Цивилизация Древней Греции - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цивилизация Древней Греции 1 158.54kb.
Внеклассное мероприятие по истории «Знатоки Древней Греции» 1 90.42kb.
Вазопись Древней Греции 1 52.3kb.
Школьный этап. 8 Класс. Богиней правосудия в Древней Греции являлась 1 67.33kb.
Минойская цивилизация 1 173.73kb.
Урок по Древней Греции Цель урока: систематизировать знания учащихся... 1 66kb.
Литература по данной теме делится на три группы. К первой группе... 1 243.35kb.
Прогнозно-аналитический центр 24 3306.42kb.
Урок по истории Древнего мира 6 класс: Тема урока: Путешествие по... 1 63.65kb.
Часть III (продолжение) Религиозные и идеологические системы 2 43 6291.26kb.
"Мифология Древней Греции и Древнего Рима" 1 16.12kb.
Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 1 25.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цивилизация Древней Греции - страница №1/1


Цивилизация Древней Греции. Контрольная работа – 2005г. Источник: http://www.infobalt.narod.ru/

Этот текст колонтитулов легко может быть удалён

Оглавление.

Введение. 3

1. У истоков Древнегреческой цивилизации. 3

2. Рождение Древнегреческой цивилизации. 9

3. Центры Древнегреческой цивилизации: торжество и кризис. 13

4. Цивилизация эпохи эллинизма. 16

Вывод. 18

Литература. 19

1.Всемирная история / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М., 1997 19

2.История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982. Т. 1-3. 19

3.История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996 19

4.Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964 19

5.Буданова В.П./История мировых цивилизаций: Учебник/ Буданова В.П.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://humanities.edu.ru/  20.02.2006 11:39  19




Введение.


Древнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моря на двух материках (Европа и Азия) и множестве островов. Она включала Южней Балканы, острова, Крит и прибрежные районы Малой Азии. Жизнь населения этого региона тесно связана с морем, которое способствовало развитию мореплавания, колонизации, торговли, открывало возможности знакомства с цивилизациями Востока. Море сформировало определенный характер и психологические особенности древних греков смелость, решительность, оптимизм и вера в собственные способности.

Создатели Древнегреческой цивилизации называли себя эллинами, а римляне дали им название греки. Относятся греки к средиземноморской расе, а их язык к индоевропейской языковой семье. Многочисленные племена не имели общего языка, однако, общаясь, понимали друг друга. При этом выделились три диалекта: ионийский, дорийский, эолийский. Общий язык койне сложился лишь в эпоху эллинизма.

История Древнегреческой цивилизации делится на следующие периоды:


  • гомеровский период (темные века) XI-IX вв. до н.э.;

  • архаическая Греция (период Великой греческой колонизации) VIII-VI вв. до н.э.;

  • классическая Греция V-VI вв. до н.э.;

  • эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.



1. У истоков Древнегреческой цивилизации.


Такое уникальное историческое явление, как Древнегреческая цивилизация, не возникло с первой же попытки. Появлению столь совершенной социальной организации и форм культуры предшествовал длительный период поисков. Рождение греческого чуда - цивилизации древних греков приближали последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий кикладская и троянская культуры, а также минойская и микенская цивилизации.

В III тыс. до н.э. на северо-западном побережье Малой Азии у входа в Геллеспонт возник значительный центр протогородской культуры Троя (Гиссарлык). Расцвет троянской культуры ознаменовался постройкой цитаделей с домом правителя (мегароном). Троянское искусство достигло высокого художественного уровня. Среди изделий троянских мастеров есть настоящие шедевры боевые топоры из нефрита и лазурита, ритуальные сосуды из золота, диадемы, ожерелья и другие украшения из драгоценных металлов. Однако за свою более чем полуторатысячелетнюю историю Троя не обрела своей ясно выраженной культурной индивидуальности, не создала своей письменности и в конечном итоге не смогла превратиться в настоящую цивилизацию. Троянская культура погибла либо от землетрясения, либо от набегов ахейских пиратов.

В III тыс. до н.э. на островах Кикладского архипелага возникла удивительная и своеобразная культура, получившая название кикладская. Несмотря на исключительное богатство островов естественными залежами строительного камня (известняка, мрамора), кикладцы не создавали больших архитектурных сооружений. Они жили в убогих домах, небольшими поселениями, располагавшимися на вершинах укрепленных самой природой обрывистых холмов. Кикладцы преуспели в кораблестроении и мореплавании, а средства к существованию добывали с помощью рыбной ловли, межплеменного обмена и пиратства. Развитие мореплавания и морской торговли стимулировало развитие ремесла (металлургия, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, кости, ткачество, гончарные промыслы). Кикладские металлурги одними из первых освоили технику выплавки и обработки бронзы. Бронзовые кинжалы, наконечники копий, различные инструменты не уступают лучшим восточным образцам. Строгое изящество отличает кикладскую керамику с орнаментом бегущей спирали. Особой технической изощренности и художественного совершенства кикладские мастера достигли в изделиях из камня. Из зеленоватого и черного стеатита, голубоватого мрамора изготовлялись лопатки, ступки и пестики для растирания красок, коробочки для косметики, кубки на высоких ножках, вазы. Вершина искусства кикладских камнерезов знаменитые мраморные идолы, ставшие символом кикладской культуры. Кикладские мастера производят впечатление аристократов духа, утонченных эстетов, предшественников великих греческих скульпторов, предвосхитивших гармоническую ясность и уравновешенность их творений. Кикладская культура относится к числу несостоявшихся цивилизаций. Ее конец был внезапным и загадочным. Между 2300-2200 гг. до н.э. происходит резкий демографический спад, возможно, в результате эпидемии, и кикладская культура умерла своей естественной смертью.

На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит началось становление первой великой европейской цивилизации. Английский археолог Артур Эванс, обнаруживший эту цивилизацию, дал ей название минойской по имени мифического критского царя Миноса могущественного владыки Крита. Находящийся на окраине Эгейского бассейна, Крит оптимально удален от опасных очагов агрессии, имел достаточно большую территорию и богатые природные ресурсы. Он был одним из самых оживленных перекрестков Средиземноморья, идеально приспособленным для торговых и иных контактов с цивилизациями Востока. Минойцев можно считать первыми европейцами, которые прорубили окно в большой мир цивилизации Востока. Они изобрели парусное судно и осуществляли плавания к берегам Кипра, Сирии и Египта. У народов Востока обитатели Крита заимствовали многое, но не просто копируя, а творчески перерабатывая и переосмысливая, как, например, строительство дворцов. Дворцы на Крите, как и дворцовые комплексы Передней Азии, совмещали в едином комплексе функции святилища, административного центра, общегосударственной житницы, торгово-ремесленного центра. Каждый дворец был центром широко разветвленной хозяйственной системы.

Дворцовая цивилизация Крита охватывает примерно 600 лет (2000-1500 гг. до н.э.) Об эпохе старых дворцов практически ничего не известно. Вероятно, к этому времени на Крите уже существовала развитая земледельческая культура, были освоены земли, пригодные для сельскохозяйственных работ. Население острова занималось также скотоводством, ремеслом. На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите появились первые раннегосударственные образования с центрами-дворцами. Вероятно, в 1700 г. до н.э. они были разрушены в результате землетрясения, и для минойской культуры вскоре началась эпоха новых дворцов, время блестящего, хотя и кратковременного ее расцвета (1700-1500 гг. до н.э.). До наших дней дошли остатки дворцов Кносса, Феста, Маллии, Като-Закро с их широкими лестницами, просторными мощеными дворами, парадными апартаментами, обширными кладовыми, ремесленными мастерскими, водопроводом, канализацией. Дворцы Крита со всех сторон были облеплены домами горожан. Под их началом различные социальные группы жили в относительной гармонии.

В начале периода новых дворцов Крит был объединен под властью царей Кносса, представляя собой довольно большое централизованное государство, которое начало широкую территориальную экспансию (период минойской талассократии). Согласно греческим легендам, царь Кносса Минос начал объединительный процесс, построил флот, уничтожил пиратство и установил свое господство в Эгейском море. Поэтому Критскую цивилизацию и называют минойской. Критское общество имело теократическую форму правления, когда в руках правителя объединялись функции царя и верховного жреца. Институт священной царской власти был тесно связан с дворцом-храмом. Минойцы знали письменность, в форме линейного слогового письма А, которое до сих пор не расшифровано.

Цивилизация минойского Крита отличалась чрезвычайным динамизмом и развивалась в необыкновенно быстром темпе. По мироощущению минойцы близки древним грекам. Они обладали удивительной способностью радоваться жизни и воспринимать красоту окружающего мира. Болезненно переживая его несовершенство, минойцы, как и греки, стремились внести в него гармонию и порядок, постоянно преобразовывали его, если не в действительности, то хотя бы в своем воображении. Судя по изображениям на фресках, крестьянский труд, война, охота не занимали важное место в системе ценностей минойцев. Они отошли от прагматичного взгляда на жизнь, сделав установку на досуг и наслаждения, которыми прикрывали свой страх перед окружающим миром. Отсюда обычай человеческих жертвоприношений и ритуального каннибаллизма.

Минойская цивилизация исчезла так же стремительно, как и появилась. Около 1450 г. до н.э. большинство поселений и дворцов на Крите погибло в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем (120 км) острове Фера (совр. Сантино). Воспользовавшись этим, на Крит вторглись греки-ахейцы и остров был отброшен назад. Превратившись в глухую и отсталую провинцию.

На смену минойской культуре приходит ахейская, расцвет которой относится к XV-XII вв. до н.э. Сформировалась она в Пелопоннесе (Арголида), постепенно распространяясь в Среднюю и частично Северную Грецию, на Киклады, Родос, Крит. Ахейскую культуру открыл на месте древнего города Микены (отсюда ее другое название микенская) Генрих Шлиман, проводя раскопки в поисках легендарной Трои. Позже в Тиринфе, Пилосе (Южная Греция), Афинах, Фивах и других центрах были открыты дворцы, напоминающие мегалитические постройки Передней Азии. Ахейские дворцы представляли собой укрепленные цитадели, имеющие симметричную планировку. Они являлись центрами небольших поселений, располагавшихся на неприступных горных возвышенностях и, в отличие от неукрепленных критских дворцов, выполняли задачи обороны и защиты своей округи. Все помещения во дворцах имели четкое назначение. Здесь хранили оружие, устраивали праздники, совершали религиозные обряды и церемонии, содержали общегосударственную житницу, размещали чиновников. Дворцовое хозяйство ахейцев включало переработку сельскохозяйственных продуктов, прядение, ткачество, металлообработку, велась активная торговля, как внутренняя, так и международная. Ахейские государства существовали автономно, но в некоторых случаях они объединялись, как, например, для похода на Трою. Описание этой войны мы находим на страницах гомеровских поэм Илиада и Одиссея. У ахейцев была своя письменность, основные элементы которой они заимствовали у минойцев. Ею пользовались вплоть до вторжения дорийцев. На глиняных табличках, найденных в Микенах и Пилосе, обнаружен тип письма, получивший название линейное письмо Б. В 1952 г. его удалось расшифровать молодому английскому архитектору Майклу Вентрису.

В XII в. до н.э. процесс цивилизационного развития греков-ахейцев был прерван вторжением более примитивных северных племен, в том числе дорийцев, которые к этому времени уже обладали железным оружием. Города Микены, Тиринф, Пилос и другие были разрушены и сожжены, ремесло и торговля пришли в упадок, резко сократилась численность населения. Агония ахейской цивилизации длилась около ста лет. Ахейские государства исчезли, слоговую письменность забыли. Часть населения была уничтожена, другая же частично спаслась в Аттике, но в основном бежала в Малую Азию и на острова Эгейского моря.

В XI-IX вв. до н.э. греки оказались в зоне достаточно продолжительного упадка и застоя, регрессивной щели между микенской цивилизацией и рождением цивилизации классической. Это время называют темными веками, гомеровским периодом и предполисным периодом. В своем развитии Греция оказалась отброшенной на рубеж III-II тыс. до н.э. и переживала упадок земледелия и ремесла. Темные века не дали памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства. Но в это время греки освоили железо, в обществе произошло имущественное расслоение. А власть царей стала наследственной. Рождался новый тип организации общества греческий полис.

2. Рождение Древнегреческой цивилизации.


Вторая попытка греков в создании цивилизации имеет началом так называемую архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). Это связано с развитием технологической базы и экономики в условиях победы производства железа, углублением общественного разделения труда, формированием подлинных городских центров и развитого типа рабовладения (рабство чужеземцев). Возникновение Древнегреческой цивилизации совпадает с началом железного века. Определяющим моментом явился переход к производству стали. Только с массовым введением производства стали можно говорить о победе железного века над бронзовым. Появление стали позволило более успешно обрабатывать земли, заниматься вырубкой лесов, прокладкой оросительных каналов. Оно революционизировало ряд ремесел: кузнечное, оружейное, столярное, кораблестроительное.

Особое значение освоение стали имело для военного дела. Появился стальной меч. Греческие воины-гоплиты, вооруженные мечами и копьями, защищенные щитами, металлическими панцирями и шлемами, представляли собой грозную силу, сопротивляться которой уже не могли не только пленные-рабы с лопатой или мотыгой в руках, но и организованные воинские отряды, не имевшие подобного вооружения. Другое нововведение связано со скифами. Появились двухперые и трехперые бронзовые наконечники стрел. Лук стал использоваться как пехотой, так и появившейся легкой конницей. Пеший стрелок обычно делал до 6-7 выстрелов в минуту и мог стрелять непрерывно до 10 минут. Коннику это было не под силу, но конница была более маневренной. С коня стреляли по-скифски: не через голову коня, а назад по ходу скачки. Кони не нуждались в поводьях, а управлялись с помощью щенкелей. Нововведением в военном деле стало и создание инженерной и осадной техники.

Период становления Древнегреческой цивилизации совпадает с т.н. великой греческой колонизацией. В течение трех столетий греки покидали родину и переселялись в другие страны. В первую очередь это было связано с отсутствием достаточного количества земель для сельского хозяйства, с земельной теснотой и перенаселенностью освоенных ранее территорий. Отток населения снимал социальную напряженность. Весомой причиной переселений были также торговые мотивы и последствия политической борьбы, где проигравшие нередко должны были покинуть родные места, чтобы сохранить себе жизнь. Колонизация развивалась в трех направлениях: западное Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании; северное фракийское побережье Эгейского моря, проливы, соединяющие Средиземное и Черное моря, побережье Черного моря; юго-восточное Северная Африка и Левант.

Колонизация оказало огромное влияние на развитие древнегреческого общества. Она вывела греческий мир из состояния изоляции, в котором тот оказался после крушения Микенской культуры. Греки сумели многому научиться. У финикийцев они взяли алфавитное письмо и усовершенствовали его, введя не только согласные, но и гласные буквы. Из Финикии и Сирии они переняли секрет изготовления стекла из песка, добычи пурпурной краски из морских моллюсков. У египтян и вавилонян научились астрономии и геометрии. У египтян же заимствовали монументальную скульптуру. У мидийцев переняли денежную чеканку. Колонизация сделала греческое общество более мобильным, восприимчивым. Открылся простор для личной инициативы. На первый план выдвинулись мореплавание и морская торговля. Колонии превращаются в центры посреднической торговли. Мощный толчок получило развитие и совершенствование ремесла и сельского хозяйства. Ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства как самостоятельная отрасль производства. Основной результат Великой колонизации переход от натурального хозяйства на стадию товарно-денежного хозяйства. Появляются свои монетные стандарты (оболы, драхмы). Девизом времени становится: Деньги делают человека. Особенности этой эпохи даже породили позже такое ее название как античный капитализм. В ходе Великой колонизации появились новые группы населения судовладельцы. Собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяли не только экономический, но и политический характер полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э.

Ключевое слово, определяющее индивидуальную особенность Древнегреческой цивилизации полис, рабовладельческий полис. Полис это греческая разновидность города-государства, поскольку таковые были и на Ближнем Востоке. Архаический полис это столица карликового государства, в состав которого кроме него входили также деревни. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.), население которых составляло до 200 тыс. человек. Были и мелкие полисы из нескольких сотен человек. В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.

Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью. Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Государство в Греции существовало не над общиной, а вырастало из общины. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина. Для греческого полиса была свойственна автаркия (самодостаточность): экономическую основу жизни полиса обеспечивало сельское хозяйство, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие перед городом-государством.



К началу архаического периода большинством полисов управляла родовая знать, аристократия. С расширением торговли начало усиливаться среднее сословие (торговцы, ремесленники), которое стало добиваться права участия в политической жизни полиса. В полисе возникали беспорядки, для устранения которых греки выбирали правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя называли тираном. Нередко тирания была направлена на ограничение или пресечение притязаний на власть родовой знати и объективно служила развитию внутриполисной демократии, а сам тиран выступал как защитник прав демоса большинства граждан полиса. К началу V в. до н.э. тирании, сыграв свою роль в борьбе с родовой знатью, в большей части полисов сменяются на демократические порядки. В целом же для полиса были характерны 2 типа правления: олигархическое (власть меньшинства) и демократическое (власть большинства). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.

3. Центры Древнегреческой цивилизации: торжество и кризис.


Уже в архаический период сложилось два центра древнегреческой цивилизации Афины и Спарта. История Афин это история становления демократического полиса. Поначалу монополия на власть принадлежала в Афинах родовой знати (евпатридам), которые входили в ареопаг (совет) высший коллегиальный орган власти, политику которого осуществляли три высших должностных лица архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, представителей знатных аристократических родов. Народное собрание теряло свою силу, и свободные граждане полиса постепенно стали превращаться в зависимых от знати, что вело к обострению социальной напряженности в полисе. Попыткой ослабить ее стала письменная запись существующего ранее устного законодательства и введение публичного суда, осуществленное архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Первый греческий свод законов был весьма суров, ибо за все преступления, включая даже самые незначительные, как кража еды, полагалась смертная казнь. Об этих законах греки говорили, что они писаны не чернилами, а кровью. Однако, эти драконовские законы несколько ослабили власть родовой аристократии, отняв у нее, в частности, право на кровную месть и возможность судить членов полиса в своих личных интересах. Но не смотря на это, в начале VI в. Афины были на грани гражданской войны, избежать которой удалось благодаря реформам Солона, обедневшего евпатрида, избранного архонтом, в 594 г. Солон запретил долговое рабство, ранее попавшие в рабство за долги объявлялись свободными, задолженности за землю аннулировались, и была ограничена продажа земель в одни руки. Политические права свободных членов полиса определялись в зависимости от имущественного ценза. Так, бедные могли избирать, но не быть избранными на высшие должности. Возросла роль народного собрания, которое теперь собиралось 40 раз в год. В противовес аристократическому ареопагу был создан Совет из 400 граждан. При Солоне был также введен суд присяжных. Далее в ходе борьбы демократии и аристократии определился целый ряд важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление, которое закрепила Конституция Клисфена. В 509-507 гг. до н.э. архонт Афин Клисфен своей административно-территориальной реформой упразднил старую родоплеменную организацию общества, введя разделение населения на 10 новых территориальных фил, от каждой из которых отбиралось по 50 человек в Совет, созданный еще Солоном. Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и метеков. При нем в Афинах появился политический обычай - остракизм (суд черепков) когда сами граждане с помощью процедуры, схожей с прообразом тайного голосования, определяли угрожает ли кто-нибудь афинской демократии. В середине V в. вследствие реформы афинского стратега Перикла все граждане полиса обрели право избираться на любую должность, кроме должности военачальника.

Иной вариант развития полиса дает Спарта. В историографии Спарту называют военизированным, полицейским государством. Основой, на которой зиждилась община равных (спартиатов) была эксплуатируемая масса населения рабы-илоты. Кроме них на спартанцев работали периэки (живущие вокруг), лично свободные, даже привлекаемые во вспомогательные отряды пехоты, но не имеющие политических прав жители Спарты. Положение жителей Спарты было строго определено. Сами спартиаты полноправные члены полиса, были только воинами и не занимались производительным трудом или торговлей. Ремесло и торговля считались уделом периэков, а сельскохозяйственный труд рабов-илотов. В Спарте не было частной собственности на землю. Вся земля была поделена на 9 тыс. участков (соответственно числу полноправных граждан полиса), каждый из которых вместе с проживающими на нем илотами передавался одному спартиату. Спартой правили два царя-военачальника, соответственно двум царским династиям ахейской и дорийской. Царям принадлежали некоторые жреческие и судебные функции. Большой вес имел совет старейшин (герусия) из 30 человек, куда входили оба царя и 28 выборных геронтов в возрасте не моложе 60 лет. По сути совет старейшин выполнял и законодательные и исполнительные функции. Народное собрание имело право лишь соглашаться или не соглашаться с предложениями совета старейшин. Контроль за деятельностью царей и герусий (и всех спартиатов) осуществляли эфоры, выбираемые ежегодно по одному из каждых пяти спартанских селений. Таким образом, Спарта дает нам пример олигархического правления.

Таким образом, в эпоху классики в течение нескольких столетий (VI-V вв. до н.э. середина IV в. до н.э.) окончательно сложился полис и полисная система ценностей. Полис выступал как высшее благо: существование человека вне его рамок невозможно, человек зависит от благополучия полиса. В полисной идеологии утвердилась идея превосходства земледельческого труда, осуждалось стремление к прибыли, утверждался приоритет традиций. В Древнегреческой цивилизации сложились две формы рабства: рабство классического типа (Афины), когда раб, которого считали говорящим орудием, не имея прав собственности, полностью принадлежал хозяину; и илотия (Спарта), когда рабу выделялась земля, орудия труда, он обладал определенной хозяйственной самостоятельностью, а долю урожая обязан был передавать своим хозяевам.

Однако уже в классический период проявляется кризис Древнегреческой цивилизации. Казалось, бы победа Греции в Греко-персидских войнах (500-449 гг. до н.э.), полная таких героических страниц, как разгром персидской армии при Марафоне (490 г. до н.э.), мужественное сопротивление персам спартанского отряда во главе с царем Леонидом в Фермопильском ущелье (480 г. до н.э.), победа над персидским флотом у острова Саламин (480 г. до н.э.) и окончательный разгром персидской армии год спустя близ Платей и у мыса Микале (Малая Азия) являются свидетельством могущества греков. Однако еще в ходе Греко-персидских войн родилось соперничество между Афинами и Спартой. Весь греческий мир разделился на два непримиримых лагеря: сторонников Афин, возглавлявших Делосский морской союз (478 г. до н.э.), а затем Афинскую морскую державу (250 полисов), и сторонников Спарты, создавшей в противовес Афинам Пелопоннесский союз, в который кроме небольших полисов вошли богатые Коринф и Мегары. В 431 г. между этими союзами началось война, которая длилась 30 лет, и в которую были втянуты практически все греческие полисы. В конечном итоге победа досталась Спарте, но эта война ослабила не только Афины и Спарту, но и всю Грецию. Проиграла не только демократия, но и олигархия, не только побежденные, но и победители.


4. Цивилизация эпохи эллинизма.


Пока Афины и Спарта отстаивали свою свободу в битвах против персов, а потом боролись между собой, на севере Балканского полуострова крепло молодое государство Македония. В 338 г. македонский царь Филипп II в битве при Херонее победил войско греков, чем положил начало покорению Греции. Одни полисы он брал убеждением, другие подкупом, третьи военной силой. Положение греческих полисов усложняла внутренняя борьба между демосом и знатью и внешняя угроза со стороны персов. Побежденные греки поклялись Филиппу в верности и признали его предводителем в борьбе против персов, после чего Филипп создал всегреческий союз полисов. Дело отца продолжил его сын Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.). В результате его военных походов против персидский державы была создана обширная мировая империя, которая включала Грецию, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, часть Индии, простираясь от Дуная до Инда и от Кавказа до Египта. Только внезапная смерть помешала Александру захватить Аравию и Северную Африку. Империя Александра Македонского способствовала распространению греческой культуры, науки, мифологии, политических и экономических традиций на обширные территории, - локальная цивилизация приобрела черты мировой. Однако эта империя была недолговечной и вскоре после смерти Александра распалась на ряд эллинистических государств: Вифиния, Пергам, Каппадокия, Понт, Этолийский союз, Ахейский союз, представлявших собой своеобразное единение восточных деспотий и греческой полисной системы.

Эпоха эллинизма длилась три века. Но за столь короткое время молодые эллинистические государства успели стать проводниками греческой цивилизации на Ближнем Востоке и восточных цивилизаций в Греции. В различных вариантах синтеза с преобладанием как греческих, так и ближневосточных элементов заключалась сила и, одновременно, слабость эллинизма. Разнообразие стимулировало прогрессивные поиски нового. Однако, именно в силу этого, острота развивающихся противоречий оказалась непреодолимой. Причиной гибели эллинистических государств была не только их внутренняя нестабильность и взаимные войны, но и растущие амбиции молодой Древнеримской цивилизации, с III в. до н.э. начавшей наступление на эллинистический мир, завершившееся завоеванием в 30 г. до н.э. последнего эллинистического государства Птолемеевского Египта.


Вывод.


Роль Древнегреческой цивилизации в истории человечества велика, сложна и многопланова. Это был не только мощный цивилизационный прорыв. Древняя Греция выступила своеобразной исторической мастерской, где были созданы многие заготовки, получившие свою дальнейшую обработку и совершенствование в пределах последующих цивилизаций. Демократия и частная собственность, свобода человека т гражданский долг, материализм и идеализм все эти важнейшие составляющие современного цивилизационного развития родились в Древней Греции. Парадокс истории в том, что, опираясь на рабство, Древнегреческая цивилизация впервые дала образец свободного человека и свободной организации человеческой общности.

Именно первому в истории свободному сообществу греков мы обязаны появлением научного мышления как типа миропонимания. Греки создали основы философской науки в ее диалектическом единстве идеалистического и материалистического взгляда на мир. Именно они, осознав значимость прошлого для настоящего и будущего, создали науку историю. Этика и география, психология и тригонометрия, физика и анатомия эти и многие другие науки обязаны древним грекам не только своим рождением, но и своими названиями.



Уникален вклад Древней Греции в мировую культуру и искусство. Древняя Греция дала миру театр, жанры трагедии и комедии. Их лучшие образцы до сих пор не сходят со сцены. Архитектура, скульптура и живопись Древней Греции давно уже вошли в сокровищницу мировой культуры. Но, наверное, самое главное, что дала нам Древнегреческая цивилизация это тот идеал гармонической красоты человека, который при всем многообразии культуры последующих тысячелетий так и остался непревзойденным.

Литература.

  1. Всемирная история / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М., 1997

  2. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982. Т. 1-3.

  3. История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996

  4. Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964

  5. Буданова В.П./История мировых цивилизаций: Учебник/ Буданова В.П.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://humanities.edu.ru/  20.02.2006 11:39 









Сердце очень хрупкая вещь: оно бьется. Цаль Меламед
ещё >>