Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена к защите на гэк - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 6 791.04kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 6 1149.48kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 9 1566.89kb.
Дипломная работа студентки 5-ого курса очной формы обучения Допущена... 3 923.33kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 5 975.11kb.
Дипломная работа студента 5-го курса очной формы обучения Допущена... 3 723.21kb.
Магистерская работа студентки 2 курса очной формы обучения Допущена... 15 1051.18kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения специалитет... 10 2089.51kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена... 3 765.46kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной-заочной формы обучения... 5 1063.76kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очно-заочной формы обучения... 7 1326.64kb.
Мифология в литературе 1 179.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена к защите на гэк - страница №1/7



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра теории и практики общественных связей



Маркова Ирина Олеговна


PR-ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЕКТА ДЖ.РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР».
Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения





Допущена к защите на ГЭК
Заведующий кафедрой

д-р филос. наук, проф.


_______________ С.В. Клягин
«___»__________ 2013 г.



Научный руководитель

канд. филол. наук, доцент
_______________ М.А. Штейнман


Москва 2013



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Социокультурный аспект восприятия образа Гарри Поттера в массовой культуре…………………………………………………………….. 19

1.1. Смысловая доминанта романов о Гарри Поттере 19

1.2. Массовая культура как экосреда романов о Гарри Поттере 37

1.3. Коммуникативный и коммуникационный аспект экранизации о Гарри Поттере …………………………………………………………..........................45


ГЛАВА 2. PR-потенциал проекта Дж. Роулинг «Гарри Поттер» 

в брендинге……………………………………………...……………………...60

2.1. Структура и продвижение бренда Гарри Поттера………………………...60

2.2. Трансформация образа «Гарри Поттера» в элемент национального бренда Великобритании………………………………………………………….………75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

Список источников и литературы 84


Приложение

Введение.
Актуальность дипломного исследования.

На сегодня Гарри Поттер давно вышел за рамки литературы. Гарри Поттер – это целый культурный феномен и крупный элемент национального бренда Великобритании. Художественная литература как вид искусства являет собой целую коммуникативную площадку, и как такая коммуникативная площадка она обладает определенным PR-потенциалом. Художественная литература всегда несла в себе больше, чем художественный вымысел. Если обратиться совсем к истокам художественной литературы, к мифологии, то мифы являли собой метафоричную форму представления тогдашних людей об окружающем мире. Последующие мифы, легенды и сказания заключали в себя моральную основу, а их герои служили моральными наставниками. Художественная литература помимо нравственных принципов стала медиумом идеологий, идей философии и политики. Художественная литература несет в себе историческую и репрезентативную функции. Она отражает дух эпохи, в которую создавалась, жизнь общества, историю целой страны. В разное время в разных странах книги запрещались, как опасный носитель информации, способный нести угрозу идеологическим устоям государства. Художественная литература – это код и канал информационного сообщения автора к своим читателям. Сейчас в информационную эпоху, эпоху брендов, художественная литература приобретает новые возможности. Она может стать одним из таких брендов, но лишь небольшому количеству художественных произведений удается достигнуть таких результатов. Кроме серии романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере здесь можно выделить произведения Артура Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, «Властелина колец» Толкина, «Джеймса Бонда» Флемминга. Все эти художественные произведения являются частью английской литературы и являются имиджевой составляющей Великобритании.




Основные понятия.

Литературный проект обладает такими основными признаками проекта как А). Временность (любой проект имеет четкие временные рамки, что не относится к его результатам, в случае, если таких рамок не имеется), В). Уникальные продукты, услуги, результаты (проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты; в противном случае такое предприятие становится серийным производством) и С). Последовательная разработка (любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала).1 Встречается также и отдельное определение понятие литературного проекта наряду с понятиями проектов авторского и издательского. Авторский проект — то, что автор придумал (или актуализировал) и сумел — пусть порой и не на все 100% и уж подавно не навсегда — монополизировать, превратив в личный бренд.2 Издательский проект - это на первом этапе идея, под реализацию которой проводится кастинг.3 В данном случае проекты различаются ведущими акторами идеи. В первом случает инициатива принадлежит автору, во втором – издательству. Литературный проект поддается дефиниции в наименьшей степени, потому что каждая удача в этой области обладает неповторимостью, он рождается на стыке авторского и издательского и обеспечивает им обоим кумулятивный эффект.4  Также, литературный проект определяется как  серьезное вложение капитала, целая индустрия шоу-бизнеса, хорошо знающая законы продаж, которая стоит за тобой и раскручивает твои книги, рекламируя, зондируя почву, оповещая читателей и внедряя в подсознание назойливую мысль, будто бы без данной книги можно отстать от моды.5 Многие порой ошибочно считают, что литературный проект не больше, чем коммерция, и он не может быть настоящей литературой, так же как настоящая литература не может быть в форме проекта. Но на самом деле в нынешнюю эпоху nobrow может, когда проектная деятельность становится средством дифференциации литературного продукта в условиях многократно увеличившихся информационных и товарных потоков. Гарри Поттер является примером качественной, талантливо созданной художественной литературы, привносящей новое в литературу и удачно функционирующей в рамках проектной деятельности. Особенность литературного проекта Гарри Поттера состоит в том, что сам этот проект не был изначально запланирован, но со временем стал им. В сентябре 2012 года Джоан Роулинг заявила, что хотела бы переписать две книги из знаменитой серии, потому что создавала их в спешке, под давлением издательства.6 За время создания Гарри Поттер превратился в целый культурный феномен, а каждый феномен – это уже миф сам по себе, миф о том, как феномен стал этим феноменом. История о том, как публика, приняв Поттера, дала ему тем самым импульс стать частью культуры. История создания Гарри Поттера уже давно стала легендарной. Она является его неотъемлемой частью как бренда, так и дает возможность проследить, когда создание литературного произведение переходит на стадию проекта.

Впервые идея о Гарри Поттере пришла Роулинг в голову в 1990 году в поезде по пути из Лондона в Манчестер.7 Сначала Гарри Поттер частично стал для его автора своего рода автокоммуникацией и попыткой эскапизма, попыткой скрыться от жестокой действительности в мире фантазии, во вторичном мире. В то время Роулинг переживает тяжелое время - бедность, неудачи, депрессия. На страницах будущей книги получило отражение то, что волновало и то, что пришлось пережить автору. В частности, тема смерти, ставшая одним из основных лейтмотивов всех семи книг Роулинг о Гарри Поттере. Также, в результате депрессии у Роулинг родилась идея о дементорах, существах, высасывающих из человека всю радость.

В 1995 году Роулинг закончила первую книгу.8 Оставалось ее только издать. Но снова возникли трудности. Многие известные издательства одно за другим отвергли книгу. Единственным, кто согласился издать книгу Роулинг, оказалось маленькое и неизвестное в то время издательство Bloomsbury. Роулинг продала им свою первую книгу за полторы тысячи фунтов стерлингов. Все это случилось, как говорят, благодаря восьмилетней дочке издателя Барри Каннингема, которая пришла в восторг уже от первых глав книги.9 Также, в издании Роулинг посоветовали слегка изменить для печати имя Джоан Кэтлин Роулинг на нейтральное Дж. К. Роулинг, чтобы не спугнуть автором женщиной целевую аудиторию мальчиков.10

Первая книга вышла в июне 1997 года11 и стала настоящей сенсацией. А в 1999 году Джоан Роулинг продала права на создание фильмов по первым четырем книгам приключений Гарри Поттера за скромную сумму в один миллион фунтов стерлингов, но было оговорено, что писательница будет получать определённую часть от сборов каждого из фильмов, и будет иметь значительный контроль над всеми стадиями производства картин.12



Далее можно уже стараться идентифицировать проектную деятельность в создании и продвижении книг о Гарри Поттере. Первые четыре книги выходили каждый год по книги с 1997 по 2000. Пятая книга вышла в 2003 и две последние с интервалом в два года в 2005 и в 2007. Каждая книга поттерианы всегда выходила летом в июне-июле. Всегда сопровождались различными мероприятиями и информационной поддержкой со стороны издательства, а временными рамками данного проекта является период создания полной серии книг о Гарри Поттере. Это целое десятилетие с 1997 по 2007 год. В это же время Гарри Поттер начинает постепенно развиваться из литературного проекта в культурный феномен и бренд, которым является сейчас. Этому способствуют созданные на основе книг экранизации и развернутая кинокомпанией Warner Brothers деятельность по продвижению Гарри Поттера. Таким образом, создаваясь как просто произведение художественной литературы без изначальных замыслов достижения тех результатов, которых удалось со временем достичь, Гарри Поттер постепенно перерастает в литературный проект, затем в бренд, и, наконец, становится целым культурным феноменом и заметным элементов национального брендинга Великобритании.

PR-потенциал литературного проекта можно определить как возможности развития данного проекта при помощи практик интегрированных коммуникаций.

Гарри Поттер - в дипломной работе это понятие будет служить определением как для всей серии книг о Гарри Поттере и кинофраншизе , так и комплексного образа, сложившегося на основе книг, фильмов и стратегий продвижения бренда Гарри Поттера. Существуя и на отдельных уровнях как литература, кинематограф, индустрия развлечений с видеоиграми, пост-продукцией, тематическими парками, развлекательными мероприятиями, и как отрасль туризма, все вместе эти элементы составляют целое культурное явление под именем «Гарри Поттер». Данное понятие приводится для разграничения понятий Гарри Поттера как персонажа и как сокращения для обозначения серии книг, фильмов и целого культурного явления и бренда в индустрии развлечений.



Степень изученности темы исследования.

Научную изученность темы можно разделить на четыре основных блока. Первый блок представляет собой литературу, посвященную непосредственно научным исследованиям Гарри Поттера. Далее, т.к. тема PR-потенциала не только Гарри Поттера, но и вообще художественной литературы, является малоизученной, исследование научной изученности темы можно проследить по отдельным составляющим. Это теория кинематографа, т.к основным коммуникативным и коммуникационным элементов в развитии PR-потенциала Гарри Поттера и формировании его образа являются экранизации. Это массовая культура, которая является экосредой для функционирования Гарри Поттера и влияет на восприятие его как литературного произведения. И это тема брендинга, т.к. результатом PR-потенциала Гарри Поттера как литературного проекта, а еще ранее как просто художественного произведения, является его становление в качестве глобального бренда.

Научному разбору на самые различные темы содержания книг Роулинг, а также их коммерческому успеху посвящено достаточно литературы. Британец Джон Грейнджер посвятил много своих книг исследованию Гарри Поттера. В книге «Looking for God in Harry Potter»13 он исследует христианские мотивы в произведениях Роулинг. В книге «Harry Potter's Bookshelf: The Great Books behind the Hogwarts Adventures»14 (2009) он приводит примеры аллюзий из Гарри Поттера на другие произведения английской литература. Отдельно сюжет седьмой книги он разобрал в своей работе «The Deathly Hallows Lectures: The Hogwarts Professor Explains the Final Harry Potter Adventure»15 (2008). Дэвид Колберт в книге «Волшебные миры Гарри Поттера»16 (2002) рассказывает о существовании магии из мира Гарри Поттера в реальном мире, а также исследует содержание романов с точки зрения мифологии. Дэвид Бэггет и Шон Э. Клейн в книге «Философия Гарри Поттера. Если бы Аристотель учился в Хогвартсе»17 (2005) разбирают контекст романов Роулинг на предмет различных философских учений. Роджер Хайфилд, «Гарри Поттер и наука. Настоящее волшебство»18 (2006) пишет о том, что большая часть волшебства, которое описывает в своих книгах Роулинг, возможны в реальном, современном мире. Он объясняет это явлениями в области физики, химии, биологии и т.д. Стивен Браун в своей книге «Гарри Поттер: волшебство бренда»19 (2008) видит успех Гарри Поттерав прежде всего в удачной реализованных маркетинговых стратегиях. Авторы Аллан и Элизабет Кронзек в книге «The Sorcerer's Companion: A Guide to the Magical World of Harry Potter»20 (2010) разбирают саму магию. Они приводят различные примеры, как, например, любовные зелья стали вариться в Древних Греции и Египте, а похожими волшебными палочками, вроде тех, что использует волшебники в мире Роулинг, пользовались Друиды. Канадский психолог, психотерапевт и доктор философии Нил Малхолланд в своей книге «Гарри Поттер. Разбор полетов»21 (2011) разбирает психологическую подоплеку книг Роулинг. Грегори Бэшем по своей редакцией, «Гарри Поттер и философия»22 (2011), собрал ряд статей на самые различные темы, которые можно встретить, по его мнению, в романах о Гарри Поттере. Это темы феминизма, смерти и души, которая перекликается с философским учением Сократа, философский учения Платона о власти и как это перекликается с принципами Альбуса Дамблдора и многое другое.

Теория кино берет свое начало вместе с зарождением кинематографа. Французский философ Анри Бергсон в работе «Материя и память»23 (1896) угадал успех развития кинематографа и ввел такие понятия как «движение-образ» и «время-образ». В последствие в 80-е гг. 20 века эту его работу вместе с работами по семиотике Чарльза Пирса возьмет за основу другой французский философ, постмодернист Жиль Делез.24 Он также сравнивал мышление человека, тот как тот познает и воспринимает через череду нескончаемого потока образов с чередованием кадров в кино. В период расцвета немого кино С. Эйзенштейн, Л. Кулешов, Б. Балаш, З. Кракауэр, исследуют пространство кино и его элементы. В своих работах они подчеркивали различие между реальностью фильма и настоящей действительностью. После второй мировой войны французский теоретик кино Андре Базен наоборот определил кино как отображение существующей действительности и подчеркнул отсутствие разницы, на которую ставили акцент его предшественники. Р. Арнхейм, американский психолог, исследует кино как искусство визуализации. В 1938 году выходит его книга «Кино как искусство»,25 где он рассматривает кино через призму наделения его особым языком и символикой, достигающие через визуальные средства. В 1954 выходит «Искусство и визуальное восприятие»,26 где Арнхейм подчеркивает роль образного компонента в познавательном процессе. В 80-е гг развивается семиотическое направление исследования кинематографа. Кино рассматривается как система символов и знаков. В этом направление следует отметить работы Р.Барта «Проблема значения в кино»,27 Ю. Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»28, У. Эко «Отсутствующая структура. Введение в семиологию».29 В 90-е гг популярность приобретает психоаналитическое направление. Оно подразумевает под собой анализ реальности фильма с точки зрения различных концепций психоанализа Фрейда, Лакана, Юнга и др. Здесь можно выделить работы К. Метца «Воображаемое означающее. Психоанализ кино»30, Л. Малви «Визуальное наслаждение и нарративный кинематограф»31, Гэйлин Стадлар «Мазохизм и перверсивные наслаждения кинематографа»32, С. Жижека «То, что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока».33

Эпоха общества потребления породила новую культуру – массовую. Впервые о массовой культуре как таковой заговорили в конце XIX века. Французский социолог и антрополог Гюстав Лебон «Психология народов и масс»34 1895 г., французский социолог и криминолог Габриэль Тард «Законы подражания»35 1892 г., австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого Я»36 1926 г. в своих работах рассматривали развитие массового общества на фоне элитарного, его особенности и формирование человека нового времени – человека массового. Карл Маркс в своем знаменитом труде «Капитал» 1889-1894 гг. характеризовал появление массовой культуры развитием конвейрного производства, когда любой товар, в том числе и произведение искусства, расценивается через призму товарно-рыночных и коммерческих отношений. Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет в своих работах «Дегуманизация искусства»37 1925 г. и «Восстание масс»38 1928 г. впервые приводит основные характеристики массового общества и рассматривает массовую культуру в рамках биполярного подхода: в противовес массовой существует элитарная культура. Той же биполярной теории придерживались такие немецкие философы и социологи, представители Франкфуртской школы Герберт Маркузе «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества»39 1964 г., Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер «Диалектика просвещения»40 1947 г., Эрих Фромм «Бегство от свободы»41 1941. Постепенно массовая культура настолько интегрировалась в современную жизнь, что практическое существование биполярного подхода разделения всей культуры на массовую – низшую и элитарную – высокую оказался устаревшим. Возник новый вектор исследований массовой культуры. Итальянский философ-ученый, писатель и специалист по семиотике в рамках литературы охарактеризовал современную читательскую аудиторию как Highbrow Lowbrow – высокобровная низкобровность, или Lowbrow Highbrow – низкобровная высокобровность, подчеркивая смешение самых разных форм и принципов в искусстве, в данном случае, литературе, постмодерна. Вероятно отсюда произошло название книги Джона Сибрука, американского журналиста и писателя «Nowbrow.42 Культура маркетинга. Маркетинг культуры» 2000 г., который вообще отрицает наличие массовой и элитарной культур в современном обществе, что границ, где заканчивается одна и начинается другая уже сложно найти, так как их уже нет.

По теме брендинга одним из первых, кто стал серьезно разрабатывать теоретическую основу формирования бренда, был профессор Каллифорнийского университета и специалист в области брендинга Д. Аакер. Среди его работ можно выделить «Создание сильных брендов»43 (1995) и совместно с Э. Йохимштайлером «Бренд-лидерство: новая концепция брендинга»44 (2001). Дальше можно выделить работы Ж. Капферера «Бренд навсегда»45, К. Келлера «Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом»46, Д. Аткина «Культу брендов: как сделать покупателя единомышленником»47, Т. Гэда «4D брендинг. Взламывая корпоративный код сетевой экономики»48, где автор, в отличие от предыдущих работ, предлагает структуру бренда в четырех измерениях: функциональном, социальном, ментальном и духовном, и в этом же плане интересна работа М. Линдстрома «Чувство бренда. Роль пяти органов чувств в создании выдающихся брендов»49, где автор предлагает мультисенсорную модель бренда, в соответствии с пяти органами чувств человека: обоняние, осязание, звук, тактильность, вкус. Также существуют работы, наоборот, критикующие существование брендов. Это работа Н. Кляйн «NO LOGO. Люди против брендов»50, в которой автор говорит, что бренды, отнимая свободу выбора, только замедляют развитие, а также обрушивается с критикой на процессы глобализации и культурного и экономического функционирования брендов. Еще одна работа, которая отвергает бренды, это книга Нейла Бурмана «К черту бренды! Или разбей свою Моторолу»,51 где автор своим примером, когда он публично сжигал вещи от под маркой брендов, предлагает потребителям избавиться от брендозависимости.

Таким образом, несмотря на то, что как цельная тема PR-потенциала литературного проекта Гарри Потттера совсем не изучена, рассматривая ее в рамках каждого ее составляющего элемента можно говорить о довольно обширной научной исследовательской базе.

Гипотеза данной работы состоит в том, что литературный проект в сочетании с кинематографическим проектом способен аккумулировать PR-потенциал, позволяющий ядру этого проекта, произведению художественной литературы, стать не только брендом, но и значимым национальным репрезентатором страны на международной арене.

Проблема исследования.

Тема PR-потенциала литературного проекта остается не до конца изученной. Каждый год выходит огромное количество новых книг и продолжений, для большего успеха запускаются литературные проекты. С развитием новых коммуникационных технологий и в условиях новой экосреды постмодерна, характеризующейся многократно увеличенными информационными потоками, массовой культурой, обществом потребления и ролью брендов, литература приобретает новое значение, а также новые возможности развития. Но, несмотря на то, что сфера литературы приобрела черты бизнеса, вывод на рынок очередного литературного произведения сопровождается целым комплексом технологий интегрированных маркетинговых коммуникаций, сам литературный рынок характеризуется огромными объемами литературной продукции, лишь нескольким произведениям удается выйти за рамки литературы и приобрести социокультурное значение, стать целым направлением в культуре.



Объектом исследования является социокультурный и коммуникативный потенциал литературных и кинематографических текстов о Гарри Поттере.

Предметом исследования является PR-потенциал романов Роулинг о Гарри Поттере, представляющий собой как коммуникативную, так и коммуникационную основу функционирования романов о Гарри Поттера.

Цель данной работы - исследовать PR-потенциал литературного проекта Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

Для того, чтобы достичь заданной цели, необходимо решить следующие задачи:



  • Раскрыть социокультурный аспект восприятия образа «Гарри Поттера» в массовой культуре, поскольку именно он является основой для аккумулирования PR-потенциала и являет собой обратную коммуникацию на позиционирование «Гарри Поттера», т.е является частью имиджа.

  • Раскрыть PR-потенциал литературного проекта Дж. Роулинг «Гарри Поттер» через его проявление в брендинге.

Методами  исследования в работе являются общенаучные методы анализа и синтеза, а также методы деконструкции и междисциплинарного подхода. Метод деконструкции – это метод чтения текстов в постструктурализме, ведущая роль в разработке которого принадлежит французскому философу Жаку Деррида. Деконструкция подразумевает «разборку» одной «конструкции» смысла с целью «сборки» из означающих новой конструкции.52 Для выявления и анализа PR-потенциала литературного проекта Дж. Роулинг «Гарри Поттер» PR-потенциал рассматривается через составляющие его элементы и через анализ каждого из них заключается возможность выявить результат PR-потенциала. В ходе деконструкции Гарри Поттер предстает комплексным явлением, для выявления PR-потенциала которого следует рассматривать его составляющие из различных сфер гуманитарного знания. Для рассмотрения каждой составляющей использованы теории литературы, кинематографа, брендинга и дискурс-анализа.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Работа включает в себе исследование и анализ по брендингу, семиотике, массовой культуре, экранизациям, а социокультурный аспект восприятия Гарри Поттера рассматривается посредством теорий дискурс-анализа. Структура бренда Гарри Поттера рассматривается с помощью четырехмерной модели бренда, предложенной Т. Гэдом в его книге «4D Брендинг»53. В стратегиях продвижения бренда Гарри Поттера выделяются такие основные направления как event-marketing и product placement. Для их исследования используются теоретические и практические материалы в работах П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания»54 и О. Березкиной «Product Placement.55 Технологии скрытой рекламы». Работы Ю. Лотмана «Семиосфера»56 и Р. Барта «Введение в структурный анализ повествовательных текстов»57 применяются для описания коммуникативного пространства книг о Гарри Поттере. Описание состояния массовой культуры в XXI веке основывается на работах Дж. Сибрука «Nowbrow» 58 и А. Флиера «Массовая культура и ее социальные функции»59, а также используются работа Л. Березовой «Террор культуры в коммуникативном пространстве»60 и описания Г. Гегеля о качественных и количественных изменениях.61 Для анализа экранизаций используются работы Б. Балаш «Дух фильма»62 и «Становление и сущность нового искусства»63. Также используются литературоведческие исследования М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики»64 и «Эстетика словесного творчества»65. Исследование социокультурного аспекта восприятия образа «Гарри Поттера» в массовой культуре» основывается на теориях дискурс-анализа, описанных в работах М. Йоргенсена и Л. Филлипса «Дискурс-анализ. Теория и метод»66 и И. Ильина «Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа»67. Из описанных в этих работах теорий в анализе социокультурного образа книг о Гарри Поттере применяются лингвистическая модель Ф. де Соссюра об означаемом и означающем, теории нарратива Джеймсона и Брунера, психологические теории согласованности мышлений и когнитивного диссонанса.



Эмпирическая база.

В основе исследования данной темы лежат следующие блоки источников:



  1. Серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере: «Гарри Поттер и Философский камень» (1997), «Гарри Поттер и Тайная комната» (1998), «Гарри Поттер и Узник Азкабана» (1999), «Гарри Поттер и Кубок огня» (2000), «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2003), «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» (2005), «Гарри Поттер и Дары Смерти» (2007).

  2. Серия фильмов о Гарри Поттере: «Гарри Поттер и Философский камень» (2001), «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002), «Гарри Поттер и Узник Азкабана» (2004), «Гарри Поттер и Кубок огня» (2005), «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007), «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» (2009), «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть I» (2010), «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть II» (2011).

  3. Официальные сайты Дж. Роулинг, Warner Brothers, парка аттрационво в Орландо, издательств, замка Алник, Sony  Playstation, Pride of Britain Awards и кафе Elephant (http://www.jkrowling.com/http://www.pottermore.com/

http://www.wbshop.com/,https://www.universalorlando.com/, http://www.rosman.ru/http://www.bloomsbury.com/, http://emea.scholastic.com/http://www.alnwickcastle.com/

http://ru.playstation.com/http://www.prideofbritain.com/, http://www.elephanthouse.biz/);

  1. Интервью с Дж. Роулинг;

  2. Биография Дж. Роулинг;

  3. Социальные сети ВКонтакте и Facebook;

  4. Деловые издания (http://www.telegraph.co.uk/http://www.guardian.co.uk/, http://www.economist.comhttp://lenta.ru/http://www.forbes.com/, http://www.financialpost.com/index.html, http://www.bbc.co.uk/);

  5. Тематические и специализированные сайты (http://adage.com/http://theoryandpractice.ru/http://seance.ru/, http://www.the-leaky-cauldron.org/, http://www.mugglenet.com/, http://hpclub.ru).

  6. Энциклопедические ресурсы (http://dic.academic.ru/, http://ru.wikipedia.org/).

Новизна работы.

В работе сделана попытка впервые выявить PR-потенциал литературного проекта, оказавшего заметное влияние на мировую массовую культуру. Чаще всего литературные произведения, в том числе и серия романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере, служат предметом для филологических исследований, рассматриваются в рамках литературы. Но литература сегодня – это еще одна сфера рынка, поэтому научный интерес представляет процесс перехода литературного произведения в рамки проекта, а затем, путем продвижения его стратегиями интегрированных коммуникаций, в статус бренда, и еще дальше, в значимый элемент национального позиционирования Великобритании в мире.



Научная значимость.

Впервые была сделана попытка рассмотреть феномен Гарри Поттера Дж. Роулинг в контексте PR-практик. Таким образом, были выявлены междисциплинарные связи между Public Relations, литературой, кинематографом и теорией коммуникации.



Практическая значимость.

Концепция образа Гарри Поттера как бренда может послужить основой для дальнейших практических разработок в области продвижения как литературных, так и национальных и общекультурных брендов.



Структура работы.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе («Социокульурный аспект восприятия образа «Гарри Поттера» в массовой культуре) рассмотрено смысловое содержание книги о Гарри Поттере, влияние массовой культуры как экосреды на восприятие Гарри Поттера, а также коммуникативный и коммуникационный аспект экранизаций о Гарри Поттере.

Во второй главе (PR-потенциал литературного проекта Дж. Роулинг «Гарри Поттер» в брендинге) «Гарри Поттер» Гарри Поттер исследуется как бренд в индустрии развлечений, исследуются его структура и стратегии продвижения, а также «Гарри Поттер» исследуется как элемент национального имиджа Великобритании в мире.



следующая страница >>



Чтобы преступление никогда не окупалось, следовало бы его национализировать и разорить. Норман Колли
ещё >>