Что такое краеведение? - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ работы секции "Краеведение" на XVI нпк школьников г. 1 163.07kb.
Сарва упанишада 1 29.81kb.
Что такое натюрморт? В чём особенности этого жанра изобразительного... 1 78.82kb.
Что такое насвай кайф от куриного помета. Что такое насвай 1 50.63kb.
Что такое порча и сглаз? 1 42.37kb.
Концепция развития исторического краеведения в ивановской области... 1 139.99kb.
Мкоу «Марковская сош» Номинация: «Журналистские работы» 1 39.86kb.
Что такое мюзикл 1 52.57kb.
Урок 31. Сочинения-потешки Обсуждение сочинений 3 723.8kb.
Что такое металлический шкаф и что такое сейф 1 48.9kb.
Урок игра по теме «Что такое человек?» 1 99.26kb.
О русском проекте овладения временем 3 462.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Что такое краеведение? - страница №1/1










Содержание



1

Что такое краеведение?

2

2

Актуальность темы

2

3

Цели и задачи

2

4

Краеведческий фонд

3

5

Справочно-библиографическая работа

4

6

Выставочная работа

4

7

Просветительская деятельность

5



экологическое краеведение

6




историческое краеведение

7




литературное краеведение

8

8

Социальное партнерство

9

9

Заключение

10

10

Список литературы

11


1. Что такое краеведение?
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, вовсе времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Но само слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в начале XX века. Впервые оно появилось в 1916-м году в Академическом словаре русского языка и имело очень краткое объяснение: «краеведение – это изучение данного края, страны».

В настоящее время «краеведение» признают «самым массовым видом науки» (Д.С. Лихачев). Оно включает в себя и непосредственно-практическую деятельность и популяризаторскую, является одной из форм общественной деятельности. Наряду с научным краеведением в начале XX века получило широкое распространение краеведческое движение среди школьников, т.к. краеведение – важный фактор идейного, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания школьников, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
2. Актуальность темы.

Краеведческая работа всегда считалась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение рассматривается как неотъемлемый элемент регионального компонента образовательных стандартов, отражающего своеобразие края (язык, историю, географию, экологию и т.д.).

Поощрение развития краеведения – действительно задача федерального масштаба, важная для всей России и для отдельных регионов.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение – это всегда краелюбие. Как говорил академик Д. Лихачев: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость». Детей надо воспитывать на том, что рядом, что доступно – не на подвиге вообще, а на делах своих земляков.

Краеведческая работа всегда была и будет актуальной, ибо она включает в себя разные направления: патриотическое, экологическое, литературоведческое, историческое и т.д.

В программе развития гимназии №147 по данному направлению работы определена следующая задача:



Сформировать нравственные основы личности, внутреннюю потребность к самоопределению в системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать гражданственность и любовь к Родине.

Поэтому, краеведческая тема в деятельности библиотеки образовательного учреждения становится одной из ведущих.



3. Цели и задачи.

Краеведческая работа библиотеки гимназии №147 подчинена одной целипробудить в ребенке интерес к чтению краеведческой литературы, закрепить этот интерес и сформировать у гимназиста навыки самостоятельного пользователя.

Исходя из этого, перед библиотекой ставятся следующие задачи:


  • предоставлять пользователям организованный краеведческий фонд и справочно-поисковый аппарат, которые своей структурой и содержанием соотносятся с системой и наполнением краеведческих учебных курсов данной гимназии;

  • оказывать помощь пользователям в приобретении знаний, умений и навыков в сфере поиска краеведческой литературы и иных источников информации и работы с ними;

  • осуществлять краеведческое справочно-библиографическое обслуживание и краеведческое библиографическое информирование.

Как же мы решаем, определенные выше задачи?


4. Краеведческий фонд.

Основу краеведческой деятельности библиотеки составляют фонды краеведческих документов и местных изданий. Библиотека гимназии систематически изучает фонды краеведческих документов. А так как с введением в стандарт образования регионального компонента доля делового чтения педагогов и учащихся по краеведению значительно увеличилось, возникла острая необходимость в пополнении фонда краеведческой литературы. Конечно наличие таких пособий как «География Омской области», «Омский историко–краеведческий словарь», «Наш край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура», снижали остроту проблемы, но кардинально ее не решали. Выпуск «Красной книги Омской области», «Авангард – чемпион! История омского хоккея в очерках и фотографиях» «Омск в панораме веков» и учебных пособий «История Сибири», «Хрестоматия по литературному краеведению» для начальных классов несколько изменили ситуацию.

Наряду с новыми изданиями большую ценность имеют те, которые были изданы ранее и благодаря акции «Подари краеведческую книгу – библиотеке» были переданы в ее фонд. Нередко при проведении массовых мероприятий библиотека гимназии получает в подарок книги по краеведению, которые невозможно приобрести в книжных магазинах, так, например, после встреч с омскими писателями и поэтами Владимиром Новиковым, Татьяной Четвериковой, Владимиром Балачаном фонд библиотеки пополнился книгами этих авторов.

В 2016 году Омск отметит свое 300-летие. Это знаменательное событие также способствует пополнению наших фондов краеведческой литературой. В 2008 году гимназия получила замечательный подарок от некоммерческого партнерства «Омск».Это уникальные экземпляры книг «Омск», «Лукоморье», «Иркутск», трехметровый исторический баннер «Творцы Омской истории. 300 лет во имя великой России». К нему прилагается информационный сборник, представляющий портретную галерею трехсот исторических фигур, так или иначе связанных с нашим городом: от основателя Омска Ивана Бухгольца до экс-капитана хоккейной команды «Авангард» Максима Сушинского.

Новые требования к содержанию образования и информатизация образования поставили нас перед проблемой создания фонда электронных изданий по краеведению. Сегодня в помощь преподаванию краеведения или регионального компонента библиотека может предложить диски «Животные Омской области», «Современное состояние и охрана животного мира Омского Прииртышья», «О реке Омке», «Улицы города Омска: справочник», «По страницам «Красной книги» (всего13 дисков), более десятка презентаций по краеведению, электронную книгу «Омск литературный», сборники произведений афганской тематики «Боль души» и «Ядовитое жало войны», при возможности используется Интернет. Большим успехом у учащихся гимназии пользуются интернет-сайты «Литературный Омск», «Омское Прииртышье», «Город многоликий: 300-летию Омска посвящается», а также сайт Омского государственного литературного музея им. Ф. М. Достоевского, сайт Централизованной системы муниципальных библиотек города Омска.

На сегодняшний день краеведческий фонд составляет 696 экземпляров книг, учебников, хрестоматий и электронных изданий.


5.Справочно-библиографическая работа.

Особое место в библиотеке уделяется справочно-библиографической работе.

Мной была освоены программы MARK-SQL и Windows Cardfile-электронная картотека.

Сейчас у нас ведется работа по созданию электронного каталога, уже созданы и постоянно используются 8 электронных картотек: «Город многоликий» (краеведение), «Знаменательные и памятные даты», «Искусство», «Образование», «Законы РФ», «В мире природы» (экология), «Здоровый образ жизни», «В мире мудрых мыслей»

В этой картотеке виртуальная карточка выглядит как настоящая и структурируется по алфавиту заголовков.

В картотеке по краеведению, например, мы в заголовке указываем название раздела или рубрики. В «теле» карточки- автора, название и источник. На заполнение одной карточки уходит 1-2 минуты. С электронной картотекой работать очень просто и удобно. Поиск нужной карточки возможен по заголовку и по любому слову в «теле» карточки (по фамилии автора, названию источника и т.д.). Данная картотека является уникальным, особо ценным документом. Ее пользователями являются учащиеся и педагоги гимназии.

Библиотекой выполняются все виды библиографических справок (библиографические, фактографические и уточняющие). В течение 2007-2008 учебного года было выполнено более 70 справок по краеведению.

Мы стремимся привлечь учащихся к непосредственному самостоятельному библиографическому поиску краеведческой информации.

Библиотека использует все формы и методы информационной работы - это Дни информации, выпуски информационных бюллетеней, обзоры новых поступлений, часы информации по темам: «Красная книга Омской области», «Периодика-2008». Проводятся библиотечные уроки «Краеведение на страницах периодической печати», «Характеристика фонда краеведческой литературы».

Большим спросом пользуются тематические пресс-досье по истории, экологии, культуре края, о знаменитых людях края. Всего в библиотеке оформлено 9 таких тематических папок. Составлены рекомендательные списки дополнительной литературы к краеведческим учебным программам или краеведческим блокам других программ.

Библиотека гимназии готовит и выпускает библиографические пособия малых форм: закладки, памятки, буклеты (см. приложение №2, копии №13,17,24-27,35,36). Они информируют читателей о новых краеведческих изданиях, поступивших в библиотеку. К юбилейным датам омских поэтов и писателей также выпускаются буклеты с краткой биографией и списком публикаций об авторе. Каждое массовое мероприятие также находит отражение в малых формах библиографических изданий.
6. Выставочная работа.

Важной составляющей частью библиотечно-библиографического обслуживания является выставочная деятельность библиотеки.

В читальном зале библиотеки функционирует постоянно действующая тематическая выставка «Омск- вчера, сегодня, завтра», а на абонементе – «Омск литературный».

Библиотека регулярно оформляет юбилейные выставки. Это чаще всего выставки-персоналии – «Верный рыцарь незабвенной Сибири»: к 130-летию Петра Драверта ; «Омская сага» Мари Юрасовой»: к 95 – летию М. Юрасовой; «Служить Отечеству на пользу»: к 70-летию В. Балачана.

К проведению устных массовых мероприятий по краеведению библиотека организует открытые просмотры: «Писатели Земли Омской», «Листая страницы прошлого» и «Великому подвигу - вечная слава», где экспонируются книги журналы, газетные публикации и т.д.

Библиотека организует и монографические выставки (одной книги): «Из XVIIIвека – в век XXI: История Омска», «Успенский кафедральный собор. Омская святыня», «Авангард»-чемпион! История омского хоккея в очерках и фотографиях». Они посвящены новой книге поступившей в библиотеку гимназии. Цель такой выставки: информирование и привлечение внимания пользователей библиотеки к новинке.



Выставки новых поступлений – оформляются, когда в библиотеку поступает несколько новых книг краеведческой тематики. В 2008 году в библиотеке была оформлена выставка книг серии «Тобольск и вся Сибирь», полученных в дар от некоммерческого партнерства «Омск».

Мультимедийные выставки – появились в арсенале библиотеки в последние годы. Использование мультимедийных технологий позволило расширить наши возможности, наполнить информационное пространство новым содержанием. Выставки «Город, который вдохновляет», «Патриарх сибирского пейзажа Кондратий Белов», «Ветер перемен» представленные на интегрированных уроках сделали, казалось бы, невозможное: краеведческую литературу стали спрашивать не потому что «задали», а потому что «интересно».

Имеющиеся исследования о влиянии электронной культуры на чтение детей и подростков отмечают, что под влиянием электронных средств информации у детей меняется восприятие печатного текста. Кроме того, меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений. Растет новое «мультимедийное» поколение, у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Не уметь общаться на современном языке с новым поколением грозит тем, что нас просто не будут воспринимать и понимать. Это мы должны научиться говорить на их языке, как более мудрые. И только потом, когда они нас будут слышать и доверять, показать, что наш мир не менее прекрасен, чем их современный. Мультимедийные книжные выставки зачастую, делают наше мероприятие, наш рассказ не просто запоминающимся, иногда единственно доступным для восприятия современного подростка.


7. Просветительская деятельность.

Данная работа ведется с учётом возрастных и индивидуальных способностей и возможностей учащихся гимназии. Если для учеников начальной школы в основном проводятся мероприятия в игровой, занимательной форме, то для старшеклассников наиболее приемлемые формы работы - дискуссия, круглый стол, обсуждение, конференция, участие в научном обществе учащихся.

Сегодня уже можно говорить о сложившихся тематических направлениях краеведческой работы библиотеки:


  • экология города и области;

  • история округа, города, края в целом;

  • литературная жизнь города и области;



Экологическое краеведение

Экологическое направление работы является приоритетным, так как с 2003 по 2006 год библиотека реализовывала программу развития по теме «Формирование экологической культуры личности». За время реализации программы библиотекой собран богатый материал по экологической обстановке нашего края. Разработаны и проведены различные массовые мероприятия - литературные путешествия, познавательные игры, экологические викторины, часы занимательной науки.

Библиотекой используются разнообразные формы работы: «Брейн-ринги», «Ток-шоу», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», информационный часы, КВНы и другие мероприятия. Например, КВН «Птичьи разговоры», эколого-краеведческий вечер-рассказ «Все живое береги ты на этом свете».

Во время проведения Недели экологии среди учащихся 5-9 классов была проведена школьная экологическая олимпиада, которая проходила в 2 тура. 1 тур - ребятам была предложена заочная викторина «В мир природы по страницам «Красной книги Омской области». Победители викторины вышли во второй тур и стали участниками игры «О, счастливчик!», которая проходила по типу телевизионной игры. Победитель игры получил звание «Юный эколог гимназии», диплом и приз.



Сейчас наблюдается повышенный интерес к этой теме. В читальный зал приходят даже не читающие до этого мальчишки. И их удивлениям и восторгам нет конца. За один месяц «Красная книга Омской области» была востребована 25 раз. Более того, ученики 5 класса участвовали в реализации проекта «Животные Красной книги», подготовив сообщения с фотографиями и рисунками о животных. Акцент был сделан на животных Омской области. На мой взгляд, в данном случае важны не сами сообщения, а то, что дети перечитали не одну книгу, а кто-то воспользовался и Интернетом. Работа эта, безусловно, велась вместе с родителями. А ведь совместная деятельность не только дает знания, развивает поисковые и творческие способности ребенка, но и сближает семью.

Результатом всей нашей работы, мне кажется можно считать то, что прослеживается явная тенденция в развитии читательских предпочтений у учеников нашей гимназии: обращаясь к книгам о природе нашего региона, ребята не только узнают что-то новое, лучше учатся по географии, биологии, но и больше читают литературу по естественным наукам. Несколько лет подряд ученики нашей гимназии занимают первые места на городских олимпиадах по географии, биологии и физике. Большой процент выпускников нашей гимназии выбирает вузы естественнонаучной и гуманитарной направленности.


Историческое краеведение

Интерес читателя к истории и современному состоянию родного края является одним из важных стимулов развития исторического краеведения. Изучение прошлого, своих корней, любовь к родному краю, знание истории и есть основа, на которой и должен осуществляться рост духовной культуры нашего народа. Историческое краеведение всегда являлось одним из основных направлений деятельности библиотеки гимназии №147. Ведь наш город имеет богатейшую историю, вобравшую в себя своеобразие и колорит разных народов, проживающих на его территории. Поэтому мы всегда приобщить читателей к истории своей «малой Родины» как части истории области, России, к изучению истоков героизма и мужества сибиряков, воспитать чувство гордости и уважения к самобытной культуре, обычаям и традициям Омской земли.

Очень запомнились старшеклассникам встречи с заместителем директора Омского государственного историко-краеведческого музея (ОГИКМ) С.Ю. Первых.

Ежемесячно учащиеся встречались в библиотеке и отправлялись на экскурсию в прошлое нашей малой Родины. На всех занятиях в качестве иллюстративного материала использовались фотографии, наборы открыток, таблицы, карты.

Живой и запоминающейся для ребят стала экскурсия по улицам, прилегающим к гимназии. Герои войны В. Гризодубова, Д.И. Карбышев – много ли знают о них люди, которые каждый день ходят по улицам, названных их именами? Рассказ библиотекаря настолько заинтересовал ребят, что решено было провести конкурс на лучшего знатока истории своего двора, улицы. В ходе подготовки к конкурсу учащимся пришлось обращаться ко многим краеведческим источникам, и результат нас очень порадовал.

Разнообразие форм массовых мероприятий способствует лучшему восприятию исторического материала. Большой интерес у учащихся 8 классов вызвал устный журнал «По родному краю» (см. приложение №2, копия № 6). Устный журнал сопровождался музыкой и слайдами. Учащиеся 8 класса активно участвовали в подготовке и проведении устного журнала. Они помогали подбирать стихи к мероприятию, готовили презентацию о Дмитрии Карбышеве. Все это в определенной мере стимулировало интерес к истории родного края.

Стоит отметить работу библиотеки по оказанию помощи учащимся и педагогам в проектно-исследовательской деятельности. Учащиеся нашей гимназии - активные участники областных и городских научно-практических конференций, фестивалей и конкурсов. Так в 2007 году библиотека участвовала в подготовке учащихся ко III городскому фестивалю семейных проектов «Подсолнух». На фестивале работа учащихся 8 класса «Моя родословная» получила высокую оценку жюри. В 2008 году библиотека участвовала в подготовке учащихся к городской конференции «Шаги в науку». Была отмечена работа учащейся 10 класса, которая продемонстрировала костюмы, национальная утварь, музыкальные инструменты казахского народа. Звучали песни на казахском языке. Показана презентация по теме «Традиции и обычаи моего народа»

2008 год был знаменателен и еще одним событием. Наша команда «Патриот» стала победителем областного конкурса «Знатоки краеведения» и получила ценные призы - телевизор, DVD-плеер и книги. Особенно приятно, что в этом есть и немалая заслуга школьной библиотеки.

Литературное краеведение

Традиционным направлением краеведческой работы библиотеки было и остается литературное краеведение. Библиотека находится в постоянном поиске новых форм и методов краеведческой работы. Проводятся викторины, конкурсы, презентации, вечера, встречи за круглым столом и т.д.



С 2006 года наша гимназия сотрудничает с Омским государственным литературным музеем имени Ф.М. Достоевского. Значительная часть массовых мероприятий библиотеки тем или иным образом связана с мероприятиями музея. Это, конечно же, способствует росту популярности библиотеки, ее престижа. И, естественно, уровень проводимых мероприятий значительно вырос, так как лекции, встречи или выездные выставки проводили люди, профессионально подготовленные.

Учащиеся имели возможность не только знакомиться с краеведческой книгой, но и общаться с интересными людьми, экскурсоводами, всегда готовыми поделиться своими знаниями. А какой неизгладимый интерес вызывали у детей экспонаты музея, архивные документы и фотографии, которые можно было внимательно прочитать, подробно рассмотреть, расспросить сотрудников музея об интересующих фактах и деталях! В читальном зале библиотеки гимназии проводились лекции, встречи и выездные выставки музея:: «Сибирский сказочник» (по творчеству Петра Ершова), «Страна Белозерия» (Из архива поэта Т. Белозерова), «Слово солдата» (Омские писатели на фронтах и в тылу), «Ф.М. Достоевский в Омске».

Как правило, живое общение с авторами полюбившихся книг никого не оставляет равнодушным. Обычно такие мероприятия проводятся в читальном зале библиотеки. Для учащихся старших классов эти встречи проходят в форме литературных гостиных или литературных салонов. В этом учебном году учащиеся начальных классов встречались с детскими омскими поэтами Владимиром Новиковым, Татьяной Андринской и с совсем молодым автором, да к тому же еще и нашей коллегой – библиотекарем, Олесей Варкентин. Олеся Варкентин была и гостем нашей литературной гостиной. Она пообщалась с нашими юными поэтами, поделилась с ними своим поэтическим мастерством. Учащиеся 10 классов смогли пообщаться с молодым писателем Сергеем Пономаревым. Они обсуждали повесть «Фото на развалинах», делились с автором своими впечатлениями и размышлениями о прочитанном произведении, задавали вопросы. Встречи прошли очень интересно, оставив в душе учащихся неизгладимый след.

Библиотека стремиться пробудить интерес учащихся к чтению краеведческих книг. Через литературное краеведение, через судьбу омского поэта или писателя стараемся показать нашим учащимся прошлое и настоящее Сибири. Прикасаясь к творчеству местных авторов, на наш взгляд, ребенок сопереживает сильнее, т.к. действие происходит в знакомом ему городе или местности, героя окружает знакомая природа.

Чтение книг о ровесниках вообще является одним из любимых занятий учеников нашей гимназии. По результатам опроса учащихся приоритеты разделились между трех краеведческих произведений: Л. Трутнев «Красный лис», И.Егоров «Находка» и М Юрасова «По соседству с нами».

Большой интерес учащихся нашей гимназии проявляют к мероприятиям с использованием мультимедийных средств (см. приложение №3. CD- диск). Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного,30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50-70%. Поэтому, эффективность использования мультимедийных средств неизмеримо возрастает.

Для старших классов был подготовлен слайд-вечер, посвященный творчеству Леонида Мартынова. Чтение стихов сопровождалось музыкой. Были показаны интересные фотодокументы. Использование аудиовизуальных средств помогает лучше понять суть творчества писателя, полюбить его книги.

Интересна была и мультимедийная презентация книги Валерия Хомякова «Сибирская ипокрена: литературные портреты омских писателей»

Вышедший в 2007 году подарочный комплект книг Тимофея Белозерова «Праздник солнечного света» так же требовал особого представления, поэтому мы обратились к электронной презентации. Созданная презентация книг позволила более наглядно, более красочно представит это уникальное издание известного детского поэта.
8. Социальное партнерство

Обязательным условием успешной работы библиотеки является взаимодействие с местным сообществом. В первую очередь социальным партнером является муниципальная библиотека, расположенная на микроучастке – библиотека им. Толстого. С ними ведется систематическая работа, составляется план мероприятий на текущий год.

Библиотека нашей гимназии сотрудничает с Омской городской общественной организацией школьных библиотекарей. В 2006 году Омская городская общественная организация школьных библиотекарей (ОГООШБ) предложила нам принять участие в реализации проекта «Фестиваль детского чтения».

В рамках «Фестиваля детского чтения» проводились различные мероприятия направленные, прежде всего, на популяризацию чтения книг о родном крае и произведений омских писателей и поэтов. Учащиеся нашей гимназии приняли участие в конкурсах рисунков «Моя первая книга», плакатов «Я люблю читать», «Знатоков краеведческой литературы».

С 2006 на базе нашей гимназии проводится городской конкурс «Знатоки краеведческой литературы» (см. приложение №2, копия №7, приложение №3, копия №33). Это окружные и городские этапы конкурса среди учащихся 5-8 классов, которые проводятся по следующим направлениям:



  • Любимое произведение омского писателя или поэта (чтение отрывка наизусть);

  • Жизнь и творчество омских писателей и поэтов, история и культура г. Омска (викторина);

  • Творческая работа о жизни и творчестве омского писателя

Мы стараемся сделать этот конкурс красочным, ярким, незабываемым. Участников конкурса обычно встречают ребята из школьных театральных студий. В актовом зале оформляется выставка – викторина по творчеству омских писателей, выставка рисунков учащихся начальной школы «Я рисую книгу», выставка творческих работ учащихся гимназии № 147.

В 2008 году нам предложили участвовать в разработке нового проекта ОГООШБ, была организована творческая группа, состоящая из библиотекарей и педагогов образовательных учреждений. И 15 октября 2008 года мы запустили телекоммуникационный проект «Школьник Сибири, читай!» (см. приложение №2, копия №10).

Цель проекта:  Повышение престижа чтения, возрождение традиций семейного  чтения, популяризация деятельности библиотек муниципальных образовательных учреждений.

Проект приглашал учащихся 5-8 классов, отправится в увлекательное путешествие по  литературным дорогам Сибири. Они смогли попробовать себя в роли экскурсоводов по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов и писателей вашего города, задать различные вопросы современному автору, проявить свои эрудицию и литературные таланты. По итогам проекта в библиотеке гимназии №147 прошел круглый стол. В проекте участвовали 23 команды учащихся школ города и области. Команды-победители  получили дипломы  и диски с работами участников проекта. Каждая команда получила сертификат участника проекта «Школьник Сибири, читай!». Лучшие работы команд были размещены на сайте ОГООШБ – Biblio_School.narod.ru (см. приложение №3, копия №28)


9. Заключение. 

Интерес к прошлому своего края, к деятелям культуры, их жизни и творческой деятельности возрастает с каждым годом. Мы не “Иваны, не помнящие родства”, и знаем, как много сделано предшествующими поколениями для нашего сегодня. С позиции современности мы оцениваем их труд и берем на вооружение все, что не утратило значения в наши дни.

В целях развития деятельности по библиотечному краеведению планируется:


  • продолжить работу над созданием электронной краеведческой картотеки;

  • создать на сайте гимназии краеведческую страничку «Краеведческая копилка»;

  • участвовать в городских мероприятиях «Фестивалях детского чтения», организуемых ОГООШБ.


«ПАМЯТЬ – это ничем незаменимый хлеб насущный, без нее дети вырастут слабыми незнайками, неспособными к будущему». Эти слова взяты из романа Владимира Алексеевича Чивилихина «Память». Приобщая молодого человека к истории Отечества (большого и малого), библиотека может помочь приобрести ему такие качества, как ответственность, способность к творчеству, любознательность, настойчивость, стремление к приобретению новых знаний, эстетическое восприятие действительности, высокая нравственность. И, следовательно, может сыграть большую роль в формировании личности. Все тот же Чивилихин писал: «Без памяти, без чувства Родины, без благодарности к предкам, человек – случайность на земле; и он уничтожит землю». Так давайте жить так, чтобы никто не сказал что мы случайные на земле люди.


P.S.: Но мне также хочется посоветовать коллегам, избежать одной ошибки: краеведение не должно стать самоцелью, вылиться в коллекционирование и повлечь к перегрузке учащихся. Нужно всегда помнить основной принцип школьного краеведения - подчинение его учебно-воспитательным задачам школы.
Краеведение - это всегда краелюбие. Я стремлюсь к тому, чтобы ученики нашей школы были не только грамотными людьми, но и пламенными патриотами, любящими Отчизну и отчий край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.


Список литературы:

  1. Балацкая Н.М. Секция «Краеведение в современных библиотеках»// Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации.- 2005.-.№34.- С.18-19.

  2. Бацина Т.В. Воспитывать любовью к своему краю// Школьная библиотека.-2005.-№3.- С.13-14.

  3. Краеведение- конспект эпохи: опыт реализации целевой программы/ МУК «ЦСМБ г. Омска».- Омск,2004.-34с.;

  4. Мураховская М. Пока в сердцах не иссяк родник// Библиотека.-2001.-№1.-С.52-53.









Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Евгений Шварц
ещё >>