Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). 9 класс Данкова Елена Фаритовна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение... 1 32.8kb.
Эпические и мифологические мотивы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 1 14.25kb.
Лекция по литературе в 9 классе Души мертвые и живые в поэме Н. 1 53.22kb.
Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Осенью... 1 20.21kb.
Сводная таблица списка известных иллюстраторов поэмы гоголя «мертвые... 1 95.97kb.
Гоголь н в. Смысл названия поэмы н в. гоголя «мертвые души» 1 54.4kb.
Галерея образов помещиков 1 129.95kb.
Поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» 1 50.34kb.
Знакомство с поэмой «Мертвые души» 1 138.33kb.
Урок- путешествие в 9 классе по литературе. Учитель -зимина Клара... 1 75.39kb.
Дипломная работа Перевод архаизмов и диалектизмов поэмы Н. В. 1 49.8kb.
Microsoft Office PowerPoint Рекомендации по использованию презентации... 1 29.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые - страница №1/1

Для аттестации

Кто они, «мертвые души»?

(Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). 9 класс

Данкова Елена Фаритовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия № 121, г. Уфа РБ, 8-919-158-04-61, DEF-121@yandex.ru



Цель: обучающиеся должны научиться анализировать образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и понимать содержание произведения.

Задачи:

  • учитель совершенствует навыки обучающихся по анализу текста, учит вдумываться в лексическое значение слова, формирует умение составлять связное высказывание; проверяет языковую компетенцию учеников;

  • воспитывает нравственные качества личности: душевность, доброту, отзывчивость, ум, деловитость, способность сопереживать;

  • развивает межличностные отношения.

Оборудование: компьютерная презентация, рисунки обучающихся, карточки для групповой работы, оформленная доска, эпиграф на ней.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: путешествие.

Время проведения: 2 часа (можно сократить и до одного урока).
Ход урока

Эпиграф на доске.

И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!

Н. В. Гоголь

1. Организационный момент. Слайд 1.
Дидактическая задача этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.

2. Вступительное слово учителя. Слайд 2.
Дидактическая задача этапа: заинтересовать обучающихся, наметить план урока.
Ребята, вы любите путешествовать? Почему?

Вот и сегодня мы отправимся «колесить» по бескрайним просторам родной страны, продолжая знакомство с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души» и ее персонажами, особенно помещиками. Наметим маршрут нашей воображаемой поездки. В пути мы будем останавливаться и выходить на следующих станциях:



  1. Лексическая.

  2. Проблемная.

  3. Маршрутная.

  4. Портретная.

  5. Визитная карточка.

  6. Зри в корень.

  7. Поисковая.

  8. Рефлексивная.

Итак, в добрый путь.
3. Актуализация знаний обучающихся. Выяснение лексического значения слова «душа». Слайды 3-4.
Станция «Лексическая».
Дидактическая задача этапа: развивать любовь к слову.
Проанализируем заглавие поэмы «Мертвые души». Сначала вдумаемся в смысл слова «душа».

  • Сколько значений оно имеет?

  • Что имел в виду Н. В. Гоголь, используя его в заглавии своего произведения?

  • Какое историческое явление запечатлено в нем?

  • Каково современное толкование данного слова?

Комментарий. Учитель организует работу обучающихся по выяснению лексического значения слова «душа». В классе идет фронтальное обсуждение поставленных вопросов, ученики совершают экскурс в историю, вспоминают о ревизских душах (см. приложение), а группа обучающихся (2 чел.) получает индивидуальное задание - выяснить значение слова «душа» по толковому словарю. Затем все ответы детей сличаются и сопоставляются с информацией на слайде.

По толковому словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «душа» - это



  • внутренний, психический мир человека, его сознание (радостно на душе);

  • то или иное свойство характера (добрая душа);

  • вдохновитель чего-нибудь (душа всего дела);

  • о человеке (в доме ни души);

  • в царской России: крепостной крестьянин (ревизская душа, мертвые души – умершие крепостные).

Ученики делают вывод о лексическом значении слова «душа» и пытаются понять смысл этого слова в словосочетании «мертвые души».
4. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы. Слайд 5.
Станция «Проблемная».
Дидактическая задача этапа: сформулировать проблему урока.

Учитель подытоживает сказанное ранее и вместе с обучающимися ставит проблему. (Слово «душа» многозначное, оно имеет ключевое значение для понимания поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Однако писатель акцентирует свое внимание и на слове «мертвые». Почему? Кто же они, «мертвые души»?). На доске записывается тема урока, обучающиеся формулируют его цель.


5. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (обучающиеся читали главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посвященные помещикам). Активизация творческой деятельности учеников. Слайды 6-7.
Станция «Маршрутная».
Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения, навыки.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на главном герое поэмы и подводит их к вопросу о помещиках. (Чичиков, главный герой поэмы Н.В.Гоголя, задумав аферу, связанную с покупкой мертвых душ, колесит по Руси. Сюжет путешествия дает писателю возможность создать галерею человеческих характеров. В начале произведения Н.В.Гоголь знакомит нас с помещиками. Кто они? В каком порядке следуют друг за другом в произведении? Совершим наше путешествие вслед за писателем.) Появляется слайд с надписью «Восстановите маршрут путешествия Чичикова по усадьбам помещиков». (См. приложение 1). Учитель организует поисковую деятельность учеников. Обучающиеся выполняют задание, работая в парах. Учитель проверяет знание текста, прочитанного учениками дома. Подводя итог сделанному, учитель ставит новую проблему: случайно ли Н.В. Гоголь располагает помещиков в таком порядке?
Станция «Портретная».
Обучающиеся участвуют в зрительной викторине. Слайд 8 (активный). Подготовленная группа художников выставляет выполненные дома портреты помещиков. (Они могут появиться и на экране в виде иллюстраций П. Боклевского). Обучающиеся говорят, что портреты помещиков расположены в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев.
6. Обобщение и систематизация учебного материала. Слайд 9.
Станция «Визитная карточка».
Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся.

Ученики работают в группах. Используя домашние заготовки (давалось опережающее задание), делают совместные сообщения об одном из помещиков. По мере выступления групп на доске и в тетрадях появляются записи в виде таблицы. (См. приложение 2). Работа обучающихся оценивается выбранными экспертами или представителями других групп.



Слайд 10. Ученики сравнивают приемы раскрытия характеров героев у А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, отмечают, что А. С. Пушкин раскрывает характер человека через описание его поступков и высказываний, Л. Н. Толстой – через внутренние переживания героя («диалектику души»), Н. В. Гоголь в первую очередь показывает своего персонажа в окружении вещей и предметов, отражающих сущность своего хозяина.
Станция «Зри в корень». Слайд 11 (активный).
Дидактическая задача этапа: установить, усвоили или нет обучающиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Учитель дает установку на успешное выполнение заданий, проводит тестирование с обучающимися, которые работают в группах (4-6 чел.). Дается задание: совместить стрелками (цифрами) фамилию помещика и его ключевую черту характера. (См. приложение 3). Обучающиеся делают вывод о разнообразии человеческих характеров, а учитель формулирует (слайд12) новую проблему: есть ли в поэме Н. В. Гоголя герой, совмещающий все основные черты характеров помещиков? (Да, это Чичиков.)
Станция «Поисковая». Слайды 13-16.
Дидактическая задача этапа: та же.
Учитель организует работу по карточкам №№ 1-8 в группах (4-6 чел.). (См. приложение 4). Идет обсуждение проблемных вопросов. Продолжается совместная поисково-исследовательская деятельность учеников.
7. Итоги урока. Слайд 17.
Станция «Рефлексивная».
Дидактическая задача этапа: подвести итоги работы.

Обучающиеся подводят итоги своей деятельности, отвечают на вопрос, заявленный в теме урока: кто же, они «мертвые души»? Объясняют ребята и смысл эпиграфа.


8. Заключительное слово учителя.
Заканчивается наше виртуальное путешествие по усадьбам помещиков, но реальная жизнь продолжается, и мне очень хотелось бы, чтобы на вашем пути встретилось как можно меньше «мертвых душ». Любите себя и других, будьте не только хорошими хозяевами и дельцами, но и нравственно, духовно прекрасными людьми.
Домашнее задание. Слайды 18-19.

Дидактическая задача этапа: сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Дифференцированные задания (по выбору):

  1. Составить репортаж с места событий (устно), рассказав о чиновниках поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

  2. Представить себя в образе помещика и написать сочинение-миниатюру от 1-ого лица «Портрет одного гоголевского помещика».

Индивидуальное задание: подготовить иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Использованная литература.


  1. Гоголь Н. В. Мертвые души. (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации) / Н. В. Гоголь. Ком. По культуре г. Москвы. Гор. б-ка № 2 им. Н. В. Гоголя [сост., примеч., учеб. материал Е. А. Яковлевой]. –М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с. – (Русская литература. Произведения школьной программы).

  2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. – М.: АЗЪ, 1995.

  3. Конаржевский Ю. А. Опорная таблица к анализу урока / http://irgali.narod.ru/.


Приложение.
НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ К АФЕРЕ ЧИЧИКОВА

Интрига «Мертвых душ» построена на задуманном героем поэмы мошенничестве. Вот как приходит к Чичикову идея заложить мертвые души в банк и получить за них ссуду:

Но современному читателю достаточно трудно понять суть этой аферы Чичикова, если не знать некоторых исторических особенностей.

Предприятие (негоция) Чичикова основано на несовершенной системе учета населения, просуществовавшей в России с петровских времен до второй половины XIX в. В 1718 г. Петр I издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола...» Это позволило бы определить, «сколько, где, в какой волости, селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, не обходя от старого до самого последнего младенца, с летами их». Составленные подобным образом списки («сказки») собрали лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет они были подвергнуты проверке — ревизии.

С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями», и проводились периодически по назначению правительства. Единицей учета мужского населения стала «ревизская душа». Каждая ревизская душа, которая в ходе ревизии вносилась в именные списки — ревизские сказки, считалась наличной до следующей ревизии (переписи) даже в случае смерти человека. Ревизские сказки учитывали также и большую часть неподатного населения (духовенство, ямщики, отставные солдаты и др.). Всей территории Российской империи ревизии не охватывали[…]

Говоря современным языком, ревизские сказки — это форма общегосударственного учета части населения, обязанной платить налоги, представляющая собой подворную перепись жителей того или иного населенного пункта. В целом ревизии давали доводя неточные сведения, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий, т. е. людей, числившихся в списках для уплаты подати. Они осуществлялись довольно редко — временной разрыв между ревизиями порой превышал 20 лет, кроме того, ревизии тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских сказок.



Такая сложная система учета населения и оставляла возможность Чичикову совершить аферу.

Приложение 1.
?


?
Манилов


Чичиков



?

Собакевич



Для справок: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
Приложение 2.


  1. Вид таблицы.




Помещики

Портрет

Интерьер

Способ ведения хозяйства

Отношение к предложению Чичикова

Манилов













Коробочка













Ноздрев













Собакевич













Плюшкин
















  1. Предполагаемый результат (получается в ходе совместной поисковой деятельности обучающихся).




Помещики

Портрет

Интерьер

Способ ведения хозяйства

Отношение к предложению Чичикова

Манилов

«На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертную».

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недоставало, и кресла стояли

обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гост словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы» ».

«…у нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца».


«Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собой».

«Несколько мужиков, по обыкновению, зевали, сидя на лавках перед воротами …»

«Бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебрани-

вались».


«..сколько умирало, их [крестьян] никто не считал».

«Но позвольте спросить вас, сказал Манилов, - как желаете вы купить крестьян: с землею или просто на вывод , то есть без земли».

Чичиков сказал: «Я желаю иметь мертвых…»

«Манилов сконфузился и смешался, что только смотрел на него».

«Как, на мертвые души купчую?»

«Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые некотором роде окончили свое существование?..

Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя ».




Коробочка

«Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько на бок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

«Ну, баба, кажется, крепколобая!»



«Комната была обвешена старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованным цветами на циферблате…не

вмочь было ничего более заметить». «Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче».



«Ничего, ничего, - сказала хозяйка. – В какое время вас Бог принес! Сумятица и вьюга такая…С дороги бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя».

«Да у ней деревушка не маленька». «Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие».




«Уступи-ка их мне, Настасья Петровна?

-Кого, батюшка?

-Да вот этих-то всех, что умерли.

-Да как же уступить их?

-Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

-Да как же? Я право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?»

«Да на что ж они тебе?- сказала старуха, выпучив на него глаза».

«Лучше ж я маленько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам».

«Ну, да изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией!»


Ноздрев

«Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое».

«Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный».

«Дома он больше дня никак не мог усидеть».

«Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь»».



«В доме не было никакого приготовления их принятию. Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; по весь был обрызган белилами».

« Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей».



«Видно, что повар руководство-

вался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадало под руку».

«Да что же я, дурак , что ли? Ты посуди сам: зачем же приобретать вещь, решительно для меня ненужную?»


«-Да за что же ты бранишь меня? Виноват разве я, что не играю? Продай мне душ одних , если уж ты такой человек, что дрожишь из-за этого вздору.

-Черта лысого получишь! Хотел было, даром хотел отдать, вот теперь не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам!..С этих пор с тобою никакого дела не хочу иметь».



Собакевич

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался похожим на средней величин медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

«Кулак, кулак!- подумал про себя Чичиков,- да еще и бестия в придачу!»



«Деревня показалась ему довольно велика…посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

«Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые».



«Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние».

«-Вам нужно мертвых душ? - спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».

«- Извольте, я готов продать, - сказал Собакевич, уже несколько приподнявши голову и смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду».

«-Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!- сказал Собакевич».

«Эх куда хватили – по восьми гривенок!...Ведь я продаю не лапти».

«Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядерный орех все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик!»

«Но позвольте, - сказал Чичиков, - …ведь это все народ мертвый».



Плюшкин

«Мошенник…

Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом».

«Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…»

«Нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага».

«…прожигающий, как говорится, насквозь жизнь».


«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера,..оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод…»

«Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, заросший и заглохлый…»





«Как мухи мрут».

«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето…Окна в избенках были без стекол».

«У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях…»

«Во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, - но ему и этого казалось мало».



«- Я бы дал по двадцати копеек за душу.

- Только, батюшка, ради нищеты-то моей, уже дали бы по сорока копеек».

«Тут же заставил он Плюшкина написать расписку и выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понес их к бюро с такой же осторожностью, как будто бы нес какую-то жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее».




Приложение 3.



Помещики

Ключевая черта характера

Манилов

Бесшабашность

Коробочка

Бесплодная мечтательность

Ноздрев

Упрямство

Собакевич

Скряжничество

Плюшкин

Хитрость и осторожность



Приложение 4.
Карточка 1.

Помещики Н. В. Гоголя – персонажи положительные или отрицательные? Обоснуйте свою точку зрения.


Карточка 2.

Почему же Н. В. Гоголь, рисуя помещиков, выставляет напоказ не положительные, а отрицательные человеческие черты? Что объединяет таких непохожих людей? (Бездушие и омертвение).


Карточка 3.

Изменяются ли они с течением времени? Статичны? Деградируют? Есть ли в них живое начало? Говорит ли в них душа?


Карточка 4.

Слайд 13.

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует Н. В. Гоголь в своей поэме для создания комического эффекта? Найдите соответствия. Над кем или чем смеется писатель в своей поэме?


Карточка 5.

Н. В. Гоголь говорил: «Таких людей [помещиков] приходилось всякому встречать немало…» Согласны ли вы с этим утверждением? Удалось ли писателю не только создать галерею человеческих характеров, но и выявить типы людей?


Карточка 6.

Почему Н. В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души»? В чем смысл заглавия?


Карточка 7.

А. И. Герцен утверждал: ««Мертвые души» Н.В.Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Прав ли он?


Карточка 8.

Есть ли «мертвые души» в наши дни? Исчезла ли эта тема из современной жизни? Остались ли в ней люди, лишенные духовности?


Приложение 5.
Материал для ответов по карточкам (можно использовать как раздаточный).
Статичные характеры.

Большинство персонажей раскрываются в поэме постепенно, но это именно раскрытие, а не эволюция. С самого начала герои даны со сложившимися характерами:

• о прошлом Коробочки известно, что у нее был муж, который любил, когда ему чесали пятки;

• о Собакевиче сообщается лишь, что за сорок с лишним лет он ничем не болел и что отец его отличался таким же отменным здоровьем;

• «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать...»;

• о Манилове говорится мельком, что служил в армии, где «считался скромнейшим и образованнейшим офицером», то есть тем же Маниловым.

Кажется, и Манилов, и Собакевич, и Ноздрев, и Коробочка уже родились такими, какими их застает действие поэмы.

Образ Плюшкина.

Иначе в поэме представлен Плюшкин. Шестая глава, посвященная посещению Чичиковым поместья Плюшкина, начинается с лирического отступления о дороге как жизненном пути, на котором теряется все лучшее, что было присуще человеку. Это элегия уходящей молодости.

Вначале тема звучит применительно к автору: «...то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице... то скользит мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста...» Потом — в описании дома Плюшкина («каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»), в картине сада, который запущен, но прекрасен. И в этой запущенной красоте сада и дома содержится печальный и глубокий намек на те изменения, которые произошли с их хозяином:

«Было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости... Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать».

В раннем Плюшкине есть только возможности его будущего порока («мудрая скупость», отсутствие «слишком сильных чувств»), не больше. С Плюшкиным впервые в поэму входит биография, история характера.

Образ Чичикова.

Второй персонаж с биографией — Чичиков (глава 11). В отличие от Плюшкина, его страсть к деньгам сложилась с детских лет, ей была подчинена вся сознательная жизнь героя.



Тема мертвой и живой души в поэме.

1) С различием двух типов характеров связан основной мотив поэмы — мертвой и живой души.

В персонажах первого типа — Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче — сильнее выражены бездушность и омертвение. Их существование кажется механическим, даже автоматическим. Они похожи на марионеток, у которых души то ли нет совсем, то ли она запрятана где-то глубоко-глубоко:

«Собакевич слушал, по-прежнему нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось в лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует,, а как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности...»

2) А вот о Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, говорится:

«И на этом деревянном лице вдруг скользнул как теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное появлению на поверхности вод утопающего».

Даже это «бледное отражение чувства» для Манилова или Собакевича невозможно. Они просто созданы из другого материала — потому и не имеют прошлого.

3) «Отражение чувства» не раз переживает и Чичиков (например, при встрече с красавицей на дороге или во время быстрой езды). Пошлость задавила в герое живое и истинное, но в нем, подчеркивает писатель, имелась возможность иного развития.

Недаром размышления Чичикова, например о русском характере, о судьбах мужиков, сливаются с думами самого автора. Подобное слияние немыслимо ни с одним из статичных персонажей, чьи образы завершены и недоступны для отзвуков внутренней жизни.

4) Имеющий биографию, более «живой» Плюшкин завершает галерею образов помещиков. В этой серединной шестой происходит перелом — и в тоне, и в характере повествования. Впервые тема омертвления человека показана во времени как итог, результат всей его жизни: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

До Плюшкина герои не менялись, потому и не было скорбных мотивов. Но тут на наших глазах творится постепенное угасание, видны последние отблески былого — и комизм уступает место трагедии.

И еще раз, в главе 11, тема омертвления прозвучит во временной перспективе — в жизнеописании Чичикова.



О важности различий между двумя типами характеров говорит тот факт, что из всех персонажей Гоголь намеривался взять во второй том и провести через жизненные испытания к возрождению не только Чичикова, но и Плюшкина.

Писатель верил: преображение его героев укажет направление, следуя которому должна будет преобразиться вся Россия.




Вычеркивайте все восклицательные знаки. Ставить восклицательный знак — все равно что смеяться собственной шутке. Фрэнсис Скотт Фицджеральд
ещё >>