Дополнительного образования детей биокомбинатовская детская музыкальная школа щелковского муниципального района московской области - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Г. Г. Нейгауз о выдающихся пианистах 1 182.26kb.
Принято: утверждено 1 137.67kb.
Методическая разработка «Работа над различными видами ансамбля в... 1 82.35kb.
Согласован 1 132.01kb.
Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения... 2 429.04kb.
Информация по моу дод «Детская музыкальная школа №2 г. Перми» 1 27.87kb.
Дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа... 1 205.03kb.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... 6 1507.77kb.
Сведения о зачислении. На основании приказов №57 о от 01. 06. 1 61.8kb.
Программа «Юные дарования» 1 18kb.
Дополнительного образования детей «центр детского творчества белгородского... 5 648.59kb.
Правила обеспечения благоустройства 3 454.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дополнительного образования детей биокомбинатовская детская музыкальная школа щелковского - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

БИОКОМБИНАТОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ







Образовательный модуль

«Профилактика травматизма обучающихся»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к авторской комплексной дополнительной общеразвивающей

образовательной программе

«Гитара шестиструнная»

Составитель:

Всяких З.С. - преподаватель

высшей квалификационной категории

г. Щелково

2013 г.Пояснительная записка

Профилактика травматизма обучающихся – важнейшая тема, требующая внимания и системного подхода каждого педагога, поскольку безопасность детей и подростков во многом зависит от их воспитания.

Этим и была обусловлена разработка модуля «Профилактика травматизма обучающихся» для авторской комплексной дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Гитара шестиструнная».

Для справки: модуль – это относительно самостоятельная единица образовательной программы, направленная на формирование определенной компетенции обучающихся, и сопровождаемая контролем уровня ее сформированности на выходе из модуля.

Проще говоря, модуль - это раздел образовательной программы, в результате освоения которого, обучающиеся приобретают определенные знания, умения, навыки и компетенции.

Данный модуль программы является модифицированным. Он составлен в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

В его основе программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения», под редакцией П.В. Ижевского, рабочая программа «Добрая дорога детства», составителя Е.Е. Поликарповой (г. Воскресенск), а также некоторые другие материалы, по данной тематике, имеющиеся в свободном доступе.

Направленность модуля - социально-педагогическая, поскольку создаются условия для социальной адаптации обучающихся к среде обитания и накопления их практического опыта.

Отличительной особенностью данного модуля является его лаконичность и доступность изучаемого материала, позволяющая за сравнительно небольшой промежуток времени – 7 учебных часов, закрепить основные понятия обучающихся по правилам безопасного поведения на улице, на дороге, в транспорте и школе.

Цель: сохранение здоровья и жизни детей, а также формирование их ценностного отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Задачи

Воспитательные:

Воспитание ценностного отношения обучающихся к здоровью и жизни, как собственных, так и окружающих людей.

Воспитание осознанного отношения к необходимости знания и выполнения, соответствующих правил безопасности в быту, школе, транспорте, на дороге - как важного фактора сохранения своего здоровья и жизни.

Воспитание культуры повседневного поведения.



Обучающие:

Обучение навыкам концентрированного внимания, необходимым в зоне повышенной опасности.

Расширение знаний обучающихся о правилах безопасного поведения в быту, школе, транспорте, на дороге.

Формирование простейших практических навыков обучающихся по обеспечению собственной безопасности.

Развитие активной жизненной позиции обучающихся и личностных качеств – самостоятельности, ответственности, аккуратности и т.д.

Здоровьесберегающие:

Соблюдение санитарных норм и обеспечение безопасной среды пребывания обучающихся.

Обучение правильному использованию необходимого оборудования, в том числе, во время домашней самоподготовки.

Обучение рациональной организации самоподготовки - главного фактора сбережения здоровья, а также успешности обучающихся.

Убеждение обучающихся в необходимости ведения здорового образа жизни, формирования навыков физического самосовершенствования, а также изучения правил дорожного движения, обеспечивающих безопасность.
Основные дидактические принципы данного образовательного модуля, определяющие деятельность педагога и обучающихся.
Преемственность, последовательность и постепенность – новый материал реализуется по принципу – «от простого - к сложному», в опоре на имеющийся личный опыт обучающихся и их знания, полученные ранее.

Осуществляется дозированная подача материала, исключающая перегрузку, в то же время, с нарастающим объемом информации по ходу обучения.



Дифференцированный подход - углубление теоретических знаний обучающихся на каждом последующем этапе обучения происходит, в зависимости от их возраста, личного опыта и индивидуальных особенностей восприятия.

Доступность - учебный материал излагается в доступной форме, поскольку дети не воспринимают информацию, насыщенную сложной терминологией. Понимание, осмысление и осознание необходимых конкретных действий происходит, без заучивания сложных терминов и определений, а также без применения схем и дорожных знаков.

Развивающее обучение - основной упор делается на аналитическую деятельность обучающихся. Успешность обучения определяется способностью самостоятельного объяснения, почему в данной ситуации предпочтительно поступить именно так, а не иначе.

Наглядность - использование видеоматериала, с привлечением возможностей Интернет-ресурса, мультимедиа.

Вариативность – учебный материал может комбинироваться, в зависимости от ситуации на уроке и психологической готовности обучающихся к его восприятию.

Форма и режим занятий

Возраст детей 8 - 15 лет.

Срок реализации данного модуля программы – 1 год.

Поскольку содержание модуля ориентировано на обеспечение безопасности обучающихся, его повторение актуально на протяжении всех лет обучения, с соответствующими коррективами материала, в том числе, в зависимости от изменяющихся жизненных реалий.

Актуальность данного модуля особенно возрастает в начале и конце каждой учебной четверти, поскольку, по статистике, это - самый опасный период для детей и подростков.

Как правило, каникулы совпадают со сменой погодных условий и праздничными днями, когда многие дети бывают, предоставлены самим себе. Кроме этого смена режима деятельности, например, отдыха - на учебу или наоборот, влечет за собой изменение всего жизненного уклада ребенка, что требует его определенной адаптации.

Поэтому основная часть учебного материала реализуется на вводных и заключительных уроках каждой четверти.

Главная форма занятия – инструктаж обучающегося, который может проходить в виде: тематической беседы, когда вербальная информация излагается педагогом;

самостоятельного просмотра видеоматериала обучающимся, в том числе, в домашних условиях, с последующим его обсуждением в классе;

проведения викторины, конкурса, заполнения кроссворда и т. д.

Приемлемым вариантом в условиях детской музыкальной школы является пропагандистская деятельность - организация агитбригады и выступление в подшефном детском саду или в начальной школе, где может быть проведена беседа, викторина, сопровождаемая небольшим концертом.

Занятия могут проводиться, как в группе, так и индивидуально.

В некоторых случаях, целесообразно объединить учебное время двоих обучающихся, для более полного просмотра видеоматериала.

Такое сотрудничество также дает возможность для проведения небольшой дискуссии, викторины или обмена имеющейся у детей информацией.


Например:

  1. «Вопрос – ответ» (какие опасности могут поджидать школьника в классе, а пешеходов, пассажиров и велосипедистов на дороге).

  2. «Аукцион знаний» (дети обмениваются друг с другом своими знаниями по истории развития автотранспорта, светофора, велосипеда и т.д.).

  3. «Творческий проект» (составление кроссвордов, подготовка викторин, сочинение песен, стихов о правилах безопасности).

  4. Викторина или конкурс «Путешествие по страницам Правил дорожного движения».

Весь модуль – 7 учебных часов распределяется следующим образом:

0, 5 часа – на каждом вводном и заключительном уроке четверти (всего – 4 часа за учебный год).

Остальное время (3 часа) равномерно распределяется между уроками четверти – 1 раз в неделю, примерно – 3-5 минут, то есть, вводная или заключительная часть урока посвящается теме безопасности.


Прогнозируемые результаты

Сформированное ценностное отношение обучающихся к своей жизни и жизни окружающих.

Сформированное представление обучающихся о безопасных и опасных участках на своем маршруте: вокруг школы, дома, в микрорайоне, на прилегающих улицах и дорогах.

Устойчивые навыки дисциплинированного, осторожного, безопасного передвижения, в качестве пешехода, пассажира, велосипедиста по своему маршруту.

Совокупность устойчивых форм поведения обучающихся на дорогах, в общественном транспорте, в случаях непредвиденных ситуаций в быту, в школе.

Простейшие практические навыки по обеспечению собственной безопасности.

Ведение здорового образа жизни и стремление к физическому самосовершенствованию.

Проявление самостоятельности, ответственности, аккуратности и других личностных качеств обучающихся.

Проявление стремления к взаимной поддержке и выручке в совместной деятельности.
Таким образом, становится очевидно, что затраты по времени на данную работу совершенно не сопоставимы с ее ожидаемым результатом, поскольку речь идет о здоровье и жизни детей.

Не секрет, что старания дают результат в том случае, если работа сопровождается терпением и волей педагога, а он сам, не забывая, что дети смотрят на взрослых и подражают им во всем, является примером в соблюдении мер безопасности.





Учебно-тематический план модуля

«Профилактика травматизма обучающихся»

Программа рассчитана на 1 год – всего 7 часов.





Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Безопасность на дороге


1,5

1,5

-




Дорога и её элементы













Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры













Культура поведения пешехода, пассажира, водителя













Юные пешеходы и правила их поведения на дороге













Основные требования к пешеходам













Светофор и порядок перехода улиц и дорог по его сигналам













Перекресток и правила его перехода













«Осторожно – гололед!»













Причины дорожных происшествий и ответственность

за нарушения












2.

Современный транспорт – зона повышенной опасности


1

1

-




Транспортные средства – автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси













Дети – пассажиры.

Правила поведения в общественном транспорте















Правила посадки, выхода и перехода улицы после выхода

из транспортного средства















«Не стой – у края платформы!» - правила

пользования железнодорожным транспортом















Переход железнодорожных путей













«Опасные шалости» - езда в неположенных местах электрички

(между вагонов, на крыше и т.д.)












3.

Наша дорога в школу


1

0,5

0,5




Изучение маршрута из дома в школу и обратно













Светофоры и перекрестки, железнодорожные пути,

транспортные средства















Опасные и безопасные места в районе проживания

обучающихся















Изготовление плана-карты безопасного маршрута из дома

в школу и обратно












4.

Основные правила езды на велосипеде


1,5

1

0,5




Велосипед как транспортное средство













Технические требования, предъявляемые к велосипеду













Экипировка велосипедиста













Правила движения велосипедистов на дорогах













Светофоры для велосипедистов













Подача предупредительных сигналов, рукой

и с помощью световых приборов















Основные виды нарушений и ответственность за них













Составление памятки: «Юному велосипедисту»










5.

Вопросы общей безопасности


0,5

0,5

-




Техническая безопасность на уроке и дома













Телефон «01»! или что делать, если появилась

угроза возгорания















«Коварный помощник» - об ограничении времени возможного

пребывания за компьютером и аккуратность при пользовании

мобильным телефоном














«Осторожно – злая собака!»













«В лифте или пешком?»













«Внимание – терроризм!»










6.

Итоговые занятия


1,5

-

1,5




Подготовка и проведение викторины (конкурса)













Работа по каникулярному плану – подготовка и выступление

агитбригады















Итого:

7

4,5

2,5


Содержание модуля

«Профилактика травматизма обучающихся»


  1. Безопасность на дороге – 1,5ч

Дорога и ее элементы - проезжая часть, тротуары, перекрестки, светофоры, подземные, наземные и надземные пешеходные переходы.

Участники движения - пешеходы, водители, пассажиры и культура их поведения на дороге.

Юные пешеходы - движение по тротуарам, места перехода проезжей части, правила пользования пешеходными переходами.

Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону повышенной опасности, умение ее предвидеть и избегать.

Светофор.

Из истории светофора - появление светофора на дорогах. Виды и сигналы светофоров.

Порядок перехода улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофора. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам светофора и при отсутствии светофора.

Перекресток.

Что такое перекресток и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков и правила их перехода.

«Осторожно – гололед!»

Что должен сделать водитель, с наступлением морозов. Как изменяется тормозной путь автомобиля на скользкой дороге и как уберечь себя от несчастья.

Причины дорожных происшествий. Ответственность пешеходов и водителей за нарушение правил дорожного движения.



  1. Современный транспорт - зона повышенной опасности – 1ч

Общественный транспорт – автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси и правила поведения в них. Опасность при посадке в транспорт и высадке из него. Правила поведения при торможении или аварийной ситуации. Переход улицы после выхода из транспортного средства.

«Не стой – у края платформы!» - правила пользования железнодорожным транспортом. Переход железнодорожных путей. «Опасные шалости» - езда в электричке в местах, не предусмотренных для этой цели - между вагонов, на крыше и т.д.




  1. Наша дорога в школу – 1ч

Изучение маршрута из дома в школу и обратно. Светофоры и перекрестки, железнодорожные пути, транспортные средства на маршруте. Опасные и безопасные места в районе проживания обучающихся.

Практика

Изготовление плана-карты безопасного маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.





  1. Основные правила езды на велосипеде – 1,5 ч

Велосипед как транспортное средство.

Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка велосипедиста. Правила движения велосипедистов на дорогах, в том числе, проезд пешеходного перехода и нерегулируемых перекрестков.

Светофоры для велосипедистов.

Подача предупредительных сигналов, рукой и с помощью световых приборов.

Основные виды нарушений правил дорожного движения велосипедистами и ответственность за допущенные нарушения.

Практика

Составление памятки: «Юному велосипедисту».




  1. Вопросы общей безопасности – 0,5ч

Техническая безопасность на уроке и дома. Правила пользования розетками и электрическими приборами.

Телефон «01»! или что делать, если появилась угроза возгорания.

«Коварный помощник» - о времени возможного пребывания за компьютером и аккуратность в пользовании мобильным телефоном.

«Осторожно – злая собака!» Почему нужно избегать встречи с бродячими собаками и в чем опасность их кормления.

«В лифте или пешком?» Правила пользования лифтом. Не входить в лифт вместе с незнакомыми людьми. Что делать, если лифт неожиданно остановился.

«Внимание – терроризм!» Обращать внимание на людей, которые находятся рядом, избегать контактов с посторонними людьми, не трогать и не брать на хранение чужие вещи.


  1. Итоговые занятия – 1,5ч

Подготовка и проведение викторины (конкурса).

Работа по каникулярному плану – подготовка и выступление агитбригады.



Практика

Анализ дорожной ситуации вблизи территории школы и дома.




Нормативно – правовое обеспечение программы
Конституция РФ.

Конвенция «О правах ребенка».

Правила дорожного  движения.

Устав образовательного учреждения.

Учебный план.

Учебная программа.


Материально-техническое обеспечение

Кабинет, оснащенный в соответствии с санитарными нормами и основной учебной деятельностью.

Тематический видеоматериал.
Информационное обеспечение

Интернет - ресурс



Банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Великородная В.А., О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.

  2. Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006 - 192 с.

  3. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. – М: «Владос пресс», 2002 - 360 с.

  4. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

  5. Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006 – 208 с.

  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

  7. Максименко Н.А. Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006 – 150 с.

  8. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – М. -1988.

  9. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета
    Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
    Введены в действие с 1.07.2003 года.

  10. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидео».

  11. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы. Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

  12. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
    года, № 196-ФЗ.

  13. Щуркова Н.Е. Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ


  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

  4. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  5. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

  6. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.

  7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3-4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.

  2. Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.

  3. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2005.

  4. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  5. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

  6. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го (2, 3, 4) класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.

  7. Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.

  8. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.

  9. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк.(для 2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией, Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  10. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.

  11. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.

  12. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.

  13. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12

  14. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».

  15. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.

  16. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.

  17. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

  18. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.

  19. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  20. Шевченко Г.Н. ОБЖ 7,8 кл.. Поурочные планы .

Информация о фирмах, предлагающих учебно-методические пособия по ПДД:
Производственное объединение «Зарница» www.zarnitza.ru: (495) 995-69-24, 724-82-40, 8-917-283-84-86

Компания «Профтехнология» www.profteh.com: (495) 746-38-06, 518-20-46, 158-44-41



Видео - материалы

Дорога полна неожиданностей (5 частей)
DVD - материалы

Добрые дороги детства

Инспектор Праводор

Видео уроки: Учим правила дорожного движения Л (ИДДК)
Аудио- материалы

ПДД для детей (кассета)

Дорожные приключения (сказка) / СИ ДИ Клуб /(диск)
СD диски

ПДД для детей / Новый диск

ПДД для школьников / Новый диск

ПДД. Виртуальная автошкола



ПДД для малышей / ИДДК

ПДД. Образовательное пространство ДОУ / Учитель, 2011




Остановите мир, я сойду. Энтони Ньюли
ещё >>