Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования администрации муниципального образования... 3 646.96kb.
Администрации муниципального образования надымский район 6 1115.42kb.
Администрации муниципального образования Надымский район С. 1 78.76kb.
Муниципального образования Глава Администрации «Каракулинский район»... 1 115.06kb.
Мо «Джидинский район» В. Р. Цыренов Нормативно-правовое, организационное... 4 665.84kb.
Местного самоуправления вновь образованного муниципального образования... 1 67.78kb.
Сведения о составе и содержании фондов архивного отдела Администрации... 4 614.55kb.
Управление образования администрации муниципального района муниципального... 1 20.99kb.
Сведения о составе и содержании фондов архивного отдела Администрации... 3 404.52kb.
Управление образования администрации 1 20.29kb.
Пояснительная записка Доклад муниципального образования Надымский... 4 1061.09kb.
Как он выглядит? 1 59.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район - страница №1/1

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»

Социально значимый проект
«Время применения»
(Пути развития

социальной и профессиональной активности педагогов пенсионного возраста)


Авторы:

директор



Крикунова Ирина Михайловна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе



Малюгина Татьяна Викторовна

Муниципального

общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма»


Надым

2013
Социально значимый проект

«Время применения»

(Пути развития социальной и профессиональной

активности педагогов пенсионного возраста)
Паспортная информация

1.Юридическое наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма».

2.Учредитель: Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район.

3. Юридический адрес: 629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, ул.Заводская,д.4а.

4. Фактический адрес: 629730. Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, ул.Заводская, д.4а и ул.Геологоразведчиков, д.4/1.

5. ФИО руководителя – Крикунова Ирина Михайловна.

6. Телефон, факс, e-mail: 8(3499)52-22-35, факс 8(3499)52-22-35, e-mailotk.nadym@mail.ru

7. Адрес сайта учреждения:www.ooshnadym.ru
Введение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» создана в 1972 году как учебно – консультационный пункт школы рабочей молодёжи, которая трудилась на ударной комсомольской стройке, возводя город Надым, газовые промыслы, трассовые посёлки.

В соответствии с образовательными потребностями надымчан школа мобильно трансформировалась, называлась сначала вечерней, потом реальной, затем к ней присоединили межшкольный учебно – производственный комбинат и общеобразовательные классы второй ступени для детей с правовой и социальной дезадаптацией.

Сегодня Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» - это школа, реализующая общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, а также - программы профессиональной подготовки для старшеклассников общеобразовательных учреждений города и района, для населения города и района и программы дополнительного образования.



Штат работников школы насчитывает 55 человек, из них учителей – предметников – 9, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин – 12, руководителей – 8. Среди них педагогов пенсионного возраста – 48 %, а возраста от 70 до 80 лет – 14 %.

Возрастной состав администрации школы следующий: пенсионеров – 63%, из них от 70 до 80 лет – 12,5 %.

Таким образом, возрастной состав педагогических и руководящих работников школы не способствует задачам инновационного развития школы, так как значительную его часть составляют педагоги неработоспособных возрастов, выработавшиеся, уставшие, не желающие перемен, а стремящиеся к тому, чтобы ещё несколько лет поработать, не напрягаясь, тем более, что заработная плата у педагогов школы достаточно высокая и все эти педагоги имеют значительные повышающие коэффициенты к базовому окладу. Ситуация «тихой гавани» чрезвычайно удобна для значительной части педагогов. Но руководство школы понимает, что при любом возможном логичном инновационном векторе развития главным дефицитом ресурсов станет ресурс наличия педагогов работоспособного возраста, желающих инновационных изменений и способных их осуществлять.
Тем более, что школа уже реализует пять инновационных проектов:


  • проект «Школа - социум» (профессиональная подготовка обучающихся школ Надымского района через дистанционную форму получения образования),

  • проект «Социальный лифт» (Модель реализации потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения),

  • проект «Электронные образовательные ресурсы через педагогический дизайн» (формирование сетевого педагогического сообщества по созданию и использованию эффективных и результативных электронных образовательных ресурсов),

  • проект «Диверсификация IT – пространства школы»,

  • проект «Шанс» (Модель взаимодействия Центров дистанционного обучения Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» и Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма» по реализации программ профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Реализация данных проектов требует высокого уровня мотивации педагогов на создание инновационных продуктов, а значительная часть коллектива не может обеспечить наличие данной самомотивации в силу своей «усталости» и «желания работать тихо, от звонка до звонка».
Цель: создание условий для развития социальной и профессиональной активности и результативности деятельности педагогов пенсионного возраста.
Задачи:

  • создать условия для реализации функций наставника, тьютора, дидактика, педагогами-стажистами;

  • обеспечить повышение уровня профессиональной активности, результативности деятельности педагогов пенсионного возраста через трансляцию базовых составляющих корпоративной идеологии и культуры, осуществление воспитательных функций по отношению к коллективу.


Основная часть

Новому социально значимому проекту Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма» дано два имени:



  • первое, имя собственное – «Время применения». Из цитаты, автором которой является французский мыслитель Жан-Жак Руссо, а именно, «Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для её применения»,

  • второе имя, наукообразное – «Пути развития социальной и профессиональной активности педагогов пенсионного возраста».

Психологи определяют четыре основные стадии компетентности:

  • первая стадия – неосознанная некомпетентность;

  • вторая стадия – осознанная некомпетентность;

  • третья стадия – неосознанная компетентность;

  • четвертая стадия – осознанная компетентность.

Если первые две стадии свойственны, как правило, для молодых специалистов, или для педагогических работников, пришедших в школу из других отраслей, то третья и четвертая стадии характерны для уже состоявшихся педагогов, накопивших достаточно большой жизненный и профессиональный опыт. И если стадия неосознанной компетентности отличает педагогов средней возрастной категории, которые планомерно строят свою профессиональную карьеру, повышают квалификационную категорию (самая активная часть педагогического коллектива), то четвертая стадия характерна для уже состоявшихся в профессии. Как правило - это предпенсионный (пенсионный) возраст, достаточно большой опыт деятельности. Но при всем этом, это педагоги, находящиеся в стадии профессионального выгорания, испытывающие усталость. Такие педагоги сложно воспринимают новшества, стараются избегать дополнительных нагрузок.

Руководство школы, определяя существующие статусы педагогов, испытывающих значительную возрастную усталость, пришло к выводу, что таких статусов несколько:



  • самый положительный из них – это добросовестный урокодатель,

  • статус «позвоночника» - педагога, работающего от звонка до звонка, педагога, которого ученики как таковые раздражают и он с трудом их переносит,

  • статус «держащих и коллег и учеников в эмоциональном напряжении и в постоянной зависимости от собственного эмоционального состояния»,

  • а также несколько других, откровенно деструктивных типажей педагогов с возрастной усталостью.

Всё это создаёт в работе чрезвычайные помехи, лихорадит работоспособную и желающую работать часть коллектива, формирует ненужный эмоциональный фон в школе, где другая незначительная часть педагогов хочет перемен, развития и вкладывает в это немало усилий.

Данное противоречие подтолкнуло руководство школы к определению того, какими предпочтительными статусами должен обладать педагог пенсионного возраста, конструктивно работающий на своё благо и на благо общего дела?

Было выбрано около двадцати статусов, самыми предпочтительными из которых оказались следующие: наставник, мэтр, тренер, тьютор, воспитатель, гуру, пестун, ментор, дидактик, нравоучитель, супервайзер, назидатель. После долгих размышлений остановились всего на пяти статусах, которыми должны предпочтительно обладать и их реализовывать педагоги зрелого возраста, чтобы не выпасть из контекста инновационного развития коллектива и чтобы не быть этому развитию помехой.

Первый статус – «педагог – наставник».

Это опытный специалист, мастер своего дела, обучающий молодёжь, дающий советы и рекомендации по более эффективному и грамотному осуществлению деятельности подопечного, следящий за соблюдением им правил и других норм и обычаев.



  1. Второй статус – «педагог - тьютор».

Тот, кто организует условия для разработки и реализации индивидуальной траектории развития своего подопечного. Это своеобразный «социальный продюсер», то есть тот, кто определяет путь развития своего ученика, помогает преодолеть трудности на этом пути, обеспечивает обучение в период затруднений подопечного.

  1. Третий статус – «педагог - дидактик».

Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Это человек, умеющий преподавать, это педагог, умеющий других научить преподавать. Это методист.

  1. Четвёртый статус – «педагог - нравоучитель».

Тот, кто поучает, внушает нравственные правила. Носитель и транслятор корпоративной идеологии и культуры.

  1. Пятый статус – «педагог - пестун».

От глагола «пестовать», то есть нянчить, носить, воспитывать, растить, холить.

Это старинное русское слово. Ведь воспитывать можно и ремнём, а вот пестовать – только путём холенья и лелеянья. Нянчить – пестунство, а нянька – пестунья или пестун.



Пестун – тот, кто заботливо выращивает, воспитывает кого – то.

Реализация данных направлений позволит не только осуществить практическое применение накопленного опыта деятельности, но и выполнить задачи, стоящие перед современным обществом по воспитанию молодого поколения, успешно социализирующегося в современном информационном сообществе, востребованным на рынку труда.


Период реализации проекта: с апреля 2013 года по май 2016года.

Механизм и поэтапный план мероприятий

по реализации проекта

«Время применения»

(Пути развития социальной и профессиональной

активности педагогов пенсионного возраста)



 Номер и наименование

групп мероприятий и мероприятия

Результаты, продукты, ресурсы

Сроки реализации

Дальнейшее использование ресурсов



I. Группа мероприятий

Аналитико-проектировочные мероприятия

  1. 1.1.Анализ возрастного состояния педагогического коллектива, анализ перспектив дальнейшего профессионального роста всех возрастных категорий



Аналитическая информация


Апрель 2013г.




  • Для разработки маршрутов реализации направлений проекта

  • Для разработки программ обучения педагогов, отбора содержания методических занятий для педагогов

  • Для определения набора критериальных показателей и диагностического инструментария для определения эффективности социальной и профессиональной активности

1.2.Изучение возможностей педагогов пенсионного возраста для дальнейшего развития инновационной деятельности школы

Определение рисков и путей их минимизации

Апрель-май 2013г.



Для разработки индивидуальных программ обучения педагогов, отбора содержания учебных занятий для педагогов

    1. Разработка нормативной документации, обеспечивающей регламентацию деятельности по всем направлениям проекта

Положения:

  • о педагоге – наставнике;

  • о педагоге-тьюторе;

  • о педагоге-дидакте;

  • о педагоге-нравоучителе, пестуне

В течение 2013 г.

Для регламентации деятельности по основным направлениям реализации проекта

1.4. Обеспечение технических условий для реализации проекта



Обеспечение компьютерной техникой, программным обеспечением

Постоянно


  • Для организации обучения педагогов;

  • Для реализации индивидуальных маршрутов




1.5. Определение профессиональных затруднений молодых педагогов

Аналитическая информация

Май 2013 г., сентябрь 2013 г.

Для организации сотрудничества, создания творческих дуэтов в рамках реализации проекта

1.6. Выявление или обеспечение ресурсных и организационных условий для реализации проектной идеи



Определение рисков и путей их минимизации


01.09.2013г.



Для организации процесса теоретического и практического обучения педагогов


1.7. Создание условий для положительной мотивации педагогов

Определение рисков и путей их минимизации

01.11.2013г.


Для разработки программ обучения педагогов, отбора содержания учебных занятий для педагогов

1.8. Изучение практического опыта педагогов по реализации индивидуальных маршрутов в рамках проекта

Кейсы практического опыта, повышения эффективности участия в мероприятиях профессиональной направленности

Апрель 2014 г.


Для разработки дальнейших направлений реализации проекта;

Для выявления перспектив дальнейшего развития инновационной деятельности школы



1.9.Формирование творческих групп

Разработка предложений по реализации проекта

Апрель 2013г.

Для проведения Педагогического совета «Пути реализации проекта «Время применения»


II. Группа мероприятий

Реализация основных направлений проекта «Время применения»

2.1. Мониторинг профессиональных затруднений молодых педагогов

Результаты мониторинга

сентябрь 2013-

май 2014 г.



Для повышения эффективности и результативности реализации направления «Наставник»

2.2. Осуществление индивидуального консультирования педагогов

Повышение результативности работы педагогов по реализации инновационных проектов школы, собственных планов самообразования

Ежемесячно (с октября 2013 г. по декабрь 2015 г.)


Для минимизации проблем и рисков при реализации образовательных программ профессиональной подготовки


2.3. Обучение педагогических работников новым современным педагогическим технологиям, в том числе и с использованием современного оборудования

Снятие профессиональных затруднений

октябрь-ноябрь

2013 г., ежегодно



Для минимизации проблем и рисков

2.4. Осуществление основных мероприятий в рамках реализации проекта:

  • Проведение институциональных конкурсов профессионального мастерства «Педагог-мэтр», «Учитель года»

  • Организация и осуществление деятельности стажерских площадок




  • Организация мастер-классов




  • Проведение открытых учебных занятий для педагогического сообщества

Получение знаний, необходимых для обучения

Передача и получение знаний, необходимых для реализации индивидуального маршрута развития

Передача и получение знаний, необходимых для реализации индивидуального маршрута развития


ежегодно

ежегодно, в течение года

в течение года




Для обеспечения повышения социальной и профессиональной активности


Для организации сотрудничества, передачи накопленного передового опыта, расширения возможностей взаимообучения

Для обеспечения повышения социальной и профессиональной активности

Для организации сотрудничества, передачи накопленного передового опыта, расширения возможностей взаимообучения




III. Группа мероприятий

Финансовое обеспечение

3.1. Финансово-экономическое обоснование реализации направлений проекта

Проект сметы



май

2013 г.



Материальное обеспечение реализации проекта


3.2.Составление сметы на приобретение дополнительного оборудования с учётом:

  • необходимых наименований товара,

  • характеристик товара,

  • цены товара

Смета на приобретение оборудования


май 2013 г.

Финансовое обеспечение реализации проекта

3.3. Привлечение дополнительных финансовых средств для осуществления грантовой поддержки


Дополнительные объёмы финансирования, средства Попечительского совета

сентябрь 2013 г. – май 2014г.

Материальное обеспечение реализации проекта


3.4. Использование эффективных методов морального и материального (из Фонда надбавок и доплат работников образовательного учреждения) поощрения педагогов, реализующих основные направления проекта

Наличие положительной мотивации педагогов

постоянно

Для обеспечения качества реализации образовательных программ профессиональной подготовки


IV. Группа мероприятий

Рефлексивные мероприятия


4.1.Анализ результатов первого года реализации проекта на совещании при директоре школы



Аналитические, информационно-методические материалы по результатам первого года реализации проекта

апрель 2014 г.


  • Корректировка планов

(по необходимости)

  • Определение потребности

в дополнительных

ресурсах (в том числе, и в управленческих)




4.2. Анализ результатов реализации проекта на заседаниях Педагогического совета школы


Аналитические, информационно-методические материалы по результатам каждого полугодия реализации проекта

декабрь 2014 г., (далее-ежегодно)

  • Корректировка планов

(по необходимости)

  • Определение потребности

в дополнительных

ресурсах (в том числе, и в управленческих)





4.3. Анализ результатов реализации проекта на совещаниях при директоре школы

Аналитические, информационно-методические материалы по результатам каждого года реализации проекта

апрель 2015г.



  • Корректировка планов

(по необходимости)

  • Определение потребности

в дополнительных

ресурсах (в том числе, и в



  • управленческих)




4.4.Представление аналитического отчёта о результатах реализации проекта:

  • заместителю начальника Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район

Аналитический отчёт

апрель (ежегодно)

  • Корректировка планов

(по необходимости)

  • Определение потребности

в дополнительных

ресурсах (в том числе, и в

управленческих)




Показатели эффективности реализации проекта


Наименование показателей

Факт

План

2013

2014

2015

2016

1. Количество педагогов, реализующих проект «Время применения»

50%

70%

80%

100%

2. Повышение эффективности социальной активности, выраженной в различных достижениях педагогов

50%

60%

75%

90%

3. Повышение эффективности профессиональной активности, выраженной в различных достижениях педагогов и обучающихся

60%

70%

80%

100%

4. Количество методических разработок, материалов по обобщению опыта, от общего количества материалов, разработанных педагогами школы

50%

60%

70%

80%

5. Степень удовлетворённости участников проекта:

  • педагогами-стажистами;

  • молодыми специалистами;

  • администрацией школы;

  • обучающимися школы

60%

70%

95%



100%

6. Степень востребованности опыта

50%

60%

75%

100%


Смета проекта:


Название статьи

Общая сумма расходов

Средства Попечительского совета

Другие источники финансирования

  1. Приобретение оборудования и сопутствующие расходы

60 000 руб.

-

  1. Гранты участникам проекта по направлениям его реализации

15 000 руб.

-

Всего:

75 000 руб.

-


В том числе: оборудование и сопутствующие расходы:


Вид оборудования

Кол-во

Стоимость каждого предмета

Общая сумма расходов

Средства Попечительского совета

Другие источники финансирования

Компьютерное оборудование, множительная техника

Моноблок Acer Aspire Z 1620

1

18 990 руб.

18 990 руб.

-

Копировальный аппарат Kyocera Taskalfa 180

1

18 667 руб.

18 667 руб.

-

Принтер Laser HP

1

5 543 руб.

5 543 руб.




Электронные образовательные ресурсы

Цифровой образовательный комплекс «Современный открытый урок» с лицензионным соглашением на право использовать в рамках одного образовательного учреждения без ограничения времени и количества рабочих мест

1

16 800 руб.

16 800 руб.

-

Всего:







60 000 руб.

-





Механизм самооценки
Самооценка успешности реализации проекта «Время применения» (Пути развития социальной и профессиональной активности педагогов пенсионного возраста) будет осуществляться на основе результатов мониторинга следующих видов индикаторов:


  • мониторинг ресурсов – измерение количества и определение качества используемых ресурсов,

  • мониторинг продуктов – измерение количества и экспертиза качества полученных продуктов,

  • мониторинг результатов – измерение и экспертиза качества полученных результатов,

  • мониторинг эффективности – сопоставление полученных продуктов с затраченными ресурсами и уровнем достижения проектных задач.

Источники сбора информации: анкетирование, экспертиза, открытые мероприятия.

Методы сбора информации: анкетирование, экспертный опрос, сравнительное изучение.

Периодичность: ежеквартально.

Ответственный за обработку информации: заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, курирующий деятельность школьной научно-методической службы.
Риски и пути их преодоления


Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание педагогов реализовывать свой профессиональный опыт в связи с профессиональным выгоранием

  • Индивидуальное психологическое сопровождение педагогов с синдромом профессионального выгорания




Отсутствие необходимой мотивации у педагогов в связи с высокой загруженностью в процессе выполнения основных должностных обязанностей

  • Эффективная система материального и морального поощрения педагогов, эффективно и результативно работающих над реализацией проекта «Время применения».

  • Индивидуальное сопровождение педагогов с низким уровнем мотивации. Специально организованная (эксплицитная) работа с ними.

  • Создание привлекательного имиджа педагога, организация грантовой поддержки педагогов, реализующих направления проекта.



Заключение

Таким образом, реализация социально значимого проекта «Время применения» (Пути развития социальной и профессиональной активности педагогов пенсионного возраста) позволит:



  • осуществить полное включение педагогов-стажистов в инновационную деятельность школы;

  • перенять и транслировать лучший опыт педагогов школы;

  • повысить уровень профессионального мастерства всех педагогических работников школы на основе овладения современными технологиями обучения и воспитания через практическое обучение (стажерские площадки, мастер-классы, открытые уроки, проведение ежегодных институциональных конкурсов профессионального мастерства);

  • организовать партнерство с молодыми и вновь пришедшими педагогами школы для организации сотрудничества и обмена опытом, взаимообучения;

  • изменить отношение педагогов к образовательному процессу, вывести их на уровень режима развития;

  • снять проблемы профессионального выгорания;

  • повысить мотивацию к деятельности через успех и признание, через повышение престижа и значимости социальной и профессиональной активности педагога.

Выдающийся политический деятель Джефферсон Дэвис утверждал: «Существует только один способ не превратить старость в пародию на прожитую жизнь, а именно – продолжать преследовать цели, которые придают смысл существованию: преданность людям, делу, общественной, политической, интеллектуальной или творческой работе».

В настоящее время коллектив школы вступает в новую фазу развития, когда понятие «возраст» теряет свою предопределённость, а на первый план выступают другие понятия: «профессионализм», «преданность делу».




Политик никогда не должен говорить «никогда». Линдон Джонсон
ещё >>