Е. А. Смолин, студент 4 курса историко-филологического факультета бгпу народные волнения в тибете в 2008 году - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа и учебно-методические рекомендации к спецкурсу... 1 212.45kb.
Идиостиль олицетворения в стихотворениях боготольской поэтессы антонины... 1 47.22kb.
Климов Евгений Александрович Родился 1 96.87kb.
Студентки VI курса филологического факультета спбГУ 1 17.55kb.
Программа курса история новейшего времени (послевоенный период) 1 272.24kb.
Студент 6 курса медицинского факультета Мордовского госуниверситета им. 1 21.49kb.
Решением Ученого Совета физического факультета мгу «25» сентября... 1 29.78kb.
Студент 6 курса медицинского факультета Мордовского госуниверситета им. 1 53.71kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов историко-филологического... 4 575.7kb.
Методические рекомендации к изучению курса для студентов II курса... 3 510.49kb.
Реферат Иммунология слизистых оболочек студент 5 курса 16 группы... 1 197.02kb.
Шардза Таши Гьяльцен Капли сердца дхармакайи. Практика дзогчен традиции бон 11 1582.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Е. А. Смолин, студент 4 курса историко-филологического факультета бгпу народные волнения - страница №1/1

Е.А. Смолин, студент 4 курса

историко-филологического

факультета БГПУ

НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ В ТИБЕТЕ В 2008 ГОДУ

Проблема независимости Тибета является одной из самых острых для правительства Китая. Пекин продолжает настаивать на том, что Тибет является исторической частью Китая, а тибетские власти продолжают добиваться его независимости.

В 1959 году в Тибете вспыхнуло восстание против китайского военного присутствия, Далай-лама был вынужден покинуть Тибет, и с тех пор Далай-лама проживает вместе с тысячами своих соотечественников в Индии, где возглавляет правительство Тибета в изгнании. Он добивается восстановления независимости этого ныне автономного района Китая, но только исключительно мирным путём.

Нынешний Далай-лама много путешествует и выступает с изложением своих религиозных и философских воззрений, основанных на идеях пацифизма, что, естественно, не приводит в восторг официальный Пекин.

Власти Китая неоднократно называли Далай-ламу «сепаратистом, который намеревается отделить Тибет от родины».

С 10 марта 2008 года буддистские монахи стали проводить в Тибете манифестации по случаю 49-й годовщины восстания в Лхасе, закончившегося изгнанием Далай-ламы. Уже 14 марта это противостояние стало наиболее острым. В беспорядках приняли участие не только ламаистские монахи, но и сотни простых горожан1.

Китайские власти отреагировали мгновенно. В Тибет были введены многочисленные отряды милиции, подтягива­лись войска. Журналистов в Лхасу и прилегающие районы не пускали. Официальный Китай признал, что в Тибете было применено огнестрельное оружие: погибли 13 человек. По данным правозащитников, убитых – больше сотни. Тем временем Евросоюз призывал власти КНР проявить сдержанность в разрешении конфликтной ситуации в Тибетском автономном районе Китая.

Китайская пресса, однако, отметила годовщину Тибетско­го Национального Восстания благодарственными статьями, описывающими тибетскую радость по поводу освобождения от столетий феодализма и рабства. Если верить China Daily, помимо других публикаций, то жизнь в Тибете «до освобож­дения» была сущим адом, и жители Тибета теперь счастливы и благодарны быть гражданами Китайской Народной Республики2.

Официальный Пекин не прокомментировал произошедшее. Но 13 марта 2008 года официальный представитель внешнеполитического ведомства страны Цинь Ган заявил, что начавшиеся в Тибете беспорядки являются «политическим спланированным шагом» группы лиц, поддерживающих Далай-ламу, и нацелены на то, чтобы «нарушить нормальную гармоничную жизнь тибетского народа». Вместе с тем, он отметил, что «благодаря работе местных властей и демократическому административному комитету местных храмов ситуация в Лхасе сейчас стабильна». Мы решительно противостоим любым попыткам отделить Тибет от Китая, – подчеркнул Цинь Ган. По его словам, правительство Китая придерживается интересов защиты безопасности и суверенитета страны. Касаясь беспорядков в Лхасе, дипломат заверил, что соответствующие китайские ведомства будут расследовать инцидент по всей строгости закона3.

Главная отличительная черта волнений 2008 года – их размах. Они проходили практически во всех районах проживания тибетцев. Во многом это стало возможным благодаря использованию мобильных телефонов и смс-сообщений для распространения информации об этих акциях. В сегодняшнем Китае это средство общения более популярно, чем Интернет или электронная почта4.

Характерно, что наименьшее количество выступлений произошло именно в Западном Тибете, районе, который пока не охвачен сетью мобильной связи, в отличие от других регионов, в то время как основная масса пришлась на Восточный Тибет и провинции Цинхай и Сычуань, где эта связь была развита. Причем, как только полицией были подавлены протесты в монастырях, они тут же закончились по всей территории5.

Если раньше протесты, в основном, организовывались и возглавлялись монахами, то теперь в них оказались вовлеченными представители самых разных слоев общества - школьники, студенты, интеллигенты, рабочие, крестьяне, кочевники, а также студенты-тибетцы, обучающиеся в Пекине и других городах. Уровень вовлеченности в социальный протест на этот раз оказался беспрецедентным6.

Основными требованиями митингующих были далеко не требования независимости. Преобладали требования к Китаю позволить Далай-ламе вернуться в Тибет, а также соблюдения прав человека. Протесты в Лхасе были направлены не только против КПК и китайского руководства, но также и против простых китайцев – поджигались китайские магазины, этнических китайцев избивали7.

В других районах Тибета пострадали помещения КПК, на место китайского флага водружался тибетский, однако нападения на этнических китайцев были единичными. Собственно, главной причиной, почему китайцы оказались мишенью для нападений, стал диспаритет между «успешными» иммигрантами из Китая и тибетцами. Китайцам принадлежат отели, рестораны, магазины, их успешность, что называется, на виду. А вот в сельских районах этот диспаритет заметен менее, и поэтому там меньше проблем на экономической почве. Но трения, разумеется, и тут дают о себе знать8. В последние годы это соперничество обострилось и вылилось в волнения.

Из-за того, что нынешние волнения приобрели широкомасштабный размах, и в них участвовали представители всех слоев тибетского общества, правительство не смогло сосредоточить репрессивные меры только на какой-то одной части общества, например, на монастырях. Репрессиям подверглось все тибетское общество. Власти стремятся установить тотальный контроль на всех уровнях, и это напоминает людям печальные времена культурной революции. Это касается не только тех, кто находится в заключении в ожидании предъявления обвинения. В школах, колледжах, учреждениях тибетцы должны писать письма, полные самокритики. Того же требуют и от тибетцев, обучающихся в китайских университетах. Но главный удар этой кампании направлен на людей, проживающих в Тибете9.

В этой ситуации любопытна позиция Далай-ламы. В своем видеоинтервью он официально подчеркнул, что «Мы целиком и полностью привержены сохранению Тибета в составе Китайской народной республики ­­– это в наших собственных интересах. Тибет – материально бедная страна без выхода к морю и с маленьким населением, так что в наших интересах – оставаться в составе КНР. Но при этом у нас есть собственный язык, изысканное культурное наследие и очень богатая буддийская традиция. Это касается не только шестимиллионного тибетского народа, но и большого числа людей по всему миру, которые разделяют ту же буддийскую культуру. Лучший способ сохранить культуру и защитить природу – это позволить жителям Тибета самостоятельно распоряжаться всем, за исключением иностранных дел и обороны, – образованием, экономикой и, конечно, религиозными вопросами – одним словом, нужна автономия. Китайская конституция сейчас гарантирует всем этническим группам Тибета статус автономии. В китайских документах о правах меньшинств – на бумаге – всё очень хорошо. Но эти законы не соблюдаются»10!

Так же ситуацию обостряли и западные страны, которые собирались бойкотировать Летние Олимпийские игры в Пекине. Однако реальной помощи Запад так не предпринял - он не хочет ссориться с такой сильной державой как Китай. Поэтому вся помощь Тибету заключается только на бумаге. Китай просто «атаковали» газеты западных держав. А Пекинское руководство специально сделало открытым доступ к зарубежной прессе. Китайские граждане были шокированы. Люди недоумевали: как могут иностранцы поступать так плохо по отношению к Китаю, который так любят и уважают во всем мире? После апрельских акций протеста в Лондоне и Париже сотрудница Министерства иностранных дел КНР в России с грустью заметила: «Китай улыбается миру, но мир не отвечает улыбкой». Она подчер­кивала: протесты против нарушения Пекином прав человека и его политики в Тибете глубоко обидели китайский народ11.

Китай – страна с обостренным ощущением национальных интересов в узком смысле этого понятия. Для Китая самый важный раздел Устава ООН – тот, что запрещает вмешательство во внутренние дела других стран12.

Позиция Китая по этому вопросу однозначна – сохранение территориальной целостности страны, поскольку любой сепаратизм представляет угрозу для развития Китая. «Защита единства и территориальной целостности страны и достоинства нации - именно в этом заключаются высшие интересы китайского народа. Мы ни в коем случае не сделаем каких-либо уступок по этому вопросу», – отметил заместитель заведующего Отделом Единого фронта ЦК КПК Чжу Вэйцюнь13.

На сегодня самая большая проблема для Китая - это факт признания Россией Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств. Независимость небольших самопровозглашенных провинций – это один из немногих вопросов, превращающих китайских дипломатов из хладнокровных и расчетливых составителей сметы национальных интересов в яростных борцов за идеологию. Как показали мартовские беспорядки в Тибете, Китай считает вопросы региональной автономии прямой угрозой государству. Он по-прежнему тратит поразительно много времени и сил на попытки изолировать правительство Тайваня. Когда Россия боролась против независимости Косово, Китай твердо стоял на ее стороне14.

Китай решает проблемы, двигаясь по пути построения «гармоничного общества»15. Каждая этническая группа Китая имеет делегатов в Всекитайском Собрании Народных Представителей. С одной стороны Китай экономически развивает регионы: строится бесплатное жилье для крестьян и кочевников, всё начальное и среднее образование для тибетцев бесплатное. Это же касается и медицинского обслуживания. Прокладываются автомобильные дороги. Железная дорога в Тибет — это и вовсе грандиозный проект: дорога кое-где проходит на высоте более 5000 метров над уровнем моря. Ее функционирование решает множество экономических проблем развития Тибета. Но с другой стороны Китай совершенно не учитывает национальных интересов: в Тибет приходит цивилизация, которая не способствует сохранению традиционного уклада жизни16.

В Тибете изначально существовали и существуют свои представления о «пути в небо светлого будущего». Эта проблема порождает зоны умалчивания. Нет возможности обсуждать идеологические постулаты, нельзя откровенно говорить о межнациональных проблемах. Противоречиями пользуются разные круги, стараясь создать впечатление, что напряжения гораздо больше, чем есть на самом деле17.

Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года. Недовольство тибетцев понятно – как можно убедить целый народ, что его боги и святые должны назначаться в Пекине? Еще труднее убедить в этом буддистов из других стран, которые к Пекину вообще не имеют никакого отношения. А именно это и пытаются сделать в китайской столице, где 1 сентября 2007 года Госуправление по делам религий ввело в действие положение, согласно которому все перерождения подлежат утверждению госорганами КНР. Сегодня китайские власти явно выжидают, пока нынешний Далай-лама XIV, которому уже за 70, скончается. Тогда можно будет «выбрать» своего, лояльного далай-ламу. Но навязать его тибетцам вряд ли удастся18.

17 февраля 2009 года в честь 50-й годовщины проведения демократической реформы в Тибете во всех крупных кинотеатрах страны начал демонстрироваться документальный фильм «Тибет сегодня и в прошлом»19.

По словам заместителя заведующего Отделом пропаганды ЦК КПК, главы Пресс-канцелярии Госсовета КНР Ван Чэна, «фильм со всей убедительностью подтверждает тот факт, что Тибет издревле является частью Китая, и разоблачает темноту и жестокость феодально-крепостнического режима старого Тибета. В нем живо отражены огромные перемены в социальном облике и жизни местных жителей после осуществления демократической реформы»20.

А 5 марта 2009 года на страницах Интернет-сайта News.ru появилась страничка, на которой говориться, что «Власти Китая неофициально ввели военное положение в районах проживания этнических тибетцев в пятидесятую годовщину неудавшегося антикитайского восстания. После прошлогодних массовых протестов в Тибете и их жесткого подавления гнев тибетцев против Китая в монастырях и в деревнях не ослабевает, и китайские лидеры приготовились к худшему, направив в регион крупный воинский контингент»21.

Пекин превратил Лхасу в осажденный город и наводнил столицу горного Тибета тысячами полицейских, агентов, солдат. Официально комендантский час не был объявлен, но силы безопасности контролировали весь город. Китайский президент Ху Цзиньтао в Пекине объявил о создании «Великой стены стабильности против сепаратизма», которой будет окружен Тибет22.

Теоретически, между находящимся в изгнании духовным лидером тибетских буддистов Далай-ламой и властями Китая нет неразрешимых противоречий. Далай-лама выступает за автономию, а не за независимость; в официальном заявлении китайских властей по Тибету говорится, что они «считают региональную этническую автономию в местах компактного проживания этнических сообществ главным политическим методом решения этнических вопросов»23.

Разумнее всего было бы вернуться к условиям соглашения 1951 года, которое давало Тибету примерно те же права, что сегодня предоставлены Гонконгу. Причем, как и в случае с Гонконгом, права Центра можно записать в соответствующем документе, который гарантировал бы права проживающих на сегодняшний день в Тибете ханьцев, оговорил бы состав представительного органа (обеспечив там большинство, дружественно настроенное по отношению к Пекину) и порядок назначения приемлемого для Пекина главы администрации. Можно сделать и так, что далай-лама, вернувшись в Лхасу, будет играть исключительно духовную, а не политическую роль, потребовать от него других уступок. Но для всего этого необходимо начать серьезные переговоры.

Подобное решение, основанное на взаимном компромиссе, успокоило бы ситуацию и сохранило бы для мира уникальную цивилизацию. В противном случае Тибет ожидают периодические беспорядки, приводящие к новым жертвам и значительно подрывающие международный авторитет Китая.



1 Г Кларк «Тибет и олимпийские игры» [Электронный ре­сурс]. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/240384/html.

2 Иен Бурума «Бремя Китая» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.inosmi.ru/translation/248539/html.

3 «Китай решительно против вмешательства во внутренние
дела других стран под предлогом проблемы прав человека»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian. xinhuanet .com/russian/2008/03/13/content_595400.

4 Г Кларк «Тибет и олимпийские игры» [Электронный ре­сурс]. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/240384/html.

5 Там же.

6 «Три точки зрения на ситуацию в Тибете: глазами правоза­щитника, журналиста и ученого-китаиста» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://newtimes.ru/magazine/2008/issue (24 марта 2008).

7 Лукин А.В. «Тибетская проблема Китая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.savetibet.ru/2008/05/l6/

8 «Три точки зрения на ситуацию в Тибете: глазами правоза­щитника, журналиста и ученого-китаиста» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://newtimes.ru/magazine/2008/ issue058 (24 марта 2008).

9 «Китай решительно против вмешательства во внутренние
дела других стран под предлогом проблемы прав человека»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian. xinhuanet.com/russian/2008/03/13/content_595400.

10 «Далай-лама предлагает России вступить в НАТО» [Элек­тронный ресурс]. - Режим доступа http://www.savetibet.гu/2008 /08/22/page,l, dalai_lama.

11 Кишоре Махбубани «Точка зрения Китая на Тибет» [Элек­тронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.inosmi.ru/ translation/241007.html 25.04.2008.

12 «Китай решительно против вмешательства во внутренние
дела других стран под предлогом проблемы прав человека»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian. xinhuanet.com/russian/2008/03/13/content_595400.

13 Лукин А.В. «Тибетская проблема Китая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.savetibet.ru/2008/05/l6/

14 Александр Адлер [Электронный ресурс]. «Российско-грузинский кризис и эффект бумеранга» 22 сентября 2008 http://www.inosini.ru/ translation/244146.html.

15 Г Кларк «Тибет и олимпийские игры» [Электронный ре­сурс]. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/240384/html.

16 Там же.

17 Там же.

18 Лукин А.В. «Тибетская проблема Китая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.savetibet.ru/2008/05/l6/

19 Жемин жибао «фильм «Тибет сегодня и в прошлом» демонстрируется в Китае» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31516/6595553.html.

20 Там же.

21 Santa Mouse «В Тибете введено военное положение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/world/05

22 Франческо Сиши «Пулеметы, нацеленные на монастыри» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http//www.inopressa.ru/article/ 10Mar2009/lastampa/tibet.html.

23 Кишоре Махбубани «Точка зрения Китая на Тибет» [Элек­тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/ translation/241007.html 25.04.2008.





Диссертация среднего доктора философии есть не что иное, как перетаскивание костей с одного кладбища на другое. Фрэнк Доуби
ещё >>