Демьяненко Мария Алексеевна умк «Школа России» урок литературного чтения во 2 классе А. Н. Плещеев «Весна» «Сельская песенка г. Санк - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературного чтения по теме: «А. Н. Плещеев 1 32.51kb.
Интегрированный урок литературного чтения, опк и краеведения Тема... 1 63.95kb.
Уроков литературного чтения во 2 классе по умк «Перспективная начальная... 1 220.19kb.
Алтайского края Урок литературного чтения Тема: Н. А. Некрасов. 1 99.24kb.
Урок математики в 1 классе по теме «Число 10» умк «Начальная школа... 1 85.13kb.
Урок литературного чтения. Джани Родари." Приключения Чиполлино. 1 65.19kb.
Урок литературного чтения в 4 классе Учителя начальных классов первой... 1 61.25kb.
Урок литературного чтения в 4 классе 1 62.15kb.
Урок литературного чтения во 2 классе учитель Кулагина М. В. 1 79.81kb.
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Николай Иванович Рыленков 1 69.66kb.
Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха» умк... 1 67.69kb.
Сценарий районного конкурса чтецов «Природа не бездушный лик…» 1 98.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Демьяненко Мария Алексеевна умк «Школа России» урок литературного чтения во 2 классе - страница №1/1

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 (4 вида) Кировского района города Санкт-Петербурга.

Демьяненко Мария Алексеевна

УМК «Школа России»


Урок литературного чтения во 2 классе

А.Н. Плещеев

«Весна» «Сельская песенка

г. Санкт-Петербург 2011год



Урок с использованием ИКТ.

Стихи для детей – это естественное выражение их чувств и мыслей. Чтобы ребёнок не потерял тяги к ритмично звучащей речи, надо расширять и углублять его эстетические представления о поэзии.

Одним из важнейших условий полноценного восприятия является эмоциональный настрой. Для решения этой задачи я использовала следующие приёмы: обращение к жизненному опыту, настрой эмоций с помощью рисунков, рассказ о личности поэта.

На уроке много уделялось внимания анализу поэтических картин природы.

Работала с выразительными средствами.

Цели:

- познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева

- расширять, углублять эстетические представления о поэзии

- развивать навыки правильного, выразительного чтения



Задачи:

- обогатить словарный запас детей

- развивать речь, память, внимание, наблюдательность, воображение, способность высказывать своё мнение

- прививать любовь к природе и русской словесности

- воспитывать положительную мотивацию в обучении
Оборудование: портрет А.Н.Плещеева, репродукция картины И.С.Остроухова «Ранняя весна», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И.Чайковского, мультимедийная презентация к уроку, запись «Звуки весны», учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» 2 класс
Ход урока


Этапы, учебные задачи и содержание урока


Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.


- Что читали на прошлом уроке?

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?


- Стихи о весне

-Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.



-Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение, чтобы узнать что-то новое.

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме

-Какой поэт рассказал нам о приходе весны?

- Откройте страничку учебника по закладке, приготовьтесь прочитать выразительно стихотворение о весне С.Маршака.

- Посмотрим, какие картины весны отразили вы в своих рисунках.

(показ слайда)



d:\dcim\100canon\img_1409.jpg

(показ слайда)


d:\dcim\100canon\img_1406.jpg
(показ слайда)
d:\dcim\100canon\img_1405.jpg

(показ слайда)



d:\dcim\100canon\img_1408.jpg

-С.Я.Маршак

(дети читают)

(Дети зачитывают строки из стихотворения)

-Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле

-Облака бегут быстрей, небо стало выше

-Зачирикал воробей веселей на крыше

-И на ветках серебром светятся серёжки


3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка

учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).



(прослушивание записи «Звуки весны»)

- Вслушайтесь в эти звуки. Что напомнили они вам?

- Что вы чувствовали, слушая звуки капели?

- Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.


- Это капает с крыши.


- Приход весны

4. Усвоение новых знаний: формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева

(показ слайда)



портрет м.а. плещеева

1) Краткие биографические сведения о поэте

- Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад. Детство его прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась мама Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

- Рассмотрите портрет.

-Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд?

-Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

2) Подготовка к восприятию текста

- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»

- Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком)

расскажет поэт?

3) Чтение стихотворение учителем. Проверка первичного восприятия

- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

- Что описывает поэт?

4) Словарная работа. Подготовка к чтению вслух.

- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

- Толкование слов: «повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок), «лазурь» (светло-синий цвет, синева) «миновала» (прошла), «заботы» (беспокойство, хлопоты)

5) Работа над выразительностью

- Какие картины весны наблюдает поэт?


- С каким настроением говорит о них поэт?
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

- Давайте расставим паузы.


- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?

- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ними

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы

6) Выборочное чтение

- Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

- Что сказано о соловьях?

(показ слайда)



картинка 5 из 84000

-В поведении соловьёв существуют интересные факты. Попробуйте самостоятельно найти ответы на вопросы.

- Какие приметы весны мы можем слышать?
- Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы?

- Послушайте фрагмент из альбома П.И.Чайковского «Времена года» - «Апрель»

( Аудиозапись. Звучит «Апрель» П.И.Чайковского)

- Что же удалось композитору передать этой мелодией?


- Как называется состояние природы, когда она просыпается после зимнего сна?

- Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?

-К сведению: родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И.Чайковский ценил творчество А.Н.Плещеева. Поэт подарил композитору один из своих сборников стихов с автографом.

7) Словесное рисование

- Какие картины природы смогли бы вы отразить в своих рисунках?

-Дома подготовитесь к выразительному чтению всего стихотворения и выполните к нему рисунки

(Работа по репродукции картины И.С.Остроухова «Ранняя весна») – показ слайда


картинка 1 из 17

- Весна волнует и сердца художников. Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова «Ранняя весна». Всмотритесь в неё, почувствуйте весну.

- Что вы видите на переднем плане?

- Что почувствовали, глядя на картину?

- В картине художник прекрасно передал свежесть природы, чистоту весны.

- Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на репродукции картины? Прочитайте

- Какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

- Почему художник назвал картину «Ранняя весна»?



Продолжение работы над новым материалом

- Продолжаем изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника нам предлагают для работы на уроке называется «Сельская песенка»

- О ком (о чём) пойдёт речь в стихотворении?

1) Словарная работа

- Что означает слово «сени»?

(показ слайда - сени в деревенском доме)картинка 72 из 1109

- Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей



2) Первичное чтение стихотворения А.Н.Плещеева

- Прочитайте самостоятельно это стихотворение

- Как вы думаете, почему автор дал такое название?

- Слышали ли раньше это произведение?

(3) Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

- Радуется поэт приходу весны или нет?

- В каких строках это выражено?

- Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

- Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева?

4) Краеведческий материал

- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

(показ слайда : Гнездо деревенской ласточки)

)

картинка 109 из 2716

-Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений.

(показ слайда: Гнездо городской ласточки)



картинка 22 из 5684
-Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений

(показ слайда: Гнездо береговой ласточки)



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1e/brutroehre_riparia_riparia.jpg/250px-brutroehre_riparia_riparia.jpg

-Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

- Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

-Добрый, внимательный

- Это стихотворение о весне
-Приход весны
(дети отмечают непонятные слова)

-Тает снег- Бегут ручьи

- Чистая небесная лазурь

- Стало теплее солнце

- С радостным

- После знаков препинания:

, - раз

. - : ; - раз, два

? ! … - раз, два, три

после заглавия - раз, два, три, четыре, пять
-Многоточие обозначает более длинную паузу по времени, это длинное тире)

-Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

(читают)

-Уж тает снег, бегут ручьи

- Чиста небесная лазурь

-Теплей и ярче солнце стало

-Засвищут скоро соловьи

(карточки для поиска информации к следующему уроку)

а) Кто весной раньше прилетает, самки или самцы?

б) Где обустраивают жилища?

в) В какое время суток выводят трели?)
- Пение птиц, звон ручейков)
-Композитор
(слушают фрагмент)
-Красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды

-Пробуждение

(дети зачитывают)
- Таяние снега

- Бегут ручейки

- Ярко светит солнышко

- Небо чистое

- Стволы берёз, белый снег, вода
- Радость
- Уж тает снег

- Чиста небесная лазурь

- Приход весны радует нас

-Весна только вступает в свои права


- О песенке птиц в селе


(дети читают самостоятельно)

-Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому

--Стихотворение звучит в фильме-сказке «12 месяцев»)

- Радуется
-Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

-Услышать: прощебечь с дороги, песню спой

-Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)
- О ласточке


6. Систематизация и обобщение знаний: обеспечение усвоения системы знаний



Мини-тест

1.Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка»



А.Барто, А.Плещеев, Ф.Тютчев

2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев



Весна, зима, осень

3. Название птиц из стихотворения «Весна»



Ласточки, воробьи, соловьи

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева?



Природа, солнце, птицы

7. Подведение итогов: анализ успешности образовательной деятельности

Рефлексия.

- Закончите фразу «Весна – это…. « (после ответа вручается солнышко)

- Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. (показ слайда)

картинка 3 из 42856


- Пробуждение природы

- Утро года

- Тепло, радость

- Капель, ручьи

(Каждый ученик получает солнышко)





9. Организационное завершение урока

-Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.

- Наш урок закончен














Господи, ниспошли мне терпение! Сейчас! Сию же минуту! Орен Арнолд
ещё >>