Джон Уотсон удерживание видимых телесных навыков, или «память»1 Уотсон (Watson) Джон Бродес - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уотсон (Watson), Джеймс Д 1 47.01kb.
Сценарий "Проклятие сэра Баскервилля" 1 70.41kb.
Меня зовут джон леннон 1 118.68kb.
Джон Уоллер Правда и ложь в истории великих открытий Джон Уоллер 10 1666.97kb.
В фильме снимались 1 94.71kb.
Название: История игрушек 1 27.15kb.
Джон Диксон Кapp Тайна Греит Вирли 1 132.49kb.
Сценарий: Джим Джармуш Жанр: вестерн Страна: Германия, сша, Япония... 1 39.54kb.
Джон – новый дистрибьютор 1 60.07kb.
Китс Джон «Сильны любовь и слава смертных дней…» / Джон Китс; 1 64.45kb.
Джон Эрнст Стейнбек Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола 18 5630.24kb.
Лабораторная диагностика возбудителей иппп 1 150.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Джон Уотсон удерживание видимых телесных навыков, или «память»1 Уотсон (Watson) Джон - страница №1/1

Джон Уотсон

УДЕРЖИВАНИЕ ВИДИМЫХ ТЕЛЕСНЫХ НАВЫКОВ, ИЛИ «ПАМЯТЬ»1

Уотсон (Watson) Джон Бродес (9 января 1878 — 25 сентября 1958) — американский психолог, основоположник бихеви­оризма.

Концепция Уотсона, созданная на основе исследований животных, явилась реакцией на методы интроспективной психологии. Уотсон предпринял попытку перестроить пси­хологию, которая должна стать одной из естественных наук, пользующихся точными экспериментальными методами.

Считая сознание недоступным объективному исследова­нию, Уотсон выступил в 1913 году с программой разработки новой психологии, предметом которой провозглашалось не сознание, а поведение. Всю психическую деятельность Уот­сон трактует как поведение (behavior), которое он отожде­ствлял с внешне наблюдаемыми и скрытыми двигательными реакциями на стимул.

Пытаясь представить организм в качестве «самоформи­рующейся машины», Уотсон делал акцент на изучение про­цессов научения (learning) или формирования в течение жизни новых реакций. Даже мышление он стремился пред­ставить как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия. Несостоятельность бихевиоризма стала очевидной уже к середине двадцатых годов, что вы­звало необходимость его реформы к необихевиоризм (Толмен и др.).



Сочинения: Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926; Психологический уход за ребенком. М., 1929; Psychol­ogy as the behaviorist views it//Psychol. Rev., 1913, v.20.

Термин «память» в психологии, если его правильно определить, может оказаться полезным и обнять большую серию фактов. Рассмотрим случай видимых двигательных навыков. Пусть некий индивидуум через короткое, но раз­личное число часов практики научается писать на пишущей машинке тридцать слов в минуту; отправлять десять слов в минуту по беспроволочному телеграфу; играть в гольф во­семнадцать ямок в восемнадцать ударов сверх минимума. Учащийся затем прерывает практику на некоторое время либо из соображений эксперимента, либо по причине изме-



1 См.: Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926. 264

нения обстоятельств. По истечении этого промежутка он вновь начинает практику.

Результаты первоначального обучения сохраняются и срав­ниваются с результатами новых проб. Мы находим, что пос­ледний результат первоначальной серии (или среднее из ре­зультатов нескольких последних проб) выше, чем результат настоящей начальной пробы (или среднее из результатов нескольких первых проб). Имеется некоторая потеря в по­лезном действии функции. Все случаи таких приобретений можно подразделить на три периода: 1) период заучивания (первоначальное приобретение), 2) период без практики (про­межуток, во время которого навык остается без употребления) и 3) период возобновленного заучивания. Период заучивания мы уже рассмотрели. Две последние стадии (но иногда и первая, т. е. стадия заучивания) обычно подводятся под тер­мин «память», хотя повод для подведения второго, или без­деятельного, периода под этот заголовок возникает из того ложного взгляда, что во время этой стадии в нервной системе происходит нечто таинственное, что здесь имеет место какой-то процесс созревания; выражением этого мнения и служит поговорка: «мы учимся бегать на коньках летом, а плавать зимой».

Что происходит в тот период, когда нет практики? По-видимому, могут происходить две вещи:

1) Наиболее вероятно, что различные мускульные и же­лезистые сочетания — частичные сочетания навыка как це­лого — начинают функционировать в новых системах навы­ков. Приспособления мускульных и железистых элементов для особых нужд нельзя приравнивать к частям неоргани­ческой машины. Они даны и функционируют совместно только до тех пор, пока ситуация допускает достаточное количество упражнений в этих особых функциях. Как только среда меняется так, что данный навык не может применяться, усваиваются другие навыки, и организм до некоторой степени переделывается. В процессе этого изменения некоторые группы частичных деятельностей, комбинированных для образования данного навыка, включаются в состав нового целого. Поэтому, когда организм сталкивается со старой ситуацией, старая реакция при своем появлении обнаруживает некоторую потерю в скорости и точности. Другими словами, для того чтобы реакция происходила так же легко, как и раньше, необходимо действительное возобновление заучивания, подобное первона-

265

чальному во всех отношениях, за исключением общего ко­личества потребного времени.



2) Часто случается, что в последней части периода перво­начального заучивания субъект «выдыхается» и бросает прак­тику раньше, чем он достиг физиологического предела уме­лости. Это обстоятельство может зависеть от разных причин: а) от попыток практиковаться слишком большими дозами или под каким-либо давлением; б) от таких попыток приоб­ретения навыка, которые неправильно распределены во вре­мени, т. е. учащийся практикуется слишком долгими пери­одами и слишком часто; в) периоды практики требуют столько времени, что приходится преодолевать другие системы навы­ков, как это случается, например, когда стремятся быстро приобрести умение в какой-либо отрасли: индивидуум не оставляет времени для игры, выполнения социальных функ­ций, для того чтобы правильно поесть и поспать, выполнить свои домашние и профессиональные дела.

Мы можем объединить результаты действия всех таких факторов термином «выдохнуться». Надо сказать, что это понятие не является бесплодным или гипотетичным. Его можно наблюдать при тренировке к атлетическим состяза­ниям. Многие игры на чемпионатах были проиграны из-за того, что спортсмены «выдыхались». Это было настолько обычным явлением в воздушной службе во время периода наиболее активной тренировки в последнюю войну, что особым офицерам было поручено заняться этим вопросом2. Если уча­щийся приостанавливается, когда выдохся, и имеет возмож­ность заняться своими естественными делами, то легко может стать, что действие периода без практики окажется благо­творным, даже если первые пробы при возобновлении заучи­вания будут не так хороши, как последние пробы при пер-

2 Следует сказать, что выбор офицеров, назначенных для этой цели, был произведен весьма курьезно. Их называли летными врачами, и личный состав был набран преимущественно из отолярингологов. Другие члены этой группы были акушеры и гинекологи. Почему был составлен такой удивительный набор врачей для этой цели - это секрет, который, наверное, похоронен в архивах Воздушного Медицинского Управления в Вашингтоне. Наиболее подготовленным составом людей для этой цели были бы, по нашему мнению, психопатологи, работающие в контакте с психологами, которые понимают законы, связанные с образованием и функционированием навыков.

266


воначальном заучивании (они редко или никогда не бывают такими же).

Кливленд очень хорошо доказал это на материале игры в шахматы. Когда учащийся возобновляет заучивание, он ока­зывается уже другим человеком; он возвращается к своей попытке при более высоком эмоциональном уровне; с запасом энергии, освобожденным от давления преодоленных наклон­ностей и готовым к работе. После двух или трех первых периодов практики он достигает гораздо больших результатов, чем он мог достичь при первоначальном заучивании.



Определение памяти с точки зрения психологии поведения

Следовательно, в нашем понимании память — это общий термин для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя она может вследствие неупражнения претерпевать боль­шие или меньшие нарушения. Если после такого периода вновь дается старый стимул или старая ситуация, то: 1) либо старая реакция возникает определенно и резко; 2) либо она возникает, но с нежелательными добавлениями (ошибками); 3) либо она возникает (если вообще возникает) со столь боль­шими неправильностями, что организация мало заметна - возобновленное заучивание так же трудно, как и первона­чальное.

Это определение памяти пригодно для таких внешних навыков или функций, как рубка топором, или игра в теннис, или плавание; для такой сложной видимой или скрытой деятельности как прием телеграфной депеши или писание на машинке или декламация стихотворения заученного в детстве; для таких чисто скрытых навыков, которые участвуют в немой арифметике («в уме») или в произнесении ряда бессмысленных слов, заученных двадцать четыре часа тому назад повторным молчаливым прочтением; или, наконец, для таких, как называние предмета, лица, места или даты после большого промежутка времени. Спешим добавить, что в пос­леднем случае память не всегда выявляется путем называния или выражения словом; часто мы сталкиваемся с человеком, которого давно не видели, и стимул — вид его лица и фи­гуры - недостаточен для того, чтобы вызвать его имя, но достаточен для восстановления нашего прежнего отношения к нему и, может быть, наших прежних реакций. Мы можем

267


гулять с ним и разговаривать в течение нескольких минут, не произнося его имени. Только, когда голос, жестикуляция и старые ситуации взаимно подкрепляют друг друга, тогда вызываются все прежние реакции. Наше отношение к этому индивиду окончательно определяется и появляется конечная группа действий, выражающихся в словах. «Да, конечно, Джон Смит! Ведь мы с вами играли в бейсбол в высшей школе в Джонсвиле!»

Точно те же явления наблюдаются, если после трехлетнего перерыва мы пытаемся воспользоваться сложной фотографи­ческой камерой. В первый момент нас затрудняет пользование рычажком, освобождающим затвор, или механизмом для пере­хода от съемок с выдержкой к моментальным съемкам, но после двух-трех минут манипулирования мы уже знаем, как обращаться с камерой, назубок. Так же и с «забытым» именем, только в этом случае происходит голосовая манипуляция. Мы манипулируем голосом, перебирая имена, начиная с каж­дой последующей буквы алфавита или говоря: «черные во­лосы», «синие глаза», «полтора метра ростом» и т. п.



Некоторые результаты экспериментов

Мы, может быть, лучше поймем обсуждаемые факты, если обратимся к результатам лабораторных экспе­риментов над запоминанием действий, требующих умения. Бук пришел к некоторым интересным и даже поразительным выводам. Этот исследователь обучал некоторое число испы­туемых писанию на машинке как зрительным, так и осяза­тельным методами. Он выражает свои результаты не в числах написанных в минуту слов, а в числах ударов в минуту, так как его пишущая машинка была так соединена с системой рычагов, что отмечались и удары для пропуска или передвижения валика. Испытуемые были доведены до хорошей ско­рости, а затем они в течение значительного промежутка не практиковались вовсе.

Ниже мы приводим подробную запись, относящуюся к одному из испытуемых.

Последний период регулярной практики показал 1503 удара в десять минут. Затем испытуемый не дотрагивался до ма­шинки 135 дней. Первая проба возобновленного действия (тест на память) дала 1365 ударов. Затем опять последовал период неупражнения в течение приблизительно одного года. После этого второго периода первый тест возобновленного

268

действия показал 1390 ударов. Мы видим, что, хотя и была потеря, но она чрезвычайно мала.



Нам приходится заключить, что существует неимоверно большая и поразительная длительность в функционировании навыка писания на машинке, но ничего сверхъестественного здесь нет.

Свифт обучал своих испытуемых пользоваться одной рукой, для того чтобы бросать и ловить два мяча,— один следовало бросать в то время, когда другой находился в воздухе. Способ подсчета был таков, что считали удачно пойманные мячи до первой неудачи, а всего в день для каждого испытуемого – до десяти неудач. Испытуемый «А» начал с отметки 4, а в последние шесть дней из 42 дней практики его средние отметки были 50, 82, 92, 88, 68 и 105. Затем его испытывали по одному разу через каждые 30 дней в течение пяти месяцев. В эти пять ежемесячных испытаний он показал соответственно следующие отметки — 70, 80, 140, 110, 120. Испытуемый затем не испытывался в течение 481 дня, когда он обнаружил достижение в среднем равное 119. Затем он опять не испы­тывался в течение периода, продолжавшегося более четырех лет. Оказалась значительная потеря. Он достиг средней записи в 5 при десяти пробах на первый день, а в следующие последовательно дни его средние записи были 10, 18, 20, 26, 35, 66, 60, 45, 100, 160. Понадобилось одиннадцать дней на то, чтобы восстановить умение, в свое время потребовавшее 42 дня практики.



Итак, мы видим, что величина потери таких навыков, какие мы рассматривали, хотя и оказывается во всех случаях положительной, но все же очень мала. Обычные наблюдения доказывают, что то же самое верно и по отношению к плаванию, катанию на коньках, танцам, игре в теннис и умелой меха­нической работе. Мы увидим, что это резко отличается от быстрой потери, наблюдаемой в навыках, относящихся по существу к речевой группе. Там потери происходят так быстро, что в некоторых случаях, например, при заучивании серии бессмысленных слов организация теряется через промежуток от пятнадцати минут до получаса, поскольку это касается способности испытуемого произнести и написать слова.




Красавица — это когда ноги идут к лицу. Геннадий Малкин
ещё >>