Дипломная работа студентки 5-ого курса очной формы обучения Допущена к защите на гэк заведующий кафедрой - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 9 1566.89kb.
Магистерская работа студентки 2 курса очной формы обучения Допущена... 15 1051.18kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной-заочной формы обучения... 5 1063.76kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 3 765.46kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 7 1280.54kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 6 1149.48kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 6 791.04kb.
Магистерская работа студента 2 курса очной формы обучения Допущена... 4 864.71kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 5 975.11kb.
Дипломная работа студента 5-го курса очной формы обучения Допущена... 3 723.21kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущен... 5 1106.11kb.
Сущность таможенной политики. Таможенное оформление и таможенный... 3 505.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дипломная работа студентки 5-ого курса очной формы обучения Допущена к защите на - страница №1/3

МИНОБРНАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА


Кафедра социальных коммуникаций и технологий
Кулешова Алина Сергеевна
РОЛЬ ПУБЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕРБЕРТА ФОН КАРАЯНА
030602.65 Связи с общественностью

Дипломная работа студентки 5-ого курса очной формы обучения





Допущена к защите на ГЭК
Заведующий кафедрой

канд. полит. наук, доцент

_______________ В.М. Майклсон

« » ____________ 2013 г.




Научный руководитель

канд. истор. наук, доцент

_______________ Е.Ю. Наумов

« » ____________ 2013 г.





Москва 2013



СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникации в профессиональной деятельности

1.1. Профессиональная деятельность и публичная коммуникация…….. 12

1.2. Коммуникативные особенности музыкального

исполнительства…………………………………………………………….19

1.3 Невербальная коммуникация в музыкальном

исполнительстве……………………………………………………………26


Глава 2. Прямая (непосредственная) публичная коммуникация Караяна во время «живого» концерта

2.1. Коммуникация Караяна с оркестром………………………………....31

2.2. Коммуникация Караяна с публикой……………………………….....35
Глава 3. Публичная коммуникация Караяна вне его концертной деятельности

3.1. Использование Караяном коммуникативных возможностей «новых медиа»………………………………………………………………………41

3.2. Использование Караяном коммуникативных возможностей специальных мероприятий и СМИ………………………………………………………48
Заключение………………………………………………………………..56

Список использованной литературы…………………………………….60

Приложение……………………………………………………………….69


Введение
Актуальность темы обусловлена её значимостью в связи с развитием теории коммуникации. Большой интерес современные социологи, маркетологи и PR-специалисты проявляют к изучению взаимодействия бизнеса с внешним миром, в первую очередь, анализу подвергается эффективность публичной коммуникации. Однако, несмотря на то, что PR-активность и выступления в публичном пространстве успешных людей и корпораций исследуются довольно активно, мало кто обращает внимание на сферу классической музыки, что представляется неоправданным.

Для личностей публичных важно заинтересовать общественность, привлечь к себе внимание, чтобы люди запоминали, узнавали, покупали продукцию, приходили на концерты, выступления и т.п.

Публичная коммуникация распространяется на разные сферы общественной жизни, начиная от звезд шоу-бизнеса, политиков, переходя к бизнесменам, писателям, музыкантам. Важно правильно преподнести себя, чтобы завоевать признание, доверие, уважение и любовь публики. Сейчас все чаще профессиональная деятельность соприкасается с публичностью. Бизнесмены не только заняты своей работой, но и активно взаимодействуют с целевыми аудиториями.

Вопросы, касающиеся взаимосвязи профессиональной деятельности с публичной коммуникацией, становятся все более актуальными в современном мире. Важно правильно использовать публичную коммуникацию в профессии для достижения желаемого эффекта.



Объект исследования – профессиональная деятельность дирижера Герберта фон Караяна (1908- 1989).

Обоснование выбора объекта исследования. Караян остался в истории культуры XX в. не только как один из великих дирижеров, но и как один из наиболее успешных (с финансовой точки зрения) деятелей музыкального бизнеса. За свои концерты, а еще более – за продажу компакт-дисков и видеокассет – маэстро получал миллионы долларов. При этом, еще при жизни Караяна его коммерческие успехи связывали с жесткой и продуманной системой самоподачи публике, эффективной публичной коммуникацией с целевыми аудиториями – любителями классической музыки, журналистами, представителями крупного бизнеса, ведущими политиками.

Предмет исследования – публичная коммуникация как фактор профессиональной деятельности Караяна.

Степень научной разработанности темы.

Использованная при написании дипломной работы, может быть разделена на четыре блока: о профессиональной деятельности, музыкальном исполнительстве, о дирижировании, публичной коммуникации, невербальной коммуникации.



Профессиональная деятельность. Долгое время изучение профессиональной деятельности развивалось в рамках экономических наук. С.Г.Струмилин основал деятельностный подход, который определял профессию как трудовую деятельность1. Г.В.Лазутина рассматривает профессионализм как развивающуюся систему, которая рождается как любительская деятельность и со временем перерастает в профессионализм2.

Исследователи-психологи рассматривали профессиональную деятельность с точки зрения развития личности. В рамках этого подхода А.К.Маркова в книге «Психология профессионализма» выделяет уровни профессионализма3.

А.А.Ангеловский в своей книге «Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм» рассматривает понятия «профессионал» и «профессионализма», пытается определить социальный смысл профессии4. А.И.Скопылатов останавливает внимание на деятельности руководителя, его основных качествах5.

Публичная коммуникация. Ю.Хабермас первым ввел понятие «публичной сферы»6. Он так же предлагает рассматривать публичную сферу и приватную. Х.Арендт пишет так же о сферах публичного и приватного, считая, что они неразделимы. Х.Арендт выделяет публичное пространство, считая, что оно существовало всегда7. Д.А.Кривоносов исследует роль PR-текстов в публичной коммуникации.8 Он исследует понятие «публичные коммуникации» на основе учений французских и итальянских ученых. Вопросом публичного дискурса занимались Р.В.Патюкова, которая выделяет функциональные характеристики публичного дискурса9, и Т.В.Воронцова, которая определяет публичный дискурс как дискурс, ориентированный на массовую аудиторию10.

Про дирижирование писали М.М.Багриновский в своей книге «Основы техники дирижирования»,11 Г.Л.Ержемский в монографии «Психология дирижирования»12, российский дирижер И.А. Мусин в книгах «Техника дирижирования» и «Язык дирижерского жеста»13. Мусин в книге «Техника дирижирования»14 и Багриновский уделяют больше внимание приемам дирижирования, техникам. Все авторы пишут про взаимодействие дирижера и оркестра, интерпретации, поведение за пультом.

О музыкальном исполнительстве писали Н.И.Голубовская15, которая рассматривала в большей степени практические особенности музыкального исполнительства. В своей работе Н.И.Голубовская ориентировалась на живую музыкальную практику.

Ю.Н.Бычков16, в первую очередь, пишет о строение, функционирование компоненты музыкальной культуры. Особое внимание Ю.Н.Бычков уделяет особенности интерпретации музыкального произведения. Так же рассматривают различные исторические моменты музыкального исполнительства.

М.В.Силантьева17 рассматривает музыкальное мастерство как реализацию потенциала личности музыкального исполнителя, его публичное раскрытие таланта, как он способен передать замысел композитора. Рассуждает о том, передает ли запись почерк музыкальных исполнителей.

Л.А.Баренбойм18 рассматривал и анализировал интерпретации музыкального произведения, изучал художественную мысль музыканта-исполнителя. Он разработал систему разделения музыкантов-исполнителей. Он выделял музыканта-рассказчика, музыканта-драматурга, живописца.



Невербальную коммуникацию исследовали Э.Холл19, Г.Е.Крейдлин, А.А.Леонтьев, В.Биркенбил20, В.А.Лабунская, А.Пиз и Б.Пиз, А.Вемъ.

А.А.Леонтьев рассматривал невербальную коммуникацию с психологической точки зрения. Психологические основания невербальной коммуникации.21

Э.Холл, основатель проксемики, уделял большее внимание расположению человека в пространстве. Он предложил методику оценки интимности общения и выделил несколько зон: интимная, личная, социальная, публичная. В.А.Лабунская излагаются основные идеи рассмотрения «экспрессии человека», невербального общения.22

Г.Е.Крейдлин исследует невербальное поведение человека в процессе коммуникации. Особое внимание уделяется жестам, мимике, позам, телодвижениям. Он рассматривает отдельные науки, из которых складывается невербальная семиотика.23

Аллан и Барбара Пиз дают полную расшифровку всех телодвижений: мимики, жестов, поз, походке, взглядам, дополняя фотографиями знаменитостей и анализируя их.24 А.Пиз выделяет целый раздел, посвященный установлению контакта глаз с собеседником, проблеме контроля взгляда.25 А.Вемъ изучает язык жестов, мимику, позы, анализируя фотографии, примеры из жизни.26

Книг про Караяна довольно много, но на русском языке есть одна книга, выпущенная при жизни маэстро в 1981 году, автор Пол Робинсон.27 Книга посвящена жизни и творчеству дирижера. Автор рассматривает жизненный путь Караян, как он добивался профессиональных успехов.

Н.Лебрехт28 написал три книги про классическую музыку и индустрию звукозаписи, в которых нередко упоминалось про Караяна, его профессиональную деятельность, роль в становлении звукозаписи. Автор критически относится к развитию индустрии звукозаписи и к тем, кто повлиял на этот процесс.

Р.Осборн в книге «Караян: жизнь в музыке»29 писал о творческом пути дирижера. Автор основывается на разговорах в маэстро, его воспоминаниях, интервью автора с Караяном. Книга не переведена на русский язык.

Много книг написано, все рассматривают Караяна как дирижера, его биография, жизненный путь, профессиональную деятельность. На русском языке существует одна книга Пола Робинсона, которая посвящена Караяну.

Проблематика исследования. Соотношение профессиональной деятельности и публичной коммуникации (более того, сама возможность последней) является очень различным в зависимости от характера профессии. Трудно представить себе публичную коммуникацию, скажем, токаря или металлурга во время их работы. Иное дело – профессии, связанные с музыкой, которая рождается в процессе интерпретации нотного текста исполнителем или дирижером. «Живой» концерт немыслим без элемента публичности: дирижер взаимодействует и с оркестром, и с зрительным залом. Однако, формы, характер, стилистика такого взаимодействия могут сильно варьироваться в зависимости от личности дирижера, исполняемого репертуара и др. Пройти между Сциллой откровенного заигрывания с публикой и Харибдой творческого отрешения от всего сущего – важная задача любого концертирующего музыканта.

Цель исследования – проанализировать роль публичной коммуникации в профессиональной деятельности Герберта фон Караяна.

Задачи исследования:


  1. Охарактеризовать роль прямой (непосредственной) коммуникации Караяна в его профессиональной деятельности.

  2. Раскрыть роль непрямой (опосредованной) коммуникации Караяна в его профессиональной деятельности.

Эмпирическая база дипломной работы. Официальный сайт Герберта фон Караяна30: www. karajan.org. Англо - и немецкоязычный, информационный сайт, на котором представлены: биография маэстро, интервью, фотографии, видеозаписи с концертов и репетиций, информация об институте Караяна, о Зальцбургском фестивале. Отдельный информационный сайт посвящен институту Герберта и Эллиет Караян: www.karajan-institut.org.31 Институт был основан женой маэстро для продолжения музыкального наследия дирижера и привлечения внимания к его творчеству. На сайте представлены аудиозаписи и видеоматериалы с концертов.

Еще один сайт, посвященный дирижеру32: www.karajan.co.uk. На сайте представлена биография Караяна, его творческий путь, список концертов, на которых выступал маэстро, аудиозаписи, книги, которые написаны о нем.

Есть один русскоязычный информационный сайт33: www.karajan.ru, на котором можно найти сведения о дирижере, о его технике дирижирования, об оркестрах, с которыми он работал.

Все сайты являются информационными, посвящены, в большей степени, его профессиональной деятельности.



Методы исследования.

- Теоретический анализ литературы;

- Сравнение;

- Классификация;

- Обобщение;

- Аргументация теоретических положений;

- Анализ литературы и источников.

Научная новизна исследования заключается в том, что роль публичной коммуникации в профессиональной деятельности дирижера Герберта фон Караяна впервые стала объектом специального исследования. Впервые определена специфика публичной коммуникации на примере деятельности дирижера и установлена взаимосвязь публичных выступлений и успеха профессиональной деятельности в сфере классической музыки.

Практическая значимость исследуемой работы. Проведенное исследование профессиональной деятельности дирижера, его взаимодействия в публичной сфере может помочь понять значимость личного имиджа, брендинга в сфере классической музыки. Полученные результаты могут быть использованы в исследованиях музыкальной коммуникации, PR в сфере классической музыки, в преподавании соответствующих курсов в высшей школе.

Гипотеза исследования. В результате исследования планируется показать, что Караян сознательно и целенаправленно выстраивал систему своей публичной коммуникации с целевыми аудиториями, эффективно используя четыре канала коммуникации (аудиальный, визуальный, невербальный и вербальный), что стало важным фактором успеха его карьеры как музыканта и деятеля музыкального бизнеса.

Структура текста дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

В первой главе даются теоретические основания изучения темы: что такое профессиональная деятельность, публичная коммуникация, музыкальная коммуникация и исполнительство, невербальная коммуникация.

Во второй главе описывается прямая (непосредственная) публичная коммуникация Герберта фон Караяна. В первом параграфе рассматривается взаимосвязь дирижера с музыкантами, с оркестром на репетициях и концертах, где Караян выступает в качестве руководителя. Во втором параграфе идет речь о коммуникации маэстро со зрителями на концертах, фестивалях. Уделяется особое внимание Караяну на концерте, поведению за пультом, взаимодействие с оркестром и публикой. В этой главе преобладает профессиональная деятельность, хотя концерт, взаимодействие дирижера с публикой является так же и публичной коммуникацией.

Третья глава посвящена непрямой (опосредованной) коммуникации Герберта фон Караяна. Здесь Караян показывается как публичная фигура, звезда, которая узнаваема и запоминаем за счет, в первую очередь, своей деятельности, а также хобби и увлечений. Он начинает тиражировать компакт-диски со своими интерпретациями. За счет этого он расширяет аудиторию, число почитателей его таланта увеличивается. Караян становится не просто дирижером, а музыкантом-артистом, которого знают все: от любителей классической музыки до рядовых сотрудников компаний.

В заключении подводятся итоги работы, выводы, к которым пришли в процессе исследования.

Приложение содержит биографию Караяна, фотографии маэстро за пультом, во время репетиций, на концертах, обложки дисков, фотографии с презентаций и фестивалей.



Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникации в профессиональной деятельности
1.1. Профессиональная деятельность и публичная коммуникация

Сначала рассмотрим, что такое деятельность, профессия, профессиональная деятельность и публичная профессия.

Большой энциклопедический словарь дает определение деятельности как специфической человеческой формы отношения к окружающему миру. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.34

Деятельность можно определить как специфическую, осознанную активность, которая порождается потребностями и направлена на познание и преобразование самого мира и человека.

В словаре С.И.Ожегова дается определение «профессия» как основной род занятий трудовой деятельности, сфера знаний.35 Профессией объединены люди, занятые определенным видом деятельности, имеющие сходные знания, навыки, связанные со специальностью. Профессиональная деятельность дает человеку возможность существования и развития.36

Можно выделить профессиональную и непрофессиональную деятельности. Профессиональная деятельность определяется как профессия, то есть трудовая деятельность, для которой необходимо владение теоретических и практических навыков, которые приобретаются в ходе специальной подготовки. Соответственно, непрофессиональная деятельность не требует специальных знаний и умений.

Исследование профессий как трудовой деятельности началось в рамках экономической науки. Выделяли несколько подходов к профессиональной деятельности:

1. Деятельностный подход: профессия как вид трудовой деятельности.

2. Психологический: психологические факторы формирования профессионального сознания.37

В совместной деятельности общая цель объединяет людей. Деятельность руководителя может иметь индивидуальный характер. Руководитель должен иметь более высокую внутреннюю мотивацию, уметь решать сложные задачи; у руководителя более высокая ответственность, уметь «руководить своим оркестром», т.е. всегда иметь обратную связь с сотрудниками.38

На основании полученной информации можно выделить признаки профессиональной деятельности: профессия является важным видом трудовой деятельности, который определяется разделением труда; профессия как группа людей, объединенная одним видом деятельности; профессия как совокупность знаний, умений, навыков.39

Профессиональная деятельность представляет собой долгосрочное выполнение определенной деятельности, которая требует специального образования и определенных умений.

Всякая деятельность рождается как любительская, переходя постепенно в профессиональную. Свою деятельность человек выбирает сам, из любительской она перерастает в профессиональную. Профессиональная деятельность формируется в процессе разделения труда, на основе любительской.

Понятие «профессионализм» подразумевает соблюдение норм профессиональной деятельности. Профессионализм – это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.40

А.К.Маркова выделила 5 уровней профессионализма:

1. Допрофессионализм: человек еще не является профессионалом, но уже выполняет некоторые трудовые действия, еще не знает норм и правил профессии. Такой уровень проходят все люди в начале своей профессиональной деятельности.

2. Профессионализм: на этом этапе человек приобретает профессиональные качества, устанавливает нормы и правила профессии. Повышается результативность труда, повышается квалификация.

3. Суперпрофессионализм: расцвет профессиональной деятельности. Для этого этапа характерны высокие достижения. Человек выходит за рамки профессии, дополняя ее личным вкладом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм): неэффективная деятельность, несоответствие нормам, отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм: либо человек профессионал в прошлом, либо становится консультантом или советником, помогает другим людям.41

Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни человека. Она образует основную активность личности, заполняя 2/3 сознательной жизни человека.42

В настоящее время очень важно быть профессионалом своего дела, серьезно относиться к своей профессиональной деятельности, соблюдать нормы и правила профессионального сообщества.

Особое внимание стоит уделить понятию «публичная деятельность» и «публичная профессия», так как это неразрывно связано с понятием «публичная коммуникация».

Понятие публичной деятельности рассматривал Аристотель, подразумевая под ней деятельность политика. Публичная деятельность – вид профессиональной деятельности, которая происходит всегда на виду и не может существовать без появления на публике, выступлений перед аудиторией.43

Публичные профессии не могут существовать без публики. Такие профессии выбирают демонстративные личности, которые хотят быть в центре внимания.44

В приведенном материале представляет важность понятия «профессионал», представления о публичной профессии и уровнях профессионализма, чтобы понять и оценить самого Караяна и его деятельность.

Главный признак профессионализма – безукоризненное владение ремеслом. Из двух людей, одинаково владеющих ремеслом, предпочтение отдадут профессионалу. Зрители хотят послушать классическую музыку в исполнение профессионального оркестра и дирижера. Профессионализм является необходимым условием реализации личности в обществе. Быть профессионалом своего дела означает иметь успех.

Теперь перейдем в рассмотрению публичной коммуникации и публичного дискурса, публичной сферы. В современном мире все чаще профессиональная деятельность оказывается взаимосвязана с публичной коммуникаций.

Х.Арендт дает определение «публики» как группы людей, видящих друг друга. Она пишет, что коммуникация является обязательным условием возникновения публики.45

Понятие «публичная сфера» первым ввел Ю.Хабермас. Он характеризует его как доступное для всех граждан место, где формируется общественное мнение.46 Первоначально понятие «публичная сфера» было введено в 1962 г. для обозначения «грамотного буржуазного общества», позже – общества в целом.47

По мнению Х.Арендт для формирования публичной сферы необходимо, чтобы дискуссия проходила в ходе реального разговора. Только так можно гарантировать включенность участников в обсуждение проблемы, об общности взглядов и мнений. Публичная сфера – это место, где люди встречаются и взаимодействуют в публичном пространстве.

В концепции Х.Арендт идет противопоставление «публичного» и «приватного». Она характеризует публичную сферу как форму взаимодействия между людьми. Она акцентирует то, что люди сами выбирают, когда им перейти из приватной сферы в публичную.48

Публичные коммуникации появляются только в том обществе, где возможно существование публичной сферы, только в гражданском обществе. Ю.Хабермас объясняет это тем, что в гражданском обществе постоянно возникают ассоциации, движения, организации, которые резонируют с тем, что происходит в частной жизни, посылая это в публичную сферу.49

Публичная коммуникация – это вид устного общения, при котором информация в официальной обстановке передается значительному числу слушателей. Чаще всего аудитория является специально организованной и имеет сходные параметры: возраст, пол, профессия. Передается информация, интересующая общественность. Подразумевается так же, что передает сообщение человек, имеющий определенный публичный статус.50 Под публичным статусом понимается статус, связанный с открытостью и ориентацией на общее благо.51

Т.А.Воронцова понимает публичный дискурс как дискурс, ориентированный на массового адресата. Публичный дискурс включает в себя не только массовое, но и публичное общение. Таким образом, под публичной коммуникацией понимают непосредственное общение между адресантом и многочисленными адресатами, которые представляют собой неоднородную аудиторию, но которые объединены по какому-то признаку (пол, возраст и т.п.).52

Важным средством любой коммуникации, в том числе публичной, выступают невербальные компоненты коммуникации: жесты, мимика, интонация голоса, поза. Они выражают эмоции и чувства говорящего.

В модели коммуникации П.Лазарсфельда присутствует аспект публичности53. Он рассматривал аудиторию не как пассивную группу, а как группу реципиентов. Он ввел в свою модель обратную связь, установив диалог между отправителем сообщения и получателями.

Публичная коммуникация играет все большую роль в жизни общества. Для публичного человека необходимо быть всегда на виду, устанавливать и налаживать контакты с аудиторией. Целями публичной коммуникации являются: позиционирование лидера, воздействие на аудиторию.

В.И.Карасик представляет три основных подхода к публичному дискурсу: социолингвистический (кто говорит); тематический (о чем идет речь); прагмалингвистический (как говорят).54

Предметом публичного дискурса должна быть информация, интересующая общественность.

Обратимся к образу адресанта. В публичном дискурсе адресант должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетенции, иметь определенный социальный статус, чтобы его точка зрения могла оказать влияние на общественное мнение.

В публичный дискурс включается понятие устного и письменного общения. Устное общение включает в себя непосредственное общение с аудиторией или посредством радио и телевидения. Письменное – газеты, журналы, листовки, письменные обращения и т.п.

По форме публичный дискурс может быть монологичный и диалогичным. Публичный монолог адресован массовой аудитории. Это могут быть публичные выступления, выступления по радио и на телевидение. Публичный диалог имеет опосредованную аудиторию. К публичному диалогу можно отнести интервью, публичные дискуссии.

Р.В.Патюкова выделяет несколько функциональных характеристик публичной коммуникации: наличие одного адресанта и множества адресатов; коммуникация осуществляется публичной личностью, которая обладает определенный социальным статусом; коммуникация носит активный характер, так как направлена на массы; может реализоваться в качестве монолога и диалога.55

Для публичной коммуникации характерна передача информации, которая затрагивает общественный интерес.

Современная публичная коммуникация занимает главенствующее место по влиянию на аудиторию, за счет использования средств массовой информации.56

Возрастает роль устного общения, и повышается роль диалога в процессе коммуникации. В связи с этим, современная публичная коммуникация характеризуется языковой раскрепощенностью и свободой в выборе темы и формы разговора.57

Для диплома представляет важность понятия «публичная коммуникация», так как вся деятельность Караяна была связана с публичной коммуникацией. Важно обратить внимание на образ адресанта в публичном дискурсе. Караян, как адресант публичного дискурса должен обладать высоким социальным статусом и влиять на общественное мнение.


1.2 Коммуникативные особенности музыкального исполнительства

Слово «дирижер» происходит от французского слова «дирижэ», что означает: управлять, направлять, руководить. Соответственно, «дирижер» - руководитель, ведущий.58

Профессия дирижера сравнительно молодая и стала весьма популярной. Дирижирование – это не только художественная деятельность, но и постоянный процесс взаимодействия руководителя с музыкальным коллективом.59

Дирижер – это, прежде всего, музыкант с высокоразвитым общим и музыкальным мышлением и воображением.

Без дирижера не обходится ни один концерт или оперный спектакль. Дирижер руководит оркестром, он же выступает в качестве интерпретатора исполняемого произведения.

Дирижирование – это целостная система взаимодействия с музыкальным коллективом.60

Инструмент дирижера – оркестр. Дирижеру необходимо воздействовать на оркестр. Дирижер-исполнитель воплощает свои замыслы с помощью других музыкантов. Искусство дирижерской техники воплощается в управлении оркестром. Каждому же музыканту присуще свои представления о том, как сыграть то или иное произведение. Перед дирижером стоит нелегкая задача – подчинить себе и направить в единое русло музыкантов. К каждому музыкальному коллективу применимы свои техники, в зависимости от степени подготовленности коллектива.61

Дирижер устанавливает и поддерживает контакт с исполнителями. Он пластикой, мимикой и выразительностью жестов должен показать характер, ее идею и настроение, «лепить» форму произведения.62 Дирижерское искусство требует наличия самых разных способностей. Необходимо выразить в жестах содержание музыки, делать «видимым» развертывание музыкальной ткани произведения, воздействовать на исполнителей.63 Жест дирижера – это, своего рода, язык, с помощью которого дирижер «говорит» с оркестром и публикой о содержании музыки. На подготовительной стадии дирижер выступает как режиссер и педагог, разъясняя музыкантам стоящую перед ними творческую задачу.

Вся работа дирижера, концертная и репетиционная, проходит на глазах у коллектива. Всем своим видом дирижер должен настраивать исполнителей, вселять уверенность. Своим внешним видом дирижер должен выражать спокойствие, естественность, уверенность. 64

Деятельность дирижера на репетиции значительно отличается от поведения на концерте. Речевая форма общения дирижера с оркестром имеет большое значение во время репетиции. Дирижер разъясняет идею, структурные особенности, содержание и характер музыкального произведения.65 Дирижер должен передать коллективу свои идеи по поводу исполнения произведения, разъяснить нюансы исполнения, направить в одно русло. Порой даже на репетициях дирижер предпочитает жест слову, для пояснения сложных моментов.

Некоторые дирижеры предпочитают дирижировать палочкой, некоторые руками. Дирижерская палочка удлиняет руку, делает ее более приметной для исполнителя. Эмоциональная выразительность жеста открывает исполнителям смысловой подтекст музыки.66

Для оркестрантов важен, в первую очередь, профессионализм дирижера, способность его глубоко интерпретировать музыку, открыть новые черты. Для музыканта важно, чтобы дирижер эффективно и умело работал на репетиции, чтобы достигать положительных результатов за короткий срок. Важно установить взаимодействие с музыкантами для эффективной работы и взаимопонимания.

Оркестр – это команда дирижера. Он должен повести музыкантов за собой. Оркестр и дирижер – одна команда, но дирижер в ней предводитель, лидер. Одно произведение в исполнении разных дирижеров и оркестров будет звучать по-другому. Это и становится отличительным стилем дирижера, за которое одни его уважают и ценят, а другие критикуют.

Дирижер должен проникнуть в содержание произведения, понять замысел автора и донести это до оркестрантов, а затем передать публике. Дирижер создает свою интерпретацию произведения. Дирижер «оживляет» нотную запись. Слушатель оценивает не только игру оркестра, но и действия дирижера. Он приковывает к себе взор, так как он на виду у всех.

Все дирижеры по-своему интерпретируют музыкальные произведения. Они по-разному подходят к каждой даже малозаметной детали. Каждый понимает эпоху по-своему, выбирает, кажущийся ему правильным, ритм, темп, оттенки, выразительность каждой музыкальной фразы. Важно правильно расставить акценты, подвести к кульминации, дать понять зрителю, суть музыкального произведения. Каждый дирижер проявляет свой художественный вкус, свой стиль, мастерство. Дирижер сам выбирает, какие детали стоит подчеркнуть, какие стоит оставить незаметными. Оркестр позволяет дирижеру выполнить все его идеи, воплотить в жизнь.

Таким образом, важно понять, что представляет собой дирижирование, как дирижер должен взаимодействовать в оркестром, как происходит репетиционный процесс, чем отличается деятельность дирижера на репетиции и на концерте. Все эти моменты важны для дальнейшего анализа деятельности маэстро, взаимосвязи Караяна с оркестром.

Сейчас перейдем к рассмотрению музыкального исполнительства. В музыкально-исполнительском искусстве нет ничего более наглядного, чем управление концертным исполнением музыкального коллектива. Дирижер концентрирует на себе внимание, как самый видный и самый подвижный участник концертного действия. Он стоит во главе оркестра у всех на виду. Слушатели оценивают дирижера с точки зрения качества исполнения и характера дирижирования. Дирижер старается увлечь публику, помочь более живо воспринимать музыку.67

Музыкальная энциклопедия дает определение «музыкального исполнительства» как творческого процесса воссоздания музыкального произведения.

Музыка – искусство временное, она нуждается в воссоздании.68 Музыка нуждается в посреднике - исполнителе, истолкователе музыкального произведения.

Когда-то создание и исполнение музыкального произведения были неразлучно связаны. Музыка живет пока она звучит, потом она лишь остается в памяти слушателей. Получается, что отзвучав, произведение перестает существовать. Возникает потребность в посреднике между произведением и слушателями, которые способны воспроизводить произведение.69

Возрастающая роль музыки в жизни общества, появление знаменитых композиторов – профессионалов, вследствие этого появилось профессиональное исполнительство. Музыкант-исполнитель является связующим звеном между композитором и широкой аудиторией слушателей.

Исполнитель- интерпретатор должен обладать тонким художественным вкусом, широким кругозором, проникать в скрытый замысел нотного текста. Интерпретатор должен правильно раскрыть публике замысел произведения, содержание и передать неповторимую красоту музыкального произведения.70

Л.А.Баренбойм выделял несколько типов музыкантов-исполнителей: исполнитель-рассказчик, исполнитель-драматург.71 Обычно исполнители раннем возрасте начинают овладевать каким-либо музыкальным инструментом. Не случайно, люди, идя на концерт, выбирают не только любимое произведение, но и понравившегося исполнителя, который в большей степени сможет передать красоту музыкального шедевра.

Нотная запись является замечательным изобретением, благодаря которой музыкальные произведения стали доступны широкому кругу общественности. Нотная запись – источник познания произведения. Нотная запись сама по себе не звучит, а музыка должна звучать.72 Музыка существует в виде нотной записи, свое реальное существование она обретает только в процессе исполнения, в процессе интерпретации. Музыка живет в сознании слушателей. Нотная запись выполняет лишь семиотическую функцию. Интерпретатор задает определенное художественное содержание.73

Музыкальное исполнительство как профессиональное искусство формируется в связи с эволюцией общественного музицирования, развитием музыкальных стилей и жанров.

Обращение к массовой аудитории ставит перед исполнителями новые задачи. Чтобы лучше воздействовать на аудиторию, усилить восприятие, начинают вносить элементы зрелищности. Мимикой и жестами исполнители стараются донести характер и образ музыкального произведения. Публичное исполнение музыкальных произведений требует определенного призвания к артистической деятельности, требует времени и сил для ежедневных репетиций.74

К середине XIX в. формируется новый тип музыканта – интерпретатор, который является истолкователем произведения композитора. Задача интерпретатора – раскрыть, правильно истолковать и передать слушателям замысел автора музыкального произведения.75

Музыкальное исполнительство допускает различные толкования произведения. Музыкальное произведение можно по-разному интерпретировать и раскрыть перед зрителями. Каждый интерпретатор это делает по-своему. Музыкальное исполнительство должно отражать не только чувства и переживания композитора, но и личность интерпретатора. Интерпретатор должен воссоздавать произведение, творить его заново, подобно автору, оживлять нотные записи.76

Важно заражение слушателей своими переживаниями.

Грамзапись оказала большое влияние на музыкальное исполнительство, выдвинув новые эстетические, психологические и технические проблемы, связанные с передачей и восприятием музыки.77 Грамзапись позволила фиксировать реальное звучание музыки. Вследствие этого стали отмечать стандартизацию исполнения. Для ценителей музыки грамзапись дала возможность остаться один на один со своими переживаниями музыкального текста.78

Знаменитый пианист Иосиф Гофман написал, что «искусство – это посредник, связывающий два пункта – отправителя послания и получателя».79

Музыка можно рассматривать как коммуникативный феномен. Музыкальная деятельность включает в себя сложную систему межличностных коммуникаций: между оркестром и дирижером, между дирижером и исполнителем, между критиками, публикой, композитором.

Используя модель Клода Шеннона можно проанализировать музыкальную коммуникацию. Источник сообщения – композитор, который сочинил музыкальное произведение и записал его с помощью нот, которые являются кодирующим устройством. Сообщение, которые передает композитор с помощью нотной записи – музыка. Канал передачи музыкального сообщения является оркестр. Декодирует нотную запись – дирижер, который смотрит, как лучше донести произведение до публики, которая является приемником сообщения.

Под музыкальной публикой можно понимать людей, которые интересуются музыкой и слушают ее. В узком смысле – это люди, которые приходят на концерт определенного исполнителя или театра.80

Коммуникативная функция музыкальных произведений служит средством художественного общения.81

Дирижер – интерпретатор музыкального произведения. Караян тщательно разбирал каждое новое произведение, пытаясь понять эпоху, чтобы более точно передать слушателям атмосферу того времени. Зрители выбирают не только исполнителя и произведение, которое они хотят послушать, но и дирижера, который сможет передать красоту музыкального произведения. Г. фон Караян был профессионалом, тщательно прорабатывал сложные моменты произведения, изучал партитуру годами. Поэтому публика выбирала Караяна, который гарантировал красоту и качественное исполнение музыкального произведения.

Музыкальное произведение не могло существовать вне концертного зала до того момента, пока не была открыта грамзапись. Караян был отцом-основателем грамзаписи, который расширил аудиторию классической музыки за счет тиражирования аудиозаписей.

В приведенном материале стоит обратить внимание на роль музыканта-интерпретатора, которым и являлся Караян. В связи с публичным исполнением музыкальных произведений стало необходимо внести элемент зрелищности. Караян жестами и мимикой доносил характер музыкального произведения, ярко вел себя за дирижерским пультом, что придавало зрелищность концерту.

Важно обратить внимание на влияние грамзаписи, так как Караян первым начал записывать музыкальные произведения на пластинки, развивал грамзапись.
1.3 Невербальная коммуникация в музыкальном исполнительстве

Перейдем к рассмотрению невербального общения, невербальной коммуникации, так как она необходима для рассмотрения деятельности дирижера за пультом, который общается со зрителями посредством невербальной коммуникации.

Общение – это сложный процесс взаимодействия между людьми, в котором всегда присутствуют вербальная и невербальная коммуникации.82 Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она может передавать огромное количество информации.83 Жесты, мимика, позы человека играют важную роль в устной коммуникации.84

Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем.85 Термин «невербальное» означает «несловесный язык». Основой невербальной коммуникации являются жесты, мимика, взгляд, прикосновения, тембр голоса и другие. Р.Харрисон характеризовал невербальный язык как первичный, природный.

Невербальная коммуникация составляет большой процент общения. Она сигнализирует об эмоциональном состоянии человека, выражается в позе, жестах, мимики, интонации. Подобная информация позволяет понять то, что не выразить словами: эмоции, чувства, намерения, темперамент, личностные качества.86 Альберт Мерабян установил, что вербальное общение составляет 35%, невербальная коммуникация - 65%.87

М.Битянова выделяет акустическую и оптическую системы невербальной коммуникации. К акустической она относит тембр, высоту голоса, интонацию. К оптической – жесты, мимику, позы, походку.88

В.А.Лабутинская предполагает, что с помощью невербального общения можно создать образ партнера по общению, невербальная коммуникация выступает в качестве индикатора психологического состояния личности, экономит и дополняет речевое сообщение, делает процесс коммуникации более открытым.89

К основным видам невербальной коммуникации относятся: кинесика – телодвижения, позы, жесты, мимика; тактильное поведение – прикосновения, которые носят разный смысл; сенсорика - восприятие; проксемика – расположение в пространстве, хронемика – использование времени при невербальной коммуникации, паравербальная коммуникация – интонация, тембр голоса.90

Есть несколько факторов, которые влияют на невербальный язык. К ним относятся национальная принадлежность, профессия человека, состояние здоровья, статус человека, возраст.91

Кинесика – наука о языке тела и его частей. Некоторые ученые пишут, что кинесика – учение о жестах, преимущественно, о жестах рук.92 Жесты играют важную роль в общении. Они могут повторять актуальную информацию, противоречить высказыванию, могут заменять высказывание, подчеркнуть или усилить фразу.93

К кинесике относятся жесты, мимика, позы, манера одеваться, взгляд.94 Кисти рук всегда находятся на виду и выдают отношение к происходящему.95

Во время публичного выступления рука оратора должна подчеркивать и дополнять речь, выражать эмоциональное состояние говорящего.96

В.Биркенбил понимает под позой положение, которое принимает человек, движения, которые изменяют это положение. Под мимикой понимается изменения, которые можно наблюдать на лице человека.97

Невербальная коммуникация дополняет слова человека, усиливая их, передает более точную информацию о состоянии человека, его чувства и настроение. Знание невербального языка позволяет лучше понять собеседника, предугадать реакцию. Проксемика исследует расположение людей в пространстве. Слово «проксемик» означает близость. Эдвард Холл выделил несколько зон дистанций: интимная (до 50 см), личная зона (50 – 120 см), социальная зона (120 – 400 см), публичная ( более 400 см).98

Важен контакт глаз как показатель взаимоотношений между людьми. Обычно люди смотрят друг на друга 30-60% всего времени общения. Визуальный контакт помогает понять партнеру, что он заинтересован в общении, не говорит в пространство.99 Ученые выявили, что если человек не смотрит в глаза при разговоре, значит, что он не хочет передавать эстафету беседы другому. Когда нет зрительного контакта, собеседника труднее прервать. Публичные люди пользуются этим приемом во время интервью.100

Эмоции, передаваемые посредством невербальной коммуникации, заразительны. Это применительно к концертам, когда в толпе поклонников передается эмоциональный заряд. На концерте классической музыки дирижер и оркестр передает свои эмоции, чувства зрителям.

Мужчины обычно одеваются так, чтобы показать свой социальный статус или профессию. Внешний облик должен подчеркивать положительные качества.101

Невербальная коммуникация представляет собой внутренний мир личности, чувства, переживания, настроения, которые не могут быть выражены посредством речи, но мимика, жесты, позы выражают внутреннее состояние человека. Ученые доказали, что невербальные сигналы оказывают воздействие в пять раз сильнее, чем вербальные.102

Ладони являются голосовой связкой и выражают очень многое. Ладони вверх – жест покорности. Ладонь, повернутая вниз, подчеркивает авторитет, власть.103

Невербальная коммуникация играет важную роль в процессе коммуникации дирижера с публикой и оркестрантами. Главную роль в процессе дирижирования играют руки дирижера, умение владеть своим телом, эмоции, мимика, жесты. Дирижер общается с музыкантами и публикой только с помощью жестов. Выражение эмоций происходит посредством мимики, позы, жестов. Руки являются наиболее выразительной частью в профессии дирижера. Наиболее подвижная часть руки, кисть, предназначена для выполнения разнообразных движений: бросковые, кругообразные, сжимающие и т.п.104 Особое внимание стоит обратить на кинесику, так как именно жесты, мимика, позы, манера одеваться ложатся в основу имиджа Караяна и играют важную роль в установлении взаимосвязи между маэстро и целевыми аудиториями.

Пальцы дирижера как будто соприкасаются со звуком, в то время как кисть передает импульсы, ведет оркестрантов за мелодией. Музыка – эмоциональное искусство. Чтобы выразить эмоции речи недостаточно, легче выразить жестом.105 Невербальная коммуникация занимает важное место в профессии дирижера, так как все общение с публикой и музыкантами происходит посредством невербального языка.
Выводы по первой главе.

В рассмотренном материале представляет важность для дипломной работы понятия «деятельность», «профессия», «профессиональная деятельность», «публичная коммуникация», «музыкальное исполнительство». Важно обратить внимание на невербальную коммуникацию, так как Караян общался на концертах с публикой и музыкантами за счет жестов и мимики, манере одеваться, что в дальнейшем ложилось в основу его имиджа, за счет чего его узнавали.

Для дальнейшего анализа важны характеристики публичной коммуникации, такие как наличие адресантов, коммуникация должна носить активный характер, адресант должен обладать определенным социальным статусом, так как в дипломной работе рассматривается публичная деятельность Караяна.

Рассмотрена роль музыканта-интерпретатора, дирижера. Рассмотрена роль грамзаписи, что важно для дальнейшего рассмотрения деятельности Караяна в сфере звукозаписи.




следующая страница >>



Сначала забываешь имена, потом забываешь лица, потом забываешь застегивать ширинку, потом забываешь расстегивать ширинку. Лео Розенберг
ещё >>