Доклад эволюция управленческой культуры в постсоветском обществе. Российский менеджер: вчера, сегодня, завтра Добрый день! - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Демократия по-украински: вчера, сегодня, завтра 1 67.18kb.
«циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра» 1 85.24kb.
Александр Витальевич Репников Русский консерватизм: вчера, сегодня... 1 151.27kb.
Доклад на Третьей Международной научной конференции: «Технический... 1 68.43kb.
Профессия руководителя 1 13.74kb.
«10 приемов для обновленного бизнеса: лучшие практики компаний вчера... 1 55.9kb.
Урок по счету? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? 1 33.59kb.
Сценарий экологического праздника «земля наш общий дом» 1 87.73kb.
В. И. Партизанство вчера, сегодня, завтра. Историко-документальный... 1 23.27kb.
Школа №40 вчера, сегодня, завтра 1 74.79kb.
«Государственная Дума вчера,сегодня, завтра…» 1 49.58kb.
Hr-брендинг как фактор успеха в конкурентной борьбе 1 59.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад эволюция управленческой культуры в постсоветском обществе. Российский менеджер - страница №1/1

ДОКЛАД
Эволюция управленческой культуры в постсоветском обществе.

Российский менеджер: вчера, сегодня, завтра
Добрый день! Разрешите представится. Меня зовет Е.Ю. Шуткова, к.и.н., доцент кафедры общего менеджмента Московской финансово-промышленной академии (г. Москва), независимый менеджмент-консультант.

В конце 2007 г. я начала реализацию своего научно-практического проекта "Российский менеджер: вчера, сегодня, завтра", который посвящен исследованию российского менеджмента [см.: www.elenashutkova.ru]. Исследование финансируется Фондом "Научный потенциал" (Human Capital Foundation) [см.: www.hcfoundation.ru].

О текущих результатах этого научно-практического исследования – мой доклад на IX Международной научной конференции ГУ-ВШЭ "Модернизация экономики и глобализация".

В целом, объектом изучения проекта и будущей монографии является современный российский менеджер, т.е. менеджер, который родился, проживает и профессионально реализуется в высшим менеджменте на территории России; российский - в данном случае имеется в виду гражданство, а не национальность руководителя. Основными целями монографического исследования являются:



  • обозначить формат и содержание российского менеджмента;

  • определить деловые качества современного эффективного российского менеджера;

  • помочь будущим и действующим менеджерам в профессиональной самоидентификации, карьерном самоопределении и продвижении;

  • определить способы использования особенностей российского этнокультурного фактора, менталитета для эффективного управления в условиях глобализации;

  • перевести научно-практические разработки (общественности и собственные) по теме в практические руководства для действующих менеджеров и другие.

Хронологические рамки исследования: основной временной период - с середины 80-х гг. ХХ в. до наших дней, но при этом буду сделаны исторические экскурсы в прошлое нашей страны.

Географические рамки: территория Российской Федерации, бывшего СССР, дореволюционной России (до 1917 г.).

Предполагаемые направления практического применения результатов работы над монографией: в профессиональной деятельности менеджеров разного уровня; при принятии решений настоящими или будущими предпринимателями, собственниками бизнеса относительно менеджмента компании; в карьерном продвижении российских менеджеров; в области менеджмент-образования; в тренинговой работе; в сфере менеджмент-консалтинга; в области HR-менеджмента, профессиональной ориентации, обучения и развития менеджеров; при международном сотрудничестве с российскими менеджерами; при формировании или корректировке организационной культуры российских бизнес-компаний и другие.



Актуальность темы проекта. Появление идеи проведения этого комплексного исследования вызвано радом исторических, социально-психологических, экономических факторов, имеющих место в России и во всем постсоветском обществе, а также собственным опытом работы в области менеджмент-образования и менеджмент-консалтинга, который дал мне понимание крайней важности ниже перечисленных аспектов.

Сегодня в целом менеджер и его профессиональная деятельность является актуальными объектами общественного дискурса и научных исследований, популярных статей и академических работ. Однако, на мой взгляд, вопросы профессиональных компетенций именно российских менеджеров, особенных черт российского менеджмента, отличительный характер процессов бизнес-образования менеджеров и профессионализации в нашей стране, специфики менеджмент-образования и "управления по-русски" требуют более глубокого анализа. Предполагается, что часть моей монографии "Российский менеджер: вчера, сегодня, завтра" будет посвящена этим важным для всего российского общества аспектам.

Существует мнение, которое я поддерживаю, что в современной России профессионально реализуются два параллельных менеджмент-сообщества: во-первых, преподаватели управленческих дисциплин, теоретики менеджмента, консультанты по управлению, тренеры, коучеры; во-вторых, реально действующие менеджеры организаций. Преобладающая часть представителей первого сообщества ориентированы на западные технологии менеджмента и организационную культуру, часто имеют больше теоретического опыта, чем практического, а вторые реально действуют в рамках отечественной деловой культуры и критически, скептически или нейтрально относятся к теоретическим конструкциям первых, либо часто вообще не имеют полноценного представления о них. Сотрудничество между ними ведется, но с большими сложностями. Указанный выше проект направлен в том числе и на объединение этих двух менеджмент-сообществ.

Сегодня в публикациях, в дискуссиях на научно-практических конференциях все чаще поднимается вопрос о необходимости и возможности построения российской национальной модели менеджмента. Актуальность построения своей, специфической модели управления обозначена потребностью в выявлении характеристик, которые могут служить конкурентными преимуществами отечественных компаний в условиях интеграции России в глобальную экономику.

Дискуссия о национально-культурных особенностях российского менеджмента остается академичной, теоретизированной и абстрактной для управленцев-практиков. В результате реализации моего проекта будет сделана попытка перевода научных наработок по этой проблеме в практическую плоскость таким образом, чтобы менеджеры действительно могли пользоваться результатами анализа, увидели полезность и применимость этих теоретических наработок в своей каждодневной управленческой деятельности. Отечественный опыт русской управленческой бизнес-культуры до сих пор не получил системного, культурно-антропологического анализа и интерпретации. В монографическом исследовании будет проведена работа и в этом направлении.

Видится крайне важным рассмотрение темы в практической плоскости и апробации выработанных моделей и технологий в реалиях современного российского бизнеса и менеджмент-образовании, в условиях стремительно развивающейся глобализации и увеличения кросс-культурных взаимодействий, что требует тесного сотрудничества бизнеса с научным сообществом, которого пока, к сожалению, не наблюдается. В связи с этим, содействие активизации сотрудничества науки, образования и бизнеса – одна из главных целей работы над проектом.

В целом, представленный проект по своей сути междисциплинарен и мультидисциплинарен, а его содержание - практикоориентированное.

На сегодняшний день достигнуты следующие результаты и сделаны первые выводы в соответствии с целями и задачами исследования.

I. Проанализированы следующие источники и литература по проблемам темы проекта:


  1. работы классиков менеджмента: Ли Якокка "Карьера менеджера", Е.Г. Молл "Управление карьерой менеджера", П. Друкер "Практика менеджмента", "Энциклопедия менеджмента", "Задачи менеджмента в ХХI веке ", другие;

  2. опубликованные научные работы специалистов в области менеджмента (С.Р. Филонович, О.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский, другие), социальной психологии и этнопсихологии (Г. Хофстед, Д. Боллингер, А.Наумов, Ю.В. Латов, Н.В. Латова, С.И. Николаева, Н.М. Лебедева, М. Грачев, другие);

  3. периодические издания: "РБК", "Эксперт", "Менеджмент роста", "Менеджмент в России и зарубежном", "БОСС", "PR в России", "Risk management", "Вестник высшей школы Alma Mater", "Вестник Московского университета", "Вестник российской экономической академии им. Г.В. Плеханова", "Власть", "Вопросы экономики", "Высшее образование в России", "Человек и труд", "Ведомости", "Социологический журнал", "Рубеж", другие;

  4. Интернет-издания: "Harvard Business Review"/Russia, Сообщество менеджеров E-xecutive, www.dis.ru, Журнал "Управление персоналом" (ЖУК), www.top-personal.ru, www.kdelo.ru, "Коммерсант.ru", "Деловые люди", "Русский предприниматель", "Корпоративный менеджмент", "Экономические стратегии", другие;

  5. Интернет-ресурсы организаций: HR-Лаборатория “Гуманитарные технологии” (Human Technologies), HeadHunter, ГУ ВШЭ, Ассоциация менеджеров России, Издательско-кадровый холдинг "Карьера-пресс" (www.career.ru), RosExpert, Фонд "Русский мир", другие;

  6. Интернет-порталы, посвященные бизнесу и менеджмент-образованию: www.seminar.rbc.ru, www.begin.ru, www.kadrovik.ru, www.homeidea.ru, Human Resources On-line, www.aup.ru, другие;

  7. Интернет-сайты о консалтинге и тренингах в России: www.treko.ru, www.seminars.ru, другие.

В дальнейшем предполагается продолжить анализировать перечисленные виды источников, а также использовать законодательно-нормативные документы сферы образования; материалы официального делопроизводства и статистики; справочные издания; научную, художественную и публицистическую литературу; рекламные материалы в виде печатных проспектов, объявлений; фото-документы; результаты самостоятельно проведенного социологического исследования; документы внутреннего делопроизводства организаций по вопросам корпоративного обучения; документы внешнего и внутреннего делопроизводства организаций, обучающих и консультирующих в области менеджмента.

II. Началась разработка глоссария монографии, в частности, современная интерпретация таких категорий, как менталитет, эффективный менеджер, имидж эффективного менеджера, деловая культура, управленческая культура, национальная специфика менеджмента, этнокультурный фактор в управлении и т.п. Разработка категорийного аппарата монографии представляется особенно важным как для развития управленческой науки, так и для профессиональной практической деятельности менеджера.



III. Одно из направлений проекта – исследование имиджа эффективного российского менеджера. Предполагается осуществить не только анализ уже опубликованных материалов по теме, но и провести самостоятельное социологическое исследование, принять участие в качестве экспертов в котором приглашаются российские руководители бизнес-компаний всех уровней власти, настоящие и будущие предприниматели и менеджеры, собственники бизнеса, иностранцы, планирующие и осуществляющие сотрудничество с российскими менеджерами, зарубежные компании, функционирующие в России, российские работники сферы профессиональной ориентации и менеджмент-образования, тренеры и коучеры, работающие в области менеджмента, HR-менеджеры и специалисты служб персонала, отделов кадров и т.п.

К концу 2007 года ряд известных российских и иностранных компаний подтвердило согласие на участие в данном проекте. Важно отметить, что количество участников стремительно возрастает с каждым днем. Всё это говорит об одном: научные аспекты и практические проблемы российского менеджмента, анализируемые в проекте, актуальны и нуждаются в исследовании, а современная российская управленческая культура созрела для переосмысления и дальнейшего качественного нового этапа развития.

Однако, следует сказать об определенных трудностях в этом направлении проекта. Большую готовность выступить респондентами социологического исследования проявляют зарубежные компании, действующие в России и СНГ, меньшую – российские компании из центральной России, а большинство представителей регионального бизнеса, с которыми проводились переговоры, категорично закрыты для участия в исследовании или уже несколько месяцев откладывают принятие решения, демонстрируя неуверенность и подозрительность к самой идеи взаимодействия науки и бизнеса с целью генерации нового знания по актуальным вопросам менеджмента посредством проведения социологического исследования.

В целом, проведенный мной анализ опубликованных материалов показал, что характеристикам, критериям, признакам эффективного современного российского менеджера, имиджу российского руководителя посвящены: 1) научные работы ученых, 2) исследования консалтинговых компаний, 3) интервью российских и зарубежных бизнес-лидеров, руководителей компаний, специалистов в области HR-менеджмента.



IV. Большое внимание в проекте уделяется соотношению категорий “менталитет" и "менеджмент”. Это очень важный аспект для изучения, так как противоречие в системе “менталитет-менеджмент” - потенциальная причина зарождения и продолжительности социально-экономических кризисов, тем более в переходный период. Проанализированные источники и литература позволяет сделать первые выводы относительно роли менталитета в менеджменте, влияния российской ментальности на качество управления.

Мнения общественности по этому вопросу разделились на следующие группы: 1) особенности российского менталитета оказывают огромное, доминирующее влияние на качество менеджмента; 2) влияние прослеживается, но окончательный результат профессиональной деятельности всё же зависит от индивидуальных особенностей самого руководителя, его компетенций, образования, опыта управления бизнесом и личной мудрости принятия решений; 3) миф о менталитете придумали ленивые, негибкие, глупые менеджеры, чтобы оправдать свои неудачи и ошибки в управлении бизнесом, подпорченную деловую репутацию и имидж профессионала в области практического менеджмента.



V. Смена управленческой культуры в постсоветских странах исследуется через попытку классифицировать российского менеджера (за период с 1980-х годов до текущего момента). В конце работы над проектом планируется выделить несколько типов менеджеров. Этому способствуют следующие методологические подходы и концепции: 1) цивилизационный подход; 2) теории элит; 3) традиционные классификации менеджмента как управленческой науки; другие.

VI. В меньшей степени в проекте уделяется внимание истории менеджмент-образования в России в связи с тем, что это, на мой взгляд, объект для самостоятельного изучения в силу его специфики. Однако, качество услуг менеджмент-образования, их стандартизация и сертификация – это актуальные проблемы современного российского общества, которые остро обсуждаются на страницах печатных изданий и в Интернет – порталах, и берутся во вниманием автором проекта "Российский менеджер: вчера, сегодня, завтра".

VII. Национальная специфика управления бизнесом станет одним из основных предметов монографии. В целом, сейчас у меня есть основания сделать вывод, что общественность рассматривает этот вопрос и видит эту проблему, как: 1) результат существующих особенностей менталитета; 2) проявление историко-культурных особенностей России, в частности, культуры трудовых отношений; 3) итог сочетания, взаимосвязи и взаимопроникновения национальной культуры и менталитета с практическим опытом рыночной экономики; 5) не совсем удачный опыт рыночных отношений, требующий больших интеллектуальных, финансовых, временных вложений, чем это было сделано на первых этапах рыночной экономики; 4) отсутствие самой проблемы – "менеджмент по-русски", так как идеология менеджмента вообще не прижилась в постсоветском обществе, а сам проект под названием "менеджмент в России" – "провалился".

На тему национальной специфики управления имеются самостоятельные научно-популярные работы, в которых глубоко исследуется феномен управления в России, его особенность, но их авторы не разделяют государственное управление и менеджмент.

Проанализированный массив опубликованных данных пока дает основание сделать вывод о том, что через этнокультурный фактор и кросс-культурный менеджмент национальная специфика управления бизнесом в России общественностью рассматривается крайне академично и теоритизированно, что, возможно, объясняется концептуальной новизной подхода и отсутствием большой практики кросс-культурного менеджмента в России.

Таким образом, в докладе были представлены первые результаты моего исследовательского проекта. Буду рада, если моя работа вызовет дискуссию в общественности, даст ответы на интересующие вопросы бизнеса и науки,  сделает деятельность конкретных менеджеров более эффективной, а имидж российских менеджеров и компаний, которыми они управляют, станет более привлекательным для иностранных партнеров и международного сотрудничества, что крайне актуально в эпоху глобализации и для усиления позиции России на мировом рынке.



На этом разрешите закончить мое сообщение. Доклад содержал информацию о текущих результатах научно-практического исследования "Российский менеджер: вчера, сегодня, завтра". Готова ответить на Ваши вопросы.

Спасибо за внимание! Всего Вам доброго!

Шуткова Елена Юрьевна



www.elenashutkova.ru





Мы живем в то доброе старое время, о котором так часто будет слышать следующее поколение. Лоренс Питер
ещё >>