Доклад о работе одиннадцатой сессии краткая информация о работе сессии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложения к проекту доклада о работе восьмой сессии 1 27.79kb.
Доклад рабочей группы по безопасности дорожного движения о работе... 1 256.41kb.
Докладчиков и представителей Положение в области прав человека в... 1 77.22kb.
Доклад Комитета по правам инвалидов о работе его восьмой сессии,... 3 507.09kb.
Доклад о работе пятьдесят шестой сессии 1 84.89kb.
Организация Объединенных Наций A/AC. 265/2006/4 4 565.02kb.
Отчет о работе стратегической сессии экспертной группы по инновационному... 1 328.68kb.
Доклад о работе пятьдесят шестой сессии добавление 21 Записка секретариата 1 92.52kb.
Доклад о работе тридцать четвертой сессии Комитета по всемирной продовольственной... 6 612.18kb.
Доклад о работе 129-й сессии Финансового комитета Рим, 18 19 сентября... 1 133.52kb.
Доклад о работе 131-й сессии Финансового комитета Рим, 1 2 февраля... 1 113.93kb.
Многоликие шахматисты 11 2163.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад о работе одиннадцатой сессии краткая информация о работе сессии - страница №1/3




GE.02-30653 (R) 070502 080502



ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

E





1



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.


TRADE/WP.6/2001/18

6 March 2002
RUSSIAN

Original: 







ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВЛИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ


И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рабочая группа по политике в области технического
согласования и стандартизации


Одиннадцатая сессия (29-31 октября 2001 года)
ДОКЛАД О РАБОТЕ ОДИННАДЦАТОЙ СЕССИИ

Краткая информация о работе сессии
На своей одиннадцатой сессии Рабочая группа ЕЭК ООН по политике в области технического согласования и стандартизации (Рабочая группа № 6):
 утвердила пятый пересмотренный вариант Перечня ЕЭК по стандартизации;
 провела Рабочее совещание по процедурам оценки соответствия и упрощению процедур торговли, одобрила выводы Рабочего совещания и рассмотрела меры по устранению тех проблем, на которые обращали внимание в ходе этого совещания правительства стран ЕЭК;
 пересмотрела круг ведения и дала высокую оценку работе Специальной группы специалистов по методам стандартизации и нормативного регулирования (Группа "СТАРТ");
 утвердила окончательный текст "Международной модели применения надлежащей практики нормативного регулирования для подготовки, принятия и осуществления технических регламентов с использованием международных стандартов" и постановила включить его в комплекс рекомендаций ЕЭК ООН по политике в области стандартизации в качестве новой рекомендации "L";
 пересмотрела и утвердила программу работы на 2001-2005 годы;
 приняла решение об организации форума по вопросам контроля за рынком в странах с переходной экономикой, увязав его со своей следующей, двенадцатой, сессией (28 30 октября 2002 года).
Доклад о работе сессии, а также основные документы будут размещены на вебсайте Рабочей группы по адресу: http://www.unece.org/trade/stdpol.
Введение
1. Одиннадцатая сессия Рабочей группы по политике в области технического согласования и стандартизации (РГ.6) была проведена 2931 октября 2001 года.
2. В работе сессии приняли участие представители следующих стран: Азербайджана, Албании, Армении, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Португалии, Республики Молдова, Российской Федерации, Словакии, Словении, Соединенных Штатов Америки, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Чешской Республики, Швейцарии, Швеции, Эстонии, бывшей югославской Республики Македонии и Югославии.
3. На сессии также присутствовал представитель Европейского сообщества.
4. В работе сессии приняли участие следующие межправительственные организации: Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международный торговый центр (МТЦ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Межгосударственный совет СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации, Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). На сессии были представлены следующие неправительственные организации: Европейский комитет по стандартизации в области электротехники (ЕКСЭТ), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация по стандартизации (ИСО), Международный форум по вопросам аккредитации (МФА), Международная организация по сотрудничеству в области аккредитации лабораторий (ИЛАК), Европейская федерация национальных ассоциаций измерительных, испытательных и аналитических лабораторий (ЕВРОЛАБ) и Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС).
5. В качестве наблюдателей, приглашенных секретариатом, на сессии присутствовали представители компаний и деловых ассоциаций частного сектора, таких, как Международная федерация пользователей стандартов (МФПС), Международная федерация инспекционных агентств (МФИА), Организация по вопросам промышленного сотрудничества и стандартизации и оценки соответствия (ИСКСА).

Пункт 1 УТВЕРЖДЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ


6. Была утверждена предварительная повестка дня, содержащаяся в документе TRADE/WP.6/2001/1.

Пункт 2 ВЫБОРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ


7. Председателем был избран г-н К. АРВИУС (Швеция), а заместителями Председателя - г-жа М. СОНДЕРС (Соединенные Штаты Америки) и г-н В. КОРЕШКОВ (Беларусь).
Пункт 3 ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С ПЯТЬДЕСЯТ

ШЕСТОЙ СЕССИЕЙ КОМИССИИ И ПЯТОЙ СЕССИЕЙ

КОМИТЕТА ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВЛИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Документация: ЕСЕ/TRADE/280
8. Директор Отдела торговли ЕЭК ООН г-жа К. Косгроув-Сакс сообщила о результатах состоявшихся дискуссий и решениях, принятых Комиссией в ходе ее пятьдесят шестой сессии (май 2001 года), в частности требующих уделять повышенное внимание кросс секторальным видам деятельности и оказанию помощи странам с переходной экономикой. В этой связи внимание делегатов было обращено на решение Комиссии и ее призыв к основным и другим вспомогательным органам (ОВО и ВО) поощрять развитие кросс-секторального сотрудничества.
9. Председатель Комитета по развитию торговли, промышленности и предпринимательства (КРТПП) г-н Шафарик-Пстрош сообщил об итогах обсуждений, проведенных в ходе пятой сессии Комитета (июнь 2001 года). В частности, была представлена информация о предложении Комитета, касающемся сотрудничества с Комитетом по лесоматериалам и Комитетом по экологической политике с целью усиления работы по обеспечению устойчивой торговли лесоматериалами в соответствии с решением ежегодной сессии ЕЭК ООН 2001 года о поощрении кросс-секторального сотрудничества.
10. Было отмечено, что Комитет при рассмотрении и выражении поддержки деятельности Рабочей группы особо отметил ее опыт в области налаживания контактов с региональными группами, что содействует обеспечению активного взаимодействия между секретариатом и заинтересованными правительствами.
11. Комитет также счел полезными и поддержал и одобрил следующие предложения РГ.6 и поручил секретариату обеспечить принятие необходимых последующих мер в рамках ЕЭК ООН:
 предложить другим ОВО изучить возможности использования принципов и концепции "Международной модели технического согласования" в их областях компетенции с целью определения возможных экспериментальных проектов;
 призвать правительства стран  членов ЕЭК ООН взять на себя обязательство информировать секретариат об интеграции/использовании на национальном уровне юридических инструментов, рекомендаций и стандартов, разрабатываемых ЕЭК ООН.
12. Представитель секретариата также сообщил о том, что Отдел торговли УЭК ООН проинформировал другие отделы ЕЭК ООН об этих решениях Комитета и обратился к ним с просьбой довести эти решения до сведения соответствующих ОВО.
13. Рабочая группа приняла к сведению эту информацию.
Пункт 4 РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ПРОЦЕДУРАМ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ И УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ
Документация: ТRАDЕ/WP.6/2001/2

ТRАDЕ/WP.6/2001/2/Add.1


14. Целью рабочего совещания являлись выявление и обсуждение связанных с торговлей трудностей и проблем, с которыми сталкиваются государственные органы и компании в различных странах при внедрении и применении различных процедур оценки соответствия.
15. Программа рабочего совещания приводится в приложении I.
16. В качестве справочных документов по этому пункту повестки дня Рабочей группе и участникам рабочего совещания были представлены предварительная повестка дня рабочего совещания (TRADE/WP.6/2001/2), документ об опыте Швейцарии в области признания результатов зарубежной оценки соответствия (TRADE/WP.6/2001/2/Add.1), а также ряд других материалов и докладов о международном, региональном и национальном опыте, связанном с тематикой рабочего совещания.
17. Во вступительном обращении, произнесенном от имени Исполнительного секретаря ЕЭК ООН г-жи Д. Хюбнер, в котором подчеркивалось, что различия в процедурах оценки соответствия сегодня представляют собой одно из важнейших препятствий для международной торговли, сообщалось о деятельности ЕЭК ООН по стимулированию международной торговли за счет устранения технических барьеров в торговле и поощрения внедрения международных стандартов и рекомендаций.
18. Председатель Рабочей группы г-н К. Арвиус поделился своими соображениями относительно того, какими путями и методами можно стимулировать процесс признания результатов оценки соответствия, и высказал свои предложения по деятельности Рабочей группы в области оценки соответствия.
19. Первое заседание Рабочего совещания было посвящено изучению того, какими видятся общие проблемы оценки соответствия органам стандартизации, правительствам, международным организациям и частному сектору.
20. Докладчик по вопросам оценки соответствия г-н Л. Тронель выступил с сообщением, в котором он проанализировал, каким образом стандартизация может стимулировать процесс рыночной интеграции, и рассказал о нынешнем положении дел в области международного согласования стандартов и нормативных требований. Особое внимание он уделил вопросам признания. В этой связи он проанализировал требования межправительственных соглашений о взаимном признании (СВП), а также состояние рынка услуг оценки соответствия и требования его различных субъектов (нормативные органы, компании и т.д.). Как органы регулирования, так и потребители должны быть уверены в том, что предъявляемые требования будут выполняться, и в этой связи выступающий поднял вопрос о том, можно ли в основу СВП между органами по сертификации положить процедуру аккредитации. Были рассмотрены также вопросы о том, какие дополнительные возможности сертификация открывает перед деловыми кругами и потребителями.
21. В докладе Словакии было рассказано о проблемах и трудностях, с которыми сталкивается страна, пытаясь реформировать свою систему оценки соответствия и адаптировать ее к потребностям рыночной экономики. Было рассказано также о нынешней работе по приведению национальной нормативной, правовой и организационной систем в соответствие с требованиями ЕС. Что касается горизонтальных и процедурных мер, в октябре 2001 года парламент принял поправку к Закону о технических требованиях к товарам и оценке соответствия. С 1 января 2002 года все национальные стандарты стали необязательными. Продвигается работа по внедрению европейских унифицированных стандартов, и по состоянию на сентябрь 2001 года в словацкие стандарты было транспонировано почти 70% европейских стандартов ЕКС и почти две трети стандартов ЕКСЭТ.
22. В 2001 году Совет по оценке соответствия (работающий под эгидой Словацкого бюро стандартизации, метрологии и испытаний) стал национальным членом Европейской организации по оценке соответствия (ЕООС) от Словакии. В докладе также говорилось о начале подготовки к созданию системы уведомляемых органов (т.е. о тех требованиях, которые они должны выполнять, о соответствующем контроле со стороны государства, а также о том, на каком этапе они находятся с точки зрения оценки соответствия).
23. Секретарь Комитета ИСО по оценке соответствия (ИСО/КАСКО) представил информацию о важнейших документах КАСКО, а также о результатах работы по международным консенсусным документам, подготовка которых ведется в сотрудничестве с различными региональными и международными организациями. Цель такого сотрудничества заключается в том, чтобы более качественно обслуживать международную торговлю. Говоря о будущей работе, он назвал следующие проекты: разработка единого стандарта аккредитации и общего стандарта управления системами сертификации; приведение стандартов аккредитации лабораторий в соответствие с новым стандартом управления качеством (ИСО 9001: 2000); внедрение оптимальной практики заключения СВП между органами по аккредитации и по оценке соответствия; подготовка руководств по методам коллегиальной оценки и по правильному использованию маркировки соответствия; выработка рекомендации в отношении документации, прилагаемой к заявлению поставщика о соответствии, с целью повышения доверия к ней.
24. Представитель одной из частных компаний поднял вопрос о том, когда и почему у общества, потребителей и компаний возникает потребность в сертификации, а также проанализировал связанные с ней затраты и выгоды; в итоге он пришел к выводу о необходимости пересмотра процедуры сертификации. Выступающий указал на дороговизну многократной сертификации, а также на такие косвенные издержки, как длительность процесса получения всех необходимых сертификатов. Особые проблемы это ставит перед высокотехнологичной продукцией с коротким жизненным циклом, на смену которой быстро приходят новые более совершенные товары, требующие новых сертификатов. По мнению оратора, для целей сертификации должно быть достаточно лишь заявления поставщика. Говоря о схемах управления качеством, он отметил, что стандарты ИСО категории 9000 являются минимальными требованиями, и большинство крупных транснациональных компаний, одну из которых он представляет, придерживаются более жестких требований к качеству. По мнению оратора, это демонстрирует ненужность подобной сертификации для крупных и/или хорошо зарекомендовавших себя компаний. Говоря о добровольной сертификации в целом, выступающий указал на вызывающую обеспокоенность тенденцию распространения механизмов добровольной сертификации на многих рынках. Он поставил под сомнение ценность многих из них для компаний и потребителей.
25. Второе заседание Рабочего совещания было посвящено опыту использования различных видов и схем соглашений о взаимном признании на различных уровнях и между различными сторонами.
26. Было проведено различие между межправительственными соглашениями и добровольными соглашениями между органами по оценке соответствия.
27. Говоря о политической основе деятельности по взаимному признанию, представитель Канады выделил следующие приоритеты этого процесса: получение ощутимых экономических результатов, выявление наиболее адекватных нормативных инструментов, поддержка основных участников процесса, совместимость систем регулирования потенциальных сторон СВП, достаточность ресурсов для заключения и претворения в жизнь СВП. Оратор рассказал о ряде успешных двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании оценки соответствия, заключенных Канадой. Помимо этих межправительственных соглашений, канадские органы по стандартизации и оценке соответствия участвуют в различных международных и региональных схемах аккредитации, а также в отраслевых неправительственных СВП.
28. В представленном Швейцарией докладе о признании отчетов иностранных организаций об итогах испытаний или их сертификатов соответствия описываются условия такого признания, согласно которым процедуры испытаний или оценки соответствия должны удовлетворять швейцарским требованиям, а зарубежные организации (лаборатории) должны отвечать требованиям, которые предъявляются к подобным организациям (лабораториям) в Швейцарии. По мнению Швейцарии, такая автономная процедура признания помогает открытию внутренних рынков, стимулирует здоровую конкуренцию и в результате предоставляет потребителям более широкий выбор товаров по менее высоким ценам.
29. Ряд сообщений были посвящены различным видам действующих добровольных соглашений, заключенных между органами по оценке соответствия на региональном и международном уровнях.
30. В своем выступлении представитель Европейской федерации национальных ассоциаций измерительных, испытательных и аналитических лабораторий (ЕВРОЛАБ) рассказал об опыте работы на региональном уровне, в том числе о добровольных соглашениях, подписанных между органами по оценке соответствия в Европе, и о деятельности ЕВРОЛАБ. Была подчеркнута заинтересованность компаний в коротких сроках оценки соответствия с одноэтапной процедурой испытания и сертификации, поскольку фактор времени представляется более важным, чем издержки. Оратор рассказал о некоторых видах добровольных соглашений между сертифицирующими и аккредитующими органами, а также предложил ряд путей укрепления взаимного доверия. Для устранения барьеров в международной торговле он предложил использовать одинаковые процедуры испытаний, калибровки, инспекции, сертификации и аккредитации на основе соответствующих стандартов ИСО/КАСКО.
31. Представитель Международного форума по вопросам аккредитации (МФА) отметил, что аккредитация является инструментом, гарантирующим компетентность и профессионализм органов по оценке соответствия. Для содействия признанию результатов оценок, проводимых различными органами по аккредитации, были учреждены международные ассоциации аккредитующих органов, а именно ИЛАК (Международная организация по сотрудничеству в области аккредитации лабораторий) в 1997 году и МФА (Международный форум по вопросам аккредитации) в 1993 году. ИЛАК является форумом для национальных органов по аккредитации лабораторий, а МФА - для национальных органов по аккредитации/регистрации систем управления. К моменту проведения совещания членами МФА являлись 36 органов по аккредитации, три органа из развивающихся стран, девять ассоциированных членов (включая отраслевые ассоциации и ассоциации потребителей) и три региональные группы. Что касается различных сфер деятельности МФА и той помощи, которую он оказывает развивающимся странам, особое внимание было обращено на многостороннее соглашение МФА о взаимном признании (МСС), в основе которого лежит документ, в котором описываются процедуры заключения МСС и который был учрежден группой МФА по оценке по итогам взаимного коллегиального рассмотрения каждой из заявок. В 1998 году МФА учредил группу по МСС в области системы управления качеством, в состав которой в ноябре 2001 года входило 27 индивидуальных национальных членов и две региональные группы по МСС.
32. Представитель Международной электротехнической комиссии (МЭК) рассказал о последних изменениях в важнейших схемах сертификации этой организации: ICE EE (система оценки соответствия и сертификации электрооборудования), IECEx (товары для использования во взрывоопасной среде) и IEC Q (система оценки качества электронных компонентов), а также в других схемах, а именно в схемах CB (взаимное признание данных испытаний органами по сертификации) и CB FCS (взаимное признание полных сертификационных пакетов). Схемы МЭК построены на следующих основных принципах: использование национальных стандартов; учет национальных особенностей (при поощрении согласования); акцент на товары, а не системы; устранение повторных испытаний (за исключением тех случаев, когда имеются национальные различия); охват регулируемых и нерегулируемых областей. Схемы построены на принципах гибкого национального представительства (государственные и частные органы) и на процедуре коллегиальной оценки. По мнению выступающего, в сфере электротехнической продукции три схемы МЭК сегодня являются единственными по-настоящему глобальными схемами сертификации товаров.
33. В своем сообщении представитель Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) рассказал о сертификационной системе МОЗМ для измерительных инструментов, которая была создана в 1991 году с целью поощрения добровольного признания сертификатов МОЗМ и результатов испытаний. На сегодняшний день в рамках этой системы применяются 34 рекомендации МОЗМ; более 210 производителей измерительных инструментов из 31 страны получили свыше 840 сертификатов. МОЗМ считает, что, хотя система успешно развивается на добровольной основе, существует также потребность во взаимном признании, и в рамках организации в настоящее время разрабатывается соответствующий проект (в контакте и в сотрудничестве с соответствующими международными организациями). Благодаря предлагаемому "механизму взаимного признания" появятся основа и критерии для международного признания типовых отчетов о ходе испытаний и сертификатов МОЗМ, что будет способствовать укреплению доверия между заинтересованными сторонами.
34. Оратор, выступавший от имени организации "Промышленное сотрудничество в области стандартов и оценки соответствия" (ПССОС) и Международной федерации пользователей стандартов (МФПС), указал на необходимость претворения в жизнь глобальной концепции признания "одно испытание - один сертификат" в целях поощрения международной торговли. На практике компании по прежнему сталкиваются с необходимостью проведения нескольких испытаний для удовлетворения требований различных рынков и различных правовых режимов, что в конечном счете делает их товары и услуги более дорогостоящими для потребителей.
35. В этой связи правительствам было предложено изучить возможность заключения соглашений о признании заявлений поставщиков о соответствии (ЗПС) в качестве доказательства выполнения ими нормативных требований, а также целесообразность укрепления сотрудничества в области трансграничного контроля за рынками с целью укрепления доверия к ЗПС и предотвращения возможных злоупотреблений в этой области. Было подчеркнуто, что с точки зрения как ЗПС, так и сертификации третьей стороной ответственность за проведение испытаний в конечном счете лежит на производителях или поставщиках, что, по мнению членов ПССОС/МФПС, еще раз указывает на то, что ЗПС должно превратиться в предпочитаемый инструмент подтверждения соответствия.
36. В конце Рабочего совещания участники утвердили выводы, включенные в приложение II к настоящему докладу. Выводы Рабочего совещания были одобрены Рабочей группой.
Пункт 5 ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Документация: TRADE/WP.6/2001/3

TRADE/WP.6/2001/3/Add.1

TRADE/WP.6/2001/3/Add.2

TRADE/WP.6/2001/Informal/1


37. Были представлены следующие документы: TRADE/WP.6/2001/3, содержащий информацию о разрабатываемых законах и нормативных актах, а также о других связанных со стандартизацией изменениях в Российской Федерации; TRADE/WP.6/2001/3/Add.1, в котором описывается правовая, институциональная и организационная основа для проведения деятельности в области стандартизации, регламентации и по другим направлениям в Чешской Республике; TRADE/WP.6/2001/3/Add.2, в котором анализируются новые подходы к организации регламентации в Европейском союзе. Рабочая группа приняла к сведению эти документы.
38. Секретариат проинформировал участников Рабочей группы о деятельности, предпринятой докладчиками и координаторами Рабочей группы (связь, участие в совещаниях и пропаганда проектов Рабочей группы). Рабочая группа приняла к сведению данную информацию, содержащуюся в документе TRADE/WP.6/2001/INFORMAL/1.
39. Ряд делегаций представили сообщения о последних изменениях в области стандартизации и регламентации в их странах.
40. Представитель Чешской Республики обрисовал последние изменения, которые произошли в области согласования технических норм в его стране. Оратор подчеркнул роль основного горизонтального законодательства, определяющего технические требования к продукции и, в частности, регламентирующего процедуры оценки соответствия с участием третьих сторон и назначения юридического органа для контроля за деятельностью, касающейся оценки соответствия товаров в регламентируемых областях.
41. Благодаря Закону № 22/1997 о технических требованиях к продукции широкое распространение получила практика самостоятельной оценки товаров производителями (импортерами). Во внутреннее законодательство на основании распоряжений правительства было транспонировано 18 директив ЕС, определяющих "новый подход". Программа стандартизации Чешского института стандартов ориентирована в первую очередь на внедрение европейских и международных стандартов. В Чешской Республике действует свыше 90% европейских стандартов, в том числе европейские согласованные стандарты. Законодательное оформление метрологической базы должно быть завершено к концу 2001 года.
42. 1 июля 2001 года вступил в силу ЕСОС (Протокол по Европейскому соглашению об оценке соответствия   двустороннему соглашению с Европейским сообществом (ЕС)). Он основывается на унифицированном законодательстве и устраняет дублирующие процедуры, которые должны быть выполнены для поставки товаров на рынок. В соответствии с ЕСОС чешские уполномоченные/уведомляемые органы имеют те же полномочия, что и уведомляемые органы ЕС.
43. Делегация Российской Федерации сообщила о важных изменениях, которые произошли в стране в последние два месяцы в связи со стратегией вступления в ВТО. Основная цель этих изменений заключалась в том, чтобы разграничить добровольные стандарты и обязательные технические регламенты и требования к оценке соответствия. Предлагается придать техническим регламентам и требованиям к оценке соответствия статус федеральных законов, а добровольные стандарты использовать в целях подтверждения соответствия нормативным требованиям.
44. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 22 000 стандартов, причем в среднем 35% из них соответствуют стандартам ИСО/МЭК (в некоторых секторах эта доля составляет около 50%). Цель заключается в том, чтобы к концу 2002 года этот средний показатель превысил 50%.
45. Делегат Турции сообщил, что в его стране был принят Закон о подготовке и осуществлении технического законодательства, который вступит в силу 11 января 2002 года. Подготовка этого закона велась с учетом обязательства Турции приблизить свое горизонтальное техническое законодательство к соответствующему законодательству ЕС, поскольку именно на его основе будет функционировать действующая в ЕС система стандартизации, оценки соответствия и контроля за рынком. Основные положения этого закона отражают требования директивы ЕС об общей безопасности товаров. Вскоре в Официальном вестнике будут опубликованы пять национальных имплементирующих нормативных актов, в которых будет подробно определяться порядок использования маркировки ЕС, назначения органов для проведения оценки соответствия и уведомляемых органов, контроля за рынком и обмена информацией между ЕС и Турцией по вопросам применения технического законодательства.
46. В последнее время набирает темпы работа по согласованию отдельных вертикальных законодательных актов. В автомобилестроительном секторе Турции работа по приведению действующих норм в соответствие практически со всеми директивами ЕС должна быть вскоре завершена. Почти половина директив "Нового подхода" переведена и будет опубликован сразу же после вступления в силу рамочного законодательства. Что касается аккредитации, работа по созданию Турецкого аккредитационного органа (ТУРКАК) завершена, и он стал принимать заявки на аккредитацию. Еще до того как ТУРКАК станет членом Европейской организации по вопросам сотрудничества в области аккредитации (ЕОСА) и подпишет соответствующие МСС с этой организацией, работу группы его специалистов по вопросам аккредитации будут возглавлять признаваемые ЕОСА эксперты, что придаст больший вес выдаваемым ТУРКАК сертификатам.
47. В сообщении бывшей югославской Республики Македония рассказывается о реформировании и согласовании ее национального законодательства. Толчком к проведению этой реформы послужило подписание соглашения о стабилизации отношений и ассоциированном членстве в ЕС, а также правительственный план быстрого вступления в ВТО. Одним из направлений проводимой реформы является создание условий для свободного движения товаров и безопасность промышленной продукции.
48. Для проведения этих реформ потребовалась новая правовая основа, и работа над новыми законодательными актами уже началась. До настоящего времени единственным органом, отвечающим за все вопросы, касающиеся стандартизации, метрологии, аккредитации и регламентирования, являлось Бюро стандартизации и метрологии при министерстве экономики. В соответствии с новым законодательством это Бюро предполагается разбить на три новых независимых органа: институт стандартизации, бюро метрологии и институт аккредитации.
49. Представитель Европейского сообщества подчеркнул, что ширящееся использование стандартов государственными органами связано с работой по совершенствованию и упрощению нормативных требований в ЕС. Альтернативные, взаимодополняющие подходы иногда предлагают более эффективные решения. Цель заключается в том, чтобы обеспечить надежную защиту, не прибегая при этом к чрезмерной регламентации. "Новый подход" ЕС к согласованию и стандартизации технических норм представляет собой модель, увязывающую эти два требования. В настоящее время изучается возможность распространения "Нового подхода" на ранее не охваченные области, такие, как общая безопасность продукции.
50. ЕС разработало план действий "Электронная Европа", который должен проложить дорогу к построению информатизированного общества. Для того чтобы этот план действий был выполнен, необходимы стандарты и единые технические спецификации. Необходимость в получении быстрой отдачи (фактор приближенности к рынку) вылилась в подготовку нового портфеля нормативов европейскими организациями по стандартизации. В то же время эти нормативы не следует путать с официальными стандартами, поскольку они не могут ни полноценно заменить унифицированные стандарты в рамках "нового подхода", ни охватить такие области, как здравоохранение и безопасность производства, поскольку это не является их целью.
51. Была утверждена также европейская стратегия устойчивого развития, предусматривающая интеграцию природоохранных требований в стратегию Сообщества, в том числе в области стандартизации. ЕС привержено развитию международной торговли и считает, что там, где это возможно, предлагаемые на международном рынке товары должны соответствовать международным стандартам. Для разъяснения проводимой ЕС политики в этой области и обеспечения более тесной координации и согласованности действий в июле 2001 года был опубликован документ, посвященный принципам европейской политики по вопросам международной стандартизации.
52. Представитель Международной организации по стандартизации (ИСО) рассказал о важнейших задачах организации, поставленных в ее стратегическом плане на 2002 2004 годы. В основу этого плана легла концепция "ценность-партнерство-оптимизация", направленная на повышение значимости стандартов ИСО для рынков, стимулирование их внедрения, оптимизацию использования ресурсов, поощрение новых элементов программы и оказание помощи развивающимся странам. Осуществлению этой деятельности будет содействовать созданный ИСО, МЭК и МСЭ всемирный орган по развитию сотрудничества в области стандартизации.
53. Одновременно с этим было пересмотрено заключенное в 1991 году в Вене соглашение между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (ЕКС), предусматривающее опубликование стандартов ИСО и их внедрение в ЕС. В пересмотренном соглашении были четко разграничены лежащие в его основе принципы и ориентиры по их выполнению (в первоначальном соглашении такое разграничение не проводилось).
54. На техническом уровне ИСО и МЭК определили новые категории документов, которые могут выпускаться до опубликования одобренных всеми сторонами стандартов; речь идет о "технических спецификациях" (документы, согласованные в комитетах) и "открытых спецификациях" (документы, подготовленные экспертами), а также о новом механизме связей на уровне Рабочей группы, который открывает возможности для более широкого участия в работе по стандартизации.
55. Европейский комитет по стандартизации в области электротехники (ЕКСЭТ)   европейский орган по стандартизации в области электротехники - издал около 4 000 европейских стандартов. С учетом того, что все члены ЕКСЭТ входят в МЭК, первоочередное внимание уделяется участию в разработке стандартов на международном уровне в целях облегчения их последующего внедрения в Европе. Действующее в настоящее время "Дрезденское соглашение" между ЕКСЭТ и МЕК служит прочной основой для дальнейшего углубления сотрудничества между ними. На сегодняшний день 85% европейских стандартов в области электротехники идентичны международным стандартам или основываются на них.
56. Важным направлением деятельности европейских органов по стандартизации является разработка сопутствующего европейского законодательства. В рамках директив "Нового подхода" на европейском уровне могут быть разработаны дополнительные европейские стандарты, именуемые "согласованными стандартами". В сфере электротехники уже достигнут заметный прогресс: принято свыше 80% необходимых согласованных стандартов. В то же время следует отметить, что в электротехнической области большинство европейских стандартов было разработано на добровольной основе; таким образом, несмотря на всю важность этой задачи, на согласованные стандарты, принятые в русле директив "Нового подхода", приходится лишь 21% всех электротехнических стандартов.
57. Обсуждая связи с различными организациями в регионе ЕЭК ООН, Рабочая группа с удовлетворением отметила тесное сотрудничество с рядом региональных организаций, и в частности с органами по стандартизации СНГ (Межгосударственный Совет СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации). Рабочая группа приняла к сведению, что большинство ее документов регулярно представляется для сведения и обсуждения на сессиях этой организации и что в СНГ назначены специальные представители для связи с Рабочей группой и Группой "СТАРТ".
58. Представитель Межгосударственного совета СНГ подтвердил заинтересованность государств СНГ в сотрудничестве с Рабочей группой и заявил, что сообщение о деятельности Рабочей группы и обсуждение ее проекта "Международная модель технического согласования" включены в повестку дня девятнадцатой сессии СНГ, которая пройдет в Бишкеке, Кыргызстан, с 30 октября по 1 ноября 2001 года.
59. Рабочая группа поблагодарила секретариат и подчеркнула большое значение такой связи, как одного из возможных путей, позволяющих экспертам из стран с переходной экономикой следить за деятельностью Рабочей группы. Было отмечено, что из-за финансовых трудностей многие из них не могут непосредственно участвовать в совещаниях ЕЭК ООН, и эта проблема регулярно поднимается на сессиях Комиссии ЕЭК ООН и Комитета по развитию торговли, промышленности и предпринимательства.


следующая страница >>



Считать деньги в чужом кармане нехорошо, но интересно. Леонид Крайнов-Рытов
ещё >>