Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение новых технологий в образовании - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Computer Using Educators Inc., Usa материалы XVI международной конференции... 32 4869.11kb.
Материалы i-ой Международной научно-практической конференции 8 1632.8kb.
А. Г. Суковатый «Применение информационно-коммуникационных технологий... 6 735.46kb.
Сборник трудов V международной конференции «Исследование, разработка... 1 27.22kb.
Прогнозирование новых технологий 1 44.85kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина м в «Применение информационно-коммуникационных... 9 823.96kb.
Сентября 2013 года The priorities of the world science 6 1377.46kb.
Otkritieinfo ru Наука XXI 9 1475.47kb.
Научно-издательский центр «Открытие» otkritieinfo ru Современное... 6 1181.96kb.
Наука XXI века: новый подход 7 1575.21kb.
Музеология – музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания... 1 84.22kb.
Дональд Эрвин Кнут 1 17.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение - страница №1/55

Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Московской области
Автономная некоммерческая организация

«Информационные технологии в образовании»
Центр новых педагогических технологий
Московский областной общественный фонд новых технологий

в образовании «Байтик»
Computer Using Educators Inc., USA
Материалы

XXI Международной конференции
Применение

новых технологий

в образовании
28 – 29 июня 2010 г.
Троицк

Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик». В материалах сборника традиционной конференции в Троицке Московской области рассмотрены проблемы, касающиеся разработки программного обеспечения для образовательных целей, учебной информатики, дистанционного обучения, работы в сети Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям и специалистам, использующим информационные технологии в детских дошкольных учреждениях, средней, средней специальной и высшей школах.




Научно-методическое издание

Материалы

XXI Международной конференции

«Применение новых технологий в образовании»


28 –29 июня 2010г.
Троицк
Редакционная группа:

Алексеев М.Ю., Алексеева О.С., Золотова С.И.,

Киревнина Е.И., Кузькина Т.П., Митрофанова Н.П..
Эскиз эмблемы на обложке:

Лотов В.К.


Сдано в набор чч.чч.чч. Подписано к печати чч.чч.чч. Формат 60х84/16. Гарнитура “Таймс”. Печать офсетная. Тираж ччч экз. ч от xx.xx.xxx. Заказ № xxxx


ЦНПТ, МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 142190, Московская обл., г. Троицк, Сиреневый б-р., 11.
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии издательства «Тровант», 142190, Московская обл. Троицк, чччч.
ISBN

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
Антонова Л.Н. Председатель оргкомитета, Министр образования Правительства Московской области

Сиднев В.В. Глава г. Троицка

Письменный В.Д. чл.-кор РАН, председатель Совета Научного Центра в г. Троицке

Чайковский В.Г. первый зам. Министра образования Московской области

Роберт И.В. директор института информатизации образования РАО

Ваграменко Я.А. Президент Академии информатизации, директор научно- образовательного центра «Институт информатизации образования» МГПУ им. М.А.Шолохова

Черный В.Г. зам. нач. управления Министерства образования Московской области

Кузькина Т.П. исполнительный директор Фонда «Байтик»

Мирзоянц С.Г. исполнительный директор АНО «ИТО»

Михайлова Е.А. начальник Управления образования администрации г.Троицка

Золотова С.И. директор ГОУ ДО (ПК) ЦПКСМО "Центр новых

педагогических технологий"

Киревнина Е.И. заместитель директора Фонда «Байтик»

Чебан Л.И. зав. центром информационных технологий Киевского Дворца детей и юношества, Украина

Марк Котляр региональный менеджер компании MIMIO, Newell Rubbermaid Company, USA

МакГоверн Шарлота вице-президент GTP/SIG of CUE, Inc., Калифорния, USA



ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ
Алексеев М.Ю. Председатель комитета, зав.отделом ГОУ ДО (ПК) ЦПКСМО "Центр новых педагогических технологий"

Солнцева Л.П. зав. отделом развития информационных технологий Министерства образования Московской области

Босова Л.Л. зам.директора Института информатизации образования РАО

Христочевский С.А. заведующий лабораторией «Проблемы информатизации образования» Института Проблем Информатики РАН

Кучер Н.П. директор МОУ «Лицей г.Троицка»

Сергиенко Д.И. директор «ИНТ-ТЕХНО»




РАБОЧАЯ ГРУППА
Алексеева О.С. ЦНПТ

Галкина В.В. Фонд «Байтик»

Грушевая Г.Н. Фонд «Байтик»

Денисова Е.А. Фонд «Байтик»

Зачесова Т.П. Фонд «Байтик»

Кукуджанова О.В. Фонд «Байтик»

Лущиков В.И. Фонд «Байтик»

Малявская Н.И. Фонд «Байтик»

Минеева И.Н. ЦНПТ

Грабовская Ю.В. ЦНПТ

Моисеева И.Н. Детская школа искусств

им. М.И.Глинки г.Троицка

Митрофанова Н.П. ЦНПТ

Новикова Е.В. ЦНПТ

Новикова Т.С. Фонд «Байтик»

Растягаева А.П. Фонд «Байтик»

Рязанов К.П. Фонд «Байтик»

Тимакова О.Г. Фонд «Байтик»

Шумкова Е.М. Фонд «Байтик»

Юхманков Ю.Д. ЦНПТ




Спонсоры конференции
Администрация г.Троицка
Фонд «Байтик»
Издательство «ТРОВАНТ»
ОАО «Троицк - Телеком»
Компания «1C»
ЗАО «Троицкая строительная компания»
MIMIO, Newell Rubbermaid Company, USA

Секция 1



Теория и методика обучения информатике

Философско-методологические, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации отечественного образования

Роберт Ирэна Веньяминовна,

директор Учреждения Российской академии образования "Институт информатизации образования", академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (rena_robert@mail.ru)

Институт информатизации образования, г. Москва

Аннотация

В статье раскрываются философско-методологические, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования как новой области педагогической науки, которая обеспечивает сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Информатизация образования, во-первых, интегрирует научно-практические результаты таких наук как философия, психология, социология, медицина, технические науки и, во вторых, инициирует в этих традиционных науках создание и развитие новых областей знания.



Ключевые слова:

Информатизация образования - Informatization of education

Информационные и коммуникационные технологии - Information end communication technology

Информационная деятельность - Information activity

Информационное взаимодействие - Information preparation

Информационно-коммуникационная предметная среда - Information- communication subject environment

Технология Мультимедиа - Multimedia technology

Технология телекоммуникации - Telecommunication technology


Информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения, и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях между собой и образующие определенную целостность, обеспечивающую сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Становление и развитие процесса информатизации образования связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, к которым можно отнести: социальную, психолого-педагогическую, технико-технологическую, в связи с чем необходимо прогнозировать философские, социальные, эмоционально-психологические последствия использования ИКТ.

В этой связи теоретико-методологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования, как новой области научного знания, рассмотрим в аспекте философско-методологических, социально-психологических, педагогико-технологических оснований развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях (см. таблицу).
Таблица

1. Философско-методологические

2. Социально-психологические

3. Педагогико- технологические

1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий.

1.2. Трансформация

содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство».

1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.



2.1. Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление.

2.2. Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации.



3.1. Изменение структуры учебного/образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым/обучающимся.

3.2. Изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

3.3. Изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.

3.4. Динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании.


Остановимся на рассмотрении каждой из выявленных предпосылок, адекватно которым представим теоретические основания развития информатизации образования как области педагогической науки и практики, которая интенсивно совершенствуется в современных условиях информационного общества периода массовой глобальной коммуникации.


1. Философско-методологические основания развития информатизации образования

1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий основывается на выявленных специфические свойства информации. Перечислим их.

1) Информация не расходуется при ее использовании. Это свойство обуславливает возможность неограниченного тиражирования информации. То есть информация может быть передана от А к В без уменьшения ее количества, то есть объема, находящегося в распоряжении А, а также без потери ее качества, без изменения ее содержания, без нарушения ее структуры и т.д. Это свойство обуславливает возможность многократной передачи неизмененной информации через определенные каналы передачи/циркулирования информации.

2) Возможность сбора, обработки, преобразования, передачи, накопления информации и, на этой основе, создания информационного продукта в процессе информационного взаимодействия между разработчиками без непосредственного контакта между ними (в условиях функционирования локальных и/или глобальной информационных сетей) позволяет реализовать интеллектуальный потенциал больших объемов информации (например, сосредоточенных в информационных банках/хранилищах). Это свойство информации используется распределенными коллективами разработчиков в процессе их профессиональной деятельности в компьютерных сетях для продуцирования информации/знания или для проведения научных исследований без непосредственного контакта между соисполнителями при их информационном взаимодействии.

3) Многообразие средств описания материальных и нематериальных (абстрактных, воображаемых) форм, объектов, процессов, явлений, сюжетов в смысловых, формализованных и технологических реализациях. Это проявляется в том, что информация существует в бесчисленном множестве описаний всего того, что присуще миру, так как в мире не существует ничего, что бы было невозможно описать с помощью информации, отражающей как существенные, так и несущественные признаки описываемого объекта, процесса, явления, сюжета.

Таким образом, современные исследования следует направить на философское обобщение понятия «информация», так как в настоящее время оно меняет свой статус, переходя с локального уровня интерпретации отдельными научными/предметными областями на уровень философской категории, рядоположенной основным философским категориям «материя», «пространство», «время».

1.2. Трансформация содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство» выражается в том, что в современной научно-педагогической литературе словосочетание «образовательное пространство» приобретает новые характерные черты, присущие философской категории «пространство». Перечислим эти характерные черты в контексте терминологии педагогической науки.

1) Позиционирование элемента (субъекта, объекта, процесса) на основе установленного набора параметров, описывающих конкретный элемент, принадлежащий пространству.

Позицией субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) можно считать его служебный статус, описываемый должностными характеристиками, учитывающими, в том числе, знания и умения в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, набором параметров, описывающих позицию конкретного элемента, принадлежащего образовательному пространству, можно считать набор программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, необходимых для функционирования технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.

2) Наличие системы параметров, описывающих позицию элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству.



Системой параметров, описывающих позицию субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать совокупность программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, принадлежащих образовательному пространству, взаимосвязанных между собой, влияющих на функционирование каждого из них, и имеющих формальное описание в рамках определенного концепта технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.

3) Наличие аксиоматики, описывающей «поведение» элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству. Аксиоматикой, описывающей «поведение» субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать исходные положения (перманентно-стабильные), на основе которых разрабатываются служебные (или квалификационные) характеристики сотрудника образовательного учреждения в области его служебного, научно-образовательного, административного статуса. Кроме того, условия и основания применения им научно-педагогической, учебно-методической литературы, программно-методического обеспечения, обязательного для его профессиональной деятельности и определяющее легитимность его служебного статуса.



4) Возможность изменения позиции элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству, с последующим его описанием в той же системе параметров.

Несмотря на то, что профессиональная деятельность субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) позиционируется и описывается, адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (квалификационным характеристикам) и заданному изначально научно-педагогическому, учебно-методическому, программно-методическому обеспечению его профессиональной деятельности, его «поведение» может изменяться в зависимости от выдвижения новых целей и задача, поставленных перед данным сотрудником, по определенным «n» направлениям. Причин для этого достаточно много в современном интенсивно изменяющемся социуме: инновационные программы обучения, появление новых технологий, активно внедряющихся в образование и т. пр.

Таким образом, в данном контексте, в современных научно-педагогических исследованиях делаются попытки переосмыслить представления о пространстве в психолого-педагогическом понимании данного термина. Так, понятие «пространство» в психолого-педагогическом контексте представляется посредством описания (словесного, формализованного) субъекта, объекта, процесса по совокупности определенных параметров, которые равнозначны по концепту и могут изменяться «n» направлениям.

Приведем в качестве примера достаточно часто применяемое словосочетание «образовательное пространство школы (вуза)». В вышеозначенном понимании у любого сотрудника (субъект образовательного пространства) образовательного учреждения на его рабочем месте, оснащенном современными средствами ИКТ с выходом в информационную сеть (локальную, глобальную), имеются равные возможности по определенным параметрам, равнозначным по концепту технико-технологического обеспечения (аппаратно-программное оснащение, доступ к информационному ресурсу, возможность осуществления информационного взаимодействия с другими пользователями, с интерактивным источником информации и т. пр.) и информационно-методического обеспечения (научно-педагогические и учебно-методические материалы, электронные учебные средства, прикладное программное обеспечение, инструментальные средства разработки приложений и т. пр.). При этом профессиональная деятельность сотрудника образовательного учреждения позиционируется и описывается адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (или квалификационным характеристикам). Вместе с тем, деятельность (поведение) субъекта образовательного пространства может изменяться, адекватно целям и задачам, поставленным перед данным сотрудником образовательного учреждения, по определенным «n» направлениям.

Таким образом, современные исследования необходимо направить на переосмысление представлений об образовательном пространстве (в психолого-педагогическом понимании данного словосочетания) на основе реализации системного подхода, с привлечением теории управления и определенных научно-практических достижений философских, социальных и технических наук.

1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.

Наличие традиционной реальной коммуникации между людьми, в том числе и культурной, является основной отличительной чертой человека разумного. Вместе с тем, «виртуализация» отношений между людьми третьего тысячелетия, проявляющаяся, прежде всего, в сетевом информационном взаимодействии во время работы, обучения, отдыха, позволяет выделить позитив отношений между участниками информационного сетевого взаимодействия:



  • простота и комфортность осуществления коммуникации с виртуальным партнером, превалирование аудиовизуального представления информации;

  • анонимность информационного взаимодействия, возможность высказывать любые, даже самые сокровенные соображения, мысли, и, как следствие, игнорирование имеющихся психологических барьеров;

  • возможность найти заинтересованных партнеров, диапазон поиска которых расширился до границ Всемирной информационной сетью Интернет.

Помимо этого, при создании информационного продукта территориально распределенными разработчиками следует констатировать позитив в профессиональном и коммерческом плане при замещении реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных сетях (локальных, глобальной). Это является основой возникновения научных и производственных сетевых распределенных коллективов, в том числе исследовательских, интегрирующих информацию, данные, знания многих отдельных специалистов и научных сообществ. Осуществление подобного рода глобальных распределенных исследований позволяет в кратчайшие сроки решать серьезные научные и технологические задачи мирового уровня и значения, осуществлять аналитику на базе огромного объема информационного ресурса, поступающего из многих источников, в том числе от распределенных исследовательских и производственных коллективов.

Это приводит к заинтересованности специалистов сферы образования в разработке философско-педагогических моделей замещения реальной коммуникации, осуществляемой в процессе учебной и профессиональной деятельности, на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях.

Однако, замещение реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях, сопряжено с рядом возможных негативных последствий для пользователя. Так, с точки зрения медиков, физиологов, психологов и педагогов опасны возможные негативные для физического и психического здоровья последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием, связанным с использованием недопустимого объема информации, представленной на экране, ее аудиовизуального качества, не соответствующего физиолого-гигиеническим нормам и индивидуальным возможностям и возрастным особенностям обучаемого; с необеспеченностью позитивным психологическим климатом информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуальных экранных миров; с несоответствием принятым морально-этическим нормам, в том числе лексическим. Опасны также включения ситуаций, инициирующих «уход от реальности», «погружение» в яркий эмоциональный виртуальный мир, инициирующий «виртуализацию понятий» (например, пола, возраста); ориентация не на позитивные общечеловеческие нормы и ценности, не на конструктивные модели поведения в современном социуме, а на достижение поставленной цели любыми средствами и пр.

В этой связи целесообразна разработка теории и практики предотвращения возможных негативных для физического и психического здоровья последствий психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием.


2. Социально-психологические основания развития информатизации образования

2.1. Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление.

Современные средства ИКТ позволяют пользователю увидеть виртуальный – трехмерный и интерактивный мир более многогранным и многоаспектным, возможности которого позволяют реализовать (на базе технологий Мультимедиа, Гипермедиа, Телекоммуникации, Геоинформационные и, в перспективе, «Виртуальная реальность»):



  • обеспечение аудиовизуального (в перспективе сенсорного) контакта обучающегося с объектами изучаемой предметной области (диалог с партнером/оппонентом, обратная связь; моделирование учебной ситуации, изучаемого объекта, процесса; управление изучаемыми объектами, процессами; сбор, обработка, передача, использование учебной информации);

  • предоставление свободы поиска аудиовизуальной информации, включающей обширные «библиотеки опыта», «библиотеки фантазий», «библиотеки методических решений», обеспечивающее многоаспектность (с научно-методической точки зрения) изучения или исследования явления, исторической ситуации, учебного сюжета;

  • возможность рассмотрения учебной информации в разных аспектах ее реализации, с различных точек зрения, на основе различных концептуальных подходов, в различных режимах учебной деятельности, на основе которых обучающийся строит свои предположения, создает гипотезы, делает выводы;

  • предоставление инструмента исследования абстрактных образов и понятий, инструмента моделирования изучаемых объектов, явлений, как реальной окружающей действительности, так и тех, которые в реальности невоспроизводимы, инструмента имитации реальности (эффект «непосредственного участия» пользователя в процессах, происходящих на экране, и влияния на их развитие и функционирование), инструмента проектирования предметного мира, адекватно определенному содержательно-методическому подходу.

Реализация вышеописанных возможностей виртуального мира осуществима через «встраивание» методик/технологий обучения, ориентированных на определенные цели педагогического воздействия лонгирующего характера, достаточно широкого диапазона. Перечислим основные из них:

  • осуществление взаимодействия с объектами или участие в процессах, находящих свое отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна, но целесообразна с учебно-методической точки зрения;

  • осуществление управления различными виртуальными объектами, и влияния на развитие сюжетов, процессов, представленных на экране;

  • формирование и развитие эстетических вкусов, оценок, эстетического мировосприятия за счёт визуализации объектов искусства в различных аспектах, а также умений и навыков художественной деятельности по созданию виртуального произведения искусства;

  • формирование умений создавать экранные пространственные конструкции, адекватно мысленной абстрактной интерпретации их индивидом, визуализировать их динамические преобразования;

  • развитие пространственного видения трёхмерных объектов по их двухмерному представлению, умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению;

  • формирование умений конструировать модели исследуемых и (или) изучаемых объектов, процессов (как реальных, так и виртуальных), создавать мысленные пространственные абстрактные конструкции, включающие созданные модели.

Реализация этих целей расширяет учебную мотивацию, что позволяет активизировать учебную деятельность, создает предпосылки совершенствования образовательного процесса, развития наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого, теоретического типов мышления.

Помимо этого, реализация выделенных выше возможностей виртуального мира позволяет индивиду осуществлять самоидентификацию с виртуальным объектом. Например, самоидентификацию с курсором на экране, который перемещается в виртуальном трехмерном пространстве «комнаты» или с фигуркой человечка, наделенного возможностью двигаться по экрану, вступать во взаимодействие с другими объектами виртуального мира (например, «перемещать» их задавать траекторию движения и т.пр.). Наиболее ярко проявляется самоидентификация с виртуальным объектом, когда в качестве объекта выступает персонаж компьютерной игры, с которым пользователь вступает в достаточно сложные отношения соперничества, борьбы, или соревнования. При этом возможно изменение ролей, смена партнеров игры, что инициирует у пользователя состояние непостоянства образа, в который он «входит»/»вживается».

Самоидентификация индивида с виртуальным объектом всегда основана на информационном взаимодействии с другими виртуальными партнерами, «населяющими» виртуальный мир. Ими могут быть как виртуальные объекты (например, модель учебного объекта в обучающей программе или экранный партнер по компьютерной игре), так и реальные люди (партнеры по компьютерной игре, по Интернет-чатам, форумам, конференциям), вступающие в аудиовизуальный контакт и самоидентифицирующие себя с каким им угодно виртуальным объектом или образом в меру своей фантазии.

Остановимся на раскрытии сущности дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, реализация которых определяет позитивный педагогический аспект осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия:



  • незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

  • компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе - наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации закономерности изучаемого или исследуемой процесса;

  • компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и виртуально - представление на экране математической, информационно-описательной, визуальной (наглядной) модели адекватно оригиналу;

  • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию информации, архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к ней;

  • автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так виртуального), его экранного представления с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Таким образом, главными задачами психолого-педагогических исследований по поиску позитивных решений проблем самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире является выявление условий реализации дидактических возможностей ИКТ в процессе осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как важных для индивида видов жизнедеятельности в современном социуме.

2.2. Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации.

Под информационной деятельностью будем понимать деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отображению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и скоростная передача любых объемов информации, представленной в различной форме, при реализации дидактических возможностей ИКТ.

Информационная деятельность, в основном, связана с осуществлением информационного взаимодействия, реализованного с использованием средств ИКТ, которое будем рассматривать как процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация) при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней), при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации.

При этом информационное взаимодействие может осуществляться как между индивидами (каждый для каждого – виртуальный партнер), так и между индивидом и интерактивным источником информации/знания, который можно рассматривать в качестве виртуального партнера. При этом рассматривается два варианта осуществления информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие:



  • между индивидом и интерактивным источником информации/знания, когда индивид имеет виртуального (ых) партнера (ов) по информационному взаимодействию;

  • между реальными индивидами, когда каждый индивид для каждого другого индивида – виртуальный партнер.

В этом случае необходима разработка научно-педагогических подходов к инициации развития таких качеств личности, как самовыражение (в позитивных аспектах) и самоактуализация, которые, несомненно, требуют от индивида определенных эмоционально-волевых усилий.

следующая страница >>



Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди
ещё >>