Деятельность театров Урала в период Великой Отечественной войны - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» 1 66.37kb.
Обобщение практики рассмотрения судами дел, возникающих в связи с... 1 390.93kb.
Обобщение практики рассмотрения судами дел, возникающих в связи с... 1 425.38kb.
Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Обеспечение... 1 200.86kb.
Ссср в период Второй мировой и Великой Отечественной войне 1 57kb.
Прислужники оккупантов или идейные борцы? «Свершилось. Пришли немцы! 1 64.16kb.
К. Абдуллаева Государственная деятельность Т. Кулатова в годы Великой... 1 57.35kb.
Классный час «Спортсмены в годы Великой Отечественной войны» 1 143kb.
Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны" 1 459.94kb.
Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны" 1 197.31kb.
Причины, этапы Великой Отечественной войны 1 14.65kb.
Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" 1 124.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Деятельность театров Урала в период Великой Отечественной войны - страница №1/3

На правах рукописи

Луньков Александр Сергеевич

Деятельность театров Урала в период

Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

Специальность 07. 00. 02 – Отечественная история
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Челябинск – 2008

Работа выполнена в отделе Отечественной истории XX века Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии Наук


Научный руководитель – доктор исторических наук,

профессор



Сперанский Андрей Владимирович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор



Кондрашева Маргарита Ионовна

(ГОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия»)


кандидат исторических наук,

доцент


Павленко Владимир Денисович

(ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»)


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Защита диссертации состоится «28» ноября 2008 г., в 14 – 00 часов на заседании диссертационного Совета ДМ 212.298.13 при Южно-Уральском государственном университете (454080, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76, ауд. 244).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Уральского государственного университета.

Автореферат разослан «____»______________ 2008 г.




Ученый секретарь диссертационного совета



М. И. Мирошниченко












ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Великая Отечественная война в истории России XX века занимает одно из самых ключевых мест. Она изменила функционирование всех сфер советского общества, в том числе и сферы культуры. Изучение развития театрального искусства Урала в 1941–1945 годах поможет выяснить место, роль и ценность театров в сфере культуры и их вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне, без чего невозможно целостное понимание особенностей данного периода в истории нашей страны. Выяснение основных черт функционирования театральной системы в условиях жестких ограничений актуально для современности, ведь сегодняшняя сфера культуры существует в похожих условиях. Как и в годы войны, российская культура финансируется в основном по остаточному принципу, а рыночная экономика ставит перед многими региональными театрами вопрос не просто функционирования, а выживания.

Объектом исследования является театральное искусство, как особый род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой. В понятие театрального искусства входят все аспекты деятельности и обеспечения театральных коллективов, различные уровни их организационных структур и результаты их работы. Всё это является различными сторонами процесса, результатом которого является спектакль или концерт, как самый элементарный продукт деятельности театра, и культурное и мобилизующее воздействие на население в масштабах региона.

Предметом исследования деятельность театральных коллективов по созданию, распространению и совершенствованию театральных ценностей в обществе.

Хронологические рамки работы включают в себя период времени с июня 1941 по май 1945 года, когда театры Урала функционировали в условиях войны. В ряде случаев в целях выявления закономерностей развития тех или иных сторон деятельности театров для анализа привлекались данные за 1940, начало 1941 и конец 1945 годов.

Территориальные рамки исследования включают в себя Пермскую (Молотовскую), Свердловскую, Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую (Чкаловскую) области, в пределах которых в годы войны работали театральные коллективы Урала. В данный список не вошли национальные республики, Башкирия и Удмуртия, так как развитие их театрального искусства является отдельной и во многом самостоятельной проблемой из-за национальной самобытности этих регионов. Уральский регион в Великую Отечественную войну играл огромную роль в приближении победы над фашизмом. В качестве промышленной и сельскохозяйственной базы страны он был уникален. В данный период Урал сыграл ещё и роль культурного и духовного центра страны. Сюда было эвакуировано не только большое количество ведущих театров СССР из западных областей, но и образовательные, музейные, культурные и архивные учреждения.

Степень научной изученности темы. В исторической литературе проблема развития театрального искусства Урала в годы Великой Отечественной войны начала исследоваться достаточно давно, но до сих пор является недостаточно глубоко разработанной. Всю отечественную историографию по данной проблеме можно разделить по хронологическому принципу на два этапа. Первый, советский, этап длился с 1941 по конец 1980-х годов. Этап современной историографии начался в конце 1980-х годов и продолжается по настоящее время. Ключевое различие этих периодов заключается в том, что в постсоветское время в исторической науке появился плюрализм мнений по поводу ключевых явлений и процессов отечественной истории. Единая официальная идеология сменилась свободой отстаивания своей очки зрения. Так же историки получили доступ ко многим ранее закрытым архивным материалам, которые позволили по новому посмотреть на многие события прошлого. Внутри этих периодов целесообразно разделять всю использованную литературу на исторические исследования общесоюзного и местного масштабов. Помимо исторической литературы в диссертации были использованы работы по теории культуры и театра.

Историография советского периода по истории театрального искусства СССР насчитывает достаточно большое число работ. Авторы подходили к изучению данной проблемы с разных сторон. Как правило, театральное искусство СССР времен Великой Отечественной войны исследовалось в контексте общего культурного развития страны в тот период. Основной акцент делался на выявлении вклада театров в разгром фашистской Германии и её союзников. Внутри совокупности литературы по истории театра в СССР можно выделить две группы: исследования по общей истории и теории советского театра и работы, посвящённые развитию отдельных жанров сценического искусства.



Одним из первых к проблеме развития советского театра в годы войны обратился Б. В. Алперс. В своих работах второй половины 40-х годов он рассмотрел пути развития русского и советского театра, прежде всего актёрского искусства1. Автор пришел к выводу о преемственности между советским театральным мастерством и русским классическим сценическим искусством дореволюционного периода. Примечательно так же и то, что Б. В. Алперс активно выступал с публичными лекциями по истории театра, стенограммы которых впоследствии издавались. Большое внимание периоду войны в истории советского театра уделялось в работах Г. А. Хайченко2. Этот автор рассматривает основные этапы развития советского театра, в том числе и в период сороковых годов XX века. Наиболее важным представляется вывод автора о том, что из-за войны путь развития советского театра несколько изменился в сторону большей опоры на наследие русского дореволюционного театра в плане актёрского мастерства и места классики в репертуаре. Л. В. Максакова в работе «Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны»3 анализирует театральное искусство Урала как части страны. Проблематика исследования Л. В. Максаковой напрямую связана с темой данной диссертации. Однако цели и задачи исследования поставлены Л. В. Максаковой шире, что накладывает определённый отпечаток. Так в её работе анализу подвергаются только крупные театральные коллективы и основные параметры их работы. Также в ряде случаев отсутствует критический взгляд на имевшие место тенденции. В целом же монография Л. В. Максаковой является хорошим основанием для дальнейшей разработки данной проблемы. И. Д. Безгин и Ю. М. Орлов в совместной работе «Театральное искусство: организация и творчество. Очерк истории советского театрального дела» исследуют проблему соотношения организации театральной сферы и творческой деятельности театров4. Их работа относится уже к самому концу советского периода историографии, но в ней остаётся ряд моментов идеологизации истории и предвзятого отношения к фактам.

В 1960-х годах начинают издаваться работы по истории отдельных жанров советского театра. Наибольшее число их относится к истории драматического театра в СССР. К ним относятся издания как научного, так и учебного характера. Наиболее основательной из них можно назвать шеститомную «Историю советского драматического театра»5. В 4-м и 5-м томах этой книги содержится анализ предвоенной и военной истории советского театра драмы. Среди рассмотренных театров в этой работе есть и ведущие коллективы Урала. «Очерки истории русского советского драматического театра» в 3-х т. под редакцией Н. Г. Зогфара также является серьёзным исследованием по данной проблеме6. По охвату рассмотренных театров оно несколько превосходит предыдущую работу. Кроме того, в этом исследовании подробно изучена работа в эвакуации на Урале театров Москвы и Ленинграда. По истории балета в советское время было написано большое количество работ7. Все они, начиная от учебников и заканчивая серьёзными монографиями, анализировали пути развития советского балета. Важным моментом является то, что в этих работах выявляется влияние Великой Отечественной войны на формирование особенностей советского балета. В качестве примера некоторыми авторами рассматривается и развитие балета в уральском регионе. О театрах музыкального и разговорного жанров в советское время вышло несколько основательных работ. Исследование А. А. Гозенпуд «Русский советский оперный театр (1917–1941)»8 напрямую не посвящено интересующему нас периоду, однако оно содержит важную информацию, относительно предвоенного развития советской оперы, её репертуара и особенностей работы. Из трудов, посвященных развлекательному жанру театра – оперетте и эстраде – можно выделить несколько на наш взгляд наиболее основательных таких, как «Советская эстрада. Краткий очерк истории» Ю. А. Дмитриева9, «О литературной эстраде: очерк истории. Живые традиции» Е. Я. Дубновой10, «Советский театр оперетты. Очерк истории» М. О. Янковского11. Все эти книги содержат анализ общих тенденций развития соответствующих жанров, а, так же, данные по театрам, работавшим на Урале в годы войны. Монография Л. Г. Шпет «Советский театр для детей. Страницы истории. 1918–1945»12 является практически единственной, которая посвящена истории детского театра в СССР. Проблема функционирования ТЮЗов в годы войны до сих пор является малоисследованной, так как эти коллективы находятся несколько в стороне от общего пути развития советского театра. Практически в этом жанре объединяются художественные средства сценического искусства и педагогика. Автор достаточно подробно останавливается на судьбе ТЮЗов в годы войны и, в частности, выявляет некоторые особенности этого жанра на Урале. Сборник научных трудов «Из истории русской советской режиссуры 1940-х годов» содержит ряд статей по режиссуре, как центральных театров, так и периферийных13. Авторы анализируют различные аспекты развития постановочного искусства советских театров. Отдельно рассматривается режиссура наиболее актуальной в военное время патриотической тематики.

Советская историография по истории театрального искусства на Урале может быть разделена на обобщающие исследования по уральскому региону и работы, посвященные отдельным театрам. К первой группе, прежде всего, следует отнести одну из первых основательных попыток исследовать театры Урала в 1941–1945 годах, которая была предпринята А. П. Панфиловым в работе «Театральное искусство Урала. 1917–1967 гг.»14 Данное исследование, а так же целый ряд более ранних статей А. П. Панфилова, посвящены анализу развития советского театра на Урале. Отдельное внимание автор уделяет периоду Великой Отечественной войны. А. П. Панфилов подробно останавливается на достижениях в театральной сфере, но не выявляет сложности и недоработки в данной области. Также следует учитывать, что работы А. П. Панфилова имеют своей целью изучение развития театра за большой период времени, что вынуждает его на периоде войны останавливаться недостаточно подробно. Этот же автор написал книгу «Свердловский областной драматический театр»15, в которой одна из глав посвящена работе театра в годы Великой Отечественной войны.

Театрам областей Урала посвящено огромное количество книг и статей в периодической печати в послевоенный период. В основном они были приурочены к какой-либо знаменательной дате или юбилею театра. Структура и информационное наполнение книг по отдельным театрам примерно одинаковы: работы содержат краткую информацию о времени основания театра, основных этапах его работы и данные о ведущих артистах и руководителях коллектива. Некоторые из таких книг включают в себя списки работников и постановок театра за всё время его существования. Это является очень важной информацией, так как эти данные рассеяны по большому количеству архивных источников и частных собраний любителей театра. Недостатком книг по истории отдельных театров является то, что в них не делается практически никаких обобщений.

В данной диссертации были использованы исследования по теории театра, раскрывающие роль советского театра в сфере культуры. Они написаны с точки зрения коммунистической идеологии и несут на себе отпечаток взаимоотношений партийных органов и театрального искусства. В этих работах формулируется значение театрального искусства по воспитанию населения, пропаганде коммунистических ценностей и так далее. Отдельное место в них уделяется роли театров в годы Великой Отечественной войны16.

Советская историография по проблеме театрального искусства Урала достаточно обширна и разнообразна. Но все работы, входящие в эту группу, написаны с точки зрения официальной идеологии, и поэтому ряд вопросов по проблеме в этих исследованиях не поднимался. В первую очередь не находили освещения многие негативные моменты истории развития уральского театра. Ведь Великая Отечественная война была очень непростым периодом, который невозможно оценить однозначно. Советские же историки и театроведы вынуждены были работать в строго установленных рамках. Исходя из этого, историографию советского периода необходимо воспринимать критически.

Современная историография о театральном искусстве Урала не настолько широка как советская. Но за двадцать лет работы современные уральские исследователи продвинулись далеко вперёд в изучении данной проблемы. Были преодолены идеологические установки, мешающие критическому взгляду на историю. Из современных историков, изучавших данную проблему, прежде всего следует отметить А. В. Сперанского. Первые работы по истории культуры Урала в период Великой отечественной войны он опубликовал ещё в конце 80-х годов17. Большое внимание театральному искусству Урала в годы войны автор уделяет в своей докторской диссертации «Культура Урала в годы Великой Отечественной войны»18 и в монографии «В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны»19. Эти работы являются одной из первых попыток в постсоветское время исследовать такую многогранную и противоречивую проблему, какой является развитие культуры Урала в период войны. Автор, помимо прочего, рассматривает театральное искусство как фактор мобилизации масс на отпор врагу и трудовые подвиги в тылу. В этой работе также исследуются различные количественные и качественные показатели деятельности уральских театров. Из других работ А. В. Сперанского по культуре и театральному искусству Урала в годы войны следует отметить ещё целый ряд публикаций20. В этих работах автор изучает различные стороны данной проблемы, начиная от истории отдельных театров Урала и заканчивая ролью культуры Уральского региона в приближении Великой Победы. Однако автора интересует театральное искусство как один из элементов культуры Урала, что является более широкой проблемой, чем тема данной диссертации.

История культуры отдельных регионов Урала в современной историографии разрабатывалась достаточно активно. Работы коллектива авторов «История культуры Южного Зауралья. Т. 2. (Советский период)»21 и Федоровой А. В. «Оренбург в годы Великой Отечественной войны»22 помимо других вопросов рассматривают развитие театрального искусства соответственно в Курганской и Оренбургской областях в годы войны.

Истории отдельных театров Урала посвящено достаточно мало современных работ23. Большое количество фактического материала для данной диссертации содержится в публикациях Ю. К. Матафоновой24, посвященных деятельности театров Свердловска.

Современная историография проблемы данной диссертации не так продолжительна по времени как советский этап, но за такое короткое время историки смогли значительно продвинуться в изучении театрального искусства Урала в годы Великой Отечественной войны, были преодолены идеологические запреты и шоры.

Таким образом, историография по театральному искусству Урала в 1941–1945 годах является достаточно обширной. Авторы изучали различные аспекты данной проблемы. Но, не смотря на это, осталось много неисследованных сторон развития театров. Данная тема нуждается в сведении воедино и обобщении всего накопленного материала.

Источниковой базой исследования широкий круг различных источников, как опубликованных в печати, так и извлеченных автором из архивных хранилищ. В диссертации использованы материалы 37 фондов из 3 федеральных и 9 региональных архивов, сборников документов по истории СССР и Урала, опубликованных мемуаров и воспоминаний, а, так же, периодической печати 1941 – 1945 годов. Все источники можно разделить на несколько групп.

Нормативно-директивные источники в диссертации представлены: а) директивами ЦК ВКП (б), Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП (б), Комитета по делам искусств СНК СССР, ЦК Союза работников искусств (РАБИС) и Главного управления репертуарной комиссии (ГУРК). Эти источники позволяют определить общий курс развития театрального искусства страны и выявить особенности Урала в этом отношении. Так же, данные документы представляют собой нормативную основу работы театров в годы войны; б) решениями и резолюциями местных органов власти, таких как комитеты ВКП (б) различного уровня, областные и городские отделы искусств при исполнительных комитетах. На данном уровне власти осуществлялась постановка конкретных задач театрам и контроль над их выполнением.

Делопроизводственные источники представляют собой основную базу нашего исследования. К ним относятся всевозможные отчеты театров о деятельности, справки и служебные записки руководства театров, протоколы заседания первичных партийных организаций, стенограммы репетиций спектаклей и так далее. Отчеты театров содержат информацию по расходованию бюджетных средств, количеству спектаклей и концертов, выполнению репертуарного плана, а так же об изменении штатов театра. К этой же группе примыкают отчеты театров о военно-шефской работе на стационаре и деятельности концертных бригад на фронте и в тылу. Театры, переведенные на хозрасчет, так же предоставляли годовые отчеты, поэтому в данной категории источников содержится информация по большому кругу вопросов, касающихся функционирования театров. Их недостатком является то, что до 1943 года отсутствовала единая форма отчета. Поэтому по ряду театров за данный период отсутствуют некоторые данные. Начиная с 1943 года, была повсеместно введена единая форма отчетности, которую должен был предоставлять каждый театр. Она содержала бухгалтерский отчет, данные по выполнению репертуарного и постановочного плана и количество сотрудников в каждой категории персонала театра. Исходя из этого, можно сказать, что после такой унификации годовые отчеты превратились в массовый источник, работу с которым можно проводить по единой методике. Отчеты театров хранятся в РГАЛИ, а так же в архивах областных центров – ГАСО, ГАПО, ГАКО, ГАОО, ОГАЧО. Отчеты театров о военно-шефской работе содержат в себе данные по количеству проведенных мероприятий, местах их проведения, количестве задействованных сотрудников и благодарственные письма из подшефных организаций. Сложность работы с этими источниками заключается в том, что здесь так же не существовало единой формы отчетов. При этом, у разных театров отличались виды шефских мероприятий, за которые они отчитывалась, что неизбежно вызывает некоторою путаницу при обобщении данных нескольких театров. Военно-шефской работой считались концерты и спектакли для подшефной организации на стационаре, работа фронтовых бригад, сбор средств и вещей для семей фронтовиков и многое другое. Отчеты о данной работе содержатся в фондах ГАРФ и областных архивов. Так же, достаточно информативными источниками являются протоколы заседаний партийных собраний и бюро первичных парторганизаций уральских театров и местных органов власти, отвечающих за сферу культуры. Подобные материалы позволяют восстановить механизмы принятия решений по тем или иным вопросам развития театров и выявить сложности их деятельности в период войны. Эти материалы находятся в местных архивах – ЦДООСО, ГАОПДКО, ГОПАПО, ЦДНИОО. Данные источники позволяют всесторонне изучить функционирование театров Урала и сделать обобщения и выводы об общих тенденциях развития театрального искусства Урала и особенностях данного региона.

Мемуарные источники в диссертации представлены опубликованными воспоминаниями работников театров Урала и эвакуированных сюда в годы войны. Данные воспоминания охватывают различные аспекты работы театров – от репетиционной и постановочной деятельности до военно-шефской работы. Среди них следует особо выделить сборники «Главная в жизни роль»25 и «Искусство в боевом строю (1941–1945): воспоминания, дневники, очерки»26. Главным недостатком таких источников является их субъективный характер, поэтому их всегда необходимо сверять с данными архивов.

Периодическая печать в годы войны активно участвовала в культурной жизни общества. Данная группа источников находится на стыке с историографией, так как с одной стороны отражает различные аспекты развития театральной сферы Урала в «реальном времени», а с другой, содержит некоторый анализ деятельности театров и оценочную характеристику их работы. По данным публикациям можно отследить текущую ситуацию в театральной жизни региона. Главным же недостатком этой группы источников является их идеологизация и жесткая цензура материала перед печатью.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы обобщить исторический опыт функционирования театральной сети Урала в годы Великой Отечественной войны, проанализировать и дать комплексную характеристику основных принципов, содержания и результатов деятельности театральных коллективов по укреплению и совершенствованию культурного и военно-патриотического потенциала населения региона. Исходя из данной цели, нами сформулированы следующие задачи:

определить степень научной разработки проблемы;

выявить основные тенденции перестройки театральной сети региона в соответствии с условиями военного времени;

исследовать проблемы трансформации кадрового комплектования, материально-технического и бытового обеспечения театральных коллективов;

изучить особенности репертуарной политики и механизмы постановочной деятельности уральских театров;

осветить опыт военно-шефской работы театральных учреждений на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства и в воинских частях и подразделениях;



проанализировать взаимоотношения театров с партийно-государственными структурами и выявить степень влияния последних на развитие театрального искусства Урала.

Методологической основой исследования являются принцип историзма, системный подход и теория модернизации. Принцип историзма, в данном случае, предполагает, что деятельность театров Урала будет рассматриваться без отрыва от конкретно-исторической реальности и во взаимосвязи с событийным рядом исторического процесса. Следует так же учитывать изменения в культурно-историческом сознании людей, которые произошли со времен Великой Отечественной войны, что не позволяет адекватно оценивать в мировоззренческом и социально-психологическом плане все явления того периода. Системный подход в данном исследовании необходим потому, что развитие театрального искусства Урала в 1941–1945 годах подчинялось закономерностям как собственного, так и более высокого порядка, а именно, закономерностям развития культуры СССР в целом. В этом отношении изучаемый предмет является неотъемлемой частью более сложной системы. С другой стороны, после анализа отдельных элементов предмета исследования, необходимо выявить связи, которые делают уральское театральное искусство целостной системой, которая не сводится к простой совокупности своих составляющих. Теория модернизации предполагает, что для трансформации традиционного аграрного общества в индустриальное необходимым условием является сохранение стабильности и внутренней сплоченности общества27. В данном случае условием внутренней сплоченности общества являлась так же и целостность его культурной сферы. Театральное искусство было одним из проводников такого объединения. Из специально-научных методов использовались сравнительно-исторический, историко-структурный и историко-генетический. Сравнительно-исторический метод предполагает сравнение разных этапов развития одного объекта и его элементов между собой для выяснения закономерностей эволюции этого объекта и его функционирования. Историко-структурный метод позволяет изучить внутреннее строение исследуемого предмета для выявления взаимосвязей его элементов между собой и внешней средой. Историко-генетический метод исследования предоставляет возможность выявить происхождение тех или иных исторических процессов и явлений.

Научная новизна исследования заключается в том, что предпринимается попытка целостного осмысления деятельности театров Урала по укреплению и совершенствованию культурного и военно-патриотического потенциала населения региона в годы Великой Отечественной войны. Новый концептуальный подход заключается в отказе от идеологизации и политизации истории. Данная проблема рассматривалась с точки зрения теории модернизации. Помимо этого, диссертация написана на основе широкого круга источников, ряд из которых вводится в научный оборот впервые.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения театрального искусства Урала и СССР в годы Великой Отечественной войны и последующих периодов. Материалы данной работы можно применять при подготовке курса лекций по Отечественной истории XX века и истории Урала в вузах и общеобразовательных учреждениях.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования изложены автором в 6 научных публикациях, доложены и обсуждены на одной международной и четырех всероссийских и региональных конференциях. Одна из статей опубликована в реферируемом научном журнале.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, выбор территориальных и хронологических рамок, проанализирована степень изученности проблемы, дается обзор источников, определяется объект и предмет, цели и задачи, выделяются методологические принципы и методы работы, показывается научная новизна и практическая значимость исследования.




следующая страница >>



Когда видишь уравнение E = mc 2 , становится стыдно за свою болтливость. Станислав Ежи Лец
ещё >>