Что такое детский труд? 7 Понятие «ребенок» 8 Понятие «детский труд» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная область «Труд». Развиваем ценностное отношение к... 1 183.32kb.
Диагностика по определению уровня трудовой деятельности детей. 1 65.56kb.
«Детский сад п. Дукат» 1 78.6kb.
Сценарий воспитательного мероприятия " Талант и труд " 1 36.21kb.
Урок. Конвенция о правах ребенка 1 115.39kb.
Лекция 1 Понятие о процессе и о нитях 1 164.72kb.
Труд, мастерство ткачих рукодельниц 1 59.9kb.
Использование детского труда в современном мире и в украине 1 43.07kb.
Эксплуатация детского труда 1 24.24kb.
К проблеме становления гулага 1 328.06kb.
Управление и социальные силы Содержание главы: Управление и принуждение. 1 318.24kb.
«Проблемы использования детского труда в спорте, в модельном, рекламном... 1 157.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Что такое детский труд? 7 Понятие «ребенок» 8 Понятие «детский труд» - страница №1/3







«Роль работодателей в искоренении





детского труда»

С О Д Е Р Ж А Н И Е :


Предисловие 3

Введение 5



  1. Что такое детский труд? 7

  • Понятие «ребенок» 8

  • Понятие «детский труд» 8

  • Минимальный возраст приема на работу детей 8

  • Наихудшие формы детского труда 9

  • Что порождает детский труд 11

  • Последствия детского труда 13

  • Детский труд в Казахстане 15

II. Роль работодателей в искоренении детского труда

  • Четыре причины, почему работодатели должны искоренить

детский труд 17

  • Как работодатели могут искоренить детский труд 19

  • Роль организаций работодателей в борьбе с детским трудом

  • Роль объединений работодателей и социальных 24

партнеров в искоренении детского труда

  • Достижимо ли искоренение детского труда в Казахстане? 27

III. Правовая база детского труда в Казахстане

  • Международные правовые документы по детскому труду 30

  • Национальное законодательство по вопросам детского труда 31


П Р Е Д И С Л О В И Е

Данное Руководство для работодателей «Роль работодателей Казахстана в искоренении детского труда» подготовлены Конфедерацией работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан при технической поддержке Бюро Работодателей МОТ и при содействии МОТ - ИПЕК.

При подготовке данного Руководства для работодателей были использованы материалы, опубликованные в изданных Международной Организацией Труда (МОТ) и Международной Организацией Работодателей (МОТ) трех практических Руководствах «Работодатели и детский труд», в которых предлагаются идеи, даются советы и примеры предотвращения детского труда.

Указанные «руководства являются ключевым ресурсом для директоров, менеджеров и сотрудников организаций работодателей и других бизнес – ассоциаций, которые хотят заняться этой важной и деликатной проблемой». Для работодателей Казахстана очень важен международный опыт в искоренении детского труда, поэтому многие материалы из этих документов включены в данное Руководство для Казахстана.

Это было сделано с целью перенять предлагаемый в данных руководствах МОТ положительный опыт других стран, примеры предотвращения детского труда и рекомендуемые механизмы освобождения детей с рабочих мест на условия и возможности нашей страны.

Руководство для Казахстана в значительной мере разрабатывалось на основе опыта проведения борьбы с детским трудом в г. Алматы и Алматинской области и соответственно потребностей и возможностей, существующих в данном регионе, что, однако, не является препятствием для применения его работодателями и предпринимателями во всех регионах страны.

В целом, данное Руководство «Роль работодателей Казахстана в искоренении детского труда», может представлять интерес не только для работодателей и предпринимателей Казахстана, но и широкого круга лиц, связанных с планированием, проработкой и проведением мероприятий по искоренению детского труда, включая компетентные государственные органы, неправительственные организации, организации образования, общественные структуры и т.д.

Проведенные в последние годы исследования в различных регионах Республики Казахстан продемонстрировали, что проблема детского труда также актуальна и для Казахстана. В кризисный период как в городской, так и в сельской местности произошел рост использования детского труда в экономике страны.

Экономический кризис особенно повлиял на детей, занимающихся сбором хлопка и табака, которые зачастую не имеют доступа к качественному медицинскому обслуживанию, страдают от плохих жилищных условий, хронической усталости, недоедания и т.д. Проблема искоренения детского труда особенно актуальна для сельскохозяйственных регионов Южного Казахстана.

В городской местности отдельные дети оказываются вовлеченными в попрошайничество, работают в частных торговых точках, осуществляют доставку продуктов и товаров на рынках, на автомойках, на станциях технического обслуживания автомашин, при погрузочно–разгрузочных работах, заправщиками на автозаправках и т.д.

Ряд исследований, посвященных детскому труду, отмечает вовлечение детей в нелегальные сферы деятельности, включая проституцию и порнографию. По данным МВД РК, значительная часть городских проституток в Казахстане – несовершеннолетние дети.

Значительная доля детского труда в стране падает на детей трудовых мигрантов. Например, на территорию южного Казахстана дети прибывают вместе с семьями, мигрирующими из Узбекистана и Кыргызской Республики в период сбора урожая, и работают на хлопковых и табачных полях.



В В Е Д Е Н И Е

Международная Организация Труда (МОТ) и прогрессивная общественность планеты 12 июня 2010 года отметили Всемирный день борьбы с детским трудом. Как известно МОТ призвала “ к 2016 году искоренить наихудшие формы детского труда». Этот ориентир был намечен в 2006 году на основании выводов предыдущего глобального доклада, авторы которого отметили позитивные тенденции в деле искоренения детского труда.

“В настоящее время 215 миллионов детей в мире вынуждены работать, чтобы выжить. Учеба и игра для них – непозволительная роскошь. Темпы искоренения детского труда в мире замедлились, и может случиться так, что не удастся покончить с его наихудшими формами к 2016 году. Нам необходимо восстановить прежние темпы. Давайте же возьмемся за искоренение детского труда, избрав для этого правильную стратегию и показав нашу приверженность достижению этой цели”, - заявил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия.

Всемирный день борьбы с детским трудом в 2010 году отмечался через месяц после конференции по детскому труду в Гааге, в которой приняли участие более 450 делегатов из 80 стран. Цель конференции, организованной правительством Нидерландов, – одобрить “дорожную карту”, призванную активизировать усилия по искоренению наихудших форм детского труда к 2016 году.

В “дорожной карте” сформулирован ряд руководящих принципов и конкретных действий для достижения поставленных целей, которые должны предпринять правительства, социальные партнеры (работники и работодатели), гражданское общество, неправительственные, региональные и международные организации.

Одновременно с принятием “дорожной карты” вышел в свет третий глобальный доклад МОТ о детском труде, авторы которого предупреждают: глобальная кампания борьбы с детским трудом переживает критический момент.

Выводы нового доклада заметно отличаются от оценок, сделанных четыре года назад, когда было найдено гораздо больше оснований для оптимизма. Последние данные свидетельствую о «неравномерности» прогресса в достижении поставленной цели – добиться ликвидации наихудших форм детского труда к 2016 году. Авторы доклада предостерегают, что если нынешние тенденции сохранятся, эта цель к 2016 году достигнута не будет.

Аналогичная ситуация характерна и для Республики Казахстан. К сожалению, сокращения использования детского труда в экономике страны не происходит, и соответственно нужны более решительные меры правительства, социальных партнеров, НПО и всего общества в целом по ликвидации НФДТ.

Социальными партнерами будет продолжена работа по реализации Конвенции МОТ №182 и совместного плана работы по ликвидации наихудших форм детского труда.

В этой серьезной деятельности необходимо учитывать опыт других стран, добившихся определенных успехов в деле искоренения детского труда. Во многих европейских странах с высоким уровнем доходов в прошлом тоже существовала проблема детского труда, а сейчас у них отмечается значительный прогресс в этом вопросе.

Необходимо отметить большую работу, проводимую МОТ – ИПЕК в Республике Казахстан по ликвидации детского труда, особенно НФДТ. Особое значение придается работе с социальными партнерами: профсоюзами и объединениями работодателей.

Руководство Конфедерации работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан благодарно МОТ – ИПЕК за техническую помощь в подготовке и издании данного Руководство для работодателей «Роль работодателей в искоренении детского труда».

Уверены, что данное Руководство для работодателей, окажет большую помощь не только работодателям и предпринимателям Казахстана, но и многочисленным организациям, связанным с планированием, проработкой и проведением мероприятий по искоренению детского труда, включая компетентные государственные органы, неправительственные организации, организации образования, общественные структуры и т.д.


  1. Что такое детский труд?

В статье 2 Конвенции МОТ №182 от 1999 года «О наихудших формах детского труда» «ребенком» признается любое лицо в возрасте до 18 лет. Законом Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан» (статья 1) установлено, что любое лицо в возрасте до 18 лет считается «ребенком» (не достигшее совершеннолетия).



Детским трудом называется работа, которая вредит благополучию детей и мешает его или ее образованию, развитию и будущей жизни. Детский труд – это работа, которая по своей природе и/или способу выполнения наносит вред ребенку, подвергает его насилию и эксплуатации и лишает возможности учиться.

Международная организация труда (МОТ) также использует выражения «работающие дети» и «экономически активные дети». Причем эти термины не подразумевают работу, выполняемую ребенком по дому.

Выписка из действующего Трудового кодекса Республики Казахстан.
Статья 30. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

1. Заключение трудового договора допускается с гражданами, достигшими шестнадцатилетнего возраста.

2. С письменного согласия одного из родителей, опекуна, попечителя или усыновителя трудовой договор может быть заключен с:

1) гражданами, достигшими пятнадцати лет, в случаях получения ими среднего образования в общеобразовательном учебном заведении;

2) учащимися, достигшими четырнадцатилетнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения;

3) с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с соблюдением условий, определенных подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи.

3. В случаях, определенных пунктом 2 настоящей статьи, наряду с несовершеннолетним, трудовой договор должен подписываться одним из его родителей, опекуном, попечителем или усыновителем.

Конвенция МОТ №138 «О минимальном возрасте» призывает установить минимальный возраст для трудоустройства не ниже возраста окончания обязательного среднего образования. В Республике Казахстан установлен минимальный возраст приема на работу в 16 лет.

Конвенция МОТ №182 «О наихудших формах детского труда» была единогласно принята делегатами МОТ в 1999 году и касается всех детей моложе 18 лет. Статья 3 Конвенции №182 определяет следующие формы детского труда как наихудшие:

а) все формы рабства или практика, сходная с рабством, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительная или обязательная вербовка детей для участия в вооруженных конфликтах;

в) использование, вербовка или предложение ребенка в целях проституции, изготовления порнографической продукции или для порнографических представлений;

с) использование, вербовка или предложение детей для использования в противоправной деятельности, в частности, для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

d) работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Понятно, что работодатели и предприниматели Казахстана не могут и не должны заниматься вышеперечисленной деятельностью. Эти виды труда иногда называют «неприемлемыми наихудшими формами детского труда».



Опасные виды детского труда

Статья 3 (подпункт d) Конвенции № 182 описывает то, что называют «опасными видами детского труда» (ОВДТ). К ним относится работа в опасных или неблагоприятных для здоровья условиях, в результате которой ребенок может погибнуть или получить увечья (часто необратимые) и/или заболеть (часто необратимым заболеванием), как следствие плохих стандартов безопасности и гигиены труда и рабочей обстановки.

«Опасность» тесно ассоциируется с «риском». Опасностью является все, что может причинить ущерб. Риском называется вероятность наступления ущерба вследствие реализации существующей опасности. Например, опасность, ассоциируемая с сельскохозяйственной техникой, может означать риск быть захваченным или зажатым ее движущимися частями. При этом риск будет высоким, если соответствующие защитные устройства не установлены, а рабочие находятся в непосредственной близости от техники. Однако, если машина будет надлежащим образом ограждена, регулярно проходит профессиональный техосмотр и ремонт, то риск будет низким.

Точный перечень опасных видов труда устанавливается каждой страной самостоятельно после консультаций с работодателями и работниками.

Такой перечень (Список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста) в Казахстане утвержден приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 185-п от 31 июля 2007 года и включает в себя 128 профессий и видов работ.

Приведем примеры: автоклавщик; аккумуляторщик, занятый зарядкой и ремонтом аккумуляторов; антикоррозийщик; аппаратчик приготовления химических растворов; аппаратчик хлорирования; варщик битума; прессовщик изделий из пластмасс; машинист по стирке спецодежды, занятый на ремонте, чистке и стирке спецодежды, загрязненной ядовитыми веществами, канализационной жидкостью, а также в спецпрачечных; мойщик, занятый: мойкой тары из-под нефтепродуктов и химикатов; промывкой деталей, узлов и моторов, работающих на этилированном бензине; мойкой ассенизационных машин; а также занятый дезинфекцией посуды; моторист электродвигателей, занятый обслуживанием высоковольтных электродвигателей; наполнитель баллонов, занятый наполнением баллонов сжиженным газом и жидким хлором и т.д.

Что порождает детский труд?

Факторы, порождающие детский труд, тесно переплетены. Необходимо отметить пять ключевых факторов. Первые три из них (бедность, образовательные и социальные нормы) могут считаться факторами предложения. Они вынуждают родителей использовать труд своих детей в собственном бизнесе или на ферме или поставлять его на рынок труда. Другие факторы относятся к спросу на детский труд: спросу со стороны родительских ферм или бизнеса и спросу со стороны другого бизнеса. Существованию детского труда способствует сочетание факторов предложения и спроса. Обратить внимание на все из них, а не просто на единичные факторы – критически важно для сокращения детского труда.



Мощной причиной детского труда является бедность. Родители посылают своих детей на работу или просят их работать в семейном бизнесе или на семейной ферме, потому что семья имеет низкие доходы и нуждается в дополнительных средствах которые дети способны обеспечить. Хотя бедность и является важным фактором, влияющим на решение семьи о направлении ребенка на работу, это не единственный фактор. Снижение детского труда на национальном уровне исторически не проистекало исключительно от изменений уровня доходов. Оно также происходило под влиянием других факторов, в том числе изменений в законодательстве (запрет на детский труд, обязательное образование), изменения восприятия и изменения природы труда.

В целом же, можно сказать, что, хотя уровень доходов и является мощным фактором, влияющим на то, работают дети или нет, простое повышение уровня доходов на душу населения не является достаточным для того, чтобы ликвидировать детский труд.



Отсутствие достойного, недорогого образования. Альтернативой детскому труду является посещение школы. Однако, родителям тяжело посылать детей в школу, если обучение является платным или связано с иными затратами (приобретением формы, тетрадей и т.д.). Если родители не могут позволить себе таких расходов, дети остаются дома и зачастую начинают работать на свою семью или других.

Школы играют две важные дополнительные роли, влияющие на ситуацию с детским трудом. Во-первых, они полезны для мониторинга запрета на детский труд, поскольку обычно легче отслеживать школьную посещаемость, чем ситуации по трудоустройству на тысячах предприятий. Во-вторых, предоставления бесплатного питания в школах теперь используется многими программами в качестве ключевой стратегии по сокращению детского труда. Бесплатные обеды снижают семейные расходы и служат решающим фактором при выборе того, отправлять ли ребенка в школу или на работу.



Социальные нормы и отношения могут иметь определенное влияние на уровень детского труда, хотя в понимании этого существуют различия. Некоторые исследователи считают, что уровень общественного порицания – или социальной стигмы – детского труда в разных обществах может отличаться. Например, в обществах с низкой стигмой родители не будут считаться с мнением соседей о том, что дети должны ходить в школу, а не работать. В других обществах, однако, эта социальная стигма может быть высокой, что удержит родителей от желания отправить ребенка на заработки.

Спрос со стороны домашнего хозяйства, семейных ферм или семейного бизнеса. Многие дети работают на своих родителей. Дети выполняют домашнюю работу, что позволяет их родителям трудиться вне дома: на семейном земельном участке, в малом бизнесе семьи или по найму у кого-то. Детей также просят поработать в семейном бизнесе или на семейной ферме, чтобы сэкономить на найме рабочей силы со стороны. Бедные семьи, у которых есть в собственности (или в аренде) земельный участок или средства на ведение своего малого бизнеса, более склонны заставлять своих детей, чем те бедные семьи, у которых нет таких ресурсов.

Спрос со стороны другого бизнеса. Предприятия нанимают детей по разным причинам. Когда факторы предложения сильны, т.е. много детей ищут работу, предприятия могут нанимать больше детей. Во многих культурах детских труд не считается чем-то зазорным, наоборот, дети считаются нормальной и традиционной частью рынка труда. Основные причины, по которым предприятия или бизнес нанимают детей, могут быть разбиты на категории:

- Нехватка рабочей силы – в периоды уборки урожая сельхозпредприятия могут испытывать нехватку взрослой рабочей силы и детей нанимают, чтобы восполнить эту нехватку.

- Дешевле – детям чаще платят меньше, чем взрослым. Однако, дети только тогда являются выгодной формой труда, когда их зарплата низка настолько, что компенсирует собой низкую производительность.

- Помочь бедным семьям – в некоторых случаях работодатель может знать, что ребенок из бедной семьи, и он наймет его, чтобы обеспечить семье ребенка больший доход.

- Отсутствие присмотра за ребенком – когда оба родителя работают, а школа недоступна, родители берут детей с собой на работу. В этом случае им могут платить небольшую сумму, чтобы помочь родителям или детям поручают дополнительные задания.

- Более легко управляемы – дети менее способны защитить свои права и интересы, чем взрослые работники. Поэтом некоторые работодатели заинтересованы в найме на работу именно детей, потому что детьми легче управлять в трудных ситуациях.

- Незнание и неискушенность – дети могут не знать о риске, связанном с обращением с различными опасными веществами, и более бесстрашны в опасных ситуациях (работа на высоте, работа с тяжелой техникой). Поэтому детей могут предпочитать взрослым, которые более осторожны, вследствие чего, могут работать медленнее.

Необходимо отметить еще несколько факторов, которые тоже порождают использование детского труда:

- неинформированность или недостаточное знание работодателями тяжелых последствий использования детского труда, таких как: вредное воздействие на здоровье детей; будущая рабочая сила не получает должную квалификацию; использование детского труда оказывает отрицательное влияние на развитие общества в целом.

- неосведомленность о своих обязанностях как работодателя по действующему Трудовому кодексу в вопросах допустимого использования детского труда или даже игнорирование требований законов по допустимым нормам использования детского труда.

- нарушение принятых в Республике Казахстан этических принципов: корпоративных и этических кодексов; социально-ответственный бизнес; различные конкурсы на звание «Лучшее предприятие отрасли» - во всех этих документах подход один – не допускать использования детского труда.


Последствия детского труда.

Полная занятость мешает детям получить образование. Они не получают знаний об основах чтения, письма и счета и не развивают мыслительные процессы. Это влияет на возможность ребенка достаточно зарабатывать в будущем. Действительно, ребенок застревает на низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Исследования подтверждают, что чем раньше ребенок начнет работать, тем выше наказание, которое ей или ему придется нести в смысле низких заработков во взрослом возрасте. Другими словами, детям, особенно маленьким, лучше быть в школе, чем на работе.

Семьи, которые отправляют детей работать, таким образом, получают доход сейчас, но теряют в доходе в будущем. Этот вопрос, конечно, не так прост, потому что часто семья вынуждена полагаться на доходы своих детей просто, чтобы выжить.

Таким образом, перевод ребенка с работы в школу должен производиться с учетом потребностей семьи найти новый источник дохода, которым являлся ребенок. Во многих бедных семьях дети совмещают школу с работой, хотя размеры такой практики различны в разных странах.

Некоторые программы по сокращению детского труда пытаются предоставить детям сбалансированный график работы и учебы. Важно, чтобы работа соответствовала возрасту ребенка и не утомляла настолько, чтобы он не мог ходить в школу.

Поскольку в основном трудящиеся дети происходят из бедных семей, тот факт, что они не могут получить образование, означает, что бедность будет переходить от одного поколения семьи к другому, т.е. возникает порочный круг бедности.

Усилия по сокращению детского труда должны быть направлены на то, чтобы разорвать этот круг, чтобы дети ходили в школу, чтобы они смогли в дальнейшем устроиться на работу и потом смогли обеспечить образование собственным детям.

Детский труд оказывает прямое влияние на жизни отдельных людей и семей, а также оказывает большое и растущее влияние на общество и его развитие. Общество с высоким уровнем детского труда имеет больше шансов попасть в ловушку низкого качества, когда относительно необразованная рабочая сила продолжает производить товары низкого качества на низком уровне производительности.

Новому поколению необходимо разорвать порочный круг и дать возможность ходить в школу, а не на работу, чтобы они смогли работать с большей производительностью в будущем. Тогда они смогут внести свой вклад в эффективное производство товаров более высокого качества и способствовать расширению рынков внутри страны и за рубежом.

Исследования МОТ подтверждают, что преимущества от целенаправленных действий против детского труда значительно превосходят затраты на них. Всемирная экономика сможет пополниться на 4,1 триллиона долларов США в течение 20 лет за счет искоренения детского труда.



следующая страница >>



Эксперт излагает объективную точку зрения. А именно свою собственную. Морарджи Десаи
ещё >>