Дмитрий Иванович Менделеев Не наукой единой Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907) русский ученый-энциклопедист, талантливый химик, о - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дмитрий Иванович Менделеев 1 8.84kb.
Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в географию 1 13.09kb.
Дмитрий Иванович Менделеев – Великий сын России 1 63.74kb.
Закон химических элементов и создал первый вариант периодической... 1 51.52kb.
Д. И. Менделеев обнародовал периодический закон 1 72.32kb.
Владимир Иванович Вернадский – организатор науки 1 25.96kb.
Михайло Ломоносов. Дмитрий Менделеев. (47 мин.) 1 45.03kb.
В. И. Вернадский ( к 150–летию со дня рождения) 1 130.45kb.
№10 (790) 13 19 марта 2010 Газета «зеркало недели» Back to U$$R 1 80.46kb.
Název materiálu Rusko Россия 1 31.02kb.
Генрих Дмитрий Иванович 1 33.56kb.
Леопольд (1823—1823) • Леопольдина (1824—1843) 1 41.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дмитрий Иванович Менделеев Не наукой единой Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907) - страница №1/1

ХИМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК


Какая польза тем, что в старости глубокой
Во тьме бесславия кончают долгий век.
Добротами всходить наверх горы высокой
И славно умереть родился человек”.

М.В. Ломоносов.

1. ВЕЛИКИЙ – ВЕЛИК ВО ВСЕМ

Дмитрий Иванович Менделеев

Не наукой единой

Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907) - русский ученый-энциклопедист, талантливый химик, открывший Периодический закон и разработавший Периодическую систему химических элементов, родился в г.Тобольске.Он был последним, семнадцатым по счету ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей осталось в живых два брата и пять сестер. Восемь детей умерли еще в младенческом возрасте, и троим из них родители не успели даже дать имени. Дмитрий был любимцем матери. Но не всегда жизнь была к нему благосклонна: разрыв с любимой невестой, недоброжелательность коллег, неудачный брак и затем развод... Два года, 1880 и 1881, были очень тяжелыми в жизни Д.И.Менделеева. В декабре 1880 г. в Петербургской академии наук состоялись выборы на вакансию академика по технологии и прикладной химии. Кандидатура Д.И.Менделеева была забаллотирована большинством академиков. Обострились и отношения в семье. Со стороны жены Феозвы Никитичны часто раздавались упреки. Ее не интересовала научная работа мужа, а его беспокойный образ жизни вызывал только ее раздражение. Менделеев чувствовал себя в семье одиноко и отчужденно."Я - человек, не Бог, и ты - не ангел",- писал он жене, признавая свои и ее слабости. Именно в это время возник у Менделеева интерес к А.И.Поповой- художнице, часто бывшей в их доме. Интерес к девушке перерос в глубокую симпатию... Не желая быть причиной разрыва Менделеева с семьей, Анна Ивановна покинула в 1880 г. Петербург и уехала в Италию. Дмитрий Иванович все же решил следовать за ней. Он подал было в отставку, но по совету ректора заменил из университета прошением об отпуске. Жена Менделеева на развод не соглашалась, а расторжение брака в то время было очень трудным делом. Давая согласие на развод, консистория тем не менее тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние, в течение которого он не мог венчаться вновь. Только в апреле 1882 года вопреки этому решению священник Адмиралтейской церкви Куткевич за 10 000 рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишен духовного звания. В 1881 г. брак наконец был расторгнут. Дмитрий Иванович, получив отпуск, уехал в Италию к Анне Ивановне. В мае 1881 г. Менделеев и Попова вернулись в Россию, а в декабре того же года у них родилась дочь Люба.


Продолжение для самых любопытных

Интересные факты биографии Д.И.Менделеева

Менделеев и Блок.

У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей. Дочь Любовь Дмитриевна окончила Высшие женские курсы в Петербурге, в 1903 г. вышла замуж за поэта Александра Блока и в сезон 1907-1908 гг. играла в труппе Вс. Мейерхольда и в театре В.Комиссаржевской. Впоследствии Блок посвятил Любе "Стихи о Прекрасной Даме".






Полный тезка.

У Менделеева был племянник Дмитрий Иванович Менделеев(1851-1911)- сын брата Менделеева Ивана Ивановича. Племянник окончил Казанский университет, служил железнодорожным врачом во многих местах России, часто встречался со своим знаменитым дядей, а однажды вместе с ним совершил путешествие по Волге. Поскольку дядя и племянник были полными тезками, их нередко путали.



Недоуменные вопросы.

Репортер петербургской газеты спрашивал: -Почему у Дмитрия Ивановича фамилия Менделеев, хотя дед его звался Соколов? -Правда ли, что Менделеев ослеп? Отец Дмитрия Ивановича- Иван Павлович- родился в 1783 г. в семье священника Павла Максимовича Соколова. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец Дмитрия Ивановича получил фамилию соседних помещиков Менделеевых. В 1895 г. Д.И.Менделеев действительно ослеп, но продолжал руководить Палатой мер и весов. Деловые бумаги ему зачитывали вслух, распоряжения он диктовал секретарям, а дома вслепую продолжал клеить чемоданы. Оказалось, что у Менделеева катаракта. Профессор И.В. Костевич за две операции удалил ее, и вскоре зрение вернулось.




Чемоданных дел мастер
С детства Дмитрий Иванович не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы во влажном петербургском климате совсем сдал. Однажды у него пошла горлом кровь и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Лежа в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору : «Ну этот-то уже не поднимется…»

Однако молодой человек «обманул» медиков и вышел из госпиталя на своих ногах. И практически сразу же обратился за консультацией к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову на всякий случай.

В Крыму в то время шла война. Пирогов засучив рукава оперировал с раннего утра до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но ввиду непрекращающихся военных действий гимназия почти не работала. И тогда он увлекся изготовлением чемоданов. Это хобби—мастерить чемоданы—он пронес через всю жизнь. Кстати, много лет спустя, когда Менделеевым уже была открыта Периодическая таблица и сделан ряд других блестящих открытий, произошел следующий казус. Выбирая в Гостином дворе материал для своих чемоданов, Менделеев услышал за спиной вопрос одного из покупателей:

-- Кто этот почтенный господин?

--Таких людей знать надо,--с уважением в голосе ответил приказчик.—Это чемоданных дел мастер.

Однако вернемся в 1857 год в Симферополь.

Менделееву все же удалось улучить момент и попасть на прием к Пирогову. И каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете»


Периодический закон
Легенду о том, что идея Периодической таблицы пришла к нему во сне, Менделеев придумал для настырных журналистов. На самом деле озарение пришло к нему за завтраком — именно за чашкой утреннего кофе пришла в голову счастливая мысль: «А что если сопоставить близкие атомные массы различных химических элементов и их химические свойства?»

После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете, достал из конторки пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства.

Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься : «У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!»

Десятки и сотни раз он раскладывал и перетасовывал карточки. При этом, как он сам позже вспомнил, в его сознании вспыхивали какие-то новые закономерности, все больше и больше убеждающие ученого, что элементы, расположенные по возрастанию их атомных масс, выказывают явную периодичность физических и химических свойств.

Вечером 1 марта 1869 года Менделеев набело переписал составленную им таблицу и под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» отослал ее в типографию.

Именно этот день—1 марта (17 февраля по старому стилю) можно считать днем рождения Периодической таблицы. Ее «отцу» было на тот момент всего 35 лет.



2. ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

В этой рубрике мы предлагаем испытать свои знания химическими понятиями.



Тема 1. Первоначальные химические понятия.

  1. В холод прячется в нору, поднимается в жару.

  2. ''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла.

  3. Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет.

  4. Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная.

  5. Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет.

  6. Только в воду окунется, невидимкой обернется.

  7. Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один.

  8. Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое.

 Тема 2. Воздух. Вода. Растворы.

  1. Океан ветрам послушен, над водой висит, над сушей.

  2. Получишь газы из воды, смешаешь вместе – жди беды.

  3. Скажи, когда и как бывает, что море полю помогает.

  4. Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелей.

  5. Адрес точный, если спросят: 32,16,8.

  6. Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда.

  7. Купаются в холодную погоду, а в теплую их не затащишь в воду.

  8. Если крупинки в жидкости найдет, как такую муть химик назовет?

 Тема 3. Классы неорганических соединений.

  1. Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.

  2. Самой сильной из кислот имя галоген дает.

  3. Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.

  4. Молоко не скисло, на стене повисло.

  5. Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.

  6. Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.

  7. Порознь каждый ядовит, вместе будет - аппетит.

  8. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?

  9. На полях они витамины, а на складе вроде мины.

  10. Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.

  11. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.

  12. Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.

  13. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?

  14. Какой элемент называют по имени одной части света?

  15. Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.

  16. Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?

  17. Имя натрия хлорид 6 раз по - разному звучит? Как?

  18. Это и в учебнике читали вы не раз: его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.

Тема 4. Неметаллы.

  1. Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.

  2. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.

  3. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.

  4. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.

  5. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.

  6. Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.

  7. Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.

  8. Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.

  9. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.

  10. Какой газ утверждает, что он – это не он?

  11. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?

  12. Какой неметалл является лесом?

Тема 5. Металлы.

  1. Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет.

  2. По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид.

  3. Богатырем его не зря назвали, друг железа, помощник стали.

  4. Металл красой своей пленил и первым в топку угодил.

  5. Металл зимой не прочен: чума здоровье точит.

  6. По прозвищу – богам он друг, в машинах прочен и упруг.

  7. "Живое серебро" и льется, и блестит, охотно с золотом дружит.

  8. Не трудна загадка эта: "Что металл роднит с планетой"?

  9. Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги.

  10. Какой металл по древней мифологии обречен на "вечные муки"?

  11. Какой элемент вращается вокруг солнца?

  12. Какой элемент всегда рад?

  13. Какие химические элементы состоят из различных рек?

  14. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?

  15. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды?

Тема 6. Производства.

  1. Из башни словно масло льется, "хлебом индустрии зовется".

  2. В котелке кипит бульон, потом в земле застынет он.

  3. В печь бросают сухари, чтоб снова тестом стать смогли.

  4. Распустила хвост лиса, искалечила леса.

  5. Быстро дело закипело, когда пыль пустили в дело.

  6. Чтоб скорее "хлеб" испечь, муку насыплю прямо в печь.

  7. В руках у химика крупинка, как для ленивого дубинка.

Тема 7. Органическая химия.

  1. Из газа сделали прибор, три четверти по весу - фтор.

  2. Этих солей не найти ни в воде, ни в Земле, но есть в магазине, и в каждой семье.

  3. Не фокус это, все мы знаем, что цепи длинные глотаем.

  4. Присвоив "водные остатки", газ спиртом стал, густым и сладким.

  5. Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет?

  6. С кислотой металл сдружился и странно в сахар превратился.

  7. Крупинка может жизнь спасти, а килограмм - дом разнести.

  8. В том они всю жизнь проводят, что сладость в горечь переводят.

  9. Расскажите в чем тут дело, от газа масло затвердело.

  10. Двести миллионов лет живут брюнетка и брюнет. Они друг друга не встречали, хоть и живут в одном подвале.

  11. Пока цела не идет в дела, пользу получают, когда разделяют.

  12. Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубках.

  13. Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась.

  14. Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя.

3. ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ХИМИИ

В конце изучения темы «Доля- это отношение частного к общему» было задание составить расчетные задачи. Наибольшим творчеством отличились учащиеся 8 фил.

1. В классе 21 ученик, из них 19 девочек. Какова доля мальчиков в нашем классе.

2. 10 минут перемены мы отдыхаем, 5 минут мы ищем журнал. Найти процентное отношение поиска журнала ко всему времени перемены.

3. В футбольной команде 11 человек, трое из них малого роста. Какова доля высоких игроков в команде?

4. В параллели 8 классов 4 зеленых журнала, а 1 коричневый. Какова доля коричневого журнала в нашей параллели?



5. Наташа решает тест по химии. 40% от времени урока она пыталась достать из кармана шпору, 20% от времени урока пыталась узнать ответы у соседки, а остальное время думала над вопросами. Сколько времени Наташа думала?
Главный редактор Гладкова Ю.В.




Если почитать все, что пишут о диете, видишь, что у едоков куда больше проблем, чем у выпивох.
ещё >>