Доклад «Роль игры в воспитательном процессе» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В «Царицыно» состоялась конференция «Роль школьных музеев в воспитательном... 1 44.11kb.
Петрова Т. Ю., учитель изобразительного искусства «использование... 1 163.25kb.
Роль и место родителей в образовательном и воспитательном процессе... 1 37.32kb.
Учебное пособие к спецкурсу «змеенавтика в учебно воспитательном... 1 334.21kb.
Тема эксперимента 1 49.29kb.
«Взаимодействие школы и семьи в процессе нравственно-духовного становление... 1 317.59kb.
Семинар «Эффективное использование современных образовательных технологий... 1 115.69kb.
Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических... 10 1071.31kb.
Кодексы участников образовательного процесса в вузе как средства... 1 107.35kb.
Конкурс по техническому моделированию «Мастер золотые руки» 1 31.9kb.
Организации культурно-массового мероприятия в вузе. Основные аспекты 1 365.14kb.
Математические игры содружества школ 1 100.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад «Роль игры в воспитательном процессе» - страница №1/1

ДОКЛАД

«Роль игры в воспитательном процессе»
Игра – неповторимый, суверенный мир Детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого.

С.А.Шмаков.

У нас сейчас не простое время. Меняются взгляды на понимание привычных жизненных процессов. Но, тем не менее, мы не должны потерять детей больше, чем мы их уже потеряли.

Когда ребята приходят в школу, их объединяют в классы. И наша задача – создать коллектив, где каждый ребенок может раскрыться, где никто не посягает на его свободу, творчество. Конечно, это огромная воспитательная работа. И нам, педагогам, сейчас особенно нелегко. Ведь дети разучились играть в такие игры как «Штандр», «12 палочек», «Море волнуется раз» и т.д. Коллективные дворовые игры ушли в прошлое. Их заменяет общение в социальных сетях: «Вконтакте», «Одноклассники» и т.д.

Следует заметить, что мы постепенно отучаемся писать друг другу письма, подписывать открытки. Не надо думать, не надо развивать мысли, не надо вкладывать душу – можно просто купить открытку и подарить ее. На мой взгляд, наша главная задача – это наполнить душу ребят нравственным содержанием.

Всю свою работу, и учебную и воспитательную, я не представляю без творческого подхода к решению любой проблемы, без игры. Ведь именно в игре заложены богатейшие воспитательные возможности. Игра – это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых дома и в школе.

Мне повезло, что я училась у великого педагога Шмакова, неоднократно посещала его семинары, праздники. У него была цель - сделать воспитание интересным, плодотворным и гуманным. Очень многое в своей воспитательной работе я беру из его книг, которые являются для меня настольными. Также я тесно сотрудничаю с ГДДТУ, часто являюсь членом жюри при проведении игровых праздников.

Ребенку от природы свойственно играть, дети хотят кем-то быть в будущем. А кто и когда нам расскажет о них столько, сколько мы увидим в сюжетно-ролевых играх? Во время игры можно узнать, какая у него семья, кто он: лидер или нет, как он находит выход из трудных ситуаций.

Я постоянно провожу с ребятами игровые праздники и убедилась в том, что в какие игры играет ребенок, такой он и есть на самом деле.

Я расскажу лишь о некоторых моментах своей игровой деятельности, как важного фактора в воспитательной работе.

1)Несколько лет назад мы, учителя математики, разработали и применили на практике необычную форму проведения недели математики – это проверка математического здоровья не только среди учащихся, но и среди учителей. Задействована была практически вся школа. В роли врачей были ученики 10-11-х классов, которые после прослушивания ответов на математические задания выписывали рецепты с указанием диагноза, рекомендаций. Например, невропатолог проверял математическую чувствительность, ЛОР – математический слух, окулист – математическую зоркость. В качестве рекомендаций предлагалось:

- таблицу умножения натощак (или З раза в день);

- устный счет на ночь (или 2 раза в день после еды) и т. д.

2) Какой-бы сценарий я не писала, будь то к классному часу или празднику, или к неделе математики, я стараюсь взять за основу какой-то сюжет, театрализованное действие.

При проведении математического мероприятия основными целями являются привитие интереса к предмету, выявление математических способностей учащихся.

Но если здесь используется игра, где каждому отведена определенная роль, то формируются более важные воспитательные назначения.

Учащиеся испытывают

- радость общения, ведь в игре накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка.

- игра развивает воображение и фантазию, логику детей, без чего невозможны глубокие знания любых предметов.

- игра воспитывает решительность, творческую инициативу.

Во время театрализованного представления заняты все. При распределении заданий каждому ребенку стараюсь поручить то, что может сделать именно он, учитывая индивидуальные особенности его личности , например, в математической игре «Полет на планету Цифрия» заняты в действии были все: кто-то являлся членом команды, кто-то играл инопланетян, ведущий выполнял функции начальника космодрома. Даже члены жюри были представлены как военные, инженер-конструкторы и т.д. В сценарий мероприятия также были включены музыкальные игры, частушки.

3)Надо сказать, что музыкальные игры – это один из важных моментов в моей воспитательной работе.

Во-первых, это создание эмоционального настроения, во-вторых, музыкальная игра развивает пластику движений, прививает любовь к музыке.

И наконец, в музыкальные игры играют все, дружно и охотно поют песни. Здесь никто не стесняется, что у него нет слуха, здесь не надо петь сольно, здесь все равны. Я всегда с удовольствием пою и играю вместе с детьми.

При проведении мероприятия, по сюжету которого персонажи отправляются в путь, можно использовать песню «Вместе весело шагать». Есть множество игровых песен: «Моль – ядовитая букашка», «Песня Красной Шапочки», «Если весело живется» и др. Ценность этих песен заключается в том, что все участники мероприятия активно включаются в выполнение движений по тексту каждой песни.

4) Воспитательная работа будет только тогда давать свои плоды, когда имеется тесное сотрудничество семьи и школы. Одна из таких форм сотрудничества – это опять же игра. В своей практике классного руководителя провожу «Веселые уроки», где в роли учеников выступают родители – команда мам и пап. Те дети, чьи родители участвуют в празднике, всегда испытывают огромное чувство гордости за маму или папу, сопереживают вместе с ними. И я убеждена, что после таких совместных мероприятий усиливается роль семьи в воспитательном процессе.

5) В своей практике также использую различные способы задания вопросов:

- ромашка (на каждом лепестке находится отдельное задание);

- математическая рыбалка (каждая пойманная на удочку рыбка содержит то или иное задание);

- чудо-дерево (ученики срывают чудо-плоды (можно использовать коробочки из-под «Киндер-сюрприза»), внутри которых находятся задания) и многое другое.

Отрывать лепестки, ловить рыбку, срывать плоды может даже тот ученик, который не проявляет математических способностей, не является членом команды, но он участвует в общем деле, а это воспитывает чувство коллективизма.

Наверняка, кто-то может сказать, что игровые мероприятия хорошо проводить только с учащимися младших классов, или, в крайнем случае – со средним звеном. Нет, это не так. Игре все возрасты покорны. Взрослеют дети, меняются игры, так же как и меняется наше общество. Всех захватывает великая и могучая, волшебная, пронизанная романтикой игра. Игра вызывает сильные эмоциональные переживания, когда люди забывают в ней свой возраст и положение.

При организации мероприятий со школьниками старших классов можно брать за основу игры современные телепроекты, такие как «Поле чудес», «Самый умный», «Своя игра» и т.д.

Можно организовать и провести праздник «Дом, который строим мы» .

Ведь школьный дом – это не просто жилище с крышей над головой, а место, где любят и ждут, понимают и принимают тебя таким, какой ты есть. Для этого закладывают кирпичи здоровья, мудрости, любви, находчивости и т.д.

Через игру можно привить любовь к Родине, к своему краю, родителям.

Это лишь немногие формы воспитательной работы, но все они решают принципы духовного равенства детей и взрослых. Использование этих приемов всегда помогает найти контакт с трудными подростками. Успешное применение теории игры дает положительные результаты в воспитании у детей активности, чувства коллективизма, взаимовыручки.

В нашем коллективе есть все условия для создания атмосферы творчества, сотрудничества, успеха. Ведь успешный учитель - успешный ученик, успешный ученик – успешная школа. Все взаимосвязано.

Я всегда помню слова Шмакова: « Я за отчаянный энтузиазм в нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошелся на детях, иначе счастливым не будешь. Нужно своей работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в груди – это была не твоя работа».










Аппетит приходит во время еды, но не уходит во время голода. Станислав Ежи Лец
ещё >>