Цуканова И. В. Утопические идеи в фильме режиссёра Павла Арсёнова «Гостья из будущего» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Викторина "Гостья из будущего" вопросов Как фамилия лучшего друга... 1 75.05kb.
В голландии запретили фильм «гостья из будущего» 1 19.22kb.
Гостья из будущего Д’Артаньян и три мушкетера 1 18.94kb.
Песня из к/ф «Гостья из будущего» Прекрасное далеко 1 9.58kb.
Внешняя политика Павла I: особенности и характер 1 331.79kb.
Сценарий Александры Головиной, Таисии Игуменцевой. Режиссер Таисия... 1 24.25kb.
Знание драматургических функций музыки в театрализованном представлении... 1 98.75kb.
Здравствуй, гостья Масленица! 1 203.69kb.
Этим летом твой разум станет местом преступления 1 292kb.
Уроков; выхода; г погостов. «Повесть временных лет» 1 217.06kb.
Sony Sci-Fi состоится премьера сериала «Верить», телеканал покажет... 1 34.01kb.
Март 1 с 10. 00 до 17. 30 – Кошкин День в библиотеке: 10. 00 – «Кошкин... 1 21.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цуканова И. В. Утопические идеи в фильме режиссёра Павла Арсёнова «Гостья из будущего» - страница №1/1





Гагарина А. Ю., Маринченко Ю. Ю.

Студентки группы 640, «МО»

Научный руководитель Цуканова И.В.

Утопические идеи в фильме режиссёра Павла Арсёнова «Гостья из будущего».

В Советской России одним из главных средств идеологической манипуляции являлся фильм, где с помощью цветовой гаммы и словесного воздействия можно было влиять на подсознание человека и формировать его жизненные установки.

Объект данного исследования, рассматриваемый нами фильм режиссера Павла Арсенова «Гостья из будущего» и «Утопия» Томаса Мора, похож на сказку и является ярким примером того, что нет предела человеческим способностям ни на данном этапе, ни через 100 лет. А предметом – утопические идеи в вышеуказанных произведениях. Поэтому цель нашего исследования – показать, посредством сравнительного анализа данного фильма и «Утопии» Томаса Мора, что первый, как продукт своего времени, уже содержит восприятие коммунизма, как утопии. Аналогия между произведениями проводилась по следующим категориям:


  1. Цветовая символика;

  2. Соотношение естественного и сверхъестественного;

  3. Общественный строй.

Т. Мор был одним из основоположников утопического социализма и изображал в своем произведении общество, где ликвидирована частная собственность, где все трудятся, где нет ни богатых, ни бедных.1 Таким образом, первые европейские утопии 16 – 17 веков, безусловно, произвели мощное воздействие на ум и воображение передовых современников.2

Теперь обратимся к классической формулировке В. И. Ленина: «Утопия – место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка».3 Ленин, так же как и

Мор считал «преградой на пути к справедливости и счастью стоит частная собственность».4 Оба они хотели видеть общество идеальным, где нет товарно-денежных отношений.

Утопия – это изображение идеального общественного строя либо в якобы уже существовавшей или существующей стране, либо как проекта социальных преобразований, ведущих к его воплощению в жизнь.5 Утопия есть неосуществимое мечтание. Но порождённые историческими обстоятельствами утопии побуждали к деятельности, и, значит, приводили к определённым результатам.6 Сам термин «утопия» ведёт своё происхождение от сокращённого названия книги Т. Мора опубликованной в 1516 году. С тех пор придуманное им слово, которое по-гречески означает «место, которого нет», стало нарицательным и применялось для обозначения различных взглядов и теорий.7 В 19 – 20 веках этот термин приобрёл характер отрицательного обозначения всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы радикальной переустройки общественных отношений.8

Именно это и являлось основным стержнем рассматриваемого нами фильма, т. е. результатом социалистической переустройки будет идеальный социум; общество, построенное на доверии, доброте, беззаботности, взаимопонимании и взаимовыручке, где нет места лжи, лицемерию, предательству, зависти и неравенству. Т. Мор в своей «Утопии» изображал общество таким же, где людям «чужда всякая возможность бездельничать, всякий предлог для лености. У них нет ни одной винной лавки, ни одной пивной; но присутствие на глазах у всех создает необходимость проводить все время или в привычной работе, или в благопристойном отдыхе».9 В фильме режиссера Павла Арсенова люди будущего, как мы видим уже утопичного, предпочитали физическому труду, умственный, а благопристойный отдых у них выражался в верховой езде на лошадях, в катании на каноэ и игре в бадминтон; и они абсолютно счастливы. Для Павла Арсёнова счастье – это социализм, а для Томаса Мора – религия. С одной стороны, понимания счастливого будущего у режиссёра фильма и писателя эпохи Возрождения разнились, а с другой – пересекались. Это явно выражено в обожествлении людей. «Я на неё молюсь» - говорил робот Вертер, идеализируя Полину, а утопийцы, в свою очередь, были язычниками и поклонялись как людям, так и предметам.

Люди этого светлого будущего с добрыми мыслями, благими намерениями и абсолютно беспечны, даже одеты во всё белое; что, в свою очередь, сопоставимо с одеждой утопийцев, цвет которой был «одинаков на всём острове, и притом это естественный цвет шерсти»10, то есть светлый, почти белый. Белый в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего, чёрному цвету. В этой сфере корреляция «белый» - «чёрный» может входить в эквивалентный ряд с семантическими парами «хороший» - «плохой», «счастливый» - «несчастливый», «здоровый» - «больной», «работающий» - «ленивый, вялый». 11

Продолжая цветовую символику, следует отметить, что фильм «Гостья из будущего» начинается с появления таинственной незнакомки – Полины, одетую в красное платье. Она работает в Московском Институте Времени специалистом по 20 веку. В нашем представлении, Полина – социализм, а её алая развивающаяся одежда – советский флаг. Красный цвет в народной культуре – это символ свободы, жизни, солнца, плодородия и здоровья.12 «Ликующий алый цвет», как писал выдающийся русский учёный К. А. Тимирязев, нёс «не смерть, а жизнь», водворение «мира на земле».13 Красный цвет также в народной культуре наделяется защитными свойствами и используется как оберег.14 Даже сама гостья из будущего – Алиса была одета в красный сарафан. Она, по сюжету фильма, являлась как хранителем материальных ценностей будущего, т. е. мелафона, так и носителем и продолжателем социалистической идеологии.

В конце фильма Полина предстаёт перед нами в белом платье. Интересно заметить, что у западных и южных славян в образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Белому, светлому было противопоставлено красное, как «не белое», «окрашенное», «тёмное».15 Таким образом, белый и красный цвета выступали в оппозиции. Из этого следует то, что идея фильма «Гостья из будущего» изначально является утопичной. Так как для утопии характерны антистаризм, намеренный отрыв от реальности и стремление сконструировать действительность по принципу «всё должно быть наоборот». 16В контексте цветовой символики следует отметить пиратов в желтых костюмах, которые были отрицательными персонажами рассматриваемого нами фильма. Желтый цвет в народной культуре наделяется преимущественно негативной оценкой и осмысляется как символ смерти. Так как желтый цвет может выступать как заместитель золота17, то следует провести параллель между «Утопией» Мора, в которой « у всех опозоривших себя каким-либо преступлением в ушах висят золотые кольца, шею опоясывает золотая цепь и, наконец, голова окружена золотым обручем.» и фильмом, где пираты, одетые в жёлтое также являются преступниками. Таким образом, «утопийцы всячески стараются о том, чтобы золото было у них в позоре»18 и режиссёр фильма также выделяет негативные стороны жёлтым цветом.

По нашему мнению, пираты символизируют капитализм, а их желание завоевать Вселенную аналогично процессу внедрения капиталистических основ в экономику большинства стран. Но этот процесс в России был прерван Октябрьской революцией и с приходом большевиков к власти капитализм стал неприемлем, а по сюжету фильма – злом. А умение пиратов превращаться в кого угодно является идеей утопичной, также как и идея построения социализма в капиталистическом мире.

Продолжая тему утопии, следует отметить главную утопичную идею фильма – путешествие во времени. По нашему мнению, проводником Коли Герасимова в будущее стал, взявшийся неоткуда, мячик, который, прыгая по ступенькам старого заколоченного дома, привёл его к машине времени. Она, как и все изобретения будущего, построена по принципу «всё гениальное - просто» и представляет собой красный круг, на который необходимо встать, и пульт управления, состоящий из трёх кнопок: «пуск», «переброска» и «конечная станция». Красный круг, как элемент мифопоэтической символики, выражает идею единства, бесконечности и высшего совершенства. 19 Правильные формы и геометрические фигуры – это признак научности, места, где царит разум. Это относится как к рассматриваемому нами фильму, так и к «Утопии» Т. Мора, где описываемый город Амаурот напоминает почти квадрат.20

Наиболее ярким и запоминающимся является сам процесс переброски, который представляет собой радужные центрические очертания Коли, сначала исходящие от него, а затем поочерёдно возвращающиеся обратно. Всё это происходило на фоне тёмного звёздного неба и ярких сверкающих молний. Идея путешествия во времени, равно также как и идея мелафона, предмета, который читает мысли, имеет абсолютное расхождение с реальностью. Обе эти идеи не возможно воплотить в жизнь ни сейчас, ни в ближайшем будущем.

Таким образом, чем больше разрыв с социальной действительностью и провозглашёнными идеалами, тем утопичнее становятся представления идеологов о будущем, тем явственней переход от «скрытой» к «открытой» утопии, т. е. к намеренному волюнтаризму. Они утверждают, что «всё действительное – утопично, а всё утопичное - действительно», что у человека якобы нет иной альтернативы, кроме выбора между утопией и гибелью. 21

Положительное значение утопии в современную эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдалённое будущее, которое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях и может предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности.22

Первое направление в фильме «Гостья из будущего» проявляется в представлении будущего как Рая. Образ Рая как сада представленного в фильме находит своё отражение в «Утопии» Т. Мора, где утопийцы высоко ценили сады и стремились превратить свою жизнь на острове в жизнь, подобную на небесах. Но к идеалу можно только стремиться, а достичь его не возможно. Об этом также свидетельствуют сверх способности Алисы Селезнёвой. В 13 лет эта девочка будущего, так же как и утопийцы «неутомимы в своих умственных интересах»23, знает 8 языков, прыгает на 6,20 метров в длину, быстро бегает и преодолевает любые препятствия в высоту, утверждая при этом, что она не очень способная.

Второе направление отражено в совершенном состоянии биологической системы. В рассматриваемом нами фильме жизнедеятельность людей будущего не имеет никаких отрицательных последствий. То есть флора и фауна – идеальны (хотя уже к 1984 году экологические проблемы были переведены в разряд глобальных). Аналогично, как и в «Утопии» Т. Мора прослеживается совершенство природы, которую люди пытались сохранить в первозданном виде.

Во всемирно-историческом смысле его книга – предвозвестие классовой борьбы пролетариата. Томас Мор в родстве с ним: на гербе его Утопии, как и на гербе первого в мире социалистического государства, - символы плодотворного труда: серп, молот и колосья. При чтении «Утопии» возникает ощущение того, что идеальное общество есть законченное совершенство и все жизненные трудности разрешены здесь навсегда. Это нетрудно почувствовать.24



Таким образом, проанализировав и сопоставив произведение Т. Мора и фильм «Гостья из будущего» П. Арсёнова можно сделать вывод, что любые попытки воплотить утопию, превращаются в насилие над социальной действительностью и приводят к худшему, чем прежде, состоянию общества; прокладывая путь к тоталитаризму.25 То есть усилия, направленные на установление и укоренение социалистических идей, привели к полному их краху и возвращению России на капиталистический путь развития.

Литература.


  1. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.: ил.

  2. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 с 56 слов. – СПб.: «Дуэт», 1994. – 752 с.

  3. Токарев С. А. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: “Советская Энциклопедия”, 1987.- т. 1. А-К. – 671с. с илл.

  4. Толстой Н. Н. Славянские древности. Этнолингвистический словарь.-М.: “Междунар. отнош.”,1995. – т. 1.А-Г.

  5. Толстой Н. Н. Славянские древности. Этнолингвистический словарь.-М.: “Междунар. отнош.”,1999. – т. 2.Д-К.

  6. Утопический роман XVI – XVII веков. Под ред. Е. Осеневой. Изд-во «Художественная литература». М. – 1971 г. – 493 с.

  7. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001 – 719 с.

  8. Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для ВУЗов. В 3 ч. – ч. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.



1 Хрестоматия по истории философии. Ч.1. – 99 с.

2 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 5 с.

3 Там же. – 5 с.


44 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 13 с.

5 Современный словарь иностранных слов. – 701 с.

6 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 6 с.

7 Хрестоматия по истории философии. Ч.1. – 99 с.

8 Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 590 с.

9 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 93 с.


10 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 87 с.

11 Славянские древности. Этнолингвистический словарь Т.1. – 151 с.

12 Славянские древности. Этнолингвистический словарь Т.2. – 647 с.

13 Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – 182 с.

14 Славянские древности. Этнолингвистический словарь Т.2. – 648 с.

15 Славянские древности. Этнолингвистический словарь Т.2. – 153 с.

16 Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 591 с.

17 Славянские древности. Этнолингвистический словарь Т.1. – 202 с.

18 Хрестоматия по истории философии. Ч.1. – 104 с.


19 Мифы народов мира. Энциклопедия Т.2. –724 с.

20 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 81 с.

21 Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 591 с.

22 Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 592 с.

23 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 108 с.

24 Утопический роман XVI – XVII веков/Под ред. Е. Осеневой. – 15 с.

25 Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 591 с.





Сатира — самое острое оружие, когда под рукой нет другого. Данил Рудый
ещё >>