Д. С. Лихачев: достояние человечества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Восьмой класс 1 271.49kb.
Экологический императив культурного самоопределения личности в педагогике Д. 1 302.18kb.
Ознакомление с культурой народа Саха 1 303.22kb.
Только один ядерный заряд превышает заряд всех вместе собранных зарядов... 1 108.31kb.
В. Ф. Маторин Конкуренция тупиковый путь развития человечества 1 278.99kb.
Ум и находчивость народа русского («Сказание о белгородском киселе») 1 24.96kb.
«География человечества. Политическая анатомия мира» урок №5,6,7 1 31.32kb.
один из крупнейших археологических центров по исследованию древнейшего... 1 112.85kb.
Музеи-усадьбы: зеркало тысячелетий (часть 2) 1 198.83kb.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования... 1 40.3kb.
Научная память человечества в символах 1 68.34kb.
Газета мбоу «сош№12 с углубленным изучением отдельных предметов» 1 75.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Д. С. Лихачев: достояние человечества - страница №1/1

Д.С. Лихачев: достояние человечества


Работу выполнила
учитель русского языка и литературы
II квалификационной категории
Новоджерелиевской
средней школы №13
Брюховецкого района



Громова Светлана Валентиновна


Цели:

  1. Познакомить учащихся с фактами биографии ученого – литературоведа, общественного деятеля Д.С. Лихачева; его книгой «Письма о добром и прекрасном».

  2. Развивать навыки работы с текстом публицистического жанра.

  3. Показать учащимся, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях.

Теория литературы: публицистический стиль; письмо (как форма беседы)

Оборудование: Фотография Д.С. Лихачева, книга «Письма о добром и прекрасном», тесты, слайды.

Эпиграф:

«Надо прожить жизнь с
достоинством, чтобы не
стыдно было вспоминать»
Д.С. Лихачев

План урока


Организационный момент

Сообщение темы урока (записываем в тетрадь, на доске записана тема урока, эпиграф)

Вступительное слово учителя


В ноябре 2006 года будет отмечаться столетие со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. Если спросить жителя Российской Федерации, кто такой Лихачев, в большинстве случаев его назовут защитником русской культуры. И это не случайно, поскольку последние годы большинство его выступлений как раз связаны с данной темой. Он и сам является  своеобразным символом русской интеграции XX века.

Знакомство с биографией Д.С. Лихачева (заранее подготовленный учебник знакомит учащихся класса с биографией академика Д.С. Лихачева,  1 ученик демонстрирует на экране слайды с фотографиями Лихачева и блок – схемой (краткие факты биографии заполняет блок – схему))

Родился Д.С. Лихачев в 1906 году 28 ноября в Петербурге, в интеллектуальной семье, читал книги, ходил в театры, учился в лучших школах, с детства дружил с  интересными, талантливыми людьми…


В 1923 году поступил в государственный Ленинградский университет на отделение языкознания и литературы, закончил в 1928 году.
В 1928 году был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где не задолго до ареста сделал доклад о преимуществах старой русской орфографии. С 1932 года занимается редакторской работой в различных издательских организациях. В 1936 году по ходатайству президента Академии наук снята судимость. Работает старшим научным сотрудником Института русской литературы. В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию  на тему «Новгородские летописные своды XII века». С 1946 по 1953 год доцент, профессор Ленинградского государственного университета. В 1947 году защитит докторскую диссертацию на тему «Очерк по истории литературных форм летописания XI – XVI вв.». в 1950 году издает книгу «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» в серее Литературные памятники с переводом и комментариями.
В 1953 году избран членом – корреспондентом Академии наук нашей страны.
В 1956 году становится членом Союза писателей нашей страны. В 1963 году избирается почетным членом зарубежных Академий наук – Болгарии, Венгрии, Сербии, членом – корреспондентом Австрийской академии наук, почетным доктором Оксфордского университета.
Список трудов – основных – занимает не одну страницу, и это в общем естественно  для ученого, всю свою долгую жизнь посвятившего своему любимому делу. Важно  другое. Жизнь академика Лихачева слилась, сплавилась, срослась с жизнью русской культуры. Он был не просто исследователем древнерусской культуры и даже не просто хранителем духовных ценностей – он был голосом, их переводчиком на язык повседневной жизни.
Дмитрий Сергеевич имел много премий и наград. Получил звание Героя Социалистического Труда.
Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт – Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово. В 2000 году посмертно присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления  отечественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура»

На экране Дмитрий Сергеевич Лихачев

Родился 28 ноября 1906 г. в Санкт – Петербурге


1923 г – поступил в государственный Ленинградский университет.
1928 г – арестован
1928 – 1932 гг. – Соловецкий лагерь, Беломоро - Балтийский лагерь
1932 г – редактор различных издательских организаций
1938 – 3954 гг. – старший научный сотрудник Института русской литературы
1941 г. – защитил 1-ую кандидатскую диссертацию
1946-1953 гг. – доцент, профессор Ленинградского государственного университета
1947 г. – защитил 2 –ую диссертацию
1950 г. – издал книги «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»
1953 г. – член – корреспондент Академии наук СССР
1956 г. – член Союза писателей СССР
1986 – 1993 гг. – председатель Советского фонда культуры.
18963 - 1999 гг. – избирается почетным членом зарубежных Академий наук – Болгарии, Венгрии, Сербии, членом – корреспондентом Австрийской академии наук, доктор Оксфордского университета.

Итог: Что показалась интересным и удивительным в судьбе академика Д.С. Лихачева?

Знакомство с книгой «Письма о добром и прекрасном»


Учитель: Академик Лихачев является автором просветительской книги «Письма о добром и прекрасном» (на слайде обложка книги). Книга написана в публицистическом  стиле. Издана в 1985 году.
Какой стиль речи называется публицистическим? (заранее подготовленный ученик делает сообщение)
Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основная функция, которую он выполняет, это функция воздействия. Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации. Это язык газет, радио, телевидения. Публицистический стиль сближается, с одной стороны, с художественной литературой, но в тоже время содержит черты всех стилей: научного, разговорного, делового. К жанрам публицистического стиля относятся: очерки, статьи, репортажи, интервью и т.д.



Учитель: Книга Д.С. Лихачева написана в форме писем. Что такое письмо, нам скажет ученик ….
(заранее подготовленный ученик, выписавший из словаря С.И. Ожогова, читает определение)
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь (С.И. Ожогов)
(записываем в тетрадь определение)

Учитель:  В своей книге Д.С. Лихачев посылает читателям 30 писем. Почему автор выбрал форму писем и кому они обращены, мы узнаем, прочитав вступительную статью книги «Письма к молодым читателям»
(На экране слайд с текстом. Читает хорошо читающий ученик)

Вопросы учителя после прочтения

  1. Кого представлял себе Дмитрий Сергеевич, когда писал письма? (своих друзей)

    1. Познакомимся с название писем.

(На экране «Содержание»)

Физкультминутка «Оркестр без инструментов»


Объясняем классу, что создаем оркестр без инструментов. Оркестр будет использовать только звуки, которые может издавать человеческое тело. Игроки могут пользоваться руками, ногами, свистеть, вздыхать, топать ногами и т.д., но не говорить. Выбираем хорошо известную мелодию и «играем» ее, используя выбранный «инструмент».
(Упражнения способствуют развитию воображения, самовыражения, групповой сплоченности, снятию напряжения).

Работа с учебником. 


Учитель:  В учебнике мы можем прочитать 3 главы из книги «Письма о добром и прекрасном». С двумя текстами работаем на уроке.
1.  Читаем главу «Молодость – это вся жизнь»
Вопросы к обсуждению (вопросы на партах, записанные в карточке)

  1. На что обратил внимание автор?

  2. Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя уйти от репутации, созданной в школьные годы?

  3. Читаем главу «Искусство открывает нам  большой мир!»

Вопросы:

    1. Как вы поняли главу?

    2. Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни?

    3. Какие выставки художественных промыслов «живут» в вашем крае?

(Выставки местных художников)

Итог:  Учитель: Борьба за сохранение культуры – главное содержание жизни академика Лихачева. Каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к «доброму и прекрасному». Что же такое доброе и прекрасное, стало предметом книги Д.С. Лихачева (это встреча человека и культуры. Друзей, приобретаемых в детские годы надо беречь. Любовь должна быть умной. Чтобы быть настоящими людьми, надо учиться).
Обратим внимание на эпиграф, записанный на доске. Как вы понимаете слово «достоинство»?. Что значит прожить жизнь с достоинством?

Тест на проверку полученных знаний


Выбери 1 правильный ответ

  1. Где родился Д.С. Лихачев?

    • а) В Москве

    • б) В  Петербурге

    • в) В Казани

  2. В каком году была издана книга «Слово о полку Игореве»?

    • а) 1940 г.

    • б) 1950 г.

    • в) 1960 г.

  3. Сколько писем в его знаменитой книге?

    • а) 30

    • б) 25

    • в) 20

  4. В каком стиле написана книга «Письма о добром и прекрасном»?

    • а) Деловой

    • б) Художественный

    • в) Публицистический

  5. Какие злободневные вопросы жизни рассмотрены Д.С. Лихачевым в книге «Письма о добром и прекрасном»?

    • а) Человек и спорт

    • б) Человек и культура

    • в) Человек и музыка

  6. Кому обращены письма Д.С. Лихачева?

    • а) Студентам

    • б) Учителям

    • в) Друзьям





Цивилизация — это стадия развития общества, на которой ничего нельзя сделать без финансирования.
ещё >>