Два великих начала искусства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Первая. A. M. Васнецов о природе и сущности искусства § 1 182.69kb.
Руководство по чтению великих произведений-Мортимер Адлер Как читать... 17 13235.3kb.
Рой Медведев Солженицын и Сахаров 23 3568.71kb.
Конспект урока по теме: «Футуризм как направление искусства начала... 1 56.25kb.
С. А. Ильин и отражение деятельности Пермской городской думы в стихотворных... 1 47.19kb.
Ошер Яковлевич Басин Филателистический словарь от составителя 12 2978.56kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 1 236.66kb.
Предпосылки великих революций в торговле Направления Великих географических... 1 171.61kb.
85 Искусство. Искусствознание 1 38.31kb.
Программа по истории для 6 класса 2 280.95kb.
Владислав Татаркевич История шести понятий 20 4899.09kb.
Анна петровна керн 1 15.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Два великих начала искусства - страница №1/1

5 Класс.

Раздел: Слово и музыка.

Тема: Два великих начала искусства

Цель: Проследить на музыкальных примерах Глинки и Шуберта, как творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение.

Задачи:

1.Учить находить особенности стихотворения (мелодичность, ритмичность, благозвучность слов, которые легко поются), что бы оно стало основой музыкального произведения.

2.Развивать логическое мышление, разговорную речь, вокально-хоровые.

3. Закрепить фамилии композиторов и их произведения, их отличительные черты.



Мsoundузыкальный материал:

  1. M. Глинка. «Я помню чудное мгновенье...» Стихи А. Пушкина 5-I-А-4

  2. Ф. Шуберт. В путь. Из цикла «Прекрасная мельничиха». Стихи В. Мюллера. 5-I-А-5

1music Таривердиев. Маленький принц. Ст. Н. Добронравова

2 Шуберт. В путь. Ст. Мюллера.



Дополнительный материал: аккордеон, магнитофон, учебник 37 - 44, 19 – 20. Портрет Глинки, Шуберта, Пушкина, наглядность сборников Мюллера – Шуберта, слайды.

Дополнительные слова: цикл, романс, песня, благозвучие слов, ритм, мелодичность, литература, музыка, вокальный жанр.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Рассаживание по местам.


II. Подготовительная часть.

  1. Познакомить с темой урока (слайд, на доске).

  2. Обратить внимание на портреты, висящие на доске. Люди, каких искусств представлены? (литература, музыка).

  3. Чем они связаны мы узнаем в течении урока.




    1. Основная часть. Два великих начала искусства.


1. Пушкин – Глинка. «Я помню чудное мгновенье…»

Слайд 2.

  1. Два создателя одного романса, посвященного двум женщинам с одной фамилией: Керн – мать, Анна Петровна, и дочь, Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая - Глинку на создание шедевра музыкального.




  1. Год создания: 1840. Автограф не обнаружен. Впервые издан М. Бернардом в 1842 году.

Автор текста: А. Пушкин. Стихотворение «К***». Написано между 16 и 19 июля 1825 года; издано в «Северных цветах на 1827 год». Александр Сергеевич восхищался Анной Петровной, она была не только красивая, но и милая, добрая женщина.


  1. В 1826 году Михаил Глинка познакомился с Анной Керн в поместье его сестры

Ольги, а весной 1839 года Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны

Екатериной Керн и влюбился в нее. Они собирались пожениться, но, к сожалению

этого не произошло. Историю своих отношений с ней Глинка описал в третьей части своих «Записок». Одна из записей: [декабрь 1839 года]: «Зимою приехала матушка и остановилась у сестры, я потом и сам туда переехал. [7] Е. К. [Екатерина Керн] выздоровела, и я написал для нее вальс на оркестр B-dur. Потом, не знаю по какому поводу, романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
4. Романс М. Глинки построен таким образом, что каждая строфа, в соответствии с ее литературным содержанием, имеет и свое музыкальное оформление. Достижение этого особенно заботило Глинку. Об этом есть специальное упоминание в воспоминаниях А. П. Керн: «[Глинка] взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою: «Я помню чудное мгновенье…», чтобы положить их на музыку, да и затерял их, бог ему прости! Ему хотелось сочинить на эти слова музыку, вполне соответствующую их содержанию, а для этого нужно было на каждую строфу писать особую музыку, и он долго хлопотал об этом».

5. PS. Последняя встреча А. П. Керн и Глинки состоялась в 1855 году. «Когда я вошла, он меня принял с признательностью и тем чувством дружества, которым запечатлелось первое наше знакомство, не изменяясь никогда в своем свойстве. (…) Несмотря на опасение слишком сильно его расстроить, я не выдержала и попросила (как будто чувствовала, что его больше не увижу), чтобы он пропел романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», он это исполнил с удовольствием и привел меня в восторг! (…)

Через два года, и именно 3 февраля (в день именин моих), его не стало! Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина, и я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих!».






  1. M. Глинка. «Я помню чудное мгновенье...» Стихи А. Пушкина в исполнении Сергея Лемешева.

  • Певец (лирический тенор) в театре.

  • Выступал как камерный певец народных песен в вокальной лирики Чайковского (в 1938-1939 исполнил все его романсы).

  • Оперный режиссер.

  • Снимался в кино (главная роль в фильме «Музыкальная история).

  • Вел циклы передач на всесоюзном радио.

  • Руководил кафедрами в Московской консерватории.

  • Был руководителем вокальной группы.


Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без глинкинской интонации. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений.
2. Мюллер – Шуберт. Музыкальный цикл «Прекрасная мельничиха» «В путь».

1. Стихи Мюллера написаны в фольклорном духе, образцом для них послужил знаменитый сборник народных текстов «Чудесный рог мальчика», составленный известными немецкими поэтами-романтиками Ахимом Арнимом и Клеменсом Брентано. Народность поэзии Мюллера высоко ценил Гейне. Стихи Мюллера очень музыкальны. «Я не умею ни играть, ни петь, — писал поэт, — но когда я сочиняю стихи, я тем не менее и пою и играю. Если бы я умел выразить те напевы, что звучат во мне, мои стихи нравились бы больше, чем нравятся теперь... Может быть, и найдется сочувствующая душа, которая обнаружит напевы, скрытые в словах, и возвратит их мне».

2. Такой сочувствующей душой оказался Шуберт, познакомившийся со стихами Мюллера случайно. По не вполне достоверным воспоминаниям приятеля, композитор как-то зашел к нему и, ожидая, когда хозяин освободится, принялся в одиночестве листать первую попавшуюся книгу. Стихи сразу же так захватили его, что Шуберт сунул книгу в карман и поспешил домой, где немедленно принялся за сочинение. Лишь через несколько дней композитор признался в совершенной краже. Шуберт включил в свой цикл 20 стихотворений Мюллера и работал над ним в Вене, предположительно, летом 1823 года, завершив в начале следующего. Летом 1824-го он поехал в Желиз, венгерское имение графа Эстергази фон Таланта, вновь, как и 6 лет назад, пригласившего его в качестве домашнего учителя. Здесь Шуберт познакомился с близким другом семьи Эстергази, 25-летним тенором-любителем бароном Карлом фон Шёнштайном, которому аккомпанировал в домашних концертах. Ярый приверженец итальянской оперы, Шёнштайн, однако, увлекся песнями Шуберта и впоследствии стал одним из лучших исполнителей его музыки. Особенно нравилась Шёнштайну «Прекрасная мельничиха», которая и была посвящена ему. Хотя первое публичное исполнение цикла состоялось в Вене лишь 32 года спустя после создания, песни из него сразу вошли в репертуар любительского музицирования. Этому способствовало венское издание, осуществленное непосредственно после сочинения, в 3 тетрадях на протяжении февраля—августа 1824 года.

«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.



Первые песни по-юношески радостны и беззаботны, полны весенних упований и нерастраченных сил. №1, «В путь» («В движенье мельник жизнь ведет») — одна из самых известных песен Шуберта, настоящий гимн странствиям.




IV. Вокальная часть.

Ф. Шуберт. В путь. Из цикла «Прекрасная мельничиха». Стихи В. Мюллера.

  • Прочитать стихотворение. Выбрать темп (быстрый), Характер мелодии (скачки,

поступенные ходы, распевы, повторы мелодии).

  • Разучить мелодию 1-го куплета. Обратить внимание на репризы, диминуэндо

в конце куплета, ход мелодии.

  • Исполнение под аудио запись.


Таривердиев. Маленький принц. Ст. Н. Добронравова.

  • Как называется песня, которая была написана благодаря сочинению

Антуана де Сент-Экзюпери?

  • Исполнение песни выразительно, в характере.


V. Заключительная часть.

  • О каких искусствах мы говорили сегодня?

  • Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке? Привести примеры.

  • Какой музыкальный жанр у нас преобладал на уроке: сценический, инструментальный, вокальный, вокально-инструментальный?


VI Домашнее задание.

Найти примеры современных песен одновременно являющихся самостоятельным стихотворением и песней.




Для правящего большинства наибольшую опасность представляет меньшинство в собственном лагере. Аминторе Фанфани
ещё >>