Джон О’Донахью Душевный друг. Мудрость из Кельтского Мира - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сессия №2. Лидер новой эпохи. Древняя мудрость в наши дни. Джон Фэйворс 1 281.78kb.
А. Ф. Киреева "студент хладных вод" / киносценарий 3 619.3kb.
Сценарий праздника, посвященный матерям 1 186.61kb.
Философские дисциплины 3 Философия Востока: Обзор 4 20 3620.17kb.
Звёздная Мудрость Мудрость, принесённая со звёзд, и мудрость эта... 1 19.6kb.
Джон Голсуорси в ожидании 37 4038.39kb.
Джон Голсуорси Цветок в пустыне 35 3172.11kb.
Конспект одноимённой дискуссии 1 107.92kb.
Джон Уотсон удерживание видимых телесных навыков, или «память»1 Уотсон... 1 83.32kb.
Меня зовут джон леннон 1 118.68kb.
Книга родосвета (выдержки) о мудрости Чего следует избегать, дабы... 1 24.91kb.
В предложении содержится форма его смысла, но не его 1 316.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Джон О’Донахью Душевный друг. Мудрость из Кельтского Мира - страница №1/1

Джон О’Донахью

Душевный друг. Мудрость из Кельтского Мира

В день, когда


Твои плечи отяготит ноша
И ты споткнешься,
Пусть земля под ногами поддержит твое равновесие.

Когда твой взгляд замерзнет


за окном серого дня
И призрак потерянности
Придет к тебе,
Пусть радуга напомнит
О цветнике удовольствия и радости.

Когда твои паруса обтреплются


В бурях тягостных дум
И чернота океана
Разверзнется под тобой,
Пусть придет к тебе по водам
Золотистая тропинка лунного света
И безопасно доставит домой.

Пусть питательные соки земли будут твоими,


Пусть ясность света будет твоим,
Пусть плавный бег океана будет твоим,
Пусть защита предков будет твоей.

И пусть ветер мягко укутает тебя этими словами любви,


как невидимым плащом и заботливо защитит твою жизнь.

Так странно быть здесь. Тайна никогда не покидает вас. За фасадом вашего образа, под вашими словами, над вашими мыслями - безмолвие другого мира. Целая вселенная живет вас. Никто другой не может принести вам вести из этого внутреннего мира. Голосами, мы излекаем звуки души. Эти звуки – наши слова. Мир полон слов. Так много говорится все время - громко, тихо, в комнатах, на улицах, по телевизору и радио, газетах, в книгах. Шелест слов хранит для нас то, что мы называем окружающим миром. Каждый из нас - художник. В том смысле, что каждая личность способна извлечь звуки из тишины, которая хранит невиданные сокровища - реализуясь, невидимое становится видимым.

Неизвестный мир стремится к отражению. Слова - зеркала, в которых мы удерживаем наши мысли. Вы угадываете в этих словесных зеркалах и ловите отблески смысла.

Если мы всецело предадимся только внешнему - внутреннее неотступно последует за нами. В отсутствии внешнего образа (выраженной индивидуальности) личность безмолвствует. Для того, чтобы сохранить душевное здоровье, мы должны оставаться правдивыми к нашей уязвимой сложности. А для того, чтобы сохранять себя, нам нужно поддерживать равновесие внутреннего и внешнего, известного и неизвестного, временного и вечного, древнего и нового. Никто кроме вас не сможет предпринять эту задачу. Только вы можете преодолеть этот порог внутреннего мира. Духовное здоровье – это цельность, т.е. - есть святость. Быть святым, значит быть естественным. Каждая личность - художник в этом первоначальном и неизбежном смысле. Каждый из нас обречен и привелигирован быть внутренним художником, который несет и формирует уникальный мир.

Кельтское сознание никогда не было дискурсивным ни систематическим. В их лирических догадках, кельты выразили возвышенное единство жизни и опыта. Кельтское сознание не было обременено дуализмом. Кельтское воображение артикулировало внутреннюю дружбу, которая обнимала природу, Божественное, подземный мир и человеческий мир как одно. Дуализм последующей европейской культуры, который разделил видимое от невидимого, время от вечности, человеческое от Божественного, был полностью чужд им. Этот смысл онтологической объединяющей дружбы для нашего больного и мучительного раздвоения является кельтским даром.

Кельтское понимание дружбы находит наивысшее выражение в понятии анам кара. Анам это гэльское слово для души; кара значит слово друг. Т.о. анам кара значит душевный друг. Анам кара был личностью, кому вы могли открыть самые потаенные уголки своей жизни. Когда у вас появлялся анам кара ваша дружба с ним преодолевала все условности и предубеждения, вы соединялись в древнем и вечном пути постижения жизни. Об этой дружбе я расскажу в первой главе.

Во второй главе я расскажу о духовной дружбе души с телом. Тело – это наш дом, единственный дом во вселенной. Это осознание возвращает священное и мистическое достоинство телу. В третьей главе я расскажу об искусстве дружбы с самим собой. Когда вы перестаете боятся тишины, в вас просыпается новое творчество, начинает проявляться ваше забытое и заброшенное внутренне богатство. Вы приходите к себе домой и учитесь отдыхать внутри. Мысли являются вашими внутренними чувствами. Настаиваясь с тишиной и одиночеством они выносят тайну внутреннего ландшафта. В четвертой главе мы поговорим о том, как ваша воображение и внутреннее развитие вашей личности приводят к зримым результатам. Пятая глава посвящена искусству дружелюбно встречать свой возраст. И, наконец, шестая глава – о взаимотношениях с нашим постоянным спутником на пути жизни – смерти.

Кельтское воображение любило круг. Оно исходило из того, что ритм жизни, природы и божественности следует круговому циклу. В подражании этому, структура книги циклична.

В сущности, эта книга пытается выявить феноменологию дружбы в лирико-абстрактной форме. Она черпает вдохновение из лирической метафизики кельтской духовности. Это не историко-научный анализ кельтского периода, а, скорее, размышление, внутренняя беседа с кельтским воображением о философии и духовности дружбы.

Глава первая. Тайна дружбы

Свет щедрости

Мир отдыхает в ночи. Деревья, горы, поля и люди. С утренним пробуждением природа - камни, поля, реки и животные - внезапно становятся новыми в свежести дневного света. Также как тьма приносит отдых и успокоение, так ее исчезновение – пробуждение и обновление. Мы забываем, что живем в чудесной вселенной. Каждый день содержит тайну вселенной.



Кельтское единство

В кельтской поэзии вы найдете цвет, мощь и напряженность природы. Как замечательно эта лирика передает ветер, цветы, плеск волн! Кельтская духовность поклоняется солнцу. Многие кельтские древние боги были близки к источникам плодородия. Кельты были природными людьми – ее мир был одновременно – ежедневным окружением и спутником (the world of nature was both a presence and a companion). Не было разделения между субъективностью и стихиями. У кельтов было глубинное чувство цикличности природы и жизненного пути. Кельтское сознание поклонялось свету. Свет – мать жизни. Душа просыпается и живет в свете. Когда человек начинает искать смысл жизни, свет – один из наиболее мощных метафор для выражения вечности и глубины жизни. В Западной традиции (и конечно в кельтской) мысль часто сравнивается со светом. Так же и любовь пробуждает нас к жизни, в ночи нашего сердца падает тьма – это новое рождение и новое начало.

Поднимусь сегодня
С помощью силы неба:
Света солнца,
Сияния луны,
Блеска огня,
Сверкания молнии,
Скорости ветра,
Глубины моря,
Крепости земли,
Твердости скалы.

Человеческое сердце никогда не рождено полностью

Человеческое тело рождается единовременно, тогда как сердце никогда полностью. Это становление мы проносим через всю жизнь. Все, что случается с нами, потенциально заложено в нас и открывает новые территории внутри нас.



Человеческое лицо – икона творения.

Так же и у сердца есть внутренний лик. В любви вы растете и становитесь сами собой. Вы в тепле и укрытии. Вы полностью дома. Любовь начинается с обращения внимания на других, с акта милостивого самозабвения. Когда пробуждается душа и начинается поиск, вы никогда уже не сможете вернуться обратно. Когда откроется духовная дорога, вы сможете внести невероятную щедрость в мир и жизни других людей. Вам нужно быть также щедрым к себе, чтобы получать любовь от окружающих, вы можете страдать от отчаянного недостатка любви. Вы можете искать ее в одиноких местах, далеко от себя самого, тогда как она в нескольких дюймах от вас, но вы слепы. Вы должны оставаться внимательны, чтобы не пропустить ее. Б. Пастернак сказал: “Когда великий момент стучит в вашу жизнь, это часто происходит не громче, чем бьется сердце, и его очень легко пропустить”.

По странной иронии, мир любит силу и власть. Но если у вас есть все, что мир может предложить вам, но у вас нет любви, - вы бедный из беднейших. Каждому человеческому сердцу нужна любовь. Если нет тепла любви в сердце, тогда невозможен настоящий праздник. В “Этике” Аристотель посвящает несколько глав дружбе. Он основывает дружбу на идее добра и красоты. Друг это тот, кто добр к другим.

Дружба с anam cara без ран, ограничений, дистанций. Такая дружба будет жить даже на расстоянии, тогда друзья будут продолжать чувствовать как течет жизнь друг друга.



Любовь – это природа души

Душа нуждается в любви, как тело в воздухе. В тепле любви душа может стать собой. Все возможности судьбы спят в твоей душе. Когда приходит любовь, неведомые возможности твоей судьбы просыпаются, цветут и взрастают. Возможности – это тайная сердцевина времени и творчества. Мартин Хайдеггер говорит об “онтологическом приоритете” возможности. Любовь – природа души. Когда мы любим и позволяем себе быть любимыми мы приобщаемся к царству вечного. Любовь – наша глубинная природа: сознательно или бессознательно, каждый из нас ищет любви.



Ничто

Мистик 14 века Мейстер Экхарт сказал, что все в человеческой жизни стоит под тенью ничто (umbra nihili). Тем не менее, любовь – сестра души. Любовь – глубочайший язык и признак присутствия души. Через тепло и творчество любви душа укрывает нас от разрушения, которое несет ничто. Никто не может ранить нас более глубоко, чем тот, кого мы любим. Когда мы разрешаем другому войти в нашу жизнь, мы открываем себя. Люди меняются, часто драматически и внезапно. Если вы сможете пройти испытание временем, оно очистит вашу любовь, унесет все лишнее.



Душевный друг

В кельтской традиции прекрасное понимание любви и дружбы. Одна из самых замечательных идей здесь - это идеал душевной любви (soul love), что на древнем гэльском языке звучит – анамкара (или анамчара) – душевный друг, или друг души. Кельтское понимание не ограничивало пространство и время для души. В жизни каждого человека нужен anam cara, душевный друг. В его любви вы понимаете себя, какой вы есть, без маски и претензий. Любовь позволяет понять до глубины, и это понимание драгоценно. Когда вы понимаете – вы дома.



Anam cara – Божий дар. Дружба – является природой Бога. Христианская концепция Бога как Троицы является наиболее вдохновленным выражением Другости и интимности, вечной дружбы. Иисус как Сын Божий является первым из Других во вселенной. Он – тайный anam cara для каждой личности. В дружбе с Ним мы входим в нежную красоту и взаимопривязанность, взаимосвязь Троицы. В объятиях вечной дружбы, мы осмеливаемся быть свободными. В сущности, это наиболее реальная и творческая форма человеческого присутствия. Любовь – это порог, где божественное и человеческое перетекают друг в друга (в оригинале: сменяют друг друга как прилив и отлив (ebb and flow) – это один из постоянных кельтских образов).

Пресвятая Троица,


Будь моей крепостью,
Окружай и храни меня,
Мой очаг и мой дом.

Приближение

В гэльском языке проходит ясное осознание, что Божественное присутствует в других. Это также выражено в древнем высказывании: “Рука странника – это рука Божья”, странник не приходит случайно, он приносит особые, предназначенные для тебя дары.



Тайна приближения

Друг невероятно ценен, он есть тот, кто пробуждает к жизни возможности, что спрятаны в тебе. Чувства оставляют отпечаток в пространстве вашей личности - так формируется ландшафт души.



Диармунд и Граинис

Там, где нет страсти - душа спит или отсутствует. Когда страсть просыпается, душа становится молодой и танцует. В одной ирландской легенде мы видим власть любви и энергию страсти. Легенда рассказывает, что Граинис вышла замуж за Фионна (Fionn), властителя Фианны, старинной земли кельтских воинов. Она встретила Диармунда, они полюбились друг друга и решили бежать. Воины Фианны начали облаву по всей Ирландии. Влюбленных сберегали животные, они получали советы от мудрых людей, как избежать преследователей. Например, им было сказано не проводить больше, чем две ночи на одном месте. Рассказывают также, что однажды, когда они отдыхали, Диармунд установил долмен как укрытие над своей возлюбленной. (Археологические раскопки показали, что это место, в самом деле, было местом захоронения, погребением)



Любовь как древнее узнавание

Настоящая дружба – это узнавание. Эта метафора дружбы происходит из природы человеческого тела. Когда вы встречаете человека, которого любите – действие древнего узнавания соединяет вас вместе, как если бы миллион лет назад, до того, как тишина природы была нарушена, его или ее тело и ваше были единым целым, а после разделились. И пока ваше тело путешествовало тысячи лет через вселенную, тоска вашего тела по его половине никогда не проходила. Эта метафора помогает объяснить как в момент дружбы две души внезапно узнают друг друга. Это может случится на улице, вечеринке, лекции, или просто, во время банального представления, когда внезапно заполыхает узнавание родства и сходства - как вспышка тлеющих угольков. Это будет взаимным просыпанием и чувством древнего узнавания. Вы пришли домой, наконец – друг к другу. Как сказал Еврипид: “Два друга – одна душа”. В классической традиции это изумительно выражено в диалоге Платона о природе любви - “Пире”.



Круг сопричастности

Часто люди обращают внимание на факты их жизни, работу, статус. Мейстер Экхарт замечательно написал об этом искушении, он сказал, что люди задаются вопросом где они должны быть и что они должны делать, когда, в сущности, надо больше сосредоточится на том, как быть.



Кальяна-митра

В буддисткой традиции есть замечательная концепция дружбы. Это идея Кальяна-митры – “благородного друга”. У твоего Кальяна-митры – “благородного друга” нет претензий, но он деликатно и настойчиво поможет обнаружить твою слепоту. Никто не может видеть себя полностью. Одно из самых глубоких человеческих чувств – это тоска человека о невозможности увидеть себя целиком. Тот, кого ты любишь, твой душевный друг есть истинное зеркало, которое отражает твою душу. Честность и искренность в истинной дружбе обозначает контур развития событий твоего духа.



Душа как Божественное эхо

Душа не сама себя изобрела. Она есть присутствие Божественного мира. Вы никогда не сможете полюбить другого пока не потрудитесь любить и уважать свою душу. Другими словами, вам не надо выходить за пределы своей личности, чтобы узнать что такое любовь – это не эгоизм и не нарциссизм. Источник любви есть в глубине вашего сердца. Быть святым – это быть Дома, иметь возможность отдохнуть Дома – в том, что мы называем душой.



Животворный источник

Если вы поверите, что в вас есть освежающий и обновляющий источник любви, тогда вам удастся его найти.

Один из наиболее ценных и важных моментов в дружбе и любви – это умение беречь вашу собственную неповторимость, разницу с другим человеком. Здесь не должно быть ни подражания, ни необходимости обороны или защиты от присутствия друг друга. Любовь должна освобождать вас полностью и проявлять богатства души.

Преображение чувств

Ранимый дар

Когда два человека встречаются, древний круг взаимного узнавания и сопричастности заключает их в себя. Они также приходят друг к другу не с пустыми руками, а с руками, полными даров друг другу. Порой эти дары ранят. Приносите свои молитвы за возлюбленого или возлюбленную, а так же за тех, кто в опасности или нелюбим. Когда вы делитесь своей любовью, она достигает других людей. В любви – глубочайшая сила молитвы.



В царстве любви нет соревнования

В молитва есть сила любви, изливающаяся на других людей. Эта замечательная идея в Кельтской традиции, что если вы делитесь свой добротой и счастьем, то они вернутся к вам, многократно увеличившись. В царстве любви нет соревнования, ни исключительного права обладания или контроля. Чем больше любви вы раздаете, тем больше ее получаете.



Благословение дружбы

Будь благословен на хороших друзей.

Научись быть хорошим другом самому себе.

Сумей совершить путешествие к тому месту в твоей душе, где любовь, тепло, сочувствие и прощение.

Пусть это изменит тебя.

Пусть этот путь преобразит то, что есть негативного, сдержанного и холодного в тебе,

И принесет к настоящей страсти, родству и близости.

Цени друзей.

Будь добр к ним; пусть они дадут тебе все благословения, истину и свет, которые нужны тебе для путешествий.

И пусть ты никогда не будешь одинок, но пребудешь в общении с другом души.



Глава вторая. По направлению к одухотворению чувств

Лицо – это икона творения

Сотни миллионов лет миновали, прежде, чем появились цветы, животные и люди. Ландшафт был сам по себе. Представьте, что океаны находились в тишине, и ветры в покое до тех пор, пока человеческое лицо не появилось на земле – самое удивительное во всем творении. В человеческом лице вселенная перестала быть отчужденной. Шумы ветров и океанов, тишина звезд и гор достигли присутствия в лице человека. В некотором смысле, лицо – икона тела. Лицо – зримая биография каждого человека. Если внимательно рассматривать чье-нибудь лицо, вы многое поймете о жизни этого человека.



Святость взгляда

Простая идея о том, что человек живет в теле – захватывающая. Например, когда люди приходят к вам в гости, они приходит телесно. Они приносят свой внутренний мир, опыт и память в ваш дом в оболочке своего тела. Пока они находятся у вас, они – здесь и сейчас - телесно рядом с вами находятся целые миры. Когда визит заканчивается, и посетители расходятся, они уносят эти потаенные миры прочь.



Бесконечность внутреннего мира

Хайдеггер прекрасно сказал, что мы являемся хранителями глубоких и древних порогов (threshold – англ., порог – важное понятие для кельтского сознания, пороги – переходы, инициация).



Лицо и восстановление целомудрия

Тело – это ангел души

Человеческое тело прекрасно. Это привилегия – быть воплощенным в теле. Мы взаимодействуем с внешним миром посредством тела. Тело – ваш дом, единственный дом во вселенной. Дом, отражает как зеркало характер и душу своего хозяина. Через тело ваша душа становится видимой и реальной. Есть тайное взаимоотношение между вашим физическим существованием и ритмом вашей души. Тело – это место, где душа являет себя. Мой друг из Коннемара сказал, что тело – это ангел души. Тело священно.



Тело – это зеркало души

Тело – это таинство. Таинство – это видимый знак невидимой милости. В этом определении прекрасно указано, как невидимый мир выражается в видимом. Он стремится к выражению того, что лежит в глубине сердца невидимого мира. Вся наша внутренняя жизнь души жаждет найти внешнее зеркало. Жаждет формы, в которой может быть зрима, ощутима и доступна прикосновению. Тело – зеркало, в котором выражается тайный мир души. Тело очень искренне. По своему опыту вы знаете, что тело редко лжет. Все ваши движения, все, что вы делаете, требует совершенности и слаженности всех чувств друг с другом. Проведенное в размышлении и тишине время о тайне тела приведет вас к мудрости и святости. Вы должны преодолеть ложный дуализм, который разделяет душу от тела. Душа не просто внутри тела, спрятанная где-то внутри. Все ровно наоборот. Ваше тело – в душе и душа объемлет вас полностью. Ваше тело знает вас очень близко (интимно) и оно хочет говорить с нами и сообщать нам правду, лежащую под наружной поверхностью.



Для кельтов видимое и невидимое было одно

Богословие потому относилось несколько негативно к телу, что дух понимался, скорее в терминах воздушной стихии, нежели земной. Как бы считается, что воздух – это область дыхания, так же и мысли. Это большая ошибка, так думать. Природа – это прямое выражение Божественной фантазии. Она - наиболее интимное отражение Божественного чувства красоты. Природа – это зеркало Божественного воображения и мать всякой чувственности, следовательно, совершенно не-ортодоксально понимать дух в терминах сугубо невидимого. Все в мире души имеет глубокое стремление и тоску по видимой форме. Воображение – это способность, которая соединяет, со-представляет и помогает проговаривать видимое и невидимое. В кельтском мире, например, есть замечательная интуиция, как видимое и невидимое переходят друг в друга. На западе Ирландии много историй о призраках, духах и волшебниках, которые связаны с определенными местами; эти легенды такие же естественные, врожденные, как и менталитет местных жителей.



Дети Лира

Говоря о глубокой связи кельтского менталитета с природой, надо отметить один из изумительных аспектов языческого мира – способность превращений (обротничество), когда волевым усилием человеческое тело превращается в форму любого животного. Кельтская легенда о детях Лира рассказывает о мифическом мире Туата де Даннан (Tuatha De Dannan) - племени, жившем в землях Ирландии. Правитель Лир повздорил с соседним королем. Чтобы избежать конфликта, Лир женился на одной из его трех дочерей. У него родилось двое детей от этого брака. Внезапно умирает жена Лира и он женится на второй дочери соседнего правителя. Она воспитывает детей Лира, но проникается завистью, что им оказывается больше внимания, и, поскольку, она была колдуньей, то превратила их в двух лебедей. Они были приговорены к провести девятьсот лет в изгнании. Будучи лебедями они сохранили человеческую память и личность. Когда христианство пришло в Ирландию, они приняли человеческий облик, но совсем дряхлыми стариками. Горечью и печалью проникнуто описание их путешествия в пустыне в птичьем обличье но с человеческой душой. Это глубоко кельтская история показывает как мир природы находит мост к животному миру. История показывает также, что есть глубинное сопричастие человеческого мира миру животных. Лебединая песня детей Лира имела власть исцелять и успокаивать людей. Величие истории и в том, что она обнаруживает глубинную обнаженность животного мира человеческому. Животные древнее чем мы. Кельтское сознание признавало древнюю близость и знало животный мир. Все в мире для Кельтов было глубоко взаимосвязанным и одухотворенным. Это видение мира распространялось и на язык. В Кельтском мире язык имел власть вызывать события. Песни и чары могли по-настоящему развернуть курс негативной судьбы и нести что-то новое и хорошее. В Кельтском мире, особенно в мире чувств, не было барьера между душой и телом. Душа была сестрой тела, тело – души.

Око Великого Бога,
Око Бога Славы,
Око Святого Духа,
Око Царя всего живущего.

Изливай на нас свет

В любое время года
Мягко и щедро.
Слава Тебе!

Слава Тебе, Великому Солнцу!


Слава Тебе, Сыну Бога Живого!

Духовность преображения

Духовность – это искусство преображения. Нам не следует руководствоваться идеей предопределенности, она может “запрограммировать” наши жизни. Более того, нам нужно практиковать новое искусство внимания к внутреннему ритму наших дней и жизней. Это внимание приведет вас к новому сознанию вашей человечности и Божественного присутствия, к творческому сознанию – слишком часто люди стараются изменить свои жизни используя волю как молоток, чтобы забить их жизни в правильную форму. Ваша душа знает географию вашего внутреннего мира. Ваша душа, единственная, имеет карту вашего будущего, следовательно, вы можете доверять этой стороне себя. Если вы так поступите, вы попадете туда, куда нужно, но что важнее всего, этот опыт научит вас доброте. Если вы обратите внимание на себя и будете искать как обрести себя, вы точно найдете правильный ритм для вашей жизни. Чувства – это щедрые пути, которые приведут вас домой. Обновление и полное преображение вашей жизни может прийти через внимание к вашим чувствам. Ваши чувства проведут вас в глубокий внутренний мир вашего сердца.



Чувства – это пороги души

Слишком долго мы верили, что Божественное вне нас. Если мы верим, что тело в душе, и душа укоренена в Божественном – тогда присутствие Божественного совершенно близко, Оно с нами.

Когда ваши чувства открыты миру, первое, с чем они встречаются – присутствием души. Быть чутким или чувственным – значит быть в присутствии своей души. Настраивание чувств (как музыкального инструмента) может смягчить кругозор, согреть и исцелить атрофировавшиеся чувства, которые как препятствия изгоняют нас из нас самих же, и разделяют друг с другом.

Наши глаза

Есть поразительная правда в том, что как вы видите и что вы видите определяет каким и кем вы являетесь. Полезный способ для начала внутренней работы – объяснить самому себе свой стиль видения. Спросите себя: что это за способ, которым я вижу, созерцаю мир? С помощью этого вопроса вы откроете определенный способ видения. Есть много стилей видения.



Стили видения

Видеть – это значит судить. В глубине вещей правда – это парадокс.

Для любящего взгляда – все настоящее. Если мы можем взглянуть на мир любящим взглядом, тогда мир предстанет перед нами полный приглашения, возможности и глубины.

Вкус и речь

Одно из самых знаменитых качеств кельтского народа – их гостеприимство. Странника всегда приглашали к столу. О важности сохранения языка (гэльского, в частности).



Аромат и дыхание

Экхарт сказал, что вы никогда не оставляете место, где живете – дом вашей духовной принадлежности.



Истинное слышание есть служение

Иногда мы слушаем, но редко слышим. Настоящее слышание заключается в способности услышать несказанное и невыразимое. Быть по-настоящему духовным – значит иметь величайшее уважение к возможностям тишины. Мартин Хайдеггер сказал, что истинное слышание – это служение. Когда вы слушаете своей душой – вы приходите к ритму и единству с музыкой вселенной. Поэты – это люди, которые посвящены в пороги, где встречаются тишина и музыка. О музыке. Замечательный дирижер Sergiu Celibidache сказал: “Мы не играем музыку, мы только создаем условия, чтобы она могла появится”.



Язык касаний

Руки прекрасны. В человеческом касании руки находят руки, лицо или тело Другого. Касание приносит присутствие дома.



Кельтская чувственность

Мир Кельтской духовности целиком находится в единстве с ритмом и мудростью чувств. Когда вы читаете Кельтскую поэзию о природе вы видите, как задействованы все чувства: вы слышите шум ветра, ощущаете вкус фруктов, т.е. чувствуете, как природа касается человеческого присутствия. Кельтская духовность обладает сильным мистическим чувством отношения с миром духов. Кельтский глаз обладает способностью видеть тот промежуточный мир, что располагается между видимым и невидимым. Это то, что ученые называют воображаемым миром. В кельтском мире здесь живут ангелы. Кельтский глаз любит этот мир. В Кельтской духовности мы находим новый мост между видимым и невидимым – это прекрасно выражено в поэзии и благословениях – оба эти жанра становятся одним, так естественно, изящно и лирично перетекают один в другой.



Благословение чувств

Пусть будет благословенно твое тело.

Пусть ты поймешь, что оно – верный и прекрасный друг твоей души.

Пусть мир и радость пребудут с тобой, и ты узнаешь, что твои чувства святы.

Пусть ты поймешь, что святость – это заботливый взгляд, чувствование, слышание и касание.

Пусть твои чувства принесут тебя домой.

Пусть они всегда празднуют с тобой чудесную тайну вселенной и твоего присутствия здесь.

Пусть Эрос Земли благословит тебя.



Глава третья. Мерцающая тишина

Мир души – это тайна

Я вырос маленькой ирландской деревне, за которой каждые несколько миль дороги ландшафт менялся; открывались новые виды, которые удивляли глаз и вызывали воображение. Этот ландшафт был новым, безмятежным, далеким от сложности. В сущности, это отражает природу кельтского сознания. Кельтское сознание никогда не рисовало единственную линию, у него было чудесное уважение к тайне круга и спирали. Круг – один из древнейших и мощных символов. Мир – круг, солнце и луна – круг, даже время имеет цикличную природу. День и год – круг. Так же и жизнь человека.



Опасность неонового образа

О духовном голоде в наше время и опасности масс-медиа



Кельтское сознание распознавало индивидуальность каждой души. Терпение и бережное отношение к миру души – глубинная характеристика кельтского сознания. Кельтский мистицизм нежен к чувствам и отрицает духовную агрессию.

Родиться – это значит быть избранным

Никто не случаен здесь. Каждый из нас послан сюда с особой судьбой. Вы не можете выбирать свою личность. Миллионы лет до вашего появления мечта о вашей индивидуальности была бережно подготовлена. Вы были посланы в такую форму судьбы, в которой бы могли выразить особые дары, которые вы принесли в мир. Ритм – тайный ключ судьбы. Когда вы соответствуете ритму вашего дыхания разрушение не сможет коснуться вас. Провидение с вами; оно заботится о вас и приносит вас к новым горизонтам. Быть духовным – быть в соответствии с вашим индивидуальным ритмом.



Кельтский ландшафт

Я часто думаю, что внутренний мир подобен ландшафту. Место не просто географическое местоположение. Место – самобытная индивидуальность. Ее покрывает трава и камни, она благословлена дождем, ветром и светом. Ландшафт празднует литургию сезонов. Форма ландшафтов – древняя и молчаливая форма сознания. Горы – медитации. Реки и быстрые течения – слезы земной радости и горя. Земля полна души. Плотин в “Энеадах” говорит о “душе”, что заботится о вселенной.



Преобразить эго – освободить душу

Кельтское сознание замечательно еще одним качеством - это спонтанность. Спонтанность – один из величайших духовных даров. Быть спонтанным – значит бежать из клетки эго, доверяя тому, что вне тебя. Ведь эго не отражает настоящую форму чьей-либо индивидуальности, эго это ложь, рожденная от страхов и обид. Один из величайших конфликтов в нашей жизни – между душой и эго. Настоящее присутствие души обладает юмором и иронией, не мучается серьезностью.



О соприсутствие с природой

Я – дыхание ветра на море,


Я - волна океана,
Я – шелест прибоя,
Я – неутомимость семи сражений,
Я - стервятник на скалах,
Я – солнечный луч,
Я – самое прекрасное из растений,
Я – доблесть воина.
Я – обилье улова,
Я - озеро на равнине,
Я – мир знания,
Я - копье в битве,
Я – Бог, Который зажег огонь в сердце.

Тело – в душе

Западная мысль учит, что душа – в теле, что она, как будто, занимает там какое-то определенное маленькое стерильное местечко, изображается обычно белым цветом. Когда человек умирает, душа отделяется от тела и оно коллапсирует. С точки зрения Кельтского сознания такая версия души ложна. Древняя традиция предлагает взаимоотношения души и тела ровно противоположными. Тело в душе. Твоя душа простирается много дальше вашего тела, целиком его покрывает и объемлет сознание. В каждом человеке есть точка, абсолютно не связанная с чем-то или кем-то внешним. Это значит, что мы не можем искать снаружи себя те вещи, в которых испытываем внутреннюю потребность. Эти дары могут быть даны только самим собой. Они дома, у очага вашей души.



Быть естественным – быть святым

В глубине каждой души – теплый светлый очаг. Идея бессознательного – даже хотя и очень глубокая и замечательная, часто пугает людей. Это потому что мы ложно понимаем подсознательное как камеру, где обитают вытеснение и саморазрушение. Мы воображаем там монстров. А ведь первоначальная энергия нашей души содержит замечательное тепло и ждет нас. Одна из причин почему мы были посланы на землю – восстановить эту внутреннюю дружбу. Демоны будут преследовать нас, если мы будем их бояться. Все классические мифические приключения рассказывали о демонах, в битве с которыми герой всегда вырастал, поднимался на новые уровни творчества. У кельтов была замечательное интуитивное понимание сложности души.



Мысли – это внутренние чувства

Аскетичная тишина

Тишина – сестра Божественного. Это сказал Экхарт. Тишина большой друг души.



У очага души

Противоречия как сокровища

Душа поклоняется единству

“Две горы никогда не встретятся, но люди всегда могут встретится” (ирландская мудрость)



Один из величайших грехов – это непрожитая жизнь

В западной традиции мы много продумали о природе и негативности греха, но мы никогда не говорили, что один из величайших грехов – непрожитая жизнь. Ведь жизнь это привилегия. У нас одна жизнь, и печально, если она ограничена страхом и ложными барьерами. Ириней (Лионский) – замечательный философ и богослов сказал: “Божья Слава – это человеческая личность, живущая полно, напряженно”.



Благословение тишины

Пусть ты узнаешь мощь и свет своей души.

Пусть ты поймешь, что никогда не бываешь один,

что твоя зрячая душа соединяется с ритмом вселенной.

Пусть у тебя будет уважение к собственной индивидуальности и отличию.

Пусть ты поймешь, что твоя душа единственна и неповторима,

что у тебя особое предназначение здесь,

что за фасадом твоей жизни происходит что-то прекрасное,

хорошее и вечное.

Пусть ты научишься видеть себя с тем же удовольствием, гордостью и надеждой, с какой Бог видит тебя в каждый момент.



Глава четвертая. Поэтика возрастания

Глаз празднует движение

Ваше восприятие окружающего мира зависит от способа видения – это окно через которое вы смотрите.



Расти – значит меняться

Гёльдерлин: “Там где приближается опасность, растет и спасение”. Каждый день ценный, потому что это микрокосм целой жизни. Каждый день предлагает возможности, которых не было видно раньше. Каждый день разный. Каждый день – это новое начало.



Благословение новому дню

Боже, благослови Своим присутствием этот новый день.


Благослови мой глаз и то, что он видит.
Я благословляю моего ближнего -
Пусть и он меня благословит.
Подай мне сердце чистое,
Не упускай меня из вида.
Благослови мою семью
И благослови достояние мое.

(христианские кельты были людьми Библии – они прекрасно знали Писание и слагали многие свои благословения (“blessings”) на основе текстов Писания, например, в этом благословении - мотивы 50-го псалма)

Есть еще одно прекрасная молитва дню в древней поэме, названной “Плачь оленя”:

Я встану сегодня


Благодаря Божьей силе:
Божья сила поддерживает меня.
Божья мудрость ведет меня
Божий глаз предусматривает что впереди
Божье ухо слышит меня
Божье слово говорит со мной
Божья рука охраняет меня
Божий путь лежит передо мной
Божий щит защищает меня
Божии Силы Небесные хранят меня
От искушений, тревог и болезней, от всякого зложелателя,
Вдалеке и вблизи,
В одиночестве и шумной толпе.

Поэма озвучивает кельтское понимание вездесущности Бога. Пробуждение понимается как дар. Бог изображается как Божественный anam cara – в каждый момент и в каждой ситуации Бог - это близкий, заботливый и поощряющий друг.

Жаль, что для многих современников день - это клетка. В Кельтской духовности величайшее чувство значительности каждого дня, каждый новый день – священный.

Душа стремится к выражению

Человеческая личность глубока и стремится к выражению. Один из самых красивых путей души – это представить ее через мысль.



Pisreoga (слово из гэльского языка выражает отрицательные качества человеческого характера)

Слабость власти

Ловушка, капкан ложной принадлежности

Работа воображения

Спонтанность и остановка

Роль может душить

Сизиф

Ложный образ может парализовать

Работа сердца приносит красоту

Благословение труду

Пусть свет души направляет тебя.

Пусть он благословляет твой труд тайной любовью и теплотой сердца.

Пусть во всем, что ты делаешь ты видишь красоту собственной души.

Пусть святость твоей работы принесет исцеление, свет и обновление тем, кто работает с тобой.

Пусть работа никогда не утомит тебя.

Пусть в тебе не прекратится источник свежести, вдохновения и волнения.

Пусть ты будешь увлеченно поглощен всем, чем занимаешься.

Пусть ты никогда не потеряешься в бесцветных будних заботах.

Пусть день никогда не обременит тебя.

Пусть утренняя заря нового дня настанет и найдет тебя бодрым и свежим, чтобы ты подошел к нему исполненным мечтами и возможностями.

Пусть твой вечер найдет тебя благостным и удовлетворенным.

Пусть ты отойдешь в ночь благословенным, укрытым и защищенным.

Пусть тебя душа успокоит, утешит и обновит.



Глава пятая. Старение: красота внутреннего урожая

Время как круг

Год – это круг. День – это круг. Жизнь человека движется по круговому циклу.



Сезоны сердца

Одна из величайших тайн жизни – тайна времени. Все, что случается с нами, случается с нами через время. Время – это сила, что приносит каждый новый опыт к дверям вашего сердца.



Осень и внутренний урожай

Память: где наши минувшие дни собираются

Земля молодости

Вечное время

Душа как храм памяти

Само сострадание

Хранить что-то прекрасное в твоем сердце

Яркое поле

Страстное сердце никогда не стареет

Огонь тоски

Старение

Одиночество: ключ к мужеству

Мудрость: равновесие, самообладание и милость

Пожилой возраст и сокровище сумерек

Старость и свобода

Благословение старости

Пусть душа заботится о тебе,


Пусть все тревоги о приближающейся старости преобразятся.
Пусть тебе будет дана мудрость души
видеть это прекрасное время урожая,
и принять высокий долг сбор урожая своей жизни,
исцелить то, что ранило, позволить ему приблизиться
и стать частью тебя самого.
Пусть у тебя будет великое достоинство,
Пусть с тобой пребудет чувство свободы,
И пусть, помимо всего остального, тебе будет дан
чудесный дар встречи вечного света красоты, что внутри тебя.
Будь благословен
И пусть ты найдешь чудесную любовь к самому к себе.

Глава шестая. Смерть

Неизвестный спутник

Лики смерти в каждом дне жизни

Смерть как корень страха

Смерть в кельтской традиции

В Кельтской традиции тонкое чувство чудесности смерти. Для Кельтов вечный мир был так близок к природному миру смерти, что они не видели ничего ужасного, разрушительного или пугающего в этом событии. Вы идете в вечный мир, домой, где нет тени, боли и тьма никогда не коснется вас снова. В Ирландии говорят: “Вы никогда не поймете смерти, пока она не придет к вашей двери” и “Нигде не спрятаться от смерти”, что значит – когда смерть ищет вас, она всегда знает, где вас найти.



Благословение на смерть

Я молюсь, чтоб тебе выпало благословение

быть утешенным и спокойным перед лицом своей собственной смерти.

Пусть твоя душа знает, что не надо бояться.

Когда настанет время, пусть тебе будет дано всякое благословение и укрытие, в которых будешь нуждаться.

Пусть тебя ждет чудесное приветствие в доме, куда ты отправляешься:

Ты отправляешься не в какое-то незнакомое место,

Ты возвращаешься в тот дом, который никогда не покидал.

Пусть у тебя будет замечательная энергия прожить жизнь до конца:

сострадательно и творчески преобразить все, что есть негативного в тебе.

Когда ты придешь к порогу смерти - пусть это случится после долгой жизни.

Пусть ты будешь умиротворенным и счастливым рядом с тем, кто по-настоящему любит тебя.

Пусть твой уход будет укрытым и приход встретится неложным приветствием.

Пусть твоя душа улыбается в объятиях друга твоей души.



Когда посетит смерть

Ирландская траурная традиция

Душа, целующая тело

Есть история об одном человеке, который умер. Когда душа оставила его тело, она подошла к порогу дома, чтобы начать свое путешествие в вечность. Но, оглянувшись, она увидело, каким одиноким стало покинутое ею тело, и задержалась еще ненадолго. Она вернулась к телу, поцеловала его и немного поговорила с ним – она благодарила тело за то, что оно было таким гостеприимным местом на земном пути, и что она помнит всю доброту, проявленную им. В Кельтской традиции сильно чувство, что смерть неотступно следует за жизнью.



Прекрасная смерть

Умершие – наши ближайшие соседи

Умершие не далеко от нас. Они рядом с нами. Каждый из нас в один день встретится со смертью. Это путешествие к новому горизонту. Когда я был маленьким, я смотрел на гору и мечтал, что когда вырасту, обязательно поднимусь туда. Я думал, что смогу увидеть весь мир и с нетерпением ждал этого момента. Наконец, дядя, пасший овец, взял меня с собой, и мы начали подниматься. Я увидел далеко вокруг, и не только то, что раньше представлялось мне горизонтом, но и новый горизонт был виден вдали. Отчасти, я был разочарован, но также и возбужден неизвестным опытом. Каждый новый уровень открывает новый опыт. Замечательный философ Гадамер говорил о концепции горизонта как цели, к которой путешествуем, а также спутника, который путешествует вместе с нами. Вы стремитесь быть равными своей судьбе, равным таящимся в вас возможностям, что спят в сердце, и поэтому, чтоб сохранять и поддерживать динамику личности мы постоянно должны достигать новых горизонтов.



Эго и душа

Смерть как приглашение к свободе

Ничто: лицом к смерти

Ожидание присутствия

Рождение как смерть

Смерть преображает наше разделение

Является ли время и пространство разделенными в вечности?

Смерть благословляет

От составителя и переводчика

Для того, чтобы рассказать о кельтах, я выбрала книгу О’Донахью из фонда библиотеки Hetton Hall, потому что автор предпринял попытку выразить невыразимое – “Кельтскую духовность”. Что это такое? Скажем, историкам мы можем доверять, когда они знакомят нас с фактами, а “духовность кельтов” - это нечто трудно представимое и едва ли поддающееся реконструкции. И все же, характер древнего народа можно восстановить на основе легенд и поэтического творчества, переходящих от поколения к поколению. Здесь почти все согласятся, что песни, стихи и легенды могут поведать о том, что принято называть “народной душой”, автор говорит об этом: “Кельтская традиция - в основном, устная традиция. Истории, поэмы и молитвы жили в веках в памяти и голосе людей”.

Джон О’Донахью – поэт, философ, культоролог. Стиль его книги – лирико-поэтические эссе (что отмечено в англоязычной аннотации, перевод которой я привожу полностью). Это медитации о смысле древних легенд и “благословений” - особого жанра духовной поэзии раннего средневековья на Британских островах, и в частности, в Ирландии.

Представляем эту книгу в жанре “конспекта” - краткого (“конспективного”) пересказа глав, близкого к тексту.



Об авторе

В 1990 году в университете Тюбингена, Джону О’Донахью была присуждена степень доктора философских наук, а в 1993 году, в Германии была издана его книга по философии Гегеля Person als Vermittlung. В 1994 году выходит в свет книга его стихов “Эхо памяти”, одновременно с четырьмя философскими монографиями. Он читает лекции и ведет мастер-классы в Европе и Америке. Одновременно с этим пишет книгу о мистицизме Мейстера Экхарда. Живет в Ирландии.



Из аннотации к английскому изданию

Когда Св. Патрик приехал в Ирландию в V в., он встретил кельтский народ и цветущую духовную традицию, которая существовала здесь уже тысячи лет. Он открыл, что там, где христиане служат одному Богу, у кельтов их много и они находят Божественное во всем вокруг себя: в реках и холмах, в море и на небе, в каждом из видов животных. Древнее кельтское почтение к духу, присутствующему во всех предметах было живо и в те дни – животрепещущее, пульсирующее наследие мистической мудрости, уникальное для Западного мира.



В своем утонченном изложении ирландский поэт и ученый Джон О’Донахью, использует интуитивный подход к кельтской духовности и, представляя подлинные тексты ирландских молитв и благословений, делится с читателями тайнами древнего мира. Из этой книги вы узнаете как восстановить связь с сокровищем, что лежит спрятанным в вашей собственной душе, как открыть вашу индивидуальную природу и понять “тайну Божественности” в ваших отношениях с другими людьми. А ирландское “гостеприимство” смерти поможет вам стать более сострадательным, щедрым и бесстрашным.

Джон О’Донахью очерчивает круги жизни и циклы природы, черпая вдохновение из святых источников ирландского духовного наследия и ведет вас к местам, где ваше сердце будет исцелено и напитано – к местам, где вы откроете своего собственного анам кара, вашего истинного “душевного друга”.




Теория равноправия практически неприменима. Реформаторы могут добиться поголовного искоренения джентльменов, однако женщина по-прежнему хочет, чтобы с ней обращались, как с леди. Сирил Норткот Паркинсон
ещё >>