Доклад эксперта Совета Безопасности ООН «Перспективы урегулирования конфликта в Афганистане после 2014 года» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Возможности реформирования совета безопасности ООН 1 185.51kb.
Доклад национального совещания по сотрудничеству по безопасности... 1 169.83kb.
Заседание высокого уровня совета безопасности ООН 04. 05. 2012 [20... 1 73.59kb.
Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе... 3 470.5kb.
Возможные пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта в пост-майендорфский... 1 219.2kb.
Доклад по теме: «Арабо-Израильский конфликт» 1 100.78kb.
Международная стратегия достижения мира в Дарфуре провалилась, заявил... 1 22.98kb.
Насонова светлана Александровна 3 426.98kb.
Парламент республики молдова 1 38.84kb.
Руководство страны во главе с президентом Борисом Тадичем несколько... 1 54.53kb.
Доклад независимого эксперта по вопросу о положении в области прав... 3 454.13kb.
Интервью министра иностранных дел Индии, часть-2 в последнее время... 1 65.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад эксперта Совета Безопасности ООН «Перспективы урегулирования конфликта в Афганистане - страница №1/1



Московский Государственный Университет
Имени М.В. Ломоносова
Факультет Мировой Политики

Доклад эксперта Совета Безопасности ООН


«Перспективы урегулирования конфликта в Афганистане после 2014 года »

Москва, 2013 г.



Оглавление

Введение.................................................................................................................. 3

Часть I Экономические проблемы. 5

Часть II Вывод войск из Афганистана. 8

Часть III Возможная ситуация в Афганистане после вывода войск 13

Часть VI Позиции стран по проблеме Афганистана 15

Заключение 18

Введение

Исламская Республика Афганистан - страна, находящаяся около 30 лет в состоянии войны. Разорённая иностранными интервенциями и внутренними войнами страна воспитывает третье поколение, которое непрерывно воюет. Террористические организации и наркомафия управляют целыми регионами страны, а правительство не имеет прочной основы в обществе. В условиях неопределённости положения в стране, необходимо понять, что происходит в международной среде по вопросу будущего этой страны, чтобы понять возможные последствия принимаемых этими странами решений.

Собственно, актуальность темы исследования обусловлена геополитическим положением страны. Во-первых, это место столкновения экономических, политических, идеологических и военных интересов ведущих держав мира (таких как КНР, РФ), а также единственной сверхдержавы мира. Это и удобный плацдарм для размещения вооружений, а также источник ресурсов, таких как природный уран, нефть, газ, золото.

Во-вторых, прямая взаимосвязь региональной безопасности с проблемой вывода войск из этого региона США к 2014 году. Неизвестна судьба Афганистана и правительства Хамида Карзая в случае оставления этой страны США и их союзниками. В случае возвращения Талибана к власти, другие региональные системы безопасности пока не в состоянии обеспечить собственную безопасность.

В-третьих, наличием проблем внутреннего характера, которые пока находятся в неразрешённом состоянии. Это проблема сокращение посевных площадей сельхоз культур в пользу выращивание опийного мака, зависимость страны от импорта продовольствия. На данный момент разрушены многие предприятия, нет устойчивых экономических связей между различными регионами страны. Существует проблема развития и восстановления транспортных коммуникаций. До сих пор применяется отсталый, экстенсивный путь развития агропромышленного комплекса. Практически отсутствует использование удобрений и сельскохозяйственной техники. Ограниченно число искусственно орошаемых земель.

Цель и задачи работы. Для достижения поставленной цели работы решаются следующие исследовательские задачи:


  1. Проанализировать текущую ситуацию, а также определить основные средства и методы реализации интересов, непосредственно влияющих на состояние безопасности региона.

  2. Дать оценку последствий вывода войск из Афганистана. Раскрыть механизм влияния геополитических процессов на обеспечение безопасности региона.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты данного исследования позволят более объективно взглянуть на вывод войск и понять, что решение о выводе войск не столь однозначно и необходимо.



Практическая значимость исследования.

Исследование включает в себя рекомендации, которые могли бы быть рассмотрены соответствующими международными органами для совершенствования политики обеспечения региональной безопасности.



Экономические проблемы.

Афганистан — это аграрная страна. Промышленность его фактически не развита. Из-за многочисленных гражданских войн внутри страны и международных интервенций экономика находится в состоянии упадка. Несколько поколений афганцев непрерывно воюют и уже не знают другой жизни. Они научены воевать и это стало их ремеслом. Многие уже ничего другого не умеют. При этом население расслоено по этническому признаку.

На данный момент ВВП Исламской Республики Афганистан (ИРА), по оценкам различных международных организаций, составляет от 7,5 млрд. до 9 млрд. долларов. Доля промышленного производства в нем составляет около 21%, еще 33% легальный сельскохозяйственный бизнес, 13% выращивание и переработка опия и наркотиков на его основе, 33% сфера обслуживания.

На данный момент разрушены многие предприятия, нет устойчивых экономических связей между различными регионами страны. Существует проблема развития и восстановления транспортных коммуникаций. До сих пор применяется отсталый, экстенсивный путь развития агропромышленного комплекса. Практически отсутствует использование удобрений и сельскохозяйственной техники. Ограниченно число искусственно орошаемых земель.

Сейчас страна разрушена. Хотя численность экономически активного населения Афганистана на сегодняшний день составляет 15 млн. человек (из 22,2 млн. жителей страны) всё же около 80% работающих заняты в сфере сельского хозяйства (в том числе 14,3% вовлечены в наркобизнес), 10% работают в промышленности и 10% в сфере обслуживания.

За годы войны страна потеряла большую часть профессиональных кадров, безусловно, необходимых для промышленного роста. Уровень безработицы достигает 40% , квалификация рабочей силы сравнительно низка: по данным афганских властей, грамотно лишь 28,7% населения страны старше 15 лет. Уровень образования в стране довольно низкий. (67% мужчин и 88% женщин являются неграмотными), а потребность в квалифицированных кадрах огромная.

На данный момент Афганистан зависим от импорта продуктов питания. Цены в стране опережают инфляционные процессы и общемировую динамику цен. Инвестиционный климат в стране очень плохой. Без вложений в эту страну невозможно полное восстановление экономики.

Вахид Можда, афганский политолог: «Сегодня после почти десятилетнего присутствия мирового сообщества в Афганистане, несмотря на то, что потрачены сотни миллиардов долларов, Афганистан все так же остается бедной, нищей страной, охваченной войной и кризисом, и по-прежнему напряженно всматривается в неизвестное будущее».

В обстановке непрекращающийся войны и высокой зависимости сельского хозяйства от погодных условий, население на пахотных землях в сё чаще выращивает опийный мак, что в условиях существования проблемы нехватки продовольствия серьёзный конфликтный потенциал. Хотя производство опия и не является жизненно важным элементом в экономике деревень Афганистана, однако является большим стимулом для крестьян стремящихся максимизировать собственные прибыли. Запрет на производство наркотиков действует лишь на территории северных и северо-западных провинций.

Производство опия сырца:

1999 год (при талибах)

2001год
(год начала войны)


2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

4565 тонн

185 тонн

2700 тонн

3400 тонн

4200 тонн

4100 тонн

8200 тонн

7700 тонн

6900 тонн

3600 тонн

Афганистан стал фабрикой по производству наркотиков. Основные потоки идут в Россию, страны Средней Азии и Европу. Директор ФСКН Виктор Иванов: «Афганистан превратился, по сути, в наркогосударство - в стране производится 93% всех опиатов в мире. С момента введения в страну военного контингента под эгидой ООН объемы урожая опия выросли почти в три раза».

Всё очевиднее факты, что войска НАТО не сопротивляются расширению наркорынка Афганистана. Это обусловлено, прежде всего, нежеланием сориться с местными кланами и наркобаронами. При этом надо понимать, что США контролирует лишь небольшую часть Афганистана. Молодёжная исследовательская группа Nota Bena, аналитик Владислав Польских: «Командование американских войск в Афганистане заявляет, что борьба с наркотиками в этой стране – не их задача, несмотря на то, что опиумные поля подступают вплотную к базам НАТО и простираются на десятки километров. Политика невмешательства на руку американцам – пока натовцы не трогают наркотрафик, народ терпимо относится к войскам альянса».

Конечно, США не заинтересованы в активной борьбе с наркотрафиком в Афганистане. Другие страны, прежде всего Россия, до решения этой проблемы не допускается. Страны, безопасность которых находится под угрозой, не допускаются до разрешения этой проблемы. Необходимое разрешение на деятельность в данном регионе не получает ни РФ, ни КНР.

Борис Грызлов: «И если США проводит серьезную борьбу с наркотиками в Колумбии, уничтожая посевы с помощью авиации, то в Афганистане этого никто не делает. Россия не раз выступала с заявлением, что готова принимать участие в уничтожении посевов опийного мака. Есть координаты лабораторий, которые производят героин. Но удара по этим местам мы нанести не можем, пока нет соответствующего решения международных организаций. А хотелось бы, чтобы решение было принято в самом ближайшем времени».

На фоне вывода войск из Афганистана, особое беспокойство вызывает эта проблема. Что будет, если вывод войск будет произведён, а правительство Афганистана не удержится у власти? Не хлынет ли поток наркотиков из Афганистана? Заявленный руководством США вывод войск формально означает оставление международной коалицией этой страны. Последствия этого шага слабо предсказуемы. Страна не готова к такому шагу.

Вывод войск из Афганистана.

К 2014 году США планируют вывести войска из Афганистана. Однако «жизнеспособность» правительства Афганистана всё также остается под вопросом. Обстановка в Исламской Республике Афганистан (ИРА) остается сложной. Межэтнические проблемы по-прежнему не решены, борьба с непримиримой вооруженной оппозицией далека от завершения, колоссальная коррупция, тормозящая экономическое восстановление Афганистана, непобедимая наркомафия, сросшаяся с чиновничьим аппаратом на самом высоком уровне, рост потребления наркотиков внутри самой страны, - все это происходит на фоне малой эффективности международных и региональных структур, в том числе ООН. Если американцы покинут Афганистан окончательно, то сохранение государственной стабильности после их ухода, станет под вопрос.

Основной проблемой, которую видят эксперты – это восстановление режима Талибан в Афганистане, что не может не сказаться на положении в регионе. Для этого уже есть предпосылки.

Во-первых, это слабая Афганская Армия (по состоянию на январь 2010 года, численность вооружённых сил составляла 108 000 человек). Она не способна обеспечить безопасность страны в текущем её состоянии. Хотя и предполагается, что численность афганских сил безопасности будет доведена до 352 тысячи человек, нельзя сказать, что она будет боеспособнее сил коалиции. К тому же вооружение Афганской Национальной Армии представляет собой устаревшую технику (в основном БМП-1, БТР-60, БТР-80, и танки Т-55, Т-62). Количество бронетехники стран НАТО незначительно, а, следовательно, и людей, умеющих пользоваться этой техникой. Переоснащения армии полностью потребует куда больше времени, не говоря уже о подготовке кадрового состава.

Вахид Можда, афганский политолог: «Сегодня наши вооруженные силы не являются такими же сильными, оснащенными, мотивированными и обученными, какими они были после ухода Красной Армии. Сегодняшняя афганская армия состоит из тех же представителей народа, различные кланы и этнические группы которого испытывают проблемы в достижении согласия друг с другом. Даже если к 2014 году афганским вооруженным силам будет предоставлено достаточное количество оружия, трудно быть уверенным в том, что сохранится какая-либо власть, хот бы в том виде, в каком она была при докторе Наджибе».

Во-вторых, существует неослабевающая проблема межэтнических противоречий, которая так и не была урегулирована: противоречия между кланами и официальным правительством. В Афганистане три основных этнических группы: пуштуны, таджики и узбеки. Пуштунские племена фактически независимо управляют южной частью страны, а таджики и узбеки северной. Правительство Хамида Карзая и Лойя Джирга не отвечают интересам правящих кланов страны а, следовательно, и не способствует установлению мира между ними.

Вахид Можда, афганский политолог. «Власть в Афганистане разделили между этническими группами. Однако это разделение произошло без учета действительного положения дел в тонкой сфере афганского этнического ландшафта, поскольку американцы и сами не слишком в ней разбирались».

По этим причинам многие эксперты говорят, что хотя действия коалиции войск и прекратятся с выводом контингентов стран НАТО, США останутся в этой стране. Это будет попытка использовать опыт умиротворения Ирака. То есть попытка переговоров с местными главами кланов и установление договорённостей между ними. При этом центральная власть останется номинальной, то есть де-факто не будет иметь никакой власти в провинциях. Афганистан должен стать по этому плану фактически конфедерацией отдельных, самостоятельных провинций разделённых между кланами.

США же фактически останутся в этой стране через частные охранные агентства, которые представляют военизированные структуры полностью подконтрольные американской администрации.

Рудик Искужин, сопредседатель группы Совета федерации по сотрудничеству с Нацассамблеей Афганистана: «Дальнейшая ситуация в Афганистане будет развиваться по иракской схеме: фактическое американское военное присутствие будет действовать под видом представительств».

Несмотря на вывод войск, американцы планируют оставить в Афганистане, целую армию своих инструкторов - около 60 тысяч человек. В СМИ появляются сообщения о возможности сохранения ограниченного контингента войск в Афганистане. При этом, скорее всего, будет привлечение частных охранных агентств для обеспечения безопасности в стране. В ходе Токийской конференции по Афганистану афганскому правительству обещана ежегодная военная помощь в размере $4 млрд.

Командующий войсками США в Афганистане генерал Джон Аллен: "В то время как некоторые люди могли слышать, что мы покинем Афганистан в 2014 году, на самом деле мы собираемся находиться здесь в течение еще длительного времени".

Однако несмотря на все ухищрения вызывает опасения возможность усиления Талибов в Афганистане. Существует угроза для Пакистана. Возможно повторение атаки талибов из пакистанской провинции Вазиристан.

По мнению экспертов землячества арабских стран академии трейдинга Masterforex-V риск для Исламабада потерпеть полное поражение от талибов, вслед за Афганистаном, очень велик, т.к.:

1. «Талибан» уже практически контролирует Белуджистан - обширную провинцию на территории Пакистана, граничащую с мятежным Афганистаном.

2. Многочисленные и многолюдные пуштунские племена живут по обе стороны афгано-пакистанской границы и являются очень влиятельной силой как в Афганистане, так и в Пакистане. А они в полном составе на стороне талибов.

3. Именно Пакистан является родиной движения «Талибан». Многие лидеры движения, командные кадры и рядовые моджахеды родом из этой страны. Следовательно, у них есть желание воевать (экспорт революции) и возможности это делать (знание пакистанских реалий).

4. Очень многие пакистанские военнослужащие и сотрудники спецслужб в своё время занимались подготовкой будущих моджахедов. Многие сохранили искренние симпатии к исламистам, особенно после американского вторжения в Афганистан. Поэтому существует риск перехода части пакистанской армии на сторону боевиков «Талибана».

5. У талибов в Пакистане есть организационная структура, разделенная на многочисленные комитеты. Исламисты видимо всерьез и надолго собираются обосноваться в светском Пакистане.

6. Талибы в Пакистане имеют свой военный комитет, финансовый комитет, комитет по СМИ.

7. На территории Белуджистана заседает Внутренняя Шура - главный совет духовных и военных руководителей, управляющих всем движением. Там же живет и неуловимый лидер «Талибана» - мулла Мухаммед Омар и его заместители.

Существует угроза расширения влияния Талибов на Пакистан. Учитывая ядерный статус Пакистана, не может не вызывать опасения этот факт. Пакистан так и не справился с талибами на своей территории в Вазиристане и Белуджистане. Поэтому желание США использовать «иракский сценарий» не могут не вызывать сомнения со стороны других держав региона.

Страны региона очень обеспокоены уходом США, причём в столь неподходящее время. Так, представители китайских правительственных и научных кругов винят НАТО в неудаче попыток разгрома талибов, несмотря на растянувшуюся на десятилетие операцию в Афганистане. Кроме того, они весьма критично оценивают способность НАТО решить проблему колоссального роста экспорта наркотиков из Афганистана. Хотя большинство китайских стратегов хотело бы, чтобы на определенном этапе американские войска были выведены из Афганистана, они опасаются, что планируемый срок (2014 год) может оказаться преждевременным. Существует реальный страх перед тем, что ожидаемый вывод войск альянса повысит уровень террористической угрозы в странах Центральной Азии.

РФ также опасается проникновения Талибов в Среднюю Азию. В последнее время Россия предпринимает шаги, направленные на укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в надежде, что сможет тем самым преодолеть растущие риски в сфере безопасности, которые могут возникнуть в связи с выводом американских и натовских войск из Афганистана.

Андрей Загорский, эксперт по отношениям России с Западом московского Института мировой экономики и международных отношений: «Когда коалиция покинет территорию Афганистана, помощь уже потребуется России».

КНР и РФ также опасаются роста наркопотока из Афганистана, чему не сможет воспрепятствовать руководство этой страны. Если силы коалиции хоть как то ограничивали наркотрафик, то после вывода войск он может стать неконтролируемым.

Наибольшую угрозу наркотрафик представляет для близлежащих государств. В первую очередь это угроза безопасности России и стран Средней Азии уже испытавших на себе влияние талибов.

Сафи Ахтар Мохаммад директор Центра содействия гражданам Афганистана, председатель Президиума Всероссийской Афганской диаспоры: «Республики Средней Азии по причине распада системы безопасности, существовавшей ранее, не обладают необходимым потенциалом, чтобы серьезно повлиять на деятельность групп наркомафии. Это привело к тому, что названные страны также превратились в один из маршрутов наркотрафика. По имеющимся данным, более 35 тонн наркотических веществ ежегодно через Среднюю Азию доставляется в Россию для реализации внутри страны».

Российский эксперт по кризисным ситуациям Лев Корольков: «В Афганистане, считающемся главным поставщиком опиатов для России и Европы, стоят силы международной коалиции. Однако, судя по данным экспертов, поток наркотиков оттуда не убывает. Если говорить в целом, то ситуация в Центральной Азии имеет тенденцию к все более резкому ухудшению. И это, прежде всего, сказывается на России как одной из конечных ветвей доставки наркотиков».

В условиях роста производства опийного мака может привести к беспрецедентному росту преступности связанной с оборотом наркотиков. В условиях недостаточной охраны границ государств Средней Азии этот поток захлестнёт Китай и Россию. Продажа наркотиков в соседние страны станет основой для финансирования Талибана. Волна преступности, дополняемая экспортом крайнего фундаментализма, представляет серьёзную опасность для стабильности в регионе. Экспорт терроризма, который может произойти в случае возвращения Талибана к власти, не может не представлять угрозу для безопасности, как региона, так и мира в целом.

Поэтому, большинство стран региона считает, что вывод войск из Афганистана преждевременный. Государство, правительство которого не имеет прочной социальной основы, раздираемое гражданской войной, насколько оно готово к самостоятельному существованию?

Глава МИД РФ Сергей Лавров «К сожалению, несмотря на все усилия международного сообщества, угроза терроризма, наркотрафик с территории Афганистана не уменьшается. Нас сильно беспокоит, как будут развиваться события после планируемого вывода из Афганистана контингента международных сил содействия безопасности».



Возможная ситуация в Афганистане после вывода войск.

Допустим, США вывели войска. Как и планировалось, там останутся частные охранные фирмы, инструкторы, советники. Допустим, афганская армия достигла необходимой численности и боеспособна, а афганское правительство во главе с Карзаем начинает самостоятельно управлять страной. Наконец, допустим, что кланы разделили между собой власть в регионах.

При повторении ситуации 2008 года, поток вооружённых формирований из талибов, скорее всего, перейдет границу Пакистана. Нельзя исключать, что при этом пакистанское правительство будет содействовать Талибану. МССБ уже отмечали факт помощи «Талибану» со стороны пакистанской межведомственной разведки (ISI).

Столкновение с армией будет кратковременным. В рядах армии Афганистана уже сейчас находится огромное количество сторонников Талибана. В случае конфликта они перейдут на сторону движения. Так же поступят и сторонники Талибана среди городских полицейских, которые уже сейчас атакуют патрули МССБ.

Целью весеннего наступления талибов вновь станет небольшой приграничный с Пакистаном уезд Гармсер, который занимал стратегически важное расположение. Для талибов этот уезд необходим, прежде всего, из-за того, что он находился у границы с Пакистаном и в труднодоступной местности. С точки зрения перевалочного лагеря, в который можно было перебрасывать новых боевиков, боеприпасы, оружие, это было идеальное место для талибов.

После занятия уезда Гармсер, талибы практически беспрепятственно перейдут границу и займут весь юг от Кандагара до Герата. Пуштунское население скорее всего поддержит талибов (большинство из которых пуштуны). Талибская армия будет с боями продвигаться на север. Армия будет раздроблена и лишь частично подчинена официальному Кабулу.

На этом моменте талибы начнут переговоры с США. Основа уже есть. Талибан признал свои ошибки прежних лет, такие как уничтожение буддийских святынь и крайний фундаментализм. Они предложат США направить свои усилия в Среднюю Азию и Синдзяно-Уйгурский автономный округ. Они предложат размещение новых баз США на территории Афганистана. Возможно, США не будут вмешиваться в этот конфликт.

Пакистан же, напротив, неофициально поддержит Талибан оружием и разведывательными данными, добиваясь контроля над южными провинциями за счёт лояльных ему лидеров Талибана, а так же снижения давления пуштунского лобби внутри страны. За счёт нового конфликта правительство этой страны сможет снизить напряжение в провинциях Вазиристан и Белуджистан и прекратить на некоторое время внутренний сепаратизм, направляя все радикальные элементы на борьбу с режимом Карзая в Афганистане.

РФ и КНР в рамках ШОС попытаются поддержать остатки правительства Карзая, которое оставит Кабул и уйдёт на север, образуя новый северный альянс. Но вмешательство ограничится добровольцами и поставками оружия. США останется в стороне от конфликта, но в тоже время не даст КНР и РФ напрямую вмешаться в конфликт. Все предложения по Афганистану в Совет Безопасности будет ветироваться Соединённым королевством с подачи США.

Постепенно Афганистан развалится на Талибский Юг, таджикский Север и узбекский Северо-запад. Постепенно Талибы захватят всю страну, после чего начнётся становление их нового правления, а затем, экспорт исламского фундаментализма.

США, скорее всего, останутся в новой стране. Руководство талибов не будет трогать регулярные части и силы США расположенные в Афганистане. Те, в свою очередь не будут вмешиваться во внутриафганский конфликт. Талибан захватит власть, а США сохранят своё присутствие в стране, при этом ударив по своим основным геополитическим противникам России и Китаю.

Позиции стран по проблеме Афганистана.

Россия

Россия поддерживает деятельность МССБ в сфере стабилизации обстановки в Афганистане и изначально участвовала в разработке и одобрении мандата этой операции, голосовала за соответствующие решения СБ ООН.

Российская позиция остается последовательной: диалог возможен лишь с теми, кто сложил оружие, признает правительство и конституцию Афганистана, реально порвал связи с талибами, "Аль-Каидой" и другими террористическими структурами. В противном случае под ударом окажутся все стабилизационные завоевания международного сообщества в этой стране и в регионе в целом. В позиции России четко указывается, что афганский наркотрафик представляет собой прямую и явную угрозу международному миру и безопасности. Поэтому нейтрализовать ее необходимо коллективно, используя все имеющиеся для этого возможности. На текущий момент одной из главных политических задач России на афганском направлении является обеспечение нейтрального статуса Афганистана, недопущение подчинения страны чьему-либо единоличному внешнему влиянию.

Россия с самого начала четко обозначила свое неучастие в военных действиях на территории Афганистана. При этом выразила готовность оказывать содействие НАТО и США на уровне военных экспертов и в рамках обмена информацией. Россия не принимает никакого военного участия в составе МССБ, но оказывает содействие в плане транзита натовских грузов по своей территории, рассматривает возможность помочь на возмездной основе с вертолетами, принимает участие в планировании мероприятий по борьбе с лабораториями по производству наркотиков на афганской территории.

Россия считает, что вывод войск из Афганистана преждевременен и выражает сомнение в готовности афганской армии и полиции к самостоятельной эффективной работе и противодействию терроризму. В связи с этим возникает озабоченность по поводу того, сумеет ли Кабул противостоять реставрации режима «Талибана» и насколько реально будет не допустить повторной талибанизации Афганистана, как это случилось в начале 2000-х.

Глава МИД РФ Сергей Лавров: «До тех пор, пока афганская сторона не будет в состоянии сама обеспечить безопасность в своей стране, какие-то искусственные сроки вывода войск не вполне корректны».

Россия видит военную операцию НАТО в Афганистане как ключевую для своей собственной безопасности и для предотвращения распространения нестабильности на бывших советских территориях в Центральной Азии. Россия предоставила НАТО воздушные коридоры и железнодорожные маршруты для перевозки грузов в Афганистан и из Афганистана, окруженного со всех сторон сушей. Этот транзитный маршрут приобрел особенную важность с тех пор, как Пакистан запретил перевозку грузов НАТО через свою территорию.

России выгодно присутствие США в Афганистане. Пока «талибы» ведут боевые действия с НАТО, они не продвигаются на север, ближе к постсоветскому пространству и, соответственно, не имеют влияния на местное радикальное исламское подполье.



США

США приняли окончательное решение о выводе американских войск из Афганистана. Ожидается, что уход вооруженных сил западной коалиции из страны полностью завершится в 2014 году. Но, даже после указанного срока, военные продолжат оказывать помощь в подготовке афганских солдат и полицейских, которые должны будут обеспечивать безопасность в стране собственными силами.

Для достижения главной цели США – уничтожения «Аль-Каиды» – было принято решение объединить подходы к Афганистану и Пакистану в одну региональную стратегию. Объединенный регион получил название Аф-Пак (или Пак-Аф). США констатировали глубокую взаимозависимость проблемы повстанческого движения в Афганистане и деятельности экстремистов в восточных районах Пакистана. Руководство США четко обозначило, что отныне «больше не предусматривается наличие двух отдельных линий в отношении Афганистана и Пакистана».

США была предложена политическая амнистия так называемым умеренным талибам, которые не являлись идеологическими приверженцами «Аль-Каиды» и были готовы сложить оружие, признать кабульское правительство Карзая и конституцию и вернуться к мирной жизни. США делают ставку на подготовку собственных афганских сил безопасности, которые в перспективе должны будут полностью взять на себя ответственность за ситуацию в стране.

США поддержали программу национального примирения, получившую одобрение на международной конференции по Афганистану в Лондоне (январь), а затем в Кабуле (июнь), а также одобренную Всеафганской Джиргой мира (июнь), высказавшейся за «правительственно-оппозиционную модель дальнейшего развития афганского общества».

Основным приоритетом внутри Афганистана для МССБ и США остаются подготовка и обучение афганской армии, полиции и сил безопасности для скорейшей передачи им ответственности за ситуацию в стране. США планирует передать ответственность за войну против Талибана афганской армии и полиции к середине следующего года и вывести войска к концу 2014. Организация уже начала сокращать свои силы, пик численности которых в прошлом году составлял около 140 тысяч.

США указывают, что вывод войск будет проходить согласно плану, но при условии обеспечения афганским правительством условий договора. В случае возникновения опасности начала новых боевых действий со стороны талибов, американские власти оставляют за собой право приостановить вывод войск на неограниченное время.

КНР

КНР считает, что несмотря на увеличение состава иностранного военного контингента в Афганистане, военно-политическая ситуация в стране остается достаточно нестабильной и вызывает значительное беспокойство у заинтересованных в урегулировании афганской проблемы сторон. В этой ситуации правительство Афганистана и международные силы содействия безопасности не в состоянии эффективно противостоять стремительно растущему производству наркотиков и наркотрафику, а также деятельности боевиков движения «Талибан» внутри страны;


Далее попытки командования НАТО и ISAF уменьшить потери в живой силе путем активного применения воздушных ударов привело к тому, что за последнее время в Афганистане резко возросло число человеческих жертв среди мирного населения. Это, в свою очередь, провоцирует рост антиправительственных и антизападных настроений в афганском обществе;

КНР заявляет, что экономическое содействие Афганистану со стороны международного сообщества также оказалось крайне неэффективным в виду не разработанности механизмов по распределению этих средств, а также высокой степени коррумпированности местных чиновников.

Для США и НАТО присутствие в Афганистане является одним из существенных механизмов влияния на геополитические процессы в Азии. Что, в общем, не устраивает Китай. Китай видит потенциальную угрозу своим интересам со стороны баз США.

КНР не намерена принимать участие в военном урегулировании ситуации в Афганистане. Касательно участия КНР в афганском урегулировании в рамках ШОС, китайские официальные власти полагают, что в целях эффективной борьбы с вызовами и угрозами, исходящими с территории Афганистана, мировое сообщество и международные организации должны объединить свои усилия и решать проблемы комплексными средствами, лежащими в сфере политики и экономики.



Заключение

Положение в Афганистане крайне тяжёлое. Нельзя однозначно сказать, насколько готово правительство этой страны самостоятельно обеспечивать свою безопасность. Если бы судьба Афганистана зависела от того насколько боеспособной будет его новая армия, то в этом случае у этой страны был бы шанс. Но вопрос стоит иначе - насколько правительство этой страны будет отвечать требованиям афганского общества.

Усиление региональных структур безопасности и желание США всё-таки оставить в регионе своё присутствие, используя другие методы, обнадёживает, но не даёт гарантий от экспансии экстремизма и увеличения наркопотока. Более того, возможно даже отстранение США от участия в судьбе этого региона или же косвенная помощь талибам.

Проблема обостряется и тем, что полностью предсказать, что будет в случае ухода США из этой страны невозможно. Раздираемые противоречиями этнические и клановые группы, а также наркобароны и крайние исламские фундаменталисты не собираются уступать власть существующему правительству и готовы отстаивать свои претензии с оружием в руках.

Экономика, завязанная на внешних поставках продовольствия и сырья, может рухнуть после ухода коалиции. Тогда на страну обрушится голод, и война будет уже неизбежна. При этом надо учитывать, что власть правительства распространяется лишь на территорию, занимаемую международной коалицией. Насколько устойчивой будет эта власть неизвестно.

Афганистан может ждать разорение и крайняя радикализация, что скажется на всех странах региона. Международная безопасность также будет под угрозой терроризма в масштабе целого государства. Это угроза госбезопасности стран Средней Азии, РФ, КНР и, в том числе, многих стран Европы.



Совет безопасности единственный полномочный орган ООН, имеющий права действия для поддержания и защиты международного мира. Поэтому принимаемые им сейчас решения должны определить будущее региона. От того насколько верны они будут, зависит будущее не только Афганистана и ряда сопредельных стран, но и мира в целом.






Если тебе говорят: «Мы уведомим вас о своем решении»,— ты уже уведомлен.
ещё >>