Доклад о самооценке (на присвоение первой дидактической степени) Кимаковская Ирина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Россия в конце XVII первой четверти XVIII вв 1 30.56kb.
Диплом 1 степени за проект «зевс» награждается Ильдар Гайнанов (Республика... 1 38.82kb.
Буторина Ирина Валериевна – заведующий стоматологической поликлиникой... 1 114.54kb.
Инструкция к заполнению и оформлению представлений на присвоение... 1 38.87kb.
Диплом за лучший устный доклад среди студентов старших курсов. 3 350.35kb.
Конкурса на присвоение звания «Школа здорового образ жизни» 1 21.7kb.
Ирина Вадимовна Муравьева 1 15.31kb.
Искусство быть другим 1 84.18kb.
«Краткая история Джаза» 1 120.28kb.
Доклад Специального комитета по разработке конвенции против транснациональной... 1 357.89kb.
Обзор судебной практики Велижского районного суда по гражданским... 1 26.73kb.
Анализ кадровой политики ни вгуэс 1 318.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад о самооценке (на присвоение первой дидактической степени) Кимаковская Ирина - страница №1/1




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И МОЛОДЁЖИ

Генеральное управление образования молодёжи и спорта г. Глодень

Теоретический лицей им. Льва Николаевича Толстого

Доклад о самооценке


(на присвоение первой дидактической степени)



Кимаковская Ирина,

учитель русского языка

и литературы,

II дидактическая степень
г. Глодень, 2009 г.
Доклад о самооценке был обсуждён и утверждён на заседании Педагогического совета Теоретического лицея

им. Льва Толстого

(Протокол №8 от 02.03.2009 г.)


Содержание


  1. Краткое описание профессионального опыта стр. 1

  2. Представление темы

профессионального исследования стр. 2

  1. Описание области

профессиональной инициативы стр.13

  1. Результаты учебной деятельности

учащихся стр. 15

  1. Профессиональное развитие стр. 17

  2. Личное мнение и отношение к новым

направлениям в образовании стр. 18

7. Библиография стр. 19

8. Приложения стр. 20


  1. Краткое описание профессионального опыта

учителя русского языка и литературы

Кимаковской Ирины
В 1998 году закончила Тираспольский Государственный Университет (расположенный в Кишинёве) филологический факультет по специальности учитель русского языка и литературы и румынского языка.

С февраля 1999 года преподаю русский язык и литературу в глоденской средней школе №2 , переименованной в 2000 году в Теоретический лицей имени Льва Николаевича Толстого. Педагогический стаж 10 лет. С ноября 2006 по июль 2007 года работала методистом в Генеральном управлении образования молодёжи и спорта г. Глодень и по совместительству преподавала в лицее имени Льва Толстого.

В течение восьми лет являюсь руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы в районе. Ежегодно проводим научно-практические семинары, открытые уроки и мероприятия, встречи по обмену опытом.

С 2004 года являюсь руководителем драматического кружка для учащихся 9 – 12 классов в теоретическом лицее им. Л.Н.Толстого.

Взяв за основу слова Л.Н.Толстого «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать», развиваю в детях как стремление к самореализации, самоорганизации, самообразованию, так и творческие, коммуникативные способности.


  1. Представление темы профессионального исследования.


Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.

А. Дистерверг
Как и всех учителей, меня волнует не только выполнение требований куррикулума, который предусматривает коммуникативно – деятельностный подход к организации обучения, но и эффективность, и качество усвоения материала. Реализацию образовательных целей, обозначенных в Законе об Образовании, обеспечивает Национальный Куррикулум, который в свою очередь предоставляет каждому ученику реальные и одинаковые шансы для полной реализации собственных возможностей и интересов [2,с.9].

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы без помощи других творчески решать научные, производственные вопросы, критически мыслить, защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания методом самообразования, совершенствовать умения, творчески использовать их в реальности. Именно поэтому избранная мною проблема «Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения материала» является не только актуальной, но и формирующей довольно высокий уровень самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности.

Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.

Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»[17,с.240].

Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему решаю путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Главное на уроке – работа учащихся.

И основная моя задача – обеспечить полную нагрузку каждому из них в течение урока, более рационально использовать учебное время.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Понятие «Самостоятельная работа» многогранно, поэтому естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Так в учебнике Т.А.Ильина «Педагогика»[6,c.26] самостоятельная работа определяется как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний.

В трудах, посвящённых обучению самостоятельной работе в средней школе (В.К.Буряк [7,c.13], Л.Г.Вяткина [8,c.57], Ю.К.Бабановой [9,c.33] это понятие рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности.

Под самостоятельной работой учащихся М.Р.Львов [10,c.51] понимал всякую «познавательную учебную деятельность, выполняемую по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия.

Сам процесс обучения в доуниверситетском учреждении должен развиваться по схеме, отличной от традиционной. В исследовании А. Абылкасымовой [14,c.62] эта направленность представлена в виде следующей схемы:

В предложенной схеме процесса обучения, ориентированной на развитие познавательной самостоятельности ученика, организационные формы связаны не односторонне и не линейно, а взаимно, и самостоятельная работа является элементом методической системы, тем самым усиливается ее роль и связь с другими формами процесса обучения. Внедрение специально организуемой самостоятельной работы, а также реализация требования усвоения материала на лекциях и практических занятиях предполагают осуществление систематического контроля. Лекции и практические занятия являются источником проблем для самостоятельного решения учениками. Самостоятельная работа может выполняться не только на практических занятиях, но и на лекциях. Процесс обучения, реализуемый по указанной схеме, ориентирован на систематическое, целенаправленное развитие познавательной самостоятельности учеников [14,с.70].

Анализируя все определения, можно выделить следующее: учитывалась только учебная деятельность учащихся, а их самостоятельное литературно-художественное творчество, в том числе и направляемое учителем (литературно-творческие объединения, кружки, другие формы внеклассной работы по литературе) специально не рассматривались. В связи с этим при организации самостоятельной работы учащихся я руководствуюсь следующими целями, которые предлагает Н.В.Горлинский [11,c.38]:


  • Научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников;

  • Способствовать формированию навыков и умений;

  • Способствовать формированию личностных и профессионально-деловых качеств;

  • Способствовать формированию креативного мышления на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий.

Исходя из данных целеполаганий, я выделяю четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся:

    1. Воспроизведение данных (копирование по образцу);

    2. Репродуктивная деятельность (выполнение простых мыслительных операций);

    3. Продуктивная деятельность (логические мыслительные операции);

    4. Творческое мышление (выработка гипотетического мышления).

Поскольку в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит мне как учителю, то естественно, я руководствуюсь следующими принципами:

- дифференцированный подход;

- планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;

- постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдающего за действием;

- переход от контроля учителя к самоконтролю.

Грамотным в широком смысле слова считается тот человек, который может просто, доходчиво донести до другого свою мысль, последовательно и без ошибок передать ее в устной или письменной форме. Значит, работа по орфографии и пунктуации должна быть органически связана с развитием речи учащихся. Для этого я использую различные виды упражнений: подбор эпитетов, синонимов, антонимов, сравнений, построение предложений, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, различные виды творческих сочинений, эссе, редактирование текста.

На своих уроках я использую различные формы: работа в парах постоянного состава, работа в группах и микрогруппах, работа с пакетом заданий по определенной теме, контрольные срезы, тесты. Такие формы самостоятельной работы способствуют развитию познавательных интересов у учащихся. Особенно нравится ребятам работать в парах при взаимопроверке тетрадей с домашним заданием, орфографическим диктантом, а также при выполнении заданий поискового характера. Однако опыт работы показал, что наиболее эффективной является форма ведения диалога – дискуссия. Для более эффективного усвоения материала сочетаю современные и классические методы: проблемно – поисковый метод и метод проблемного изложения, эвристический метод и метод «Синектика»[5,c.38]. Метод проблемного изложения можно рассмотреть на примере темы: «Судьба человека в условиях тоталитарного режима» в 12 классе. Проблема урока представляется в виде вопроса: «Каковы причины трагической судьбы человека в условиях тоталитарного режима?» В решении данной проблемы помогает изучение конкретного случая (судьба Шухова из рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). Составление постеров, таблиц и «Т» - таблиц развивают умение видеть проблему. (Приложение №1, 2, 3)

Методика работы с текстом развивает у ребят умение анализировать, выделять главное и второстепенное. Это умение помогает учащимся находить факты, доказывающие их точку зрения или подтверждающие их идею. Например: «Используя дневниковые записи Печорина, определите причины его одиночества и страданий».

При объяснении нового материала даю учащимся задания: составить опорный конспект, схему, таблицу, хронологическую таблицу по творчеству писателя. Такая работа помогает учащимся не только активно включаться в работу, самостоятельно отбирать и систематизировать материал, но и позволяет обеспечить процесс выполнения домашнего задания. Эффективным на уроках русского языка является «превращение» научного и очень часто громоздкого материала в схему-таблицу, которая зрительно воспринимается легче и запоминается лучше. На уроках литературы на этапе вызова использую СИНКВЕЙН, СВОБОДНОЕ ПИСЬМО, АССОЦИАТИВНОЕ КОЛЕСО, КЛАСТЕР и др. (Приложение №4)

На уроках русского языка я использую различные виды самостоятельной работы. Так, например, при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» использую следующие виды:

1. Арена полных и кратких прилагательных.

В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое.

1. – ая; 4. – ий; 7. – ое; 10. – ей.

2. – а; 5. – ые; 8. – ее;

3. - □; 6. – ы; 9. – о;

2. Ринг склонения полных прилагательных.

Вставьте буквы, выделите окончания, определите их падеж.

На син_м вечерн_м небе; по нижн_му тенист_му парку; рыж_й белкой; до ближн_й деревни; у хорош_ ученика; на дальн_ планету; талантлив_ дети.

3. Корт степеней сравнения прилагательных.

От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.

1 ряд – красивый, твердый;

2 ряд – горький, белый;

3 ряд – молодой, громкий.

4. «Пробы пера».

Раскройте скобки, согласуйте прилагательные с именами существительными в нужной форме. Определите род, число, падеж прилагательных.

Снег падает (пушистый) ______________ звёздочками и переливается в лучах (зимний) ____________ солнца. (Холодный) _____________ земля покрывается (белоснежный) ____________ ковром. Лес одел (зимний) ____________ убранство. Деревья покрыты (белый) ___________ шубами, на кустах (красивый кружевной) _______________________ уборы. В лесу (мёртвый) _______________ тишина.

5«Я художник»

Введите в текст изобразительно-выразительные средства языка так, чтобы картина стала зримой, выразительной.



Я шагнул на ________________ тропинку и замер от _________________. Меня обступили _________________ деревья. Рукой я дотронулся до ___________________ берёзки. Замер рядом с _________________ осинкой и пошептался с ней. Спрятался под _______________ елью, приподняв её _______________ ветвь. Деревья как ____________.
Так, например, при изучении темы «Полные и краткие прилагательные» использую такие виды самостоятельной работы как редактирование текста и сочинение-миниатюра.


  1. Редактирование текста.

Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж.

Беленький ландыш пахучий.

Старый дуб высокий и могуч.

Огромный медведь неуклюжий.

Этот вид работы позволяет не только проверить уровень грамотности, но и развивает орфографическую зоркость у учащихся.



  1. Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Даю задание написать сочинение-миниатюру на тему:

    • «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать прилагательные в полной и краткой форме, определять синтаксическую роль прилагательных.

    • «Встреча в лесу». В данном сочинении-миниатюре необходимо использовать прилагательные – эпитеты. Соблюдать композиционную целостность текста и требования к составлению текста-повествования.

На своих уроках я даю различные задания для самостоятельной работы.

Например, к данным словам подобрать однокоренные антонимы:

очарование – (разочарование),

раскрывать – (закрывать),

опытный – (неопытный),

распахнуть – (запахнуть),

подходить – (отходить).

На уроке «В начале было слово…» даю ребятам следующее задание для самостоятельной работы. Приведите примеры с этими словами, употребив их в переносном значении:

Железные гвозди – (железное здоровье)

Стальной стержень – (стальные нервы)

Золотое кольцо – (золотое сердце)

Глухой старик – (глухой переулок)

Сердечная мышца – (сердечный человек).

Такая работа учит ребят мыслить, умело употреблять в речи слова в переносном значении.

При закреплении понятия «паронимы» даю также задания для самостоятельной работы.

С данными словами составьте словосочетания, объясните разницу в значении слов:

Описка – отписка

Сытый – сытный

Опечатка – отпечаток

Жесткий – жестокий

Устареть – постареть

Мелкий – мелочный

Даю самостоятельную работу с разноуровневыми заданиями (Приложение №5).

На уроке по теме «Антонимы» даю учащимся следующее задание для самостоятельной работы:



Закончите пословицы, выделите антонимы.

При этом я проверяю не только знание пословиц, но и умение правильно находить антонимы.

Мир строит, война …

Герой умирает, а слава …

Корень учения горек, а плод его …

Ученье свет, а неученье - …

Не бойся врага умного, бойся друга …
С огромным удовольствием ребята принимают активное участие в драматизации различных фрагментов, что способствует развитию актёрских и творческих способностей, обогащает речь, кругозор, а главное – прививает интерес к художественным произведениям (Приложение №6).

Удачным является составление постеров на различные темы, в которых учащиеся излагают и теоретический материал, и личностное понимание и видение проблемы. Тематика постеров, которые также необходимо представить и защитить, весьма огромна: «Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В.Гоголя «Шинель», «Тема дружбы (любви, назначения поэта и поэзии и др.) в лирике А.С.Пушкина», «Печорин, кто он?», « Тема великой и вечной любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Тема подвига и трусости в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» и т.д.

Интересна и эффективна работа с учащимися по литературным карточкам, куда входят отрывки их художественных произведений, иллюстрации к ним.(Приложение №13)

Литературная карточка сообщает новый материал, учит сопоставлять изученное на уроке со сведениями, содержащимися в ней. Благодаря этому у учащихся возникают новые литературные аналогии, обобщающие устную и письменную речь. Карточки даются с определенным заданием. Например: выступить перед классом и передать содержание литературной карточки; прочитать текст карточки вслух и высказать свои соображения по ее содержанию, на основе сведений, содержащихся в карточке.

Удобна и другая форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам на зачетном уроке, когда необходимо раскрыть содержание того или иного произведения. Работа рассчитана на один урок.

Один из самых сложных и важных вопросов в работе – это сочинения учащихся. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить учащихся глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у учащихся интерес к чтению, развивать речь.

Для этого необходимо чаще организовывать беседы, доклады, диспуты, самостоятельный анализ текста, творческие работы, опирающиеся на личный опыт учащихся. Такие работы помогают овладеть навыками грамотной письменной речи, вызывают активное отношение к общественной жизни.

Конечно, идеально, если произведение прочитано до изучения его в классе, но такое, увы, бывает не всегда. Обычно я за месяц напоминаю, что следует прочитать такое-то произведение, предлагаю ряд вопросов по его содержанию, а потом провожу письменный опрос, заготавливая карточки с вопросами для самостоятельной работы. Например, по роману «Война и мир» (т.1) даю вопросы такого типа: Цель приезда Анны Михайловны; Попытка Мюрата обмануть Кутузова и т.д. На каждый из них невозможно ответить, не прочитав произведение. Такие вопросы заставляют внимательно подходить к чтению, делать самостоятельные выводы. Иногда даю тему сочинения до изучения творчества поэта или писателя на уроках. Например: «Мои мысли и чувства при чтении романа «Мастер и Маргарита», «Мое отношение к Маяковскому».

Прочитав сочинения учащихся, я обдумываю, как построить изучение творчества писателя, чтобы раскрыть всю его ценность, как показать черты личности героя, на которых можно воспитывать.

Большую трудность при написании сочинения вызывает подбор эпиграфа к сочинению. Я посоветовала ребятам завести отдельные тетради и писать в них яркие выразительные высказывания о Родине, о чувстве долга, о патриотизме, о природе и др.

Тетради с высказываниями – отличные помощники в подборе эпиграфов. Теперь в сочинениях учащихся эпиграфы практически не повторяются.

С интересом пишут учащиеся доклады. Эта работа в большей мере, чем какая-либо другая, развивает навыки самостоятельного мышления и речь учащихся.

В процессе работы над произведением даю учащимся вопросы, требующие рассуждений, анализа, выводов. Например: проследить пути духовных исканий главных героев – Пьера Безухова и Андрея Болконского из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». При работе над романом «Отцы и дети» учащиеся получают такое задание: определить, какие проблемы стояли в центре внимания в 60х годах XIX в., как отразились эти проблемы в романе?

Довольно сложный вид самостоятельной работы на уроке – составление плана по ответу учащегося, составление плана по лекции учителя. Сначала я предлагала составлять план моего рассказа, в этих случаях старалась особенно четко выделять главное. Затем заслушиваем и обсуждаем два-три плана.

Во внеурочное время я организую самостоятельную работу по литературе. Ежегодно я провожу читательские конференции, которые требуют самостоятельной работы с книгой. Заранее я даю произведение для прочтения. За две недели до конференции вывешиваю на стенд вопросы по произведению.

В 5 классе я провела читательскую конференцию на тему: «Сказка О.Уайльда «Счастливый принц».

В 6 классе – читательскую конференцию по 4-м книгам для чтения Л.Н.Толстого на тему: «Самый мудрый рассказ».

В 9 классе я назвала читательскую конференцию так: «Мужество, стойкость, героизм русского солдата» (по произведению М.Шолохова «Судьба человека»).

Такая работа способствует развитию интереса к книге, чтению, читательских умений учащихся; развитию познавательных интересов; нравственных качеств: мужества, стойкости, человеческого достоинства, любви к родине, сострадания, милосердия, доброты, любви к людям.

Очень часто я провожу викторины по творчеству писателей и поэтов.

О том, что будет викторина по творчеству того или иного писателя я сообщаю детям заранее. Такая работа способствует развитию самостоятельного поиска по творчеству писателя, расширяет кругозор. Ребятам приходится самостоятельно перечитать горы литературы по творчеству писателя, а также познакомиться непосредственно с его произведениями. Интересно прошли викторины «Самый внимательный читатель» по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Островского.(Приложение №7,8 )

В начале каждой четверти я знакомлю ребят со списком авторов и их произведений, с которыми предстоит познакомиться ребятам. Предлагаю выбрать автора и составить кроссворд по его творчеству. На обобщающих уроках по творчеству писателей ребята разгадывают составленные кроссворды.

Такая работа помогает учащимся самостоятельно знакомиться с литературой, творчеством писателя, расширяет кругозор, способствует развитию логического мышления, развивает интерес к предмету и творчеству писателя.

Провожу уроки – презентации, подготовка к которым требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска. (Приложение №9)

Так, провела уроки-презентации по следующим темам:

«Моим стихам настанет свой черед…»

(По творчеству М.Цветаевой)
«У войны не женское лицо…»

(По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)
«Лагерная тема»

(По творчеству А.Солженицына и В.Шаламова)
Особый интерес вызывают у учащихся литературные кафе и вечера. Такая форма проведения мероприятий развивает, увлекает ребят, даёт им возможность проявить себя, самореализоваться.

После изучения каждой большой темы или произведения я провожу контрольное тестирование, которое позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях. (Приложение №10,11)

Работая над проблемой развития человека и формирования созидательной личности, способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни [3,c.10], я пришла к следующим выводам:


  • Интерес к активным методам сотрудничества значительно возрос;

  • Эффективность усвоения материала зависит от гармоничного сочетания традиционных и модальных методов и форм работы;

  • Формативное обучение помогает ученикам исследовать и открывать знания самостоятельно, развивать память, творческое мышление, воспитывать познавательные интересы.


III. Описание области профессиональной инициативы

Образовательный идеал: свободное, гармоничное развитие человека и формирование созидательной личности, способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Поскольку урок представляет собой творческий поиск, решения познавательных задач в процессе сотрудничества учителя и учеников, то в этой взаимосвязи посредством активных форм организации учебной деятельности необходимо помнить об обратной связи: Учитель-Ученик, Ученик-Учитель. Обучая их, мы учимся сами. В настоящее время ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из ведущих проблем педагогики.

Идя в ногу со временем компьютеризации, учитывая интересы и предпочтения ребят, стремлюсь сделать уроки не только обучающими, но и познавательными, воспитывающими. В этом году разработала и провела урок-презентацию (POWER POINT) на тему: «У войны не женское лицо…» по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» Абсолютно все учащиеся были вовлечены в работу. Однако хочется отметить роль и значимость знания художественного текста. Анализ фрагмента можно провести, будучи один на один с компьютером и такой программой, но проблемные вопросы так и останутся не решёнными. Поэтому на уроках литературы я в первую очередь требую знание текста и умение применять на практике анализ произведения. Компьютерное обучение должно равноценно гармонировать с традиционным, т.к. как у любого новшества у него тоже есть и «+» и «-». С одной стороны эта форма обучения обеспечивает переход к овладению умения самостоятельно изучать новую информацию, возрастает интерес к изучению произведений. Но с другой стороны, мы, к сожалению, ещё не обеспечены электронными книгами и учебниками (в 11 и 12 классе их вообще нет) и хрестоматиями, которые были бы хорошим подспорьем для учащихся. Хочется надеяться и верить, что процесс модернизации доуниверситетского образования поможет организовать хорошие условия обучения для усовершенствования умений и навыков, коммуникативных и творческий способностей.

Особое внимание я уделяю оцениванию ребят, ведь каждый из них хочет, чтобы его труд был оценён. Справедливая адекватная система оценивания стимулирует учебную, познавательную деятельность учащихся. Необходимым условием оценивания являются выработка критериев и индикаторов. На своих уроках мы совместно с учениками разработали правила взаимоотношений при диалоге, работы в группе, правила ведения дискуссии. На примере анализа петербургских повестей и выявления темы «маленького человека» мы составили оценочный лист, который предусматривает результаты деятельности в течение не одного урока, а нескольких. (Приложение №12)

Главное для меня – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить они состоятся как личности. Ведь как сказал А.С.Пушкин: «Самостояние человека – залог величия его».

IV.Результаты учебной деятельности учащихся

В течение 6 лет я работаю над особой системой проверки и оценивания знаний учащихся. Результаты деятельности класса, в котором я ввела новые формы работы, радуют и всё же дают информацию для дальнейшего развития. Не всегда достигаю желаемых результатов. Есть неуспевающие. Хотя было бы правильнее считать каждый результат положительным.

Результаты учебной деятельности ( по 10 «а» классу)



Предмет

год обучения


класс

% качества

% неусп-сти

средний балл

результат (рост, спад )

Русский язык и литература

2004-2005

6 «б»

74 %

-

7,57





Русский язык и литература

2005-2006

7 «б»

80 %

-

7,65





Русский язык и литература

2006-2007

8 «б»

80 %

-

7,75





Русский язык и литература

2007-2008

9 «б»

86 %

-

8,00





Русский язык и литература

2009 (I семестр)

10 «а»

83 %

5 %

7,64




В приведённой таблице видно, что в течение четырёх лет результативность в классе росла. Это является доказательством того, что формы работы с детьми, методы, методики, приёмы и виды деятельности были подобраны верно, в соответствии с требованиями куррикулума и согласно индивидуально – личностного подхода к учащимся. Самостоятельная работа действительно помогает эффективнее усваивать новый материал и систематизировать ранее изученный. Однако в 10 (гуманитарном классе) виден спад, что связано, во-первых, с приходом в коллектив новых учеников, как сильных, так и слабых, во-вторых, с новыми требованиями к умениям, навыкам и оцениванию, т.к. это гуманитарии. Для себя я выделяю следующие результаты работы: создание хорошего микроклимата на уроках, по итогам диагностики 72% учащимся интересны уроки литературы, ребята не боятся ошибиться, активно участвуют в работе, 28% используют нейтральные высказывания.





Учебный год

Гимназическое звено

Лицейское звено

% качества

% успев.

Ср. балл

% качества

% успев.

Ср. балл

2005

72

97,5

7,77

69

98,7

7,65

2006

71

99

7,65

69

97

7,64

2007

90

100

7,95

75

100

7,57

2008

79

99

7,89

71

99

7,51

2009

(Iсеместр)



70

100

7,68

57

98

7,47


Достижения на районных олимпиадах с 2005 по 2009 год

2005 год Норок Татьяна 12 класс I – ое место

Мрачковская Юлия 12 класс II – ое место

Усатая Евгения 11 класс I – ое место

2006 год Акру Ирина 9 класс I – ое место

Банько Анастасия 10 класс I - ое место

Усатая Евгения 12 класс I – ое место

Белоус Анна 12 класс II – ое место

Шлёнский Александр 12 класс III – ое место

Ковальский Александр 12 класс поощрение



2007 год Гораш Евгения 10 класс I – ое место

Акру Ирина 10 класс III – ое место



2008 год Швидченко Валерия 9 класс I – ое место

Оливская Елена 9 класс II – ое место

Гораш Евгения 11 класс II – ое место

Акру Ирина 11 класс поощрение

Выборных Наталья 12 класс II – ое место

Банько Анастасия 12 класс III – ое место



2009 год Буймистрюк Наталья 10 класс I – ое место

Швидченко Валерия 10 класс II – ое место

Оливская Елена 10 класс II – ое место

Акру Ирина 12 класс I – ое место

Гораш Евгения 12 класс II – ое место

Работа с одарёнными детьми занимает особое место в моей педагогической деятельности. Ведь чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. А одарённые дети нуждаются в этом в большей степени. Радует тот факт, что среди моих учеников есть продолжатели моего любимого дела. Кузьменко А. – учитель русского языка и литературы в г. Мурманске, Букатка Н. – выпускница государственного университета «Алеко Руссо» г. Бэлць, Выборных Н. – студентка Тираспольского государственного университета, филологического факультета.



V.Профессиональное развитие

В 2002 году прошла курсы повышения квалификации в г. Воронеже, в 2007 году – в Институте образовательных наук г. Кишинёва, в 2007 – курсы форматоров по оцениванию учебной деятельности учащихся в г. Флорешты. И курсы повышения квалификации, и научно-практические семинары являются огромной базой для профессионального развития. Так благодаря профессорам Волковской М.А. и Горбачёвой Н.А. мы составили чёткие требования к составлению тестов, матрице спецификаций, определили различия между методами и приёмами, виды и приёмы работы, обогатили свой багаж новыми техниками. Лекции по русскому языку (профессора Горбачёвой Н.А.) и лекции по современной литературе (профессора Волковской М.А.) оказались настоящим кладом и помощником при лингвистическом и литературоведческом анализе произведений особенно современной литературы, при разработке проектов уроков развития речи и для моей методической копилки в целом. Очень ценными и познавательными были лекции по педагогике, психологии. Благодаря информации, полученной на курсах, я пересмотрела проблему, над которой работала, и взяла за основу тему: «Самостоятельная работа как условие эффективного материала».

Немалый вклад в повышение профессионального уровня внесли посещённые мною уроки коллег, семинары: «Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля преподавания участников образовательного процесса», «Самостоятельная работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся», которые дали возможность по-новому подойти к преподаванию русского языка и литературы. С творческой группой учителей ежегодно организовываем семинары-практикумы, семинары-презентации, разработанные в программе Power Point.

Учитель – это человек, который может сделать трудные вещи лёгкими. Поэтому я для себя наметила ряд новых направлений моей профессиональной деятельности:



  • обеспечение учащихся (в связи с отсутствием художественной литературы XX века) программами, для самостоятельного изучения;

  • продолжение внедрений новых техник в преподавание русского языка и литературы;

  • использование интегрированных уроков как средства активизации познавательной и творческой деятельности.


VI. Личное отношение к новым направлениям в обучении

Говоря о нововведениях и современных технологиях, внедрённых в образовательный процесс, хочется отметить, что учиться детям стало значительно интереснее и легче. Традиционные методы обучения, формы работы и виды деятельности уступают место нетрадиционным, модульным, способствующих развитию креативному мышлению, творческих способностей, жизненно-важных личностных качеств, повышению мотивации к саморазвитию. Но наряду с сильными сторонами новых направлений можно отметить и ограничения. К таковым относится скудный книжный фонд городских и школьных библиотек, ведь пока не у каждого ребёнка есть возможность воспользоваться компьютерными вариантами программных произведений; плохая оснащенность кабинета русского языка, не позволяющая использовать весь арсенал дидактических средств. Однако нужно помнить, что для достижения поставленной задачи, следует соблюдать единство всех правил умений, навыков, отношений:



  • Зачем учить?

  • Чему учить?

  • Как учить?

. Поэтому в своей работе я использую как нетрадиционные методы, так и классические: коллективная работа, полусамостоятельная, самостоятельная. Вполне объяснимо, что детям больше нравятся нетрадиционные уроки – именно они и запоминаются надолго: уроки-презентации, созданные в программе Power Point, уроки творческие мастерские, уроки-смотры знаний, литературные вечера и др. Главное для меня – это создать среду, способствующую для формирования у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Учу учащихся следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Закон об образовании, Кишинэу, Monitorul oficial, 2005.

  2. Curriculum de bază. Documente reglatoare, Coordonatori:Musteaţă S., Bucun N., Guţu V., Cimişlia, 1997.

  3. В.Гуцу, Развитие и внедрение Куррикулума в гимназическое образование: концептуальные положения, Кишинэу, Litera, 2000.

  4. Ghid metodologic, CNC, MEC, 2002.

  5. I.Cerghit, Metode de învăţămînt, Bucureşti,1997.

  6. Т.А.Ильина, Педагогика, М.,1996.

  7. В.К.Буряк, Управление самостоятельной деятельностью учащихся, Л.:1982.

  8. Л.Г.Вяткина, Самостоятельная работа учащихся на уроке, Саратов:Изд-во Саратовского университета, 1978.

  9. Ю.К.Бабанский, Методы обучения в современной общеобразовательной школе, М.:Просвещение, 1985.

  10. М.Р.Львов, Активность и самостоятельность учащихся, М.:Просвещение,1998.

  11. Н.В.Горлинский, Принципы и формы организации самостоятельной работы на уроке, М.:Просвещение, 1999.

  12. Е.Н.Власова, Самостоятельная работа учащихся V-VII классов на уроках русского языка, М.:Просвещение,1980.

  13. В.И.Зольникова, Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением, М.:Просвещение, 1978.

  14. А.Абылкасымова, Познавательная самостоятельность в учебной деятельности ученика, Учебное пособие, Алматы, «Санат»,1998.

  15. И.Н.Кралевич, Психолого-педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности, Мн.:1989.

  16. Г.С.Панфилова, Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе, М.:Просвещение, 1984.

  17. Л.Н.Толстой, Сборник сочинений, М.:Педагогика, 1987.










Стиль — это человек. Жорж Луи Бюффон
ещё >>