Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина «Становление пера» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пушкин а с. Пейзаж в лирике а с. пушкина 1 45.4kb.
«Любовь, как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина» 1 103.19kb.
Оборудование: 1) Портреты: А. П. Керн (карандашный рисунок Пушкина) 1 94.11kb.
Тема «дружества» в лирике А. С. Пушкина 1 26.07kb.
Урока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина». Класс: Любви все возрасты... 1 114.44kb.
Пушкин а с. Изображение природы в лирике а с. пушкина 1 80.87kb.
Тема любви в лирике А. С. Пушкина 1 32.15kb.
Уроке литературы к уроку в девятом классе «Тема поэта и поэзии в... 1 40kb.
Практическая работа по любовной лирике А. С. Пушкина. «На холмах... 1 42.95kb.
Пушкин а с. О высоком назначении поэта и поэзии в лирике пушкина 1 52.05kb.
Сочинение по лирике А. С. Пушкина. 11. Роман А. С. Пушкина «Евгений... 1 92.58kb.
Мимолетное счастье 1 135.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина «Становление пера» - страница №1/1

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
«Становление пера» поэта происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Зна­чительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А. Дельвиг, И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания - один из типично «пушкинских» (по Б. Томашевскому).
Стихотворения для анализа:

«К Пущину» (1815г.), «Дельвигу» (1817г.), «Разлука» (1817), «19 ок­тября» (1825), «И.И.Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще праздну­ет лицей» (1832), «Была пора...» (1836).

Что составляет содержание мелких пьес Пушкина?

Почти всегда лю­бовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие не­посредственным источником счастия и горя всей его жизни.

В. Г. Белинский
Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема име­ет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия по­эта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с ко­торым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоз­дать духовную биографию великого поэта.
Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.


Лицейский период. (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).
Проблема возникновения поэта. Знакомство Пушкина с литературой,

в основном с французской; он осваивает литературный мир так же, как ре­бенок осваивает окружающий мир: начинает с подражания сюжетам, те­мам, жанрам, образам.

Можно сделать небольшой экскурс в историю лицейских лет А. Пуш­кина, подчеркнув дух творчества, свободы, поощрявшийся начальством; добрые взаимоотношения преподавателей и лицеистов, строившиеся на принципах уважения, а не палочной дисциплины; привести курьезные случаи.

Обратим внимание на преобладающий лирический жанр - дружеское послание. В лирике Пушкина появляется мотив братства, который прохо­дит через все творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

(«Разлука», 1817)

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простерлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я. («Элегия», 1817)

Следует отметить пушкинскую преданность друзьям, которую он пронесет через всю свою жизнь.

Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам? («19 октября», 1825)

Анакреонтические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.


  • Анакреон — древнегреческий поэт, воспевавший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни. Легкое направление поэзии в честь Анакреона и его последователей получило название «анакреонтика». Анакреонтическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

  • Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура)
    — наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жиз­ни.

Появление анакреонтических и эпикурейских мотивов связано преж­де всего с влиянием «легкой» поэзии Батюшкова на творчество юного Пушкина.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты», 1814; «Мое завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я, с друзьями

Встре­чая сотый май,

Покрытый сединами,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину» (4 мая), 1815)

Очень важно показать, как в лирике Пушкина прослежива­ется связь темы дружбы и темы поэта и поэзии. В письме к Гнедичу (1821) Пушкин так характеризует свою поэзию:

И Дружбе легкие посланья

Пишу без строгого старанья.

Ценность своих стихов Пушкин видит прежде всего в их оценке друзьями:

Сей плод небрежный вдохновенья,
Без подписи, в твоих руках
На скромных дружеских листках
Уйдет от общего забвенья...
Но пусть напрасен будет труд,

Тво­ею дружбой вдохновленный,

Мои стихи пускай умрут —
Глас сердца, чувства неизменны
Наверно их переживут.

(«В альбом Илличевскому», 1817)



Южный период (1820-1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Го­ря завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас...

(Из письма к Я. Я. Толстому, 1821)

Воспоминания о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:

Горишь ли ты, - лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках веселых остряков?

(Из письма к Я. Я. Толстому, 1821)

Речь идет о заседаниях литературного обществ «Зеленая лампа», упоминаются братья Н. и А. Всеволожские, Ф. Ф. Юрьев, Д. Барков, кото­рый читал на заседаниях театральную хронику, а также актрисы А. Коло­сова и Ек. Семенова.

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Ла­зурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга. («Чаадаеву», 1821)

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад. («Дельвигу», 1821)

4) Пир друзей — пир жизни, пир молодости, которая проходит (фило­софская тема времени).

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха буйный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир. («Друзьям», 1822)
Позднее творчество (конец 1820-х — 30-е годы).

1) Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш...

(«Была пора: наш праздник молодой...», 1836)

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят —

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей,» 1831)

2) Индивидуальные характеристики, как правило, появляются в ран­нем творчестве (см. «Пирующие студенты», 1814), со временем индивиду­альные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей (об этом под­робнее «Повторение»: «Мотив семьи в творчестве Пушкина»). Семья дру­зей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья, Тесней наш верный круг составим... («Чем чаще празднует Лицей…» 1831) . Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаян­ности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября 1828»)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как о раннем творчестве («К Чаадаеву» — соединение жанров дружеского и граждан­ского послания), так и в зрелом творчестве. «Во глубине сибирских руд...» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчерк­нуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке. Тема памяти о дружбе, надежды — основная в этом стихотворе­нии, способствует появлению в нем гражданских мотивов:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.
Дополнительная информация

Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихо­творного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам ("пер­вому другу" И.И. Пущину, "муз возвышенному пророку" и "парнасскому брату" А.А. Дельвигу, "брату родному по музе, по судьбам" В.К. Кюхельбекеру), "неиз­менному другу" П.Я. Чаадаеву, поэтам П.А. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Бара­тынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него — это целый круг людей, близких «по судьбе», это "братство", «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы — седьмая строфа стихотворения "19 октября", написанного в 1825г. в Михайлов­ском:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз...

Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, "беспечность", лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей "судьбины", ни от переменчивого счастья, "Родина'1 лицейского братства — Царское Село, место, где "под сенью дружных муз" лицеистов свела сама судьба.

Дружбу Пушкин понимал и как "сладостный союз", связывающий между со­бой поэтов. В послании "К Языкову" (1824) указана основа этого союза — творче­ство, вдохновение:

Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает фи­лософский мотив судьбы. В "19 октября" размышления о дружбе и друзьях сопро­вождаются симфонией образов, в основе которых — представления поэта о судьбе. Это «блуждающая судьба» моряка Ф.Ф. Матюшкина (тот же образ возникал и то­гда, когда Пушкин думал о своей жизни изгнанника и скитальца), "сети судьбы су­ровой", "судьбины гнев", "фортуны блеск холодный", "строгая судьба", "тайный рок". Жизнь друзей определяется судьбой: "судьба глядит, мы вянем; дни бегут". Судьба может быть гневной или милостивой, но, по мысли Пушкина, она всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных жела­ний. Именно в дружбе поэт находит опору в своем противостоянии "рока самовластью". В стихотворении "Была пора: наш праздник молодой...", прочитанном 19 октября 1836 г., поэт вновь подчеркнул общий закон жизни друзей-лицеистов – закон судьбы:_

Недаром — нет! — промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон:

Вращается весь мир вкруг человека, —

Ужель один недвижим будет он?

Каждый из лицеистов первого выпуска, несмотря на различия в общественном положении, в интересах, воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологи­ческий и философский фон многих его стихотворений. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их огорчениями. Разбросанные по свету, друзья как бы соединялись в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывали тех, кто наслаждается жизнью; и тех, кто одинок и несчастлив "и в бу­рях, и в житейском горе, / В краю чужом, в пустынном море, /Й в мрачных пропас­тях земли!" ("19 октября 1827"). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других.

Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина — высшие проявле­ния человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный!.."), отправлен­ном в 1827 г. в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том "утешенье", которое он когда-то даровал ему, посе­тив Михайловское. Теперь сам поэт молит "святое провиденье", чтобы слова его дружеского"привета дали Пущину то же "утешенье", а вместе с ними в "заточенье" дошел и луч "лицейских ясных дней". В коротком стихотворении Пушкин обнару­жил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в ли­цее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и вре­мя, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее теремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения.
Тема дружбы в лирике Пушкина
В обширной плеяде пушкинских дружеских пристрастий совершенно особое место нужно отвести П.Чаадаеву – человеку, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия.

Пушкин познакомился с ним в последних классах лицея, когда стал бывать на шумных пирушках офицеров гусарского полка. Гвардейская молодежь того времени, принимавшая участие в Отечественной войне 1812 года, победоносно дошедшая до Парижа, вернулась на родину. С критическим отношением ко всему, что окружало ее теперь в угнетенной самовластьем отчизне. В этой среде уже зрели зерна оппозиции самодержавному строю, образовался тайный «Союз благоденствия», из которого впоследствии вышел ряд будущих декабристов. Чаадаев принадлежал к их числу. Он всем своим духовным обликом поразил воображение юного поэта. Блестящий гусарский офицер, философ, человек острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, Чаадаев с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Пушкин гордился знакомством с Чаадаевым и горько сожалел о том, что судьба не предоставила этому умному и образованному человеку обширного поля государственной деятельности.

Дружба с Чаадаевым для Пушкина не только обычная житейская приязнь, она символ благородных, свободолюбивых идей.

Это с особой силой сказалось в стихотворном обращении 1818 года «К Чаадаеву». Это послание для последующих поколений стало литературным памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов и горячностью свободолюбия. (Вс. Рождественский)



Задание для анализа стихотворения «К Чаадаеву»


  1. Анализ 1 части.

  1. Прочитайте первые четыре строки. Определите, каково душевное состояние юного Пушкина по окончании лицея. Что не удовлетворяло поэта в светском обществе?

  2. Какие мысли волнуют Пушкина? Какие мечты влекут?

ІІ. Анализ 2 части.

  1. Прочитайте последние 8 строк. Каким настроением пронизано стихотворение?

  2. К чему призывает Пушкин молодое поколение?

III. Анализ языка стихотворения.

  1. Каким размером написано стихотворение?

  2. Как меняется тон стихотворения в зависимости от содержания?

  3. Какие художественные средства использует Пушкин, чтобы придать большую торжественность последним строкам?





Цивилизацию создают идиоты, а остальные расхлебывают кашу. Станислав Лем
ещё >>