Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения специалитет Допущена к защите на гак - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения специалитет... 7 1265.61kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной-заочной формы обучения... 5 1063.76kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 7 1280.54kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 6 791.04kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 6 1149.48kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 9 1566.89kb.
Дипломная работа студентки 5-ого курса очной формы обучения Допущена... 3 923.33kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очно-заочной формы обучения... 5 1120.28kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 5 975.11kb.
Дипломная работа студента 5-го курса очной формы обучения Допущена... 3 723.21kb.
Магистерская работа студентки 2 курса очной формы обучения Допущена... 15 1051.18kb.
«Пкудей» пп. 1-235 Все реки текут в мореError: Reference source not... 6 1086.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения специалитет Допущена к - страница №1/10



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра социальных коммуникаций и технологий



Никифорова Виктория Владимировна
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЭНОТУРИЗМА


НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ
 
Специальность 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

специалитет


Допущена к защите на ГАК
Заведующий кафедрой Научный руководитель

к.п.н., доцент д.и.н., проф.

_______________В.М. Майклсон ____________ Л.Г. Березовая
«___»__________2013 г.
Москва 2013

Содержание
Введение …………………………………………………...…….………..…...3

Глава 1. Теоретические основы энотуризма ………………………….........21



  1. Место винных и гастрономических туров в структуре культурно-познавательного туризма

  2. Винная культура как потенциал развития туризма

  3. Виноделие и культура вина во Франции (на примере региона Бордо)

Глава 2. Московский рынок выездного энотуризма во Францию: особенности позиционирования.………………………………………..……….….66

  1. Позиционирование энотуризма на туристском рынке Москвы

  2. Типология энотуров

  3. Особенности деятельности турфирм в области энотуризма

Глава 3. Опыт деятельности московских туроператоров «Simple Wine Travel» и «Alora S.M.B.A» во французском регионе …………………………….104

  1. Место туроператоров «Simple Wine Travel» и «Alora S.M.B.A» на московском рынке

  2. Особенности продвижения энотуризма на московском рынке

  3. Потенциал развития энотуризма в Москве

Заключение ………………………………………………….……………….127

Список использованной литературы и источников………………………..137



Приложение ………………………..………...................................................145


Введение

Постановка проблемы, цели и задачи

С древнейших времен вино считалось божественным напитком, которому во многих сказаниях и легендах приписывалось происхождение свыше. Например, в Египте виноградная лоза появилась благодаря Осирису – богу возрождения, загробного мира, зерна и виноделия; в Риме и Греции – Дионису-Бахусу, богу виноградарства, виноделия и плодородия; в Армении – Ною, последнему (десятому) из допотопных патриархов Ветхого Завета; в Испании – полубогу Гериону, трехголовому великану; на Кипре – Сатурну, богу земли и плодородия1. И в Библии виноделию отведена важная роль. Здесь следует отметить, что слово «вино» встречается в Евангелие чаще, чем в Ветхом Завете: это можно объяснить его местом в быте, а главное, в сознании людей того времени2. Виноградная лоза, как и христианство, появилась на Средиземноморье3.

Во все времена к вину, при разумном и умеренном употреблении, было положительное отношение. Этот напиток имеет не только многогранные оттенки вкуса, но и обладает общеукрепляющим действием на организм человека, а также лечебными свойствами: повышает аппетит, расширяет сосуды, поддерживает в норме кислотность желудка, обладает антитоксическими свойствами, и мн. др.4.

Вино словно живой организм: рождается, созревает, стареет, умирает – всему свой срок. Не зря ценится вино, многие годы, а может и века, выдержанное в подвалах, – вино, как и вода, умеет хранить информацию. Поэтому, открывая бутылку выдержанного вина, вдыхая его аромат и пробуя на вкус, истинные ценители ощущают не просто две эти составляющие, а чувствуют историю данного напитка, его многогранность. Вино разных лет, разной выдержки, из разных винодельческих хозяйств, из разных бочек и условий хранения, а также благодаря многим другим нюансам сильно отличается друг от друга. Настоящие ценители и, конечно же, эксперты, могут, не глядя на этикетку, по аромату и вкусу определить регион происхождения данного вина, его выдержку и даже сезон, в который был собран виноград.

Иметь в доме и на столе изысканное вино и к тому же разбираться в нем, считается хорошим тоном. В настоящее время на полках винных отделов магазинов огромный выбор данного напитка – из разных стран, сортов винограда, срока выдержки. Зачастую обычный покупатель, не посвященный в тонкости винного искусства, ориентируется на визуальный ряд: форму бутылки, этикетку, название, цветовое решение. Но этим отнюдь не ограничивается вопрос выбора вина: чтобы разбираться в его тонкостях, необходимо знать историю виноделия, сорта винограда, лучшие регионы, винодельческие дома, в которых производится этот «божественный» напиток, основные правила винного этикета. Напиток королей и простолюдинов, высшего света и бедных крестьян; в годы войн и в годы спокойной жизни; в праздники и в дни горя, – вино во все времена было на столе. Ему воздавали хвалу и бранили, почитали и запрещали. По истории вина даже возможно проследить мировую историю или историю отдельно взятой страны. Во многом связь между народами заключается в становлении виноделия.

Таким образом, виноделие и винопотребление формировались как определенная культура, связанная с историей стран и народов, имеющая познавательную ценность. С этой точки зрения винная культура может рассматриваться как основание для специфического вида туризма. В профессиональной лексике винный туризм носит название «энотуризм», который является разновидностью гастрономического и – шире – культурно-познавательного туризма. С профессиональной точки зрения энотуризм (oinos – греч. вино), – это специальный вид туризма, подразумевающий посещение винодельческих хозяйств, замков (шато), виноградников, проведение дегустаций, ознакомление с историей вина конкретной страны, региона, с местной кулинарией, традициями и культурными особенностями (в привязке к винной тематике). Через дегустацию вина человек впитывает историю, культуру и дух Франции. Единожды пригубив вино в определенном шато (château – фр. замок), винодельческом хозяйстве в конкретном регионе и месте Франции, человек посредством вкусовой и эмоциональной памяти навсегда обретает ассоциативную связь между благородным напитком и историей его происхождения, культурой и вековыми традициями данного хозяйства, местом выращивания виноградной лозы и производства. Эта связь вина и культуры является неразрывной составляющей грамотно построенного энотуризма.

Как разновидность культурно-познавательного туризма винный туризм тесно связан с определенным регионом, его историей и национальной культурой. Бесспорной привлекательностью для энотуризма обладают страны, где и изготовление, и потребление, и само отношение к вину стало частью национальной культуры: прежде всего Франция, Испания, Италия.

По сути винный туризм возник 1970–80 гг. в Калифорнии (США), чуть позже в Австралии и со временем стал развиваться практически во всех винодельческих регионах мира5. Следует отметить, что именно в Новом Свете, а не в традиционных винодельческих регионах, этот вид туризма стал более востребованным: маленькие винодельни, которых здесь большинство, с помощью привлечения туристов начали повышать свои доходы в разы, продавая вино на месте, поэтому энотуризм стал активно процветать, тогда как в странах Старого Света посещение виноделен изначально было скорее увлечением и развлечением, но не туристским бизнесом в полном смысле. Примечателен тот факт, особенно касающийся стран Старого Света, что здесь винодельческие хозяйства занимаются именно изготовлением и продажей вин, а не туристским бизнесом, и поэтому энотуры являются эксклюзивным продуктом.

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) в исследовании «Tourism: 2020 Vision» представила прогноз, что одним из наиболее популярных видов туризма к 2020 г. станет именно тематический6. Культурно-познавательный и экологический также будут входить, по мнению ЮНВТО, в число перспективных видов туризма XXI в. Винные туры как quality tourism (устойчивый, «мягкий», высококачественный, выходящий за рамки бизнеса, делающий акцент на культуре, экологии, общечеловеческих ценностях и проблемах) можно отнести к данным видам туризма.

Кроме того ЮНВТО прогнозирует, что время на путешествия будет сокращаться: будут пользоваться популярностью туры выходного дня и туры, рассчитанные на короткие отпуска. Винные туры также возможно организовать на несколько дней, так что и этот вариант станет популярным среди туристов. По прогнозам ЮНВТО к 2020 г. европейский туристский регион будет продолжать лидировать, но уже в ослабевающем мировом масштабе (717 млн. туристов)7.

По данным «Индекса конкурентоспособности сектора путешествий и туризма» («The Travel & Tourism Competitiveness Index», TTCI), представленного на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 2013 г., Франция занимает в рейтинге седьмое место из 140 стран мира, утратив четыре позиции с 2011 г8. Но Франция продолжает привлекать туристов со всего мира богатым культурным наследием (в том числе объекты виноделия и энотуризма): занимает четвертое место по числу объектов всемирного культурного наследия; в стране проводится множество разнообразных по тематике международных выставок и ярмарок (пятое место)9. К тому же Франция прочно и по праву занимает лидирующую позицию среди винодельческих регионов мира: это обусловлено прежде всего климатическими условиями, благоприятным климатом для выращивания лучших сортов винограда и, конечно же, традициями, передающимися из века в век, из поколения в поколение. Во Франции много внимания уделяется виноделию не только как производству напитка, но и как особой традиции, неотъемлемой части многовековой истории, культуры, образа жизни, быта и самобытности французского народа. Качество и вкус французских вин стали эталонными среди других винодельческих регионов мира, таких как Италия, Греция, Испания и др. Однако специальные туры в винодельческие регионы Франции на рынке путешествий в Москве все еще являются малораспространенными и культурно-познавательный потенциал таких туров позиционируется недостаточно, поэтому в данной области туризма есть большие перспективы развития. В целом туристский рынок Москвы далеко не в полной мере использует такую явную тенденцию мирового туристского рынка, как возрастание интереса потребителей к повседневным социокультурным практикам других народов, в том числе к культуре вина.

Таким образом, проблема данной работы состоит в раскрытии причин несоответствия запросов потребителя в области энотуризма и масштаба предложения означенного турпродукта московскими операторами; а также намечены пути преодоления данного несоответствия.

Тема энотуризма с каждым годом становится всё актуальнее: с развитием коммуникаций, процессом глобализации расстояние между континентами, странами, народами и культурами сократилось. Это повлияло и на туризм, как на сферу, напрямую задействованную в этих процессах. Национальное культурное наследие и традиции отдельных стран стали общемировым достоянием, и в том числе те, которые имеют отношение к виноделию: люди интересуются вином именно как частью культуры той или иной страны, познают отличия и особенности конкретного винодельческого региона. Вино стало не просто напитком и символом праздника, но и своеобразной определяющей уровня и качества жизни в стране. В последние десятилетия вино стало позиционироваться как часть культуры: и общемировой и отдельного региона. Поэтому энотуризм стал охватывать всё новые географические места на карте и всё больше людей хотят познакомиться с винной культурой, буквально попробовать ее на вкус, забрав с собой ее частичку в виде сувениров, чаще всего бутылки хорошего вина, сохранить в виде фотографий, видеосъемки и, конечно, в зрительной и вкусовой памяти. Сейчас существует даже некая конкуренция между винодельческими регионами за популярность среди туристов. Это и понятно: энотуризм может принести хорошие деньги в экономику страны и способствовать развитию туризма в целом, так как винный туризм может быть частью любого тура: культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, гастрономического и др.

Таким образом, предмет исследования заявляется в работе как позиционирование и возможности развития на московском туристском рынке такого специфического турпродукта как энотуризм.



Объектом исследования является энотуризм во Францию в качестве туристского продукта.

Предмет и объект исследования определяют цели и задачи в данной работе. Целью данного исследования является выявление специфики и особенностей энотуризма на рынке Москвы и определение варианта пути его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  • проанализировать туристский потенциал культуры виноделия и винопотребления применительно к Франции;

  • выявить место туристских предложений московских операторов в области энотуризма, особенно во Францию;

  • рассмотреть особенности позиционирования энотуризма вообще и во Францию, в особенности на туристском рынке Москвы;

  • определить, насколько деятельность ведущих операторов в данной отрасли туризма «Simple Wine Travel» и «Alora S.M.B.A» способствует решению проблемы.

Гипотеза исследования заключается в том, что автор данной работы предполагает зависимость эффективности московского туристского рынка от более активного предложения потребителям уникальных и индивидуализированных туров; автор видит перспективы развития туристского рынка не столько в расширении массовых турпродуктов, сколько в максимальной индивидуализации и даже своего рода элитарности предлагаемых путешествий. Исследование энотуризма позволяет найти аргументы для данной позиции автора.

Для решения проблемы и для работы с источниками автором были применены различные методы. Среди использованных общенаучных методов можно выделить: аналитические методы, приемы типологии и систематизации данных, логический и сравнительный методы, метод обобщения. Среди специальных методов для туризма можно отметить: метод частичного проектирования, приемы составления диаграмм и таблиц.


Анализ литературы по проблеме

По теме энотуризма существует ограниченное число научных работ и публикаций, как аналитических, так и практических. Значительная часть имеющейся литературы носит информационный и описательный характер. В работе данные материалы использованы в том числе и как источник важных сведений о культуре вина. Научная литература по теме делится на общую исследовательскую, учебно-профессиональную и справочную. В значительном количестве общих работ по истории и культуре европейских стран, в том числе Франции, даются оценки роли виноделия и культуры вина, а также содержатся сведения о культурных практиках потребления вина.



Среди общей исследовательской литературы автором были выделены:

  • «История вина в цивилизации и литературе» А. фон Гляйхен-Русвурма, С. Ключникова, А. Голованова10, в которой содержится ряд важных сведений: информация о вине и винопотреблении, традициях, о значениях и символизме напитка для различных народов в разные эпохи (в культуре, литературе, искусстве, мифологии, религии, к примеру, в христианстве вино – кровь Иисуса Христа). Описана история винопития в Европе и России. Основным мотивом в данной книге является повышение культуры винопития;

  • «Вино: иллюстрированная энциклопедия» О.И. Бортника11, в которой подробно рассказывается о большом значении вина в истории и культуре человечества. В книге описаны основные винные регионы (Франция, Италия, Испания, Германия и др.) со всеми особенностями и тонкостями технологий виноделия и винопотребления, историей их становления и развития, культура винопития в разных странах; указаны самые известные вина и хозяйства, способы дегустации;

  • «Винный туризм. Гид путешественника» Р. Джозефа12. В книге, написанной известным писателем по винной тематике, даются подробные описания всех винодельческих регионов мира, в том числе новых (к примеру, Индия или Таиланд), особенности, традиции и культура виноделия, винопотребления и эногастрономии в каждом из них. Автор делится собственными впечатлениями за 25 лет путешествий по винодельческим хозяйствам мира. Кроме того, в книге дана полная информация для винного туриста (в том числе самостоятельного) с указанием контактных сведений и режима работы: отели, эногастрономические рестораны и бары (с ценовой политикой), винные музеи, школы, дегустационные залы, винодельческие хозяйства и др.

  • «Дифференцируйся или умирай» Д. Траута13. Автор книги, известный маркетолог, подробно излагает стратегии, методы позиционирования и дифференциации товаров и услуг для их выгодного отличия на рынке в условиях высокой конкуренции. В частности, Траут приводит рекламную стратегию УТП (уникальное торговое предложение; unique selling point, USP), введенную другим известным специалистом по маркетингу Р. Ривзом. Данная стратегия важна и для позиционирования энотуризма на рынке.

  • Статья Дж. Урри «Взгляд туриста и глобализация»14. В данной статье автор излагает свою точку зрения на взаимовлияние процессов глобализации и туристских передвижений по всему земному шару: происходит сжатие времени и пространства, переход от устойчивой к «жидкой» современности, благодаря современным технологиям люди становятся ближе, мобильнее («гибель дистанции»), появляются практики коммуникаций «в движении», начинает преобладать мобильное зрение (в том числе при осмотре достопримечательностей разных стран мира). Эти глобальные изменения во взгляде туриста влияют и на практики энотуризма.

Среди учебно-профессиональной и справочной литературы автором были использованы:



  • «Специальные виды туризма» А.В. Бабкина15. В данном учебном пособии приведены различные классификации туристской деятельности, даны предпосылки возникновения разных видов туризма, указаны их центры. Книга является теоретической базой для изучения специальных видов туризма (событийного, круизного, лечебно-оздоровительного, религиозного, экологического, горнолыжного, экстремального и др.). Пособие содержит типологию путешествий на основе различных подходов: регионального, по мотивации потребителей, по видам транспорта и т.д. Для данной работы наиболее адекватной является типология туризма по мотивации потребителя, поскольку основной мотивацией для энотуров является культурно-познавательная составляющая.

  • «Туризм как вид деятельности» И.В. Зорина, Т.П. Кавериной, В.А. Квартальнова и др.16. В данном учебном пособии содержатся сведения по истории становления и развития туризма в глобальном масштабе и в масштабе России, а также важные определения и классификации в туристской деятельности. Даются прогнозы популярных видов туризма в будущем (от ЮНВТО), в их список входит и тематический туризм, а винные туры также могут быть отнесены к этой категории. В частности, в пособии выделена особая связь между культурой и туризмом во всем мире, что отражено во многих международных документах, к примеру, в Манильской декларации (1980 г.) и декларации Мехико (1981 г.)17. Данный аспект очень важен при рассмотрении энотуризма как такового;

  • «Введение в туризм» М.Б. Биржакова18. В учебном пособии даны теоретические основы туристской деятельности (в том числе терминологическая база), организационные формы и разновидности туризма (куда могут быть включены энотуры), тенденции мирового развития и др.

Для решения поставленных в работе задач автором были привлечены необходимые источники, которые можно разделить на несколько групп:



  • официальные и правовые документы;

  • статистические материалы;

  • аналитические источники по туристскому рынку Москвы;

  • эмпирические материалы о деятельности конкретных турфирм;

  • материалы газет и журналов, а также рекламная продукция турфирм;

  • путеводители по Франции.

Значительная часть этих источников представлена в электронном виде, остальная – в печатном.

Среди официальных и правовых документов автором были использованы:



  • Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»19 (ред. от 03.05.2012), в котором изложены принципы государственной политики в сфере туризма, даются определения основных понятий, таких как «турист», «выездной туризм», «туристские ресурсы», «туристская индустрия» и др.;

  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»20(ред. от 28.07.2012), в котором зафиксированы правоотношения, возникающие при пересечении гражданами границы России, в том числе в туристских целях;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»21 (ред. от 25.06.2012), регулирующий правоотношения между потребителями и исполнителями работ, услуг и изготовителями товаров, в частности, при оказании и получении услуг туристского характера;

  • Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»22 (ред. от 01.12.2007), создающий правовую платформу для международного сотрудничества и взаимодействия России, в частности в туристской сфере;

  • документы Всемирной туристской организации (UNWTO)23: на сайте данной организации представлены ключевые моменты развития туризма в мире, тенденции, статистика и исследование туристского рынка, технологии туризма, прогнозы и перспективные направления и страны;

  • документы Российского Союза туриндустрии (РСТ)24: Союз был основан в 1993 г., до 2002 г. – Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). РСТ представляет собой крупнейший союз, куда входят различные организации туристской сферы: операторы, агентства, отели, музеи, СМИ, транспортные, страховые, аудиторские, выставочные компании, зарубежные представительства по туризму и др. Главная задача деятельности Союза – формирование в России современного активного и конкурентоспособного рынка туризма, противодействие монополизации и становление правовой системы. Кроме всего прочего, РСТ является членом Всемирной туристской организации (ЮНВТО). На сайте Российского Союза туриндустрии представлены международные правовые акты (хартии, декларации, директивы), федеральные законы РФ и другие нормативно-правовые акты (реестры, стандарты и классификации и пр.);

  • ГОСТ Р 53522-2009 от 01.07.2010 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения»25: в данном государственном стандарте даны, в частности, определения важнейших понятий туристско-экскурсионного дела, например, что означает туристская или экскурсионная услуга и др.;

  • ГОСТ Р 50690-2000 от 01.07.2001 «Туристские услуги. Общие требования»26: определяет условия и нормы предоставления туристских услуг, а также раскрывает понятия, применяемые в данной сфере.

Среди статистических материалов автором были выделены:



  • размещаемые на сайте Российского Союза туриндустрии материалы: подробные данные о въезде иностранных граждан в РФ и выезде российских граждан за рубеж, начиная с 2000 г. Данные по странам, целям поездки (туризм, служебные), по изменению численности в процентном соотношении с предыдущим годом/годами дают полную информацию для составления целостной картины, к примеру, по Франции;

  • данные, опубликованные на официальном сайте Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации: таблицы статистики въезда и выезда граждан в разные страны мира с указанием стран, лидирующих в определенный период по данному показателю.

Среди аналитических источников по туристскому рынку Москвы автором были отмечены:



  • официальный сайт Ассоциации Туроператоров России (АТОР)27. Данная общественная организация была создана 18 января 2007 г. в Москве, а с 2009 г. является членом Всемирной Туристской организации (UNWTO). На сайте АТОР представлены материалы по различным опросам и рейтингам, анализу туристского рынка, официальных статистических данных, прогнозированию спроса, основанного на интернет-статистике и др.;

  • ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии «RATA-news»28 (выходит с 7 февраля 2000 г.). На сайте публикуются новости туристского сектора, аналитические и статистические материалы, данные по динамике роста отрасти, официальная и правовая информация по различным темам;

  • независимое электронное СМИ «Why Why Wine»29 по энотематике (выходит с 20 октября 2009 г.). На сайте публикуются интересные и емкие обзоры и материалы: в частности, аналитика винодельческого и виноторгового бизнеса и энотуризма в разных странах мира, динамика развития и прогнозы для отрасли;

  • журнал «Туринфо»30: ведущее деловое издание российского туристского рынка (выходит с апреля 1993 г.), в котором публикуются актуальные и важные аналитические материалы по состоянию, проблемам, перспективам развития, событиям и фактам туристской индустрии.

Кроме того, среди статистических и аналитических материалов следует выделить важное исследование «Analyse du potential touristique des classes moyennes russes et ukrainiennes: Pour lEurope et la France»31 («Анализ туристского потенциала граждан среднего класса из России и Украины – для Европы и Франции»), проведенное и опубликованное агентством по развитию туризма во Франции «Atout France». В исследовании содержится важная для данной работы статистическая и аналитическая информация по въездному туризму во Францию из России (в частности, по энотуризму), к примеру, указаны предпочтительные регионы туристских посещений.

Еще одним важным источником информации по энотуризму во Франции является исследование «Tourisme et vin: les clientéles françaises et internationales les concurrents de la France»32 («Туризм и вино: французская и международная клиентура Франции»), также проведенное и опубликованное агентством «Atout France». В этом исследовании содержатся важные данные по энотуризму во Франции: анализ текущей ситуации, перспективы развития, динамика роста, структура рынка, рекомендации и возможные шаги по улучшению инфраструктуры, увеличению потока энотуристов в регионы и др.


Среди эмпирических материалов о деятельности конкретных турфирм автором были выделены:

  • официальный сайт туроператора «Simple Wine Travel»33: входит в группу компаний «Simple» – крупнейшего импортера алкоголя в России. Туроператор предлагает уникальный на российском рынке туризма продукт – эногастрономические туры в первоклассные винодельческие регионы мира. Эксклюзивность заключается в том, что при формировании тура используются знания и профессионалов в области туризма, и экспертов в области винного и ресторанного бизнеса. На сайте компании представлены разнообразные программы туров, в том числе и во Францию, интересные сведения о регионе;

  • официальный сайт международной туристской компании «Alora S.M.B.A»34: она функционирует как туроператор. Офисы компании располагаются в Москве и Копенгагене (Дания). Предлагаемые туры являются авторскими, каждый из которых формируется специалистами под запросы клиента, учитываются все его пожелания, предпочтения и даже более того. Работа на опережение – важная составляющая работы с клиентом: понять, предугадать, спланировать и быть оцененным. Сопровождение туристов экспертом – также является неотъемлемой частью предлагаемых программ. Компания предоставляет винные и гастрономические путешествия во Францию, Италию, Испанию, Португалию, Австрию, Германию, Шотландию и Данию. На сайте компании, кроме самих программ туров, представлены интересные и познавательные статьи на эногастрономическую тему и мнения экспертов.

Среди материалов газет и журналов, рекламной продукции автором были использованы:



  • винный журнал «Simple Wine News»35 (выходит с декабря 2005 г., 10 раз в год), специализирующийся на актуальных проблемах и темах в сфере виноделия, торговли, винной культуры и потребления, гастрономии и эногастрономии, ресторанного бизнеса, энотуризма и др. Журнал является главным эногастрономическим журналом России и выходит во всех крупных российских городах страны. Аудитория издания очень широкая: от любителей и ценителей вина и винной культуры до экспертов, признанных во всем мире. Кроме того, в каждом номере «Simple Wine News» есть разнообразные интересные материалы и интервью с известными винными критиками, сомелье, рестораторами, энологами, владельцами шато и др. Журнал можно получить бесплатно в некоторых ресторанах и кондитерских, винных бутиках, отелях, фитнес и гольф-клубах, салонах красоты и медицинских центрах, а также подписаться на электронную рассылку (платно);

  • независимое электронное СМИ «Why Why Wine»36, посвященное винной тематике (выходит с 20 октября 2009 г.). Данный проект является оригинальным во многом потому, что аналогичных ему в сети Интернет пока существует очень мало и далеко не все могут похвастаться таким разнообразием и широтой профессиональной информации по винной тематике. На сайте «Why Why Wine» публикуются различные текстовые, фотографические, аудио- и видеоматериалы, которые будут интересны как новичкам и любителям, так и ценителям, профессионалам и экспертам. В том числе это касается и статей, посвященных энотуризму.

Среди путеводителей по Франции автором были привлечены к исследованию:



  • «Бордо и окрестности: путеводитель ABBY Michelin» Е.Ю. Васянина37. В данном путеводителе содержится важная и полезная информация о столице области Аквитания юго-западной Франции – Бордо: история, культура, архитектура, виноделие. Рассказывается об известных во всем мире виноградниках и винодельческих хозяйствах; о городах, заповедниках, парках, музеях и памятниках; приведены маршруты поездок. Также в путеводителе имеется перечень отелей (в том числе винных) и ресторанов, составленный специалистами Мишлен (Michelin);

  • путеводитель «Франция»38 А.И. Кусого, Ю.Б. Ларионовой, Е.А. Левицкой и др. также является важным источником для данной работы. В издании приведены подробные данные по истории, культуре, традициям и быту регионов Франции, даны характеристики достопримечательностей (с иллюстрациями), карты местностей, приведены возможные маршруты поездки, справочные сведения о получении визы, работы транспортных сетей, музеев, ресторанов, винодельческих хозяйств, туристских офисов (с адресами и режимами работы) и др.;

  • виртуальный путеводитель по винным регионам Франции «Guide du Vignoble»39 (с 2011 г.). Важно заранее обеспечить энотуристов всесторонней информационной поддержкой о регионах, винах, хозяйствах (карты, адреса, телефоны, режимы работы). Этот путеводитель функционирует на десяти языках, в том числе на русском. В путеводителе представлена информация и о возможных маршрутах поездки, особенно если турист планирует организовать ее самостоятельно;

  • «Hachette: винный путеводитель 2004: лучшие вина Франции»40, в котором изложен иллюстрированный подробный материал по винным регионам Франции, хозяйствам (исторические, экономические, климатические и геоландшафтные характеристики) и самим винам (с их профессиональной оценкой), по способам виноделия, приведен широкий эноглоссарий, а также таблицы сочетания блюд и вин. Путеводитель является не только гидом по миру вина, но и помощником для энотуристов при планировании поездки: приведены подробные карты французских винодельческих регионов с обозначением всех хозяйств и достопримечательностей. Путеводитель «Hachette» ценится во всем мире за профессионализм и независимость в оценках.

Отдельную группу источников составляет международный сайт «Great Wine Capitals Global Network» (GWC)41, объединивший виноделов и любителей вина Старого и Нового Света (с 1999 г.). Сеть организует деловые встречи, конференции по вопросам винного бизнеса и туризма, поводит ежегодные генеральные ассамблеи, а также функционирует сеть турагентств «Great Wine Capitals Travel Network». Кроме того, GWC каждый год проводит международный конкурс «Best of Wine Tourism»: награды получают лучшие винодельческие хозяйства за высокий уровень предоставляемых туристам услуг. К тому же сайт GWC является важным информационным источником и помощником для самостоятельной организации винного тура. Еще одним информативным источником служит издание «Франция: быт. Традиции. Культура» Б. Томалин42: в книге рассказывается об истории, политике, культуре, социуме, традициях, ценностях и быте французского народа. Винной тематике посвящена отдельная глава, так как для французов – это ежедневная практика, имеющая свои особенности и нюансы. Данная книга может послужить практическим пособием при знакомстве с французской нацией.

С помощью вышеперечисленных источников решается поставленная в работе проблема, касающаяся винного туризма. Данный эмпирический материал дает возможность решить поставленную задачу и сделать необходимые выводы.
В соответствии с заявленной целью и задачами исследования работа делится на введение, три главы, заключение, список источников и литературы. Во введении дается постановка проблемы, проанализирована имеющаяся по теме литература и привлеченные к ее рассмотрению источники. В первой главе «Теоретические основы энотуризма» представлены теоретические позиции по проблеме, особое внимание уделено месту энотуризма среди других видов туризма. Во второй главе «Московский рынок выездного энотуризма во Францию: особенности позиционирования» анализируется место винного туризма в структуре потребительских предложений на московском туристском рынке. В третьей главе «Опыт деятельности московских туроператоров «Simple Wine Travel» и «Alora S.M.B.A» во французском регионе» исследуется конкретный опыт ведущих операторов Москвы, которые специализируются в основном на гастрономическом и эногастрономическом туризме. В заключении к работе содержатся выводы и результаты исследования. Работа дополнена списком источников и литературы, использованных для решения цели и задач работы. В дипломной работе имеется приложение, в котором представлены полные программы энотуров в качестве наглядных примеров для сравнения и анализа.


следующая страница >>



Столбу многое прощается за его прямоту. Цаль Меламед
ещё >>