Департамент культуры новосибирской области - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект распоряжения Правительства Новосибирской области 1 208.78kb.
Регламент работы рабочей группы по проверке обоснованности заявленных... 1 58.04kb.
Отчет о деятельности государственного автономного учреждения культуры... 1 112.21kb.
Программа «Строительство и реконструкция объектов культуры Новосибирской... 1 350.48kb.
Организация работы студенческих педагогических отрядов Новосибирской... 1 66.41kb.
Начальник контрольного управления Новосибирской области 1 110.64kb.
Закон Новосибирской области от 7 июля 2007 г. N 124-оз "О культуре... 1 215.86kb.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области 1 295.8kb.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области 1 270.46kb.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области 1 289.1kb.
Программа «Строительство и реконструкция объектов культуры Новосибирской... 4 382.85kb.
Физико-математический квн 1 183.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Департамент культуры новосибирской области - страница №1/5

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА



КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

И МОЛОДЕЖЬ
(по материалам социологического исследования)


Новосибирск 2009
Содержание



  1. Введение




  1. Программа исследования (цель, теоретический и эмпирический объекты исследования, предмет, задачи, методы исследования, периодичность);



  1. Результаты исследования «Культурно-досуговые учреждения Новосибирской области и молодежь»

    1. Результаты опроса специалистов КДУ;

    2. Результаты опроса посетителей КДУ;

- Выводы;

    1. Молодежь и патриотизм; деятельность КДУ в патриотическом направлении;

- Выводы;
IV. Заключение.

Ответственный за выпуск Л. А. Жиганова


Составитель И. А. Перфильева

© Новосибирский государственный областной Дом народного творчества, 2009



  1. Введение

Основная задача культурно-досугового учреждения, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для полной самореализации человека в сфере досуга.

Одна из категорий потребителей услуг культурно-досугового учреждения – это молодежь. Чтобы юноши и девушки с разными интересами, потребностями пришли в КДУ и стали активными участниками его мероприятий, прежде всего сами культурные учреждения должны создавать условия для организации различных видов клубной деятельности, привлекательных для молодежи.

В настоящее время организация досуга молодежи является одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений.

Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева №1383 от 18 сентября 2008 года, по инициативе Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 2009 год в Российской Федерации объявлен Годом молодежи. Как отмечается в указе, целью проведения года молодежи является «развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей».  

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 30 лет, когда человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может иногда сдвигаться в сторону следующей за ней взрослости. Подвижные границы молодости зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости и адаптации к взрослой жизни. Эта социальная группа наиболее восприимчива к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Свободное время является одним из важных средств формирования личности. Оно непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют ему содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но есть и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. Использование свободного времени молодежью является своеобразным показателем ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или всей социальной группы.

При этом особое значение имеет творческая деятельность работников культурно-досуговых учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является также результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических духовных и физических потребностей молодежи и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. К специфическим чертам переходного периода и молодости относится преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодые люди более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, их влечет к себе все новое, неизвестное. Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи является ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести навыки общения с людьми различного социально- психологического склада.

Досуг является неотъемлемым элементом образа жизни человека; это относится и к досугу молодежи в частности. Он рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением; в этом заключается социальная роль досуга.

Культурно-досуговые учреждения выступают как места концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И они постоянно должны заботиться о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности. Для того чтобы этого достигнуть необходимо в основу деятельности положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых людей.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирование культурных запросов и потребностей, создание условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждения культуры как социально-культурного института.

Работа по организации досуга для молодежи должна дополняться его дифференциацией с учетом различных групп молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении молодежь, как социальная группа, неоднородна: сельская, учащаяся, занятая в различных сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д. Естественно, что все эти подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, количеством свободного времени и отношением к нему, предпочтениями в сфере досуга. Как раз это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Очевидно, что дальнейшее развитие нашего общества и государства невозможно без формирования у молодых людей устойчивой гражданской позиции, направленности на защиту интересов своей страны. В настоящее время особую остроту приобрели вопросы гражданского и патриотического воспитания, требующего восстановления смысла понятий «гражданственность» и «патриотизм», наполнение их значением, четко закрепляющим позицию молодежи по отношению к стране. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы, и в том числе культурно-досуговых учреждений.

Совершенствование деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи сегодня является существенной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

К сожалению, в настоящее время многие КДУ переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, устаревшая или же слабая материальная база Домов Культуры и центров досуга.

Учреждениям культуры необходимо оперативно и адекватно решать задачи, диктуемые жизнью. Поэтому следует постоянно поддерживать обратную связь с молодежью. Необходима связь с социологами, которые бы проводили социологические исследования – ведь работники КДУ действуют порой интуитивно, руководствуясь скорее привычкой, сложившимися давно стереотипами, не исходя из сегодняшних запросов, настроений, не заглядывая в перспективу.

Сейчас в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с помощью которых они пробуют изучить досуговые запросы молодежи.



II. Программа исследования

В ходе определения проблематики данного исследования и обоснования актуальности выбранной темы, были выделены объект, предмет, цель, задачи.


Цель исследования:

Рассмотреть и проанализировать работу культурно-досуговых учреждений Новосибирской области с молодыми людьми (14-30 лет);


Теоретический объект исследования: Деятельность культурно-досуговых учреждений Новосибирской области
Эмпирический объект: Сотрудники КДУ и молодые посетители КДУ (14-30 лет)
Предмет исследования: Работа с молодежью в рамках деятельности КДУ

Задачи:

  1. Составить социальную и половозрастную характеристики посетителей культурно-досугового учреждения, в возрастной категории 14-30 лет;

  2. Определить досуговые предпочтения молодых посетителей КДУ;

  3. Определить уровень востребованности культурно-досуговых услуг, предоставляемых КДУ, оценить характеристики качества и доступности услуг, со стороны их целевой аудитории – молодых посетителей клубных мероприятий;

  4. Определить объемы работы культурно-досуговых учреждений с молодыми людьми;

  5. Оценить уровень востребованности молодыми посетителями услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями с позиции специалистов;

  6. Выявить основные проблемы в организации культурно-досуговой работы с молодежью;

  7. Охарактеризовать деятельность КДУ в сфере патриотического воспитания молодежи; определить понятие «патриотизм» у молодых посетителей КДУ; их отношение к нему; оценить уровень патриотизма в России со стороны молодежи;

  8. Определить реальное состояние и перспективы работы с молодежью культурно-досуговых учреждений области



Методы исследования:

В качестве метода, позволяющего осуществить реализацию задач исследования, был выбран анкетный опрос:

- Опрос специалистов, работающих в культурно-досуговых учреждениях НСО;

- Опрос посетителей различных мероприятий, проводимых в КДУ НСО.

Охват исследования – 20 районов НСО.

Всего в исследовании приняли участие 170 специалистов районных и сельских КДУ (без ограничения по возрасту), и 170 посетителей мероприятий (в возрасте от 14 до 30 лет).


Периодичность исследования: Разовое

III. Результаты исследования «Культурно-досуговые учреждения Новосибирской области и молодежь»


    1. Результаты опроса специалистов культурно-досуговых учреждений


1. Распределение участников опроса по возрасту

Для выявления преобладающих возрастных групп среди сотрудников культурно-досуговых учреждений было выделено несколько категорий. Распределение участников опроса по возрасту выглядит следующим образом:

Таблица 1

Возрастная категория

1) До 23

2) 23-30

3) 31-40

4) 41-50

5) 51-60

6) Более 60

Нет ответа

Количество ответов

15

36

41

54

13

7

4

В процентах

9%

21%

24%

32%

8%

4%

2%

Как видно из таблицы, самой представительной группой сотрудников культурно-досуговых учреждений является группа людей в возрасте 41-50 лет (32%). Второе место занимает группа сотрудников в возрасте 31-40 лет (24%) и третье место группа сотрудников в возрасте 23-30 лет (21%). Далее в процентном соотношении идут группы людей в возрасте до 23 лет (9%), 51-60 лет (8%) и более 60 лет (4%). Таким образом, наиболее охвачены деятельностью в сфере культурно-досуговых услуг люди среднего и зрелого возраста, что может говорить об их осознанном выборе именно этой сферы деятельности.

Примечательно, что и молодые люди в возрасте до 23 лет составляют 9% от общего числа сотрудников. Это может свидетельствовать об их интересе работать в данной сфере или (и) об эффективном привлечении молодых сотрудников кадровыми службами.

Процент сотрудников возрастной группы 51-60 лет (8%) показывает также и о немалом участии этих людей в процессе функционирования культурно-досуговых учреждений. Это может подтверждаться их опытом и умением, которые важны для передачи информации и преемственности, если это необходимо.

Последняя группа респондентов, возраст которых более 60 лет, составляет 4%, что можно объяснить их желанием продолжать работать на пенсии и оставаться вовлеченными в трудовые отношения.

Более подробное представление о распределении участников опроса по возрасту можно составить из диаграммы 1.

Диаграмма 1




2. Распределение респондентов по полу

Преобладающее большинство сотрудников культурно-досуговых учреждений это женщины, они составляют 79%. Возможно так сложилось, потому что в обществе существуют установки по поводу разделения профессий на преимущественно «женские» и «мужские». Несмотря на это, доля мужчин среди сотрудников культурно-досуговых учреждений составляет 19%, что говорит и об их вовлеченности в сферу культурно-досуговых услуг. В целом, можно предположить, что небольшое количество мужчин в этой сфере не сказывается отрицательно на данной деятельности, но их большее присутствие и участие могли бы по-другому разрешать текущие вопросы и проблемы.

Таблица 2




Мужчины

Женщины

Нет ответа

Количество ответов

32

135

3

В процентах

19%

79%

2%

Более подробное представление о распределении участников опроса по возрасту можно составить из диаграммы 2.

Диаграмма 2


3. Распределение респондентов по должностям

Опрос показал, что больше всего сотрудников в культурно-досуговых учреждениях, занимают следующие должности:

Таблица 3

Должность

Количество ответов

В процентах

Методист

48

28%

Директор

30

18%

Художественный руководитель

17

10%

Руководитель студии, кружка

11

6%

Режиссер

6

4%

Заместитель директора

4

2%

Балетмейстер, хореограф

4

2%

Культорганизатор

3

2%

Художник-постановщик, оформитель

3

2%

Заведующий детским сектором

3

2%

Другие должности*

30

18%

Нет ответа

11

6%

Как видно из таблицы, методисты составляют 28% сотрудников КДУ, и являются самой большой группой, затем располагаются директора КДУ – 18%; художественные руководители – 10%; руководители студий, кружков – 6%; режиссёры - 4%. Следующие представители сотрудников культурно-досуговых учреждений получили по 2% каждые, а именно: заместитель директора; балетмейстер, хореограф; культорганизатор; художник-постановщик, оформитель; заведующим детским сектором. Такое распределение респондентов по должностям отражает действительное положение дел, поскольку большую часть деятельности культурно-досуговых учреждений составляет методическая работа, а затем работа специалистов по отдельным жанрам. Поэтому среди сотрудников КДУ преобладают именно методисты.

Более подробное представление о распределении респондентов по должностям можно составить из диаграммы 3.

Диаграмма 3




*Более подробное распределение респондентов по другим должностям можно посмотреть в таблице ниже (Таблица 3.1).

Таблица 3.1



Название должности

В процентах

Название должности

В процентах

аккомпаниатор, концертмейстер

2

осветитель

1

организатор танцевального вечера

2

педагог дополнительного образования

1

вахтер

2

дирижер

1

костюмер

2

руководитель ансамбля

1

звукорежиссер

2

специалист по делам молодежи

1

заведующий сектором досуга

2

начальник отдела

1

ди-джей, ведущий дискотеки

2

заведующий отделом спортивной работы

1

заведующий ДК

2

заведующий методическим кабинетом

1

хормейстер

2

библиотекарь

1

инженер, техник

2

кассир

1



4. Доля клубных мероприятий культурно-досуговых учреждений, ориентированная преимущественно на молодежную аудиторию

При ответе на вопрос: «Какая часть клубных мероприятий, концертов, собраний Вашего КДУ ориентирована на молодежную аудиторию (14-30 лет)?» были получены следующие данные.

Таблица 4

Доля клубных мероприятий КДУ

1) До 10%

2) От 10до30%

3) До 50%

4) Половина и более

5) Почти вся работа КДУ ориентирована на эту аудиторию

Нет ответа

Количество ответов

0

35

64

55

7

9

В процентах

0

21%

38%

32%

4%

5%

Как видно из таблицы, 38% сотрудников КДУ отметили вариант «до 50%», 32% отметили вариант «половина и более». Эти данные отражают прямую направленность на молодёжь и работу с ней в культурно-досуговых учреждениях.

Далее располагается вариант «от 10% до 30%», который был отмечен 21% респондентов. Такой объем мероприятий также является вполне достаточным. И 4% сотрудников КДУ выбрали вариант «почти вся работа КДУ ориентирована именно на молодежную аудиторию».

Таким образом, практически половина клубных мероприятий ориентирована на молодежную аудиторию. Возможно, потому что данная группа посетителей наиболее активна и её легче заинтересовать.

Более подробное представление о распределении клубных мероприятий для молодежи можно составить из диаграммы 4.

Диаграмма 4




следующая страница >>



Он был верным знаменосцем. Сжимал в руках древко, не отвлекаясь ничем, даже сменой цветов на полотнище. Станислав Ежи Лец
ещё >>