«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Савва Сторожевский - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок (Духовное краеведение, История, мхк) «Савва Сторожевский- святой... 1 28.24kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... 1 128.23kb.
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур... 1 66.64kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... 1 124.41kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... 1 134.27kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... 1 86.7kb.
Религоведение 5 1182.22kb.
Тематическое планирование № п/п Тема урока Задачи урока Основные... 1 150.07kb.
Преподобный Серафим Саровский Духовные наставления инокам и мирянам 11 570.45kb.
Торжественные дни августа 1 61.68kb.
Диалог культур (философия, психология, педагогика) 1 220.9kb.
Классный час. Цель : повышение уровня знаний учащихся в области истории... 1 117.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный - страница №1/1



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 5

Московская обл., Красногорский м.р.
Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия

для учащихся 6 класса

на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Савва Сторожевский – ученик игумена земли Русской».
Автор: Митник Г.Л.., учитель ДКП

Тема учебника ДКП: «Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Сторожевскому».

Цель урока:

- дать знания о великом русском святом Савве Сторожевском и объектах культуры, связанных с его именем;

- раскрыть христианские добродетели: христианская любовь, долготерпение, милосердие, смирение, послушание;

- показать значение феноменов православной культуры в истории России, в ходе ее исторического развития: в делах государственных, церковных, бытовых, в переломные моменты войн и испытаний, выпадавших на долю нашей Родины;

- показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: во времена минувшие и сегодня, в современном мире; в славном прошлом России и в ее настоящем.

- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества


Задачи урока:

- вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;

- организовать групповую работу по принципу «диалога мнений»;

- пополнить словарь духовной лексики учащихся;

- научить ориентироваться в духовных категориях;

- закрепить знания, полученные на прошлых уроках.


Средства:

- материалы и иллюстрации учебника ДКП (стр. 120-129);

- мультимедийный диск с учебно-методическим комплексом для общеобразовательных учреждений Московской области.
Задания для опроса: № 2, стр. 127 .
Задания для закрепления: № 3, стр. 128.
Задание на дом: № 6, стр. 129.
Ход урока:

Учитель:

- Ребята, здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Итак, сегодня нам предстоит новое увлекательное путешествие во времени и пространстве. Сегодня мы пройдем новым маршрутом нашего духовного краеведения. И направимся мы сегодня в XIV век, в гости к знаменитому чудотворцу – святому преподобному Савве Сторожевскому и к тому же – нашему ближайшему соседу (ведь совсем неподалеку от нас – Саввино-Сторожевский монастырь, который он сам и организовал, и в котором сегодня он сам пребывает своими чудотворными мощами).
- Но для начала давайте зададимся вопросом: почему это имя так знаменито, почему его подвижническая жизнь привлекала к нему людей и почему сегодня мы, современные люди, помним и чтим его имя, почему сегодня не убавляется поток паломников, стремящихся придти на поклонение этому великому святому?

Ребята:

- Потому что он святой…

Учитель:

- а что именно он совершил? Какой подвиг? В чем именно подвиг его святости?

Класс:

- ???

Учитель:

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к его житию. Раскроем учебник на странице 121 и запишем в тетради тему: «Святой преподобный Савва Сторожевский. Духовные ценности в жизни современного мира и человека».

(На экране выводится изображение фрески Саввино-Сторожевского монастыря- св.прп. Савва Сторожевский).
- Посмотрите внимательно: вот каким доносит до нас облик этого мудрого, доброго, святого старца, посвятившего всю свою жизнь Богу, старинная фреска. Кстати, а что такое «фреска»?
Ребята (с мест):

- Это священное изображение, выполненное красками по сырой штукатурке храма.

Учитель:

- Правильно. А теперь давайте запишем годы жизни святого: ~1328-1406.

- Как давно жил этот удивительный человек? Сколько лет назад? Сколько веков?

Ребята:

- Почти семьсот лет назад!



Учитель:

- Да, правильно. Видите, каким изображен преподобный Савва на этой фреске, каким человеком до нас доносит его история – это уже много переживший, опытный, убеленный сединами, старец. Но ведь и он был когда-то мальчишкой, точно так же, как все - как вы, как я – имел маму и папу, правда, с детства он был особенным мальчиком.

- Он был сыном знатных родителей, происходил из знатного рода. Но при этом – представьте себе! – он любил уединение, избегал шалостей, праздных забав. Есть такие люди, которые ведут себя очень шумно, стараются как бы все время быть на виду, громкие, шумные, крикливые, им все время хочется «показать» себя. А есть другие – какие-то особенные люди: они тихие, задумчивые, самоуглубленные, они выдержанные; очень часто это говорит о том, что у человека есть внутренняя цельность, внутренняя глубина и достоинство, это говорит о глубине человеческой личности. Вот таким человеком с детства и был будущий святой – преподобный Савва. Вдумайтесь только – ему было около 18 лет, когда он пришел к игумену земли Русской – святому преподобному Сергию Радонежскому, о котором мы с вами говорили на прошлом уроке, помните? Кто это такой? Что он основал?

Ребята (с мест):

- Преподобный Сергий.

- Основал Троице-Сергиеву лавру.

- Он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

- И еще благословил и отдал ему двух монахов-воинов: Пресвета и Ослябю.



Учитель:

- Все верно. Так вот именно к нему пришел Савва, когда ему было почти 18 лет. А почему он пришел к нему? Потому что вся Россия знала о батюшке Сергии - об этом удивительном чудотворце, игумене земли Русской, как его называли. А Савва с детских лет решил посвятить свою жизнь служению Богу и пришел к батюшке Сергию, чтобы научиться у него жить по Богу. У кого же было учиться, как не у него?! А теперь представьте: сын знатных родителей, молодой человек, юноша, перед которым еще открыта вся жизнь, - выбирает не карьеру, не должности и звания, не веселую молодую жизнь, а идет в монастырь и становится одним из лучших учеников преподобного батюшки Сергия!

- В монастыре Савва пребывал в постоянном труде, носил грубую одежду, ограничивал свои потребности во сне, чтобы как можно больше времени посвятить Богу, молитве за людей и весь мир. Подвижническая жизнь и мудрость преподобного Саввы привлекала к нему множество людей: к нему шли за помощью и советом. Он пользовался всеобщим уважением и почитанием за свою духовную опытность и рассудительность. Его духовный авторитет был так велик, что после смерти преподобного Сергия Радонежского именно Савва стал настоятелем Троице-Сергиевой лавры.

- Но в 1396 году князь Юрий Дмитриевич Звенигородский обнаруживает в своих землях огромные залежи белого камня и решает возвести в Звенигороде собор, и призывает именно преподобного Савву придти, благословить его дом и заложить около Звенигорода новую обитель. Преподобный Савва согласился и началось строительство. Так и возник в 1405 году среди непроходимого леса храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, потому что именно Ей и молился преподобный Савва о помощи, и Она помогала ему! Позднее вокруг этого храма и образовался монастырь, который сегодня носит название Савино – Сторожевский. Именно здесь принимал Савва все новых и новых иноков, послушников, монахов и всех он учил одним из самых главных христианских добродетелей - послушанию и смирению.

- Прожил преподобный Савва в монашеском подвиге шестьдесят лет и, дожив до глубокой старости, умер 3 декабря 1406 году. А вскоре он был прославлен как общерусский святой. И в монастыре, носящем его имя, и сей поры сохраняется серебряно-золотая рака с его мощами.

- А ну-ка вспоминаем, что означает слово «мощи»?



Ребята:

- Нетленные останки святых людей, способные творить чудеса.



Учитель:

- Лучше сказать: святые нетленные останки христианских подвижников, способные творить чудеса. А что такое «рака», кто помнит?

Ребята:

- Где они находятся, гроб.



Учитель:

- Правильно говорить: гробница. Да, именно, это гробница, в которой покоятся мощи святого, не подверженные тлению, и у которых, действительно, очень часто происходят исцеления, чудеса и люди получают благодатную поддержку и помощь самого святого. Откройте следующую, 122-ую страницу учебника. Вот как выглядит рака с мощами святого преподобного Саввы сегодня. (На экран выводится изображение раки с мощами св.прп. Саввы).

- Друзья мои, а кто был в Савино-Сторожевском монастыре?

Влад:

- Я. Мы ездили туда вместе с папой и даже там купались в источнике.

Алексей:

- Да, мы тоже туда ездили.



Учитель:

- Вот видите, как хорошо. А кто еще? Ведь это совсем недалеко от нас! Неужели больше никто не был и никто не знает этот монастырь?!! Ведь это же совсем рядом с нами!



Учащиеся (невнятные и недоуменные реплики):

- Да, знаем…

- А, это вот этот монастырь в Звенигороде?

- Ну да, знаем...

Учитель:

- Вот, видите, друзья мои, вот для этого вы и приходите в школу, чтобы хоть немножко узнать о своем крае, о своей истории, о том, где вы родились и живете!

- Савино-Сторожевский монастырь – это один из самых известных и старинных монастырей Подмосковья! Посмотрите иллюстрацию № 135. (На экран также выводится фотография монастыря). Это жемчужина русского зодчества, и сегодня он поражает своей гармоничной стройностью и красотой, тем непередаваемым духом старины (а значит, надежности, прочности и чего-то незыблемого – вечного), который присущ всем старинным русским монастырям. А почему монастырь имеет такое название?

- Монастырь основан на Сторожевой горе. Дело в том, что на этой горе раньше находился Сторожевой колокол. Если приближался враг или случался пожар, и надо было скорее созвать народ – ударяли в этот колокол. Вот по названию этого колокола и этой самой Сторожевой горы монастырь и был назван «Сторожевским». Он как сторож-великан стоит на охране города. А почему монастырь называется «Саввино-»?



Ученики:

- Ну, потому что – Савва.

- Потому что его построил преподобный Савва.

Учитель:

- Да, друзья мои, монастырь носит имя своего основателя ­– святого преподобного Саввы. И надо сказать, что у Саввино-Сторожевского монастыря богатая история. Задумайтесь только – многие знатные семейства России заботились о монастыре: Ртищевы, Болотниковы, Карповы. Все русские цари уважительно относились к памяти его основателя и делали щедрые пожертвования. Например, сам царь Иоанн Грозный вместе со своей супругой Анастасией приезжал сюда на богомолье. А первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович приезжал сюда вместе со своим сыном, который потом тоже стал царем – Алексеем Михайловичем. Именно царскими стараниями, на царские вложения, по царскому указанию бала сделана вот эта замечательная серебряная с золотом рака для мощей преподобного. А на вклад царевны Софьи в 1693 году была построена Преображенская церковь. Сюда, в этот монастырь приезжали императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, император Николай I и император Александр II!

- Дело в том, что украшение, забота, благоустроение храмов и монастырей на Руси всегда считалось благоугодным и благочестивым делом – делом государственной важности! Царь, которому Сам Бог вверил, поручил управление государством – всегда знал, что благосостояние этого государства будет зависеть от помощи Божией. А мы с вами говорили, что храм – это особое место, особая территория, на которой встречаются земное и небесное, где люди прославляют Творца и Спасителя и просят у Него помощи во всяком деле. Также мы с вами говорили, что монастыри на Руси всегда были центрами образования и культуры, именно здесь открывались первые школы, а люди учились не только письму и грамоте, но и самое главное – Премудрости Божией.

- Так, в Саввино-Сторожевском монастыре были открыты книжная лавка, иконописная и иконная мастерская, а также две гостиницы и странноприимный дом для престарелых и больных людей, богадельня, то есть место, где доживали свой век престарелые одинокие люди. О чем это говорит? О том, что монастырь был местом просвещения, духовности и помощи людям. Потому что те, кто приходил сюда с каким-нибудь недоумением или неразрешимым вопросом, с какой-то нуждой или просьбой всегда получали здесь духовную, молитвенную или конкретную, материальную помощь от людей, которые жили и трудились в этом монастыре по молитвам основателя монастыря - святого преподобного Саввы. Да и до сих пор происходит немало чудес и исцелений у раки святого Саввы и на святом источнике, вырытом, по преданию, самим преподобным. Но, пожалуй, самый известный и удивительный случай заступничества святого преподобного Саввы за православную святыню и за землю Русскую произошел в 1812 году с командующим 4-ым корпусом французской армии вице-королем Италии Евгением Богарне. Дело в том, что монастырь находится к западу от Москвы и поэтому при любом вражеском нашествии с запада он оказывался в самом эпицентре события. В конце августа 1812 года в обители и разместился 4 корпус французской армии во главе с принцем Евгением Богарне. Его сын записал рассказ своего отца об этом чудесном событии. Сегодня я попрошу Дашу помочь мне. Даша прочитай, пожалуйста, текст на странице 124.



Дарья (читает):

- «Было уже около десяти часов вечера. Отец мой, утомленный от большого перехода, отправился спать. Вскоре (он не мог припомнить, во сне или наяву) он увидел, что отворяется дверь, в его комнату входит тихими шагами человек в длинной одежде, подходит к нему так близко, что он мог при лунном свете разглядеть черты его лица. Около минуты стоял он, как бы рассматривая принца, наконец тихим голосом сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно – уносить что-либо из церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Сказав это, старец тихо вышел из комнаты.

Принц, проснувшись на рассвете, сейчас же вспомнил это видение… Пошел посмотреть церковь, у входа в которую стояли часовые. Войдя в храм, он увидел гробницу и образ, который поразил его сходством с человеком, представившимся ему ночью. На вопрос его, чей это портрет, один из бывших тут монахов отвечал, что это образ святого Саввы, основателя монастыря, тело которого лежит в этой гробнице. Услышав это, принц с благоговением поклонился мощам святого и записал его имя в своей памятной книжке…»

Учитель:

- Спасибо, Даша. Принц Евгений исполнил просьбу преподобного Саввы. Почти два месяца звенигородский уезд был под властью французов, их нашествие сопровождалось грабежами и уничтожением ценных исторических реликвий: обдиралось серебро с напрестольных Евангелий, расхищалась церковная богослужебная утварь, иконы, портреты царей. Но храм Рождества Богородицы, в котором покоятся мощи преподобного Саввы, стараниями Евгения Богарне оказался практически не тронут. А принц единственный из французских генералов вернулся домой целым и невредимым, хотя участвовал после этого во множестве сражений. Умирая, принц рассказал о чуде преподобного Саввы своему сыну и завещал своей семье всегда чтить этого великого русского святого, сохранившего его жизнь. Так и стало известным это удивительное чудо.

- Теперь, надеюсь, вы поймете, почему русские цари всегда строили и старались поддерживать храмы и монастыри, понимая, что от их благосостояния зависит мощь и крепость России.

- Скажите, как вы думаете - а сегодня правительство занимается строительством или восстановлением монастырей и храмов? Сегодня входит это в сферу государственных интересов?

Ребята (с мест, оживленно):

- Да.


- Нет.

- Не очень-то.



- Да, восстанавливают.

- А я считаю, что – нет.



Учитель:

- Так, друзья мои, мнения разделились. Давайте по порядку. Влад, пожалуйста.



Влад:

- Да, сегодня восстанавливают храмы. Многие храмы сегодня, как это называется - «реконструют»?

Учитель:

- Реставрируют.

Влад:

- Да, вот, - реставрируют. У меня бабушка ходит в храм, и там ведется реконструкция, и моя бабушка каждый раз дает в копилку 10 рублей.

Учитель:

- Надо же, как здорово. Полина, а что ты хочешь сказать?

Полина:

- А я считаю, что – нет. Власти сегодня не заботятся о храмах и о монастырях. Они ничего не строят и не восстанавливают. В каждом храме есть ящик для пожертвований, и верующие люди туда собирают деньги на ремонт храма. А храмы стоят старые, грязные, заброшенные, и там штукатурка трескается и сыпется.

Учитель:

- Вот видите, какие прямо противоположные мнения. А скажите: а вообще надо поддерживать храмы в чистоте и порядке, и для чего это нужно?

Никита:

- Мне кажется – надо, для того чтобы люди помнили и заботились.

Учитель:

- Конечно, дорогие мои. Чтобы люди помнили о Боге и заботились о своей традиционной православной культуре. Ведь храм – это дом Божий, место молитвы, но одновременно - это и объект христианской православной культуры. И, конечно же, в наши яобязанности входит беречь и сохранять нашу отечественную православную культуру.

- Чтобы разобраться в этом, я расскажу вам одну историю. Я уже говорил вам, что монастыри – и в частности, Саввино-Сторожевский – были центрами просвещения и культуры. Так, в Саввино-Сторожевском монастыре долгое время жил и работал известный иконописец Андрей Рублев, которого князь Юрий Звенигородский пригласил в свои владения для писания икон. И Андрей Рублев написал для Рождественского собора монастыря семь удивительных икон, получивших впоследствии название «Звенигородский чин». До нашего времени сохранились только три из них: «Спаситель», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Это шедевры мировой иконописи. Вы можете увидеть их в учебнике на странице 123 и 128, это иллюстрации № 133, 134 и 140. (На экран выводятся изображения икон). Сегодня эти иконы находятся в Третьяковской галерее, как, кстати, и икона «Троица», написанная Андреем Рублевым для Троице-Сергиевой лавры.

- Вопрос: почему эти иконы оказались там? Почему иконы перекочевали из монастыря в музей?

Ребята (с мест):

- Им там лучше.

- Чтобы все видели.

- Потому что это шедевры.

- Там их сохраняют.

Наташа:

- Потому что в революцию разрушали монастыри и храмы.

Учитель:

- Вот! Вот правильный ответ! Когда-то я говорил вам, что наш предмет находится на стыке литературы, этимологии, истории и культурологии. Вот, оказывается, для чего надо знать историю своей страны! Чтобы разбираться в том, что происходило и происходит вокруг, чтобы верно понимать и ценить величайшее достояние, переданное нам от отцов – нашу православную культуру. В начале XX века в России произошла страшная трагедия (в учебниках истории она называется - революция), разрушались храмы и монастыри, людей мучили и убивали за то, что они верили в Бога, разорялись монастырские библиотеки, уничтожались священные предметы богослужения и иконы. И вот поэтому, в результате этих трагических событий иконы, предназначенные для молитв и богослужений, иконы, место которых в иконостасах православных храмов и монастырей, оказались в музеях! Да, конечно, это – мировые шедевры, и в музеях их сможет увидеть большее количество людей, и, если бы не музеи и музейные работники, сохранившие эти иконы, кто знает – смогли бы мы вообще увидеть сегодня эти иконы и говорить о них. И все же место иконы – в храме, а сегодняшнее их местонахождение напоминает нам о той страшной трагедии, которая происходит, если человек или целое государство забывает или отвергает Бога.

- Но сегодня, друзья мои, посмотрите – ведь сегодня строятся новые храмы и реставрируются старые. К примеру, национальная гордость - Храм Христа Спасителя в Москве, построенный на народные пожертвования в честь победы России в войне 1812 года, был варварски и зверски разрушен Советской властью в 1931 году, но он вновь восстановлен уже в наше время – в 2000 году. Но сегодня Церковь отделена от государства, то есть законодательно Церковь не получает субсидий и финансовой помощи от государства. К сожалению, это осталось нам в политическое наследие от той богоборческой эпохи. С другой стороны, сегодня общество в целом возвращается к своим корням, к своим традициям, к тем фундаментальным ценностям христианской православной культуры, на которых когда-то и возникло наше государство. Поэтому сегодня многое зависит от доброй инициативы людей, которые любят свою страну и хотят ее развития и процветания. Такие люди есть и в правительстве. Именно поэтому мы с вами изучаем сегодня предмет «Духовное краеведение Подмосковья», учебники которого вы сейчас держите в руках. Ведь этот предмет введен в школы Министерством образования, потому что все больше и больше приходит осознание важности тех духовных знаний о мире, о человеке и о Боге, которые сохранило для нас Православие и русская православная культура.

- Наш урок постепенно подходит к концу. И вот теперь давайте ответим на наш самый первый и самый главный вопрос сегодняшнего урока. Напоминаю вам, что сегодня мы узнали о великом русском святом – преподобном Савве Сторожевском.

- Так почему же люди помнят сегодня это имя, в чем заключался его подвиг святости и какие христианские добродетели, проявленные им, послужили причиной его прославления в лике святых?



Наташа:

- Вера в Бога.



Учитель:

- Верно, Наташа, вера, надежда и любовь – это три самые главные христианские добродетели. Но чтобы приобрести (по-славянски, стяжать) их, чему прежде всего должен научиться христианин, вспомните, чему учил преподобный Савва своих учеников? Найдите ответ в тексте на странице 122.



Даша:

- Это добродетели смирения и послушания.



Учитель:

- Очень хорошо, Даша. Вспомните, ребята, мы уже говорили про эти добродетели. Так что же значит, к примеру, «послушание»? Почему это одна из самых важных добродетелей в христианстве?



Ребята:

- Слушаться родителей.

- Слушаться взрослых и учителей.

- Быть послушным.



Учитель:

- А в отношении к Богу, что это значит? Почему это так важно?



Ребята:

- Это значит слушаться Бога.

- От этого зависит, попадет человек в ад или в рай.

- Выполнение заповедей Божиих.



Учитель:

- Совершенно верно! Вспомните, из-за чего Адам и Ева были изгнаны из рая.



Лиза:

- Они не послушались Бога.



Учитель:

- Именно! Адам и Ева были изгнаны из рая из-за непослушания Богу. То есть они нарушили Его постановление, Его закон. Вот почему послушание так важно для человека. Если он хочет жить счастливо, то ему хорошо бы прислушаться к тому, что открыл Бог людям в своих заповедях, и исполнить это. Вот почему и говорят про человека - «послушный»: потому что он услышал то, что говорят ему, доверился этому и поступил так. То есть послушание – это исполнение заповедей Божиих, закона, на котором стоит мир. И вот чему учил преподобный Савва своих учеников (поэтому недаром «послушник» - это первая ступень монашеского подвига). Это та духовная мудрость, которой преподобный Савва научился у своего учителя, святого преподобного Сергия Радонежского, и которую он завещал следующим поколениям, а значит и нам, людям, живущим уже в 21 веке. А начинается все с самого простого: как вы и сказали, слушаться родителей, слушаться старших, слушаться учителей, уметь разбираться и доверять духовных авторитетам. И поступать так, как подсказывают они.

- А скажите, сегодня добродетели смирения, терпения, послушания стоят ли в ряду современных ценностей? А сегодня часто ли люди, проходя мимо храма, обращают на него внимание? Стоит ли сегодня посещение православного храма среди ценностей современного человека на важном месте?

Ребята:

- Не очень-то….

- Часто проходим мимо.

Учитель:

- Но ведь мы говорили, что сегодня вновь строят и ремонтируют храмы, что сегодня начинается духовное возрождение России. Почему же люди вновь сегодня обращаются к традиционным христианским православным ценностям?



Наташа:

- Потому что люди понимают, что это очень важно – то, чему учит Бог. Потому что очень важно - помнить о Боге.



Учитель:

- Вот и мы давайте будем помнить о нем, помнить его заповеди и стараться выполнять их. А если нам потребуется помощь, то вспомните о великом подвижнике земли Русской - святом преподобном Савве Сторожевском - и обратитесь к нему с просьбой и молитвой, и он обязательно поможет вам, так же, как помогает многим и многим людям.

- А теперь домашнее задание. Дома посмотрите, пожалуйста, упражнение 2 на странице 127 и выполните задание номер 3. Это гимн христианской любви, который написал апостол Павел (как раз его икона входит в «звенигородский чин», о котором мы сегодня говорили). Прочтите внимательно этот текст и выделите главные ступеньки духовной лестницы, по которым христианин поднимался всю свою жизнь к Богу, к Небесам, в Царство Божественной Любви. Продумайте, опираясь на текст, какими качествами обладал и преподобный Савва Сторожевский и чему может научить нас подвиг его жизни, подвиг его святости.

- Спасибо, урок закончен. Всем помощи Божией и заступничества святого преподобного Саввы Сторожевского.








Каждый читает такого Бальзака, какого заслуживает. «Пшекруй»
ещё >>