Дипломная работа тема: «Просветители второй половины ХIХ века» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. Б. Ничипоров И. А. Бунин. Очерк творчества 1 257.2kb.
Дипломная работа Поэтика и художественное своеобразие романа Дж. 1 43.15kb.
Дипломная работа Поэтика и художественное своеобразие повести В. 1 38.02kb.
Лекция 14. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ... 1 316.83kb.
Курсовая работа Видные российские юристы второй половины XIX века 1 284.34kb.
Искусство России во второй половине XVIII века 1 327.68kb.
Американские реалии второй половины XIX века в оригинале и переводе... 1 15.9kb.
1962г. Русское искусство второй половины 19 века. Московская типография... 1 101.92kb.
Возникновение и развитие пластического объекта в керамике Японии... 1 291.74kb.
Пигулевский В. О 1 204.42kb.
Литература второй половины ХХ века. Контрольные вопросы 1 28.7kb.
Сборник диктантов на военно патриотическую тему по морфологии (5... 2 492.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дипломная работа тема: «Просветители второй половины ХIХ века» - страница №1/3


http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Историко – филологический факультет

Кафедра «Всеобщей истории»


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Просветители второй половины ХIХ века»


Выполнила студентка 4 курса

з/о «историко - филологического» факультета, специальности

«история - география»

Тарашкевич К.П.

Научный руководитель: кандидат

исторических наук, доцент

Бурханова Д.С.

Допущена к защите Протокол от

Зав. кафедрой, кандидат исторических

наук, доцент

Кожакеева А.Т.

Алматы, 2007



СОДЕРЖАНИЕ
І. Введение

ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века

1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине Х1Х века.


    1. Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитии просветительства

Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века

2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.

2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина

2.3 Жизнь и творчество Абая Кунанбаева

Заключение

Список использованной литературы



I. Введение
Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. 1

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.

Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.

Чокан Валиханов, отвергая мусульманское просвещение как религиозный дурман, призывал казахов принять передовую русскую культуру, русское образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов… Что же может ожидать свежая и восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский»1.

Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно»2.

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно… Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче»3.

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»4.

В этих высказываниях четко выражена одна мысль: несмотря на варварские, грабительские методы колонизаторской политики царизма, присоединение Казахстана к России, имело, безусловно, прогрессивное значение.

Актуальность проблемы просветительства, а также интерес к жизни и деятельности, вкладу в развитие страны таких исторических личностей как Ч.Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, является основной причиной выбора мною данной темы для дипломной работы.

Историография

Проблема просветительства всегда была актуальна, о чем свидетельствует то, что к нему обращали свои взоры историки, литераторы, экономисты, географы и т.д. В ходе нашего исследования мы ознакомились с работами некоторых исследователей1. Среди этих работ наибольший интерес представляет работа С.Н.Маркова «Идущие к вершинам». В монографии рассказывается о жизни и деятельности выдающегося исследователя Средней Азии Чокана Валиханова. Особое внимание уделяется не только детству и юности Чокана, т.е. жизни, быту, обычаям, нравам, царившим в тот период в Казахстане, но и немало любопытных страниц о путешествии П.П.Семенова на Тянь-Шань, о жизни ссыльного Ф.Достоевского. Автор документально подтверждает ту большую и крепкую дружбу, что связывала их и многих передовых русских людей с казахским народом, с его национальным героем Чоканом Валихановым.

Монография К.Джумагулова «Ибрай Алатынсарин» посвящена анализу и оценке всей творческой деятельности одного и основоположников казахской литературы нового направления И.Алтынсарина, данная на фоне общественно-исторической и культурной жизни казахского народа второй половины XIX века.

В работе К.Джумагулова1 раскрыта социально-экономическая и политическая обстановка, которая обусловила демократические, прогрессивные взгляды Ибрая Алтынсарина, благотворное влияние передовой, прогрессивной культуры и прежде всего русского народа. Безусловно, оказали влияние на его творчество и прогрессивные тенденции культуры и среднеазиатских народов.

В книге показана многогранная деятельность И. Алтынсарина: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек, клубов и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.

Мукаш Каппасарович Илюсизов в своей книге «Экономические воззрения Чокана Валиханова» показал социально-экономические условия Казахстана после присоединения к России (60-е годы XIX столетия). Краткая биография и общественно-политические взгляды на экономическое развитие казахского народа Ч.Ч.Валиханова. особенно хорошо отражены взгляды Чокана об условиях и значении кочевого скотоводства, о значении земледелия, промышленности и торговли для кочевых народов.1

А.С.Сыздыков в своей монографии «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина»2 детально с использованием большого количества документов отражает основные этапы просветительской деятельности Ибрая Алтынсарина. Отдавая должную дань наследию, оставленному поэтом-просветителем, педагогом-энтузиастом Ибраем Алтынсариным, автор использовал большое количество трудов просветителя.
«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела!3
В своей книге доктор исторических наук, профессор Беймбет Бабиктеевич Ирмуханов исследует исторические взгляды выдающихся мыслителей, творческое наследие которых, придало важный импульс интернационализации исторических наук. Работа содержит и краткое описание исторических взглядов великого казахского ученого XIX в. Ч.Ч.Валиханова, а также размышления автора о проблемах отечественной истории 1.

Ораз Амангалиевич Сегизбаев – автор философских наук, профессор, известный специалист в области истории мировой и казахской философии в 2001 году выпустил книгу «История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия»2. В книге показаны исторические предпосылки и закономерности казахского просвещения. А также большой объем посвящен основоположнику казахского просвещения Чокану Чингисовичу Валиханову; Ибраю Алтынсарину и его роли в развитии философской культуры Казахстана; Абаю Кунанбаеву, его творческой биографии. В работе удачно использован историко-генетический метод исследования в сочетании с системно-структурным анализом, что дало автору возможность вполне доступно изложить довольно сложные проблемы.

Источники.

Источниками для написания данной дипломной послужили работы известных историков и философов, в трудах которых, есть сведения о просветителях второй половины XIX в., а также работы самих просветителей, таких как Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и периодическая печать.



Цели и задачи:

- изучить исторические условия деятельности просветителей второй половины XIX века.

- проанализировать социально-политическую и экономическую обстановку в Казахстане второй половины XIX века.

- показать влияние исторических условий на возникновение просветительского движения.

- раскрыть вклад в развитие страны отдельных великих личностей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева.

Структура работы: Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Глава I. Социально-политические условия развития Казахстана второй половины XIX века


    1. Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине XIX века

В период второй половины XIX присоединения Казахстана к России было практически завершено. Этот процесс шел в несколько этапов.

Поначалу создавалось впечатление, что переход Казахстана под покровительство России может произойти мирно и без особых осложнений. Абулхаир-хану (ум. В 748 г.) удалось убедить определенную часть наиболее влиятельных представлений господствующей верхушки Младшего и некоторой части Среднего жузов добровольно перейти в подданство России1

В несколько завуалированной и более гибкой форме продолжил политику Абулхаира Аблай-хан (1771-1781 г.г.пр.), при котором завоевательные устремления царизма в Казахстане стали проявляться достаточно открыто. Не успев как следует закрепить свои позиции на границе с Казахстаном, царизм принял ряд указов, уставов и других решений, резко ущемлявших экономические, социальные и политические интересы практически всех слоев казахского общества. Так, 19 октября 1742 г. русским правительством был принят указ, запрещавший рядовым казахам кочевать близ реки Яик, Яицкого городка, и строящихся крепостей; 6 марта 1755 г. – Указ Коллегии иностранных дел, запрещавший рядовым казахам Среднего жуза переходить на правую сторону Иртыша, т.е. в места их постоянных и исторически закрепленных кочевых просторов. В 1822 г. специальным указом правительства России была ликвидирована ханская власть в Младшем жузе, а в 1824 г. та же участь постигла ханскую власть в Среднем жузе и т.д. Словом, началось совершенно открытое и повальное наступление царской России на социально-политическую и экономическую независимость Казахстана. Естественно, это устраивало немногих. Лишь небольшая часть пророссийски настроенной казахской аристократии, явно пытавшаяся использовать влияние Российской империи для укрепления своих экономических позиций в степи, перешла на сторону царизма. Большинство было явно недовольно складывающейся ситуацией. Все чаще стали возникать стихийные протесты, особенно в народной среде, против русской экспансии в Казахстане. Некоторые из них выливались впоследствии в вооруженные выступления против захватнической политики царизма. Наиболее крупными из них были восстания под руководством Срыма Датова в 1783-1797 г.г. и под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836-1838 г.г. Самым мощным антиколониальным движением, оставившим глубокий след в истории русско-казахских отношений, было движение под предводительством Кенесары Касымова в 1837-1847 г.г.

В Казахстане негативные последствия русского колониализма сказались в полном подрыве не только стимулов к экономическому росту (пусть даже стихийному), но и в утрате достигнутых рубежей развития кочевого хозяйства из-за насильственного изъятия царизмом земель, на которых веками закреплялись маршруты кочевания степных номадов1

В политике переход казахов в русское подданство сопровождался полной утратой ими даже самых ничтожных элементов самостоятельности, безграничным господством колониальной бюрократии, безудержным произволом властей, открыто обиравших прежде всего трудящиеся слои общества путем обложения их всякого рода пошлинами, наложения повинностей и отработок, взимания ничем не обоснованных податей, да и просто взяток 2. Все это, совершенно естественно, вызывало протесты, возмущение и даже стихийные, а подчас и организованные выступления низов против собственных и царских угнетателей.

Однако сказанное вовсе не означает, что русская колонизация Казахстана не имела никаких позитивных последствий. Они, безусловно, были, и были главным образом, в социально-культурной сфере.

Присоединение Казахстана к России во всю ширь открыло ворота для проникновения в Казахскую степь передовой русской, а через нее и прогрессивной европейской культуры. Благодаря именно русскому влиянию в Казахстане культура кочевого быта, всецело связанная с животноводством, стала постепенно видоизменяться за счет внедрения в живую ткань ее функционирования элементов культуры оседлого, городского быта. В разных уголках Степи стали появляться вполне соответствующее городским стандартам тех времен жилые дома, усадьбы и даже отдельные компактно расположенные поселения.

Но не в этом главное. Значительно важнее обратить внимание на то обстоятельство, что вместе с укреплением русско-казахских связей стали усиливаться и приобретать стабильный характер взаимоотношения прогрессивной русской и формирующейся молодой казахской интеллигенции. Это взаимодействие оказалось настолько плодотворным, что дает все основания говорить о превращении Казахстана второй половины XIX в. чуть ли не эпицентр интеллектуального развития общества на евразийском рубеже. Именно на границе Казахстана с Сибирью и восточной частью России разворачивалась историческая деятельность Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А.Кунанбаева, известного сибирского ученого и публициста Г.Потанина. Здесь же в рассматриваемый период прошли плодотворные годы жизни Ф.М. Достоевского, С.Ф. Фурова, Е.П. Михаэлиса, Н.И. Долгопалова и многих других. Чрезвычайно удивительным фактом является то. Что завязалась поистине искренняя и прочная дружба лучших сынов русского народа с наиболее одаренными и образованными представителями казахского общества. Итогом этой бескорыстной дружбы явилось создание богатейшего идейно-теоретического и культурного наследия, оставившего свой глубокий след в истории и оказавшего огромное влияние на интеллектуальное развитие последующих поколений людей1.
1.2 Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитие
XIX век в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучение края внесли П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.А. Северцев, И.В. Мушкетов, В.В. Радлов и др. Большое влияние на развитие образование и культуры оказала передовая русская интеллигенция. В Казахстан в 1847-1857 гг. отбывал ссылку украинский поэт Т.Г. Шевченко1.

Казахстан стал объектом изучения отдельной Русского географического общества, здесь работали культурно–просветительские учреждения и статистические открывались краеведческие музеи, изучались Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. Общественно- политическая деятельность выдающегося казахского ученного и просветителя- демократа Чокана Чингизовича Валиханова протекала в середине XIX столетия в тесной связи с теми историческими событиями, которые происходили в жизни России и Казахстана.

Экономической основой русского общества в то время оставались феодально- крепостническая система хозяйства и связанные с нею феодальные производственные отношения.

К середине XIX века феодально - крепостнический строй в России переживал глубокий экономический и политический кризис. Основой этого кризиса был обостряющейся конфликт между развивающимися производительными силами и государствовавшими в то время феодальными производственными отношениями.

В недрах феодального хозяйства России к этому времени получили известное развитие новые производительные силы и соответствующие им новые, капиталистические, производственные отношения. Они с закономерной неизбежностью все шире проникали в экономику, разлагая отжившую феодально- крепостническую систему.

Социально- экономические процессы, происходившие в России в середине XIX века было в основном завершено. Начало принятия российского подданства Младшим жузом относится к 30 годам XVIII века, а окончательное присоединение завершилось к 60 годам XIX века. Это был период, когда казахский народ, по словам Валиханова, преследуемый постоянными набегами среднеазиатских ханств, обращает свои взоры «к границам могущественной России, чтобы искать ее помощи и покровительства»1.

Присоединение Казахстана к России, несмотря на колониальный режим царизма, имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития казахского народа. Полностью подтвердилось высказывание Ф. Энгельса о том, что «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку…»2

С завершением процесса присоединения к России социально- экономическое развитие Казахстана протекало под воздействием экономики России. В Казахстане была ликвидирована феодальная раздробленность, прекратились постоянные феодальные междоусобные войны . Отмечая исторические корни дружбы двух народов, Чокан Валиханов писал, что казахи считают себя братьями русских по отечеству, «сверх того мы…. связаны с русскими историческим и даже кровным родством»3

Первым идейным выразителем этой дружбы был сам Ч. Валиханов

Начиная со дня своего первого знакомства в Омске со своими будущими друзьями- политическими ссыльными, он до конца своей жизни свято дорожил и всегда гордился своей дружбой с передовыми представителями русского народа.

К концу XIX века расширились и укрепились торговые связи России и Казахстана. Росли торговые обороты купцов, видоизменялись формы товарного обмена. Меновые дворы, которые служили прежде главными торговыми центрами, стали уступать свое место ярмарками, возникавшим по всей территории Казахстана.

В силу колониального положения Казахстана торговля носила ярко выраженный ростовщический характер.1

Разъездные торговцы набирали залежалый товар (известный под названием «киргизский») и, выменивали его на большое количество скота. Полфунта чая в ярко- красной обложке и фунт сахара были равноценны годовалому барану. При этом широко процветали обмер и обвес, товары продавались в кредит за ростовщические проценты, и торговцы закабаляли кочевников , ставя в хозяйственную зависимость целые волости.

Развитие торговли сопровождалось обогащением небольшой зажиточной верхушки баев и обнищанием массы степного населения. Тем не менее развитие торговли во второй половине XIX века все больше подрывало натуральные основы хозяйства казахов, способствовало изменению хозяйства казахов.

Экстенсивное кочевое животноводство все более уступало место оседлости и товарному скотоводству.

Развитие торговли и ремесел, рост товарности скотоводческого хозяйства способствовали внедрению товарно- денежных отношений как более высоких экономических форм по сравнению с существующими.

Казахстан был включен в общероссийский, а через него и в мировой рынок, открывший казахам перспективы дальнейшего развития их хозяйства, торговли и культуры.

В социальном отношении последствия присоединения Казахстана к России в первую очередь состояли в том, что значительно ускорился процесс расслоения казахского общества. На историческую арену выступил рабочий класс, появились новые социальные группы, уровень общественного развития значительно вырос.

Лучшие представители русского народа выступали в Казахстане, как и на других национальных окраинах России, созидателями , носителями передовой культуры, защитниками прав угнетенных народов. Сознание этой высокой миссии законно возбуждало у выдающихся людей России чувство патриотической гордости.

Справедливость патриотических утверждений этих великих революционных демократов, определивших нормы поведения и характер просветительной работы передовых русских деятелей, подтвердились на примере Казахстана. Здесь наряду с осуществлением колонизаторской политики царизма, с усиленным порабощением коренного населения одновременно открывались и прокладывались пути для распространения культуры, которая обогащала казахский народ, развивала его самосознание, содействовала его движению вперед.

В 40-50-е годы на территории Казахстана стали закладываться основы школьного обучения и воспитания представителей казахского населения, разумеется, его богатой родовитой части.1 Прежде всего создавались учебные заведения военного типа, поскольку их цель заключалась в подготовке кадров, необходимых для проведения царской каюнизаторской политики. Но объективно эти учебные заведения часто становились рассадником передовых идей и знаний среди казахского населения.

Таким образом, передовое демократическое направление, возглавляемое В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским , А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым и другими прогрессивными деятелями России. Способствовало развитию передовой мысли казахского общества. Под благотворным влиянием этого направления идейно выросли известные казахские поэты- просветители, писатели, общественные деятели Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев и другие. До их появления на исторической арене взаимосвязи ограничивались разработкой и осуществлением ими отдельных просветительных мероприятий. Деятельность выдающихся казахских просветителей ознаменовалась плодотворнейшими идейными и творческими взаимосвязями.

Всюду, где религия и церковь становились на пути развития науки и движения человеческой мысли, возникало Просвещение.1 Именно поэтому типичное для просветительства вообще отражение потребностей буржуазного обновления социально- политического строя казахское Просвещение выразилось в своеобразной форме призыва к прочному союзу Казахстана с Россией и восприятию ее прогрессивной культуры казахским обществом. Просветители в Казахстане подготавливали почву для проникновения европейской и в особенности, русской цивилизации в казахскую народную среду. Их борьба против невежества за распространение знаний в обществе, против угнетения масс за утверждение справедливости, против азиатского деспотизма, за торжество демократии преследовала несколько иные цели и привела к несколько иным результатам , чем борьба просветителей на Западе. Тот совершенный общественный строй , за который боролись просветители в Казахстане, не стая да и немог стать идеализированным строем буржуазии. Ибо опыт буржуазного развития Европы и России, который был хорошо известен,, дал им возможность подняться, хотя и стихийно, выше буржуазных идеалов и приблизится к идеалам трудящихся масс, прежде всего и главным образом угнетенного крестьянства.

Как известно, большинство казахских трудящихся, замученных гнетом азиатского деспотизма и забитых произволом феодально- байских сословий, испытывало стихийную тягу к России. С принятием российского подданства они связывали свои надежды на облегчения тяжелой участи. Очевидно, неслучайно процесс отходничества казахских бедняков на промыслы русских предпринимателей усиливался именно в связи с обострением эксплуатации местных феодалов и баев. Это, конечно , не значило, что присоединение Казахстана к России сопровождалось полным освобождением казахских трудящихся от всяких форм угнетения вообще.

Преследуя свои колонизаторские цели, царизм вовсе не ликвидировал, а напротив- значительно усилил эксплуатацию народных масс, но усилил ее не за счет сохранения старых, издавна присущих казахскому обществу патриархально- феодальных форм гнета, а за счет введения новых, неизвестных здесь ранее форм капиталистической кабалы.

Эксплуатация казахских трудящихся русскими предпринимателями и русским господством вообще хотя и носила жестокий характер, тем не менее, в отличие от господствующего ранее в Степи безграничного произвола местной феодально- байской знати, имела какие-то более или менее ярко очерченные грани. Если у себя в ауле бедняк за проделанную работу довольствовался случайными подачками бая, то с проникновением новых форм эксплуатации со стороны России он стал получать регулярную оплату за свой труд, и пусть ничтожную, но зато регулярную.

Недовольный оплатой работник мог свободно перейти к другому предпринимателю или вернуться к семье в аул.

Кабальные условия личной зависимости и прямого внеэкономического принуждения были ослаблены. Создание препятствий на пути развития деспотизма феодально-байских сословий в известной мере облегчало положение масс. Но народ, в силу своего невежества и забитости. Не мог во всей полноте осознать того, что ослабление жестоких уз патриархально- феодального гнета обусловлено проникновением в казахскую Степь русского влияния. Зато это не ускользнуло из поля зрения просветителей, которые не только понимали, что присоединение Казахстана к России подрывает ничем неограниченную политическую власть феодально-байской знати, но и всеми силами пытались этому содействовать. Они полагали, что с завершением перехода казахов в российское подданство, российское правительство в своих собственных интересах должно №положить конец… самоуправству и произволу» казахских эксплуататоров и «дать почувствовать им, что они не владельцы, а чиновники, и что правительству нужен народ, а не султаны»1.Неслучайно Ч.Валиханов не раз требовал от местных султанов и богачей, чтобы они обращались «со своими бывшими рабами» как с людьми и «платили им жалованье», угрожая в противном случае применением против них законов российского государства.2

В условиях Казахстана середины XIX в., когда не было общественных сил, способных осуществить коренное преобразование политической системы общества и освободить народ от вековых пут феодальной эксплуатации, стремление просветителей добиться облегчение участи масс с помощью более развитой России было исторически оправдано. Конечно, нельзя было рассчитывать, что таким путем можно полностью ликвидировать патриархально- феодальные отношения казахского общества, поскольку царизм в этом вовсе не был заинтересован. Но интенсивное проникновение русского влияния действительно подрывало вековые устои феодального гнета.

Абай Кунанбаев связывая все пороки жизни казахов, леность и безделье богачей с занятиями скотоводством. «Пороки эти от того, что люди озабочены только одним – как можно больше завести скота,- писал он,- и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они занимались земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не произошло бы этого»3 Кочевое скотоводство считал примитивной формой хозяйствования, не связанной с какими- либо затратами человеческого труда, и Ч.Валиханов. «У киргиз,- писал он,- скот летом и зимой ходит в степи, и как летом, так и зимою добывает себе пищу с поля.

Человек играет здесь самую пассивную роль: он нужен для того, чтобы скот не пошел по ветру, и для того, чтобы отогнать хищного зверя».1

Само собой разумеется, что такое хозяйство не могло способствовать появлению новых, более развитых форм производства. И это особенно тяжело переживали казахские просветители.

Вторым признаком, характеризующим собой своеобразие казахского общества, согласно из взглядам, была пассивность народа, его равнодушие и безучастное отношение к насущным политическим вопросам.

«Народ пассивен»,- неоднократно отмечали они. «Отсутствие разумного самозащищания и всякого рода пассивность» народа происходят «по причине не развитости»,- писал Ч.Валиханов в своей «Записке о судебной реформе»2.

Все это вместе взятое дало им основание заключить, что казахское общество стоит еще на «низшей ступени», что «формы нашего общественного развития… находятся в безыскусственном периоде»3

Однако признание отсталости казахской общественной жизни ни на минуту не вызвало у них сомнений в том, что сам казахский народ способен к цивилизованному развитию. Напротив, они неоднократно утверждали, что казахи подают несомненные надежды на общественный процесс в будущем.

Изо всех инороднических племен, входящих в состав Российской Империи,- доказывал, например, Ч.Валиханов,- первое место по многочисленности, по богатству и, пожалуй, по надеждам на развитие в будущем принадлежит нам- киргизам»4

Как вспоминают современники, «Валиханов… умел высоко ценить западную цивилизацию». Он «высоко ценил условия культурной жизни»,- отмечается также в 18 номере «Киргизкой степной газете» от 8 мая 1895г. То же самое подчеркивали в своих воспоминаниях и статьях его близкие друзья Г.Н. Потанин, П.П. Семенов –Тян-Шанский, Н.М. Ядринцев, А.Пыпин и другие.

Выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин проникновенно мечтал о том времени, когда «молодое поколение киргизов будет смотреть на язык и русскую грамоту, как на единственный язык культуры и знаний, пристрастится к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»1. В интересах осуществления этой своей мечты И.Алтынсарин предпринял и существенные практические шаги. Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном языке дети обучались и русской грамоте.2

Великий казахский поэт просветитель Абай Кунанбаев, так же как Ч.Валиханов и И.Алтынсарин, выступил пламенным пропагандистом передовой русской культуры в среде своего народа. Он был первым переводчиком на казахский язык произведений И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. В условиях господства в Казахстане феодально-монархической идеологии, когда ненависть народов к самодержавию распространялась на все русское и националисты пытались использовать эту ненависть в своих корыстных целях, Абай смело призывал свой народ приобщиться к русской культуре. «Русская наука и культура,- писал он,- ключ к осмыслению мира, и приобретая его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные и в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на это путь детей»3.

Таким образом. Казахские просветители были последовательными поборниками дружбы казахского народа с русским, пламенными пропагандистами передовой русской культуры и науки в Степи. Борясь за приобщение казахского народа к передовой культуре России, просветители в то же время отнюдь не были склонны к идеализации русской общественной жизни вообще. Они были прекрасно осведомлены о внутренних противоречиях России, хорошо знали реакционную роль царизма, душившего всякую прогрессивную мысль и остро реагировавшего на малейшее проявление демократического движения. Согласно справедливым заявлениям современников, Ч.Валиханов, например, «искренне любил Россию, видел ее недостатки и вместе с лучшими людьми желал ее обновления».1 Именно это превосходное знание отрицательных сторон царского самодержавно – крепостнического строя побуждало просветителей ориентироваться на прогрессивную Русь.

В конкретно- исторических условиях Казахстана середины XIX в. Отрицательные стороны царского самодержавия получили воплощение в его национально колониальной политике, в грабительской деятельности реакционных представителей царской администрации на местах. Видный чиновник Оренбургского края с циничной откровенностью заявлял об этом следующее: «Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов, просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы киргизы навсегда оставались пастухами, кочующими, чтобы никогда не сеяли хлеба и не знали не только науки, но даже ремесла; но вместе с тем всемерно желал бы научить их кушать хлеб и употреблять наше простое сукно и другие грубые изделия России»2

Итак, отличительные особенности казахского Просвещения в самых общих чертах состояли в том, что оно возникло в Казахстане как идейное отражение последствий присоединения Степного края к России, а не как продукт естественно возникшего кризиса феодального строя как такового.

И, наконец, казахских просветителей от западных отличала острая критика ими самого угнетения.

В этом отношении просветители Казахстана, несомненно, внесли неоценимый вклад в развитии мировой просветительской мысли.


следующая страница >>



Они поделились: один взял на себя вину, другой — покаяние. Веслав Брудзиньский
ещё >>