Cвадебный обряд - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обряд сэппуку (харакири) Сущность обряда 1 242.42kb.
Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге 1 158.6kb.
Свадебный обряд татар башкортостана (сохранение традиций в условиях... 3 443.34kb.
Литература Нового времени 1 52.84kb.
Лариса Александровна Густова Кандидат искусствоведения, доцент 1 135.59kb.
Открытие ii-ой Недели православной культуры «Духовное наследие родного... 1 36.4kb.
Празднично-обрядовая культура 1 77.38kb.
Русский свадебный обряд 1 135.85kb.
Олимпиадные задания по мхк (11 класс) 1 28.45kb.
Программа «Эх, казаченьки» 1 74.3kb.
Традиция, обычай, обряд 1 46.29kb.
Им покорились полоса препятствий, кросс, комбинированные силовые... 1 14.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Cвадебный обряд - страница №1/1




Cвадебный обряд

ВВЕДЕНИЕ Взволновалась Волга-матушка. Уносила три карабличка. Ды как и первый-та карапь унесло, С сандукам са дубовыми Как второй карапь унесло Ды са платьями са шалковыами Как и третий–та карапь унесло Ды са душою краснай девушкай Свети с Аннушкай Симёнывнай Аставалась иё матушка И кричала громким голысам: - Варатись-ка маё детятка - Да варатися маё милая. (запись в Ульяновской обл.)Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей.Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимнойлюбви. Право выбора супруга (супруги) сегодня принадлежит молодым людям. Нотак было не всегда...В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха иневесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери.Зачастую чувства детей не имели практически никакого значения. Какая тамлюбовь? Выбор основывался на соответствии положения семей. Сейчас такиебраки называют "брак по расчету". Очень часто родительский расчет бывалправильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо.Свадьба игралась после окончания сельскохозяйственных работ осенью и взимний мясоед. До этого происходил выбор невесты. На посидках, или беседах,парни высматривали себе невесту. Существовали специальные дни (обычнопраздники), когда нарядно одетые парни и девушки из разных деревеньсъезжались, гуляли и сговаривались о том, когда пришлют сватов. Парни идевушки зажигали костры, играли, плясали и таким образом знакомились. Внекоторых деревнях зимой устраивали "навоз", то есть приглашали и привозилииз соседних деревень на несколько дней девушек, устраивали вечера, накоторых присматривались к ним, разузнавая, хорошо ли она умеет работать,много ли приготовила приданого. После этого парень едет на смотрины в дом квыбранной им девушке, если он нравился ей и ее семье, то ему вручали"задаток" - платок, кольцо или что-либо из рукоделья. Задаток означал, чтоотказа ему не будет, и он может засылать сватов.Однако чаще всего сватовство происходило не только без взаимной склонностимолодых людей друг к другу, но и без предварительного знакомства, а бракисовершались по принуждению. Такое явление было распространенным, и главноев таком случае заключалось в материальном или хозяйственном расчете семей.В своей работе я достаточно подробно расскажу обо всех тонкостях русскойсвадьбы , том как происходило сватовство , смотрины, как невеста и женихготовились к этому событию ,как было принято “гулять “на свадьбе и чтопроисходило в последующие дни после свадьбы . Целая большая глава посвященатрадиционным особенностям ,так как в разных регионах России свадьбыигралисьПо разному . На севере не так как в центральных районах, а на юге по иномунежели в центральной части и.т.д , даже в одной деревне свадьбы моглииграться по разному в зависимости кто откуда и когда в нее переселился. Вданной главе используются диалектные выражения .Цари и князья придерживались традиционного обряда , которому такжеПосвящена большая глава , но царские свадьбы имели свои специфическиечерты , присущие лишь свадьбам высшей знати . Мной почти не описаны современные свадьбы так как на мой взгляд они менееинтересны чем старинные хотя пережитки остались как например выкуп невесты или последние лет десять стало модно венчаться и это тоже как бы возврат ктрадиции. Мы всего лишь отдаем дань моде и традициям, а скажем сто летназад это было нормой жизни и все нижеперечисленные обычаи и обряды строгособлюдались. Итак обратимся теперь к старине глубокой и посмотрим какиграли свадьбу на Руси. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯДВ свадебном обряде можно выделить три этапа: предвенечный, включавшийсватовство и подготовку к венчанию, собственно свадебный и послевенечный. Предвенчальный этап состоял из сватовства, рукобитья, смотрин,“ великой недели “ – шитья приданого, обрядовой бани , девичника ипрощания с “красной красотой “ ;свадебный – венчание и собственно свадебный обряд ;послевенчальный – “ раскрывание “молодой в доме мужа , свадебный “ княжий“стол , на следующий день бужение молодых,“ хлибины “ или “яишня “. Русские женились вообще очень рано; бывали случаи, что жених имел только12 или 13 лет. Нужно заметить, этим родители спешили удалить юношу илидевушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще непозволенные любовныесвязи считали тогда непростительным и незамолимым грехом и ставили на ровнес тяжкими преступлениями. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым, разве только болезньили обещание вступить в монастырь. При женитьбе жених и невеста часто незнали друг друга и под влиянием родителей играли страдательную роль.Нравственные понятия того времени не позволяли соблазняться молодым людямобоего пола, и даже жених не имел право сказать о том, что он хочетжениться, находясь в полном повиновении родителя. Только тот мог вполнераспоряжаться собой по собственному соображению, когда был в зреломвозрасте, вступал во второй брак или вовсе не имел родителей. В старину брак совершался так: родители, предприняв намерения женитьсвоего сына, советовались со своими ближайшими родственниками и часто неговорили об этом жениху; избравши семейство, с которым было не стыднозавести родственную связь, они посылали к родителям невесты свата или свахудля предварительного объяснения. Разговор сваты начинали издалека, хотя подлинная цель визита былаочевидна. Сначала говорили об урожае, о хозяйстве. Затем сват переходил кделу: "Я пришел к вам не кумиться, не брататься, а пришел к вампосвататься". Были и другие варианты начала разговора о деле: "У вас товар- у нас купец". Или: "У вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть".Часто сватовство начиналось иносказательно, например так:- Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?- спрашивали сваты. А в ответ слышали:- Есть у нас гусочка, но она еще молоденька".- Да сейчас самый лучший квас, - продолжал сват, - а то перезреет -закиснет. - А жених вон какой: что родом, что телом, что красой, чтоделом".Иносказательная манера ведения беседы, ведение разговора издалека - все этобыло необходимо, так как надо было уберечь дела от вмешательства нечистойсилы и запутать ее. Традицией было хвалить жениха, его семью и хозяйство, апотом спрашивать согласия хозяев на брак. Родители девушки, даже если онирады сватам, не должны были сразу соглашаться, говоря о ее молодости инежелании покидать родной дом. Таковы были этикетные нормы. Если родители невесты вовсе не собирались отдавать дочь свою запредлагаемого жениха, то имели туже, как и ныне, отговорку на молодостьдочери. При согласии заявляли его тотчас, но все-таки не спешили, по-видимому, ссылаясь на то, что они будут советоваться с родственниками иназначали день решительного ответа. Когда, наконец, давалось согласие, сват или сваха просил дозволениявидеть невесту. Случалось и так, что дозволения этого не давали, иногда изкичливости, а иногда по безобразию невесты. Но чаще случалось, что родителисоглашались показать невесту, и тогда приезжала мать жениха или посылаласьженщина, называемая смотрительницею, но все-таки смотрел невесту не жених. После смотра происходил сговор или рукобитье, первая частьрукобитье , иначе называемое сговором, назначалось обычно на четверг иподтверждало окончательное закрепление сватовства, когда стороныокончательно договаривались о расходах на свадьбу, о подарках со стороныжениха, об осмотре его хозяйства родственниками невесты. В доме невестысобирались ее родственники, готовилось угощение. Родители жениха, самжених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда дообеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно былоназначать это родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей спочестями, выходили к ним на встречу, кланялись друг другу до земли, сажалигостей на почетных местах в переднем углу под божницей, а сами садилисьвозле них. Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга.Этого требовало приличие. Потом отец жениха, или родственник жениха, говорил речь такого смысла,где высказывались причины приезда. Родители невесты необходимо должны былиотвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись,где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время женихобязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдатьи дать за нее такое-то приданое.В течение следующей недели, а иногда двух, невеста с помощью подружекготовила приданое: шила простыни, полотенца ("утиральники"), салфетки и"завесы", готовила подарки жениху и всем его родственникам. Родственникиневесты предсвадебные дни проводили в хлопотах: обдирали животных, пеклихлебы, жарили, варили. Каждый день невеста встречала подружек и всехприходивших в дом причетами, жалуясь на свою судьбу, плакала о своейдевичьей волюшке. Встречая причетом приходящих в дом, она "голосила" упорога горницы, обнимая руками каждого входящего.Сроки свадьбы были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбасовершалась и через неделю после сговора, а иногда между сговором ивенчаньем проходило несколько месяцев. Приданое. Как и теперь, всегда быловажным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашнейутвари и украшениях, в рабах, деньгах и недвижимых имениях, если девицапринадлежала к дворянскому происхождению. От жениха нечего не требовалось;старинный обычай давать за невестой вено в 16 и 17 столетиях совершенноисчезло. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных послесвадьбы, но иногда писали рядную запись, где писалось подробно все, чтодавалось за невестою; причем в противном случае договаривались неустойкаили попятное. Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму.Рядную запись писал подьячий. Случалось, что в той же рядной записиприбавлялось в виде условия, чтобы мужу не бить своей жены, чтобы прислучае можно было взыскать обиду судом. При сговоре невесты не было. Но по окончании условий одна из женщин,принадлежащая к членам семейства или состоя в близкой родне невесты,приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невестыподарки. Начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок,жених не видит своей будущей невесты. Баню топили девушки, подружки невесты, накануне девичника. Невестакланялась в ноги подружкам и просила истопить баню "парную, не угарную"."Баенный" обряд - один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходилпод почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или другихродственниц. Невеста, причитывая, старалась оттянуть время расплетаниякосы. Подружки расплетали девичью косу, расчесывали волосы и брали себеленточки из косы. На девичнике в старорусской свадьбе настроение было по большейчасти минорным. Невеста с распущенными после бани волосами сидела застолом, причитывая по смытой волюшке. Причетами она встречала каждого,пришедшего посмотреть, как будет "красоваться" невеста - прощаться со своей"красной красотой". Красная красота - символ девичества - представляетсобой веночек с лентами, надетый на голову невесты (по старорусскимзаписям).Такие причитания слушатели принимали близко к сердцу и тут уж и все плачут,а невеста пуще всех. В момент расплетения косы невеста вырывалась и недавала расплетать косу. Самый напряженно-драматический обряд девичника - прощанье с "краснойкрасотой". В последний раз заплетали волосы девушки в одну косу. А наследующий день после венчания в церкви сваха заплетала уже две косы (символзамужества) и надевала молодой женский головной убор - повойник или кику.Такой головной убор плотно покрывал волосы женщины, уложенные в пучок иливенком вокруг головы. Он представлял собой мягкую шапочку с овальнымверхом и нешироким околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся тесемкамина затылке. Иногда он шился, как детский чепчик, и завязывался подподбородком, но были и другие покрои. Повойник всегда накрывался платком,шелковым или кашемировым в праздники, холщовым или ситцевым в будни. Как ив средневековой Руси, женщине считалось неприличным выходить на улицу илинаходиться дома при посторонних (а иногда даже и при домашних) в одномповойнике, без платка. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаютсяприготовления; собирали поезжан, снаряжали свадебные чины. Главный чин состороны жениха был тысяцкий. Должность тысятского была сопровождать повсюдужениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать попорядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на пирусвадебном, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовалипосаженые отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случаеэту должность исполняли сами родители. С обеих сторон выбирались старшие именьшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороныжениха, а другая со стороны невесты; с обоих сторон выбирались сидячиебояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также собоих сторон назначались свадебные дети боярские или поезжане,сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшиевторой класс гостей после бояр. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте еегости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали. Венчание происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества,иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлятьбрачное ложе. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было,чтобы на притолоке не было земли для того, чтобы, таким образом, брачнаяспальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам иустилался по помосту коврами; под стенами всегда лавки с полавочниками. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом:Сперва настилали снопы, на снопы клали ковер, а на него перины, на периныклали изголовье и две подушки, постель застилали простыней и сверху ложилиодно или два (в зависимости от времени года) одеяла. Возле постели ставиликади или бочки с зерном, это означало обилие, которого желали новобрачным вих новом доме. Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать квенцу В самое лучшее платье и навешивали, сколько было возможно украшений;в это время подружки пели ей песни. Между тем в парадно убранной комнатеставили столы, накрывали их скатертями уставляли уксусницами, солоницами иперечницами, устраивали поставец. Убирали место для жениха и невесты навозвышении, что называлось рундуком. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями,одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр(творог). Над местом прибивали икону и, кроме того, в комнате, назначеннойдля торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. В то же время жених в доме своих родителей собирался со всеми поезжанами.Убравшись в венчальный наряд, он ожидал, как ему подадут знать, когда ехатьза невестою. В числе его гостей находился всегда священник, который долженбыл венчать. После того как в доме невесты все готово, и сама невеста одета, ей наголову возлагали венец- символ девичества, и вели с торжественностью взалу, где было устроено место для нее с женихом. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всегобрата или родственника, иногда мальчика. Все составлявшие чин невестысадились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то, как отец, так и мать невестыдействительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху.Приходя, он извещал, что время ему идти к невесте. Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть!»вставали родители, брали по образу и становились рядом. Жених кланялся им вноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по временигода, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родителиневесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжанивходили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себякрестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам.Потом вместе с дружкой подходил к своему месту; но место это занималосьмужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал местожениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом сневестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а женихсадился рядом с невестою, и притом на одну подушку с нею. После того как, на стол ставили все блюда первого кушанья, священникпрочитывал «Отче наш», потом молитву покровения. По окончании последнеймолитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословенияневесту чесать и крутить. «Благослови Бог!» – отвечали родители. Зажигалисьсвадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи,держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитымкрестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с нимстороне, не могли видеть невесты. Сваха снимала с невесты покрывало, потомвенок, другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочалагребень чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивалаей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и, наконец, закрывалаиногда тем же покровам, который разделял ее от жениха. Венок отдавался насохранение, на память о девичестве. В тоже время один из гостей подходил кним в вывороченной вверх шерстью шубе и желал невесте столько детей,сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невестысидячие боярыни и девицы пели свадебные песни. В то же время сваха осыпаласвадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их горстями все, что былона осыпале - серебряные деньги, хмель, куски материи и т.д., и всяк на летухватал, что успевал схватить. Сваха подходила к родителям невесты и просила благословения везти молодыхк венцу. «Благослови Бог!»- отвечали те. Все вставали. Новобрачныекланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и,взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь, друг другу. Наконец отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: « по этим ударамты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки;вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж!» С этими словами плетьбыла передаваема жениху, который, принимая ее, так говорил: « Принимаю, какподарок, но думаю, что в ней нужды иметь не буду» и затыкал плеть за кушак.Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг иликаптанов. Сани невесты убирали так нарядно, как только допускал достаток. Ктаким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо; его следовалосвести так, как сводится сидевший подле нев5сты вместо жениха. Невестасадилась вместе с двумя свахами. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха: У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлсяжених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамака иехал к венчанью. Жених должен был ехать со своим поездом вперед и прибытьраньше невесты. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своими двумяпомощниками стерег коня и сани, чтобы кто-нибудь не перешел дороги междуверховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделаличего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самоеместо перед аналоем также устилалось. После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачнымпоучение, в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушатьсядуховников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевалжену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужуи приказывал им целоваться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом егосапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущегопокровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; мужпринимал, отпивал и давал жене, та отведывала и опять подавала мужу. Такимобразом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарку итоптал ее разом с женою, приговаривая: « Пусть так под ногами нашими будутпотоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить начашу, тот удержит за собой первенство пред другим. Потом подходилисвадебные гости и поздравляли обвенчавшихся. В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его посылал отцамобоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и обарода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба - хлебосоламии жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна иконопли, желая счастья, другие дергали за рукав, делая вид, будто хотятразлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа. Когда поезд прибывал в его дом, навстречу выходили отец и мать жениха собразом и с хлебом-солью, благословляли новобрачных. Потом новобрачныесадились за стол, все также садились на свои места, и невеста, будучиоткрытою, должна была плакать (по обычаю), выражая тем разлуку с родителямии робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальныепесни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя передними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену – лебедя, перед новобрачнымиставили жареную курицу; дружка брал эту курицу и обвертывал скатертью. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: « Благословите вестимолодых опочивать!» Те отвечали: «Бог благословит» и шли к дверям; отецостанавливался у дверей, в мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу всенник. После этого новобрачные, осыпаемые хмелем и зерном входили всенник, а гости продолжали пировать. По обычаю жена должна разуть мужа в знак будущей покорности. В одном изсапог лежала монета, считалось, что если жена снимала первым тот сапог, гдележала монета, то ее, ожидала счастливая жизнь в замужестве. При этом мужее слегка стегал ее плеткой, в знак своей власти. Когда молодые были в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенникаходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякогочародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать оздоровье новобрачных; если через дверь жених отвечал, что он в добромздоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчаспосылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье ивсе гости отправлялись кормить новобрачных той самой курицей, которуюдружка им приносил в сенник. Затем подавали им и другие блюда. На другой день новобрачных вели в отдельные мыльни. Жена шла в мыльню сосвахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства, с не снималисорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренногоповедения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему вмыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходилановобрачная. Тут являлись женщины, а впереди них сваха несла горшочек илидва с кашей, поставленные на одном блюде. Этой кашей сваха кормила и мужа ижену. После кормления жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкоюи со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что онивскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обедсо всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир,называемый и по сие время повсюду у русских Княжим. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и матьблагословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами итканями, все ели, пили в изобилии и веселились.Заключительный обряд старорусской свадьбы - "хлибины" (хлебины или яишня,или отводины). В разных местах обряд назывался по-разному. Проходил он вдоме тещи. Входя в дом муж говорил:Вставал я раненько, Умывался беленько, Полотенцем утирался,В путь-дорожку отправлялся. Говорила мне женочка милая,Что есть маменька родная Варвара Епифановна.Подойдите к нам поближе Мы поклонимся пониже.Зать сыпал в ложку деньги и подавал теще: Золоту казну примите,А ложечку назад отошлите Яишенку покушать.Теща благодарила и подавала ему яишню.Все собравшиеся в доме гости и родственники с интересом наблюдали за тем,как молодой муж начинал есть яичницу. Накроют ее (яичницу) платком иподносят молодому. Он выкупит ее, платок снимет и начинает есть. А всесмотрят: из середины возьмет - худая невеста, нечестна, а с краю почнет -девушка. А потом платок молодой остается. Теща потом закроет яичницуплатком и унесет, а после обеда всем приносит, чтобы все видели. Крометого, как уже говорилось раньше, яичница, включенная в обряд, становиласьблюдом не только просто ритуальным, но и магическим. Так заканчивалсяобряд, длившийся несколько недель. А дальше для молодой женщины начиналась,как правило, нелегкая жизнь в новой семье.При окончании стола отец и мать невесты благословляли молодых, а гостидарили их. На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотоми лошадьми. По окончании пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом женихдолжен был отдаривать подарками равного достоинства. В эти послесвадебные дни пиршеств невеста почти не говорила, кромеобыкновенных форменных речей, потому что малословность и пристойнаямолчаливость в то время считались достоинством женщины. Но зато другие женщины, приглашенные на свадебное пиршество, пользовалисьбольшею свободою, чем когда-либо, и часто случалось, что дело доходило добезумия. Все это весьма понятно объясняется: женщины, в обыкновенное времяскромные и целомудренные, на свадьбе напивались, позволяли себе смелыевыходки и даже невольно впадали в грешки среди общей суеты. Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которыеженились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнениюнарода, не имел уже той святости, как первый, а если из венчавшихся обабыли вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковныйобряд третьего брака, состоял в одном молитвословии без венчания и неодобрялся церковью. Несмотря на воспрещение четвертых браков церковью, онислучались, и правительство дозволяло детям от четвертого брака пользоватьсяправами законных детей в отношении наследства. У казаков было в обычаебрачное сожитие без благословения церкви. А в старину некоторые, вопрекихристианским понятиям, вероятно по обычаям язычества или магометанства,имели по две жены разом,Но это редчайшее исключение.Большая часть населения женилась и выходилазамуж именно так как было описано выше, строго соблюдая обычаи, однакоопираясь на те традиции которые бытовали в той или иной местности. К ним томы и обратимся в следующей главе где будет подробно рассмотрены самые намой взгляд интересные традиционные особенности , которые мне удалосьпочерпнуть из рассказов «собирателей»фольклора и из различных сборников ижурналов. ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИЗдесь я остановилась на особенностях которые показались мне наиболееинтересными и своеобразными, которые еще можно встретить в той или инойместности и которые подробно исследуются и описываютсяфольклористами,позволяя нам хоть чуть-чуть представить себе как игралисьсвадьбы в той или иной местности У уральских казаков есть обычай гостить подругам с начала сговора досамой свадьбы у невесты, где сходятся молодые люди, поют и пляшут сдевушками. В девичник жених приносит своей невесте в подарок платье и весьженский убор, а невеста одаривает эти подарки шапкою, сапогами, рубашкою ишароварами. После венчания невесту везут в телеге, сзади нее сидит мать и сваха,пальцы которой бывают унизаны кольцами. Обе они прикрывают невеступолотенцем, чтобы никто не видел ее. Перед телегой идет жених с отцом идружкою, а позади нее едут верхом на лошадях приятели и родные жениха. Одиниз них на шесте, подобно знамени, несет полосатую плахту(юбку). У донских казаков за невесту не бывает никакого приданого, напротив,жених обязан одеть невесту с головы до Камчадалы – древние обитатели обширного полуострова Камчатки. Образженитьбы у камчадалов слишком странен и дик. Когда камчадал захочетжениться, то ищет себе невесту в чужом селении и, высмотрев по своемухарактеру девушку, приходит к ее родителям, изъясняется перед ними в своемсердечном расположении к их дочери и просит пустить его пожить у нихнекоторое время, на что те легко соглашаются. Иногда даже не объясняются сродителями, а просто так поступает и, прослужив некоторое время, просит уних за услугу дочь. Во время службы, чтобы понравится родителям девушки, он показываетнеобыкновенное усердие, ловкость и проворство, даже удальство. По истеченииусловленного срока молодой камчадал добивается позволения хватать невесту.Если поведение его будет хорошим и он понравится родителям, сродникам иневесте, то ему позволяется хватать, если нет, то труды его вознаграждаютсякакой-либо вещью, и он должен оставить их селение. Случается, что оностается и без всякого вознаграждения. Камчадал, получив позволение хватать невесту, всеми силами стараетсяулучить время, подстеречь невесту одну или с немногими женщинами; между темкак со стороны женщин и девушек селения принимаются все меры к тому, чтобысохранить невесту от нападения, так что редко ее оставляют. К тому же ее в это время одевают в две, три хоньки(одежда из собачьейшкуры), потом опутывают от колен до подмышек рыболовными сетями, поверхкоторых увивают ремнями так крепко, что она решительно лишена ьвсякогосвободного движения. Отупывание и окручивание невесты служит для того,чтобы защитиь девушку от молодого человека, которому необходимо дляполучения ее в жены прикоснуться к ее голому телу, а для того разрушитьсвоею ловкостью все преграды к тому. Если только представиться возможность,он стремительно кидается к девушке, старается разорвать ремни и сетку, нотут невеста и девки поднимают крик, визг, схватывают его за волосы,царапают его лицо, бьют и всеми силами стараются отбить невесту, хотя саманевеста окончательно не отказывает при этом никакого сопротивления. Еслижених, преодолев все препятствия, успел прикоснуться рукой до голого тела,с него этого довольно, он победитель и сам отходит от нее, а затем всебабы и девушки разбегаются, между тем невеста умильным голосом говоритсвоему жениху: «ни,ни», в чем и заключается весь брак у камчадал. Редко случается , чтобы камчадал сразу достиг своей цели. Бывали случаи,что ему приходилось пробовать свою ловкость несколько раз и каждый разполучать ушибы и царапины, для излечения которых требовалось время. Бывалислучаи, что бедняк семь лет добивался своей невесты и во все это времяслужил безвозмездно, а бывали такие примеры, что после неудачных попытокбедный жених был отвергнут своей невестой. Кто схватит невесту, тот получает все права мужа и на другой или натретий день увозит ее в свое селение. Для празднования же брака онвозвращается спустя некоторое время к родным жены. Что касается женитьбы на вдовах, то здесь не встречается никакихпрепятствий, кроме одного согласия с той или другой стороны. В новгородской области свадьбы игрались в период с РождестваХристова до начала Масляной недели.Приходит сваха от жениха к девушке. Предлагает ей выйти замуж за юношу, откоторого она пришла. Если девушка и ее родители соглашаются, то дают свахедары (задаток), которые она должна отнести жениху в знак согласия девушкистать его невестой. Задаток состоит из салфетки, полотенца, платка. Если втечение недели девушка не забрала свои дары назад, то родители жениханачинают устраивать сватовство. Жених с отцом или дядей (можно с крестным) отцом едут в дом невестысвоего сына или родственника, в зависимости от того, кто сватает. Еслидевушка дала согласие стать женой, то тогда родственники приступают космотру хозяйства невесты. По окончании осмотра сваты приглашают невеступосмотреть хозяйство жениха. Невеста едет через 2-3 дня в дом жениха. Там готовятся к ее приезду.Если невеста богатая, а жених беден, тогда родители приходят к хитрости:приводят к себе в хлев соседскую корову, лошадь, свинью, овец на времяпребывания невесты. Берут на время чужую одежду. Все это делается для того,чтобы произвести на невесту более высокое впечатление, чтобы попросить у ееродителей более богатое приданое. Уезжая, невеста приглашает жениха и егородственников (без матери) на богомолье.К невесте приезжает жених со своими родственниками. На богомолье женихдарит невесте деньги на подарки во время свадьбы В 1-е воскресенье жених везет невесту в церковь и заказывает публикацию(обнародование - оповещение): три воскресенья подряд после обедни читаютпубликацию о предстоящей свадьбе такого-то с такой-то. Богатые могли датьсвященнику большее количество денег, и публикация проходила быстрее за 1воскресенье, так как жениху и невесте все эти три недели нужно было ждать.Если жених и невеста в этом году не говели (не причащались и неисповедывались у священника), нужно было это сделать. После публикации или на ее последней неделе жених с невестой едут в городпокупать подарки для свадьбы. Невеста со своими подружками вечерами готовит приданое. Девушка проводитпоследние вечера своей девичьей жизни вместе с подружками. Невестаустраивает хороводы, пляски. Если жених живет близко, то он приходит кневесте и вместе с нею проводит последние вечера. Если жених живет далеко,то приезжает к невесте два-три раза . Канун свадьбы. Девичник . Невеста собирает всех девушек своей деревни илисела. Родители благословляют дочку. Поют прощальные песни. Такая жевечеринка собирается и у жениха. Венчание .Невеста с родственниками, скрестным отцом и матерью с шаферицами (подружками) едет в церковь. Жених сосвоими друзьями и старшим дружком едут туда же. Перед венцом жениха иневесту (еще в родительских домах) сажают на шубу, вывороченную наизнанку,чтобы мягко спалось, и всегда для невесты готовят сани (летом карету, но восновном свадьбы происходят зимой). Когда наступает время ехать к венцу,невеста выходит из-за стола с шаферицами-подружками взявшись за руки, чтобыникто не мог между ними пройти. По народному обычаю, считалосьнедопустимым, чтобы кто-нибудь прошел между невестой и ее подругами илиневестой и женихом. Потому и сцеплялись пальцы рук. Если же кто-нибудьумудрялся пройти, то считалось, что свадьба испорчена, помешал колдун. Привыходе из-за стола невеста дергает кисти скатерти. Невесте полагалосьдергать кисти скатерти, чтобы ее подружки долго не "засиживались в девках",а скорее выходили замуж, то есть выдергивать их из родительских домов.В доме жениха старший дружка с полотенцем на шее и с кнутом в руке стоитоколо матицы (главная несущая балка в доме). Когда жених поднимается из-застола и направляется к двери, старший дружка ударяет кнутом по матице иговорит: "Чтобы нам не было ни встрешника, ни поперешника. Если попадетсякрасна девица, то петь и плясать заставим, а если добрый молодец, то игратьзаставим. А если старая старуха - то раком поставим". Свадебная процессиянаправляется к церкви. Там жених и невеста встречаются. Происходит обрядвенчания. Как только невеста уезжает к венцу, ее отец с оставшимися подружкамивезет в дом жениха сундук. Подружки до приезда молодых наряжают жениховуизбу.Ребятишки и взрослые ждут молодых от венца. При въезде в деревнюнатягивают ленту. Чтобы въехать в деревню, жених и невеста взрослым кидаютденьги, а ребятишкам орехи. Въезжают во двор женихова дома. Жених с невестой теперь муж и жена,поднимаются на крыльцо. Дорогу усыпают хмелем ( чтобы весело жилось), рожью( чтобы жилось богато и сытно). Здесь невеста называет мать мужа -маменькой, отца - тятенькой. Родители благословляют хлебом и солью молодых.Молодые, взявшись за руки (опять же, чтобы не было колдовства), идут вотдельную комнату. Там их кормят из одной ложки, чтобы горячо любили другдруга. Закрывают невесте лицо шелковым платком и выводят молодых засвадебный стол. Гости кричат: "Молода хороша, молода хороша!" Молодаякланяется. Гости завертывают в край платка пирог. Старший дружка сдергиваетс невесты платок, закрывавший ее лицо. Пирог падает. Если пирог упадетверхней стороной, то родится первым мальчик, если нижней - девочка. Гостиопять кричат: "Молода хороша, молода пригожа, ни на кого их гостей она непохожа!" Жених и невеста поднимают свадебный тост. Пьют пиво, вино.В это время, в самый разгар свадьбы, в дом жениха входит хор. Гости встаюти кланяются хору. Начинаются свадебные песнопения, посвященные жениху иневесте, их родственникам и вообще всем приглашенным. За песни гости платятхору деньги, молодые угощают вином. Вечером после свадьбы проводят княжийстол. Здесь присутствуют только родственники. Невеста начинает даритьподарки.На следующий день часов в 10 утра в избу приносят сено и солому. Невестаначинает подметать пол, а гости на мусор начинает кидать деньги, чтобыбогато жилось и сразу же проверяется умение невесты убирать избу. Затемгости и молодые выходят на улицу. У молодой на плечах коромысел с ведрами.Как только невеста подносит воду к дому, гости выливают эту воду. Такделают три раза. Гости смотрят, умеет ли невеста носить воду.Гости собираются в дорогу. Вечером уезжают на яичню (яишню) с визитом кродителям невесты. Там родители невесты тоже устраивают стол. Затем гостиуезжают по домам. Поздно ночью молодые возвращаются в дом мужа. Деревню Максимовку Ульяновской области населяют ныне чалдоны -старожилы, украинцы, немцы и брянские переселенцы из Сурожского района,пограничного с Белоруссией. Но получилось так, что только самые старыежители из ранних переселенцев могли подпевать приехавшей родне на свадьбах.И сам свадебный обряд тоже принял ряд заимствований от старожильческих иукраинских групп: например, на второй день свадьбы ко многим приходил"клад" - ряженный, на которого надеты, были вывернутые шубы, рваное тряпьё,а по всем карманам и углублениям насыпаны мелкие деньги. Такой "клад" надобыло изрядно потрясти, чтобы заполучить.Молодые почти всегда были знакомы до свадьбы: на вечёрках зимой играливместе, летом хороводились. О своём выборе парень говорил родителям, итогда засылали сватов. Сватать у брянских шли батька, дядька, братья итоварищ. Стучались в дверь, ходили:- Здравствуйте, люди добрые. Мы тут тёлочку потеряли, ищем. Ти не к вам оназабежала? Ти можно к вам хлеб на стол покласть?Если родители невесты соглашались, то разрешали положить хлеб и пройти застол. Как высватали - назначают день заручин, где ближайшие родственникижениха и невесты "пропивают" невесту.После заручин (часто в Сибири их уже не устраивали), начиналасьпредсвадебная неделя. Невеста собирает девок-подружек, и даже совсемнебольших девочек приглашает, если они искусны в рукоделиях. Неделю шьют,вяжут, ткут, вышивают, песни поют.В субботу девки ближе к вечеру собираются к жениху с подарками: несутбельё, рубашку, веник берёзовый, украшенный лентами - жениха парить. Всёэто ему приходится выкупать, правда за символическую цену. Мать женихаприглашает девок за стол, угощает. Будущей свекрови тоже приносят подарки:фартук, платок, наквашонку (вышитый кусок ткани, которым прикрывают тесто вквашне).Посидят в гостях у жениха - и идут к невесте на девичник.Невеста плачет, но без причитаний. Подружки, которые со дня просватаньяназываются "подневестницы", ведут её в баню мыться, "девичью волю" смывать.Моют тем мылом, что подарил жених.Важнейшим свадебным обрядом было изготовление и украшение каравая. Пеклиего, как правило, вечером в субботу или утром в воскресенье женщины-соседкии родственницы невесты, перед тем, как вынуть из печи, стучали по нейухватом. Для украшения каравая заранее готовили верхушку ёлки (самоназвание свадебного деревца у брянских было "елец") высотой около 40 см.,очищали её от коры, переворачивали вершиной вниз и навязывали ленточки,цветы, на комель клали красный платок. Такой "елец" втыкали в центркаравая, уже вынутого из печи и остывшего.Подневестницы в это время наряжали невесту во всё новое. Волосырасчёсывали, перевивали лентой. На голову надевали красивый красный платок,сверху - венок из цветов, чаще всего искусственных. Готовили и косу изольна на продажу жениху, всю её украшали лентами.У жениха дома в это время собирался свадебный поезд: дружко, поджанишник,дядья, тётки, братья. Всю дорогу поезжане обязательно пели песни Появляетсяпоезд .Жених с поезжанами входят в дом, его встречает тёща с хлебом-солью,за накрытыми столами сидит невеста в окружении подруг, перед ней на столе -льняная коса. Косу эту по традиции надо выкупить - сколько запросят.Продаёт её у брянских белорусов младшая сестра, у украинцев - брат, или -подневестницы. Выкупают потом место рядом с невестой.Иной жених побойчее через стол или под стол - и к невесте.За столы садятся жениховы родственники, угощаются и собираются ехать квенцу. Мать девушки с иконой встаёт у порога - благословить молодых.Дорогу перекрывают односельчане: ставят хлеб-соль и заставляют выкупатьугощением, стреляют из ружья в небо, требуя "оплатить" проезд. На дворе удома жениха под песню молодых встречает хлебом новоиспечённая свекроввь.Все гости входят, рассаживаются за столы, начинается свадебный пир в домежениха.После того, как гости выпьют по второй рюмке, начинается "дарованье":сначала молодая одаривает близких и родных.После этого дарят молодожёнов - кто деньгами, кто скотом, тканью,хозяйственными принадлежностями. Дружко в это время режет свадебныйкаравай, наделяя каждого дарующего куском. Перед тем, как "порушить"украшенный хлеб, его "величают".До позднего вечера идёт гулянье, молодые за столом у брянских тоже ели, -потом невесту начинают "разряжать": снимают с головы венок, отдают младшейсестре жениха или подневестнице-свидетельнице, которая тоже присутствует напиру у жениха. Волосы разбирают на две части, заплетают в косы, укладываютвенком на голове и повязывают платок узлом под подбородок. Во времясовершения окручивания снова поют.Вскоре после этого молодых уводят спать, в скором времени постепеннорасходятся и гости.тром они вновь спешат в дом жениха на молодухины блины. Раньше такие блиныдолжна была печь с утра сама молодка, но чаще всего ей помогали свекровь,золовки, а то и вовсе обходились без неё.Гости за каждый блин платили, а затем обсмеивали молодую: кто в серединедырку прокусит и говорит, что у неё все блины рванные, кто золы насыплет ихохочет, что она замарашка. Обижаться на такие насмешки не полагалось.Ехали с угощением к "сватам" - родителям невесты - поздравлять с хорошейдочерью, - если та была "честной".Весь понедельник продолжалась свадьба: то устраивали молодым шуточныеиспытания: например, насыпали на полу мусор вперемешку с деньгами - невестадолжна мусор вымести, а деньги собирать в подол, а гуленцы ещё снизу поподолу стукнут - и всё начинай сначала. Испытывали и жениха: вгоняли вчурку молотком серебряный рубль - вытаскивай зубами! Или бумажные деньги поуглам, на потолок налепят - доставай!Мало кто из гуляк успокаивался и на третий день; с утра шли к невесте -лавки мыть, - опять же требовали угощения. Потом отправлялись по дворамтех, кто гулял первые два дня, требовали с них кур и в случае отказагрозились передушить всех, кого поймают. Собранных птиц несли молодой, однурубили на куриную лапшу и опять гуляли. ЦАРСКАЯ СВАДЬБАВеликокняжеские, а в последствии царские свадьбы начинались смотром девиц.Собирали из разных мест девиц дворянских фамилий, и царь смотрел на них ивыбирал из них ту, которая ему нравилась. Когда великий князь ВасилийИоаннович собирался жениться, то на смотр ему предоставили полтысячи девиц.Иоанн Васильевич Грозный приказывал князьям, дворянам и детям, боярскимотовсюду свозить своих дочерей-девок. При втором бракосочетании царя Алексея Михайловича девицы были собраныв дом Артема Сергеевича Матвеева, и царь, в противность принятому издавнаобычаю не посещать домов своих подданных, смотрел на них в окошко изпотаенной комнаты. Он выбрал трех и приказал доверенным женщинамосвидетельствовать их душевные и телесные достоинства. И потом уже, порекомендации этих смотрительниц, избрал Наталью Кирилловну. Избраннуюцарскую невесту брали во дворец, облекали в драгоценные одежды, нарекалицаревною, причем она жила до самого брака в совершенном отчуждении от царя.Сам царь до бракосочетания имел право только раз видеть свою невесту.В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносилипоздравление. По четырем углам комнаты втыкали по стреле, а на стрелывешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока. Вцарских свадьбах на кровати сперва настилали снопы, (число их былотридевять, то есть 27). На снопы клали ковер, а на него перины. На свадьбеМихаила Федоровича было положено семь перин одна на другую. На перины клалиизголовье и две подушки; на подушку натягивались шелковые наволоки. Постельбыла застлана шелковой простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло;в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло собольеили кунье, с оторочено из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу иковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавески;над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали привносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по ихвеличине. На царских свадьбах сенник устраивали во дворце. Между тем и ужениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили стол. В царских свадьбах, отправляемых во дворце, свечи жениха и невестынесли во дворце царицею. В царских свадьбах в занимавшего место жениха подле невесты сводили сместа под руки. Эти обычаи сходки (сближения) жениха с невестой былиодинаковы и в царских свадьбах, с той разницей, что на свадьбе у царей всеэто происходило в одном и том же дворце. Царь собирался в одну из палат,будущая царица в другую. Сначала царица шла в грановитую палату; ейпредшествовал священник и кропил святою водою место, где ей должно былосадится. На место, где ей должно было садится, клалось сорок соболей,которые были подняты, когда она садилась. Возле невесты непременно садилсякто-нибудь из знатных князей. Когда все это было устроено, посылали сказатьцарю. Царь отправлял прежде всего нареченного отца: тот, вошедши вцарицыну палату, кланялся на все стороны, ударял челом будущей государыне исадился на большом месте возле жены своей, если она была здесь, посидевнемного, этот нареченный отец посылал к царю одного боярина с речью:«Государь царь и великий князь всея России! Боярин (такой-то) велелговорить: прося у Бога милости, время тебе идти государю к своему делу!»Государь вставал принимал благословение митрополита и со всем своим поездомшел в грановитую палату, впереди его шли двое духовных особ: Благовещенскийпротопоп с крестом и крестовым недельным священником. Священник кропилводою путь, тысяцкий вел царя под руку, за ним следовали стольник сколпаком и стряпчие. Прибывши в палату и благословившись, царь подходил ксвоему месту; большой дружка поднимал посаженное близ невесты лицо, а царьсадился на его место близ будущей жены. На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымагили каптанов. В царском бракосочетании путь до церкви устилался камками, идвадцать человек боярских детей царицыных наблюдали, чтобы никто непереходил между женихом и невестою. В царских свадьбах 16 века венчание происходило после обедни, а в 17-вечером, и тогда высокая чета венчалась тотчас по прибытии в храм. После венчания на царских свадьбах весь поезд отправлялся в тот покой,где было окручивание. Но когда в 16 веке свадьбы происходили после обедне,то царица отправлялась в свои покои; свечи и караваи уносили в сенник кпостели, а царь ездил по монастырям и, возвращаясь, домой, посылал зватьжену и всех гостей к обеду. В царских свадьбах государя кормили перед сенником в сенях, а царицу, постаринному обычаю, в самом сеннике. Взявши курицу, новобрачный должен был,по старинному обычаю, отломить у нее ножку и крыло и бросить через плечоназад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодыхв постель. Во время кормления новобрачных муж подвал гостям вино, и всепили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, агости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда весельечасто переходило в оргию, и нередко забывались всякие приличия. Музыки небыло, тогда трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. На царских свадьбах цари кушали в мыльнях, а царицы в избушках. Повыходе из мыльни впереди них сваха несла горшочек или два на одном блюде скашей; сваха кормила ею и мужа и жену. В это же время происходил обрядраскрывания. Боярин, нареченный отец царский, раздвигал стрелою покров,заслонявший царицу; до того времени, даже и после венчания, ее никто невидал; только после обряда все подходили к ней и могли иметь счастьеувидать ее светлые очи. После этого все шли к столу. Царские свадебные обряды продолжались несколько дней. На другой деньотправлялся княжий стол, на третий- стол от царицы: нареченные родителиблагословляли молодую высокую чету, а гости подносили дары; на четвертыйдень царь делал стол духовенству, и при окончании обеда Патриарх и духовныевласти благословляли новобрачных образами, и все гости дарили им кубки иковши, а потом царь отдаривал их деньгами, тканями, и чествовал подачами. Вследующие дни делались столы другим сословиям: стольникам, стряпчим,дворянам, гостям, выборным людям, посадским, которые нарочно приезжали кцарскому двору с поздравлениями. Все подносили к царю дары. За то и царь в эти дни, светлые, радостные вего жизни, имел прово и возможность щедро вознаграждать всех: он насколькодней щедро кормил духовенство на дворе, раздавал ему деньги, рассылал вдальние города молебные грамоты, ездил с молодою царицей на богомолье помонастырям, кормил и дарил монахов, которые, в свою очередь, отдаривалицаря окладными образами и подносили хлеб-соль. Царь не забывал угнетенных инищих, посещал богадельни и тюрьмы и отпускал на свободу узников,заключенных за долги или за неважные преступления. Не всегда, впрочем,подносимые дары царями принимались, так, при бракосочетании царицы НаталииКирилловны царь их не принял.Впоследствии Императорские свадьбы становятся более пышными и помпезными,приобретая более светский характер. Покрой свадебных костюмов «отходит отбоярского»,который с несущественными изменениями существовал до конца 17века ,и следует моде,становясь все более роскошными.Обрядовый каноннезеачительно меняется , исчезают некоторые тонкости и детали. ЗАКЛЮЧЕНИЕВот и отпела свадьба, и потекли обычные будни. Невеста стала снохой, женихзятем, сестра мужа брату жены….Эх не просто в новой родне разобраться и ярешила «посчитать»родственниковМолодоженов и вот что вышло.С тестем, тещей, свекром и свекровью путаницы, как правило, не бывает. Тесть – это отец жены.Теща – мать жены. Она за родную дочьпереживает, поэтому старается всячески ублажить зятя. Свекор – это отец мужа. Соответственно, жена его сына-невестка.Свекровь – мать мужа. 3ять – муж дочери. Но точно так же называется и мужсестры, или, как пишет В. И. Даль, – "золовкин муж". Родители жены – мужу(зятю) тесть и теща. Брат жены – мужу ее (своему зятю) шурин. А сестра жены– свояченица. Посему один и тот же человек приходится зятем – тестю, теще,шурину и свояченице. Сноха, она же невестка, – жена сына по отношению к родителям сына.Сноха – от слова сын: "сынова" – "сыноха". Невесткой также называют женубрата. Жены двух братьев – между собою тоже невестки. Таким образом,невесткой женщина может быть по отношению к свекру, свекрови, деверю изоловке. Тетка (тетя, тетушка) – сестра отца или матери. Дядя – брат отца или матери. В зависимости от этого о нем, как и отетке, говорят с уточнением: "дядя по отцу", "дядя по матери". Нередкомладшие называют дядей старшего, независимо от родства. Мачеха – не родная мать детям, вторая жена отца. Дети мужа от первогобрака – мачехе пасынки и падчерицы. Отчим – не родной отец, отец по матери, второй муж матери. Отчимудети его жены от первого брака – пасынки и падчерицы. Шурин, он же шуряк, шуряга – родной брат жены. Деверь – брат мужа. Деверь и золовка – для жены то же, что и шурин, исвояченица для мужа. Золовка – сестра мужа. В некоторых местах так называют и жену брата.Золовка обычно указывает молодой, командует ею. Отсюда и само слово золовка– от "зловка". Свояченица – сестра жены, а муж ее – свояк. Свояками называют и двухмужчин, женатых на родных сестрах. Ятровь (она же ятровица) – жена деверя.Но так зовут и жену шурина. Жена брата по отношению к деверю и золовке –тоже ятровь. И жены братьев между собою – тоже ятрови. Кум, Кума – крестные отец и мать. Они в духовном родстве не толькомежду собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. Тоесть кумовство – это не кровное, а духовное родство. Есть и другие степени родства в русском народе, более отдаленные, окоторых говорят, что это “седьмая (или десятая) вода на киселе”.или “троюродный плетень двоюродному забору ” и.т.д В заключении хотелось бы добавить что брак на Руси был священен еслиуж женился то до конца жизни, если вышла за нелюбимого то терпи .В наш веквсе гораздо проще может быть поэтому брак стал меньше ценится люди просто “сходятся ” порой без всяких обязательств ,а “ расходятся ” еще быстрей чем“ сходятся .” Таким образом свадьба порой это чистая формальность чтобыузаконить скажем детей, а то и того нет. Но свадьба и сейчас это шумное веселье, веселое застолье с песнями итанцами до упаду с играми и “приколами ”и почти всегда есть что вспомнить,а то и кассету посмотреть и фотографии. И вспоминается хорошая свадьбадовольно долго. На этой оптимистической ноте я заканчиваю свою работу. Список литературы1.“ Русские обычаи, обряды, суеверия” Сост. Копылова / Москва 2002 г./2.Костомаров Н. И “ Домашняя жизнь и нравы русского народа”3.Коринфский А. А “ Народная Русь ” / Самара 1999 г./4.“ Современные праздники и обряды народов СССР” /Москва 1985г. / 5.“ Русские Народные Песни ” (Антология) Сост. С. Браз /Москва 1993/6.Попова Т“ Устное Народное Творчество”(учебное пособие)/Москва 1982 г./7.“ Русская традиционная культура” 97/18. “Русская традиционная культура” 97/39. “Молодежная эстрада” 99/410. Шамина Л.В “Школа русского народного пения"-----------------------[pic]




Любовь, которая прежде «не смела назвать себя», нынче охрипла, крича о себе во все горло. Роберт Брустайн
ещё >>