Департамент образования администрации города Ноябрьска - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Управление образования Администрации города Ноябрьска 4 449.53kb.
Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации... 3 473.14kb.
Департамент образования города москвы восточное окружное управление... 1 36.62kb.
Департамент образования администрации города Томска 1 26.56kb.
Департамент образования администрации города нижнего новгорода 1 72.26kb.
Департамент образования города москвы северное окружное управление... 1 350.7kb.
Департамент образования администрации города Липецка 1 44.85kb.
Литература для учителя 14 Литература для учащихся 1 263.77kb.
Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление... 1 95.67kb.
Департамент образования Администрации муниципального образования... 1 189.19kb.
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление... 1 23.02kb.
Всеm нужная вера 6 1286.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Департамент образования администрации города Ноябрьска - страница №1/4

Департамент образования администрации города Ноябрьска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Мальвина»

муниципального образования г. Ноябрьск



«Рассмотрено»

на городском методическом объединении № 4 педагогических и руководящих работников

от «___» августа 2012 года

председатель ГМО № 4

___________ А.А. Малицкая


«Рассмотрено»

на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

от «___» августа 2012 года

Председатель Педагогического совета:____________________


«Утверждаю»

заведующая МАДОУ «Мальвина»

____________ В. Н. Скуба

от «___» августа 2012 года




Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

«Ступеньки творчества»

Для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: 1 год.

г. Ноябрьск



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………...3

1. Учебно-тематический план …………………………………………………………………7 2.Календарно-тематическое планирование …………………………………….…………….8

3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Ступеньки творчества»………………………..............................................................................................14

Список используемой литературы……………………………………….……………………37
Пояснительная записка
Новизна и актуальность: каждый ребенок уникален и неповторим. Столь же индивидуальным является и процесс его развития. Одни дети растут и развиваются быстрее и опережают по целому ряду показателей своих одногодок, другие – отстают в развитии. В основном педагоги уделяют большое внимание детям, имеющим низкий уровень развития когнитивных процессов, а с детьми, у которых высокий показатель развития когнитивной сферы проводится работа в рамках активизации познавательных процессов. В связи с данной ситуацией возникла идея составить программу по работе с детьми, которые имеют высокий уровень развития познавательных процессов. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи таким дошкольникам является реализация программы дополнительного образования, составленная в соответствии с федеральными государственными требованиями, с учетом приоритетного интеллектуального направления работы МАДОУ, на основе методического пособия Юзбековой Е. А. «Ступеньки к творчеству».

Целью программы является развитие одаренности, креативности, то есть способности к творчеству, где важной составляющей творческой способности является «дивергентное» мышление – оперирование неожиданными свойствами предметов.

Поставленная цель требует решения следующих задач:



  • Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятель­ность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил, так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и, тем самым, формы произвольного управления им.

  • Оказать помощь в развитии у детей значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Развивать у дошкольника самостоятельность, мелкую моторику рук, творческое мышление, чувство цвета.

  • Научить выделять свойства предметов, находить объекты, обладающие заданными свойствами; обобщать, находить закономерности по определенному признаку; сопоставлять части и целое; находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Содержание данной программы способствует стимулированию психического развития ребенка, совершенствуя его восприятие, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть психические функции и личностные качества. Так как одним из средств формирования психических функций ребенка, его интеллекта является игра - основное содержание программы составляют игры, игровые задания, упражнения и головоломки. В программу также включены релаксационные упражнения, способные комплексно воздействовать на психику ребенка, развивать воображение и фантазию. Целенаправленные и систематические образовательные компоненты с дошкольниками, построенные на игровых упражнениях по развитию интеллектуальных способностей, неизменно дают положительные результаты, побуждая в детях тягу к усвоению новых умений и навыков, к творческому использованию их в различных сферах жизни.
Основные блоки, составляющие структуру программы развития умственных способностей:

  • Конвергентное мышление (логическое, последовательное). Данный вид мышление проявляется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логическими выведен из самих условий. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решения достигаются путем использования определенных правил. Выполнение таких заданий должно привести детей к овладению умениями анализировать, систематизировать, классифицировать и т.д.

  • Дивергентное мышление (отступающее от логики). Данный вид мышления наиболее тесно связан с воображением и служит источником порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей. В ходе выполнения задач данного типа у детей развиваются такие качества как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, легкость ассоциирования.

  • Воображение. Психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. Задания направлены на формирование и развитие творческого воображения. Выполнение заданий призвано содействовать активизации способностей к генерированию идей, эмпатии, свертыванию мыслительных операций, умению менять точку зрения.

  • Восприятие. Это не пассивное копирование мгновенного воздействия, а творческий процесс. Задания ориентированы на формирование и стимулирование разных видов восприятия.

  • Память. Способность запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить ранее усвоенные умения, навыки. При этом использование прошлого и собственного опыта в творческой деятельности – одна из важных задач интеллектуального развития. Задания способствуют укреплению произвольной и непроизвольной памяти, а так же различных ее видах и форм.

  • Внимание. Характеризуется сосредоточенностью субъекта в данный момент, на каком – либо реальном или идеальном объекте. Задания блока предусматривают внимания и направлены на совершенствования всех характеристик: избирательности, объема, устойчивости, возможности распределения, переключаемости.

Материалы, используемые в программе: копии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого дошкольника, знаки, линейки роста и «капельки знаний», карточки с изображением ладоней красного, синего и желтого цвета.

Оборудование: классная доска, мел, губка, цветные ка­рандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, мяч, колокольчик.

Программа составлена для дошкольников 6 – 7 лет и рассчитана на 1 год. Включает в себя 37 образовательных компонентов (1 раз в неделю), длительность 1 образовательного компонента - 30 минут. Программой предусмотрено проведение практических (35) и диагностических (2) образовательных компонентов.



Основные умения и навыки, формируемые в ходе реализации данной программы:

  • Умение разрешать проблемно – поисковые ситуации, проявляя при этом самостоятельность и творчество.

  • Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.

  • Умение оперировать словами, понимать логику рассуждений

  • Умение класси­фицировать предметы по одному или нескольким свойствам

  • Умение действовать в уме с образами, раскладывая целое на части и соединение целого из частей

  • Умение ориентироваться на листе бумаги, в окружающем пространстве

  • Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.

  • Умение обобщать, анализировать и соотносить понятия.

Анализ навыков и умений детей старшего дошкольного возраста проводится 2 раза в год в форме диагностических образовательных компонентов. Эффективность работы программы можно отследить, сравнив результаты данных заданий:




Задание

Оценка

1.

1.1 «Нарисуй картинку»

Детям предлагается выполнить фигурный тест Торранса. При оценивании пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание») подсчитывается среднее арифметическое баллов полученных после выполнения трех заданий Полученный результат: меньше 30 — очень плохо; 30—34 — ниже нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40—60 — норма; 61—65 — несколько выше нормы; 66—70 — выше нормы; больше 70 — превосходно.

1.2. «Завершение фигуры»

1.3 «Повторяющиеся линии»

2.

«Заплатка для коврика»

Детям необходимо выбрать из предложенных на выбор фрагментов подходящую «заплатку» для каждого «коврика» и обвести ее кружком. Полученный результат: ниже нормы – меньше 30 баллов, норма – 30-40 баллов, выше нормы – больше 40 баллов.

3.

«Ломаные линии»


Дети необходимо нарисовать с выделенной точки ломаной линией предложенные фигуры. Время выполнения задания – 4 минуты. Оценивается каждая правильно срисованная фигура. За выполнение задания 1 балл. Максимальное количество – 4 балла.

4.

«Найди пару»

Детям необходимо к каждой фигуре из первого ряда подобрать вторую часть из второго ряда таким образом, чтобы получился прямоугольник. Время выполнения задания – 4 минуты. Оценивается каждая правильно найденная фигура. За выполнение задания 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

5.

«Что лишнее?»

Детям необходимо найти лишнее и объяснить свой выбор. Если ребенок показал лишний предмет и объяснил свой выбор – 2 балла, если показал и не объяснил – 1 балл. Максимальный результат - 4 балла.

Итогом работы программы является качество подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, участие в ежегодном городском конкурсе интеллектуалов и других конкурсах различного уровня.



Учебно-тематический план

Предполагаемая дата проведения



Темы НОД

Количество НОД

В том числе: практической НОД




1.

Практические:













№1 Вводное

1

1







№ 2 Лабиринты

1

1







№ 3 Узоры

1

1




2.

Диагностическое:













№ 4 Тесты

1

1




3.

Практические:













№ 5 Подумай и нарисуй

1

1







№ 6 Перепутанные буквы

1

1







№ 7 Попробуй разберись

1

1







№ 8 Что спрятано?

1

1







№ 9 Сделай как я

1

1







№ 10 Мы разные

1

1







№11 На что похоже?

1

1







№12 Логические цепочки

1

1







№13 Сказочные головоломки

1

1







№14 Учимся думать

1

1







№15 И снова головоломки

1

1







№16 Что получиться?

1

1







№17 Фантазеры

1

1







№18 Вопросы и ответы

1

1







№19 Волшебная клетка

1

1







№20 Найди исключи

1

1







№21 Занимательная геометрия

1

1







№22 Сломанные сказки

1

1







№23 Интересные задачки

1

1







№24 В лаборатории профессора

1

1







№25 Угадай и повтори

1

1







№26 Найди соотношение

1

1







№27 Тренируем мышление

1

1







№28 И снова сказки

1

1







№29 Собери по образцу

1

1




4.

Диагностическое:













№30 Тесты

1

1




5.

Практические:













№31 Царство геометрических фигур

1

1







№32 Логические задачки

1

1







№33 Подумай и реши

1

1







№34 Сказочная страна

1

1







№35 Праздничное настроение

1

1







№36 Логика

1

1







№37 Подарок другу (итоговое)

1

1







Итого:

37

следующая страница >>



Я абсолютно порядочный человек. Я испытываю к себе глубочайшее отвращение. Жюль Сюпервьель
ещё >>