Доклад для общественных слушаний 17-18 мая в гг. Анапа и Геленджик Докладчик: Г. Е. Вильчек, зао «нпф - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Минск, пл. Свободы 2, +375173065480(81),+375447693937 3 392.31kb.
«Азария» г. Геленджик 1 17.51kb.
Актуальные вопросы деятельности нпф 1 41.12kb.
Мезикова Ильсоя Хаматовна 14. 00 14. 05. Вступительное слово. 1 28.27kb.
Сборник обязательных распоряжений по морскому торговому порту новороссийск... 31 1884.2kb.
От 02. 09. 2011 №4207 о проведении общественных обсуждений (в форме... 1 45.97kb.
Заключение о проведении общественных слушаний об оценке воздействия... 1 37.17kb.
Шестые Открытые Всероссийские Юношеские Игры Боевых Искусств 5-6... 6 562.24kb.
Доклад: Решения Конституционного суда Приднестровской Молдавской... 1 92.46kb.
Условия и порядок присоединения зао «рти сервис-Связь», зао «импульс-кб»... 1 40.7kb.
25 марта 2009 года рекомендации общественных слушаний «Проблемы спортивной... 1 134.37kb.
О ситуации вокруг проекта газопровода «Южный поток» 1 34.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Доклад для общественных слушаний 17-18 мая в гг. Анапа и Геленджик Докладчик: Г. - страница №1/1

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОГО УЧАСТКА МОРСКОГО ГАЗОПРОВОДА «ЮЖНЫЙ ПОТОК»

Доклад для общественных слушаний 17-18 мая в гг. Анапа и Геленджик

Докладчик: Г.Е. Вильчек, ЗАО «НПФ «ДИЭМ»

Введение (слайд 2)

В соответствии с требованиями российских законодательных актов, перечисленных на слайде, в рамках работ по обоснованию инвестиций в строительство морского газопровода «Южный поток» была проведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. В ближайшее время материалы обоснования инвестиций, включая материалы общественного обсуждения, будут переданы на рассмотрение Государственной экологической экспертизы.

Прошу сразу обратить внимание на следующие факты, существенные для дальнейшего обсуждения. Во-первых, согласно российскому законодательству на стадии обоснования инвестиций требуется проведение Государственной экологической экспертизы только для деятельности на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, территориальном и внутреннем море РФ. Поэтому предметом сегодняшнего обсуждения является только морской участок газопровода «Южный поток» в принятых границах проектирования – от охранных кранов примерно в километре от уреза воды. Сухопутные участок линейной части и объекты обустройства будут вынесены на обсуждение на следующем этапе проектирования – на стадии «Проект». Во-вторых, следует помнить, что в настоящий момент речь идет о ранней стадии проектирования – стадии обоснования инвестиций, когда еще не принято инвестиционное решение, не выбраны предпочтительные альтернативы, не проработаны многие технические детали. Соответственно, материалы ОВОС могут рассматриваться как предварительные, как качественная, а не строгая количественная оценка возможных экологических и социальных последствий намечаемой деятельности.

Последнее обстоятельство имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, в настоящий момент мы сможем ответить, вероятно, не на все вопросы, многие наши заключения и выводы носят предположительный характер. С другой стороны, именно сейчас уместно рассмотреть вероятные воздействия в их ключевых аспектах и высказать рекомендации, которые могут быть учтены на следующей стадии проектирования.



Альтернативные варианты трассы (слайд 3)

В соответствии с принятыми техническими решениями в материалах ОВОС рассмотрены два основных альтернативных варианта трассы морского газопровода в российских водах: с выходом на берег в районе Архипо-Осиповки (возле существующей КС «Береговая») и в районе пос. Варваровка возле Анапы.



Технология строительства морского газопровода «Южный поток» (слайды 4-6)

Очень кратко остановлюсь на технологии строительства газопровода.

На глубоководном участке труба будет укладываться непосредственно на дно. При этом все монтажные работы осуществляются на борту трубоукладочного судна. При глубинах свыше 800 м обычно используется J-укладка, при меньших – S-укладка.

На прибрежном участке с глубинами до 20 м трубопровод заглубляется в донный грунт для предохранения его от волнового воздействия, а также и предотвращения контакта с судами и иными внешними объектами. При этом возможны как укладка трубопровода в предварительно разработанную с помощью земснаряда траншею, так и заглубление уже уложенного трубопровода с помощью специального подводного плуга.

Выход на берег в районе Архипо-Осиповки будет осуществляться траншейным способом. Траншея в месте пересечения береговой линии разрабатывается экскаваторами с дамбы или коффердама.

Для пересечения береговой линии в районе пос. Варваровка будет произведено способом микротоннелирования: сперва разрабатывается тоннель (от площадки на берегу в сторону моря), затем монтируется и протягивается защитный кожух, вслед за этим – собственно плеть трубопровода.

После завершения строительства будет произведено испытание трубопровода на целостность и прочность. Испытания будут выполняться фильтрованной морской водой без применения биоцидов. Забор воды будет осуществлен в российских водах (примерно в 1 км от берега), а сброс после гидроиспытаний – в болгарских или румынских водах, т.е. вытеснение воды будет идти от российского берега.

Четыре нитки трубопровода строятся и испытываются последовательно.



Этапы ОВОС (слайд 7)

Традиционно и в соответствии с действующими нормативными документами оценка воздействия на окружающую среду включает несколько этапов:



  • Оценка современного состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов. Эта оценка базируется на результатах инженерно-экологических изысканий и анализе фондовых материалов.

  • Выявление существующих экологических ограничений – наличия ООПТ, местообитаний редких видов животных и растений, объектов культурного наследия, запретных для производства работ сроков и т.д.

  • Идентификация и описание вероятных источников и видов воздействия.

  • Собственно оценка воздействий, прогнозирование вероятных экологических и социальных последствий намечаемой деятельности, определение вероятного ущерба природной среде, биологическим ресурсам, хозяйственной деятельности.

  • Разработка комплекса природоохранных мероприятий, мер по компенсации ожидаемого ущерба, а также программы экологического мониторинга в ходе реализации намечаемой деятельности.

  • Послепроектный анализ – реализация программы экологического мониторинга и контроля в ходе деятельности, разработка и принятие корректирующих действий.

Этой последовательности придерживались и мы в данной работе.

Выполненные инженерно-экологические изыскания (слайд 8)

Летом 2009 г. в акватории Черного моря вдоль намечаемой трассы газопровода и с учетом существующих альтернативных вариантов трассы были проведены инженерно-экологические изыскания. Их программа строилась в полном соответствии с требованиями СП 11-102-97 “Состав инженерно-экологичеких изысканий для строительства”, а также и с учетом рекомендаций Бухарестской Конвенции по защите Черного моря от загрязнения. В ходе изысканий были изучены физико-химические свойства воды и донных отложений, планктон и бентос на 18 комплексных станциях, а отдельные компоненты природной среды – также дополнительно на 16 прибрежных и 13 глубоководных станциях. Одновременно был обработан и проанализирован большой объем фондовых материалов – данных проведенных в прошлые годы разными научными институтами исследований. Все это позволило достаточно полно – в достаточной для стадии обоснования инвестиций степени – охарактеризовать современное состояние морских экосистем. Для небольших береговых участков (в местах выхода газопровода на берег) были проведены рекогносцировочные обследования и собраны фондовые материалы, что достаточно для настоящей стадии проектирования.



Экологические ограничения (слайд 9)

В результате анализа упомянутых выше материалов были выявлены следующие факты и обстоятельства, которые могут рассматриваться как экологические ограничения:



Наличие ООПТ. В местах выхода на берег газопровод расположен в границах округов горно-санитарной охраны городов-курортов Анапа и Геленджик, имеющих статус ООПТ федерального значения. При этом трасса газопровода не затрагивает ни территорию заповедника «Утриш» в районе Анапы, ни территорию заказника «Урочище сосны крымской «Архипо-Осиповское» в районе Геленджика.

Местообитания редких и уязвимых видов животных и растений. Акватория Черного моря является естественным местообитанием дельфинов – черноморской афалины, хотя эти китообразные в районе намечаемой деятельности встречаются спорадически, скоплений не образуют. В прибрежной акватории есть нерестилища широко распространенных рыб, имеющих некоторое промысловое значение (хамса, шпрот, камбала). Район работ не пересекается миграционными путями рыб или птиц. Полоса прибрежных лесов в районе пос. Варваровка затронуты не будут, т.к. пересечение береговой линии в этом районе планируется осуществить методом микротоннелирования. Других ценных и уязвимых видов и местообитаний в районе намечаемой деятельности не выявлено.

Ограничения сроков работ связаны с периодами нереста промысловых видов рыб в прибрежной зоне и с преимущественно сезонным рекреационным использованием побережий в районе Анапы.

Основные источники и виды воздействия (слайд 10)

В районах открытого моря с глубинами более 20 м трубопровод монтируется на трубоукладочном судне и опускается на дно. При этом единственными воздействиями на окружающую среду являются временное отчуждение акватории вокруг ТУС, выбросы от силовых установок судов, шум и вибрация от судов. Также на борту ТУС и вспомогательных судов образуются в относительно небольшом количестве отходы, которые сдаются в порту бункеровки. Таким образом воздействия за пределами мелководной зоны можно считать мало значимыми.

Гораздо разнообразнее и масштабнее воздействия в прибрежной зоне и при пересечении береговой линии. Это связано с технологией строительства: на мелководье и при пересечении береговой линии трубу приходится заглублять, что связано с большим объемом дноуглубительных работ (разработка и обратная засыпка траншей, создание дамб и кофердамов), на участках со сложным рельефом дна необходимо принимать меры по срезке гребней или созданию искусственных опор для устранения недопустимых свободных пролетов. Все эти работы приводят к заметной перестройке рельефа дна, взмучиванию и переотложению донных осадков. Соответственно, происходит загрязнение морской воды взвешенными частицами, значимое воздействие испытывают планктонные и бентосные сообщества. Дополнительными к этому факторами воздействия является забор и сброс воды после гидравлических испытаний трубопроводной системы, которые также осуществляются, как правило, в прибрежной зоне.

Рассмотри основные воздействия подробнее.



Воздействия на атмосферный воздух (слайд 11 и 12)

Воздействие на атмосферу не является приоритетным видом воздействия и проявляется в основном в период строительства газопровода и связано, главным образом, с выбросами загрязняющих веществ с отходящими газами энергетических установок морских судов, а также выбросами загрязняющих веществ при работе инсинераторов и сварочного оборудования.

Основными мероприятиями, направленными на сокращение выбросов загрязняющих веществ, являются:


  • Контроль состояния топливных систем энергетических установок морских судов и строительной техники

  • Сжигание отходов в судовом инсинераторе вне пределов портов и гаваней

Воздействие на геологическую среду (слайды 13 и 14)

Воздействие морского участка газопровода на геологическую среду возможно как в период его строительства, так и при эксплуатации. При строительстве газопровода на морском участке можно выделить основной фактор влияния на геологическую среду - механическое воздействие, приводящее к деформации берега и части шельфа (вследствие рытья траншеи) и остального участка трассы вследствие погружения трубы в осадки.

Техногенное воздействие на геологическую среду при этом будет проявляться в изменении режима транспорта наносов вблизи берега в зоне влияния траншеи и дамб, изменении береговой линии, рельефа дна и пляжа.

Изменения геологической среды оказываются максимальными при траншейном способе пересечения береговой линии, тогда как применение ГНБ или микротоннелирования (предложенного для выхода в районе Анапы) позволяет практически полностью избежать деформации рельефа берегового участка.

Мероприятия по снижению негативных воздействий на геологическую среду включают:


  • Оптимизацию положения трассы в зоне активных литодинамических процессов;

  • Оптимизацию параметров траншей и дамб;

  • Применение (при возможности) наклонно-направленного бурения и микротоннелирования вместо траншейного метода пересечения береговой линии;

  • Мониторинг литодинамических процессов в ходе строительства и эксплуатации газопровода, корректирующие действия.

Воздействие на водную среду (слайды 15, 16 и 17)

Воздействие на морскую среду при укладке морских трубопроводов является одним из самых значимых видов воздействия и выражается в следующем:



  • во временном отчуждении акватории

  • заборе воды на технологические нужды

  • сбросе воды после гидроиспытаний, особенно если вода подвергалась химической обработке и содержит поглотитель кислорода (обычно это бисульфит натрия) или биоциды;

  • загрязнении морской воды минеральными взвесями при дноуглубительных работах

  • загрязнении морской среды поверхностным стоком с береговых площадок строительства.

Основными природоохранными мероприятиями являются:

  • Очистка хозяйственно-бытовых сточных вод на морских судах. Сбор и вывоз на портовые очистные сооружения льяльных вод;

  • Использование современных технологий по разработке и засыпке траншеи, которые обеспечивают минимальное взмучивание;

  • Контролируемый сброс воды после гидроиспытаний, обеспечивающий оптимальное разбавление, и отказ от использования химреагентов для подготовки воды;

  • Организация контроля содержания загрязняющих веществ в морской среде.

Воздействие на флору и фауну (слайды 18 и 19)

Воздействие на морскую биоту связано, главным образом, с влиянием взмучивания и переотложением донных осадков при проведении дноуглубительных работ, нарушением мест обитания бентосных и планктонных сообществ. Именно прибрежные участки акватории отличаются высоким биоразнообразием и максимальной биологической продуктивностью, а следовательно и наиболее уязвимым объектом воздействия.

Ущерб морским биологическим ресурсам на этапе строительства морских газопроводов складывается из следующих факторов:

1. Ущерб от 100% гибели ихтиопланктона (икра и личинки рыб) в водогрунтовой смеси, извлекаемой земснарядами, а также во всем объеме морской воды, используемой в технологических целях (главным образом на этапе подготовки трубопровода к эксплуатации – забор воды на нужды гидроиспытаний).

2. Ущерб от гибели кормовых организмов, в том числе:


  • гибели зообентоса на участках контакта трубопроводов, якорей плавсредств и др. механизмов с поверхностью дна, на площади разработки траншеи и временных отвалов, строительства дамб (100%), а также на площади заиления (63,2 %);

  • гибели фито- и зоопланктона в водогрунтовой смеси, образующейся при работе земснарядов (100%) и в зонах повышенной мутности (соответственно на 59,2 и 47,6%);

  • гибели фито- и зоопланктона во всем объеме морской воды, используемой в технологических целях.

3. Ущерб от ухудшения условий воспроизводства в результате уничтожения нерестилищ донных рыб на площади контакта трубопроводов с поверхностью дна, разработки траншеи и складирования грунта.

Для газопровода «Южный поток» расчетный ущерб водным биологическим ресурсам по обоим вариантам составил около 3,5-4 млн руб.

Морские птицы подвижны и с легкостью могут избегать судов в полете или при нырянии. Некоторые виды, такие как чайки, в действительности привлекаются судами, и они часто следуют за ними на протяжении продолжительных периодов времени. Таким образом, шум и волнения, создаваемые обычными операциями морских судов, не оказывают воздействия на морских птиц в водах открытого моря. Воздействие можно считать пренебрежимо малым.

Шумовое и вибрационное воздействие от трубоукладочных судов, земснарядов, подводного заглубителя и других механизмов оказывает отпугивающее и беспокоящее воздействие на морских млекопитающих. Локальное воздействие ударных волн при проведении взрывных работ на скальных участках прокладки трубопровода также оказывает беспокоящее воздействие.



Воздействия при пересечении береговой линии (слайды 20-22)

Разумеется, любой морской газопровод неизбежно пересекает береговую линию и, соответственно, имеет береговой участок незначительной протяженности. Поэтому необходимо рассмотреть также и воздействия на наземные экосистемы.

Рассмотрены две альтернативные точки пересечения береговой линии – возле пос. Варваровка южнее Анапы и возле действующей КС «Береговая» в районе Геленджика.

В первом случае пересечение будет осуществлено методом микротоннелирования. При этом микротоннель будет иметь подводное окончание. Понятно, что площадь временно отчуждаемых земель (для площадки, с которой будет разрабатываться микротоннель на удалении 1 км от берега) весьма незначительна. Особо отмечу, что выбранное место выхода газопровода на берег в районе пос. Варваровка находится на расстоянии более 2 км от границ заповедника «Утриш» и намечаемые работы не окажут на него никакого влияния.

В случае выхода на берег в районе Архипо-Осиповки пересечение береговой линии будет осуществлено традиционным траншейным способом. При этом трасса берегового участка трубопровода проходит по безлесным землям за границами регионального заказника «Урочище сосны крымской «Архипо-Осиповское».

По окончанию работ все нарушенные участки будут рекультивированы, растительный покров будет восстановлен.



Отходы производства и потребления (слайд 23 и 24)

При строительстве морских трубопроводов образуется некоторое количество отходов. На ТУС это, в первую очередь, лом черных металлов – обрезки труб, огарки электродов. На судах образуются также и бытовые отходы. Те, которые не могут быть утилизированы на борту (например, путем сожжения в судовых инсинераторах), сдаются специализированным предприятиям в порту бункеровки. При работах по пересечению береговой линии, разработки траншеи на мелководье основным видом отходов является извлеченный грунт. Судьба его может быть различна: если изъятый донный грунт не содержит загрязняющих веществ и пригоден для использования по своим физическим характеристикам, то он может быть использован для обратной засыпки морской траншеи. В ином случае он подлежит дампингу в специально отведенных местах. Грунт, извлеченный при разработке траншеи на берегу или при микротоннелировании также может использоваться для обратной засыпки или же должен быть вывезен на полигон для захоронения. В любом случае по окончании строительства никакие отходы не будут оставлены на территории городов-курортов.



Воздействие на население, социальную сферу

Как следует из вышеизложенного, не предполагается никаких воздействий, опасных для жизни и здоровья людей на прилегающих к месту работ территориях. Единственным негативным фактором в ходе строительства будут шум, беспокойство, временная утрата эстетических свойств ландшафта. Это может сказаться на рекреационной привлекательности ближайших окрестностей строящихся объектов. Снизить негативный эффект может преимущественное ведение работ в зимний период, когда рекреационное использование территории существенно менее интенсивно.

Однако, нельзя забывать и про положительные эффекты от реализации проекта для социальной сферы: увеличение налоговых поступлений в муниципальные бюджеты, создание новых рабочих мест и рынков для местного малого и среднего бизнеса.

Комплексный подход к экологической безопасности проекта (слайд 25)

Для обеспечения экологической безопасности проекта морского газопровода «Южный поток» необходим комплексный подход, обеспечивающий минимизацию экологических рисков при строительстве и эксплуатации трубопроводов. Такой подход должен включать:



  • Применение наилучших, экологически обоснованных технологий, в т.ч. методов пересечения береговой линии (траншейным способом, микротоннелированием или наклонно-направленным бурением), методов ликвидации недопустимых свободных пролетов, применение оптимальных методов заглубления трубопровода на мелководьях, отказ от применения биоцидов в ходе гидроиспытаний и т.д.

  • Оптимизацию сроков строительства и выбор наилучших альтернативных вариантов трассы в обход экологически уязвимых районов;

  • Мероприятия по снижению ущерба биологическим ресурсам и мероприятия по компенсации неснижаемого ущерба;

  • Мероприятия по гармонизации интересов проекта, уязвимых групп населения, хозяйствующих субъектов, а также задач охраны окружающей среды (например, при пересечении ООПТ);

  • Комплексный производственный экологический мониторинг и контроль в ходе строительства;

  • Согласованное проведение оценки воздействия на окружающую среду строительства морской и сухопутной частей газопроводов.

При разработке проекта будут учтены и детально проработаны все перечисленные аспекты. В том числе будут в обязательном порядке учтены рекомендации общественности, а также и Государственной экологической экспертизы.

На стадии «Проект» будут проведены детальные инженерно-экологические изыскания как в море, так и на береговом участке, будут выявлены и обследованы имеющиеся археологические памятники, приняты меры для обеспечения их сохранности. На основании полученных данных будет выполнена детальная количественная оценка воздействия на окружающую среду, основанная на современных методических подходах, в т.ч. пространственном моделировании распространения в воде взвешенных веществ, переотложения наносов и пр. Будут проведены социально-демографические, медико-биологические, социологические и маркетинговые исследования для оценки возможных воздействий проекта на население и экономику района, определения возможностей вовлечения местного населения и местного бизнеса в реализацию проекта.



Производственный экологический мониторинг и контроль (слайд 26)

Послепроектный анализ, осуществляемый уже в ходе реализации проекта, в качестве основного элемента будет включать производственный экологический мониторинг и контроль соблюдения проектных решений и требований законодательства в ходе строительства. Предварительный проект мониторинга уже разработан и включен в материалы ОВОС.



Мы уверены, что выбранный нами подход, приверженность инвесторов и проектировщиков принципам экологической безопасности позволят свести к минимуму негативные последствия реализации проекта, в полной мере компенсировав неснижаемый ущерб природным и при этом дать дополнительный импульс социально-экономическому развитию региона.




Когда исключение становится правилом, оно не допускает никаких исключений. Александр Фюрстенберг
ещё >>