерживающими факторами для реализации существующей стратегии по борьбе с бруцеллезом являются интересы определенных кругов и устаревшие знания: выбор нового подхода к борьбе с бруцеллезом потребует руководящей инициативы и профессионализма, и будет радикальным шагом в направлении реформы кыргызских ветеринарных служб (как государственных, так и частных) и их преобразования в современную и эффективную систему. Национальная программа по борьбе с бруцеллезом, помимо ясного определения целей, необходимых ресурсов, деятельности и результатов, будет иметь сильный и незамедлительный эффект, и принесет значительные социальные и финансовые выгоды для республики. Сокращение случаев бруцеллеза как среди животных, так и людей, восстановит уважение к профессии ветеринара и внесет значительный вклад в развитие республики.

III. Улучшение кормовой базы и управления пастбищными ресурсами
Плохое обеспечение кормами, особенно в зимний период
В среднем, если допустить равное распределение кормов среди всего поголовья стада, общее количество кормов в Кыргызстане в расчете на одну молочную корову составляет примерно 2,3 тонны сухого вещества в год. Для сравнения среднее потребление кормов на одну молочную корову в Ирландии составляет от 4,6 до 4,9 тонн сухого вещества в год. Такое сопоставление показывает, что в Кыргызстане количество кормов в расчете на одну голову скота является низким. Это также показывает, что гораздо более важным вопросом является вопрос обеспечения кормов, а не увеличение размера национального стада, а также, что текущая оценка пропускной способности/скотоемкости пастбищ возможно является чрезмерно оптимистичной. Наконец, это убедительно свидетельствует о том, что проблема дефицита кормов будет дальнейшим образом способствовать ухудшению продуктивности скота, в том случае, если сохранится текущая тенденция сокращения продуктивности пастбищ. Другие выводы состоят в том, что:


  • Существующее поголовье стада в республике приближается к пропускной способности пастбищ. Тем не менее, отмечается серьезный дисбаланс в пастбищепользовании, когда летние пастбища используются с недостаточной нагрузкой, а присельные пастбища подвергаются перевыпасу. Фактически, такая ситуация означает, что пропускная способность пастбищ превышает допустимую нагрузку, и вследствие этого способствует снижению продуктивности пастбищ. При проведении опросов в пяти селах разных районов республики более 75% из 370 респондентов отметили, что состояние пастбищ в последнее время значительно ухудшилось. Для политиков и тех, кто занимается планированием сектора животноводства, эти данные важны, поскольку показывают, что значительное увеличение численности с.х. животных невозможно без радикального изменения этой тенденции.



  • Как количество, так и качество зимних кормов является низким; режим кормления животных характеризуется дефицитом основных питательных веществ, энергии и белка. Низкая продуктивность животных и высокие показатели смертности прочно связаны с недостаточно качественными кормами в зимний период и ранней весной. Многие животные теряют половину веса в зимнее время. Например, при поддержании живого веса в зимний период, дополнительный привес одной головы КРС может быть увеличен до 200 кг в возрасте 30 месяцев, что может принести дополнительный доход в сумме 6000 сомов.




  • Фермеры имеют недостаточные знания как о животноводстве, так и о методах хозяйствования. Все заинтересованные лица в секторе животноводства нуждаются в дополнительном обучении и в информации о скотоводстве, здоровье животных, безопасности пищевых продуктов и вопросах качества. Существующие знания частично устарели, необходим приток новых идей и концепций.


Повышение устойчивости пастбищепользования
Устойчивость пастбищепользования существенно важный вопрос. Недовыпас на летних пастбищах приводит к зарастанию сорной растительностью и к перевыпасу на присельных пастбищах, вследствие чего сокращается продуктивность скота. Основные вопросы: i) интеграция использования летних пастбищ с другими пастбищами; и ii) краткосрочные меры, направленные на то, чтобы разрешить мелким скотовладельцам использовать летние пастбища. Кроме того, мелкие владельцы должны иметь стимулы для сотрудничества для выпаса скота на более отдаленных пастбищах. Необходимо начать пропагандировать ротационный выпас на пастбищах всех типов.
Существующая институциональная и политическая база отражает незавершенность и спонтанность мер, направленных на решение вопросов в изменяющихся условиях; и регулятивные полномочия рассредоточены между различными государственными структурами. Текущая практика по управлению пастбищными ресурсами сохраняет многие положения нормативного регулирования, характерные для советской эры, исполнение которых в основном игнорируется. Распределение пастбищных земель между тремя уровнями государственного управления подрывает интегрированный процесс передачи этого единого и неделимого природного ресурса в пользование. Такая фрагментированность административной ответственности значительно затрудняет устойчивое пастбищепользование. Надлежащий подход к управлению должен обеспечивать интегрированное использование всех пастбищ ресурсов и их сезонное использование с учетом циклов вегетационного роста и отдыха. Такая система пастбищеуправления может быть применена в настоящее время вследствие меньшего поголовья стада (по сравнению с периодом до независимости), что позволяет обеспечить ротационное использование и периодический отдых пастбищных участков.
В Кыргызстане уже накоплен значительный опыт в области пастбищепользования в ходе реализации пилотных проектов в рамках Проекта развития овцеводства, Проекта трансграничного биоразнообразия в Центральной Азии. Модели укрепления сельских сообществ успешно созданы в рамках Проекта Сельских Инвестиций, в частности в сфере коллективного планирования инвестиций и использования коммунальной собственности. Полученные результаты хорошо разработанных и реализованных пилотных проектов по пастбищепользованию можно использовать при формулировании национальной политики, соответствующего законодательства, а также для будущих кампаний по информированию населения и укреплению организационно-кадрового потенциала.
Увеличение количества и улучшение качества зимних кормов
Согласно оценке зимние корма в пересчете на эквивалент одну условную овцу составляют лишь половину от их количества в период до обретения независимости. Помимо этого, укос на сено проводится на весьма зрелой стадии, что приводит к низкой энергетической и белковой ценности кормов, и плохое хранение или сушка приводят к ухудшению их качества. Потеря энергетической и питательной ценности заготовленных кормов во время укоса и при хранении сена составляет порядка 40%, что приводит к весьма низкой продуктивности животных в зимнее время. Программа по улучшению качества кормов должна преследовать цель поощрять фермеров производить укос на более подходящей стадии роста и минимизировать потери в поле, в период хранения и раздачи корма.
Регулируемое воспроизводство
В системах пастбищного животноводства ягнение должно происходить весной, во время появления новых трав, чтобы обеспечить обильное питание овцематок и достаточное количество молока для вскармливания ягнят. Как и в овцеводстве, отел коров должен происходить весной, чтобы в период ранней лактации, когда животным требуется оптимальное питание, они могли получить его. В таких странах, как Ирландия и Новая Зеландия, отел большинства коров происходит каждый год (в ином случае осуществляется их забой) и в большинстве случаев в период появления трав. Для решения этих вопросов следует провести новую программу по улучшению овцеводства и молочного КРС (см. ниже). Такая программа должна проводиться наряду поддержкой частных услуг по искусственному осеменению.
Расширение эффективных консультационных служб
Повышение продуктивности систем животноводства не столько зависит от улучшения качества племенного материала, сколько является конечным результатом наличия качественных производственных ресурсов и доступа к информации и знаниям. Необходимо повысить знания и навыки фермеров в области животноводства, питания скота и пастбищного хозяйства, что обеспечит сильный толчок к переменам и улучшению ситуации в отрасли на данном этапе развития. Кыргызская республика в результате благоприятной ситуации может пользоваться преимуществами таких инициатив. Сельские консультационные службы в настоящее время имеются в каждом районе, что обеспечивает структуру для проведения образовательной, информационной и консультационной работы. Центр сельскохозяйственной подготовки, созданный в рамках проекта ПВСХУ, накопил уникальный опыт по разработке учебных программ и материалов, и практическому обучению в Кыргызстане. В целях оптимизации ответной реакции на нужды животноводства возможности ССК можно укрепить за счет найма дополнительных специалистов, которые будут выполнять специализированные задания.
IV. Создание благоприятных условий для активного агроперерабатывающего сектора
Существует значительный неудовлетворенный спрос на продукты животноводства. Потребители тратят больше денег на товарные продукты животноводства в основном по причине повышения реальных цен, но при незначительном увеличении физического потребления как результата ограниченного предложения. Например, в 2000-2003 гг. отмечается 12% увеличение расходов на баранину, но 10% сокращение физического потребления. Домохозяйства были готовы сохранить долю бюджета, выделенную на покупку баранины, однако повышение цен означало сокращение уровней фактического потребления. В такой ситуации оптимальной ответной реакцией на ограниченное предложение является увеличение производства и повышение эффективности рынков.
Анализ спроса показывает, что растущий спрос превышает способность товаропроизводителей увеличить предложение. Медленная реакция со стороны предложения представляется более значительным сдерживающим фактором для роста сектора животноводства, чем ограничения со стороны спроса. В результате продукты кыргызских животноводов пользуются относительно высоким спросом, и они не должны “гоняться за рынком”. Однако задача для сектора животноводства состоит в том, чтобы сохранить свою долю на внутренних рынках в условиях повышения конкуренции со стороны импорта.

В целом, несмотря на рудиментарный характер институциональной и физической рыночной инфраструктуры, рыночные цепочки поставки животноводческих продуктов, при заметном исключении шерсти, функционируют достаточно эффективно. Ни один из участников рыночной цепи не получает дохода, в значительной степени превышающего его вклада или роли в общем процессе маркетинга. За исключением шерсти, товаропроизводители, как правило, получают положительные доходы на произведенные расходы, и обычно их выручка превышает выручку товаропроизводителей в других странах с переходной экономикой. Например, цены на мясо, получаемые кыргызскими фермерами, сопоставимы с ценами, выплачиваемыми фермерам в Новой Зеландии. По контрасту цены на шерсть составляют около 25% от предполагаемой международной цены.


Тем не менее, высокие транзакционные затраты (ввиду плохой инфраструктуры, ограниченной информации, слабого исполнения контрактов и коррупции) продолжают служить формой налогообложения мелких фермеров, поскольку они имеют плохой доступ к информации и страдают от слабо развитых систем комплектования товара. Коммерциализации продуктов животноводства в основном способствовал неформальный сектор посредников. Они полностью используют свои преимущества при заключении сделок с мелкими фермерами и перерабатывающими предприятиями. Хотя такая ситуация способствует росту рынков животноводческих продуктов, она не ликвидирует основополагающих сдерживающих факторов, в частности: плохой доступ к информации, слабые системы комплектования товаров, ненадлежащее исполнение контрактов, плохо развитые связи между товаропроизводителями и переработчиками. Благодаря этим факторам посредники процветают. Предпринимаются попытки решить эти проблемы посредством формирования ассоциаций товаропроизводителей (напр., ассоциация овцеводов), которые должны служить базой для повышения качества продуктов и укрепления деятельности по маркетингу продукции. Необходимы дальнейшие усилия по развитию маркетинговых объединений для товаропроизводителей, которые, однако, должны быть более тесно связаны с рынками сбыта и перерабатывающими предприятиями. В этой связи Центр конкурентоспособности агробизнеса (ЦКАБ), созданный в рамках Проекта агробизнеса и маркетинга (ПАБМ), в настоящее время концентрирует свои усилия на привлечении покупателей для кыргызских продуктов животноводства (шкур, туш, сухого молока и т.п.) в соседних странах (Китай, Казахстан) и на более отдаленных рынках сбыта (ОАЭ, Россия).
Институциональная среда и стандарты управления на рынках сельскохозяйственных продуктов слабо развиты, в результате чего возникают разные проблемы:


  • Несмотря на наличие законов и правил, их применение непредсказуемо и часто используется в целях получения неофициальных доходов, например, возмещение (экспортного) НДС обычно требует значительных взяток до его компенсации.




  • Существует законодательство и правила по регистрации и налогообложению частных предпринимателей, занимающихся производством пищевых продуктов, однако на внутреннем рынке преобладают продукты нелицензированных переработчиков, которые не платят налоги и не соблюдают требований к санитарии или безопасности продуктов. Это не только представляет основной риск для здоровья населения, но также в значительной степени тормозит развитие формальной и зарегистрированной частной перерабатывающей индустрии, поскольку она не способна конкурировать с не облагаемыми налогами и не регулируемыми операторами.




  • Отмечается общий дефицит форвардных контрактов между переработчиками и покупателями, в особенности для продуктов овцеводства; основной проблемой является низкое доверие к системе права и исполнению контрактов.




  • Проблема, с которой сталкиваются товаропроизводители как сырьевых, так потребительских товаров, заключается в отсутствии независимой сертификации или верификации качества. Поскольку многие продукты животноводства в настоящее время пользуются высоким спросом, проблема носит скрытый характер, ввиду того, что отсутствие способности вести переговоры о заключении торговых сделок компенсируется конкуренцией среди покупателей, однако при увеличении предложения эта ситуация может перерасти в серьезную проблему.


Укрепление возможностей мелких товаропроизводителей при заключении сделок
Товаропроизводители получают выгоды от создания маркетинговых ассоциаций в определенных сферах. Тем не менее, следует подчеркнуть, что такие объединения следует создавать лишь при наличии очевидных маркетинговых связей между товаропроизводителями и при наличии спроса на такую интервенцию. Лучшим примером является молочный сектор, где как товаропроизводители, так и переработчики получают очевидные выгоды при создании маркетинговых объединений на базе холодильных емкостей для хранения молока. Это позволяет большой группе индивидуальных товаропроизводителей заключать стабильные контракты с местными перерабатывающими предприятиями и вступать в тесные взаимоотношения с участниками цепи поставки товаров. На базе результатов работы других доноров (например, GTZ) по созданию объединений товаропроизводителей ЦКАБ в настоящее время концентрирует усилия на укреплении ориентировки уже существующих объединений на маркетинг.
Другим примером является сектор заготовки шерсти; переработчики и экспортеры сталкиваются с огромными проблемами при формировании достаточных партий товара для отгрузки или закупки. Товаропроизводители в определенном районе могут создать маркетинговую ассоциацию, что позволит им формировать партии товара (шерсти) для непосредственной реализации переработчикам без вовлечения торговых посредников. Большие партии товара также способствуют улучшению их позиции при заключении торговых сделок и для повышения продажных цен. Такие объединения также могут служить платформой для обеспечения консультационных услуг, необходимых для повышения эффективности и устойчивости сектора. Ожидается, что такие меры приведут к увеличению местного перерабатывающего потенциала и созданию малых и средних предприятий (МСП) в сельскохозяйственном секторе. В отчете детально представлены перечисленные и прочие рекомендации, а также сферы для потенциальной инвестиционной поддержки.

V. Роль органов государственного управления
Государственные учреждения, которые занимаются вопросами экономики животноводства разработкой политики в области животноводства, не учитывают новую среду, создавшуюся в результате появления большого числа частных мелких владельцев. В настоящее время мелкие фермеры доминируют в производстве кыргызских продуктов животноводства, и эта группа товаропроизводителей является наиболее динамичным звеном в сельскохозяйственном секторе. Национальные стратегии и программы необходимо сфокусировать на поддержке и обеспечении устойчивости этого роста как основного источника экономического развития и сокращения бедности. Развитие и рост кыргызского сектора животноводства будут определяться силами рыночного спроса и предложения, и для обеспечения этому сектору необходимых стимулов и поддержки требуются эффективные вспомогательные услуги, национальная политика и нормативно-правовая среда.
До настоящего времени государственная политика не всегда отвечала растущей коммерческой ориентации с.х. производителей. Действительно, весьма часто государственная политика создает неверные ожидания среди участников цепочек поставки товарных продуктов животноводства. Такие ожидания могут быть связаны с надеждой на государственную поддержку или с опасениями по поводу неправомерных рыночных интервенций, ограничивающих заинтересованность частных агентов в расширении деятельности в секторе из-за боязни риска инвестиций. Непредсказуемость и непоследовательность политических заявлений и программ подрывают доверие к ним субъектов частной экономики. В силу этого, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики животноводства, важно ясно и реалистично определить роли и обязанности государственного сектора. Программы и стратегии должны быть последовательными и полностью отвечать общим направлениям сельскохозяйственной и макроэкономической политики.
При анализе приоритетов государственной деятельности в секторе животноводства МСВХиПП необходимо помнить о важности оптимального использования ограниченных ресурсов, что означает ограничение масштаба деятельности и повышение экономической эффективности тех направлений деятельности, за которые несет ответственность государство. Это также означает признание того факта, что клиентами, как сегодня, так и в будущем, являются не несколько крупных операторов, а большое число мелких владельцев. В соответствии с этим необходимо разработать как услуги, так и механизмы для их обеспечения. Рассмотрим два конкретных вида деятельности: селекционно-племенная работа не является приоритетной деятельностью для правительства, но поддержка развития эффективных частных служб по искусственному осеменению является надлежащим приоритетом; производство кормов не является надлежащей задачей для правительства, но поддержка роста частной индустрии семеноводства, которая обеспечит качественные семена кормовых культур, является надлежащей. Оценка кыргызской отрасли животноводства, подытоженная в отчете и в заключительной матрице приоритетных действий, показывает, что ключевыми направлениями, требующими политического внимания и эффективной программы реализации, являются: здоровье животных, управление пастбищными ресурсами, распространение знаний и технологий, и прикладные исследования (в особенности для улучшения практики животноводства), качество и безопасность пищевых продуктов.


следующая страница >>



Чтобы сохранить любовь, нужно что-то еще, кроме любви. Натаньел Бранден и Диверс Бр
ещё >>