Дипломная работа Работу студент 5 курса группы «А» специальности «Информатика. Лингвистика. Межкультурная коммуникация» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины фтд. 02 "Видеокурс " для специальности 031201. 1 103.52kb.
Рабочая программа дисциплины фтд. 03 «Литература стран изучаемого... 1 124.11kb.
Рабочая программа дисциплины фтд. 02 «Видеокурс» для специальности... 1 123.19kb.
Учебно-методический комплекс направление: 031200 (620100) Лингвистика... 2 303.37kb.
Рабочая программа аспекта «Практика письменной речи» 1 54.63kb.
Рабочая программа аспекта «Практика письменной речи» 1 49.68kb.
Рабочая программа аспекта «Практика письменной речи» 1 57.49kb.
Направление 035700 Лингвистика Магистерская программа Современная... 1 14.87kb.
Дипломная работа Формирование межкультурной коммуникации на уроке 93 1 62.04kb.
Рабочая программа дисциплины фтд. 03 «Литература стран изучаемого... 1 116.9kb.
Отчету о научной деятельности 22 1405.93kb.
Makeupdays событие, которое соберет всю beauty индустрию в одном... 1 23.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Дипломная работа Работу студент 5 курса группы «А» специальности «Информатика. Лингвистика. - страница №1/3

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ



Дипломная работа

Работу выполнил:

студент 5 курса группы «А»


специальности «Информатика. Лингвистика. Межкультурная коммуникация»

Бурым Андрей Владимирович

Научный руководитель


Декан ФРГЯ, Доктор педагогических наук, доцент

Ломтева Татьяна Николаевна

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОИСКОВЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


г. Ставрополь 2000г.

Глобальные сети стали частью жизни миллионов людей, получивших свободный, интуитивно понятный, а главное самостоятельный доступ к океану знаний, накопленных во всём мире, получивших возможность общаться с людьми, живущими в разных странах на разных континентах.

Интернет стал одним из самых значительных демократических достижений конца нынешнего века.

Как ничто другое он революционизировал компьютер и глобальные коммуникации, стал уникальным механизмом распространения информации, объединения людей, их диалога посредством компьютеров вне зависимости от географического положения, временных, государственных, и многих других границ. Интернет стал символом конца индустриальной эпохи, поменяв ее на информационную.

Использование ресурсов глобальной компьютерной сети способствует развитию межкультурной коммуникации, существенно помогает в поиске необходимой для студентов информации. Однако в настоящий момент существует недостаточное количество литературы, в которой бы давалось систематическое описание алгоритмов оптимизации процесса поиска информации с использованием поисковых серверов, в курсе информационных технологий данная проблема рассматривается недостаточно подробно, поэтому тема нашего исследования является актуальной.

Целью работы явились систематизация методологической базы исследования межкультурной коммуникации в электронной среде и формирование навыков грамотного использования поисковых ресурсов, навыков работы в режиме запрос-ответ как элементов коммуникационной культуры.

Задачи исследования:

изучить состояние проблемы поиска необходимой информации во всемирной сети Интернет, проанализировать и систематизировать имеющиеся данные по поиску информации, выделить те аспекты поиска, которые нуждаются в детальном рассмотрении, проанализировать процесс составления ключевой фразы для запроса информации на поисковых серверах как лингвистической и информационной проблемы, составить алгоритм действий по сужению диапазона поиска информации по сформулированной ключевой фразе.

Новизна исследования состоит в том, что в курсе "информационные технологии" у студентов факультета романо-германских языков мало внимания уделяется вопросам поиска информации, что является частью профессиональной компетенции специалиста в области информационных технологий и лингвистике. У студентов не складывается целостного законченного представления о порядке поиска интересующей информации в глобальной компьютерной среде, создаётся ложное впечатление о невозможности нахождения необходимой информации, либо о весьма ограниченных возможностях поиска, что приводит к неправильному пониманию роли глобальной компьютерной сети Интернет в учебном процессе.

Содержащиеся в дипломной работе методические рекомендации будут способствовать формированию вышеупомянутой профессиональной компетенции, помогут студентам овладеть искусством поиска.

Базовыми источниками явились статьи Стернина И.А. по межкультурной коммуникации, статьи Крюковой О.П. по изучению иностранного языка в электронной среде, выкладки из телеконференций по вопросам взаимодействия культур посредством сети Интернет.

Методологической базой явились работы Дж. Шейлза по межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам с помощью Интернет.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В первой главе рассмотрены общие проблемы межкультурной коммуникации в электронной среде. Изложены общие представления и психологические проблемы построения диалога учащихся различных культур.

Во второй главе изложен теоретический материал по теме «Поиск информации в сети интернет». Дана общая постановка задачи ; методы решения этих задач.

I. Межкультурная коммуникация в электронной среде.

Современная жизнь, компьютеризация сферы коммуникаций, получившая распрост­ранение и у нас в последние годы, продемонстрировали нашему обществу требуемый уровень владения навыками общения между представителями различных культур с помощью глобальной компьютерной сети Интернет, формы и способы его применения в особых условиях — в телеком­муникационных сетях, где необходимо умение обмениваться письменными или устными сообщениями (телеконференции или chatting1), без посредника, т.е. спонтанно. Ве­дение спонтанной профессиональной беседы с носителем языка устно или, что еще более сложно, письменно предполагает высо­кий уровень знания языка, близкий к уровню носителя языка, активное владение им.

Особенно это проявляется в практике тех, пока немногих, лю­дей, которые общаются с помощью сети в международной хо­зяйственной деятельности. Неизмеримо возрастает ответственность, так как деятельность специалиста на таком уровне связана с принятием ответственных решений в условиях кон­курентной борьбы как неотъемлемой части рыночной экономики, рис­ков деятельности в условиях чужой культуры. В этих ситуациях ус­пех или неуспех дела может определяться качеством договоренностей. Это уже не просто знание языка как закономерностей постро­ения формы, это вхождение в область чужих для нас смыслов, чу­жих ценностей, знание, обеспечивающее успех или провал в деятель­ности и жизни личности. Процесс интеграции России в междуна­родное экономическое и политическое сообщество выявил пробле­мы информационно-технологические и культурные. В этих услови­ях обучение межкультурной коммуникации приобретает больший смысл и дру­гие стратегические задачи — оно должно наряду с базовыми лингвистическими знаниями обеспечивать вхождение в чужую культуру и информатизированную практическую деятельность.
К проблеме обучения межкультурной коммуникации в современной образовательной системе

На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно возникают многочисленные культурологические связи, неизбежно происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций в системе образования. Универсальным подходом к системе образования становится обучение межкультурной коммуникации.

В самом понятии межкультурной коммуникации заложено равноправное культурное взаимодействие представителей различных лингвокультурных общностей с учётом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственной культур. Возьмём в качестве примера западную традиционную культуру официально-делового общения, от соблюдения которой в значительной степени зависит эффективность контактов с представителями академических и деловых кругов. Для более плодотворного диалога с коллегами из северных стран очень важным представляется знание особенностей их характера, которые обусловлены происхождением, историей страны, системой образования, моральными устоями, бытом, лингвистической политикой, не говоря уже о требовательности любой западной фирмы к оформлению деловой документации, к тактике ведения деловых переговоров и т.д.

Само понятие культуры состоит из 2-х частей – объективной и субъективной. Объективная культура включает все возможные институты, такие как экономическая система, социальные обычаи, политические структуры и процессы, а также литература, виды искусства и ремесла. Субъективная культура – это психологические черты культуры, включающие ценности и образцы мышления (ментальность). Вот эта субъективная культура и представляет, по мнению многих исследователей, огромную трудность для понимания.

На третьей международной конференции Лингвауни-99, состоявшейся 3-6 июня 1999 при Московском государственном лингвистическом университете, основные приоритеты были отданы исследованию специфики межкультурного диалога и социального взаимодействия. В рекомендациях конференции отмечается, что языковое многообразие и межкультурная коммуникация являются основой будущего демократического мира; теория диалога и межкультурной коммуникации признаётся одним из инструментов решения межнациональных, межкультурных и межэтнических проблем; разработка принципов стратегии управления конфликтами на основе межкультурной коммуникации и внедрение их в учебный процесс становятся глобальной задачей в системе образования.

На рубеже третьего столетия накануне международного года “Культуры мира” становится очевидным, что проблемы культуры должны быть представлены во всех обучающих системах. Отсюда и возникает идея междисциплинарных связей в университетских программах. К примеру, иностранный язык – с одной стороны, история, география, литература и другие гуманитарные предметы – с другой.

В области преподавания языка происходит довольно быстрое переключение интереса с преимущественно структурных сторон на прагматические аспекты (прагмалингвистику). Появляется новый взгляд на язык как на средство обретения социальной коммуникации (социолингвистика). Иными словами, возникает вторичная цель при изучении иностранного языка – обучение культуре страны изучаемого языка, а это означает – научить узнавать, понимать, оценивать коммуникантов, постигать других народов через посредством языка, мы начинаем лучше познавать и себя. К примеру, во всех культурах присутствует стремление к установлению хороших отношений между её носителями. И что особенно важно, так это то, что хорошие отношения – это несомненная культурная ценность. Но разные культуры по-разному понимают и эту цель, и пути к ней. В английской культуре поощряется и ценится эмпатия, уважение к другому, сдержанность и такт. Это следует из богатства способов выражения взаимной учтивости (извинений, квазиизвинений, сожалений, заранее-благодарностей и т.д.). У американцев чрезвычайно развито дружелюбие ко всем, хотя оно и необязательно может быть направлено на конкретного человека. Для русской культуры характерна теплота и сердечность, адресованные конкретному лицу (сравните употребление русских ласкательных имён). Таким образом, проблема межличностных отношений непременно находит отражение в языке. А любой язык, в сою очередь, несёт отпечаток культуры и менталитета, и это отражается в “этнографии речевого этикета” На наш взгляд, изучение речевого этикета в рамках теории лингвистической вежливости и языкового планирования должно стать составной частью университетской программы по обучению межкультурной коммуникации.

Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде

Информационная среда - наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др. - играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т.н. "киберпространство". Для последнего характерны своеобразные хронотопы, в рамках которых осуществляются специфические - и потому представляющие интерес для психологического анализа - формы человеческого поведения. Такого рода "средовое" поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В "киберпространстве" как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протекания деятельности в Интернет-среде как элементе информационной среды являются предметом все расширяющегося фронта исследований специалистов-гуманитариев, в том числе психологов.

Не отменяя значимости традиционных исследований - и лабораторных, и "экологических", - посвященных проблематике систем "человек-машина" или систем "человек-компьютер", все более явственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной взаимосвязанными глобальными компьютерными сетями, т.е. Интернетом и World-Wide-Web (WWW). Объясняется это тем, что за последние несколько лет Интернет и WWW превратились в чрезвычайно существенный фактор индивидуального и общественного развития, сделав "киберпространство" привлекательным для десятков миллионов людей, среди которых множество тех, кто даже не помышлял ранее о применении компьютеров. Связанные с созданием Интернета и WWW технические и содержательные решения вобрали в себя ряд ранее выполненных разработок, в том числе таких, в которых в той или иной мере участвовали психологи - напр., в области искусственного интеллекта, эргономики, автоматизации и компьютеризации проектно-конструкторской деятельности, систем информационного поиска и др.

Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто конгломерат компьютерных сетей, но и - что более всего важно для психологов - сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой Интернет-среде. Данное сообщество может и должно изучаться как некое единое целое: по словам К.Левина, "психологии потребовалось сделать много шагов, прежде чем она обнаружила, что динамическое целое обладает свойствами, которые отличают его от свойств его частей или от суммы его частей" (Левин, 2000, с. 168-169). Этим не отменяется, разумеется, анализ определенных групп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернета, разделение этого сообщества по всевозможным параметрам.

Можно утверждать, что Интернет-среда представляет собой практическое воплощение некоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так, П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: "...Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие. и одновременно с ними" (Тейяр де Шарден, 1987, с. 199). Интернет как нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейяр де Шарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности; вместе с тем Интернет - одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество, или объединить всех населяющих Землю субъектов в "одну замкнутую систему", по выражению П.Тейяр де Шардена. Более того, многочисленные идеологи Интернет-среды активно провозглашают в качестве актуальной цели глобализацию подключения к Интернету.

Поскольку Интернет - не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей - т.н. пользователей Интернета, то выглядит достаточно аргументированным недавно заявленный в научной литературе термин "психология Интернета" (Wallace, 1999). Он представляется не менее обоснованным, чем бытующие в литературе описания "психологии оператора", "психологии воина", "психологии ирландца", "психологии беженца" и др.

В эмпирических исследованиях деятельности пользователей в Интернет-среде определенную трудность представляет отделение психологических факторов от непсихологических - данная проблема может быть названа "психологической экологией", если воспользоваться термином К.Левина (Левин, 2000). Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология Интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии труда и др. Широкое распространение в области изучения психологии Интернета получили кросс-культурные исследования,

Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями. Ограниченность эта - зачастую вынужденная: если исследование связано с анализом деятельности людей, оно не может быть проведено при отсутствии в доступном исследователям русскоязычном секторе Интернета (или Рунете, как его часто называют) "критической массы" занятых такой деятельностью пользователей Интернета. От актуальных, судя по зарубежному опыту, исследовательских проектов нередко приходилось отказываться или подолгу ждать возможности их осуществления, если отсутствовали отечественные пользователи Интернета, которые могли бы быть испытуемыми или респондентами.

К настоящему времени проблемы такого рода встают реже, чем еще несколько лет назад, ибо развитие Рунета происходит чрезвычайно стремительно, если судить по постоянно увеличивающемуся числу подключенных компьютеров, пропускной способности каналов связи, количеству сайтов, динамике их посещения или объему единиц размещенной на них информации. По некоторым данным, т.н. максимальная аудитория Интернета в нашей стране в ноябре 1999 г. составляла 5,7 миллиона человек; правда, согласно другим данным, это количество существенно - в несколько раз - меньше (Залесский, Спектор, 1999). Для целей психологического исследования особенно существенно, что отечественным пользователям доступны (и достаточно активно применяются) практически все имеющиеся в мировом Интернете сервисные функции, а соответственно и способы опосредствованного Интернетом познавательного, коммуникативного и игрового поведения.

С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С.Выготским теории развития высших психических функций. Интернет и WWW при этом понимаются как сложные семиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующие разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом. Тем самым следует признать, что исследования в данной области опираются на прочный теоретический фундамент. В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета, как и в области предложенной ранее О.К.Тихомировым психологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретических обобщений о качественном развитии психических процессов, преобразовании деятельности и личности человека в условиях применения им современных информационных технологий, конкретных психологических механизмах развития и трансформации личности (Тихомиров, 1993; Бабаева, Войскунский, 1998).

Задолго до появления Интернета и массового доступа к глобальным компьютерным сетям на факультете психологии МГУ были проведены отдельные исследования, опирающиеся на анализ деятельности пользователей локальных компьютерных сетей (Тихомиров и др., 1986) или на эпизодические наблюдения деятельности экспертов, участвовавших в международной компьютерной телеконференции (Войскунский, 1987). На основе этих ранних работ в дальнейшем был осуществлен ряд исследований в области психологии Интернета (Арестова и др., 1996; Войскунский, 1991; Voiskunskii, 1995; Voiskounsky, 1999). В те же годы был развернут международный исследовательский проект VELHAM (Велихов-Хамбург), посвященный изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М.Коул (Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской - А.В.Беляева (Институт психологии РАН). Десятилетняя история этого проекта подробно описана в отчете М.Коула (Cole, б/г). Результаты деятельности международного коллектива неоднократно публиковались (Беляева, Коул, 1991; Познание и общение, 1988). С историей выполненных в СССР, а впоследствии в России психологических исследований в области психологии Интернета можно подробнее ознакомиться в недавно опубликованной обзорной работе (Arestova et al., 1999).

В посвященных Интернету и WWW трудах представителей гуманитарных наук обрисовывается некая "социальная виртуальная реальность", простирающаяся, по выражению М.Коула (1997), в "пятом измерении" и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе - отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). Активнее всего исследуется "социальное" измерение - например, культурные, языковые и психологические особенности диадического и группового взаимодействия, регулируюшие общение и отношения между удаленными партнерами правила (т.н. netiquette), закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, принципы самовыражения личности и изменения "сетевой" идентичности, вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета (т.н. Интернет-аддикции) и способы терапии "аддиктов", парадигмы покупательского поведенния пользователей Интернета и их "отзывчивость" к рекламным воздействиям, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в "киберпространстве", стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такого рода проблемам посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, в числе которых немало электронных публикаций.

При этом социальные и психологические последствия применения Интернета оцениваются достаточно трезво: наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей (скажем, для переживших психологическую травму, для одиноких людей или для инвалидов), для социального, экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной <электронной деревни> и т.п. в популярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, обосновывается мнение, согласно которому активное применение компьютерных сетей не ведет к демократизации процессов выработки и принятия решений в бюрократических структурах (Mantovani, 1994). Неоднократно замечалось, что на электронные письма, приходящие в организации, подолгу - либо совсем - не отвечают, а почтовые ящики популярных людей катастрофически переполнены, так что им приходится отказываться от общения посредством электронной почты и организовывать нечто вроде web-порталов.

В ходе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдного исследования получены данные - пока что предварительные, - согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний (Kraut et al., 1998). В начале 2000 г. появились сведения об исследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, в ходе которого были получены во многом аналогичные результаты.

В недавнее время выработано представление о т.н. Digital Divide - "дигитальном расколе" жителей США, значительная часть которых в силу расслоения общества (различий в доходах, в составе семьи, в происхождении, в уровне образования и т.п.) не обладает полноценным доступом к Интернету. Начиная по крайней мере с 1995 г., Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организует слушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми (www.ntia.doc.gov).

Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. (Бабаева, Войскунский, 1998). В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К числу примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что <для некоторых застенчивых людей могут оказаться полезными анонимность и возможность осуществления структурного контроля при взаимодействии посредством электронной почты> (Henderson & Zimbardo, 1998).

Исследование психологии Интернета - относительно новая область знания, в которой к настоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках - социологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно психологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.

Так, наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC, или "опосредствованное компьютером общение" (computer-mediated communication), и как CSCW, или <совместная работа при поддержке компьютера> (computer supported collaborative work). В рамках относительно давно развивающейся проблематики CMC достаточно много простора для собственно психологических исследований; в рамках CSCW психологические исследования ведутся менее широким фронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчасти представлены работы по социальной психологии), В сфере т.н. communication research, или media research - что иногда переводится как "коммуникативистика" (Землянова, 1995) - изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативных каналов, в том числе Интернета. По традиции довольно значительный объем исследований, связанных с психологией Интернета (и, естественно, широко выходящих за рамки этой области), проводится в рамках направления, известного под наименованием Human-Computer Interaction (HCI) - "взаимодействие человека с компьютером". Термин online research - "онлайновые исследования" - пока что наиболее прижился в Германии, где есть одноименное научное общество и выпускается литература под таким названием (Online..., 1999).

Россия и другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и в исследовательской активности в области психологии Интернета. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области психологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.

Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перепективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них. Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернета детьми и подростками? Какова психологическая специфика опосредствованной Интернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотр гипертекстовых структур человеком (т.н. browsing - одно) из ключевых понятий для психологии Интернета), каким образом при этом осуществляется селекция, как отбираются полезные/значимые/пертинентные элементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента. Не до конца проясненным остается психологический статус т.н. виртуальной реальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененных состояний сознания и психоделического опыта. Правомерно ли утверждение о <наркотическом типе зависимости от Интернета> (т.н. Интернет-аддикции)? Неизвестно, насколько справедливо распространенное убеждение, согласно которому увлечение компьютерными играми, и в особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD) следует объяснять исключительно защитными тенденциями и стремлением к эскапизму. Открытым остается вопрос о том, как относиться к попыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создавать множественную "сетевую" идентичность. Интернет во многом способствует развитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, "киберпанков" и др.) - следует ли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернета? Наконец, нуждается в прояснении часто постулируемая связь "культуры Интернета" с популярной культурой постмодернизма.

Основные формы общения в Интернете и их особенности.


Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где дюди общаются on-line1. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в


конференции relcom. fido. su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей. На каналах windows или os2 обсуждаются соответствующие операционные системы; несколько каналов warez (в большинстве своем - закрытых для постороннего вторжения) посвящены дискуссии о различных программных продуктах ). Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету). В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном простарнстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть).
Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.
Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать

свои чувства при помощи "смайликов"1 (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys), физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью(Reid, 1994), а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира" (Kelly, 1997). Kelly также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака" (Kelly, 1997). Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Идентичность в Интернете

Действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Псевдоним называется "nick" (от "nickname" - псевдоним) или "label" - "лейбл", "ярлык". Из "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман, Мага, несколько Остапов Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов), есть богатый животный мир (Коза, Собака30, Овчарка, Микроб), есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант), есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник)...

"Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью" (Reid, 1994).

Есть студенты, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет, в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что "там нет ничего интересного".
Но общение в Интернете может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).
Феномен Интернет-зависимости и его краткий анализ.

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.


Кимберли Янг приводит 4 симптома ИЗ:

  1. Навязчивое желание проверить e-mail

  2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет

  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет

  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:
следующая страница >>



Люди не смогли даже выдумать восьмого смертного греха. Теофиль Готье
ещё >>